«Первые стихи и заметки Твардовского»
Появляться в печати заметки начали с 1925 года. Авторитет юноши возрос. «Это делало меня, — вспоминает он в автобиографии, — рядового сельского комсомольца, в глазах моих сверстников и вообще окрестных жителей лицом значительным». К молодому селькору стали обращаться с просьбами написать о неполадках, приходили с жалобами на несправедливость начальства. А вскоре появилось и первое стихотворение — «Новая изба». Напечатано оно было в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года:
* Пахнет свежей сосновой смолою.
* Желтоватые стены блестят.
* Хорошо заживем мы семьею
* Здесь на новый советский лад!
* А в углу мы «богов» не повесим,
* И не будет лампадка тлеть.
* Вместо этой дедовской плесени
* Из угла будет Ленин глядеть.
* Подписано — «Александр Твардовский».
* Событие!
В ранних стихах юного поэта было нечто такое, что отличало его от сверстников. Он не искал красивых одежек для слова, а давал его как бы обнаженным, однако таким точным, чистым, родниковым, что изображаемый мир становился понятен любому. По словам молодого смоленского поэта С. Фиксина, «истинную цену простому и точному эпитету мог определить тогда, пожалуй, один Михаил Васильевич Исаковский. Он и определил.
В марте 1926 года в Смоленске проходило два совещания селькоров: уездное и губернское. В числе делегатов — пятнадцатилетний селькор из Переснянской волости Саша Твардовский. На одном из вечерних заседаний объявили о выступлении Исаковского со стихами, посвященными съезду. Однако таких стихов у Исаковского не оказалось, он просто прочел свои стихи. Ободренный простотой и доступностью всего облика известного поэта, юный селькор отважился подойти к нему в конце заседания. Эта встреча запомнилась и Михаилу Васильевичу, понравились ему и Сашины стихи. Попытаемся восстановить события по смоленским газетам тех лет.
Но сначала несколько слов об уездном совещании. Саша Твардовский уже тогда не умел быть сторонним наблюдателем. Чувствуя себя «за все в ответе» — он и выступил на первом в жизни общественном форуме. Было это 25 марта. Горячее, страстное цистумление, полная уверенность в своей правоте, проникновенность и убедительность привлекли внимание собравшихся. Вот что сообщала по этому поводу газета «Смоленская деревня»: «Селькор Твардовский… указал на недопустимое отношение к пересылке газет. У них в сельсовете газеты залеживаются очень дол 1-ое время, идут на раскурку. Нужны самые энергичные меры в отношении лиц, которым поручена пересылка газет, особенно это касается сельских Советов…»
На выступление Твардовского ответил помощник прокурора: «Подобное отношение к газетам со стороны работников сельсовета граничит с преступлением, которое карается по той же статье, что и хулиганство» (Смоленская деревня). Слова помощника прокурора, его поддержка выступления Саши возымели свое действие: в октябре в рубрике «Доставка газеты улучшается» была напечатана заметка «Доставка аккуратна» за подписью: «Ал. Твардовский». И это — не первый пример его борьбы за порядок: много раньше в той же газете (1925, 15 октября) юный селькор остро ставит вопрос о своевременной доставке газет подписчикам, отмечая халатное отношение одного из председателей сельсовета к этому вопросу («Кто губит газеты?»), писал и об иных неполадках. Для подобных поступков одного чувства ответственности мало — в те годы особенно — тут смелость нужна, отвага.
На втором губернском совещании, начавшем свою работу тотчас после уездного, Саша встретился с Исаковским. Тогда же, вероятно, договорились, что новые стихи он привезет в Смоленск несколько позже. И вот, «собрав с десяток стихотворений», Твардовский едет в Смоленск к М. В. Исаковскому. «Принял он меня приветливо, отобрав часть стихотворений, вызвал художника, который зарисовал меня, и вскоре в деревню пришла газета со стихами и портретом «селькора-поэта А. Твардовского».
Стихотворение, привезенное юношей, более подходило по тематике не той газете, где работал Исаковский («Рабочий путь»), а находившейся в том же помещении «Смоленской деревне». Там оно и появилось 21 сентября вместе с рисунком (художник Н. Фомичев). Газетную публикацию предварял эпиграф:
* Много песен стало в нашем крае.
* Все поют о пламенном, большом.
* Кто о чем, а я — об урожае.
* О своем, Мужицком, О родном.
Кто автор эпиграфа? Не исключено, что сам Твардовский, — эти строки очень характерны для его творчества. Работавший в те годы в библиотеке сельской школы Иван Прокофьевич Иванов вспоминает, как однажды подростки пришли в библиотеку и попросили «Конька-Горбунка». Некоторое время спустя стал он библиотекарем в Белкинском народном доме. «Почти каждый день, — пишет он, — приходили ко мне Саша и Коля. Они не только брали книги, но и помогали мне — писать лозунги, выпускать стенгазету, заполнять каталожные карточки».
Сразу же после губернского совещания селькоров, под влиянием выступавших «собратьев по перу» и движимый собственным чувством, Саша написал статью «На бурого вали… А если «бурый» вывезти по может». Всю жизнь Александр Трифонович вел дневники. Первая дошедшая до нас запись датирована 16 октября 1926 года. Время сберегло этот ценный документ.
* «У Мефодьки есть книга приключенческих рассказов. Хочу взять, а с другой стороны, думаю: не нужно. Все эти страхи, вся эта дребедень, против которой я не надеюсь удержаться, вскружит мне голову, замутит ту спокойную, своеобразную поэзию чувств: хаты, амбары, поля, гумна… Деревенское затишье… Я знаю, что мне нужно читать: Касаткина, Подъячева, Горького, Неверова и других крестьянских писателей. У них я найду неисчерпаемый источник любви к серым крышам…».
Автору этих размышлений едва минуло шестнадцать. Скажите, многие ли в этом возрасте так отчетливо представляют главную цель своей жизни? Умеем ли мы беречь столь драгоценную и невосполнимую вещь — время? Увы, не часто. Саша Твардовский умел. Умел с той поры, как осознал главное призвание души. Там, в далеком Загорье, рос мальчик, «чья внутренняя духовная жизнь уже в ту раннюю пору привлекает своей напряженностью, насыщенностью, остротой мировосприятия и драматизмом исканий».
К великому сожалению, в 1933 году Твардовский уничтожил многие страницы ранних дневников, и мы можем лишь сожалеть об их утрате.
Источник
Александр Трифонович Твардовский
И дорога до смерти жизнь…
Александр Твардовский – советский писатель, прозаик, поэт, публицист, журналист, пятикратный лауреат Государственной премии, редактор лучшего послевоенного литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир».
Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в небольшой деревушке Загорье под Смоленском, в семье кузнеца Трифона Твардовского и Марии Твардовской (Плескачевской).
Отец, Трифон Гордеевич, был начитанным человеком, и детям старался привить любовь к книге. Отец на память знал «Бородино», «Сказания князя Курбского», чуть не всего ершовского «Конька-Горбунка». Кроме Александра в семье было ещё шестеро детей, четыре сына и две дочери. Вечерами семья Твардовских устраивала дома «избу-читальню», и кто-то один читал вслух. Больше всего им нравились произведения Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова.
Мать поэта, Мария Митрофановна – добрая, красивая, работящая женщина, была дочерью обедневшего дворянина. С малых лет и до последних дней Твардовский всегда нежно любил Марию Митрофановну, об этом свидетельствуют не только посвященные ей стихи, но и материнская тема, образ женщины-матери, присутствующий в его творчестве.
Александр Твардовский начал сочинять стихи очень рано, ещё до того как научился писать. Но уже в школе (она находилась в деревне Ляхово, в шести километрах от хутора Загорье) Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. Первое стихотворение Твардовского – ему только что исполнилось пятнадцать лет (1925 г.) – было напечатано под рубрикой «Деревенское – бытовое. Крестьянин, сделай газету и книгу оружием против старого быта!»
Новая изба.
Пахнет свежей сосновой смолою,
Желтоватые стенки блестят.
Хорошо заживём мы семьёю
Здесь на новый советский лад…
Затем Твардовский, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». С лёгкой руки редактора их напечатали, М. Исаковский сумел помочь Александру справиться с робостью и убедил его продолжать писать.
После получения школьного аттестата Александр Твардовский переехал в Смоленск, в надежде найти работу или продолжить обучение, однако все его попытки были безуспешны. Александру приходилось выживать на скромные деньги, что он получал от своего литературного творчества. Он отправлял свои произведения и в московские журналы, и однажды журнал «Октябрь» напечатал его стихотворения. Окрылённый успехом, поэт переезжает в столицу, однако завоевать Москву не получилось. Твардовский вернулся в Смоленск, где жил на протяжении следующих шести лет. В этот период произошли перемены и в личной жизни поэта.
В 1931 году Твардовский женился на Марии Илларионовне Гореловой, с которой прожил всю жизнь. Они прожили в браке свыше сорока лет, она была не только верной супругой, но и единомышленником. У них были две дочери – Валентина и Ольга, ещё один ребёнок, сын Саша, умер в младенчестве.
В 1932 году Твардовский поступает на первый курс Смоленского педагогического института, но бросает его ради переезда в Москву. В 1936-м он становится студентом Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ), диплом которого получил в 1939-м году. В это время Твардовского начали активно печатать, в 1936-м он издал поэму «Страна Муравия» (1934-1936) главной темой которой была коллективизация. Главный герой – Никита Моргунок. Он трудолюбив, хочет разбогатеть, а эту возможность он видит лишь, ведя хозяйство самостоятельно, не присоединяясь к колхозу. Герой уверен, что коллективизация ведёт к бедности. Вот он и едет искать страну, где люди живут без колхозов. Поэма имела успех у читателей и критики.
В этот же период Твардовский пишет циклы стихов «Сельская хроника», «Про деда Данилу», ряд других заметных произведений. В 1939 году он окончил МИФЛИ с отличием, выпустил книги «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939). Были написаны стихотворения «Матери», «Иванушка».
В 1939 году Твардовский был призван в ряды Красной Армии, во время начала войны с Финляндией Твардовский получил офицерское звание, и служил в должности специального корреспондента военной газеты. В Финляндии родился образ героя, прошедшего позднее всю Великую Отечественную войну — Василия Тёркина.
Поэма «Василий Тёркин. Книга про бойца без начала и конца» (1941-1945) — самое известное произведение Александра Твардовского. Это рассказы в стихах из жизни рядового Тёркина, воюющего «не ради славы — ради жизни на Земле».
Ни одна армия мира не имела такого произведения, как «Василий Тёркин», – книги, создававшейся во время войны для воюющих солдат. Её публиковали частями, по мере написания. Это помогало поднимать боевой дух солдат и командиров Красной армии. Все эпизоды произведения связаны между собой личностью центрального персонажа, каждая история публиковалась в одном номере газеты как отдельное произведение. Уже в 1942 году «Василий Тёркин» вышел за пределы маленькой фронтовой газеты. «Тёркина» стали перепечатывать другие газеты, столичные – «Правда», «Известия», да и журналы. По радио главы из поэмы читал Левитан, приглашали читать и автора.
Автор создал прекрасный народный образ героя, защитника Родины.
Тёркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Солдаты писали автору:
«Сожалею, что условия не позволяют написать Вам обстоятельнее (мы на марше, бивак кончился, и мы идём дальше, времени нет). Не оставляю надежды написать Вам ещё, а пока с Тёркиным иду в бой.»
«Главное достоинство — это правдивость, ничего выдуманного. Ваша поэма — это сама наша жизнь, подмеченная Вами до самых мельчайших подробностей.»
«Вашими стихотворениями о войне я восхищён. Они доходчивы и понятны любому малограмотному бойцу. Как Вы искусно, не надуманно, а так, как оно есть, отражаете в них боевую современную действительность. Как глубоко Вы отразили жизнь и мысли бойца и командира. Когда читаешь Ваши стихотворения или поэму «Василий Тёркин», то, кажется, что Вы описываете подлинно жизнь нашего подразделения или жизнь каждого из нас.»
За поэму «Василий Тёркин» в 1946 году А.Т. Твардовскому была присуждена Сталинская премия первой степени. За участие в боевых действиях в ходе Второй мировой войны Твардовский был награждён орденом Отечественной войны I и II степени. За годы войны им было написано множество стихов, которые впоследствии были объединены в сборник «Фронтовая хроника» (1941-1945).Также в это время он пишет стихотворение «Я убит подо Ржевом», поэму «Дом у дороги», в которых рассказывает об ужасах и жестокости войны, о её бессмысленности.
«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки».
Из поэмы «Дом у дороги»
Поэма «Дом у дороги» – о семье солдата Андрея Савицкого, о родном доме у дороги, откуда угнали в Германию его жену и детей. Дом сожгли. Поэма соединяет в себе мотив мира и войны, семьи во время войны.
После войны Твардовский продолжал активно писать. В 1950-1960-х годах он трудится над новой поэмой «За далью – даль». Поэма была задумана автором задолго до её написания. Произведение создавалось, перерабатывалось, исправлялось, пока не обрело окончательный вид. Её самый полный, законченный вариант был опубликован в 1967 году. Главный герой поэмы – это сам автор, который описывает красивейшие места своей родины — Сибирь, Урал, Дальний Восток, их природу и исторические эпохи. Всё произведение проникнуто романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток.
В 1965 году выходит цикл «Памяти матери» – это четыре стихотворения, представляющих единый отклик на смерть матери поэта. В нём совмещены мотив прощания и мотивы воспоминаний и автора, и матери.
В 1967 году А. Твардовский приступил к написанию автобиографического произведения «По праву памяти». Эта поэма была написана в 1969 году, но издана спустя почти двадцать лет. Главным героем произведения стал отец Александра – Трифон Гордеевич, которого репрессировали в годы коллективизации. Автор пытался показать правду трагических событий нашей истории.
Персонажи большинства произведений Твардовского — это смоленские люди, прежде всего мать, отец, родные братья, соседи по дому и знакомые ему с детства места. Поэт раскрывает обычаи, привычки, воспроизводит речь — с прибаутками, пословицами, поговорками, бытующими на Смоленщине. О чём бы ни писал Твардовский в самом расцвете поэтического таланта, когда уже жил в Москве, русская деревня всегда присутствовала в его творчестве, как нечто родное и близкое.
В 1950 годку Александр Твардовский стал главным редактором ежемесячного литературно-художественного журнала «Новый мир» (издавался в Москве с 1925 года). Он сделал этот журнал центром, вокруг которого группировались литературные силы, стремившиеся к честному изображению советской действительности. Он привлекал на страницы журнала таких мастеров русского слова, как В. П. Астафьев, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, В. М. Шукшин, Ю. В. Бондарев; способствовал появлению в печати произведений М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. И. Солженицына.
Позже журнал «Новый мир» оказался под сильным давлением со стороны властей, и в 1970-м Твардовский оставляет занимаемую должность.
После ухода из журнала, писатель уехал на дачу под Москвой (Красная Пахра), где и провёл последние месяцы своей жизни. Он умер 18 декабря 1971 года.
Трагедия и юмор, героизм народа в дни испытаний — всё это в единстве явилось художественным открытием Твардовского, проявлением его яркого и самобытного таланта. Жизнь Александра Твардовского была яркой и насыщенной, после него осталось достойное наследие.
Предлагаем вам книги А.Т. Твардовского
из фонда Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной,
рекомендованные для чтения детям среднего и старшего школьного возраста.
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : письма фронтовиков Александру Твардовскому : [для детей среднего школьного возраста] / Александр Твардовский ; худож. Владимир Гальдяев. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 317, [2] с.
Поэма «Василий Тёркин» и своего рода комментарий к поэме — письма фронтовиков, подтверждающие невыдуманность, реальность характера русского труженика-солдата, его боевых качеств, патриотизма.
Специально для этого издания, рассчитанного на старшеклассников, дочери поэта отобрали самые эмоциональные письма – тех, кто читал поэму на фронте, шёл бой вместе с её героем. Иллюстрации художника Владимира Гальдяева воссоздали достоверную, почти документальную летопись жизни Василия Тёркина – друга, спутника и собеседника советских солдат.
Твардовский, А. Т. Я убит подо Ржевом : [для чтения взрослыми детям] / Александр Трифонович Твардовский ; [подбор ил. О. Блиновой]. – Москва : CLEVER : Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 14, [1] с.
Одно из лучших стихотворений А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» писалось в конце 1945 и в самом начале 1946 года в форме монолога бойца, павшего за Родину. … Стихотворение сочетает в себе черты сразу нескольких жанров: исторической песни, рассказа, монолога, исповеди. Основная тема произведения – историческая память, преемственность жизни живых людей и подвига мёртвых героев. Стихотворение Твардовского воспринимается, как завещание всех павших, не доживших до Победы.
Твардовский, А. Т. Рожь, рожь . : [стихи : для младшего и среднего школьного возраста] / Александр Твардовский. – Санкт-Петербург : Амфора : ТИД Амфора, 2010. – 94, [1] с.
Истинно народный поэт Александр Трифонович Твардовский не уставал воспевать землю, на которой родился, плодоносящую ниву, неброскую красоту родных лесов и полей. В эту книгу вошли его стихи о радостях мирных лет и горестях военной поры. Для младшего и среднего школьного возраста.
Твардовский, А. Т. За далью – даль : [Поэма] / А. Твардовский ; [Ил.: О. Верейский]. – Петрозаводск : Карелия, 1973. – 143 с.
Просто путевые картины, впечатления, размышления человека, проехавшегося в транссибирском экспрессе от Москвы через всю Сибирь и посетившего в пути строительство гидростанции на Ангаре в его кульминационный, критический и праздничный момент. А по дороге также встречи с разными людьми, разными ландшафтами, разными собственными воспоминаниями, а также воспоминаниями своих собеседников. И местами уход совсем в сторону от пути. И в конце обобщающая глава — «Так это было», посвящённая пути страны, который лишь ассоциативно перекликается с этой десятидневной дорогой литератора в транссибирском экспрессе.
Произведения о судьбе и творчестве писателя.
Турков, А. М. Александр Твардовский / Андрей Турков. – Москва : Молодая Гвардия, 2010. – 406 с.
О Твардовском написано немало – одна только «краткая библиография» в конце издания включает полтора десятка книг и публикаций о поэте. И у самого Андрея Михайловича Туркова это не первая «твардовсковедческая» работа: дважды – в 1960 и 1971 годах, ещё при жизни Александра Трифоновича – выходила его книга «Александр Твардовский».
Твардовский без глянца : проект Павла Фокина / [сост., вступ. ст. П. Фокина]. – Санкт-Петербург : Амфора, 2010. – 446, [1] с.
Книга продолжает серию документально-биографических повествований о самых ярких русских писателях 19-20 веков. Тщательно отобранные и скомпонованные цитаты из воспоминаний современников, а также из дневников и писем А. Т. Твардовского дают возможность увидеть сложную и богатую натуру поэта в разные периоды его биографии.
Источник