Покраска стен с филенкой
9. Вытягивание филенок
Филенка — цветная линия, отделяющая одну часть окрашенной поверхности стены или потолка от другой. При альфрейных работах является средством декоративной отделки помещения (рис. 50). Отбивку филенок на стенах и потолках делают шнуром, натертым мелом или какой-либо сухой краской. Хорошо для этого иметь специальный шнур.
Рис. 50. Образец филеночной работы
Шнур выбирается тугой скрутки толщиной до 3 мм, без ниток, узелков и других дефектов, могущих дать нечеткую линию. Для отбивки шнур опыляют, протягивая его через небольшую трубку, наполненную мелом или сухой краской.
Для отбивки линии шнур натягивают по намеченной черте, потом рывком руки отводят от стены и отпускают. Шнур, ударяясь о стену, оставляет на ней линию мела или сухой краски.
Вытягивание филенок на границах клеевых колеров различных тонов или же на границе клеевого и масляного колеров производят клеевым колером.
Во всех случаях вытягивания филенок по поверхностям, окрашенным масляными колерами, применяется масляный колер.
Филенки вытягиваются кистями малых размеров (рис. 51), поэтому особенно важно подобрать нормальную густоту колера, чтобы он легко ложился без перерывов или перенасыщений, потеков и других дефектов. Густоту колера для вытягивания филенки делают меньшей, чем для обычных окрасок этими колерами. Часто для разведения пасты применяют вместо клеевого раствора хлебный квас; содержащиеся в нем солод и клейковина обеспечивают вполне достаточную заклейку колера.
Рис. 51. Вытягивание вертикальной филенки
Масляный колер для вытягивания филенок разбавляют специальным составом: скипидар — 200 г, олифа или лак — 150 г, сиккатив — 25 г.
Для филенок «бронзовых» или «серебряных» приготовляют особые составы, сохраняющие после высыхания блеск металлического порошка. Наиболее часто пользуются для приготовления бронзировочного состава светлым спиртовым шеллачным лаком или масляным лаком, разведенным половинным количеством скипидара.
Применяют следующие составы: 1) для бронзовой филенки — лак 200 г, бронзовый порошок 20 г; 2) для серебряной филенки — лак 200 г, алюминиевый порошок 10 г. Составы с металлическими порошками для вытягивания филенок внутри помещений делают по следующему рецепту: жидкое стекло — 100 см 3 , вода — около 400 см 3 .
При вытягивании филенок из «бронзы» состава требуется немного; колеры для бронзировки надо приготовлять лишь перед самым началом этих работ для гарантии от случайных изменений насыщенности колеров металлическим порошком.
Приемы работы по вытягиванию филенок состоят в следующем. К отбитой линии поверхности стены или потолка прикладывается деревянная линейка, как показано на рис. 52. Набрав кистью колер и слегка отжав, прикладывают кисть к отбивке и движением слева направо протягивают линию филенки до конца линейки, вытягивая, таким образом, в один прием до 1 м филенки.
Рис. 52. Вытягивание горизонтальной филенки
Осторожно и тщательно надо выполнять вытягивание филенок, состоящих из ряда параллельных линий. Часто они делаются из очень тонких линий. Для них применяются тонкие филенчатые или же колонковые кисти мелких размеров. Такие филенки вытягиваются в несколько приемов, по мере высыхания каждой ранее нанесенной линии. Цвет и ширина филенок устанавливаются эскизом или по выбору маляра; при отсутствии четких указаний руководствуются следующим: цвет филенки должен быть дополнительным к цвету одной из окрашенных поверхностей, разделяемых филенкой (см. главу IV); филенки насыщенного тона делаются более тонкими по сравнению с филенками из разбеленных колеров.
Филенки для отделки окрашенных поверхностей наподобие багетных раскладок вытягиваются так: отбив на стене верхнюю линию, строго параллельно ей отбивают вторую на определенном расстоянии. Полученную полосу закрашивают в основной тон выбранной породы дерева. После высыхания этой полосы колонковой кистью вытягивают тонкую верхнюю линию (около 1-1,5 мм). Нижнюю же линию делают соответствующей толщине применяемых для раскладки деревянных реек (4-5 мм).
Цвет колера для окаймляющих линий выбирают такой же, как у окрашенных поверхностей: верхняя соответствует цвету фриза, нижняя — цвету панели. Колеры заглушают сажей, умброй или другой краской до такой степени, чтобы протянутые линии производили впечатление тени, падающей от деревянной рейки на окрашенную поверхность.
Более сложные профили раскладок рисуют следующими приемами. По фризу стены вытягивают линию толщиной 3-4 мм\ колер для этой линии берут тот же, что и для фриза, но затемненный сажей, умброй, ультрамарином и т. д. Закрасив полосу раскладки в тон выбранной породы дерева и дав ей высохнуть, отбивают на ней линию на расстоянии 8-10 мм от верха раскладки и на таком же расстоянии от нее — вторую. Полученную полосу окрашивают колером, который применялся для окраски поля раскладки, но других оттенков. После того как эта полоса высохнет, вытягивают на верхней ее части узкую, в 2-4 мм, филенку затемненным колером. В результате получается полное впечатление обивки стен багетом. Оттягиванием филенок заканчивается отделка комнат (рис. 53).
Рис. 53. Образцы филенок в сочетании с угловым трафаретом
Следует помнить, что филенка, расположенная ближе к полу, отбивается параллельно полу, ближе к потолку — параллельно потолку.
Качество филенки во многом зависит от того, как составлен колер. Раньше мастера альфрейных работ имели свои профессиональные «секреты».
Молодым малярам не безынтересно будет узнать об опыте мастера альфрейных работ из Самарканда А. Н. Строганова. Для филенок по масляной окраске колер составляется из тертой масляной краски на скипидаре. Вытягивание филенки производится филенчатой кистью по линейке.
Колер из бронзы золотистой для филенки по известковой и меловой окраске разводится на яичном желтке и воде и в колер обязательно добавляется камфарное масло (для отпугивания мух и ос).
Колер из бронзы золотистой для филенки по масляной окраске разводится на льняном масле, после высыхания филенки возможные дефекты исправляют оранжевой краской или красной свинцовой окисью.
Колер из серебряной краски (алюминиевая пудра) для филенки разводится на любой клейковине (гуммиарабике, столярном клее и т. д.).
При вытягивании филенки из бронзы следует иметь в виду, что колер надо разводите в ограниченном количестве на 2-3 часа работы, иначе он портится.
Колер для филенок по известковой или меловой окраске разводится жидко на животном (плиточном) клею с добавлением кислого кваса или уксуса, чтобы он не студенился.
Кроме колера, важное значение для вытягивания филенок имеют кисти. А. Н. Строганов, например, вытягивание филенок клеевым колером производит зубной щеткой. Для этого он в продольном направлении выстригает у щетки часть щетины и оставляет, смотря по толщине филенки, один или два ряда щетины. Ручку зубной щетки разогревает на огне и выгибает ее так, чтобы было удобно держать в руке.
Преимущество такой щетки-кисти заключается в том, что она очищает полосу и ровно кладет линию филенки на стену.
Имеются и другие рецепты разведения колера для вытягивания филенок, например, по масляной окраске филенки вытягиваются гуашевой краской, разведенной на воде; по клеевой — филенка вытягивается ультрамариновой краской, разведенной на клеевой воде.
Источник
Покраска стен с филенкой
Окраска панелей, т.е. низа поверхности стен, ведется масляными, эмалевыми или водно-дисперсионными составами. Высота панелей (рис. 200,а) равна 1,6… 1,8 м, а цвет — несколько темнее, чем основной тон стены.
Часть стены над панелью называют гобеленом и окрашивают водно-клеевым составом. Узкую полосу между гобеленом и потолком (рис. 200,6) называют фризом. Его окрашивают под цвет потолка или панели.
Верхнюю границу панели намечают параллельно линии пола, линии фриза — параллельно потолку. Линии отбивают шнуром, натертым мелом, древесным углем или охрой.
Панели на стенах лестничной клетки (рис. 201) размечают с помощью метра, отвеса и натертого шнура. У основания стены на лестничных площадках откладывают отрезки, равные половине ширины проступи ступени (14…15 см). К концу отрезка опускают отвес с натертым шнуром, прижав шнур, отбивают две вертикальные линии. На них отмечают высоту колошника (низа панели) и панели. Затем шнуром отбивают верхние границы колошника и панели вдоль лестничного марша.
Колошник окрашивают более темным цветом (рис. 202), чем панель. Верхнюю и нижнюю границы панели шириной 10… 15 см отводят кистью-ручником. Основные поверхности панели окрашивают кистью или валиком. Лицевой слой краски растушевывают движением сверху вниз.
При механизированной окраске панелей ручным краскораспылителем после отводки границ окраски (верха и низа панели) используют отводную линейку.
Окрашенные поверхности панелей и колошник должны иметь однотонную фактуру без потеков, следов кисти и других дефектов.
Вытягивание филенок — узких цветных полос, окаймляющих границы панели или фриза. Филенка скрывает неровности в стыке между раз-ноокрашенными участками, а также используется в декоративных целях.
На границах окраски поверхности клеевыми составами или клеевыми и масляными составами (рис. 203,а) филенку выполняют клеевым составом. По поверхности, окрашенной масляными или синтетическими составами (рис. 203,6), филенку вытягивают масляной или синтетической краской.
Цвет филенки соответствует цветовому фону обоих разноокрашенных участков.
Окрасочный состав для филенок приготовляют более жидкой консистенции, чтобы он свободно стекал с кисти.
Окрасочный состав для вытягивания филенок по поверхности клеевого колера готовят в следующем порядке. Вначале, замешивая сухие пигменты на чистой воде, приготовляют густую пигментную пасту необходимого цвета.
Рис. 201. Разметка панелей на стенах лестничной клетки
1 — панель; 2 — колошник
Рис. 202. Окраска панелей
1 — колошник; 2 — линии разметки; 3 — линия отвода; 4 – кисть-ручник
Рис. 203. Местоположение филенок, обрамляющих низ фриза (а) и верх панели (б)
I – филенка; 2 — фриз; 3 – клеевая окраска; 4 – панель; 5 – окраска масляными или синтетическими составами
Рис. 204. Вязка филенчатой кисти
1-5 – положения суровой нити при вязке
Рис. 205. Вытягивание филенок
а – одинарной кистью; б – то же, роликом; в – двойной по трафарету
Рис. 206. Выполненная филенка 1 — емкость с краской (на шее маляра); 2 — линейка; 3 — филенка; 4 — филенчатая кисть
В приготовленную пигментную пасту при постоянном перемешивании вводят (заклеивают) небольшими порциями водный раствор животного клея (в соотношении 1:8), добиваясь необходимой вязкости приготовленного состава.
При вытягивании филенок используют специальную (филенчатую) кисть. Для работы по гладкой поверхности волос кисти должен быть длиннее, по шероховатой — короче.
Вяжут кисть толстой суровой ниткой (рис. 204). Первую петлю накладывают на кисть с учетом требуемой длины волоса. Один конец нити поддерживают пальцем у основания кисти, а другим концом делают первые четыре-пять спиральных витков. После этого коротким концом делают петлю, уложив конец нити вдоль кисти и продолжают навивку витков (до втулки кисти).
Заканчивая вязку, свободный конец нити продевают в петлю, в другим концом затягивают ее под последнее кольцо вязки 4 и завязывают узел 5.
Вытягивают филенки по высохшему окрасочному слою, разметив направление окрашенным шнуром. Деревянную линейку длиной 70… 80 см (рис. 205) со скошенной под углом гранью прикладывают чуть ниже разметочной линии и поддерживают левой рукой. Окунув кисть в окрасочный состав, проводят ею вдоль линейки слева направо. Держат кисть под углом 45° к стене, чтобы ее металлическая опора скользила вдоль линейки. Проведя линию, линейку перемешивают вправо так, чтобы на 5… 7 см перекрывала уже вытянутый участок филенки. При этом повторяют то же движение кистью, чтобы был незаметен стык. Нередко ниже первой филенки отбивают вторую линию и теми же приемами вытягивают вторую более тонкую линию.
Выполненные филенки (рис. 206) должны пролегать по линии разметки, сохраняя заданную толщину, прямолинейность, одинаковый тон окраски и отсутствие стыков.
Источник
Окраска панелей и фризов (бордюров)
Художественно-декоративная отделка придает помещениям особую выразительность, парадность, монументальность и высокие эстетические свойства. Ее применяют в общественных зданиях (школах, вокзалах, учреждениях, кинотеатрах, в местах наибольшего скопления людей), а иногда и в жилых зданиях.
Маляры, выполняющие художественно-декоративную малярную отделку, должны овладеть технологией малярных работ и приготовления малярных составов повышенной декоративности, знать о гармоничном сочетании цветов, об оптическом восприятии поверхностей, окрашенных в различные цвета и имеющих различные геометрические членения.
Вытягивание филенок
Нижнюю часть поверхности стены — панель — в коридорах, кухнях, лестничных клетках и в общественных помещениях окрашивают водостойкими красками: эмалями, масляными и водоэмульсионными красками, которые допускают влажную уборку. Высота панелей обычно 1,6—1,8м, т. е. соответствует высоте среднего роста человека. Часть стены над панелью (гобелен) окрашивают клеевыми составами. Если между панелью и потолком остается узкая полоса (фриз), ее окрашивают составом другого цвета или под цвет панели. Различные размеры фриза могут зрительно уменьшать или увеличивать высоту помещения (рис. 103).
Рис.103. Рекомендуемые размеры фриза при различной высоте помещения
Границу панелей обычно размечают шнуром, опыленным мелом, охрой или древесным углем.
Панели высотой до 1,5м размечают от уровня пола, а более 1,5м, особенно когда в верхней части выполняют фриз, — от уровня потолка. Особенно тщательно по уровню размечают от иола границы высоких панелей, так как уровни пола и потолка иногда непараллельны и при этом разметка кажется неряшливой.
Чтобы уровень панелей на лестничных клетках был параллелен уровню пола (или потолка), площадок и маршей и располагался везде на одной и той же высоте, панели размечают по отвесу: в верхней части марша — с середины проступи последней ступени, а в нижней — отступя на половину ее ширины в сторону площадки (рис. 104). При несоблюдении этого правила возможны перекосы уровня панели, которые особенно заметны, если нижняя часть панели окрашена в более темный цвет.
Рис. 104. Примеры разметки панелей лестничных клеток: а – рекомендуемый б – менее удачный
При окраске потолков и верхней части стены — фриза — клеевыми составами, а панелей масляными или синтетическими составами сначала подготавливают под окраску панели. Затем подготавливают и окрашивают потолок и верхнюю часть стен. После этого окончательно окрашивают панели. Объясняется это тем, что при отделке масляными и синтетическими красками больше процессов, после которых требуется просушивание поверхностей, чем при отделке, клеевыми окрасками.
При отделке клубных помещений, кабинетов, залов, парадных коридоров, а иногда и жилых комнат окраску выполняют, разбивая поверхности на зеркала. В небольших комнатах с высоким потолком на каждой стене над панелью, высота которой должна быть 60—70 см, помещают одно большое зеркало. Такая отделка зрительно снижает высоту помещения. Внутри зеркало отделывают гладкими или фактурными окрасками. По границам зеркала и панели вытягивают филенки или устанавливают деревянные или пластмассовые раскладки различного профиля. Поверхность большой стены расчленяют на несколько зеркал. Зеркала располагают так, чтобы дверные и оконные проемы вписывались в зеркало, а не резали его. При этом необходимо учитывать расположение не только дверных и оконных проемов, но и мебели, картин и т. п.
Филенками (узкими полосками краски) разграничивают участки (панелей, гобеленов, фризов и бордюров) различных цветов и фактуры. Филенки тянут филеночной кистью по линейке или по маячной линии, отбитой шнуром, натертым мелом или пеплом сожженной бумаги. Филенки на границе двух масляных окрасок наносят масляной краской, на границе масляной и клеевой окрасок — клеевой, на границе двух синтетических окрасок — синтетической краской. Филенки должны быть одинаковой ширины на всем протяжении и не иметь видимых стыков и искривлений.
Вытягивают филенки по линейке длиной около 1м с фасками на обеих сторонах круглыми щетинными филенчатыми кистями, а также с помощью трафарета или специальных приборов. Последние два способа будут описаны ниже.
При вытягивании филенок кистями необходимо иметь шнур, мел или мешочек с пеплом из сожженной бумаги, металлическую банку для краски вместимостью 200—300 см3 со шнурком для подвешивания на шее. Грани-линейки перед работой натирают хозяйственным мылом.
Для нанесения филенки на гладкую поверхность волос кисти должен быть длиннее, на шероховатой — короче. Кисти вяжут толстой суровой, ниткой (рис. 105). Первую петлю накладывают на волос кисти с учетом необходимой длины ее рабочей части (1). Один конец нити придерживают пальцем у основания волоса кисти, а вторым концом накладывают первые четыре-пять спиральных витков (2). После этого одним концом делают петлю, уложив свободный конец вдоль волоса, и навивают остальные витки, доводя их до обжимной втулки кисти (3). Заканчивая вязку, продевают свободный конец в петлю, а другим концом затягивают ее под последнее кольцо вязки (4) и завязывают узел (5). Для прочности вязку кисти покрывают клеем, а затем парафином. Если при вязке кисти нитка скользит, волос кисти в местах вязки также покрывают жидким клеем.
Рис. 105. Положение суровой нитки при вязке филенчатых кистей
При вытягивании филенок филенчатой кистью по деревянной линейке один конец линейки прикладывают к стене, а другой держат левой рукой (рис. 106, а,). Кисть держат за конец деревянной ручки и под углом 45° к стене передвигают слева направо вдоль линейки так, чтобы металлическая оправка кисти все время скользила по ней. При вытягивании двойных филенок ниже первой филенки отбивают вторую линию и теми же приемами вытягивают вторую, более тонкую филенку (рис. 106, б). Вытягивание вертикальных филенок показано на рис. 106, в. Чтобы филенки были одинаковой ширины, филенчатой кистью вытягивают пробные участки, используя для этого различные стороны кисти и определяя, какая из них дает наиболее ровную линию. После этого делают соответствующую насечку на конце ручки и при последующей работе используют только эту сторону кисти.
Рис. 106. Вытягивание одинарной (а), двойной (б) и вертикальной (в) филенок
Для вытягивания филенки клеевым составом готовят пигментную густую пасту необходимого цвета, замешивая сухие пигменты на чистой воде. Пасту заклеивают раствором мездрового или костного клея (1 часть плиточного клея на 8 частей воды): сначала вводят небольшое количество клея, постепенно увеличивая его и определяя необходимое количество по розливу состава по поверхности. Вязкость состава должна быть такой, чтобы он свободно стекал с кисти.
Для декоративной отделки парадных помещений (дворцов культуры, театров) филенки вытягивают масляными составами. При приготовлении масляного состава для вытягивания филенок масляные густотертые краски разжижают растворителем, в состав которого входят (в частях по массе): скипидар или бензин-растворитель (0,2), олифа или лак (0,15), сиккатив (0,025).
При вытягивании филенки в масляный колер для придания декоративности вводят (в частях по массе): лак масляно-смоляной (0,2), бронзовый или алюминиевый порошок (0,01—0,02).
Помимо горизонтальных и вертикальных филенок, проводимых на границе двух колеров, хорошо смотрится система филенок, перекрещивающихся под прямым углом (рис. 107, а), а также с вписанным в нее трафаретным орнаментом (рис.107, б). Обычно вписывают орнаменты небольших размеров, составляющих не более 1/6—1/7 высоты комнаты.
При вытягивании нескольких параллельных филенок тщательно подбирают цветовые сочетания филенок и орнамента. Цвет филенок может быть или близким к цвету орнамента, или взаимно дополнительным к нему.
Рис. 107. Декоративные филенки, перекрещивающиеся под прямым углом (а) и с дополнительным орнаментом (б)
Часто параллельными филенками отделывают всю поверхность стен. С помощью пальчиковых разъемных кистей (рис. 108, а) можно одновременно проводить несколько многоцветных или одноцветных филенок. Для насыщения краской кисть разъединяют на две половинки, каждую из них погружают в ванночки с различной краской. Затем половинки соединяют. Пользуясь этой кистью, поверхность можно отделать полосами в двух направлениях, имитируя, например, ткань «шотландку».
Для нанесения многоцветных филенок используют также неразъемные кисти (рис. 108, б), в которых можно менять щетинные пальцы. Если кисти неразборные, при вытягивании многоцветных филенок используют карманные ванночки, где для каждого щетинного пальца своя ванночка со своим цветным составом.
Рис. 108. Отделка поверхностей пальчиковыми разъемной (а) и неразъемной (б) кистями
Водоэмульсионную краску для филенок перетирают с сухим пигментом или добавляют в нее, перемешивая, специальную пигментную пасту.
Чтобы создать впечатление отделки поверхностей багетом или раскладками, филенки вытягивают шириной 2—2,5 см с последующей подтушевкой для придания им объемности. При вытягивании горизонтальных филенок в верхней части стены у потолка сначала отбивают шнуром верхнюю и нижнюю ее границы и полученную полосу между границами закрашивают под цвет раскладки или багета филенчатой кистью соответствующего размера за два-три раза. Если филенки должна быть расположена на границе с фризом, то нижняя граница воображаемой раскладки будет параллельна ему.
При отделке поверхностей настоящими раскладками, располагаемыми в горизонтальном положении, их нижняя грань всегда освещается больше и бывает светлее верхней. Чтобы филенкой имитировать раскладку, нижнюю границу (грань) нужно также сделать светлее. Для этого цветной состав, используемый для окраски нижней границы филенки, осветляют, вводя в него белый колер или мел. Этим осветленным составом над нижней границей филенки вытягивают узкую горизонтальную полоску шириной 4—6 мм.
Если раскладка расположена под белым фризом, то от нее обязательно на фриз падает тень. Филенка, имитирующая такую раскладку, тоже должна давать тень. Такую тень по белому фризу выполняют филенкой светло-серого цвета, вытягивают ее над основной филенкой. Если фриз не белый, а цветной, то тень, падающую на цветной фон, делают того же цвета, но более темного тона. Например, на оранжевом цвете фона цвет тени будет тоже оранжевый, но приглушенный сажей или перекисью марганца, филенки для подтушевки вытягивают после полного высыхания основной филенки.
Источник