Павильон земледелие стены украшены изразцами

Фасаду павильона «Земледелие» на ВДНХ вернули исторический облик

На ВДНХ отреставрировали фасад павильона № 58 «Земледелие», сообщает портал мэра и правительства Москвы. Восстановлено уникальное декоративное убранство и выложенный смальтой герб, украшавший вход в павильон.

Специалисты вернули первоначальный облик витражу «Переяславская рада», отреставрировали шпиль и венчающую его звезду, стелы, керамические капители, элементы арки входа.

По словам главы департамента культурного наследия Алексея Емельянова, у фасадов «Земледелия» светло-бежевые глазурированные керамические плитки с изображениями растений, злаков и животных, которыми славилась Украинская ССР, уточняет «Вечерняя Москва».

Также они украшены цветными керамическими элементами с изображением всевозможных плодов: груш, яблок, винограда, тыкв. Сверху по периметру павильон украшен синим узором и коричневыми капителями. Венчает первый ярус керамическая композиция из серпов и молотов с колосьями.

По углам здания установлены бетонные скульптуры девушек в венках, облицованные золотой смальтой. А перед входом со стороны фонтана «Каменный цветок» – установлены две стелы и скульптуры «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства».

Павильон также ожидает реставрация его интерьеров. После завершения всех работ там разместится музей русской письменности.

Павильон № 58 построили в 1954 году. Это был крупнейший республиканский павильон. В первое десятилетие своей работы он демонстрировал успехи народного хозяйства Украины, а затем в павильоне разместилась экспозиция, посвященная сельскохозяйственным культурам.

Источник

Украинская ССР

Павильон «Земледелие» («Украинской ССР»), 1954 г., архитектор А. Таций.

Объект культурного наследия федерального значения.

Павильон «Земледелие» — один из самых красивых в ансамбле Всероссийского Выставочного Центра.

Первоначально, к 1937г., по проекту А.Тация и К. Иванченко был возведён временный, как и вся строящаяся выставка, деревянный павильон Украины, который напоминал преображённый образ украинской хаты. В Архитектурной газете дано следующее описание первого варианта спроектированного павильона: «Прямоугольное в плане здание имеет довольно выразительный силуэт, что достигается применением характерных для Украины фронтонов, имеющих форму срезанных треугольников. Вынос крыши, кантующей фронтон, поддерживается спаренными колоннами, переходящими в угловые портики. Поверхность стен покрыта красочной фресковой живописью, которая сливается с натуральным цветочным стилобатом здания. Кровля павильона покрывается красной черепицей, выполняемой по специальному рисунку».

Позже, автору пришлось несколько раз вносить корректировки в проект, но значительное видоизменение павильона произошло в конце марта 1939 года, за 4 месяца до открытия ВСХВ. В дни ХVIII съезда ВКП/б/ первый секретарь ЦК компартии Украины Н.Хрущёв, посетил только что построенный павильон Украинской ССР и был очень недоволен. «Украина – житница Советского Союза, а павильон хуже павильона Москвы!» — с возмущением сказал Хрущёв. Павильон снесли и возвели новый, по предложению главного инженера ВСХВ С.Алексеева строение обнесли наружными стенами. Со всех сторон павильон украсили золотыми колосьями; арку входа выделял венок из гирлянд сочных фруктов и плодов. Над входом в нише поместили витраж, выполненный из блестящей цветной пластмассы, впервые использованной для оформления зданий.

Существующее ныне здание павильона начали возводить в 1950 году. Поначалу, в некоторой манере, в решении деталей, павильон должен был напоминать прежний. Но в ходе строительных работ в 1951 году почти во все проекты павильонов Выставки были внесены изменения, касающиеся как эстетичной, так и материальной части. Причиной тому послужило Постановление Главного комитета ВСХВ середины февраля 1951 г., в третьем пункте которого говорилось: «Просить Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства, участвующие в строительстве выставки, в течение февраля месяца проверить техническую документацию и сметы на строительство объектов выставки, имея в виду необходимость проведения удешевления стоимости строительства на 3 % в соответствии с народнохозяйственным планом и исключения возможных излишеств в строительстве».

Неизвестно, почему не был реализован первый проект нового павильона, но ясно, что в ходе строительства в проект вносили изменения. К примеру, декоративная башня-купол должен была быть на несколько метров ниже, а своды экспозиционных залов не плоскими, а несколько напоминающими своды. (В 1950-1954 гг. вместо прежнего деревянного павильона возвели новый). Авторами проекта стал вновь А.Таций, при участии В.Чуприной и Г.Шлаканёва. Проект составлен в соответствии указаниям Н. Хрущёва и выданного задания Министерства сельского хозяйства Украинской ССР.

Главный архитектор выставки профессор А.Жуков в книге «Архитектура ВСХВ» 1955 г., так описывал павильон: «Павильон Украинской ССР стоит, сверкая золотом своего купола и статуй, по оси Главного павильона на другой стороне площади Колхозов. Это крупнейший республиканский павильон, его объем 24 000 м3, общая площадь 4 залов 1 600 м2. Основной объем здания имеет высоту 15,5 м, высота здания с куполом 26 м, а высота со шпилем 42 м.

Стены павильона сложены из керамических блоков на стальном каркасе. Цоколь из серого полированного гранита. Керамические блоки являются тектоническим и в то же время основным отделочным материалом фасадов павильона. Благодаря простому приему размещения в углублениях керамических стен золотистых колосьев в архитектуре павильона удалось оригинально выразить хлебные богатства республики. Золотые колосья пшеницы, украшающие главный карниз и карниз башни павильона, также выполнены из керамики.

Входная арка, обрамлена огромным майоликовым венком из злаков, овощей и фруктов. Арка заполнена витражом с изображением Переяславской рады, работы художников Я.В.Боня, В.В.Давыдова, С.А.Кириченко и С.Б.Отрощенко. У входа в павильон установлены две памятных стелы, посвящённые 300-летию воссоединения Украины с Россией 1954 года, одновременно служащие флагштоками. Их покрывает великолепный узор.

Перед входом установлены скульптурные группы на темы индустрии и сельского хозяйства. Углы павильона увенчаны четырьмя скульптурами украинских девушек с венками, символизирующими славу колхозного строя; скульптуры выполнены из бетона и облицованы золотой и цветной смальтой.

Стены большого вводного зала павильона отделаны украинскими разноцветными мраморами и покрыты грандиозной росписью на тему «Дружба русского и украинского народов»».

В 1963 году в ходе «перестройки работы на ВДНХ» в павильоне разместили экспозицию «Земледелие». Однако в 1977 году, в рамках юбилейной экспозиции «В стране единой», посвящённой 60-летию Октября, в павильон временно вернули экспозицию Украинской ССР, повествующую о достижениях республики за 6 десятилетий советской власти.

В 1990-м и начале 2000-х г.г. неоднократно поднимался вопрос о возобновлении выставочной деятельности в павильоне. В 1997 году здесь располагался филиал павильона «Культура».

Вопрос о возвращения республики «Украина» в свой исторический павильон пока остаётся открытым.

Источник

Павильону «Земледелие» вернули исторический облик

Наталья Тростьянская

Фасады исторического здания украшают арбузы, земляника, морковь, виноград, кудрявые барашки, упитанные кабанчики, ретивые кони и другие красоты природы. Павильон № 58, построенный в 1954 году по проекту архитектора Алексея Тация, должен был стать символом богатства сельского хозяйства Украинской Республики Советского Союза. Реставраторы заботливо восстановили керамические плиты с барельефами, живописные панно и остальные декоративные элементы ажурной постройки. Одна из ярких примет павильона — ротонда в виде резной короны, или, как ее называют сами реставраторы, кокошника. Специалистам удалось сохранить и медные лепестки у подножия шпиля, который вновь венчает позолоченная звезда.

Над входом в здание, как и больше полувека назад, «развевается» яркий герб советской республики. Для его реставрации использовали красную, белую, синюю и желтую смальту — по четыре оттенка каждого цвета. По архивным документам восстановили арку с символичным названием «Дары изобилия», вернули на место когда-то утраченные вазы, которые стоят по периметру здания, и сделали деревянные двери с декоративной резьбой и витражными окнами.

— По старым фотографиям вернули исторический цвет потолку, — приглашает заглянуть внутрь павильона представитель реставрационной компании Стефан Сычевский. По бокам гранитных ступеней стоят восстановленные и покрытые защитной краской «под бронзу» бетонные скульптуры стахановцев. — Оказалось, что он не насыщенно-синий, а небесно-голубой.

Сегодня потолок двух больших выставочных залов, как и раньше, украшают гипсовые подсолнухи и колосья пшеницы. По периметру протянулся белый карниз с дубовыми листьями.

Над входом в здание, как и больше полувека назад, «развевается» яркий герб советской республики / Фото: Антон Гердо , «Вечерняя Москва»

— Изначально капители на пилястрах тоже были белого цвета, — обращает внимание на бронзовое украшение выступающих из стен колонн Сычевский. — Однако при их расчистке мы обнаружили более ранние следы бронзянки, посоветовались со специалистами и решили воссоздать бронзовое покрытие.

Кирпичные пилястры, выкрашенные в терракотовый цвет, — не просто украшение выставочных залов. С их помощью специалисты сделали вентиляцию помещений: на них опирается надежный бетонный пояс, на котором стоит тяжелое оборудование. Реставраторам нужно было не только воссоздать исторический облик павильона, но и приспособить его к современному использованию. Заменили инженерные коммуникации здания, утеплили его. Теперь павильон сможет работать круглый год. Совсем скоро здесь разместится экспозиция музея славянской письменности.

— Чтобы тепло не уходило, нам пришлось перекрыть световой фонарь в круглом зале и установить дублирующий витраж над входом, — говорит Стефан Сычевский, останавливаясь перед красочным витражом «Переяславская рада». Над его реставрацией специалисты колдовали не меньше трех месяцев.

До наших дней витраж сохранился чудом. По словам специалистов, он мог упасть и разбиться в любой момент, рассыпаться от малейшего прикосновения.

— Если присмотреться, можно увидеть: витраж состоит из прямоугольных сегментов, которые поделены на маленькие части, скрепленные между собой свинцовым профилем. Вот этот профиль больше чем за полвека пришел в негодность — перестал держать стекла, — пояснил Сычевский.

Реставраторы полностью разобрали витраж и отправили его в мастерскую. Там стекла расчистили, отмыли, восстановили фрагменты утраченной живописи и заменили свинцовую опору. И только после этого, покрыв все защитным слоем, аккуратно вернули на место.

Стефан Сычевский рассказал, как восстанавливали исторический витраж «Переяславская рада». Теперь от негативного воздействия внешних факторов его защищают не только специальное покрытие, но и дублирующее окно / Фото: Антон Гердо , «Вечерняя Москва»

Не менее кропотливой оказалась работа по восстановлению многоцветного пола, выполненного в итальянской технике терраццо. Не имея прочного основания, к моменту реставрации исторический пол в буквальном смысле пошел волнами и покрылся трещинами. Специалистам пришлось, взяв за основу оригинальные образцы, заново воссоздать уникальный мозаичный рисунок.

— Вот так же они выглядели и раньше, — заверяет Стефан Сычевский. — Мы не убрали и не добавили от себя ни одного сердечка или цветочка.

Алексей Емельянов, руководитель Мосгорнаследия:

— У фасадов павильона «Земледелие» потрясающий декор. Сверху на каждом из четырех углов здания установлены бетонные скульптуры девушек в венках, облицованные золотой смальтой, а перед входом со стороны фонтана «Каменный цветок» установлены две памятные стелы, а также скульптурные группы «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства».

Источник

Витражи, барашки и звезда: фасадам павильона «Земледелие» на ВДНХ вернули исторический облик

Фасады павильона № 58 «Земледелие» («Украинская ССР») на ВДНХ отреставрировали. Специалисты восстановили уникальное декоративное убранство и выложенный смальтой герб, который украшал вход в павильон. Также вернули первоначальный облик витражу «Переяславская рада», отреставрировали шпиль и венчающую его звезду, стелы, керамические капители, элементы арки входа.

«У фасадов “Земледелия” потрясающий декор: светло-бежевые глазурированные керамические плитки, на которых изображены растения, злаки и животные, которыми славилась Украинская ССР. Кроме того, порталы украшены цветными керамическими элементами с изображением всевозможных плодов: груш, яблок, винограда, тыкв и других», — рассказал Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы.

Сверху по периметру павильон украшен синим узором и коричневыми капителями. Венчает первый ярус композиция из серпов и молотов с колосьями. Она выполнена из керамических блоков, которые в 1954 году изготовили на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.

По углам здания установлены бетонные скульптуры девушек в венках, облицованные золотой смальтой. А перед входом со стороны фонтана «Каменный цветок» — две стелы, а также скульптурные группы «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства».

Комиссия Мосгорнаследия официально приняла реставрационные работы, которые начали в 2017 году. Когда отреставрируют интерьеры, в павильоне разместится музей русской письменности.

Павильон № 58 построили по проекту архитектора Алексея Тация к открытию выставки в 1954 году. Это был крупнейший республиканский павильон. В первое десятилетие своей работы он демонстрировал успехи народного хозяйства Украины, а после здесь разместилась экспозиция, посвященная сельскохозяйственным культурам.

Источник

Витражи, барашки и звезда: фасадам павильона «Земледелие» на ВДНХ вернули исторический облик

Фасады павильона № 58 «Земледелие» («Украинская ССР») на ВДНХ отреставрировали. Специалисты восстановили уникальное декоративное убранство и выложенный смальтой герб, который украшал вход в павильон. Также вернули первоначальный облик витражу «Переяславская рада», отреставрировали шпиль и венчающую его звезду, стелы, керамические капители, элементы арки входа.

«У фасадов “Земледелия” потрясающий декор: светло-бежевые глазурированные керамические плитки, на которых изображены растения, злаки и животные, которыми славилась Украинская ССР. Кроме того, порталы украшены цветными керамическими элементами с изображением всевозможных плодов: груш, яблок, винограда, тыкв и других», — рассказал Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы.

Сверху по периметру павильон украшен синим узором и коричневыми капителями. Венчает первый ярус композиция из серпов и молотов с колосьями. Она выполнена из керамических блоков, которые в 1954 году изготовили на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.

По углам здания установлены бетонные скульптуры девушек в венках, облицованные золотой смальтой. А перед входом со стороны фонтана «Каменный цветок» — две стелы, а также скульптурные группы «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства».

Комиссия Мосгорнаследия официально приняла реставрационные работы, которые начали в 2017 году. Когда отреставрируют интерьеры, в павильоне разместится музей русской письменности.

Павильон № 58 построили по проекту архитектора Алексея Тация к открытию выставки в 1954 году. Это был крупнейший республиканский павильон. В первое десятилетие своей работы он демонстрировал успехи народного хозяйства Украины, а после здесь разместилась экспозиция, посвященная сельскохозяйственным культурам.

Источник

Читайте также:  Оптимальная толщина стены пеноблоков
Оцените статью