Подпорные стены кому принадлежат

Подпорные стены кому принадлежат

Какими характеристиками (критериями) определяется капитальность и некапитальность подпорных стен, применяемых на объектах благоустройства в городской застройке?

При каких параметрах (размеры поперечного сечения, протяженность, конструктивные особенности, применяемый материал и др.) подпорные стены являются капитальными сооружениями или некапитальными?

Необходима ли государственная экспертиза технической части и экспертиза Достоверности определения сметной стоимости при проектировании проектной документации монолитной подпорной стены уголкового профиля высотой 1,6-2,1 м (бюджетное финансирование проектирования и строительства)?

Можно ли считать бордюрный камень (ж/б), применяемый для устройства тротуаров, проезжей части и т. п. при асфальтировании или устройстве плитки, элементом, выполняющим функции подпорных стен, и, как следствие, относить их к капитальным или некапитальным строениям?

1. а) Части 23 и 24 статьи 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений гласят:

  • «23) сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;
  • 24) строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции;»

б) Пункт 3.14 свода правил СП 381.1325800.2018 «Сооружения подпорные. Правила проектирования» гласит:

  • «3.14 подпорное сооружение: Сооружение или конструкция, выполняемая для восприятия горизонтального давления и удержания грунта при перепаде высотных отметок, может быть самостоятельным сооружением или служить частью объекта капитального строительства.» (см. также пункт 5.1.1 данного свода правил).
Читайте также:  Прокладка кабеля по стене здания фер

в) Части 10 и 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации гласят:

  • «10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
  • 10.2) некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);»

Учитывая изложенное, подпорная стена — это капитальное сооружение, являющееся самостоятельным объектом капитального строительства, не подходящее под определение термина, приведённого в части 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации или конструкция, входящая в объект капитального строительства.

2. В соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

В рассматриваемом случае финансирование строительства бюджетное, то есть сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, соответственно проектная документация подлежит государственной экспертизе.

3. Бортовой (бордюрный) камень предназначен для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок и т. п. — см. преамбулу к ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия», поэтому не может являться подпорным сооружением. В свою очередь, в отдельных случаях подпорное сооружение может выполнять функцию бортового камня.

Источник

Сосед построил подпорную стену на моем участке

Я являюсь владельцем участка ИЖС. Сосед на соседнем участке выстроил монолитную бетонную стену высотой 3 м и отсыпал на своем участке грунт, т.е. поднял свой участок на 3 м. Свой участок я хочу продать, но уже три месяца не могу этого сделать. Всех пугает подпорная стена. Я почитал градостроительный план на свой участок. Там написано, что забор допускается возводить высотой до 1,8 м. Забор должен быть проветриваемым на высоту не менее 0,5 м от земли. Вся подпорная стена толщиной 35 см находится на моей территории. Еще в градплане указано, что изменять рельеф можно только с нотариально заверенного разрешения соседа. Сосед у меня ничего не спрашивал. Можно ли расценивать опорную стену как забор, есть ли какие-то нормативы на строительство подпорной стены и отсыпке участков?

В соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Пунктом 3 ст. 209 ГК РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственник земельного участка может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Земельные споры в соответствии с п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ рассматриваются в судебном порядке.

Таким образом, в случае размещения опорной стены на принадлежащем вам земельном участке вы вправе обратиться к собственнику соседнего земельного участка, а в случае его отказа — в суд с требованием об устранении нарушений ваших прав, выразившихся в самовольном занятии части принадлежащего вам земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 60 ЗК РФ в случае самовольного занятия земельного участка или его части нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения (п. 2 ст. 60 ЗК РФ).

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3 ст. 76 ЗК РФ).

Одновременно в соответствии с п. 1 ст. 62 ЗК РФ могут быть взысканы убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, которые подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Кроме этого, в соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ строительство зданий, строений и сооружений, к которым относится опорная стена и (или) ограждение, должно выполняться на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Согласно ст. 43 Правил землепользования и застройки городского округа Новороссийск, утвержденных решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.201 № 4394, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками установлены следующие требования.

Изменение общего рельефа участка, осуществляемое путем выемки или насыпи, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. При необходимости изменения рельефа должны быть выполнены мероприятия по недопущению возможных негативных последствий.

Изменение рельефа земельного участка допускается при наличии письменного согласия правообладателей соседних земельных участков, подпись которых должна быть удостоверена нотариально.

Требования к ограждению земельных участков:

высота ограждения земельных участков должна быть не более 1,8 ;

ограждения между смежными земельными участками должны быть проветриваемыми на высоту не менее 0,5 м от уровня земли.

Допускается устройство функционально оправданных участков сплошного ограждения (в местах интенсивного движения транспорта, размещения септиков, мусорных площадок и проч.).

По взаимному согласию смежных землепользователей допускается устройство сплошных ограждений из качественных и эстетически выполненных элементов. При общей толщине конструкции ограждения до 100 мм ограждение допускается устанавливать по центру межевой границы участка, при большей толщине конструкции — смещать в сторону участка инициатора ограждения на величину превышения указанной нормы.

Проектные и строительные работы следует вести в соответствии с установленными параметрами разрешенного строительства (реконструкции), а также требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, других нормативных документов действующих на территории Российской Федерации.

Допускается отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства и размеров земельных участков в установленном Градостроительным кодексом порядке при предоставлении соответствующего обоснования (предоставлении расчета, выполненного проектной организацией на основании требований технических регламентов, строительных норм и правил, других нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации).

Контроль за соблюдением субъектами градостроительных отношений положений и требований, содержащихся в соответствующих нормативных правовых актах Краснодарского края и муниципальных нормативных правовых актах по вопросам градостроительной деятельности, и в соответствующих документах территориального планирования, региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, документации по планировке территории, названных правилах землепользования и застройки, а также градостроительных регламентах разрешенного использования земельных участков, планируемых для размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения, согласно ст. 40 Правил землепользования и застройки осуществляет уполномоченный орган администрации муниципального образования города Новороссийск.

В соответствии с п. 2 ст. 40 Правил землепользования и застройки уполномоченные органы администрации муниципального образования город Новороссийск в целях осуществления контрольных мероприятий вправе:

производить с согласия правообладателей наружный и внутренний осмотр объектов недвижимости, получать от правообладателей недвижимости необходимую информацию, знакомиться с документацией, относящейся к использованию и изменению объектов недвижимости;

обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлениями об отмене принятых незаконных решений;

обращаться в суд с заявлением о сносе объектов капитального строительства, построенных с нарушением требований законодательства, технических регламентов, градостроительной документации;

направлять в установленном порядке материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства в области градостроительной деятельности, для привлечения к административной ответственности должностных, физических и юридических лиц, виновных в соответствующих нарушениях;

осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель городского округа;

осуществлять иные полномочия по контролю, не противоречащие законодательству.

Таким образом, в целях восстановления нарушенного права вы можете также обратиться в уполномоченный орган администрации муниципального образования город Новороссийск.

Источник

Арбитражный суд Камчатского края

О суде

Новости

10.09.2021

13-летие со дня образования Арбитражного суда Камчатского края

03.08.2021

Вышел видеоролик о судебном примирении в Арбитражном суде Камчатского края

23.07.2021

Итоги полугодия обсудили на заседании президиума Арбитражного суда Камчатского края

На администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность восстановить рухнувшую подпорную стену

Общество с ограниченной ответственностью «Авир» (далее – истец, ООО «Авир», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – ответчик, Администрация) об обязании устранить препятствия в пользовании земельным участком путем освобождения земельного участка от обломков рухнувшей подпорной стенки и ее восстановлению.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлено, что ООО «Авир» является собственником здания по ул. Советская, 50, и расположенного под ним земельного участка. К земельному участку прилегала подпорная стена длиной 15 метров, удерживающая косогор. 24.09.2017 произошло обрушение данной подпорной стены, в результате чего земельный участок, принадлежащий обществу, завален бетонными обломками стены, общество лишено возможности использовать земельный участок по целевому назначению. Кроме того, обломками подпорной стены заблокирован вход в здание по ул. Советская, 50.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, Администрация ссылалась на то, что подпорная стенка не значится в реестре муниципальной собственности, а также указывала на то, что данная подпорная стенка находится в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО «Авир», и обязанность по ее содержанию и восстановлению возлагается на собственника земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на администрацию обязанность устранить препятствия в пользовании ООО «Авир» земельным участком путем освобождения земельного участка от обломков подпорной стенки и восстановлению подпорной стенки, прилегающей к земельному участку, суд руководствовался следующим.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правилами технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 29.12.1995 № 17-139, инженерная защита представляет собой комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений. К сооружениям инженерной защиты относятся, в том числе противооползневые и противообвальные сооружения. В состав комплексов противооползневых сооружений и мероприятий в различных сочетаниях могут входить, в том числе удерживающие сооружения, такие как, подпорные стены.

Таким образом, одним из главных способов борьбы с оползнями и обрушениями грунта является установка подпорных стенок, которые представляют собой конструкцию, удерживающую от обрушения находящийся за ней массив грунта, для закрепления земляной массы.

В соответствии с разъяснениями Верховного Совета Российской Федерации, содержащимися в постановлении от 27.12.1991 № 3020-1, к муниципальной собственности отнесены в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов. И не зависимо о того на чьем балансе указанные сооружения находятся они передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Доказательств приобретения ООО «Авир» в собственность указанной подпорной стенки в материалах дела не имеется.

Таким образом, принимая во внимание особенности разграничения государственной собственности на собственность федеральную, краевую и муниципальную, суд пришел к выводу о том, что спорная подпорная стена как объект инженерной инфраструктуры, неразрывно связанный с землей, относится к муниципальной собственности.

Также из материалов дела судом было установлено, что согласно представленной обществом схеме расположения точек земельного участка, вынесенных в натуру, обрушившаяся подпорная стенка проходит по границам данного земельного участка, а не в его границах.

При таких обстоятельствах исковые требования общества суд признал правомерными.

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.08.2018 по делу№ А24-2260/2018 в законную силу не вступило и находится на рассмотрении в суде апелляционной инстанции.

Источник

Оцените статью