Наружные стены для детского сада

Основные требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей

В адрес управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области поступают многочисленные обращения руководителей различных организаций с просьбой разъяснить вопрос классификации частных дошкольных образовательных учреждений и досуговых центров, размещаемых в жилых и общественных зданиях, и какие требования пожарной безопасности к ним предъявляются.

Классификация указанной категории зданий с точки зрения пожарной безопасности регламентирована статьёй 31 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом, здания рассматриваемой категории объектов могут быть отнесены как к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 – здания дошкольных образовательных организаций, так и к классу Ф 4.1 – здания организаций дополнительного образования детей.

С учётом того факта, что к зданиям различных классов функциональной пожарной опасности предъявляются различные требования пожарной безопасности возникает необходимость внесения чёткого разграничения между дошкольными образовательными организациями (Ф 1.1), организациями дополнительного образования детей (Ф 4.1) и иными организациями в которых по роду деятельности могут находится дети дошкольного возраста без какого-либо образовательного процесса, например помещения контор, офисов (Ф 4.3) или иные здания организаций по обслуживанию населения (Ф 3).

Читайте также:  Человек строит стену от другого

В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. А организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

С учётом изложенного, по мнению сотрудников управления надзорной деятельности, в случае, если организацией осуществляется присмотр за детьми без осуществления образовательной деятельности, отнести здания и помещения такого рода организации к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 нельзя.

При этом, в отличие от зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, к зданиям и помещениям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 необходимо относить организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и при этом не осуществляющие уход за детьми, который выражается в организации питания и сна.

Переходя от классификации к предъявляемым требованиям, хотелось бы отметить, что действующими в настоящее время нормативными документами установлен исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности для дошкольных образовательных организаций.

Требования по организации эвакуации установлены СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», основными из которых являются:

1. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.

2. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

3. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

4. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.

5. Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

6. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее 1,2 м — для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 чел.

7. Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

8. В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 45°.

Вместе с тем регламентируется расстояние по путям эвакуации и т.п.

По конструктивному исполнению зданий также предъявляются определённые требования. Например степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшая высота зданий детских дошкольных учреждений принимается в соответствии с СП 2.13130.2012 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» в зависимости от наибольшего числа мест в здании.

Обращаю внимание на то, что детские сады допускается размещать в зданиях I и II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 3 этажей, при этом количество детей ограничивается до 350 человек; в зданиях II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, этажностью не более 2 этажей, при этом количество детей ограничивается до 150 человек; в зданиях III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 1 этажа, при этом количество детей ограничивается до 100 человек; в остальных случаях этажность должна быть принята не более 1 этажа, а количество детей ограничено до 50 человек.

Также установлено требование, что стены с внутренней стороны, перегородки и перекрытия зданий дошкольных образовательных учреждений в зданиях класса конструктивной пожарной опасности С1 — С3, в том числе с применением деревянных конструкций, должны иметь класс пожарной опасности не ниже К0 (15).

Что касается размещения детских садов, то требования по размещению установлены СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»

В соответствии с пунктом 5.2.2 указанного документа, объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.

При этом, в соответствии с пунктом 5.2.4 свода правил, помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями и т.п.) на объектах класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отдельных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости — перекрытиями 2-го типа).

Размещать под спальными помещениями, актовыми залами, а также в подвальных этажах помещения категорий В1 — В3 не допускается.

Вместе с тем указанным сводом правил вводятся понятия семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости.

А именно, пунктом 5.2.3 установлено, что к помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.

Пунктом 5.2.8 свода правил установлено, что в многоквартирных жилых домах I и II степени огнестойкости, в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа допускается предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек.

Пунктом 4.14 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» установлены аналогичные требования, а именно: «Допускается предусматривать дополнительные помещения для семейного детского сада на группу не более 10 чел. в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях не ниже II степени огнестойкости при обеспечении этих квартир аварийным выходом согласно требованиям Технического регламента о пожарной безопасности и при наличии возможности устройства игровых площадок на придомовой территории».

В соответствии с пунктом 5.7 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», площадь помещений для групп кратковременного пребывания дошкольников при жилых домах (подготовительные к школе и прогулочные группы) и семейных дошкольных групп с пребыванием более 5 ч следует принимать для каждой группы по таблице 5.1 (графы 3 и 4) данного свода правил. При пребывании детей менее 5 ч спальня не предусматривается.

В состав помещений должна входить также комната (гардеробная) персонала с уборной. С учётом изложенного можно отметить, что требования пожарной безопасности к классическому детскому саду всем известны и понятны, это либо отдельно стоящее здание либо встроенный в здание иного назначения обособленный объём, обеспеченный самостоятельными выходами, соответствующими подъездами и т.п. А вот введённое понятие семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости даёт возможность устройства всевозможных форм детских дошкольных учреждений, например в квартирах жилых домов без отделения их от жилой части, без устройства отдельных выходов соответствующей ширины и т.п.

Требования к системам противопожарной защиты установлены СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», СП 10.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» соответственно.

Вместе с тем, на основании требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подтверждение обеспечения безопасности объекта защиты возможно, в том числе расчётами пожарного риска.

В соответствии с положениями действующей в настоящее время методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, допускается проведение расчётов пожарного риска для зданий определённых классов функциональной пожарной опасности, в том числе Ф 4.1 (здания организаций дополнительного образования детей). При этом, проведение расчётов пожарного риска для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций) не предусмотрено.

Источник

Проект строительства детского сада: разбираемся в нормах и требованиях

Проекты строительства детского сада в последнее время набирают все больший оборот. Не секрет, в что стране ощущается дефицит мест в учреждениях дошкольного образования, поэтому каждый населенный пункт стремится построить у себя детский сад. Предпочтение отдается именно возведению новых объектов, которые полностью соответствуют современным требованиям по части проектировки.

Помимо комфортного, безопасного и долговечного здания, результатом проекта детского сада должна быть и разумная экономия финансов, чтобы стоимость постройки не оказалась слишком высокой. В нашей статье мы разберем основные нормы и требования в данной области, а также поговорим о типичных ошибках, которые контролирующие органы находят чаще всего.

Порядок проектирования строительства детского сада

В середине ХХ века к строительству детских садов относились очень ответственно. Из-за этого образовалась основательная нормативная база о проектировании, строительстве и функционировании учреждений дошкольного образования. На ее основе в конце ХХ века создали соответствующие СанПиНы и СНиПы. Тогда требования к проектированию и строительству детских садов были весьма продвинутыми и не уступали по нормам странам Европы. А в некоторых пунктах даже имели превосходство, например, к обеспечению безопасности и сохранности здоровья детей у нас подходили более строго.

На сегодняшний день основные документы при проектировании детских садов – это СП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Также в отдельных округах есть свои территориальные стандарты, которые предусматривают особенности региона. Например, в столице действует своя норма строительных стандартов — это МГСН 4.07-05 «Дошкольные образовательные учреждения».

По словам экспертов, требования норм смягчается. Например, в советское время разрешалось строительство детских садов с этажностью не более двух, для обеспечения быстрой эвакуации детей в случае пожара. Было возможно строительство трёхэтажных зданий только при условии, что на верхнем этаже будут размещаться технические и хозяйственно-бытовые помещения.

А сейчас с целью экономии земельных участков под застройку в постановлениях появились смягчения: по новым правилам на верхнем этаже могут находиться старшие группы дошкольного учреждения. Такое послабление добавляет ответственности проектировщикам, так как теперь им необходимо грамотно составить пути эвакуации с верхних этажей и более серьезно подойти к выбору противопожарного оборудования. В этом плане в стандартах каких-либо смягчений нет, наоборот, требования стали жестче. Так, в 2014 году было опубликовано новое постановление, регламентирующее использование средств пожарной безопасности. После него ответственные производители внесли изменения в выпускаемые линии продукции.

Следующее смягчение в нормативной базе – это санитарные условия, принимающие во внимание плотность городских построений. Если раньше детское дошкольное учреждение должно было быть отдельностоящим зданием, сейчас допускается их размещение во встроенные в жилые дома помещения и пристройки. Но на практике такое встречается редко, все же предпочтительно расположение детских садов в отдельных сооружениях.

Основные требования к проекту детского сада

Создание проектов строительства детских садов производится на основании всех нормативных баз, утвержденных на законодательном уровне. Их основная задача – обеспечить полную безопасность детей и условия для продуктивного процесса обучения.

Детские сады и школы должны состоять максимум из трех этажей (подвал не считается). Если же присутствует четвертый, он должен быть использован только в качестве технического, в котором располагаются архив, хозяйственная подсобка, склад и другие подобные помещения. Но кабинетов для занятий и каких-либо залов на четвертом уровне быть не должно. Материалы для внутренней отделки детских образовательных учреждений должны быть экологически безопасными, дышащими и с низкое степенью возгорания.

Для проектировки строительства детских садов и других дошкольных образовательных центров есть определенные требования:

  • Наличие территории достаточного размера.
  • Высокий уровень звукоизоляции всех помещений, в которых будут находиться дети.
  • Наличие территории для прогулок и игр в расчете не меньше 5м 2 на каждого ребенка.
  • Отдельный вход для младших групп.

Требования к участку строительства детского сада

Детсад должен находиться в жилом массиве, подальше от крупных дорог, промзоны и гаражей. При застройке необходимо соблюдать расстояния между зданиями согласно проекту.

Не допускается строительство зданий на путях инженерных коммуникаций.

Помимо расстояния учитывается и скорость ветра на этом участке, а также шумовой уровень, который не должен превышать 60 дб. Для этого по периметру всего участка поднимается ограждение высотой 1,6 м. и высаживаются кусты и деревья вдоль забора. Освещение на площадке и прилегающей территории должно быть больше 10 люменов на квадратный метр.

Территорию делят на 3 зоны:

  • Игровая зона. В нее входит площадка для игр и физических упражнений. Для первой зоны на каждого ребенка младшей группы должно приходиться по 7,2 кв. м., а на дошкольника 9 кв. м.
  • Зона застройки. Здесь размещено само здание образовательного учреждения.
  • Хозяйственная зона. Расположена отдельно от основного здания, но соединена с пищевым блоком и прачечной. Есть отдельный въезд для транспортных средств, этот участок ограждают от остальных с помощью зеленых насаждений.

Нормы для внутренних помещений детского сада

Санитарные нормы проектирования строительства детских садов

При проектировании строительства дошкольного образовательного учреждения необходимо учесть дополнительные выходы и лестницы, чтобы быстро эвакуировать или изолировать детей в случае ЧС. Через каждую входную дверь должно проходить не более четырех групп дошкольников. Желательно строить здания детских садов одно- или двухэтажные. На втором уровне лучше располагать детей старших групп. Также для предотвращения несчастных случаев особое внимание нужно уделять проектированию лестниц. Необходимо брать во внимание среднюю длину шага детей и высоту подъема ноги, поэтому глубина ступеней лестницы составляет 27-30 см, а высота подъема –12-14 см. Ширина лестницы должна быть как минимум 1,3 метра, а каждый марш лестницы состоять из 10-13 ступеней. Лестницы в детских учебных учреждениях обносятся ограждением высотой 1,5 метра с расстоянием между балясинами не больше 10 см.

Приёмная

Здесь расположена мебель для хранения верхней одежды – отдельные шкафчики высотой 120-135 см. В шкафчике должны быть крючки для вешания верхней одежды, сверху полка для шапок и шарфов, снизу две ячейки: одна для сменной одежды, вторая для обуви.

Групповая

Основная часть всего здания – это групповые ячейки. В них входят основные и вспомогательные помещения в которых группа проводит время. Они изолированы и отделены друг от друга.

Групповые ячейки для детей младших групп должны иметь отдельный вход со стороны детской площадки.

Спальня

Полы в спальнях должны быть из досок, паркета или застелены линолеумом.

Площадь спальни зависит от количества детей в группе. Но на каждого ребенка разных возрастных категорий должна приходится разная площадь (кв.м):

  • Младшая ясельная группа – 2,4 м 2 .
  • Средняя и старшая группы – 1,8 м
  • Дошкольная группа – 2 м 2 .

Уборная

Санитарный узел разделен на два: одна часть для умывания, в которой установлены раковины, душевая, крючки для полотенец, и вторая часть туалет, где расположены унитазы и горшки. Также обязательно круглый год должна быть обеспечена подача горячей и холодной воды.

В ясельных группах ставится специальный стеллаж для хранения горшков и отдельный слив для их дезинфекции. Все горшки в обязательном порядке маркируют. Также в зоне умывания должны быть 3 раковины для пользования детьми и одна для рабочего персонала.

Каждому ребенку выделяются отдельные полотенца для рук и ног или одноразовые бумажные полотенца, а также свой крючок для хранения полотенца.

Санитарные нормы освещения

Во всех помещениях, где находятся дети, должно быть хорошее естественное освещение. Минимальный коэффициент естественной освещенности в игровых комнатах, спальнях, медпункте, палатах изолятора, спортивном зале, столовой, кабинете музыки и т.д. составляет не менее 1,5 %. Искусственный свет возможен только в санузле, приемной и гардеробной детских дошкольных учреждений. Кладовые и другие подсобные комнаты, используемые сотрудниками, можно устраивать без естественного освещения.

Ошибки при проектировании и строительстве детского сада

Не все проекты проходят экспертизу с первого раза, так как проектировщики не соблюдают определенные нормы и совершают одни и те же ошибки.

Часто встречаемые ошибки – это несоблюдение правил по зонированию: на территории нет четкого функционального зонирования, групповые ячейки между собой не разделены, не отводятся отдельные входные двери для детей младших групп, невсерьез относятся к озеленению участка, хозяйственную зону не ограждают от других.

Также не учитывают уровень шума в отдельных зонах, располагают объекты образовательных учреждений рядом с магистралью, не предусматривается основной принцип, при котором люди из разных активных зон не должны пересекаться. Бывает такое, что проектировщики в групповые ячейки не вписывают помещения, необходимые для полноценной работы с детьми, снижают нормы площади, необходимые на одного ребенка, тем самым создают нехватку мест.

Источник

Оцените статью