Солнце над Угрешей. Фотоотчет о поездке в Николо-Угрешский монастырь
Всем здравствуйте!
Продолжаем разговор о Николо-Угрешском монастыре, начатый в прошлый раз.
Сегодня я познакомлю вас с архитектурным ансамблем, покажу схему монастыря и его постройки.
Итак, Николо-Угрешский монастырь находится недалеко от Москвы, в городе с революционным названием Дзержинский. Монастырь достаточно большой, на его территории находится 12 храмов и много других построек различного назначения.
Расшифровка схемы (для тех, кому интересно). Кому интересен только фотоотчет поездки, можно немного прокрутить колесико мышки.
Храмы монастыря:
1. Собор Спаса Преображения
2. Собор Николая Чудотворца
3. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
4. Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы (придельная к Успенской церкви)
5. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в колокольне
6. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», при больнице
7. Церковь Казанской иконы Божией Матери, при богадельне
8. Церковь Петра и Павла, в бывшем скиту
9. Церковь Пимена Угрешского
10. Храм-часовня Страстей Господних
11. Часовня иконы Божией Матери «Взыскание Погибших»
12. Часовня явления образа Николая Чудотворца
Другие постройки и сооружения монастыря:
13. Святые ворота с часовней Николая.
14. Башни ограды (XIX в.)
15. Ограда (XIX в.)
16. Северо-восточная башня ограды (XVII в.)
17. Ворота ограды.
18. «Палестинская» стена (1866 г.)
19. Николо-Угрешская Духовная семинария
20. Деревянные кельи в скиту (XIX в.)
21. Настоятельские покои (XVII в.)
22. Бывшая западная башня (XVII в.)
23. Просфорная (1890 г.)
24. Павильон
25. Трапезная и монастырская лавка (вход в лавку с улицы).
26. Больничный корпус (1855-1858 гг.)
27. Восточный братский корпус (1855-1858 гг.)
28. Южный братский корпус (1855-1858 гг.)
29. Новый братский корпус (1892 г.)
30 Трансформаторная будка, стилизованная под звонницу.
31. Сад
32. Хозяйственный двор
33. Хозяйственные постройки
34. Жилой корпус (XIX в.)
35. Монастырская постройка
36. Конюшенный корпус (1850-е гг.)
37. Монастырский пруд
38. Памятник св. Николаю (1998 г.)
39. Бывшее монастырское кладбище
Другие объекты
40. Сувенирный магазин
41. Книжный магазин (православная книга).
42. Городские постройки.
Площадь Святителя Николая. Подъехали, припарковались вдоль стены монастыря, вышли.
Источник
avderin
Блог Валерия Авдерина — «Всё, что мне интересно»
Я много раз бродил вдоль крепостных стен Иерусалима. И было очень интересно встретить отголосок иерусалимских укреплений в подмосковном Николо-Угрешском монастыре.
Повторю ещё раз то, что уже писал в посте про монастырь:
Это Иерусалимская (Палестинская) стена, символизирующая небесный город Иерусалим. Возведена в 1866 году то ли по проекту, то ли с участием архитектора Каминского. Суперавангардистское по тем временам сооружение. Этакий архитектурный дадаизм.
Вообще, в период расцвета монастыря в середине 19 века в нём работали самые известные архитекторы того времени: Солнцев, Каминский, Быковский. Это был период господства в архитектуре эклектики. Слово «эклектика» было для советских искусствоведов ругательным. Но эклектика эклектике рознь. Как и любой другой архитектурный стиль она может быть интересной и неинтересной. Оригинальной и банальной. Талантливой и бездарной. Не скажу, что общими усилиями зодчим удалось создать очень уж гармоничный ансамбль, но многие постройки монастыря несут на себе несомненные отпечатки оригинальности и талантливости.
Но мотивы Иерусалима появились у Быковского ещё до создания этой стены. В более ранней постройке, которую они возводили совсем рядом вместе с Каминским. Видите мотивы крепостных башен в завершении церкви? Достаточно неожиданное решение даже для эклектичного 19 века. С явным отсылом к теме Иерусалима.
Цитирую сайт монастыря:
«Храм строился в 1857-1860 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского и М. Д. Быковского как больничный, потому что примыкал к монастырской больнице. Храм находится в северо-восточном углу обители, имеет пять глав на шатрообразной кровле. На рубеже XIX-XX вв. церковь была крыта белым железом,
.
Храм был закрыт и разграблен в 1920-е гг. Восстановлен в 1999. «
Палестинская стена была построена только через 6 лет. Но и на ней всё не закончилась. Продолжение этой истории случилось уже в советские времена.
К монастырю примыкает ФЦДТ «Союз» — один из основных разработчиков ракетных двигателей в стране. И один из корпусов этого научно-производственного заведения сделали, явно отталкиваясь от протянувшейся в сотне метров от него стены. Такое же безбашенное скульптурное членение лицевого фасада. Но уже другие отсылы, другие параллели. То ли с самогонным аппаратом, то ли с перегонными ретортами. Если учесть, что, кроме двигателей, научный центр занимается ещё и ракетным топливом, всё становится понятным. Я не скажу, что с архитектурной точки зрения работа блещет талантом и изысканностью. Но в отсутствии оригинальности (пусть даже и навеянной чужой работой) автора не обвинишь.
Источник
Палестинская или иерусалимская стена
В 1771 году, во время эпидемии чумы, обрушившейся на московские земли, в Угрешской обители был устроен лазарет для зараженных моровым поветрием. Братию монастыря на это время перевели в ближайший от Угреши Николо-Перервинский монастырь.
В конце XVIII — первой трети XIX вв. в обители несколько раз проводились ремонтные работы по исправлению ветхостей церквей. Однако средства выделялись скудные, их далеко не всегда хватало для восстановления старых построек. Поэтому пришедший в ветхость храм Спаса Нерукотворного так и не стали восстанавливать и в 80-е годы XVIII века разобрали.
В 1812 году, когда во время Отечественной войны в русские пределы вторглась Великая армия Наполеона Бонапарта и захватила Москву, некоторое время в Николо-Угрешском монастыре стоял один из отрядов захватчиков. Впрочем, неприятель не нашел в обители столь желаемых им богатств, потому что монастырская ризница была заблаговременно вывезена в Вологду. Но и в этих условиях французы нанесли немалый ущерб зданиям и храмам Угреши, надругались над оставшимися святынями.
Несмотря на ухудшение материального положения монастыря, духовная жизнь в нем во второй половине XVIII — начале XIX вв. г продолжалась. Увеличилось число святынь Николо-Угрешского монастыря. Так, в обитель был доставлен гроб преподобного Николы Святоши, черниговского князя, принявшего монашеский постриг и преставившегося в конце XII в. Бывших угрешских игуменов за их усердную службу возводили в епископский сан. В 1753 году во епископа Нижегородского был хиротонисан бывший игумен Феофан, к тому времени наместик Троице-Сергиевой лавры. В 1818 году епископом Курским стал бывший угрешский игумен Евгений, который позже был архиепископом Воронежским, затем — архиепископом Ярославским. В 1810 году в течение нескольких месяцев Угрешскую обитель возглавлял игумен Иннокентий (Смирнов). Позднее Иннокентий был архимандритом и иных обителей, а в марте 1819 года был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского, но в октябре того же года скончался. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной церкви причислил Святителя Иннокентия Пензенского к лику святых как праведника, почитаемого за аскетически житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству. День памяти 10 (23) октября.
В конце XVIII — первой трети XIX вв. владения Угрешской обители ограничивались пространством, заключавшимся в черте ограды, и небольшим количеством земли в окружности, общим размером около 40 десятин земли. Кроме того, монастырь имел принадлежавшее ему подворье в Москве на Маросейке, возле Ильинских ворот, и со времен царствования императора Павла владел мельницей, пожалованной ему в Бронницком уезде. Число монашествующих в Николо-Угрешском монастыре, при штате в 12 человек, колебалось от 12 в 1785 году до 17 в 1829 году. А потом число братии сократилось до 10 человек в 1834 году, причем только 6 человек из них были монашествующими (двое были белыми священниками, один — белым диаконом, один — послушником). Связано это было во многом с неудачным правлением назначаемых игуменов. В результате, к 1834 году монастырь пребывал в крайне запущенном состоянии, и даже поговаривали о его закрытии.
Однако Господь не оставил Угрешскую обитель Своей благодатию. И уже в скором времени Николо-Угрешский монастырь ожидало счастливое возрождение.
Возрождение Николо-Угрешского монастыря началось в то время, когда в Российской империи значительно, и в лучшую сторону, изменилось отношение к Церкви со стороны государства. В царствование императора Николая I Павловича ушли в прошлое мистические и вольнодумные настроения, столь влиятельные во время правления его старшего брата Александра Павловича. Будучи искренне верующим, православным человеком, государь Николай Павлович старался и дела Церкви вверить тем, кто всем сердцем желал возрождения духовной чистоты в Церкви.
Одним из таких крупнейших церковных деятелей Николаевской эпохи стал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) (1782-1867), возведенный в сан митрополита Московского в 1826 году (с 1821 года он был архиепископом Московским). Святитель Филарет встал во главе церковного возрождения России.
Митрополит Филарет твердо стоял за чистоту православной веры, был непримиримым противником сектантства и суеверий. Святитель резко выступал против материализма и нигилизма, проповеди которого неоднократно звучали в либеральной и «передовой» печати. В Москве Святитель Филарет приложил много усилий к тому, чтобы искоренить чуждые русскому православному сознанию и враждебные российской государственности масонские увлечения. Святитель Филарет защищал государственные интересы Российской империи.
Труды митрополита Филарета были по достоинству оценены потомством — в 1994 году он был канонизирован Русской Православной Церковью. День памяти: 19 ноября (2 декабря).
Одной из важных забот митрополита Филарета было возрождение монастырей и истинной монашеской жизни в них. А одной из самых любимых обителей Святителя и стал Николо-Угрешский монастырь, с которым митрополит Филарет связывал много своих надежд. Святитель многократно бывал в обители, служил архиерейские службы, освящал вновь построенные в монастыре храмы, всячески поддерживал деятельность угрешских игуменов.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), хоть и не успелвозглавить Николо-Угрешскую обитель, тем не менее сыграл важнейшую роль в ее скором возрождении и расцвете. Именно Святитель Игнатий рекомендовал митрополиту Филарету поставить на место настоятеля Николо-Угрешского монастыря хорошо знакомого ему иеромонаха Оптиной пустыни Илария. А чуть ранее именно Святитель Игнатий направил в Оптину пустынь будущего архимандрита Угрешской обители Пимена (тогда еще послушника Петра Мясникова), который вместе с Иларием пришел в Угрешу и при котором, немного позднее и начался истинный расцвет монастыря.
Так, по воле Божией, возрождение Николо-Угрешского монастыря оказалось освящено трудами и духовной высотой двух великих русских святых, Святителей Филарета (Дроздова) и Игнатия (Брянчанинова). А непосредственные труды по возрождению Угрешской обители выпали на долю игумена Илария, который возглавлял монастырь почти восемнадцать лет — с 1834 по 1852 год.
Постепенно обитель стала подниматься как в духовном, так и в экономическом отношении. У монастыря появились благотворители, которые по собственному желанию жертвовали средства на его благоустройство.
Будущий архимандрит Николо-Угрешского монастыря преподобный Пимен Угрешский (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 года в Вологде в купеческой семье. Родители его, Дмитрий Афанасьевич и Авдотья Петровна, были людьми честными и благочестивыми, Дмитрий Афанасьевич к тому же был церковным старостой. Кроме Петра, у них было еще несколько детей. Когда Петру минуло 8 лет, его стала обучать грамоте соседка Пелагея Eгоровна Крылова.
Уже лет в десять-двенадцать Петр принялся за чтение Библии, и Божественная Книга произвела на него неизгладимое впечатление: отрок стал помышлять более небесном, нежели о земном, начал думать о том, как поступить ему в монастырь. Еще более это намерение окрепло, когда он в семнадцать лет прочитал «Алфавит Духовный», составленный Святителем Димитрием Ростовским. Вскоре две его сестры поступили в Горицкий Троицкий монастырь. Их примеру в 1830 году решил последовать и Петр. К счастью, его отец, хоть и не сразу, но благословил сына.
В том же 1830 году в Семигородной пустыни под Вологдой произошла знаменательная встреча Петра с молодым тогда еще Игнатием Брянчаниновым, готовящимся к монашескому постригу. Продолжительная беседа с будущим Святителем, который уже в молодые годы отличался глубиной веры, знаниями церковных писателей и твердостью намерений, утвердила и самого Петра в желании удалиться из мира. Так, по воле Божией, и пересеклись пути двух будущих настоятелей Николо-Угрешской обители. Так будущий Святитель Игнатий (Брянчанинов) во многом определил и монашеский путь самого архимандрита Пимена, и столь ожидаемый расцвет Угрешского монастыря.
В 1832 году Петр Мясников поступил в Новоезерский Кириллов монастырь, славный своими строгими общежительными традициями.
В 1834 году, по рекомендации Святителя Игнатия (Брянчанинова), митрополит Московский и Коломенский Святитель Филарет поставил иеромонаха Илария настоятелем Николо-Угрешского монастыря. Вместе с отцом Иларием в Угрешу отправился и его келейник Петр.
Оказавшись в Угрешской обители, Петр во всем помогал игумену Иларию в трудах по возрождению монастыря. Пробыв послушником в течение пяти с половиной лет, в 1838 году он был пострижен в монахи под именем Пимена. На следующий, 1839 год, его рукоположили во иеродиакона и назначили исполняющим должность казначея, а еще через год он стал иеромонахом. В 1844 году иеромонах Пимен был утвержден в должности казначея и до 1852 года со рвением исполнял свою должность, всячески способствуя тому, чтобы Николо-Угрешский монастырь вновь занял самое достойное место среди иных православных обителей.
16 октября 1853 года в Николо-Угрешском монастыре был введен общежительный устав. На Всенощное бдение 15 октября прибыл митрополит Филарет, служивший соборне в Успенской трапезной церкви. А на Божественной литургии утром 16 октября, которую также соборне служил митрополит Филарет, казначей Пимен был возведен во игумена. Перед окончанием литургии митрополит Филарет произнес речь перед угрешской братией, в которой призвал монашествующих всем сердцем принять новые правила иноческого бытия.
В 1855-1866 гг. на пожертвования П.М. Александрова вокруг монастыря возводится новая каменная стена протяженностью 1700 м и высотой 5-6,5 м с 16 башнями и 8 воротами. Одновременно со стеной строились восточный и южный двухэтажные кирпичные корпуса, расположенные на границе обители и выполнявшие там роль стены. В одном из корпусов разместили больницу. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в этой больнице лечились раненные русские воины. В другом корпусе устроили повседневную и праздничную трапезные.
Особенно замечательна была северная монастырская стена, носящая название «Палестинской», или «Иерусалимской», которая является уникальным художественным памятником строительного искусства того времени. «Палестинская» стена, сохранившаяся до наших дней, представляет собой символическое изображение Святого града Иерусалима в условных иконописных формах. Сходство с живописным прообразом достигается дробностью членений, разнообразием и изменчивостью декоративных элементов
Во второй половине 1850-х гг. вдоль южной границы обители был построен двухэтажный кирпичный корпус, в котором находилась богадельня на 50 человек, основанная П. М. Александровым на свой вклад.
1850-е гг. были благоустроены пруды, находящиеся на территории монастыря. На средства П. М. Александрова в прудах завели рыбное хозяйство, а в верхнем пруду даже водилась стерлядь. Кроме того, были Устроены водопроводы для снабжения монастыря водой, была построена водяная башня с источником в ней.
В 1859 году монастырь постигла тяжелая утрата — скончался благодетель обители Павел Матвеевич Александров, он был похоронен в монастырских пределах — в склепе под алтарем церкви Апостола Матфея и великомученицы Параскевы. Архимандрит Пимен, человек сдержанный, в этом случае не мог сдержать своих чувств, он расплакался и плакал так долго и сильно, что плач его превратился в рыдания. Ведь угрешский архимандрит потерял не только благотворителя, но близкого друга и горячо любимого человека. К несчастью, через три года, в 1862 году умерла и Мария Григорьевна Александрова, она была похоронена рядом с мужем.
Но Господь вновь не оставил Угрешскую обитель. И вскоре у монастыря появился новый благодетель Петр Иванович Куманин. Теперь уже он отдавал много сил и немалые средства на то, чтобы Николо-Угрешский монастырь продолжал благодатно развиваться. В течение пяти лет, до самой своей кончины П. И. Куманин оказывал обители разнообразную помощь. Именно на его средства в 1852-1860 гг. в пределах монастыря был основан скит во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, выполненный по подобию скита в Козельской Ввеской Оптиной пустыни. В скиту был принят особо строгий устав. Скит включал в себя деревянный Петропавловский храм с притвором и колокольней, и келий. У ворот была построена часовня во имя Иерусалимской иконы Божией Матери, главная святыня которой, Иерусалимская икона Божией Матери, очень почиталась местными жителями. В этом храме, в склепе, под алтарем, и был похоронен в 1865 году П. И. Куманин.
Но строительство в Угрешской обители продолжалось. В 1869-1870 гг. на средства Д. П. Рогаткина в юго-восточном углу монастыря построили храм во имя Казанской иконы Божией Матери, покрытый шатром с пятью главами. В храме был иконостас из искусственного белого мрамора.
В 1875 году на средства В. Л. Васильева в нижнем этаже под Казанским храмом устроили церковь во имя преподобного Василия Парийского.
В 1868-1870 гг. в селе Остров с торгов купили дом, разобрали его, привезли в Угрешу, и из этих материалов возвели деревянные с железной крышей архиерейские палаты с крестовой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. Подновлена была и Успенская церковь, а примыкающие к ней Государевы и Патриаршие палаты переделаны в настоятельские. Башня XVII века, которая располагалась на западе этого корпуса, была перестроена в беседку и соединена с настоятельскими палатами застекленной галереей.
В 1879 году архитектором Б.Ф. Фрейденбергом был составлен проект постройки нового соборного монастырского храма — Спасо-Преображенского. Но строительство началось только в 1880 году, потому что первоначальный проект оказался не совсем удачным.
В 1868 году на частные вклады богомольцев на братском кладбище выла построена деревянная часовня во имя Знамения Креста на Небеси в виде восьмигранной башни с высокой остроконечной шатрообразной кровлей.
Успехи архимандрита Пимена в строительстве монастыря были замечены и высоко оценены. В 1863 году ему было поручено заняться перестройкой Вознесенского монастыря в Московском Кремле, знаменитого тем, что с древних времен этот монастырь служил усыпальницей для русских великих княгинь, цариц и царевен. Позднее, в 1880 году, архимандрит Пимен руководил работами по достройке и приготовлению к открытию московского Ивановского монастыря близ улицы Солянки, закрытого еще в 1813 году.
Впрочем, главной заботой архимандрита Пимена было все же не только строительство храмов и зданий, а — строение душ иноков, которое преподобный почитал превыше плотницкого или каменщицкого дела. Угрешский архимандрит старался, чтобы всякий, поступающий в монастырь, неуклонно соблюдал возложенные на него послушания, а главным делом почитал церковную службу, молитву.
Монастыри на Руси всегда были важными центрами духовного просвещения. Здесь писали и издавали книги, при монастырях создавали школы, иконописные мастерские. Вот и архимандрит Пимен, следуя этой древней традиции и по настоянию советника Московской палаты государственных имуществ Я. И. Попова, открыл в 1866 году в монастыре третьеклассное училище для крестьянских детей.
9 августа 1880 года Николо-Угрешский монастырь торжественно отпраздновал знаменательную дату — 500 лет со дня основания. В торжествах приняли участие: братия обители, многие приглашенные настоятели иных монастырей, а также митрополит Московский и Коломенский Макарий. В дни праздника в обитель пришло столько богомольцев, что церковная служба проходила сразу в двух храмах, но народ все равно в них не помещался и потому толпился под открытыми церковными окнами. Архимандрит Пимен к тому времени был уже тяжко болен и не смог принять полновесного участия в торжественном богослужении, которое проводил митрополит Макарий.
В ночь с 16 на 17 августа 1880 года архимандрит Пимен скончался. Перед смертью он прошептал: «Причаститься! Верую, Господи. » Это были последние его слова. Причастившись с великим усилием, он, видимо, успокоился и долгое время потом лежал неподвижно. Ему принесли крест. Увидев его, он приподнял руку, желая перекреститься, но рука опустилась, тогда он поцеловал поднесенный к устам крест и рукой прижал его к груди. Потом дыхание его стало стихать, и он незаметно отошел уже в вечность.
Отпевание и похороны любимого всеми угрешского архимандрита проходили при огромном стечении народа. Похоронили его в могиле, за двенадцать лет перед тем приготовленной при построении кладбищенской часовни.
После смерти архимандрита Пимена Николо-Угрешский монастырь возглавил новый настоятель — игумен Нил. При отце Пимене он был более двадцати лет монахом Николо-Угрешской обители, а затем строителем и игуменом Берлюковской пустыни. По желанию братии, в 1880 году его перевели настоятелем в Угрешу. В 1887 году Нил был возведен в сан архимандрита. При нем строился Спасо-Преображенский собор. На месте, где стояла сосна, на которой великому князю Димитрию Донскому была явлена икона, была заложена часовня в память чудесного явления иконы Святителя Николая Чудотворца великому князю Димитрию Донскому. Правда, в годы его правления число насельников обители сократилось до 46 человек. По кончине дней, архимандрита Нила похоронили в склепе под алтарем еще не освященного Спасо-Преображенского собора.
В 1893-1905 гг. архимандритом Николо-Угрешского монастыря был Валентин (Смирнов), до того пребывавший в Угрешской обители с 1856 года. При нем к 1901 году доходы монастыря увеличились до 99247 рублей в год, а число насельников Угреши возросло до 54 человек в 1898 году (данных за 1898-1909 гг. не сохранилось). Но, видимо, количество подвизающихся в обители иноков увеличивалось и в начале XX века. На долю архимандрита Валентина выпали труды по завершению строительства часовни в память чудесного явления иконы Святителя Николая Чудотворца великому князю Димитрию Донскому, которую освятили в 1893 году (построена по проекту архитектора А. С. Каминского).
Еще большей заботы требовало окончание строительства Спасо-Преображенского собора, заложенного в 1880 году рядом с Никольским собором в память пятисотлетия обители. Строительство собора велось четырнадцать лет на средства монастыря и пожертвования В. В. Пегова (около 400000 рублей) по проекту архитекторов А. С. Каминского и Б.Ф. Фрейденберга. Спасо-Преображенский собор представлял собой величественное сооружение как по размерам, так и по совершенству форм. Он был возведен в новорусском стиле с пятью позолоченными главами и разделкой стен и окон. Высота собора от земли до верха креста на главном куполе составляла 68 метров.
Торжественное празднество было устроено в день освящения приделов собора во имя Равноапостольного великого князя Владимира Святого (правый) и Равноапостольной великой княгини Ольги (левый). А 24 июля 1894 года при большом стечении паломников был освящен и сам собор во имя Преображения Господня. В обители теперь стало 11 храмов с 13-ю престолами. Архимандрит Валентин, умерший в 1905 году, был похоронен в склепе под алтарем Спасо-Преображенского собора.
В период между 1905 и 1917 годом Николо-Угрешский монастырь безбедно существовал при мудром руководстве архимандрита Макария (Ятрова). Отец Макарий с 1883 года был послушником Угрешской обители, в 1888 году принял монашеский постриг, в 1892 году был рукоположен в иеродиакона, и в 1893 году — во иеромонаха.
Николо-Угрешская обитель на всю Россию славилась своими святынями — чудотворными и чтимыми иконами Святителя Николая в житии, Угрешской иконой Божией Матери «Взыграние», Иерусалимской иконой Божией Матери, списками Владимирской иконы Божией Матери и Смоленской иконы Божией Матери, образами «Спас на убрусе и Не рыдай Мене Мати», «Господь Вседержитель на Престоле» и «Алексий, человек Божий». В Николаевском соборе хранились частицы святых мощей Святителя Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, мученика Меркурия, великомученицы Варвары и др.
Число паломников в обитель стало настолько велико, что в Николо-Угрешский монастырь был организован специальный маршрут по Москве-реке. Ежедневно пароход «Ярославль» отчаливал в 11 часов утра от Большого Устьинского моста в Москве, обратный же рейс начинался в 20 часов того же дня. А в воскресные и праздничные дни назначался и дополнительный рейс.
В странноприимном доме монастыря было призреваемо 12200 лиц мужского пола и 6400 лиц женского пола. До 5600 человек в год бесплатно получали советы и лекарства в монастырской больнице. Для нужд богомольцев свои двери открывали три гостиницы. Обитель владела немалой недвижимостью в Москве, лесными дачами в Московской и Владимирской губерниях.
В начале XX столетия Николо-Угрешский монастырь представлял собой процветающую, благоустроенную, пользующуюся огромным почетом среди духовенства и богомольцев обитель, одну из самых значительных в Московской епархии.
В начале XX века в России и Русской Православной Церкви все более усиливалось стремление к восстановлению патриаршего правления. Этому способствовали и религиозные настроения императора Николая II, придававшего большое значение возрождению православной веры в умах и сердцах своих подданных. В 1912 году открылось Предсоборное совещание, которое должно было рассмотреть меры по созыву и проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви. Начавшаяся в 1914 году война задержала его созыв.
Только после Первой Мировой войны 15 августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор, в работе которого принимали участие 569 человек. Решением Собора в России было восстановлено патриаршество. 5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон, до того бывший митрополитом Московским и Коломенским. 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарха Тихона торжественно возвели на престол в Успенском соборе.
Но в начале XX века Россию захлестнули революционные бури. Февральская революция 1917 года лишила Россию ее законного правителя — государь Николай II был отрешен от престола. А после того как в октябре 1917 года к власти пришли большевики, жизнь в России поменялась кардинальным образом.
Патриарх Тихон принял под свое окормление Русскую Православную Церковь в тяжелейший для нее период. С первых лет существования советской власти Русская Православная Церковь подвергалась жесточайшим гонениям. В политике советского государства восторжествовал государственный атеизм, который являлся составной частью коммунистического мировоззрения. Большевики считали, что атеизм должен заменить собой православие, занять место веры в сердцах русских людей. Большевистское руководство рассматривало Церковь и само православие как своего главного конкурента в борьбе за умы и души людей, поэтому ненависть радикальных гуманистов, каковыми и были большевики, к традиционному для России православному вероисповеданию была неимоверна. Ведь они надеялись учредить новую веру, создать новую религию — марксизм.
В начале 1918 года был опубликован ленинский Декрет об отделении Церкви от государства, а школы — от Церкви. Затем была принята целая серия декретов, в соответствии с которыми Церковь лишалась своего имущества, а духовенство значительно ущемлялось во всех правах. Сразу же началось насильственное изъятие из храмов церковных ценностей, чему Патриарх Тихон решительно воспротивился, огласив свое обращение к Совету народных комиссаров.
Большевистское руководство стремилось не только к вытеснению православия из жизни России, но и к истреблению храмов, монастырей, монахов и священников. Одновременно по всей России начались репрессии по отношению к священнослужителям и верующим. В Москве был расстрелян один из виднейших церковных деятелей Москвы протоиерей Иоанн Восторгов, в Алапаевске вместе с членами императорской фамилии была казнена монахиня, великая княгиня Елизавета Федоровна. Летом 1918 года в Екатеринбурге мученическую кончину приняли государь Николай II и его семья.
На протяжении всех 20-30-х гг. государство продолжало преследовать Церковь как организацию, расстреливало, сажало в тюрьмы ее наиболее активных деятелей, стремилось к усилению антирелигиозной пропаганды. В 1922 году прошли показательные судебные процессы, в ходе которых несколько крупных церковных иерархов были приговорены к смертной казни. Всего в 1918-1922 гг. было расстреляно и замучено 8110 священнослужителей, монахов и монахинь. В дальнейшем преследование людей за их религиозные убеждения стало обычной практикой для советской власти.
В первые годы советской власти Николо-Угрешская обитель испытала все возможные гонения. Монастырь продолжал возглавлять архимандрит Макарий, подначальными его состояли около 60 человек братии. Поначалу в обители велась привычная размеренная жизнь: совершались службы в храмах, принимались паломники, велось монастырское хозяйство. Но уже летом 1918 года начались первые реквизиции. Однако попытка изъять монастырских лошадей привела к настоящему бунту крестьян окрестных деревень. Тогда в обитель был выслан вооруженный отряд, который силой изъял некоторые церковные ценности. В том же году у монастыря отняли жилые и хозяйственные постройки в пользу Наркомфина для устройства детской колонии и дома отдыха. Монашествующие разместились в скитских помещениях и в двухэтажном кирпичном корпусе с Успенской церковью.
1 июля 1919 года для того, чтобы сохранить монастырь и хоть какие-то хозяйственные владения, была образована трудовая артель монахов, получившая название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой встал архимандрит Макарий. Видимо, дату организации трудовой общины следует считать моментом официального упразднения Николо-Угрешского монастыря. В общине состояло примерно 40 человек, при этом 8-10 женщин работали на скотном дворе. Трудовая община владела 4 десятинами земли, фруктовыми садами, несколькими лошадьми, а также небольшим количеством крупного молочного скота. Община монахов существовала на территории монастыря одновременно с детской колонией Наркомфина, которой было передано большинство бывших монастырских зданий и земельных владений.
Братия общины, несмотря ни на какие гонения, ущемления и преследования, продолжала соблюдать свои обязанности перед Господом и паствой, ни на день не прекращая богослужения, принимая у себя богомольцев, чающих утешения и душевного исцеления. И сама Угрешская обитель оставалась высоко ценимой в глазах православного люда как значимый духовный центр, поток паломников в монастырь хоть и уменьшился, но не прекратился. Более того, 22 мая 1924 года, в престольный праздник Николо-Угрешского монастыря — День перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца — количество паломников достигло небывалого для тех лет числа в 14000 человек, а службы велись во всех действующих тогда храмах.
Источник