Неотреставрированные участки китайской стены

Великая китайская стена оказалась подделкой

Великая Китайская стена (ВКС), когда дождь ее размыл, оказалась, к всеобщему удивлению, плохо слепленным новоделом. Она представляет собой лишь вал из глины высотой 4 м., обложенный одним-двумя слоями кирпича. Вал вполне могли создать трудармейцы при Мао Цзедуне. Внутри вала люди обнаружили стеклотару, ржавые пустые консервные банки и то, что вывозится на свалки.

Незамысловатая кирпичная кладка создана в 90-е года прошлого века при «реставрации» ВКС.
До «реставрации» и, в т. ч., в Новое время ВКС была просто валом из утрамбованной, а кое-где и не утрамбованной глины, на котором находился ивовый палисад (ИП), упоминаемый китайскими поэтами 17 в. Он обозначал собой госграницу. ИП — это не стена, похожая на крепостную, а условное заграждение, указывающее на то, что за ним находятся уже не ханьские земли. См. илл. 1 и 2.

Илл. 1. Зато нет безработицы. Кирпич вполне современный.

Илл. 2. Средства освоены. Что только туда внуть ни пихали!

Здесь на фото видно, как старый вал, созданный при Мао Цзедуне, встречается с новой реконструированной ВКС. История создается на наших глазах.

Оригинал взят у maximus101 в Крепости северного Китая.

Находясь на севере Китая в городе Датуне, у меня было желание посетить местный участок Великой китайской стены. Я хотел выдвинуться к крепости Дэшэн Бао, что в 45 км от Датуна, если ехать в сторону Внутренней Монголии. Но начал дуть жуткий северный ветер, который нес тонны песка из пустыни Гоби. Ветер был такой силы, что наверно на открытой местности меня прижало бы к земле, передвигаться в таких условиях весьма затруднительно, ветер хорошо пробирал даже среди городской застройки. Поэтому мне пришлось ограничиться осмотром крепостных стен непосредственно Датуна и ближайшего к нему форта, находящегося прямо над гротами пещерного монастыря Юньган, о котором я писал раньше.
Для начала, я расскажу о фортификации Датуна, тем более она весьма примечательна. И не только из-за своих приличных размеров, но и как пример современной китайской псевдореставрации.

Немного истории. Датун или Пинчэн превратился в крупный город в 398 году. Тогда он был столицей Северной Вэй — могущественного государства кочевников табгачей. Правда, пробыл он столицей недолго — около ста лет, в 494 году табгачи перенесли столицу в город Лоян. Но за эти 100 лет кочевая династия Тоба понастроила в городе и за его пределами множество буддийских монастырей, кстати, это были одни из первых подобных монастырей в Китае. Возвели вокруг Пинчэна и крепостные стены, но до нашего времени они не дошли. Сегодняшние стены города и близлежащих фортов были сооружены в 14 веке при династии Мин.
Крепостная стена, идущая сквозь городские кварталы.

При строительстве стен Датуна, как и многих других городов в Китае, использовалась утрамбованная земля — этот любимый китайский материал. Из утрамбованной земли были возведены знаменитые китайские пирамиды и большая часть Великой стены. Снаружи, стены обкладывались обожженным кирпичом, правда до нашего времени облицовка мало где дошла, все растаскивалось предприимчивыми горожанами.
Бастионы городской стены Датуна.

Вокруг стены осталось множество хутунов — кварталов со старыми домами, но их активно сносят. При сносе домов образуется множество мусора и мелкой пыли, которая смешивается с песком, приносимым из Внутренней Монголии. Почти на всех фото у меня здесь серое небо — это песок, пыль и угольная крошка, гонимые ветром. В Датуне добывается треть китайского угля, этот фактор, плюс, близость пустынь делает здешний воздух самым грязным в Китае. А не страдаю никакими аллергиями, но к вечеру, в тот ветреный день, я уже кашлял так, что буквально выплевывал легкие. Меня спасла только эвакуация из города на поезде, идущем к югу.

Старик решил поправить крышу своего ветхого дома.

Забравшись на стену и пройдя по ней какое-то расстояние, я столкнулся с проблемой спуска вниз, нигде не было никаких возможностей слезть, я даже немного заметался наверху. Спасли меня две девочки, они показали мне единственную тропинку, идущую вниз.

Здесь на фото видно, как старая руинированная крепостная стена встречается с новой реконструированной.

Реконструированная стена в Датуне мало отличается от подобных крепостных стен в Сиане или Пекине. Единственная разница в том, что в Датуне реконструкция все еще продолжается, стена абсолютно новая. На многих ее участках можно посмотреть, как китайцы создают подобные шедевры фортификации..

Ширина верхней площадки около 20 метров — спокойно можно автотранспорт пускать:)

Китайские уборщицы прячутся за бруствером от порывов ветра. А порывы очень приличные, мне казалось еще немного и ветер может просто сдуть меня сверху)

Укрепления городских ворот.

Ниже, вид сверху на систему укреплений южных городских ворот Датуна, взятый из гугловских карт. Честно говоря, я такого фортификационного кошмара больше нигде не видел, это какой-то лабиринт из барбаканов, созданный от избытка человеческих ресурсов и стройматериалов:)

Строящийся участок крепостной стены Датуна. В воздухе летает мусор, которого тут более чем предостаточно.

Когда видишь подобную картину, начинаешь верить в народную молву о том, что Великую китайскую стену возвели при Мао Цзэдуне:)

Видно, что китайцы нисколько не заморачиваются поиском аутентичных технологий строительства, а просто тупо возводят «старинные» крепостные башни из современного кирпича и железобетона.

Средневековые жилые кварталы в Датуне практически не сохранились. Сегодняшние остатки хутунов наверно строились в 20 веке для китайского рабочего класса. Поэтому их без сожаления сносят бульдозерами. На их месте возводят стилизованные под старину новоделы.

Здесь вместе с руинами древних крепостных башен, пока остались старые жилые дома.

Жизнь в таких кварталах не сахарная.

В древних стенах копаются «норы», которые используются для различных хозяйственных целей. Как правило, они все сейчас пустуют. Но кое где можно встретить и весьма цивильные помещения. На фото ниже виден маленький домик с большим окном. Из него вышел китаец, который пригласил меня внутрь. Домик — это вход в какое-то подземное помещение, достаточно аккуратное внутри, стены выложены кафелем, есть электричество, водопровод. Все это находится под крепостной стеной. Оказалось, что внутри несколько веселых китайцев и китаянок — все были как-то очень «легко» одеты и слишком доброжелательны. Мне вдруг подумалось, что я попал в какой-то подземный бордель и решил ретироваться оттуда:)

На фото ниже видно, что аналоги паранджи используются женщинами везде, где в воздухе много песка и пыли. На улицах Датуна многие носят марлевые повязки, здесь наверно по-другому нельзя.

Теперь рассказ о крепости, расположенной рядом с Датуном. Она входила в систему укреплений Великой китайской стены, но главная ее задача — это защита крупнейшего буддийского монастыря — Юньгана.
Крепость находится непосредственно над монастырскими гротами и доминирует над долиной.

Попасть наверх непросто, формально на гору никого не пускают сейчас, везде стоят предупреждающие таблички. Возможно, это делается в целях борьбы с эрозией, ведь толпы туристов, гуляющие по краю скалы, в которой вырублены гигантские статуи Будд, могут спровоцировать ее обрушение, также кто-нибудь может банально упасть сверху, как раз на головы людям, осматривающим пещерный монастырь.
Своих фронтальных видов на Юньган и крепость наверху у меня не было, поэтому я их позаимствовал в сети.http://www.17u.com/blog/article/256326.html

Здесь хорошо видно, как стены форта нависают над монастырем.

С левой стороны скалы, где вырублены более поздние пещеры монастыря есть тропинка, круто подымающаяся вверх. Там же есть табличка, запрещающая подобный подъем и охранник, контролирующий эту зону. Я заметил, что охранник удалился со своего поста, и мне понадобилась всего пара минут, чтоб вбежать на гору.
Правда, на горе вдоль всей линии склона идет сигнализация и есть будка второго охранника. Но в моем случае, то ли и этот охранник отсутствовал или заснул, то ли сигнализация была отключена. Я беспрепятственно добрался до крепости, стараясь двигаться больше низинами, чтоб не сильно «светиться» на открытом пространстве.
Возможно, раньше крепость посещалась туристами, так как там есть следы реставрации и таблички на китайском языке. Но сейчас китайцы решили прекратить доступ на гору.

Крепость относится, скорее всего, ко времени династии Мин, 14-15 веку, тогда китайцы серьезно укрепляли свои северные рубежи. Она дает хорошее представления о том, как выглядят форты и заставы, где базировались гарнизоны, несущие службу на Великой стене.

Как и большинство китайских построек, форт сооружен из утрамбованной земли. Он представляет собой квадрат с единственными воротами, расположенными со стороны обрыва.

Руины ворот. Судя по ним — это классическое китайское привратное укрепление, имеющее большой барбакан. Внутренний вход в крепость не находится на одной линии с внешними воротами, он, как и полагается, сдвинут вбок.

Барбакан крепостных ворот, вид снаружи.

Вид сверху на долину, внизу виднеется парк, разбитый на месте снесенных старых построек монастыря.

Сигнальная башня. Такие башни стоят вдоль всей линии Великой китайской стены — одна башня находится в зоне видимости другой башни и так на тысячи километров.

Источник

Великая китайская стена: участки Бадалин и Цзюйюнгуань

Бадалин 八达岭 — наиболее посещаемый участок Великой китайской стены. Он находится приблизительно в 80 километрах к северо-западу от Пекина и относится к столичному округу. Бадалинский участок был построен в эпоху Мин (1368-1644), а в эпоху правления маньчжурской династии Цин (1644-1911) служил своеобразными «воротами в столицу».

Из Пекина в Бадалин очень удобно добираться: ходят рейсовые и экскурсионные автобусы, поезда. Кроме того, поездку в Бадалин часто совмещают с посещением Тринадцати гробниц династии Мин. По пути также можно заехать на участок Цзюйюнгуань.

Путь к Бадалину идет по трассе G6 Пекин-Лхаса. Чтобы подъехать к самому участку стены, стоянке и кассам, нужно потом съехать на трассу S216.

Автодорога G6 Пекин-Лхаса Поворот дороги

Цзюйюнгуань

По дороге мы сначала проехали участок Цзюйюнгуань 居庸关长城, расположенный примерно в 50 км к северо-западу от Пекина. Его особенность заключается в том, что крепостные стены проходят по отвесным склонам гор на высоте около 800 м над уровнем моря. Цзюйюнгуань — это один из трех проходов в горах.*

* Другие два — это самый западный Цзяюйгуань 嘉峪关 близ города Цзяюйгуань в провинции Ганьсу, а также Шаньхайгуань 山海关, самая восточная застава Великой китайской стены, расположенная в провинции Хэбэй.

Географически проход Цзюйюнгуань — это 18-километровая долина в горах, которая разделена на два суб-прохода. Южный мы как раз сейчас проезжаем, а северный — это тот, куда мы направляемся — Бадалин. Неудивительно, что строительство оборонительных сооружений началось здесь еще в древности, при династии Цинь (221-206 до н.э.). В эпоху Северных и Южных династий (420-589) Цзюйюнгуань был соединен с другими участками Великой китайской стены. Сооружения, существующие в настоящее время, были построены в эпоху Мин, а позднее перестроены и усилены. Находясь в непосредственной близости от Пекина, проход Цзюйюйгуань имел важное стратегическое значение, защищая Внутренний Китай и Пекин, прежде всего, от нападений с севера.

Главной достопримечательностью участка Цзюйюнгуань является Облачная платформа 云台 Юньтай, построенная из белого мрамора — ее можно разглядеть на следующем снимке чуть правее и ниже красной башни, за опорой ЛЭП. Она была построена в 1342-1345 годах и входила в число построек буддийского монастыря Юнминбаосянсы 永明寶相寺. Дважды в год император проходил через нее в храм. Первоначально она служила основанием трех белокаменных дагоб (пагод), которые впоследствии рухнули. В 1448-1450 годах здесь был построен деревянный храм Тайаньсы 泰安寺, который сгорел в 1702 году, в царствование императора Канси. Платформа стала ветшать и была восстановлена в 1961 году. Сейчас вокруг нее расположена парковка.

Облачная платформа покрыта барельефами на буддийские темы и надписями на шести языках (санскрит, тибетский, монгольский, старо-уйгурский, тангутский и китайский), ее внутренние стены украшены изображениями Четырех небесных царей и десяти будд. В 1987 году она была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Участок Цзюйюнгуань Стены участка Цзюйюнгуань Участок Цзюйюнгуань Участок Цзюйюнгуань

Стена на участке Цзюйюнгуань построена по кругу, ее длина — 4,142 метра. А мы едем дальше. Местами можно увидеть, как по самым вершинам горных хребтов, вьется драконом* Великая китайская стена. Иногда стены идут параллельно друг другу.

* Великая китайская стена на востоке, там где она выходит из вод Бохайского залива (застава Шаньхайгуань), оформлена в виде головы дракона. Поэтому смело можно сказать, что она — огромный дракон, защищающий Поднебесную.

Трасса Пекин-Лхаса Участок стены

Многие едут в Бадалин — по мере приближения к нему машин становится значительно больше. Около тоннеля скапливается пробка.

Пробка на въезде в тоннель

И вот, первая стоянка участка Бадалин. Полицейские регулируют движение. Нам предлагают проехать на следующую, чуть дальше.

Стоянка автомобилей Стоянка и магазины

Бадалин

Участок Бадалин находится примерно в 80 км от Пекина. Это самый известный и самый посещаемый участок стены. Строительство этого участка стены велось в начале XVI века, в эпоху Мин. Наивысшая точка стены находится на высоте 1015 м над уровнем моря — Бэйбалоу 北八楼. В среднем Бадалин проходит на высоте 1000 метров.

Общая протяженность этого участка — 3741 метр. У основания стены имеют ширину 6,5 м, вверху — 5,7 м. Высота стен — 8,5 метров. Через каждые 400 метров построены двухэтажные сигнальные башни. С помощью дыма и оружейных выстрелов защитники Стены могли быстро сообщить о нападении. Со временем была выработана целая система сигналов, посредством которых передавалась информация о численности врагов.

Стены строились из прессованной земли и гравия, затем облицовывались гранитными блоками. Зубцы сделаны из более мелких кирпичей. Ширина стены достаточна для того, чтобы по ней могли пройти в ряд десять человек или проехать пять всадников.

В эпоху Цин Бадалин потерял свое стратегическое значение и со временем стал ветшать. в 1949 году начались реставрационные работы, а в 1957 году открыт первый участок для посещения. На Бадалине побывали многие политики.

Ну а теперь — в путь!

Вид на Бадалинский участок стены со стороны парковки

Бадалин разделен на два отрезка — более короткий и менее крутой, где мало людей, и второй, ведущий к высшей точке. Здесь всегда многолюдно. Впрочем, людей бояться — в Китай не ходить.

Начало маршрута Пушка Стена и сигнальная башня Лестница внутри сигнальной башни Вид на горы из окна сигнальной башни Сигнальная башня; вид из окна другой сигнальной башни

Временами Стена очень круто поднимается в гору. Тогда приходится карабкаться по ступенькам, временами весьма высоким. Впрочем, на фотографии ниже — далеко не самый крутой подъем.

Подъем

Вокруг открываются прекрасные виды на горы и Стену. Зрелище фантастическое. Сколько же труда миллионов людей и многих поколений нужно было вложить в это сооружение! Кстати, Великую стену никогда не брали силой — только предательством.

Бадалин Люди на Стене

Тот, кто не может подняться наверх по Стене, может проехать по канатной дороге.

Станция фуникулера Лестница Подъем Стены Стена и скала Горы Горы

Как-то незаметно мы поднялись до высшей точки. Здесь многолюдно. Все кирпичи исписаны иероглифами — именами 好汉 хаохань, тех героев, кто все-таки поднялся сюда. Фото на память.

Я с китайским знакомым

Стена настолько органично сливается с окружающими скалами, что подчас кажется природным творением, а не искусственным сооружением.

Стена и скалы Я на Стене Стена

Местами стена настолько крутая, что кажется, будто перед тобой обрыв.

Спуски и подъемы Крутой подъем Бойницы Крутой спуск Я на Стене Башня и стены Окно в Сигнальной башне Стены Бадалина Стены и башни

Несколько раз китайцы (вернее, китаянки) просили сфотографироваться с ними. Не знаю, почему — но уж очень любят они фотографироваться с европейцами.

В окружении китаянок Изгибы Стены Изгибы Стены Сигнальная башня Горы и Стена Деталь стены Окончание пешеходного участка Бадалина

Внизу, около станции фуникулера — небольшой развлекательный парк. Мы туда подойдем позже.

Станция фуникулера Пустынный отрезок Стены Вольер с медведями Стены

У башни, где заканчивался пешеходный участок Бадалина, ребята размахивали флагами. Оказалось, у них проходит забег. Народ приползал к финишу едва волоча ноги и весь мокрый.

Участники забега около окончания пешеходного участка Стены и горы Стены и горы Форт Чадао Стена и скала Стена и горы

Потом мы спустились вниз, где были вольеры с медведями. Медведи оказались забавными, с белым мехом на грудке — словно маечка надета.

Три медведя Мишка отдыхает

Информация для путешественников

Стоимость билета: 40 юаней (обычный билет), 45 юаней (билет в виде почтовой открытки).

Время работы: 06:30 — 19:00 (лето), 07:00 — 18:00 (зима).

Канатная дорога: 60 юаней (в одну сторону), 80 юаней (в две стороны).

Обязательно берите удобную обувь (лучше всего кроссовки или горные ботинки). Тени на Стене практически нет, поэтому в жаркие дни поездку лучше отложить. Прогулка по Великой китайской стене — серьезная физическая нагрузка, сравнимая с полноценным походом в горы.

Как добраться до Бадалина и Цзюйюнгуаня

На автобусе: №919 (德胜门 — 体育场小区 ДэшэнмэньТиюйчан сяоцюй), проезд — 12 юаней, отправление 06:00 — 19:00, обратно 05:00 — 18:30; №880 (德胜门 — 华侨农场 Дэшэнмэнь — Хуацяо нунчан), проезд — 18 юаней, отправление 07:00 — 19:30, обратно 04:30 — 17:00. Время в пути 1-2 часа.

Аэровокзал Дэшэнмэнь находится к востоку от станции метро Цзишуйтань 积水潭, линия 2. Посадка на автобусы в Бадалин и Цзюйюнгуань находится около городских ворот Дэшэнмэнь.

На туристическом автобусе: с площади Тяньаньмэнь 天安门 до Бадалина 八达岭长城.

На поезде: с Северного вокзала (метро Сичжимэнь 西直门, линии 2,4 и 13) на поезде, номер которого начинается с S2. Стоимость билета — 6 юаней.

Заказ такси или машины: 400-800 юаней.

Еще один вариант — заказать экскурсию на Великую китайскую стену. Она обойдется в 320 долл. на группу до 5 человек. В стоимость включены услуги гида, автомобиль, платные дороги и парковка. Билеты — за дополнительную плату. При заказе следующей экскурсии — скидка 10%.

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Прекрасный репортаж, Маша! Спасибо! А какая была общая длина китайской стены и сколько сохранилось? В таком великолепном состоянии только те участки, где бывают туристы? Все ли участки доступны для посещения и в каком они состоянии, разрушаются временем или поддерживаются?

Борис, сложные вопросы 🙂 Общая длина Великой китайской стены известна примерно. Сами китайцы называют ее 万里长城 Ванли Чанчэн — Длинная стена [протяженностью] десять тысяч ли. Ли — около 500 м. Т.е. около 5 тыс. км. Но исследователи постоянно открывают новые участки — стена местами идет параллельными отрезками, какие-то полуразрушенные и их обнаружит только археолог. Сейчас оценки ее протяженности — 8-9 тыс. км. Большинство участков полуразрушено от времени — все-таки поддерживать такую махину в идеальном состоянии ни у кого не хватит средств. Тем более, что многие участки были построены 1000-1500 лет назад. Отреставрированы участки, удобные для посещения туристами, в основном, в транспортной доступности.

Да,грандиозное строение,может когда-нибудь там побываю…Отличные фотографии,спасибо!

Источник

Читайте также:  Трафарет бордюр для декора стены
Оцените статью