Они карабкались по отвесным стенам

Они карабкались по отвесным стенам

Пещерные медведи преодолевали в подземельях, казалось бы, совершенно непреодолимые преграды, они карабкались по отвесным стенам узких колодцев, перелезали через крутые и скользкие от сырости многометровые стены, проползали по узким коридорам, в которых невозможно ни развернуться, ни приподняться.

Глубокие озера и бурные потоки их не пугали: в полной тьме, где ни дальних, ни близких берегов видно, смело погружались они в холодную воду и плыли. Их малые дети, медвежата-несмышленыши, доверчиво шли, ползли и плыли за косматыми мамашами. А тех непонятная нам страсть к подземным одиссеям уводила в такие черные дали, до которых теперь только с великим риском добираются лучшие из спелеологов.

В одной из пиренейских пещер следы когтей на известняках и глине рассказали исследователям драматическую историю медвежьих путешествий во мраке. Над подземным озером — его переплыли медведи — на высоте трех метров от уровня воды зияло отверстие: вход в узкую галерею. Медведи заметили его и, выскакивая из воды, пытались зацепиться за край дыры и влезть в нее (многочисленные царапины от когтей наглядно повествуют об этом!). После неудачных попыток грузные звери с гулким плеском падали обратно в воду.

Но некоторым удался такой, казалось бы, невозможный прыжок, они зацепились прочно! И, подтянувшись, вскарабкались по отвесной стене, вошли в узкий коридор, но, увы, героические усилия, затраченные на овладение им, оказались напрасными: он скоро кончился непроходимым тупиком. «В конце этого тупика медвежонок, наверное, величиною с пуделя, оставил на полу следы своих коготков».

Как попало сюда медвежье дитя, куда и многим рослым зверям путь был отрезан? Конечно, каким-то непостижимым образом его сюда доставила мать. Сидел ли он у нее на спине, когда она карабкалась из воды ко входу в туннель, бросила ли она его туда, прежде чем забраться самой, или толкала и несла перед собой в зубах, прежде чем лезть самой, — теперь мы можем только гадать об этом…

Читайте также:  Шторы черно белые для стен

Беспредельная тьма и путаные лабиринты катакомб, как видно, не пугали медведей. Они находили силы и время порезвиться здесь: скатывались с глинистых горок прямо во взбаламученную воду пруда, взбирались снова по склону и опять катились вниз, оставляя на глине клочья шерсти, сохранившиеся и поныне.

«Сохранили прекрасную полировку» и глубокие шрамы некоторые сталактиты, о которые терлись боками или точили когти эти гости (или пленники?) подземелий.

Много жило медведей в пещерах: в некоторых, например, в гроте Гаргас в Пиренеях, находят залежи медвежьих костей, самые большие музеи получили отсюда свои наилучшие образцы. А фосфатные отложения во многих подземельях Австрийских Альп образовались, как полагают, из разложившихся медвежьих костей.

Пещерных медведей погубили, по-видимому, «пещерные» болезни: скелеты этих зверей носят уродливые следы рахита, ревматизма и других артритов, неизменных спутников сырости и мрака — искривленные суставы, сросшиеся позвонки, костные опухоли и наросты, деформированные челюсти. Недоедание тоже сказывалось: в пещерах есть было нечего, а на поверхности в студеной ледяной пустыне больной зверь с ревматическими дефектами, приобретенными в сырых казематах своего злосчастного убежища, был плохим охотником.

Род пещерных медведей постепенно вымирал и совсем угас в мадленскую эпоху неолита, в самый расцвет пещерной живописи, 15–20 тысяч лет назад, когда холод последнего оледенения привел в Пиренеи северного оленя.

«Во Франции в одной из пещер нашли более 300 медвежьих скелетов. В одном из черепов глубоко засел каменный топор» (Р. Эндрюз).

Чтобы заново не писать о написанном, повествование о гигантском ленивце заимствуем (с некоторыми изменениями) у бельгийского зоолога Б. Эйвельманса, в переводе Г. Вилле и в моей литературной обработке.

В 1789 году в прибрежных отложениях реки Люян нашли чудовищные кости какого-то зверя. Ростом он был, если поставить его вертикально, почти вдвое выше слона! Это положение — вертикальное — было нормальным для зверя, найденного в долине Люяна…

Находка не удивила местных жителей. Они снисходительно объяснили ученым, что это кости гигантского крота, который умирает, как только на него попадает солнечный свет. Кого могло удовлетворить такое наивное объяснение? Правитель Патагонии, бывшей тогда испанской колонией, маркиз Лорето отправил находку испанскому королю Карлосу VI, который передал ее Королевскому музею в Мадриде.

Изучением ископаемых костей занялся испанский ученый X. Гаррига. В 1796 году он опубликовал описание скелета животного. Это событие взволновало ученый мир. Скелетом чудовища заинтересовался даже великий немецкий поэт Гёте. Он написал о нем научный очерк.

Молодой в то время французский ученый, отец палеонтологии Ж. Кювье, имея в руках только рисунки, установил, что кости принадлежат гигантскому ленивцу. Он назвал его мегатерием — огромным зверем. Кювье писал:

«Зубы животного доказывают, что оно питалось растительной пищей. Крепкие, вооруженные острыми когтями передние ноги приспособлены для выворачивания корней. Огромный рост и когти обеспечивали животному полную безопасность. Оно было медлительным существом, так как не нуждалось в быстроте движений, — у него не было необходимости ни преследовать других зверей, ни самому спасаться бегством…»

Кювье считал мегатерия доисторической разновидностью ленивца. Вытянувшись во весь рост на задних конечностях, ленивец мог бы достать до второго этажа! Ведь животное это было больше шести метров в длину! Передвигался он обычно на задних лапах, лишь иногда слегка опираясь о землю передними.

Такое крупное животное не могло, конечно, жить на деревьях, как его современные родичи. Мегатерию это и незачем было, он легко мог дотянуться до вершины молодого дерева и срывать его побеги и плоды. Часто он выворачивал деревья с корнем, подкопав их огромными точно серпы, когтями. Навалившись на дерево своей чудовищной тушей, зверь тряс и гнул его. Дерево трещало под могучими ударами, сотрясалось от корня до вершины, а гигант не унимался. Наконец высокая «кормушка» с грохотом падала на землю, и медлительный зверь лениво срывал с ее ветвей вкусную листву. Но случалось (и, очевидно, нередко), что неуклюжий зверь не всегда успевал избежать удара падавшего на землю дерева. Это заключили из того, что у многих найденных позднее скелетов гигантских ленивцев кости были переломаны.

В 1898 году произошло сенсационное событие. Все началось с того, что профессору в Буэнос-Айресе Ф. Амегино доставили из южной Патагонии горсть косточек величиной с боб. Их извлекли из куска кожи толщиной в два сантиметра, покрытой серо-бурым волосом. Кожа была как бы инкрустирована этими косточками. Не могло быть сомнения, что принадлежала она какому-то огромному ленивцу. Ведь тело милодона, псевдолестодонта и глоссотерия — ископаемых разновидностей гигантского ленивца — было со всех сторон защищено такими же косточками. Профессор Амегино определил, что доставленные ему косточки принадлежат недавно убитому животному, близкому к милодону. Заметьте, недавно убитому!

Предприимчивый ученый, недолго думая, тут же опубликовал первое описание «живого представителя ископаемых ленивцев Аргентины».

В оправдание Амегино надо сказать, что у знаменитого палеонтолога было веское основание не сомневаться в существовании чудовища. Известный географ и путешественник Р. Листа утверждал, что несколько лет назад собственными глазами видел допотопное животное!

Во время экспедиции в центральную часть провинции Санта-Крус, на юге Аргентины, Листа и его спутники заметили однажды странное четвероногое, напоминавшее огромного броненосца. Но тело его было покрыто не щитками, а длинным волосом серо-бурого цвета.

Путешественники несколько раз выстрелили в животное, не причинив ему никакого вреда. Можно было думать, что чудовище неуязвимо.

Источник

Они карабкались по отвесным стенам

II Опрос. Тест на повторение изученного

II Новое * 32 с 68 изучение лингвистического материала

*синт разбор предложения

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые.

*морф разбор глагола прилетят

Приморский край, сидел преспокойно, лес преобразился, прекрасная музыка, слегка прихрамывать, первать рассказ, привести пример, приглушить свет, прерывистые звуки, призадуматься над проблемой, превратить в чудовище, приклонить к земле, прекратить разговор, колючая преграда, старинные предания,

* Запись под диктовку: Отец призрел сироту. Не презирай совета ничьего. Не хлопай дверью, притвори ее. Очень важно суметь претворить свои планы в жизнь. Поезд прибывает вовремя. Во время своего пребывания в городе мы посетили многие его достопримечательности. Он придавал большое значение умению говорить точно.

* разбор слов по составу:

прибрежный, приморский, пренеприятно, прибежать, примчалась, прилетела, пришедший, прекрасный, преспокойно.

ИГРА: Сейчас я прочитаю стихотворение. Ваша задача назвать приставку ПРЕ или ПРИ, когда я подниму руку.

При или пре, пре или при?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри _

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ непременно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что пишется ПРИ обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил _ не совсем откусил,

Пригорело – не значит горе.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету,

Кто очень такой с и сякой _

Пре мы напишем об этом.

Дожди неперерывные льют в октябре,

Но грамотным – дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ
там только Пре и ставить надо.

V Обобщение. Как различить на письме гласные в приставках ПРЕ, ПРИ?

VI Домашнее задание *32, упр 156, выучить правило

ТЕМА: : Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление знаний о правописании ПРЕ, ПРИ

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков

Оборудование: : учебник, таблица, тетрадь, справочник.

I Организационный момент.

II Опрос- взаимопроверка домашнего задания

— предупредительный диктант (уч-ся должны объяснить значение приставок)

Пренеприятный разговор, приободрить товарищей, Василиса Премудрая, прескверный характер, преудивительная история, примирить друзей, преподаватель, старинные предания, присутствовать на лекции, прекращать разговор, преследовать оленя.

Как различить на письме гласные в приставках ПРЕ, ПРИ?

III Новое изучение лингвистического материала учебника на с. 71

Запись в «Словарь трудных слов»

Прибыть (приезжать) – пребывать (находиться где-нибудь)

Приёмник (аппарат для приема сигнала) – преемник (продолжатель дела)

Призреть (приютить) – презирать (не уважать)

Приступить (начать) – преступить (закон)

Притворить (закрыть) – претворить (осуществить)

Придать (добавить) _ предать (предал, выдал)

Приходящий (кто приходит) – преходящее (временное)

Составить предложения с данными словами

1. Упр 158, 159 (устно, по учебнику)

3.Работа по карточкам

4.Синтаксический разбор предложения:

*Ты ничего не потеряла, но все ты вдруг приобрела.

* Только художник на всем чует прекрасного след.

5. Фонетический разбор слова ЧУЕТ

Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к прицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится. (В. Шефнер)

Всегда ли можно проверить правописание приставок ПРЕ, ПРИ, опираясь на ее значение?

VI Домашнее задание $32? Упр. 160, выучить слова в рамочках

ТЕМА: Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление знаний о правописании ПРЕ, ПРИ

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков

Оборудование: учебник, таблица, тетрадь, справочник, карточки

I Организационный момент.

Как различить на письме гласные в приставках ПРЕ, ПРИ?

Проверка домашнего задания (по цепочке)

  • Запись по памяти словарных слов с приставками ПРЕ, ПРИ, написание которых зависит от значения слов.
  • Монологический рассказ «Правописание приставок ПРЕ. ПРИ»

1.Выборочный диктант (пре, при)

(прибежать, прервать, пристроить, неприступный, преодолеть, препятствие, присутствовать, примета, пренебрежительно, прикосновение, беспрекословно, пребогатый, преградить, претихий, предобрый, преспокойно.)

2.Упр. 163 ( по заданию учебника)

3. Диктант «Ледниковый период»

В ледниковый период на Земле в пещерах жили пещерные медведи. Они часто опускались до больших глубин, преодолевали в подземельях различные преграды. Они карабкались по отвесным стенам узких колодцев, проползали по узким коридорам пещер, в которых трудно было даже приподняться. Беспредельная тьма пещер не пугала их. Здесь звери резвились, взбирались по склонам горок, скатывались вниз.

(задание 1.– выписать слова, строение которых соответствует схемам:

2. сделать морфологический разбор слова преодолевали

дополнительный материал: (Работа с текстом: тип, стиль, языковые средства)

1.Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия.

V Обобщение. Как определять правописание приставок ПРЕ, ПРИ?

VI Домашнее задание Упр 165, повторить слова из рамочек учебника

Источник

Они карабкались по отвесным стенам

Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.
Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце — вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы.2
Ива — неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю — примется, пустит корни, начнет расти.2
В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль. (129 слов)

Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары некуда было деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.
Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился в глубь реки, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри. Егорушка поплыл к берегу и стал шарить возле камышовых зарослей. (112 слов)

Сначала они долго продвигались по равнине. Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы начинались слева неожиданно, отвесной стеной, поднимавшейся куда-то вверх. Ветер, вода и просто минувшие века немало потрудились над ней. Во многих местах отчетливо были заметны слои разноцветного камня, немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.
Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее. Граница вечных снегов спускалась низко, и задолго до нее деревья редели, потом совсем пропадали. Под стеной тянулась едва-едва заметная дорога. Она, по-видимому, старалась не прижиматься вплотную к стене.3 Но упрямая жизнь все-таки повсюду брала свое. Даже по самой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесенных издалека ветром или птицами.
Вдали дорога взбиралась в верх горы, следуя изгибам каменного откоса. (123 слова)

Первая гроза

Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.
Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. (120 слов)

Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далекая полоска синеющего неба. В ущелье было свежо, но скоро мальчикам стало жарко. Они, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь засветло добраться до лагеря.
«Берегитесь, ребята!» — неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуей скользила навстречу мальчикам. В нескольких шагах от них она замерла, потом чуть-чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и , разинув розовую пасть, зашипела, раскачивая голову. Раздвоенный язычок ее беззвучно метался в пасти.
Никита швырнул в змею камень. Она стрелой метнулась в его сторону. Он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную, но бежать по камням было нелегко. А змея и не собиралась их преследовать.
Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться вверх. (123 слова)

Источник

Оцените статью