Почему по верху Кремлевской стены размещены «ласточкины хвосты»?
Московский Кремль – одна из главных достопримечательностей нашей столицы и, наверное, самый узнаваемый ее символ. На многих детских рисунках кремлевские стены поверху изображены с непременными зубчиками, называемыми «ласточкиными хвостами».
Почему именно такая форма завершения стен крепости выбрана в Кремле?
Стоит отметить, что обязательным атрибутом верхней части стен крепостей были узкие бойницы, через которые обстреливались наступающие враги. Укрепленное пространство между ними, за которыми прятались защитники крепости, называлось мерлонами (участок бруствера между бойницами). Последние были разнообразной формы – прямоугольные, остроконечные, закругленные поверху, а также в виде «ласточкиного хвоста».
Большинство считают, что последняя форма мерлона – чисто московское новшество. Но это не так. Зубцы такой формы можно увидеть на древних крепостных стенах итальянских замков, в частности, в Милане и Вероне.
Здесь и кроется разгадка того, почему у кремлевских стен такое завершение. Ведь известно, что нынешний Кремль проектировали зодчие из Италии в конце XV столетия. Благодаря им и появились «ласточкины хвосты» и у нас в Москве.
Существует интересный миф, связанный с ними!
Дело в том, что в истории Италии, в далеком XII столетии, случился конфликт между сторонниками верховенства над страной Папы Римского, т.н. гвельфами, и гибеллинами, которые признавали только власть императора.
Конфликт разросся до таких размеров, что противники даже при возведении замков пытались как-то отличаться друг от друга.
Гвельфы устанавливали поверху крепостных стен прямоугольные мерлоны, а гибеллины раздвоенные зубцы, которые были похожи на главный символ Римской империи – гордого орла (разнонаправленные зубья действительно напоминают его расправленные крылья).
Строившие Кремль итальянские зодчие посчитали, что московиты, не очень почитавшие Папу Римского, не будут в восторге от прямоугольных зубцов, а потому выбрали мерлоны гибеллинов.
Правда это или нет, но сегодня стены Кремля украшают именно зубья в форме «ласточкиного хвоста».
Источник
Почему у Кремлевских стен такие зубцы?
Итак, Кремлевских стен зубцы. «Зубцы» или, как их еще называют, «мерлоны». Почему они такой формы? Что за «ласточкин хвост»? Кстати ее, форму, так и называли – «ласточкин хвост». Версии разные есть. Кто-то видит здесь букву «М». «Москва», типа. Кто-то видит в этом зигзаге фигуру имперского орла. Кто-то считает, что через такие зубцы было удобно стрелять из пищалей. Но самая распространённая история – такая… Кто строил эту версию Кремля, с этими конкретно башнями-стенами? Правильно, итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди),Алевиз Фрязин Старый (Алоизио де Карезано), Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари в 1485-1516 годах.
А теперь мысленно перенесемся из очень восточной Европы – в Европу южную. Дело в том, что в Италии, начиная с XII и аж до конца XV века, шла борьба между двумя партиями – партиями гвельфов и гибеллинов. Гвельфы боролись за главенство Римского папы, к ним позже примкнули зарождающие националистические элементы из разных слоев общества (в том числе Неаполитанские короли), а гибеллины – стояли горой власть императора, который, несмотря на то, что был немцем – все же считался даже в Италии Христовым наместником на земле. Ведь для Христа «нет ни эллина, ни иудея», как гласит Новый завет. Сказать, что разделение шло по территориальному признаку, или социальному – было бы неправильно. Некоторые порой рядом стоящие города торчали по разные стороны баррикад. Например, Флоренция была за гвельфов, Пиза за гибеллинов, а Сиена – сначала на одной, потом на другой стороне. В том или ином городе богатеи могли быть за гвельфов, а простолюдины за гибеллинов, а в другом городе – наоборот. Хотя тенденции определенные просматривались все же: аристократия чаще склонялась к «гибеллинству», чем простой люд. Это противостояние было больше, что гражданская война. Для средневекового образованного итальянцы сие было важным идеологическим фактором – принимать ту или иную сторону. Кстати, великий Данте был гибеллином. Но это совсем другая история. Чаще всего под знаменами этих партий решались узко прикладные задачи и отстаивались исключительно «местечковые», сиюминутные интересы. Разделение въелось так глубоко и длилось так долго, что даже отразилось в строительстве крепостных стен. Чтобы сразу определить, кому принадлежит та или иная крепость или город – делали на стенах зубцы разной формы. Квадратные зубцы – значит за стенами притаились гвельфы, а если зубцы в виде «ласточкиного хвоста» — то за забором сидят гибеллины. Легенда гласит, что когда в Москву приехали итальянские архитекторы, они подумали: «Ну, Московский князь – уж точно не за папу!» И сделали Кремлю «гибеллинские» зубцы. Звучит, как шутка, но в таких зубцах уже просматриваются имперские амбиции молодого Московского государства, которое уж точно не против отождествления себя с единой христианской империей, являющейся отражением божьего царства на земле. Как Рим. Как Константинополь. Как западные аналоги и наследники Рима. Которые против того, чтобы церковная власть главенствовала над светской.
Кстати, у Новгородского Кремля (Новгородского детинца) – квадратные зубцы. Не потому ли, что официальным главой Новгородской республики – был архиепископ, то есть человек, «чем -то на Римского папу похожий»? Хотя фактическая власть в Республике, конечно, посадникам принадлежала, да и под сюзеренитетом Владимирских князей Новгород формально находился. К тому же последняя версия Новгородского детинца построена была в 1478- 1490 годах, то есть после присоединения Новгорода к Московскому государству.
А может, форма зубцов исключительно архитекторское решение? Без какого либо политического подтекста?
Источник
Почему зубцы на Кремлёвской стене имеют форму — «ласточкин хвост»?
Московский Кремль расположенный в самом сердце столицы, навсегда стал символом не только Москвы, но и символом всей России в целом. Наверное каждый третий иностранный турист посетивший Москву, обязательно увезет с собой сувенир именно с изображением Московского Кремля.
За всю историю своего существования, Московский Кремль успел побывать и деревянным, и белокаменным, а вот кирпичным он стал только при Иване III Великом.
Кремль — это в первую очередь фортификационное и оборонительное сооружение. Поэтому как и во всех подобных строениях того времени, в верхней части крепостной стены возводились мерлоны или по русски — зубцы. Зубцы выполняли функцию прикрытия защитников крепости от различного вида обстрела.
Зубцы бывают различной формы: остроконечные, закругленные, прямоугольные, а так же в виде так называемого «ласточкиного хвоста». Именно такая форма зубцов была применена при строительстве Кремлевских стен. Поэтому многие, даже некоторые москвичи, думают, что такая форма характерна только для стен Московского Кремля. На самом деле это не так. Существующие стены и башни Кремля возводились под руководством итальянских зодчих. Царь специально пригласил итальянских мастеров для этой цели. Именно итальянцам мы обязаны такой форме зубцов. И стоит отметить, что такая форма мерлонов применялась исключительно на территории Италии.
Как видно на этих трех замках, форма мерлонов именно — «ласточкин хвост». Итальянцы возводили эти замки за долго до перестройки стен Московского Кремля.
Почему такие зубцы характерны только для архитектуры Италии? Ответ на этот вопрос кроется в истории противостояния двух итальянских группировок. Еще в XII веке в Италии разгорелся конфликт между политическим течением гвельфов и политической группировкой гибеллинов . Первые были сторонниками Папы Римского и распространения духовной власти, а вот вторые выступали за власть императора. Приверженцы той или иной группировки могли обозначать свои взгляды покроем платья, определенным цветом аксессуаров, даже по разному нарезали хлеб и с разной манерой снимали шляпу. Вот и в строительстве замков, а именно зубцов на крепостных стенах, гвельфы и гибеллины определенно решили, что будут кардинально отличаться друг от друга. На замках гвельфов были прямоугольные зубцы, а на замках гибеллинов были зубцы — «ласточкин хвост». Говорят, что такая форма мерлонов чем то напоминала гибеллинам двуглавого орла Священной Римской Империи.
А вот что косается зубцов Московского Кремля, то определенного мнения на этот счет нет. Существует одно интересное предположение. Итальянские строители, получив заказ на возведение стен Московского Кремля, посоветовавшись решили, что князь Иван Васильевич точно не сторонник Папы Римского. Исходя из этого заключения и решили, что зубцы на крепостной стене будут построены на манер гибеллинских.
Источник
Почему зубцы кремлевской стены имеют такую форму?
Сколько раз вы видели стены Кремля? Очень много. А задавались ли вы вопросом, почему зубцы кремлевской стены имеют такую форму?
Можно ли как то проследить их историю и практическое применение?
Сейчас мы с вами попробуем…
Итальянский город Верона известен нам прежде всего благодаря пьесе В. Шекспира о Ромео и Джульетте. Но кроме балкона, где якобы произошло первое свидание влюбленных, здесь есть немало других достопримечательностей. Например, замок Кастельвеккио, построенный первыми наместниками города в середине 14-го века. Поднимаешься к замку по мосту и вдруг замечаешь что-то знакомое. Стена из красного кирпича, увенчанная зубцами в форме буквы М (или же, как говорят экскурсоводы, в виде ласточкиного хвоста). Ба, да не в московском ли Кремле мы? – Нет, не в Кремле, – заверяет нас экскурсовод.
Закладка первого камня в фундамент замка в Вероне, который именуется сейчас Кастельвеккио, состоялась в 1355 году. Об этом гласит старинная доска, сохранившаяся во внутреннем дворе замка, на которой высечены слова о том, что в указанный год строительство замка начато капитаном Франческо Бевилаква по велению подесты (наместника) Вероны Кангранде II делла Скала. В архитектуру этого оборонительного сооружения были включены остатки древнеримских строений и фрагменты старых крепостных стен, защищавших прежде берег реки Адидже. Новое строение назвали замком Сан Мартино из-за старой церкви Св. Мартина, которая располагалась неподалеку и, как показывают современные раскопки, соединялась с донжоном замка тайным проходом.
Одновременно с замком был сооружен Мост Скалигеров, династию которых как раз и представлял Кангранде делла Скала. Этот мост соединял замок с левобережной частью Вероны, которая на тот момент практически не была заселена. По мнению некоторых современных исследователей, данный мост владельцы замка могли использовать в качестве единственного спасения, если бы замок был осажден со стороны города. Вошедший в историю, как жестокий тиран, Кангранде II, очевидно, больше опасался внутренних врагов, чем нападения чужеземцев. Впрочем, опасения его были не беспочвенны, ведь жизнь его прервалась на 38 году от отравления ядом.
В 1387 году правитель Милана Галеаццо II Висконти изгнал последнего представителя Скалигеров из Вероны и спустя несколько лет миланцы решили выстроить новый замок на холме Сан Пьетро, а затем еще и крепость Сан Феличе. Именно тогда замок Сан Мартино, во избежание путаницы, стали называть Кастельвеккио – Старый замок.
Явное сходство между двумя старыми крепостями объясняется очень просто. Замок Кастельвеккио в 14-м веке, так же как и московский Кремль в конце 15-го века, возводили архитекторы из Милана. Отсюда и применяемый в обоих случаях красный кирпич стен, и необычная форма зубцов на них.
В начале XVI века в Кремле итальянскими мастерами (Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый) строятся новые храмы: собор Чудова монастыря (1501—1503), собор Вознесенского монастыря (1519), церковь Иоанна Лествичника (1505—1508), церковь Николы Гостунского, перестраивается храм Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1504.
Одновременно с сооружением Великокняжеского дворца и обновлением кремлёвских храмов шло строительство новых Кремлёвских стен и башен. Начиная с 1485 года на протяжении целого десятилетия под руководством итальянских зодчих белокаменные прясла стен и башни разбирались, а на их месте возводились новые из обожжёного кирпича. Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий на северо-западе и достигла 27,5 га, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника
Но на самом деле образцом для московского Кремля является не веронский замок Кастельвеккио, а построенная в середине 15-го века в Милане крепость Сфорца. Там сходство не только в цвете стен и в форме зубцов, но даже в форме башен.
Замок Сфорца (ит. Castello Sforzesco) — один из самых знаменитых замков Италии расположен в самом сердце Милана и, будучи неразрывно связан, символизирует собой всю многовековую историю города. Много раз замок перестраивался, много раз приходилось ему держать оборону не только от внешних врагов, но и от самих горожан, но благодаря итальянским архитекторам и реставраторам он и сегодня может привести в восторг любого посетителя
Если еще глубже окунуться в историю, то можно вспомнить, что в первой половине XIV в. верхние части крепостных стен снабжались «забралами»,. чаще именуемыми в источниках «заборолами». В 1333 г. «с заборолами» были сделаны стены новгородского Юрьева монастыря . Существовали заборолы и на стенах белокаменного кремля Москвы эпохи Дмитрия Донского; рассказывая о его осаде в 1382 г. Тохтамышем, летописи о них упоминают несколько раз: «и отвещеваху им из города со заборол», «татарове же оступиша и поехаша около всего города обзирающе и разсмотряюще приступов и рвов и врат и забрал и стрельниць», «и мнози стоящи на градньтх забралах», «овии стрелами стреляхут со заборол» и т. д.
Что представляли собой заборола, источники не разъясняют. П. А. Раппопорт, анализируя летописные сведения о заборолах русских деревянных крепостей XI — XIII вв., пришел к выводу, что таким термином на Руси обозначались либо боевые площадки стен с ограждавшими их защитными брустверами, либо сами брустверы, либо просто стены. Однако заборола не могли быть стенами. Поскольку в 1382 г. на заборолах Московского кремля эпохи Дмитрия Донского защитники стояли и с них же они стреляли, мы можем сделать вывод, что терминами «забрала» и «заборола» в первой половине XIV в. на Руси обозначались только боевые площадки стен с каким-то защитным заграждением, служившим для прикрытия воинов. Вывод этот будет более убедительным, если учесть, что в 1386 г., когда «на поле под Мстиславлем» между войсками смоленского князя Святослава Ивановича и литовцами шел бой, горожане также «стояху, зряще, на забралах градских»
Относя сведения о настенных заборолах Москвы только к поэтическому языку «Задонщины», а не к реальным стенам кремля, Н. Н. Воронин считает, что их верх скорее всего был зубчатым. Между тем о существовании заборол на московских стенах 1366-1367 гг. в летописях говорится не только под 1382 г., но и под 1460 г. При этом в последнем случае отмечается, что буря, пронесшаяся над Москвой, многие церкви «поколеба» и «храмы… многи в граде., ободра и връхи смета, а градные забрала размета и разнесе». На основе этого можно заключить, что заборола были деревянными и что они имели вид каких-то относительно легких щитов, а не тяжелых бревенчатых брустверов. Впрочем, верх московских стен мог быть тогда и зубчатым, а заборола могли быть лишь щитами, закрывавшими промежутки между ними.
Считается, что в ряде случаев заборола могли нависать над стенами, представляя собой нечто вроде обламов, хорошо известных в деревянной крепостной архитектуре Руси XVI-XVII вв. 89) Однако о нависании заборол над стенами в источниках ни прямых, ни косвенных указаний нет. Вряд ли такого рода заборола и существовали, так как навесной бой — явление позднее как в деревянных, так и в каменных крепостях. Он существует в памятниках русского военного зодчества, относящихся не ранее чем к концу XV в. Следовательно, говорить о существовании заборол, нависавших над стенами крепостей более раннего времени, чем конец XV в., не приходится.
Участок стены 1330 г. в Изборске показывает, что боевой ход крепостных стен первой половины XIV в. был прикрыт с внешней стороны глухим парапетом высотой около 90 см. Боевых отверстий в парапете, очевидно, не было. Парапет же боевого хода стен более поздней крепости в Острове был, видимо, с бойницами.
Позднее ограждение боевого хода стен русских крепостей изменилось. Говорить о характере этих изменений в связи с надстройками первой половины XV в., последующими изменениями и просто сильным разрушением верхних частей крепостных стен довольно трудно. Однако стены Порховской крепости 1387 г., сохранившиеся хотя и с большими утратами своих верхов, но все же в первоначальном виде, парапета уже не имеют. Здесь вместо парапета существовало ограждение в виде глухих, видимо ровных вверху, широких зубцов с промежутками между ними. Сейчас от них на стенах местами сохранились только нижние, сильно обломанные части толщиной около 70 см. Такого же типа зубцы существовали и на крепостных стенах Пскова; в настоящее время они частично восстановлены по сохранившимся следам, описям и чертежам XVIII в.
В конце XV в., когда в Москве при участии итальянских зодчих строился новый кремль, характер зубцов крепостных стен изменился. Они стали делаться более узкими, с двумя полукружиями наверху и седловиной между ними, в результате чего приобрели форму, напоминающую ласточкин хвост. Позднее такие зубцы стали неотъемлемой принадлежностью почти всех русских крепостей. Они имеются на стенах кремлей Новгорода (стр. 215), Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Ивангорода и Зарайска. Однако если в Москве, Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле и Коломне зубцы стен имели архитектурную обработку в виде напуска кирпичной кладки над полукружиями, а иногда и членящий валик под их седловинами, который четко выявлял «головки» зубцов, придавая им особое значение, то в Иван-городе зубцы были абсолютно ровными, без выделяющего головку валика и без напуска кладки над полукружиями , что объясняется, по-видимому, характером строительного материала.
Впрочем, общий характер всех этих зубцов был, по существу, один и тот же. Четкая «гребенка» зубцов в виде ласточкина хвоста зрительно облегчала верхние части крепостных стен оборонительных сооружений и свидетельствовала о их непосредственной связи друг с другом. Больше того, отделенные друг от друга небольшими промежутками, зубцы в виде ласточкина хвоста, свободно сочетаясь с широким шагом арок крепостных стен, как бы дополняли и поддерживали их четкий ритм. Расчлененная изнутри арками и завершенная двурогими зубцами, стена имела плавный переход от тяжелого низа к легкому верху. Наряду с этим двурогие зубцы, венчавшие стены крепостей и «регулярного» и полигонального типов, как бы говорили о их боевом единстве. Характерные для многих оборонительных сооружений, выстроенных в разных местах страны и в более позднее время, такого рода зубцы были как бы символом Руси. Их четкая форма образно говорила о неразрывной связи различных укрепленных пунктов со столицей государства и свидетельствовала о сплоченности русских земель.
Существует мнение, что в обороне «городов» зубцы в виде ласточкина хвоста имели практическое значение: их седловины служили якобы опорой для ручного огнестрельного оружия. Между тем выше указывалось, что седловины зубцов стен Зарайского кремля имеют полукруглое заполнение, а оно служить опорой для оружия никак не могло. Кроме того, от уровня боевого хода стен седловины двурогих зубцов подняты везде довольно высоко. В Тульском кремле, например, они находятся на высоте 2,5 м. Это характерно и для других оборонительных сооружений, зубцы которых имеют рогатое завершение. Следовательно, на зубцы оружие не опиралось; чтобы сделать это, защитники «городов» должны были бы устраивать для себя на крепостных стенах какие-то довольно высокие помосты, чего, конечно, никогда не было, так как они были бы неудобны и мешали бы свободному движению по стенам. Стрельба со стен велась, как правило, либо через бойницы зубцов, либо через лромежки между зубцами. Промежки имеют везде низкие стенки, прикрывавшие защитников, стрелявших с колена. В Туле такие стенки сделаны в виде кирпичного заполнения высотой около 70 см. По толщине они разные: в одних местах стенки имеют толщину, равную ширине зубцов, и выложены с ними заподлицо, а в других — несколько тоньше и заглублены по отношению к их тыльным сторонам на 17 см. Благодаря этому зубцы стен Тульского кремля как бы объединены в группы, хорошо выявляющиеся и сейчас. Практического значения такое объединение, видимо, не имело.
Источник