Перед нами сплошная стена елового леса

Перед нами сплошная стена елового леса

Робинзонам нового поколения посвящается…

СЛЕДОПЫТ ЗЕЛЕНОГО МИРА

Детство… До дыр зачитанные романы Майн Рада, Фенимора Купера, Жюля Верна, Сетона-Томпсона и, уж конечно, «Робинзон Крузо» Дефо.

Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений, участником далеких заманчивых путешествий! Но как еще до этого далеко. А пока мечты мальчишек находили свой выход. Прочитанное превращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город, там это были уже не гимназисты, а индейцы, и путешественники, Робинзоны и Пятницы, следопыты и разведчики. Они разжигали костры, пекли картошку в горячей золе, варили уху, пропахшую горьковатым дымком, строили шалаши, ночевали в лесу, играли в разные игры, зимой катались на лыжах.

Когда шестнадцатилетнему пареньку волею суровых обстоятельств пришлось выбирать работу, он становится учителем в начальных классах сельской школы. Ведь это давало возможность сохранить связь с природой. Он и тут вместе со своими учениками устраивает походы в лес. Здесь летом неделями они живут в палатках, постигая правила и законы лесных разведчиков.

Так детская игра обернулась делом жизни. Увлечения книжными приключениями сменились увлечениями природой, живой и близкой. А леса, поля, реки, озера, сады продолжали раскрываться перед ним не только страницами знаний, но и поэзией родной природы. Мир растений манил к себе своим необычайным разнообразием, удивительной силой жизни, обилием загадок, особым смыслом и значением для человека.

Читайте также:  Под салатовые стены какую кухню

Но, чтобы стать вожаком юных следопытов, надо много знать и уметь. Ну что ж, путь молодым учителем выбран!

И вот окончен Ленинградский сельскохозяйственный институт. Будущее Николая Михайловича Верзилина определилось — ботаник и педагог на долгие годы!

Он мечтает о том, чтобы, на школьных уроках и студенческих занятиях оживали сухие страницы учебников, чтобы наполненный поэзией мир растений приобщал к труду, к полезной деятельности. И молодой учитель с азартом энтузиаста, влюбленного в свое дело, создает, где можно, уголки живой природы, пришкольные участки, маленькие опытные лаборатории. Его уроки и занятия наполняются живым дыханием лесов и полей, приобретают для учеников действенный практический смысл. Все делается им для того, чтобы увлечь и ребят и студентов наукой, сделать из них истинных следопытов, будущих преобразователей удивительного мира растений. Он берется даже за перо и в одной из первых своих статей пишет о том, «Как сделать интересным преподавание естествознания» (1929).

Тогда Николай Михайлович Верзилин еще совсем не думал, не ждал, что работа учителя и занятия ботаникой могут привести его на дорогу писателя. Это пришло значительно позже, когда за плечами остался большой пройденный им путь — уже не только учителя, но и ученого. Пришло как будто бы неожиданно, даже для него самого. Хотя внутренне все было подготовлено к этому и детскими лесными играми, и прекрасным знанием природы, и опытом педагога, а главное, тем поэтическим огоньком, который давно загорелся в его душе — и был пронесен через все эти годы.

…Шли трудные месяцы Великой Отечественной войны. Родина нуждалась в лекарственных травах и в других полезных человеку дикорастущих растениях. Кто мог стать разведчиками и собирателями их? Конечно, вольная армия ребят. Но очень нужна была книжка, которая заинтересовала бы и научила, подготовила и двинула в поход эту армию. Вот тогда-то издательство детской литературы в Москве и обратилось к Николаю Михайловичу Верзилину: «Напишите такую книгу для ребят. »

Сомнение и волнение охватило ученого. Ведь он никогда не писал для детей. Он знал, что писать для них трудно, что нельзя браться за новую профессию, когда тебе уже 40 лет! И все-таки взялся.

На помощь пришли воспоминания о детстве и юности, о времени, когда он играл в следопытов, выпускал в школе рукописный журнальчик, пробовал писать приключенческие рассказы, читал о жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове, бродил по лесным тропинкам.

Как же построить книгу, сделать ее интересной?

А что, если высадить потерпевшего кораблекрушение Робинзона в нашем северном лесу? Как бы он чувствовал себя здесь? Может быть, не Робинзона, а самих читателей — ребят поселить на необитаемом острове и поставить их в положение «робинзонов»? Пусть они сумеют найти в лесу и хлеб, и бумагу, и чернила, и лекарства, и мыло, и мочалку. И не просто найти, а приготовить.

Так, в поисках характера книги возникал образ ее героев, намечался путь решения трудной задачи. В 1943 году вышла маленькая и тоненькая «Лечебница в лесу» Николая Михайловича Верзилина. Первая его работа для детей. Первая проба писательского пера. Зародыш будущего произведения — одна из глав его. А через три года замысел, родившийся в поисках и пробах, полностью осуществляется — выходит «По следам Робинзона» (1946). Она сразу привлекла внимание обилием новых для нашего читателя сведений, интересными и забавными советами, возможностью самому испытать «робинзонаду». Ведь автор все испытал, проверил, проделал сам, прежде чем начал писать. На какой-то срок он сам превратился в лесного Робинзона.

И будто открылись двери в неведомый, ко в то же время такой знакомый мир растений. В обычном оказывалось необычное, в как будто простом — сложное. Полезное представало перед глазами еще и прекрасным. Прекрасное — полезным. Здесь нашлась работа рукам и глазам, ребячьей смекалке и терпению. Была радость открытий и находок, первого ощущения красоты родных просторов, может быть, первого приобщения к самостоятельному труду. И это относится ко всем книгам Николая Михайловича Верзилина. В них юный читатель всегда найдет для себя какие-нибудь открытия, пищу для размышлений и удивлений, для познания и работы.

Вот всем примелькавшиеся на подоконниках комнат горшки с неизменной геранью и столетником, амариллисом и кактусом, бальзамином и фикусом. Ну что в них особенного, поучительного, занимательного? Но ученый и писатель Н. М. Верзилин берет вас за руку, подводит к окну, и начинается увлекательное путешествие по следам комнатных растений. Далекие пустыни и тропические джунгли, горные склоны и саванны, северные леса и влажные субтропики — по растительному миру всех частей света проведет вас с веселой улыбкой этот знающий, умный проводник. И не только расскажет много интересного о прошлом, настоящем, будущем одомашненных растений, но и научит, как разводить их, как за ними ухаживать, какие опыты над ними производить. Это ведь все та же робинзонада, но только теперь в своей комнате, на своем озелененном подоконнике.

Свыше десяти лет собирал автор сведения о наиболее распространенных комнатных растениях. И написал книгу с точным адресом и точным заданием: *Для зимнего чтения детей, с тем, чтобы они, когда за окном снег, увидели на своих окнах в обычных как будто растениях представителей растительного мира всего земного шара и могли бы сами поставить с ними различные опыты, приучающие их к управлению природой».

Так родилась вторая большая книга — «Путешествия с домашними растениями» (1949).

И читатели встретили ее, как встречают нового друга, доброго Советчика, к тому же занятного рассказчика.

К автору потекли реки писем — со всех концов страны, от людей самых разнообразных возрастов и профессий.

Сотни писем, тысячи вопросов, просьб, пожеланий, благодарностей. Читатели хотят получить не только советы по садоводству, не только посылки с семенами и черенками. Они хотят продолжения разговора о новых путешествиях с домашними растениями. Одной книги оказалось мало! Так устанавливается личный контакт с читателями. Писателю-натуралисту подсказывается тема следующего произведения. Ведь эта книга зажигала в них огонек любознательности, помогала рождению новых домашних садов, обогащала обилием сведений, приносила радость. Это придавало автору уверенность в пользе нового для других и нелегкого для себя дела.

Источник

Запиши пропуски в тексте подбирая однокоренные слова к слову ель или изменяя его форму в однокоренных словах корень и окончания . перед нами сплошная леса. старые сомкнулись ветвями и ями на земле совсем темно. иногда в ветках виднеются птичьи гнезда .долго пробирались мы .наконец впереди малькнула серебристая речка.2.яблони какие. камешки какие .ками какие

Ответы

2 -1 группа (1 скл.): погода, бумага, плакса, дедушка, земля. 2 группа (2 скл.): сосед, тюль, двигатель, мотор. 3 группа (3 скл.): дверь, оттепель, моль, тень.

4 — А) группа, зелень, сажа, водокачка ;

Б) диван, боль, конь;

В) степь, лощадь, врач.

9 — по тропинке — П.п., ед.ч., 1 скл., ж.р.

10 — вопрос 1. Несклоняемые существительные не имеют окончаний. Например: метро, такси.

Вопрос 2. Не у всех изменяемых имён существительных в предложном падеже окончание –е. Например: в существительных 3 скл. окончание -и: в степи, о ночи.

Вопрос 3. Имена существительные женского рода относятся к 1 и 3 склонению. Например: машина, краска, лень, дочь.

11 — А) Вода камень (В.п.) точит.

Б) Туча закрыла небо (В.п.)

В) Рыбак рыбака (В.п.) видит издалека.

Г) Баран жевал сочный стебель (В.п.) крапивы.

Источник

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Данный материал ориентирован на УМК под редакцией М.Т.Баранова и представляет собой подборку диктантов и контрольных работ по темам, изучаемых в 5 классе.

Скачать:

Вложение Размер
kimy_5_klass.docx 19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант по орфографии

В еловом лесу с утра и до позднего вечера мелькают проворные белки. Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опёнки. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

Поздней осенью переменит белочка своё рыженькое платье на серую зимнюю шубку. В вершине густой ёлки устроила белочка тёплое гнездо. В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.

Шустрая белка – самый весёлый и проворный зверёк в наших лесах.

1.Выполнить морфемный разбор слов:

2.Обозначить части речи в предложении:

В еловом лесу с утра и до позднего вечера мелькают проворные белки.

3.Выделить грамматическую основу в предложении:

Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

Особенно красив русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна клёнов и осин. Медленно кружатся, падают с берёз лёгкие жёлтые листья.

Тихо в осеннем печальном лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шапка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в опустевшем лесу. Ещё цветут последние осенние цветы. Ещё зелёный стоит старый развесистый дуб и роняет жёлуди, но уже оголились вершины берёз. На тёмном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин.

Не хочется уходить из леса, прощаться с золотыми осенними днями.

1.Выполнить морфемный разбор слов : слышится, развесистый

2.Выписать из диктанта два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.

3.Подчеркнуть грамматические основы в предложении:

Ещё зелёный стоит старый развесистый дуб и роняет жёлуди, но уже оголились вершины берёз.

по теме «Синтаксис и пунктуация»

Крылатые, хвостатые горожане…

В утреннем небе кружили и спорили галки. Их крик похож на цоканье друг о друга ёлочных шаров.

Ворона сидела на берёзе и разглядывала серого пуделя. А тот прыгал вокруг дерева и лаял задорно и дружелюбно.

В саду дети швыряли хлебные крошки голубям, и птицы сыто бормотали и подходили близко к людям.

Крылатые, хвостатые горожане… Часто мы не замечаем их. Зато они следят за нами на улицах города зорко, цепко. Ведь от этого иногда зависит их жизнь.

Любовь к земле, роще, к радуге, горным вершинам, животным… Не с этой ли любви начинается человек? Без этой любви нельзя быть вершителем судьбы всего живого.

1.Выделить графически все однородные члены предложения.

2.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Ворона сидела на берёзе и разглядывала серого пуделя.

по теме «Фонетика»

1.Расположить и записать слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы:

К..лендарь, а..томобиль, библи..тека, х..зяйство, г..р..зонт, предс..датель, б..т..рея,уч..ник, д..визия, инж..нер, во..зал, пут..шествие, ш..ссе, пас(?)ажир, ав..ация, один(?)адцать, д..ректор, земл..ника.

2.Поставить в словах ударение:

Баловать, договор, каталог, квартал, щавель, ненависть, красивее, занята, премировать, статуя, расположить, цемент.

3.Вставить Ь, если он нужен:

Жиз..нь, зор..ка, мрач..ный. камен..щик, прос..ба, кос..ти, пул..с, бол..шой, дач..ник, бор..ба, луч..ше.

4.Вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова:

Ро..кий, у..кий, лё..кий, ре..кий, ре..кий, гла..кий, сколь..кий. ни..кий, мя..кий, жи..кий, дер..кий, ло..кий, зы..кий.

5.Выполнить морфемный разбор слов:

по теме «Словообразование»

1.Выполнить морфемный разбор:

Подберёзовик, отводить, новинка, удивляешься, мечтатели, посеребрённый, проговорил, зеленоватый, воссоединение, зауральский.

2.Вставить пропущенные буквы в корни с чередованием О-А:

Р..сток, предл..гать, прил..гательное, выр..щенный, отр..сль, сл..жение, предл..жение. р..стительность, водор..сли, р..стовщик, пол..жение, взр..сление, Р..стов.

3.Вставить в приставки пропущенные буквы З-С:

Бе..вкусица, бе..форменный, и..жарить, и..подтишка, ра..считать, чере..чур, ра..бросать, во..торжествовать, бе..ценный, чре..мерный, ра..полагать, бе..шумный, ра..дать, ра..сеянность, и..менчивый.

4.Вставить буквы О-Ё после шипящих в корне:

Ж..сткий, ш..лк, трущ..ба, крыж..вник, тяж..лый, ч..рточка, обж..ра, ч..ртик, ш..рох, ш..колад, расч..ска, ч..кнуться, ж..нглёр, ш..пот, пч..лы.

5.Вставить пропущенные буквы И-Ы после Ц:

Бледнолиц..й, ц..ркуль, ц..плёнок, лисиц..н, у проводниц. провокац..я, ц..ган, куц.. й, ц..линдр, пловц. сестриц..н, дезинфекц..я, две овц. ц..нк, цариц..н.

Контрольный диктант по теме

Переполох в лесу

На большой полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка. Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.

Он заревел, бросился через лес к реке. Мчится медведь берегом, только подошвы мелькают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой ветке белочка сидит, шишку срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

1.Морфологический разбор имени существительного:

2.Синтаксический разбор предложения:

Завизжали, захрюкали поросята На сосновой ветке белочка

и разбежались. сидит, шишку срывает.

по теме «Имя прилагательное»

Тихо в лесу. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. По нежно-голубому весеннему небу плывут лёгкие белоснежные облака.

Если прислушаться, можно услышать, как тихо дышит, пробуждается зимний лес. Он живёт в эти дни невидной и неслышной жизнью, которая доступна только зоркому глазу и чуткому уху. Вот по-весеннему попискивают, возятся шустрые черноголовые синички. На макушке сухого звонкого дерева пустил весеннюю торжественную трель лесной барабанщик дятел. Стайка клестов широким красно-брусничным ожерельем рассыпалась по вершинам елей.

Празднично в весеннем солнечном лесу. На сугробах уже появились стеклянные кружева. Высятся на солнце бронзовые стволы сосен, возносят в самое небо раскидистые вершины. Жёсткие ветки багульника показались у пригретого мартовским солнцем высокого пня.

Скоро начнётся настоящая, бурная весна.

1.Выполнить морфологический разбор прилагательных:

сухого (1вариант), солнечном (2вариант).

2.Выполнить синтаксический разбор предложения:

По нежно-голубому весеннему небу плывут лёгкие белоснежные облака.

Лес расступился и открыл перед Васюткой берег Енисея. Так красива, так широка была родная река! Раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой. Васютка бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпать по ней руками.

Место было незнакомое. Мальчик стал решать, идти вниз по Енисею или вверх, но так ничего и не придумал.

Вот в верховьях реки появился дымок, потом показался пароход. Васютка видел, что это не обыкновенный пароход, а двухпалубный пассажирский теплоход. Мальчик заметался по берегу, закричал: «Пристаньте! Возьмите меня!» Кто-то из пассажиров заметил его и помахал рукой. Растерянным взглядом Васютка проводил теплоход. Он понимал, что около каждого не будешь останавливаться, и всё-таки было обидно.

1.Выполнить морфемный разбор глаголов:

расступился (1 вариант), заметался (2 вариант)

2.Выполнить морфологический разбор глаголов:

казалась (1вариант), появился (2 вариант).

3.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Лес расступился и открыл перед Васюткой берег Енисея.

Итоговый контрольный диктант

Коротка летняя пора на севере тундры. В мае ещё в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по её бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.

В это время сюда возвращаются птицы. Тундра – родина этих птиц. На берегах светлых озёр они строят свои гнёзда. Здесь они спокойно могут отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!

Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далёкие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда.

Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.

Источник

Оцените статью