- Обрешетка под вагонку на бревенчатые стены
- Обрешетка под вагонку – как сделать прочную и надежную основу конструкции
- Описание работ
- Первая стадия – расчет и приобретение материала
- Вторая стадия – подготовка бруска
- Третья стадия – монтаж каркаса
- Вывод
- Разбираемся в обрешётке под вагонку
- Инструмент, материал и другие расходники
- Подготовка и монтаж
- Обрешетка в парилке
- Потолочный каркас под вагонку
Обрешетка под вагонку на бревенчатые стены
Здравствуйте! В бревенчатом доме внутри хочу сделать отделку вагонкой. Но очень неровные стены. Как проще всего выполнить обрешетку? Не могу сообразить, как всю стену превратить в ровную плоскость. И как легче изготовить клинья под обрешетку? Спасибо!
Святослав, Москва.
Привет, Святослав из Москвы!
Любители жилищ стилизованных под старину оставляют бревенчатые стены сруба такими, какие они есть, только конопатят паклю между бревнами, либо делают эту паклю в виде витых веревочек, и шлифуют бревна, покрывая их затем пропитками светложелтоватых тонов.
Но подобная стилизация не всем нравится и они предпочитают просто выровнять стены сруба с применением вагонки. Очевидно, что вы относитесь именно к этой категории людей.
Как это делается? Особо сложного в этой операции ничего нет. Но несколько моментов следует при этом учитывать. Прежде всего обшивку вагонкой делают не раньше, чем через два, а то и три года после установки сруба. Что делается для его полной осадки, в противном случае осадка сруба может привести к деформации и изломам вагонки нашитой на стены.
Вагонку на стенах сруба чаще всего нашивают (или если угодно, набивают) горизонтально. Можно, конечно и вертикально, но это несколько сложнее. Поняв принцип горизонтальной обшивки, поймете и принцип вертикальной нашивки.
При обшивке по горизонтали внутри сруба создается эффект приземистого строения, при обшивке вагонкой по вертикали уже будет эффект более высокого помещения, хотя и в том и в другом случаях высота помещений одинаковая.
После того, как вы решили обшить стены сруба вагонкой, необходимо осмотреть все стены и пометить наиболее выступающие бревна. Делается это с помощью строительного уровня длиной около полутора метров. Устанавливаете его рядом со стеной строго по вертикали и прислоняете к наиболее выступающему бревну. Смотрите, а как расположены остальные бревна?
После чего берут либо топор, либо электрорубанок и снимают с выступающих бревен часть древесины, чтобы подровнять стены. Но поскольку все бревна стесывать занятие неблагодарное и длительное, а некоторые клиенты этого и вовсе делать не желают, то используют дополнительно следующий материал: обрезки фанеры толщиной от 4 до 10 миллиметров, обрезки вагонки (а их у вас будет предостаточно, когда будете с ней работать) стандартной толщиной около 14 миллиметров, обрезки досок, черепного бруска сечением около 50/50 миллиметров, которые всегда есть при строительстве дома.
/Это будут те самые, как вы их называете, клинья/.
Затем следующий этап — измеряете высоту стен и пилите целую кучу досок обрешетки (иначе называемых маячками или маяками) по этому размеру. Эти маяки располагают на расстоянии около 0,6 — 0,9 метра друг от друга строго по вертикали. И крепят саморезами по дереву (черного цвета, с головкой под крестообразную биту, длиной от 40 и до 150 миллиметров, в зависимости от необходимости).
Толщина маяков обычно берется около 25 миллиметров, их делают из обрезной доски шириной не более 100 (можно и меньше, вплоть до 40) миллиметров. Можно использовать и другой материал, вплоть до черепного бруска сечением 50/50 миллиметров, но тогда резко уменьшается полезная площадь помещения.
Все маяки должны быть установлены строго не только по вертикали, но и так, чтобы они все были в створе на всем протяжении стены. Для чего под маяки в нескольких местах устанавливают те самые обрезки фанеры, вагонки, бруска, обрезной доски. /Крепление — саморезами к бревнам/. Проверка правильности установки маяков в створ осуществляется с помощью шнурки, то есть шпагата или шнурка из суровой нити. От одного угла сруба до другого угла протягивают эту шнурку сначала прямо над полом, затем в середине стены, а потом под потолком. Между шнуркой и маяками не должно быть зазоров и она не должна ими отгибаться в сторону.
Иногда при не очень длинных стенах можно для проверки правильности установки маяков использовать ровную и длинную доску. Ее прикладывают к маякам и она выполняет ту же миссию, что и шнурка.
После всех означенных манипуляций все стены вашего сруба изнутри будут напоминать каркас-скелет будущих, уже ровных стен.
А дальше все элементарно. Берете вагонку и, начиная от одного из углов и снизу, прибиваете ее строго горизонтально, тоже по строительному уровню, параллельно полу.
Поскольку длина сруба обычно бывает от трех — четырех и до 9 — 12 метров, а длина вагонки редко превышает 3 или 4 метра, то длины одной вагонки не хватит на всю длину стены. Следовательно вагонку пилят так, чтобы ее стык приходился ровно на середину маяка. Затем прикладываете следующую вагонку и т.д. При окончательной отделке эти стыки закрывают деревянными раскладками (иначе планками шириной 30 — 40 миллиметров) в чисто декоративных целях.
Вагонку прибивают финишными (с малой головкой) оцинкованными гвоздями длиной около 30 — 40 миллиметров. Шляпки гвоздей практически не заметны. Не нравится? Можете и их закрыть планками-раскладками.
Вот, в принципе, и все премудрости. Так делали, делают и, полагаю, будут еще долго делать при обшивке стен вагонкой.
Источник
Обрешетка под вагонку – как сделать прочную и надежную основу конструкции
Где бы вы ни обшивали поверхности, будь то балкон, баня или жилое помещение, в первую очередь сооружается обрешетка под вагонку. В данном обзоре мы разберемся, как соорудить конструкцию из деревянного бруска и на какие нюансы обратить самое пристальное внимание. Все рекомендации проверены на практике, поэтому, используя их, вы сможете самостоятельно провести работы.
Описание работ
Чтобы обрешетка для вагонки была прочной и долговечной, необходимо соблюдать определенную технологию работ.
Она состоит из трех стадий:
- Расчет и приобретение материала.
- Подготовка бруска к использованию.
- Монтаж конструкции.
Каждый этап важен, поэтому внимательно ознакомьтесь со всем обзором, чтобы исключить ошибки при работе.
Чтобы получить идеальный результат, нужно правильно закрепить каркас
Первая стадия – расчет и приобретение материала
Для работы нам нужен очень простой набор материалов:
- Деревянный брусок.
- Крепеж. См. статью гвозди или кляймер.
- Утеплитель (при необходимости).
Брусок – основной материал, который мы будем использовать
Но, чтобы рассчитать требуемое количество всех составляющих, следует знать несколько важных особенностей:
- ОСОБЕННОСТЬ 1: шаг расположения каркаса. Оптимальное расстояние между элементами обрешетки составляет от 40 до 60 см. Если вагонка тонкая, то лучше располагать бруски почаще, это придаст конструкции дополнительную жесткость. Расстояние может быть разным, если длина стен не позволяет соблюдать одинаковый шаг элементов.
- ОСОБЕННОСТЬ 2: При наличии проемов, по периметру обязательно закрепляется брусок. Если речь идет о дверных проемах, то лучше и вовсе крепить по две стойки, чтобы укрепить систему. Сверху и снизу желательно крепить направляющие.
Важно хорошо укрепить проемы
- ОСОБЕННОСТЬ 3: при использовании утеплителя толщина бруска должна быть не меньше толщины теплоизоляционного материала. Чаще всего используется вариант 50х50 мм или 50х40 мм.
- ОСОБЕННОСТЬ 4: Приобретая материал, обратите внимание на его влажность. Она должна быть не больше 15%. Сырые элементы при высыхании могут деформироваться или потрескаться, поэтому использовать их не стоит.
Нарисуйте примерную схему обрешетки с шагом элементов и их расположением. Это позволит точно рассчитать необходимое количество материала и не покупать лишний брусок.
- ОСОБЕННОСТЬ 5: утеплитель рассчитывается исходя из площади, на которой он будет крепиться;
- ОСОБЕННОСТЬ 6: крепеж подбирается исходя из типа основания. Для бетона и кирпича нужны дюбели быстрого монтажа, для дерева используются саморезы или гвозди.
Длина дюбелей зависит от толщины бруска
Вторая стадия – подготовка бруска
Готовый материал нужно подготовить соответствующим образом.
Инструкция по проведению работ выглядит так:
- ШАГ 1: материал стоит положить на пару суток в помещении, которое будет отделываться. Это позволит бруску акклиматизироваться, чтобы его температура и влажность была такой же, как и в комнате.
- ШАГ 2: элементы обрабатываются антисептическим составом. Это можно делать с помощью обычной кисточки, обрабатывая все поверхности по порядку. Можно поступить иначе и из досок сделать корыто, которое застилается пленкой. Туда наливается антисептик, и брусок просто окунается, этот вариант обеспечивает самую качественную защиту.
Если бруска много, то проще сделать корыто, чтобы окуная быстро обработать его
- ШАГ 3: пока изделия сохнут, можно провести подготовку стен. Для этого на поверхности наносится разметка по ширине расположения стоек. Работа производится с помощью карандаша и уровня, чтобы линии были ровными. Это позволит наглядно увидеть, как будет выглядеть конструкция и упростит работу, вам не нужно будет отвлекаться, контролируя правильное положение элементов;
При вертикальной разметке можно использовать не уровень, а строительный отвес
- ШАГ 4: производятся замеры, чтобы определить длину брусков. Лучше сделать это в нескольких местах, так как стены или потолок могут быть неровными;
Не забывайте оставлять зазоры в 5-10 мм, чтобы брусок не упирался и не деформировался при перепадах температуры и влажности.
- ШАГ 5: резка бруска производится ножовкой или электролобзиком. Тут важно правильно разметить элементы и пилить их перпендикулярно, чтобы торцы были ровными. Отрезанный участки также желательно обработать антисептиком, чтобы брусок был полностью защищен от влаги и вредителей.
Третья стадия – монтаж каркаса
Разберемся, как сделать обрешетку под вагонку своими руками.
Рабочий процесс выглядит так:
- ШАГ 1: для начала необходимо просверлить отверстия в бруске. Диаметр зависит от того, какой крепеж будет использоваться. При этом помните о том, что и под саморезы лучше делать отверстия, чтобы их было проще закручивать. Крепеж располагается с шагом в 40-50 см, минимальный отступ от края – 30 мм.
При работе следите, чтобы сверло располагалось перпендикулярно поверхности
- ШАГ 2: На стене также размечаются места крепления, и при необходимости производится сверление. Для работы используется перфоратор с буром соответствующего диаметра. Помните, что для надежного крепления саморез или дюбель должен заходить в поверхность не менее чем на 50 мм. См. также статью откосы из вагонки.
Важно точно разметить поверхность перед сверлением
- ШАГ 3: если неровности на стене или потолке очень значительны, то крепить брусок проще с помощью подвесов. Они располагаются по линии через каждые 50 см и закрепляются перпендикулярно обрешетке. Цена такого крепежа невелика, поэтому затраты на проект возрастут незначительно.
- ШАГ 4: при креплении концы подвеса загибаются к бруску, после чего он выравнивается по уровню и фиксируется в нужном положении. Этот вариант очень удобен из-за своей простоты и точности, так можно выровнять любое основание очень быстро.
Подвесы позволяют выставить каркас очень ровно
- ШАГ 5: монтаж обрешетки под вагонку производится с постоянным контролем плоскости. Проверяйте положение элементов и только потом крепите их. Для усиления углов можно ставить в этих местах перемычки. Это позволит обеспечить максимальную жесткость каркаса и упростит крепление к углу.
Углы можно дополнительно усилить перемычками
- ШАГ 6: на готовый каркас можно крепить вагонку. Если же у вас предусмотрено утепление, то закладывается утеплитель, и только потом производится монтаж.
Утепление производится по необходимости
Вывод
Соорудить обрешетку под вагонку по силам любому человеку. Для этого достаточно соблюдать простые рекомендации, изложенные выше, и использовать качественные материалы. Для того чтобы разобраться в теме еще лучше, я рекомендую просмотреть видео.
Источник
Разбираемся в обрешётке под вагонку
Отделка домов вагонкой в последнее время все больше и больше набирает популярность. Ведь этот вид отделки является универсальным, практичным, долговечным и, что немаловажно, эстетически приятным на вид. Профиль на стенах, к тому же, превосходно маскирует неровности поверхности и скрывает недостатки. Но, чтобы панели лежали ровно, и внешний вид радовал глаз, поверхность необходимо покрыть качественно. Чтобы добиться превосходного результата в покрытии помещения, необходима обрешетка под вагонку. Данный этап отделки дома не менее важен, чем сама отделка.
Инструмент, материал и другие расходники
Перед установкой следует убедиться в наличии необходимых инструментов, в правильном подборе требуемых расходников и других материалов. Все это следует обязательно проверить, так как именно от качественного установленного каркаса будет зависеть срок службы вашего покрытия, а также прочность и красота. И, кроме данного перечня инструментов:
- Ножовка по дереву;
- Уровень водяной или же пузырьковый;
- Шнурок строительный;
- Дрель электрическая и набор сверл разного диаметра;
- Молоток, киянка;
- Отвертки и столярный нож;
- Шуруповерт;
Нам потребуется брусок для обрешетки под вагонку, так как данный материал наиболее популярен среди мастеров.
Даже если не брать во внимание удобство при установке деревянного каркаса, стоит обратить внимание на легкость конструкции и скорость сборки сооружения из этого материала. Ну и долговечность такого каркаса тоже является немаловажным фактором.
Учитывая неровность поверхности, мастерами, как правило, используется брусок с сечением 2,5х5 см или 2,7х6 см. Сырье для каркаса должно быть отличного качества, так как именно от обрешетки зависит качество покрытия. Не должно быть никаких видимых дефектов. Очень важно, чтобы уровень влажности материала не превышал 16 %.
Металлический каркас гораздо тяжелее и требует более точного соблюдения инструкций при установке. Именно поэтому такой материал не часто используется при отделке домов. А в помещениях с повышенной влажностью и вовсе не годится, в силу того, что подвержен влиянию ржавчины.
Правильно подобранное крепление является немаловажным аспектом при установке. Саморезы должны быть различной длины, от самых маленьких до внушительных, это значительно облегчит монтаж и выравнивание каркаса. В случае же если обрешетка устанавливается на каменную (кирпичную, бетонную и котельцовую) стену, то уместно воспользоваться дюбелями. На таком виде крепления бруски из дерева удерживаются в разы надежнее.
Обрешетку для вагонки необходимо обработать специальными растворами, ни в коем случае не следует пренебрегать такой обработкой материала. Зачастую именно данный шаг значительно продлит целостность покрытия. Пропитка от грибка, плесени и гниения является минимальным требованием.
Но если все делать правильно и с расчетом на долгую эксплуатацию покрытия, следует воспользоваться средством от насекомых (наиболее уместно в частном секторе). Также подойдут другие антисептики и антипирены, которые защитят вашу конструкцию от огня и влаги. После обработки материал необходимо высушить.
Если вы решили устанавливать обрешетку под вагонку своими руками, необходимо запастись некоторым количеством клиньев разных размеров и пропитать их, как и сами брусья для каркаса, требуемыми растворами.
Клинья считаются важнейшим элементом для выравнивания поверхности.
Любой мастер, сталкивающийся с отделкой помещений вагонкой, подтвердит, что без их использования установка практически невозможна, а если и получится, то это будет кривое нестабильное покрытие.
Подготовка и монтаж
Важным этапом при подготовке обрешетки под вагонку являются начальные работы. Итак, вооружаемся карандашом и строительным уровнем, это и будет первым шагом в работе.
Разметка существенно сократит время, предусмотренное на установку, а также исключит появление проблем при возможном возникновении неровностей. В ходе работ по разметке помещения уровнем следует одновременно помечать неровные и дефектные места поверхности.
Обрешетка под вагонку устанавливается после того, как вы определитесь с направлением панелей, так как именно от этого зависит расположение брусков каркаса. Следует четко понимать, что направление реек обрешетки должно располагаться перпендикулярно тому, как будет смонтирована сама вагонка. В противном случае монтаж просто неосуществим.
Есть, конечно, случаи когда мастер использует каркас в клетку, в этом варианте монтаж гораздо труднее и расход материала значительно возрастает, но зато качество покрытия увеличивается и станет возможным укладка профиля смешанным видом. Но, как правило, используется сооружение из параллельно закрепленных реек. Дверные и оконные проемы обшивают каркасной рейкой по периметру, и это никак не зависит от направления будущей отделки.
Промежутки между рейками каркаса именуются шаг. Как правило, шаг между ребрами обрешетки составляет от 40 до 60 см, это обеспечивает достаточную надежность. Существует, конечно, и ряд маленьких хитростей.
Шаг обрешетки под вагонку определяется требованиями, предъявляемыми к облицовке. Если под отделку укладывается утеплитель, то шаг между ребрами должен составлять чуть меньшую ширину, нежели сам утеплитель. Материал в этом случае будет значительно плотнее прилегать к площади, что со временем скажется на удобстве монтажа облицовки.
По окончании разметки устанавливается уровень, это может быть как леска, так и лазерный прибор, последний значительно практичнее.
При креплении материала не исключены значительные нестыковки.
При исправлении неровностей стен необходимо использовать подложки или деревянные клинья. Если вдруг получается выпуклость, то необходимо сточить лишнее с бруска каркаса. Обрешетка под вагонку на потолок производится точно так же. С единственным отличием – для потолка используется доска с большим сечением, но даже этот фактор в значительной степени зависит от толщины утеплителя.
По завершению работ по установке основания обрешетку обрабатывают противопожарными растворами, а также водоотталкивающими средствами.
Обрешетка в парилке
Монтаж обрешетки под вагонку в парной существенно отличается. Самым главным является подложный материал. Лучше всего для этого подходит строительная фольга. Такая подложка эффективно удерживает пар, защищая поверхность стен в парилке от влияния влаги.
Экстремальные условия для древесины каркаса, принуждают использовать более надежные крепления для реек основания. Классическим вариантом является использование более основательного бруска. Такой материал послужит превосходной основой для досок меньших размеров, нежели основа, – они впоследствии будут вмонтированы в подготовленные углубления.
От постоянного влияния влаги обрешетка под вагонку может подвергаться деформации. Во избежание появления дефектов крупные балки, к которым крепятся рейки каркаса, скрепляются специальными уголками, это значительно усиливает конструкцию, позволяя выдерживать отклонения и оставаться устойчивой. К тому же данные методы способствуют образованию промежутков в пространстве между полом и стойками, что в значительной степени повысит вентиляцию в полостях сооружения.
Немаловажным будет то, что после того, как обрешетка под вагонку своими руками будет осуществлена, необходимо ее пропитать водоотталкивающей эмульсией.
Отличительной чертой основания под вагонку в парилке является необходимость использование более дорогого материала.
Но применение такого сырья послужит гарантией того, что ваше изделие прослужит вам долго, без деформаций и с сохранением эстетически приятного внешнего вида, без дополнительно ремонта.
Потолочный каркас под вагонку
Панели на потолок устанавливаются с небольшим отличием от такого же монтажа на стенах. Это подразумевает создание обрешетки под вагонку, на которой будут установлены декоративные панели. Правильно установленный каркас сооружается следующим образом:
- Прямолинейные рейки устанавливаются по периметру, сечение бруска варьируется от предполагаемой нагрузки на конструкцию, но, в среднем, равняется 40х40 мм;
- Использование уровня является необходимым требованием;
- Для обеспечения правильного монтажа необходимо использовать пластинки, специально предназначенные для регулировки поверхности, крепятся они на месте фиксации несущих панелей и бруса;
- В результате мы получим прочное покрытие, ограниченное брусками и закрепленное саморезами.
Если ваш потолок из бетона, то монтаж производится в следующем порядке:
- В потолок вбиваются дюбеля. Для их установки необходимо просверлить отверстия с помощью победитового сверла, глубиной 50 мм. В образовавшиеся отверстия забивается дюбель размером 8х40 мм;
- Далее на потолок наносится разметка (с помощью шнурка), по периметру поверхности фиксируются доски для монтажа каркаса. Шаг между рейками должен составлять порядка 600мм;
- Для контроля правильного и ровного монтажа рекомендуется использовать леску. Так как внутри периметра каркас монтируется сложнее, возникает необходимость в помощнике;
- Рейка закрепляется на поверхность в соответствии с натянутой ранее леской. В целях выравнивания основания по горизонтали используются пластины. Для крепления доски воспользуйтесь саморезами и шуруповертом.
По окончании установки обрешетки под вагонку устанавливается и сам отделочный профиль.
В случае же если требуется использование дополнительного утепления, то в промежутках между рейками укладывается дополнительный теплоизоляционный слой. Важно понимать, что если в качестве утеплителя выступает минвата, то следует защитить ее от воздействия влаги.
Вагонка монтируется на потолок двумя способами. Обрешетка под вагонку в первом случае устанавливается непосредственно на стену потолка. Во втором случае создается деревянный каркас. Если мастер выбирает первый вариант установки, то поверхность необходимо предварительно качественно подготовить и выровнять. Второй вариант не такой трудный, но требует сооружения основания из дерева под вагонку.
Исходя из того, из чего сделан ваш потолок, определяется способ фиксации и крепежный материал; для монтажа бруса в потолок используются либо саморезы, либо дюбеля. Рейка каркаса устанавливается перпендикулярно тому, как будет смонтирована вагонка.
Обрешетка под вагонку, как правило, изготавливается из сосны или лиственницы. Первый вариант не подходит для монтажа в саунах и банях, так как под воздействием высоких температур данный вид древесины начинает выделять смолы. В этом случае лучше обратить свое внимание на лиственницу или липу.
В редких случаях, при установке основания для вагонки, некоторые используют алюминиевый профиль. Если же отделывается парилка, то настоятельно рекомендуется использовать оцинкованный вариант профиля, так как такой материал лучше противостоит коррозии и воздействию влаги.
Бывает так, что под будущей вагонкой имеется система вентиляций, в этом случае требуется контробрешетка. В этой ситуации слои конструкции устанавливаются перпендикулярно друг к другу.
Только после тщательнейшей обработки материала антисептиками и антипиренами рейки можно закреплять на потолок. Перед началом работ материал должен отлежаться в помещении не менее двух суток, в этом случае древесина адаптируется к внутреннему климату помещения и каркас впоследствии не просядет.
После того, как с монтажом обрешетки под вагонку работа завершена, можно приниматься за саму отделку помещения. Если вы запомнили все правила и рекомендации, и точно будете выполнять их, ваше покрытие прослужит вам долгие годы, и не будет требовать к себе дополнительного внимания и ремонта. Каркас, хоть и не виден при монтаже, но он, как скелет человека, выполняет важнейшую функцию по удержанию всей конструкции.
Источник