Обучение вне стен классной комнаты особенности

Элективный курс «Мой город» или «Обучение вне стен классной комнаты»
статья по теме

Ничего нового я не придумала, технология проведения уроков вне стен классной комнаты была придумана не так давно, но уже используется многими продвинутыми учителями. В презентации есть мои примеры работы со сплошным и несплошным текстом по курсу «Мой город»

Скачать:

Вложение Размер
obuchenie_vne_sten_klassnoy_komnaty.docx 18.48 КБ
elektivnyy_kurs_i_vne_klassnoy_komnaty.pptx 2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Мой город» и «обучение вне стен классной комнаты»

Поиск новых подходов к школьному образованию, к обновлению его содержания, форм и методов не прекращается и в современных социально – экономических условиях. Взаимодействие настоящего с будущим не полноценно без глубокого освоения исторического прошлого своего родного города.

Важным условием адаптации человека к современной социокультурной ситуации является не столько совокупность усвоенных знаний, умений, способов поведения, сколько способность использовать эти знания для решения нестандартных и принципиально новых задач в различных сферах этой жизнедеятельности. Поэтому назначение школьного образования видится сегодня в создании условий для формирований у учащихся целостной картины динамично развивающего мира, становление системы отношений школьника с миром и с собой.

Школьные уроки истории призваны внести вклад в решение этой глобальной задачи. В основе механизма становления исторического сознания эмоционально-осознанное понимание школьниками личностной сопричастности истории – локальной, региональной, общероссийской, всемирной. Включенность школьников в современную жизнь своей стороны позволяет им на конкретных примерах увидеть связь изучаемого материала истории Отечества с собственной жизнью.

Важность краеведческих знаний для школьника очевидна. От того насколько глубоко школьник освоит краеведческие знания, будет зависеть качество и успешность формирования чувства патриотизма, ответственности и сопричастности к судьбе малой Родины. Краеведческие знания школьники должны получать в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Преподаватели должны «зажечь» краеведческими знаниями, мотивировать школьников на создание нового знания о малой родине, регионе в котором они живут. Но для того, чтобы преподаватель мог заинтересовать школьника краеведческими знаниями, он сам должен быть заинтересованным.

Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.

Для реализации данного курса подходит модель «Обучение вне классной комнаты». Данной проблемой отхода от формального школьного образования к неформальному (открытому) занимались многие педагоги практики еще в прошлом веке, например: С. Френе «Новая французская школа», В. А. Сухомлинский «Школа под голубым небом», Л.Н. Толстой «Общие замечания для учителя». Этих педагогов объединяет то, что они говорили об уважении индивидуальности каждого ребенка и свободе детской активности.

Классно – урочная система – удобна и проста, она не требует дополнительной энергии и специальных средств организации. В традиционной классной комнате (парты в ряд – учитель в центре (у доски), а значит – главный) все оргформы жестко обусловлены местоположением учительского стола, доски и конечно, расстановкой парт, то есть хорошо приспособлены для традиционного урока, но никак не для диалога.

Это одна из причин, почему именно такие формы массово воспроизводятся в практике и мешают появлению новых. Временные рамки урока также ограничивают объем учебной задачи, которую можно поставить перед учениками. Как, правило 40 минут хватает только – только на воспроизведении информации и отработку навыков. В этих условиях, для продуктивной деятельности учеников времени не остается, не говоря уж об организации анализа и рефлексии. По мнению многих, учителя в такой системе находятся только на нижней ступени пирамиды Блума, то есть только получение знаний и примитивное их применение. Для того чтобы научить ребенка совершать более сложные мыслительные процессы, нужно что то большее, чем класс и учитель.

Любой выход за пределы класса требует от учителя больших интеллектуальных и творческих затрат. Но эта работа стоит того результата, который вас ждет.

Выход вне класса позволяет детям учиться работать в коллективе, распределять роли между собой, нести ответственность за свои действия.

Выход планируется заранее и состоит из нескольких этапов. Ничего нового я не придумала, техника была разработана не так давно, но уже применяется многими продвинутыми учителями.

I этап. Работа с информационным текстом об объекте или развитие функциональной грамотности чтения.

Основные типы заданий работы со сплошным текстом по пирамиде Блума.

Уровень 2. Понимание

Уровень 3. Применение

Уровень 4. Анализ

Уровень 5. Синтез

Уровень 6. Оценка

Также можно организовать перед выходом работу с несплошным текстом, например: картой, фотографиями, картинами, видеороликами и т.д

II этап. Непосредственно выход к объекту изучения. Сбор материалов для последующего анализа, поиск и описание объекта.

Здесь с учащимися нужно четко проговаривать регламент и правила поведения.

III этап. Оформление результатов. Здесь полет для творчества. Как учителя, так и учащихся.

Наверное, самое сложное организовать первый такой урок. Но знайте, что вы не одиноки в образовательном информационном мире и есть еще педагоги, которые разделят с вами ваши сомнения и идеи.

А напоследок несколько советов:

  • Удерживайте образовательные цели урока
  • Не позволяйте свалиться в узкую предметность и воспроизвести традиционный урок
  • Обеспечьте бесперебойную коммуникативность учащихся
  • Не предлагайте задания, которые можно сделать в классе
  • Опирайтесь на самоорганизацию детей в группе
  • Запрещается «говорящая голова учителя», а также его «указующий перст»
  • Имейте всегда в запасе план, на случай, если что-то пойдет не так
  • Не забывайте о формировании метопредметных умений
  • Придумай правила безопасности
  • Участвуй с удовольствием, наслаждайся происходящим, но не расслабляйся

Источник

Методическая статья «Модель обучения «вне стен классной комнаты»»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

магистр психологии, клинический психолог. .

психолог-консультант, клинический психолог. .

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

  • для учителей, репетиторов и родителей
  • свидетельство + скидки на курсы для всех!

учитель русского языка и литературы

ГБОУ Гимназии № 67

Петроградского района Санкт-Петербурга

Модель обучения «вне стен классной комнаты»

Решение проблемы повышения качества образования теснейшим образом связано с развитием учебной мотивации, что в свою очередь требует расширения арсенала используемых педагогом организационных форм, методов, моделей и технологий обучения.

В ряду современных педагогических практик модель «обучение вне стен классной комнаты» (Outdoor education, Outdoor learning) занимает особое место. Её явными преимуществами являются возможности организовать образовательную инфраструктуру на основе богатой развивающей и мотивирующей среды.

Обучение вне стен классной комнаты опирается на следующие принципы:

  • функциональность – способность человека вступать в отношения с внешней

средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней;

  • мобильность – способность приспосабливаться к новым обстоятельствам, условиям, техническим возможностям, месту;
  • повсеместность.

При систематическом использовании модель «Обучение вне стен классной комнаты» позволяет внести в образовательную среду значимые изменения по следующим параметрам:

  • место проведения обучения,
  • средства обучения,
  • способы организации деятельности обучающихся,
  • организация обучения субъектов образовательного процесса,
  • способы получения и фиксации результатов образовательной деятельности.

Рассмотрим каждый из названных параметров.

Традиционное место обучение – школьный кабинет. Возможности изменения образовательного пространства в кабинете очень ограниченны: учитель может менять наглядные пособия, по-разному расставлять парты, приносить на урок какой-либо предмет, связанный с изучаемым материалом. Модель «обучения вне стен классной комнаты» позволяет значительно расширить образовательное пространство: учебную деятельность можно организовать в сквере, в парке, на пришкольном участке, в театре, в музее, в планетарии, на берегу водоема, около памятника, на территории загородной базы и пр. Более того, если урок длится 40-45 минут, то в модели обучения «вне стен классной комнаты» обучающиеся тратят на выполнение задания столько времени, сколько им нужно в условиях командного соревновательного взаимодействия.

Средства обучения в модели обучения «вне стен классной комнаты» меняются. Помимо традиционных учебников и тетрадей они включает в себя:

  • объекты окружающего мира (природные и созданные руками человека),
  • электронную среду (гаджеты, планшеты, смартфоны, цифровые лаборатории, видеокамеры, «умные» часы и т.д.),
  • расширенную реальность (наличие интернета, QR-кодов, дополненной реальности HPReveal и прочих инструментов, дающих доступ к дополнительной информации об объекте).

Например, при изучении басен И.А. Крылова местом обучения становится Летний сад, а объектом, создающим проблемную ситуацию, — памятник И.А. Крылову. Рассматривание постамента памятника активизирует познавательную деятельность обучающихся, у них возникает естественный интерес, ребята задаются вопросами: «Кто изображен на постаменте? А почему именно эти животные изображены? Героями каких басен они являются?» Самые внимательные школьники удивятся: героиня басни «Мартышка и очки» изображена без очков. Почему? Для поисков ответов на вопросы школьники обращаются к сети Интернет. Так гаджеты, с которыми «воюют» учителя на уроках, становятся источниками получения учебной информации.

В модели обучения «вне стен классной комнаты» меняются с пособы организации образовательной деятельности обучающихся. Урок может проводиться в различных формах: квест на местности, кейс, сюжетная / ролевая игра, различные виды творческой деятельности. Задания могут выполняться индивидуально, в паре, в группе. Когда будут сняты ограничения, вызванные новой коронавирусной инфекцией, станет возможна организация деятельности в кросс-возрастных группах, а также в сотрудничестве с родителями.

Например, изучение признаков весны можно провести в формате «прогулки со смартфоном». Учитель предлагает школьникам составить маршрут для воскресной семейной прогулки. Ребята выбирают маршрут, фотографируют объекты и процессы, связанные с изменениями в весенней природе, потом наносят нужные объекты, фотографии, видеозаписи, комментарии на гугл-карту. Продуктом деятельности может также стать бумажный или интерактивный буклет «Тайны весеннего парка», включающий посредством QR-кода не только гугл-карту, но и, например, хронометраж прогулки пешком, на велосипеде, на скутере, на роликовых коньках. Обратим внимание на здоровьесберегающий потенциал подобного вида деятельности.

Организация обучения участников образовательного события осуществляется как в реальном, так и в виртуальном пространстве с помощью чата, блога, виртуальной доски, бумажного или интерактивного рабочего листа.

Школу трудно представить без доски, и обучение по модели «вне стен классной комнаты» можно организовать с помощью онлайн-доски. Она становится и местом планирования, и инструментом визуализации учебного материала, и способом проведения мозгового штурма в ходе совместной работы с учениками. Писать и рисовать на пространстве доски можно пальцем на планшете или мобильном телефоне. С етка из точек, расположенная на доске, помогает рисовать и выравнивать текст. Любые действия легко отменить, а с помощью ластика стереть ненужную область. На некоторых досках результат работы можно скачать в виде картинки или PDF. Доступ к любой виртуальной доске осуществляется прямо из браузера и не требует регистрации. Учитель приглашает школьников с помощью ссылки или QR-кода.

Идея маршрутного листа в педагогике не нова. Маршрутный лист широко используется на уроках и во внеурочной деятельности. Весной 2020 года в связи с переходом на дистанционное обучение многие педагоги внедрили в образовательную практику интерактивный рабочий лист, потенциал которого намного обширнее бумажного листа. В интерактивный рабочий лист можно внести карту местности, необходимые для организации деятельности ссылки, рисунки, фотографии, видеозаписи, аудиоконтент, кроссворды, учебные задания, в нем не ограничен объем и формат ответов, при этом ответы школьники могут дополнять, исправлять.

Создать интерактивный рабочий лист (ИРЛ) несложно, используя бесплатные сервисы Google, GoFormative, Wizer, LiveWorkSheets, Teacher Made. Эти сервисы предлагают готовые формы ИРЛ с различными формами тестовых заданий, графическим интерфейсом добавления заданий.

Учитель создает и публикует ИРЛ на сайте или в блоге (ссылкой или вставляя в страницу кодом), в настройках совместного доступа устанавливает возможность редактирования для любого пользователя, обладающего ссылкой.
Каждый ученик копирует шаблон, переименовывает клонированный лист и может его видоизменять и редактировать в процессе выполнения заданий. После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса на сайте или в блоге, предъявляя таким образом результаты своей работы. Далее проводится рефлексия содержания и деятельности.

В модели «обучение вне стен классной комнаты» также необходимо сохранять результаты познавательной деятельности обучающихся. Спектр способов фиксации очень широк. Помимо ответов, внесенных в чат, блог, интерактивный рабочий лист, можно предложить школьникам создать фотоотчет, видеоотчет, интерактивный плакат, ментальную карту, географическую карту, анимированную презентацию, видеоролик, слайд-шоу, коллаж, хронологическую ленту с мультимедийным контентом и др. Естественно, младших школьников этим видам деятельности необходимо научить заранее, а старшим можно предоставить ссылку на обучающий ролик.

Подобные нетрадиционные формы отчетности очень интересны детям. На местности легко фиксировать результаты в чате, блоге, ИРЛ, ментальной карте. Опыт показывает, что ментальная карта (интеллект-карта, mind map) всегда вызывает живой интерес школьников. Это способ визуализации, который позволяет фиксировать и обрабатывать информацию. В классическом варианте основная мысль или идея рисуется в центре ментальной карты, а все дополнительные — вокруг. Однако, как и в любой творческой деятельности, в создании ментальной карты нет жестких правил. Пусть ученик рисует слева направо, сверху вниз, по диагонали, «ромашкой», «звездочкой». Главное — фиксировать ход мыслей в понятной для ученика и окружающих форме.

Таким образом, модель «обучение вне стен классной комнаты» позволяет реализовать комплексный подход к обновлению образовательных технологий, предусматривает расширение образовательного пространства, использование элементов сетевого обучения, внедрение в процесс обучения игровых практик, оптимизирует систему здоровьесбережения. С другой стороны, к окончанию школы у обучающегося должны быть сформированы навыки и компетенции, позволяющие ему эффективно продолжать образование и самообразование в течение всей жизни, взаимодействовать в команде, самореализоваться.

Педагогическая практика показывает востребованность модели «обучения вне стен классной комнаты». В Санкт-Петербурге предлагает образовательные выезды на коммерческой основе компания «Учимся, играя» [1] , в Интернете представлен сетевой образовательный проект «Гений места», реализованный в 2011 году на международном уровне [2] . Известен опыт педагогов, работающих со смартфоном [3] , интерактивными рабочими листами [4] и QR -кодами [5] .

Представляется, что обучение, реально выводящее школьника из класса в большой мир, будет способствовать его интеллектуальному, творческому, личностному саморазвитию.

Источник

Читайте также:  Душевая кабина плесень между стеной
Оцените статью