- Применение опущенного плана и боковой стены при построении перспективы
- 11. Перспектива. Интерьер.
- Упражнение №1.
- Нарисовать куб в трех ракурсах с одной точкой схода вместе с преподавателем.
- Перспектива в академическом рисунке. Почему без нее не обойтись?
- Линия горизонта
- Точка схода
- Перспектива
- Есть несколько принципов для создания более грамотной линейной перспективы:
- Фронтальная перспектива .
- Угловая перспектива
- Трехточечная перспектива
- После изучения теории, можно закрепить материал практикой. Что нужно для того чтобы начать? Сделаем вид, что мы с вами хотим изобразить кирпич фронтально.
- Здесь перспектива является чуть ли не первостепенной. Обратите внимание на, казалось бы, одинаковые деревья. Цвет и форма почти идентичные, но ощущения “забора” не возникает. А все почему? Потому что применены все законы:
Применение опущенного плана и боковой стены при построении перспективы
Лекция № 3.
1. Применение опущенного плана и боковой стены при построении перспективы.
2. Измерение отрезков в перспективе.
3. Прямоугольные координаты и перспективный масштаб.
4. Построение перспективы методом сетки.
При низком положении горизонта основание объекта получается очень сжатым, что затрудняет определение его точек и построение высот. В таких случаях используют вспомогательную горизонтальную плоскость, опущенную вниз или поднятую вверх на любую величину. При этом основание объекта (план), изображается более раскрытым, что облегчит построение плана и высот. Обычно опущенное основание картины (Кˊ1), располагается ниже основания картины (К1) на 2/3 высоты горизонта. Точки схода остаются теми же (рисунок 3.1)
Высоты при этом удобно определять с помощью вспомогательной вертикальной плоскости – боковой стены. Для этого на картине проводим вертикальную прямую и на ней откладываем высоты объекта (0, I, II). Полученные точки соединяем с точкой ω – на линии горизонта . Точка ω (точка схода боковой стены) выбирается произвольно, но желательно, чтобы линии построения не накладывались на изображение.
Построение высот производится следующим образом. Т.к. угол крыши лежит на картине (т. 1), он имеет натуральную высоту (уровень I). Проводим из т. I горизонтальную прямую, до пересечения с вертикальной прямой проведенной из т. 1 опущенного плана. Из полученной точки направляем прямые в точки схода Fл и Fn и проводим вертикали из углов крыши до пересечения с ними. Для получения верхней точки А крыши из точки А опущенного плана проводим горизонтальную прямую до пересечения с опущенным основанием боковой стены 0’ω. Из полученной точки проводим вертикальную прямую до пересечения с линией высоты II ω. Из этой точки проводим горизонтальную прямую до пересечения с вертикалью проведенной из точки А1. Таким же образом строится точка В шеста и высота стены. Точка крепления шеста С к крыше находится как пересечение этого шеста со скатом крыши.
Построение теней осуществляется с применением опущенного плана методом вспомогательных секущих плоскостей. Тени построены при направлении лучей сбоку слева.
Источник
11. Перспектива. Интерьер.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить алгоритм построения геометрических тел в перспективе и построить интерьер по этому алгоритму.
Что такое художественная перспектива
Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира так, чтобы смотря на эту плоскость, мы получали впечатление формы предметов, тождественное с видимой формой их в природе.
Перспектива имеет точные законы, указывающие, как разместить на плоскости (картинная плоскость) очертания предметов с тем, чтобы, отражаясь на сетчатке глаза, эти очертания вполне совпадали с очертаниями самих предметов, видимых в натуре.
Если мы, рассматривая с определенной точки предмет или группу предметов (например, сложный пейзаж), изобразим видимое впечатление от этого предмета или группы предметов по законам перспективы на прозрачном стекле и поставим это стекло на известном определенном расстоянии между нашим глазом и объектом изображения, то линии изображения вполне совпадут с очертаниями изображенного предмета или группы. Нужна ли перспектива художнику и обязан ли он придерживаться ее законов в своих произведениях?
Для чего нужно знать перспективу
История пластических искусств доказывает нам, что вполне правдиво изобразить на плоскости формы видимого мира художники получили возможность только тогда, когда были открыты точные законы художественной перспективы. Поэтому в программу знаний, необходимых современному художнику-живописцу, архитектору, скульптору и прикладнику (особенно двум первым) 4, должна войти и линейная перспектива.
Теоретическое знание перспективы, конечно, не может заменить умения рисовать с натуры так же, как знание анатомии еще не научит рисовать человеческую фигуру. И несомненно, что человек, обладающий хорошим глазомером и вовсе незнакомый с перспективой и анатомией, нарисует с натуры лучше, чем знаток перспективы и анатомии, лишенный этого глазомера и чувства формы.
Но хорошие рисовальщики обладают обязательно и тем и другим, то есть и чувством формы, и глазомером, и знаниями. Эти знания особенно необходимы живописцу при работе непосредственно с натуры и архитектору для ясного представления того, как создаваемые им на бумаге архитектурные массы будут восприниматься в натуре глазами зрителя.
Очень важно, чтобы художник воспринимал научные истины не путем одного лишь теоретического освоения перспективных теорем и приемов построения. Художник должен ясно представлять себе положение предметов в пространстве и проекцию их очертаний на картинной плоскости.
Художник должен научиться рисовать на глаз и наизусть перспективно верно, а не приходя к верным очертаниям только путем длинного построения по теории перспективы с помощью линейки, циркуля и транспортира, так же, как рисующий человека должен научиться ясно представлять формы частей тела такими, чтобы в них правильно размещались кости и мускулы, а не припоминать и отыскивать каждый раз точки прикрепления мышц и сухожилий, которые он выучил по учебнику.
Как мы видим предметы
Трудно встретить человека, незнающего, что лучи света распространяются по прямой линии, что глаз не может видеть точку, которую бы нельзя было соединить с ним прямой линией, не встречающей на пути непрозрачных предметов, что предмет не может быть освещен со стороны, противоположной источнику света, что мы не можем увидеть верхнюю поверхность предмета, если он весь помещается выше наших глаз, и нижнюю поверхность предмета, стоящего ниже наших глаз, что предмет, отстоящий дальше от наших глаз, кажется нам меньше такого же предмета, находящегося к нам ближе.
Но явные и порой невероятно нелогичные нарушен
ия этих азбучных истин мы встречаем постоянно не только в работах детей, но и в рисунках взрослых и интеллигентных людей.
Обратимся к рис. 1, к кубу, стоящему на столе и изображенному неправильно. Попробуем дальше доискаться, в чем же ошибки этого изображения.
Зададим себе вопрос: откуда же мы смотрим на стол и стоящий на нем куб? Если мы стоим прямо против середины длинной стороны стола лицом прямо к передней стороне куба, то мы не увидим боковых сторон ни стола, ни куба и должны будем изобразить нашу модель так, как приведено на рис. 2.
Чтобы увидеть левую боковую сторону стола, мы должны или отойти от стола влево, или хоть немного повернуть стол углом к зрителю, тогда мы увидим стол так, как показано на рис. 3. У стоящего на столе куба мы увидим тоже левую боковую сторону.
На рис. 3 ближняя к нам ножка стола больше остальных: другие ножки уменьшаются по мере удаления их от зрителей. То же происходит и с вертикальными ребрами куба. Теперь мы видим, что благодаря этим сокращениям некоторые параллельные в натуре линии стали сходящимися по мере удаления их от зрителя. Но ведь так и должно быть.
Мы знаем, что расстояние между двумя параллельными линиями везде одинаково, но что равные между собой величины, удаляясь от зрителя, кажутся уменьшающимися. Следовательно, и расстояния между параллельными линиями, удаляющимися от зрителя, будут казаться уменьшающимися, а линии, в натуре параллельные, но удаляющиеся от зрителя, будут казаться сходящимися вдали.
Если мы эти линии продолжим, то они где-нибудь на плоскости нашего рисунка или за пределами его пересекутся.
Упражнение №1.
Нарисовать куб в трех ракурсах с одной точкой схода вместе с преподавателем.
Виды перспективы
Существует два вида перспективы – линейная и воздушная.
Воздушная перспектива – это изменение цвета по мере удаления.
Линейная перспектива – это построение с учётом правил и законов, чем ближе, тем крупнее; по мере удаления предметы уменьшаются. Линейная перспектива делится на фронтальную и угловую.
Теперь перейдём к интерьеру. Что называется интерьером? Интерьером называется внутренний вид помещения в целом или отдельных его частей. Сюда же относятся мебель, декоративные украшения и многое другое, участвующее в оформлении. Слово «интерьер» с французского переводят как «внутри». Интерьер имеет три измерения: высоту, ширину, глубину. Интерьер особенно распространен в живописи и графике, а также в театральной живописи.
В этих картинах интерьер является фоном, который решает сложные задачи и помогает раскрыть содержание. Композиции убедительны, потому что художники учли все особенности построения интерьера:
- Первый план крупный, чёткий.
- Линии, уходящие в глубину, сходятся в одной точке, которая находится на линии горизонта.
- Вертикальные линии сокращаются на расстоянии, но остаются вертикальными и параллельными между собой.
Для рисования интерьера важно знать линию горизонта и точку схода, потому что отсюда возникает задача передачи в рисунке глубины пространства помещения. Для этого и пользуемся средствами линейной перспективы. (слайд № 3)
Что такое линия горизонта?
В природе, если она не закрыта домами, её хорошо видно. А где она находится в комнате?
Линия горизонта – это воображаемая линия, и она всегда находится на уровне наших глаз, где бы мы ни находились.
Интерьер разделяют на: фронтальный и угловой. Фронтальный интерьер – это когда мы видим три стены: левую, центральную и правую, а также – пол и потолок.
Параллельные линии в перспективе сойдутся в одну точку схода.
Художник в композиционном решении картины может изменять высоту линии горизонта и главную точку картины (влево или вправо от центра картины). Если точка зрения находится в центре картины — изображение называется центральной фронтальной перспективой. Если же точка зрения расположена справа или слева от центра картины — изображение называется боковой фронтальной перспективой.
Источник
Перспектива в академическом рисунке. Почему без нее не обойтись?
Знаете ли вы, как устроено наше зрительное восприятие? Почему при взгляде на абсолютно параллельные предметы, например, на рельсы, нам кажется, что они сходятся? Почему объекты, расположенные дальше, кажутся нам меньше по размеру? Если у вас есть ответы на эти вопросы, уверена, в рисовании вам будет легче чем тем, кто не понимает, к чему вся эта викторина. Наш мир — 3D, но плоскость листа 2D, так как же нам изображать так, чтобы передача увиденного не искажалась? Чтобы объем не исчезал, а размер оставался разумным… Звучит сложно, верно? Для упрощения подобных задач существуют законы перспективы. Любое увиденное изображение строится по определенным законам, при этом не имеет значения, что именно вы изображаете. Если не учитывать законы построения, объект, находящийся дальше, может стать большего размера, чем есть на самом деле. Если перспектива отсутствует, изображение выйдет нелогичным, несуразным и плоским. Перспектива в рисунке нужна для придания объема вашим предметам, помимо этого такую же роль выполняют светотень и пятна. Но перед тем, как строить и рисовать, стоит изучить теорию. Есть некоторые правила, когда вы их изучите и усвоите, ваш рисунок станет ближе к реалистичности. Для начала посмотрим, какие термины используются в перспективе. Самые важные из них:
Линия горизонта
Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз. Она меняется в зависимости от нашего местоположения. Например, на одном и том же натюрморте будут разные линии горизонта, если мы смотрим на него снизу и сверху.
Точка схода
Точка схода — это точка, на которой сходятся, удаляющиеся от наблюдателя, параллельные линии.
Перспектива
Перспектива сама по себе является иллюзией. Искаженным вариантом мира, который мы видим. Перспективе подвергается абсолютно каждый увиденный предмет.
Есть несколько принципов для создания более грамотной линейной перспективы:
- Чтобы предметы и пространство не казалось плоским, ближе стоящие предметы стоит изображать внахлест с дальне стоящими. Не бойтесь перекрытия.
- Удаленность объекта от наших глаз требует более воздушного, а также менее контрастного изображения. Не стоит изображать дерево в конце парка так же четко и ярко, как такое же дерево, стоящее прямо перед нами.
- По логике объекты, которые расположены дальше, по размеру должны быть меньше тех, что ближе к нам.
Перед началом работы очень важно выяснить, где будет располагаться точка схода и линия горизонта. А далее уже подчинять этим пунктам все предметы. Параллельные линии обязательно будут сходиться в точку схода. Теперь помимо того ,что мы узнали о магии перспективы, я бы хотела рассказать о ее видах.
Фронтальная перспектива .
Самый простой вид изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Судя по названию, предмет будет находиться с фронтальной стороны. Некоторые грани будут параллельны, а другие – перпендикулярны линии горизонта. Линии, которые находятся параллельно лучу зрения, будут сходиться в одной точке. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены.
(Синяя линия — линия горизонта; красная точка — точка схода)
Угловая перспектива
Это самый распространенный вид линейной перспективы, который характеризуется наличием двух точек схода, и более реалистичным изображением предмета, внешний вид которого наиболее соответствует тому, что человек видит в реальной жизни. Самый простой способ объяснить, снова показать на примере куба.
Мы смотрим на него со стороны грани. Тем самым, ребра сходятся в две разные точки схода. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.
Трехточечная перспектива
Строить пространство можно даже используя три точки схода. Чаще всего этим видом пользуются архитекторы, изображают небоскребы, высокие здания и тому подобное. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Данный вид перспективы интересен тем, что ни одна из линий не является параллельной картинной плоскости.
После изучения теории, можно закрепить материал практикой. Что нужно для того чтобы начать? Сделаем вид, что мы с вами хотим изобразить кирпич фронтально.
- Упростим его форму до простого параллелепипеда для начального этапа. Начинаем с того, что определяем основные элементы: линию горизонта и точку схода.
- Теперь нам нужно прочертить две линии схода, которые определят ширину фигуры. Вдоль них будут проходить боковые грани параллелепипеда.
- Основание. С помощью двух линий схода можно изобразить основание фигуры. Для этого нужно просто провести две горизонтали из одной линии схода в другую. Так задаем глубину нашего прямоугольного параллелепипеда. Боковые кромки (левая и правая) получаются простой прорисовкой линий схода между двумя горизонталями.
- Ребра передние. Возьмем две угловые точки в ближней к нам части фигуры и нарисуем из них две вертикальные линии вверх. Эти отрезки представляют собой ребра передней грани кирпича.
- Высота. Строим еще две линии схода, которые пересекают нарисованные ранее вертикали. Так задается высота параллелепипеда. При этом важно, чтобы два вертикальных ребра были на одной высоте. Проще всего выполнить шаг 5 вместе с шагом 6. На этом шаге мы нарисовали все необходимые линии схода. Все они возникают из одной и той же точки схода. Эта особенность одноточечной перспективы и делает этот вид перспективы сравнительно легким.
- Передняя грань. Две точки пересечения между вертикалями и верхними линиями схода соединяются горизонтальной чертой. Если текст сложно понять, взгляните на картинку. Горизонтальная черта автоматически приведет к точке пересечения второй линии схода. Мы уже выполнили это в пункте 5.
- Дальние вертикальные ребра.Рисуем еще 2 вертикальные линии в 2 дальних угловых точках основания.
- Задняя грань.Новые линии должны быть соединены друг с другом горизонтальным отрезком так же, как на шаге 6.
- Верхние боковые ребра. Теперь нам осталось только нарисовать верхнюю поверхность фигуры. В одноточечной перспективе это просто прорисовывание верхних линий схода — между двумя верхними горизонтальными ребрами.
- Завершение. Мы с вами разобрались в построении фронтальной перспективы упрощенного кирпича. Для того, чтобы получить окончательную фигуру, надо просто стереть ненужные элементы рисунка (линии схода и невидимые ребра), а также добавить детали (которые, кстати, тоже будут подвергнуты перспективному искажению. Невидимые ребра изображены светло-серым цветом на рисунке ниже.
Как видите, рисовать в одноточечной перспективе несложно. Конечно, этот пример — очень простое упражнение на рисование фронтальной перспективы. Разберем также угловую перспективу (с двумя точками схода). Возьмем для изображения куб. Его лучше всего рисовать именно в угловой перспективе. Сядьте перед фигурой так, чтобы вам было видно три грани кубика. А реального размера ребро должно быть всего одно. (все остальные искажены в высоту или длину).
Выясняем, где у нас линия горизонта, а где точки схода. Это самое важное. Наш куб не плоский,а объемный, поэтому мы намечаем пару линий, обозначающих его ширину. Помните, на уроках геометрии мы изучали то, что все стороны куба равны, в теории это действительно так. Но вот перспективе безразличны эти правила, так как все в ней это иллюзия восприятия. То есть не делайте все стороны одинаковыми по длине и высоте. Равными по размеру будут лишь те стороны, что параллельны друг другу и перпендикулярны земле, а главное те, которые не искажаются. (такое встречается лишь во фронтальной перспективе) Хотя бы на пару миллиметров одинаковые по логике ребра будут разниться. При угловой перспективе самым длинным ребром будет то, что ближе к нашему взгляду. То есть N1, его мы обязательно изображаем перпендикулярно полу, не нужно заваливать эти ребра.
После установки главного ребра, из двух концов ведем линии к точкам схода. Влево и вправо. Тем самым образуя N2,N3,N4,N5. Отмеряем карандашом высоту ребра N1, далее прикладываем ту же высоту по новообразовавшимся линиям N2,N3,N4,N5, вспомните, что я писала выше. Не нужно делать их точь в точь одинаковыми, поэтому срезаем немного высоты, сославшись на сокращение размера в связи с отдаленностью линии. После отмеривания нужной длины (на глаз), ставим точки/ ориентиры, тем самым обрезая N2,N3,N4,N5. Из этих точек выходят вверх новые ребра нашего куба N6,N7. На пересечении N4 и N6, N5 и N7 образовались точки. Из этих точек мы ведем линии в точки схода. На пересечении данных линий N8 bN9 образовалась новая точка N12. Из нее ведем ребро вниз. Это есть глубина куба. Точно так же на пересечении N6 и N2, N7 и N3 образовались точки, из которых ведем линии к точкам схода. Они пересекаются, тем самым создавая ограниченные N10 и N11, а на их пересечении заканчивается самая дальняя грань куба.
На практике изображение предметов, следуя законам перспективы требует много внимания и знаний законов. Но все это сложно лишь тогда, когда только начинаешь учиться. После долгих часов работы и полном осознании того, что же все-таки такое эта ваша “перспектива” искажения на плоскости перестают казаться чем-то страшным, и становятся автоматически понятными. Поэтому мой вам совет, разглядывая работы великих мастеров, проекты архитекторов, чертежи зданий и тому подобное, старайтесь хотя бы пару минут посвятить тому, чтобы разобраться, где в работе линия горизонта, где точка схода, и сколько их вообще. А также при изображении предметов помните, чем грамотнее выполнено искажение, тем реалистичнее будет ваша работа. Хочу для сравнения показать вам примеры с перспективой и без. Подумайте, какие изображения более плоские?
Ну, совсем элементарно.
В первом варианте есть минимальная перспектива, но все же с плоскостями художник поработал очень плохо.
Отойдем от примитивности, посмотрите на куда более профессиональные работы.
Здесь перспектива является чуть ли не первостепенной. Обратите внимание на, казалось бы, одинаковые деревья. Цвет и форма почти идентичные, но ощущения “забора” не возникает. А все почему? Потому что применены все законы:
- Передние предметы больше, чем дальние
- Контрастность, насыщенность цвета на переднем плане больше, чем на дальнем (соблюдается воздушность и пространство)
- расстояние между объектами сокращается в связи с отдаленностью
Идем далее. Клод Моне.
Обратите внимание. Здесь одна точка схода. Изображение совсем отличается от предыдущего, но тем не менее законы те же. Свет попадает на передний план, а задний остается в тени, но даже это не помешало художнику справиться с пространством и создать объем.
Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.
Что скажете насчет перспективы в этой работе? Верно. Ее нет. Это из-за того, что в средневековье данное понятие не было изучено, а художники его почти не применяли. Разве что на ощущениях. Шахматная доска вроде бы изображена, но совсем без рельефа, фигуры на доске непонятно как нарисованы в профиль и повернуты. Колонны развернуты под каким-то странным углом. Сами люди расположены неразумно. Грубо говоря, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», глазу неприятно видеть эту работу со стороны восприятия, даже несмотря на то, что цветовое решение вполне себе неплохое. Вот это базовый набор знаний, касательно линейной перспективы и ее видов. Изучайте, рисуйте, пробуйте, совершенствуйтесь. Хотели бы познакомить вас с курсом «Основы рисунка». Вы научитесь рисовать как художник — вдохновенно и осознанно. Освоите разные техники и материалы: от графита и угля до масляных красок. Сможете создавать впечатляющие рисунки, следуя академическим правилам — или нарушая их.
Источник