Охватывающий стены храма по периметру декоративный пояс

Подготовка к ОГЭ

2. Культура русских княжеств и земель в XII—XIII вв.

Раздробленность Руси, начавшаяся в XII веке, не стала временем ее упадка. Продолжалось поступательное развитие обособившихся русских княжеств и земель, совершенствовались их хозяйство и культура. Росли города, возводились великолепные архитектурные сооружения, развивались литература и живопись. При этом каждое княжество обогащало культуру своими особенностями и достижениями.

В этот период появляются выдающиеся литературные произведения разных жанров. Вершиной русской литературы XII в. стало «Слово о полку Игоревен, рассказывающее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185 г. Автор «Слова» осуждал усобицы, разъединявшие русских князей, и призывал русские земли к единению.

В отличие от X-XI вв., когда архитектурные постройки возводились греческими зодчими, в XII в. строительство вели русские мастера. В Чернигове были возведены Борисоглебский собор и Пятницкая церковь. В Новгороде были построены Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице (близ Новгорода).

Церковь Спаса на Нередице под Новгородом. XII в.

Успенский собор во Владимире. XII в.

Пышностью и торжественностью отличается архитектура Владимиро-Суздальского княжества. В годы княжения Андрея Боголюбского во Владимире был построен одноглавый Успенский собор, возведены Золотые ворота, близ Владимира основана княжеская резиденция Боголюбове. Настоящей жемчужиной древнерусской архитектуры является церковь Покрова Богородицы на Нерли, также возведенная в XII в. по воле Андрея Боголюбского. При Всеволоде Большое Гнездо во Владимире был построен Дмитриевский собор, подвергся перестройке Успенский собор.

Совершенствовалось искусство иконописи и фрески, продолжалось летописание.

Дмитриевский собор во Владимире. XII в.

«Богоматерь Владимирская». Икона. XII в.

В начале XII в. в Киев из Константинополя была привезена икона Богоматери. Князь Андрей Боголюбский, уезжая во Владимир, увез эту икону с собой и впоследствии поместил ее в Успенский собор во Владимире. Икона «Богоматерь Владимирская» стала общерусской святыней.

Ордынское нашествие прервало культурный подъем, стало тяжелым испытанием для Руси. Многие города были разорены. Почти на столетие прекратилось каменное строительство. Исчезли некоторые виды ремесел; искусных ремесленников угоняли в плен. Мастера, оставшиеся в своих городах, испытывали немалые трудности в производстве и особенно реализации своих изделий: люди обнищали и ремесленной продукции заказывали мало, а то и вовсе заказы отсутствовали. Несмотря на веротерпимость ордынцев, печальная участь постигла православные храмы — часть их была разрушена. Пострадали фрески, иконы, мозаики, летописи.

Пример подобной судьбы — рухнувшая в Киеве Десятинная церковь. Многие культурные традиции и достижения прежних веков впоследствии удалось восстановить, часть культурных ценностей в XIII в. погибла безвозвратно.

Задания

1. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите имя князя, о котором идет речь.

« Сей князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли; основал новые селения и города: кроме Москвы, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Дмитров на берегу Яхромы. [Князь] не имел добродетелей своего отца, великого Мономаха, будучи сыном князя столь любимого, не умел заслужить любви народной».

1) Даниил Галицкий

2) Юрий Долгорукий

3) Андрей Боголюбский

4) Всеволод Большое Гнездо

2. Напишите имя князя, деяния и заслуги которого упомянуты в тексте.

[Князь] не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом из белого камня. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской Кроме церкви Успения. он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей.

3. Запишите термины, о которых идет речь. В пропуски напротив каждого определения поместите соответствующий термин (понятие).

— полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

— цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

— свод с полушаровидной поверхностью (позднее — в форме «луковки»).

— полукруглые завершения верхней части стены.

— охватывающий стены храма по периметру декоративный пояс из небольших ложных арок.

— здание прямоугольной формы, все центральное пространство которого в плане образует крест.

Термины:

1) крестово-купольный тип храма

5) аркатурный пояс

4. Рассмотрите изображение и выполните задания.

1) Подпишите название храма.

2) Укажите время (век) создания храма.

3) Укажите стрелками на рисунке и подпишите

5. Русский писатель и историограф Н.М. Карамзин считал, что ордынское нашествие задержало культурное развитие Руси. Большинство современных историков разделяют это мнение. Приведите не менее трех фактов в подтверждение данной точки зрения.

6. Расположите в хронологической последовательности названия следующих архитектурных памятников.

1) церковь Покрова Богородицы на Нерли

2) Софийский собор в Новгороде

3) Десятинная церковь в Киеве

4) Дмитриевский собор во Владимире

7. Установите соответствие между памятниками архитектуры и правителями, при которых они были возведены.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

A) Софийский собор в Киеве

Б) Десятинная церковь в Киеве

B) Дмитриевский собор во Владимире

ПРАВИТЕЛИ

1) Владимир I Святославич

2) Андрей Боголюбский

3) Ярослав Мудрый

4) Всеволод Большое Гнездо

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Рассмотрите древнерусские ювелирные украшения. Напишите название техники, в которой выполнено украшение.

9. Рассмотрите изображения. Подпишите названия храмов. Укажите, в каком веке и в каких городах они возведены.

10. Установите соответствие между фрагментами текстов и названиями источников, из которых эти фрагменты приведены.

ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТОВ

A) «В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. Лжи остерегайтесь, пьянства и блуда Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете — тому учитесь».

Б) «В год 6370 изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды , и стали воевать друг с другом.

И сказали себе: «Поищем себе князя И пошли за море к варягам »

B) «Вот уже, братья, невеселое время настало Поднялась обида среди Даждь-Божьих внуков Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами себе обиды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».

ИСТОЧНИКИ

1) «Сказание о Борисе и Глебе»

2) «Слово о полку Игореве»

3) «Повесть временных лет»

4) «Поучение детям» Владимира Мономаха

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

На развитие русской культуры большое влияние оказала ____ , из которой на Русь пришло христианство. Византийские мастера сооружали на Руси каменные храмы, одновременно передавая секреты своего мастерства русским строителям. При князе Владимире в Киеве был построен первый на Руси каменный храм ____ .

При Ярославе Мудром в Киеве был сооружен ____ собор. Аналогичные по названию соборы появились в городах ____ и ____ .

Храмы возводились из плоского бледно-розового кирпича, который назывался ____ . Внутри стены храмов украшались росписями по сырой штукатурке — Для украшения внутренних стен храмов использовали также изображения или узоры, выполненные из кусочков камня, керамики и специального материала ____ . Такие изображения получили название ____ . Лики (образы) святых художники писали на ____ , которые были обязательным украшением и принадлежностью храма.

Еще до принятия в ____ году христианства на Русь пришла славянская азбука.

Ее создателями являются церковные деятели из греческого города Салоники ____ и ____.

При монастырях велось летописание. Монах Киево-Печерского монастыря составил в начале XII в. летописный свод ____ .

В XI в. для новгородского посадника Остромира была создана книга. По имени посадника она получила свое название — .

Памятниками устного народного творчества являются ____ , прославляющие русских богатырей — надежных защитников родной земли.

12. Установите соответствие между памятниками культуры и временем их создания.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

A) «Слово о полку Игоревен

Б) Десятинная церковь в Киеве

B) Золотые ворота в Киеве

ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Источник

Охватывающий стены храма по периметру декоративный пояс

ТИПЫ РУССКИХ ХРАМОВ

Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, — откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п.

Традиции строительства крестово-купольных храмов нашли продолжение в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси (Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире и др.) Для их внешнего оформления характерны: закомары, аркатура, пилястры, прясло.


Успенский собор во Владимире

Дмитриевские соборы во Владимире

Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике».

Церковь Вознесения в Коломенском

Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.

Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.

Храм со всех сторон окружен гульбищами – так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа – подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников – декоративных закомар.

Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.

Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными.

Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов.

Церковь Покрова Богородицы в Филях

Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.

Храмы-ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского — круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п.

Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.

Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря

Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Наиболее распространены в Древней Руси были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест.

Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль.

Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Примером подобного храма может послужить церковь Дмитрия на Крови в Угличе.

Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Внутреннее пространство храма организовано так называемыми нефами (неф в переводе с французского — корабль) – продольными частями храмового помещения. В здании может быть несколько нефов: центральный, или главный (от входной двери до места певчих перед иконостасом), боковые (они, как и центральный, — продольные, но, в отличие от него, менее широкие и высокие) и поперечный. Друг от друга нефы отделены рядами колонн, столбов или арок.

Центр храма – подкупольное пространство, освещенное естественным дневным светом, проникающим через окна барабана.

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского — жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма (3) – называется папертью. С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входом в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.

Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.

Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвон служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.

Горнее место и трон для иерархов (19)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)

Внешнее убранство храма

Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVI в.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.

Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, — разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

По материалам книги Вл.Соловьева «Золотая книга русской культуры»

Источник

Читайте также:  Информационная панель для стены
Оцените статью