Перелезть через берлинскую стену

Творческие побеги через Берлинскую стену

Между Западом и Востоком в 1961 году была возведена стена. Она простояла чуть больше 3-х десятилетий, как физический и идеологический барьер, разделивший Берлин на две части. Некоторые из граждан Восточной Германии не хотели мириться с такой несправедливостью. Это побуждало их к побегам в Западный Берлин. Для этого они использовали различные средства и способы, которые были далеко небезопасны. Далее в статье мы познакомим вас с некоторыми самыми неординарными побегами через бетонное препятствие, разделившее немецкий народ.

Конрад Шуман. Прыжок через стену

Впервые безумно впечатляющий побег совершил Конрад Шуман. Ему на тот момент было всего 19 лет. Он был пограничником. Молодому человеку удалось в прямом смысле перепрыгнуть через бетонную покрытую колючей проволокой преграду, высота которой составляла 3 фута. Этот беглец совершил свой прыжок всего через 2 дня после возведения Берлинской стены. Побег Шумана зафиксировал на фотоплёнке наблюдательный фотограф. Этот снимок облетел весь мир. Сейчас это фото находится на Бернауэр-штрассе и имеет название «прыжок к свободе».

Ганс Петер Стрелчик и Гюнтер Ветцель. Побег на воздушном шаре

Ветцель и Стрельчик были большими друзьями. Стрельчик увлекался воздушными шарами и был неплохим авиамехаником. Первая их попытка перебраться вместе с семьями в Западный Берлин была неудачной. В 1979 году они совершили свой удачный побег на воздушном шаре. Вместе с ними были и их семьи.

Читайте также:  Обои для стен тик ток

Вольфганг Энгельс. Танковый таран

Это очень рискованное проникновение сквозь стену было совершено в 1963 году. Танкист Вольфганг Энгельс похитил в своей части танк и пошёл в нём на таран Берлинской стены. С собой на запад он звал и своих сослуживцев, но никто с ним не пошёл. Разогнавшись на танке, он со всей дури врезался в бетонную стену. Но она оказалась прочнее танковой брони. Стальная машина застряла в стене. Тогда Энгельс вылез из танка и полез наверх. Перелезая через стену, он запутался в колючей проволоке. Пограничники открыли огонь по перебежчику, ранив его. Энгельсу всё же удалось попасть на территорию Западного Берлина. В этом ему помогли западные немцы.

Туннель 57 и туннель для пожилых беглецов

Беглецы, пытаясь преодолеть Берлинскую стену далеко не всегда это делали по воздуху или шли напролом. Самый большой побег, который совершили граждане Восточной Германии, был через подземные тоннели. Первый тоннель под Берлинской стеной выкопали пожилые немцы.

Его длина составила 32 м. Старые немцы копали его 16 дней. Этот подземный ход получил название «туннель для пожилых людей». Через него удалось перейти на Западную сторону 12 восточным немцам, большинство из которых были людьми преклонного возраста. В 1964 году под Берлинской стеной был прорыт ещё один подземный ход. В историю он вошёл под названием «Туннель 57». Через него удалось сбежать на запад 57 людям. После таких удачных попыток пересечения границы началось массовое бегство восточных немцев в Западную Германию.

Хорст Кляйн. Бегство на канате

Ещё один дерзкий побег был совершён при помощи каната. Его совершил в 1962 году воздушный гимнаст Хорст Кляйн. Гимнаст взобрался очень высоко на территории Восточного Берлина. Для своего побега над пограничниками Кляйн применил нерабочий силовой кабель. Немного не дойдя до цели, гимнаст упал, но это была уже западная сторона стены. При подении он сломал обе руки. После своего побега, Хорст Кляйн в своём интервью журналистам заявил, что ему в ГДР запретили выступать за его антикоммунистические высказывания.

Инго Бетке. Побег на надувном матрасе

Инго Бетке служил в гвардии ГДР. Во время прохождения службы он изучил берега Эльбы и особенности течения реки. Он прекрасно знал места расположения колючей проволоки и растяжек.

После службы в армии Бетке и его друг в 1975 году приобрели в магазине обычный надувной матрас. Его товарищи использовали в качестве плота для переправки в Западную Германию. Им удалось бесшумно добраться до желаемой цели.

Майкл Беккер и Хольгер Бетке. Побег по Zip Line

Два друга Беккер и Бетке были очень впечатлены цирковым побегом Кляйна и сплавом на матрасе Инго Бетке. Они тоже решили перебраться на Запад подобным образом.

Молодые люди с чердака пятиэтажного дома перекинули на противоположную сторону при помощи стрелы прикреплённый к ней канат. Там его подхватил брат Бетке, Инго, который жил уже в Западном Берлине.

Он закрепил его за дымоход. Бетке и Беккер продев шнур под свитера, застёгнутых на молнию, скользя по канату, преодолели опасный путь. Таким необычным образом друзья оказались в Западном Берлине.

Хайнц Мейкснер. Кабриолет влюблённых

Хайнц Мекснер был гражданином Австрии. Во время своей работы в ГДР он полюбил местную немку Маргарет Турау. Они обратились к местным властям с просьбой о регистрации их брака, но получили отказ.

Тогда молодой человек замыслил дерзкий побег на Запад вместе со своей возлюбленной. Для осуществления своих планов в 1963 году он взял в аренду кабриолет. Чтобы план побега удался, австриец убрал с автомобиля лобовое стекло и спустил шины. Это было сделано для того, чтобы кабриолет смог проехать под стальным шлагбаумом на блокпосте. В автомобиле он спрятал свою невесту и её мать.

Добравшись до пропускного пункта Чарли, Мейкснер нажал на педаль и благополучно рванул на Запад, проехав под стальным заргаждением.

Хармут Рихтер. Плавание через канал

Хармуту Рихтеру в 1966 году было всего 18 лет, когда ему в голову пришла мысль вплавь через канал Тельтов добраться до Западной Германии. Во время 4-часового плавания молодому человеку удалось ускользнуть от пограничного контроля. Спустя несколько лет он снова оказался в Восточном Берлине и повторил это ещё не один раз.

Рихтеру удалось переправить в Западную Германию более трёх десятков восточных немцев. Его арестовали в ГДР в 1976 году и приговорили к 15 годам тюрьмы. Через четыре года стараниями западных дипломатов молодого человека удалось освободить.

Гарри Детерлинг. Таран на поезде

Гарри Детерлинг в 1961 году был железнодорожным инженером. Но тот момент ему было 27 лет. Мужчина очень хотел вместе со своей семьёй перебраться в Западную Германию. Для осуществления своей цели он решил использовать пассажирский поезд. До берлинской стены вели железнодорожные рельсы. Детерлинг посадил на паровоз 16 человек, среди которых были члены его семьи и близкие друзья, и отправился на нём штурмовать стену. Максимально разогнавшись, он на своём «поезде свободы» со всей силы врезался в стену и пробил её. Далее поезд отправился к станции в районе Шпандау в Западном Берлине и только там остановился. Все его пассажиры успешно добрались до места.

28 декабря, 2018

27 октября, 2018

11 октября, 2018

[…] admin 11.09.2021 Флотский юмор, Черкашин Николай Андреевич Комментарии history-doc.ru […]

Да! Автор статьи фантазёр. По мнению автора Хунну жили на территории современной монголии, тогда где проживали Монголы. Предлагаю поделить численность населения современной монголи на понижающий коэффициент, тогда получится население Монголии на площадь, климатически сложную для проживания. Автор статьи не учёл того фактора постоянного проживания Маньчжур южнее реки Амур. Как известно Китайцы (современное название) постоянно проживали за Великой стеной с бойницами направленными на Китай для обороны от нападения со стороны Китая на Маньчжурию. Куда делись Дунгане (Джунгары) и Уйгуры. Что манило народ Хунны в будущем Китае, разделённом на две части (север и юг). Недавно прочитал статью о зарождении империи Чингис-хана (Чингис-правитель с Тюркского, но не с Монгольского), в которой упоминается писатель В.Ян и ссылка на его роман «Чингисхан». В романе В.Ян штурмовал Великую стену для завоевания Пекина. Великая стена бойницами направлена на Юг, зачем её штурмовать, поднимись по ступеням и спустись по лестнице. Жаль, что историки не хотят изучать причину постройки Великой стены и кто её строил: Чжурджени или Китайцы, и кто от кого оборонялся. Очень важный период времени. Не секрет, что династия Цинь свергла династию Киданей. Новая династия правила Китаем до начало ХХ века, а последний император из Маньчжурии умер своей смертью в 60-е годы.

Павел, нужно понимать, почему «отцы и деды как воду в рот набрали». Потому, что для фронтовика война есть тяжкий труд, пот, кровь, грязь, смертельный ужас, гибель товарищей, сознание того, что твоя участь, жить или не жить, частенько бывает зависима от дури начальства и каждый прожитый на фронте день воспринимался как подарок свыше. Совершил ли солдат подвиг, это уж как его начальство решит, солдату же главная награда остаться в живых. А детишки жаждали слышать о геройствах. Бывшие солдаты либо просто отмалчивались или отшучивались, либо выдавали за собственное, что распространялось на фронте в газетах, пропагандистских листовках. На войне без пропаганды не обходится, пропаганда то же оружие, надо понимать.

Источник

5 самых известных побегов через Берлинскую стену

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Global Look

13 августа 1961 года началось сооружение Берлинской стены. Ее протяженность составила 155 км, в том числе в черте Берлина 43,1 км. Она просуществовала до 1989 года. По данным правительства ГДР, при попытке пересечь Берлинскую стену погибло 125 человек. BBC в свое время утверждало, что число погибших гораздо больше — 1245 человек. В период с 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989 года было совершено 5075 успешных побегов в Западный Берлин, среди них — 574 случая дезертирства.

SmartNews решил вспомнить пять самых известных побегов через Берлинскую стену.

Конрад Шуман

Одним из первых перебежчиков через Берлинскую стену стал Конрад Шуман. Свой побег он совершил в 1961 году. Фотография его прыжка через колючую проволоку считается одним из наиболее известных снимков на тему холодной войны. Недалеко от места побега Шумана установлена посвященная этому событию скульптура Флориана и Михаэля Брауэров и Эдварда Андерса под названием «Прыгун через Стену».

15 августа 1961 года Конрад Шуман был направлен охранять начатое двумя днями ранее строительство Берлинской стены. На тот момент там было только временное заграждение из колючей проволоки высотой около 80 см. Под предлогом проверки заграждения Шуман примял его в одном месте ногой, а затем перепрыгнул через заграждение и побежал к полицейскому автомобилю, который забрал его. Находившемуся рядом фотографу Петеру Ляйбингу, отправленному к месту строительства стены, удалось сделать известную многим фотографию.

Источник

Самые удивительные побеги через Берлинскую стену

Как была устроена Берлинская стена

До 1961 года границу между Восточным и Западным Берлином каждый день пересекали десятки тысяч человек — многие немцы, живущие в восточной части города, предпочитали работать в западной, входившей в зону влияния США, Франции и Великобритании. Власти ГДР это не устраивало ни с экономической, ни с идеологической точек зрения. На фоне разгоревшейся холодной войны «советский» сектор Берлина принял решение оградиться от западных секторов.

В ночь с 12 на 13 августа 1961 года на границе началось строительство стены, которая фактически стала государственной границей посреди города, превратив Западный Берлин в капиталистический островок посреди социалистической ГДР. С Западной Европой его связывали лишь два аэропорта.

За годы стена разрослась от простого ограждения из колючей проволоки до сложного инженерно-технического сооружения. Это была не просто стена из железобетонных блоков высотой в 3,60 метра — на подступах к ней была устроена целая полоса препятствий: противотанковые ежи, участки с острыми шипами в тоннелях метро (их почему-то назвали «сталинские газоны», хотя Сталина давно не было в живых), колючая проволока под напряжением, зарытые под землей мины, бесшумная сигнализация, вооруженная охрана на вышках. В 1968 году нелегальный переход этой границы был официально объявлен в ГДР уголовным преступлением.

Однако даже это не останавливало немцев, решивших бежать в ФРГ. Один сценарий побега был безумней другого: попытка пробить стену асфальтоукладчиком, протаранить пограничные ворота паровозом, перелететь на воздушном шаре. Бежать под землей было безопаснее, но в разы труднее. Всего за годы существования Берлинской стены перебраться на Запад смогли свыше 5000 человек. Еще для почти 250 побег закончился смертью, а для более чем 3000 — арестом.

«Прыжок к свободе»

Одним из первых перебежчиков и, пожалуй, самым знаменитым стал Ханс Шуман. 15 августа 1961 года 19-летний унтер-офицер дежурил у только начавшей строиться Берлинской стены — тогда она была лишь заграждением из колючей проволоки высотой около 80 см. Незаметно для сослуживцев Шуман примял проволоку ногой, а потом, после недолгих размышлений, перемахнул через ограждение под крики «Перепрыгивай!» с западной стороны. Оказавшись в ФРГ, беглец поспешил запрыгнуть в полицейскую машину, которая ждала его с открытой дверью.

Знаменитым же побег Шумана стал благодаря фотографу Петеру Ляйбингу. В тот день он приехал к месту строительства стены и заметил колебавшегося Шумана. Сделанный Ляйбингом снимок, который стал известен как «Прыжок к свободе», был признан одним из символов холодной войны. В Берлине есть даже памятник «Прыгающий через стену», изготовленный по мотивам фотографии.

Сам же Шуман после побега перебрался в Баварию, женился и устроился работать автослесарем. Однако до самого падения Берлинской стены Шуману приходилось жить в страхе перед спецслужбами ГДР и переживать за оставшихся в Саксонии родственников. В 1998 году он покончил с собой из-за депрессии.

Над землей и под землей

Со временем Берлинская стена укреплялась, и для того, чтобы покинуть ГДР, немцам уже было недостаточно просто перепрыгнуть через колючую проволоку. Поэтому беглецам пришлось сооружать подкопы или думать, как пересечь стену по воздуху.

Одним из самых известных стал так называемый «подкоп пятидесяти семи». В 1964 году около 40 жителей Западного Берлина вырыли подкоп, который начинался в подвале западноберлинской булочной и вел в заброшенное здание на востоке. Общая длина подкопа составила 140 метров, а глубина — 12. За две ночи покинуть ГДР по нему смогли 57 человек.

О массовом побеге узнали власти — всех сдал осведомитель. Между военными и вооруженными организаторами побега началась перестрелка, в которой был убит гэдээровский пограничник Эгон Шульц. Позднее его именем назвали несколько улиц в разных городах ГДР.

Не менее рискованными были и попытки перебраться в Западный Берлин над стеной. В декабре 1962 года такой трюк удался акробату Хорсту Кляйну. В декабре 1962 года артист по электропроводу, который уже год как не работал, переполз прямо над головами пограничников. Ближе к концу пути Кляйн разжал окоченевшие руки и упал с 12-метровой высоты. Так акробат оказался в Западном Берлине, хоть и сломал себе обе руки.

Тем же беглецам, что не могли похвастаться физической подготовкой, приходилось быть изобретательными. В сентябре 1979 года побег на Запад совершили две семьи из Тюрингии. Механик Ганс Стрельчик и каменщик Гюнтер Ветцель вместе с женами смастерили воздушный шар из старых пропановых баллонов, кусков брезента и старых простыней. Шар на высоте 2000 метров пролетел над Берлинской стеной и приземлился уже на Западе.

Кабриолет, поезд и бронетранспортер

Не менее избирательным оказался австрийский токарь Хайнц Майкснер. Во время поездки в Восточный Берлин он влюбился в немку Маргарет Теро. Жить пара решила на Западе. Поэтому специально для побега Майкснер в 1963 году арендовал британский кабриолет Austin-Healey Sprite с очень низкой посадкой, снял с машины тент и заранее ослабил крепления лобового стекла. На КПП мужчина одним ударом сбил лобовое стекло и изо всех сил нажал на газ. В результате кабриолет проскочил под шлагбаумом, а пограничники даже не успели схватиться за автоматы. Все это время невеста Майкснера пряталась на заднем сидении, а его будущая теща — в багажнике. После этого случая власти ГДР сделали выводы и снизили высоту шлагбаума.

Пользовались беглецы и более основательным транспортом. Так, в декабре 1961 года машинист Гарри Детерлинг, который водил поезд к границе, узнал, что скоро пути, которые до этого упирались в стену, разберут. Тогда Детерлинг решился на побег, но не придумал ничего лучше, чем просто проскочить мимо конечной станции и врезаться в стену. Разогнавшийся локомотив разбил ограждение, а Гарри, его семья и пассажиры прибыли в район Шпандау в Западном Берлине. Однако некоторые пассажиры не согласились с выбором машиниста и решили вернуться в Восточный Берлин. По мотивам этого побега был снят фильм «Прорыв „Локомотив 234“».

Знаменит и побег Вольфганга Энгельса, автослесаря, работавшего на гэдээровскую армию. В апреле 1963 года он угнал из части бронетранспортер и попытался пробить им Берлинскую стену, однако БТР застрял на восточной стороне. Тогда Энгельс выскочил из машины, чтобы забраться на стену, но получил несколько пуль от пограничников. Из последних сил молодой человек перелез через проволоку, где ему на помощь поспешили посетители близлежащего ресторана.

Фальшивые солдаты, фальшивые паспорта

Были в истории Берлинской стены и беглецы, которые решили не идти напролом, а продемонстрировать выдержку и, что называется, сыграть на психологии. Например, в октябре 1961 года четверо немцев переоделись в советскую форму (ее им сшила знакомая) и спокойно перешли границу — тогда военные стран-победительниц могли свободно перемещаться по городу. Говорят, что пограничники не только не заподозрили неладное, но и на прощание отдали беглецам честь.

Не менее анекдотичный способ в 1986-м был описан в The Los Angeles Times. Журналисты выяснили, что некоторые беглецы пользовались членскими картами мюнхенского клуба Playboy, которые им передавали. Карты внешне очень напоминали дипломатические паспорта.

Источник

Оцените статью