Повреждения фундаментов металлических опор

Повреждения фундаментов металлических опор

Осматривают состояние сварных соединений, качество покраски, выявляют места коррозии, обращают внимание на низ опоры, особенно в местах погрузки-выгрузки химических удобрений, при необходимости производят покраску. Деформация уголков, скручивание опор вокруг вертикальной оси не допускаются.

Осматривая подземную часть фундамента, проверяют крепление опоры анкерным болтом, резьбу болтов покрывают антикоррозийной смазкой. При наличии изоляции между анкерными болтами фундамента и опорой измеряют её сопротивление мегомметром. Оно должно быть не менее 1500 Ом . Очищают поверхность фундамента от земли и травы.

Трещины вдоль анкерных болтов свидетельствуют о наличии коррозии бетона. Глухой звук – об отсутствии целостности фундамента.

Анкерный болт для ремонта вскрывают, очищают от ржавчины, усиливают и окрашивают, а затем закрывают бетоном марки 400 – 500 .

Результаты проверки состояния и ремонта опор контактной сети регистрируют в Книге железобетонных и металлических опор дистанции контактной сети

индекс описание возможные причины возникновения
Сколы углов фундамента с оголением анкерных болтов Механические повреждения
Нарушение гидроизоляции слоя Низкое качество нанесения на заводе

Различные температурные деформации бетона и битума

Механические повреждения Коррозия и выветривание поверхностного слоя бетона Агрессивность окружающей среды

Недостаточная прочность бетона Уменьшение сечения анкерных болтов или арматуры, обнаруживаемое по наличию бурых пятен или трещин на поверхности бетона Электрическая коррозия арматуры под действием токов, стекающих с рельсов через цепи заземления

Почвенная коррозия арматуры из-за агрессивности среды Поперечные трещины раскрытием более 0.2 мм Перегрузка опоры

Уменьшение сечения анкерных болтов в результате коррозии

Потеря сцепления анкерных болтов с бетоном при откалывании защитного слоя в результате коррозии Продольные трещины в надземной части, сужающиеся к низу фундамента Атмосферная коррозия анкерных болтов в условиях пористого бетона или агрессивных средств Продольняе трещины в надземной части, расширяющиеся к низу фундамента Почвенная или электрическая коррозия анкерных болтов или арматуры Продольные трещины в подземной части Почвенная или электрическая коррозия анкерных болтов или арматуры


Рис. 18 Ревизия фундаментов и скреплений опор

Источник

Лекция. Повреждение опор воздушных линий и их ремонт

Содержание лекции: повреждение опор ВЛ и их ремонт.

Цель лекции: изучение методов проведения ремонтов опор ВЛ.

Металлические опоры. Механические повреждения металлических опор часто происходят в результате некачественной сварки стержней в узлах, прогиба стержней, непрочных болтовых соединений отдельных секций.

Большой вред металлическим опорам наносит коррозия, приводящая к снижению несущей способности опор. Наиболее распространённым способом защиты металлических поверхностей от коррозии является нанесение защитных покрытий. Различают покрытия металлические и лакокрасочные. К металлическим покрытиям относится оцинковка деталей опор горячим или гальваническим способом, а также методом распыления расплавленного металла по обрабатываемой поверхности.

Металлические опоры перед окраской должны быть тщательно очищены от ржавчины, остатков старой краски и грязи. Особое внимание при очистке следует обратить на узлы соединения отдельных деталей опор и подножников, а также места крепления опор к фундаментам. Перед окраской опоры очищаются от грязи и ржавчины металлическими щетками и специальными металлическими скребками. Подготовка поверхности металлических опор под краску может производиться и без очистки ржавчины путем обработки ее химическими реактивами (преобразователями ржавчины).

Для окраски металлических опор следует применять атмосферостойкие красители (на натуральных маслах, на эпоксидной основе). При отсутствии указанных красок допускается применение лаков на битумной основе, которые наносятся на опору не менее чем в два слоя; второй слой наносится после высыхания первого (не менее чем через 15-16 ч). Для продления срока службы такого покрытия необходимо в верхний слой битумного лака добавлять 15% алюминиевой пудры (по массе).

Смешивание битумного лака с алюминиевой пудрой должно производится непосредственно перед окраской в количестве, не превышающем потребность для работы одной смены ( при более продолжительном хранении пудра теряет способность всплывать на поверхности лака). Во избежание взрыва при открывании и пересыпке алюминиевой пудры запрещается применять металлический инструмент.

Окраска металлических опор каменноугольным лаком запрещается.

Чистка и окраска опор производится, как правило, сверху вниз, т.е. сначала работы производятся на тросостойках и траверсах, а затем на стойках или стволе опоры.

При окраске верхних частей опор на ВЛ, находящихся под напряжением, следует соблюдать особую осторожность при работе на угловых опорах, на средней и нижней траверсах двухцепных опор, на опорах типа «рюмка».

Ведра с краской не должны подвешиваться на опоре над проводами и изоляторами. Подвешивать ведра с краской на траверсах разрешается не ближе 1 м от места крепления изолирующих поддерживающих подвесок. При окраске концов траверс промежуточных опор для предотвращения попадания краски на изоляторы.

Распространена окраска металлических опор с применением компрессорных установок, краскораспылителей, а также вручную кистями.

Ремонт металлических опор, которым нанесены механические повреждения, производится с помощью специальных приспособлений (домкратов, струбцин, скоб). При необходимости замены или усиления отдельных уголков сварные швы накладываются вдоль уголка, а не поперек, так как поперечные сварные швы снижают прочность. Усиление элементов производится с помощью накладок на болтах.

Элементы опор, получившие в процессе эксплуатации прогибы свыше допустимых, должны быть либо заменены, либо выправлены с помощью домкратов или стяжных болтов. Заменяемые поврежденные участки пояса или решетки опоры вырезаются, на их место накладываются равнопрочные отрезки из металла необходимого профиля и длины, которые соединяются с поясами или решёткой сваркой или на болтах.

При сварке соединений запрещается накладывать поперечные сварные швы. Длина швов, размеры и количество болтов должны быть определены расчётом. Обнаруженные в сварных швах трещины должны быть заварены.

Ослабленные заклёпочные соединения должны быть усилены расклёпкой или заменой заклёпок, а ослабленные болтовые соединения – подтягиванием гаек. Заваренные места, накладки и другие вновь установленные детали должны быть тщательно очищены от коррозии и окрашены. Металлические опоры, имеющие недопустимые наклоны, — прокладками под опорные «башмаки» опоры. Прокладки применяются также для устранения неплотного прилегания пят опор к фундаментам. Суммарная высота прокладок не должна превышать 40 мм. Если при выправке опор необходимо одновременно освободить анкерные болты более чем на одной «ноге» опоры, опору следует предварительно укрепить расчалками.

Железобетонные опоры. Распространенным видом повреждений железобетонных опор являются трещины в стволах. При этом волосяные трещины не вызывают особых опасений, но раскрытие их и углубление до арматуры приводит к тому, что нагрузка начинает восприниматься лишь арматурой и несущая способность опоры резко снижается.

Поверка наличия и ширины трещин в бетоне опор производится 1 раз в 6 лет. Размер трещин измеряется специальным оптическим прибором – микроскопом Бринеля. Если ширина раскрытия и количество трещин в бетоне более установленных нормами, применяются следующие виды ремонта: покрытие поверхности бетона в зоне образования трещин краской; заделка трещин, раковин и сколов полимерцементным раствором; усиление опор устройством железобетонных или металлических бандажей.

Отклонение железобетонной опоры от вертикальной оси снижает механическую прочность опоры. Установлено, что при наклоне только на 2 0 несущая способность опоры уменьшается на 8-10%. Выправка опор производится при помощи механизмов, обеспечивающих плавное увеличение тяжения. Выправка промежуточных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор, имеющих наклон поперек ВЛ, производится созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры. Тяжение создается с помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия, прилагаемого к тяговому тросу. Механизм должен быть удален от опоры, подлежащей выправке, на расстояние не менее 1,2 ее высоты. Тяговый трос крепится на опоре на высоте около 4 м от уровня земли. По окончании выправки вершина опоры должна перейти на 20-30 см за вертикальное положение.

До начала работ по выправке опор со стороны, противоположной наклону опоры, откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2-1,5 м. При откапывании грунта экскаватором котлован должен быть ориентирован вдоль линии, возможно ближе к стволу опоры, чтобы избежать чрезмерного нарушения грунта в плоскости действия тягового усилия.

Выправке подлежат опоры при угле наклона стойки более 1 0 (т.е. при отклонении вершины опоры от вертикального положения более чем на 25-40 см при длине стоек от 16-26 м). При наклоне стойки опоры на угол более 3 0 от вертикали выправка должна производиться немедленно.

В скальных и мерзлых грунтах выправка опор запрещается.

Выправленные опоры и их детали не должны иметь отклонения, превышающие допустимые. Все виды оттяжек опор (в том числе, оттяжки внутренних связей опор, шпренгельные оттяжки траверс и др.) независимо от их конструктивного выполнения (из тросов, круглой стали) должны быть натянуты без видимой слабины.

Тросы оттяжек и элементы крепления их к опоре и анкерным болтам должны периодически смазываться, оттяжки из круглой стали должны окрашиваться. В качестве антикоррозийных покрытий могут быть использованы смазки типа ЗЭС.

Применение опор с оттяжками особенно целесообразно в тех случаях, когда закрепление основания опоры затруднено (например, в болотистых грунтах). Устойчивость достигается предварительной натяжкой оттяжек. Оттяжкам задается тяжение 20-25% расчётного. В процессе эксплуатации тяжение проверяется.

Подъем на железобетонные опоры производится при помощи телескопических вышек или с применением специальных приспособлений (лестниц, лазов, когтей).

Источник

Техническое обслуживание металлических опор

Коррозия металлических опор.

Наиболее характерным дефектом металлических опор является коррозия. Она появляется под воздействием на металл воздуха и атмосферной влаги. Наличие в воздухе солей и кислот характерно для атмосферы в зоне химических комбинатов, крупных промышленных предприятий и морских побережий, что способствует усилению коррозии металла опор. В наибольшей степени корродируют горизонтально расположенные элементы конструкции, места стыков и сопряжения элементов, т.е. участки конструкций, в которых влага длительно задерживается и которые плохо обдуваются ветром. Развитие коррозии с течением времени может привести к уменьшению сечения металлических элементов конструкции, к снижению ее несущей способности и поломке опоры.
Технические требования к металлическим опорам. Отклонение оси траверсы от горизонтальной оси при сборке портальных опор допускается не более 1:150 длины траверсы при ее длине до 15 м и 1:250 при длине более 15 м, смещение конца траверсы от линии, перпендикулярной оси трассы, не должно быть более 100 мм; стрелы прогиба (кривизны) траверсы — 1 /300 длины траверсы; стрелы прогиба (кривизны) стоек и подкосов — 1 /750 их длины, но не более 20 мм, отклонение поясных уголков и элементов решетки (в любой плоскости) в пределах панели — не более 1 / 750 длины.
Жесткие требования предъявляются к котлованам, фундаментам и оттяжкам металлических опор. Фундаменты опор делятся на металлические подножники (использовались до конца 50-х годов, но еще находятся в работе), монолитные бетонные фундаменты, железобетонные грибовидные подножники, свайные железобетонные фундаменты, сваи, якоря и железобетонные анкерные плиты для крепления оттяжек опор [7, 14].
Оттяжки опор должны быть покрыты смазкой.
Тяжение в тросовых оттяжках опор при скорости ветра не более 8 м / с и отклонении опор в пределах допусков должно соответствовать проекту: для опор до монтажа проводов и грозозащитных тросов — в пределах 20. 30 Н (2. 3 тс); при подвешенных проводах и грозозащитных тросах — в пределах 20. 50 Н (2. 5 тс).
При эксплуатации BЛ в зависимости от вида ремонта допускается уменьшение площади поперечного сечения троса оттяжки: до 10% при закреплении оборванных проволок бандажами; более 10 до 20% при установке ремонтных зажимов (с помощью гидравлического пресса ).
При уменьшении поперечного сечения троса оттяжки на более чем 20% оттяжка должна быть заменена.
Требования к фундаментам и подножникам металлических опор.
Отклонения от проектных размеров анкерных болтов, заложенных в монолитный фундамент, не должны превышать расстояния по горизонтали между осями болтов, устанавливаемых для крепления одной ноги опоры, ± 10 мм; разность между верхними отметками анкерных болтов допускается 20 мм.
Дно котлована под анкерные плиты, служащие для укрепления оттяжек, должно быть выравнено шаблоном по проектному уклону. Отклонение от значения проектного уклона допускается в пределах 10%. Глубина заложения фундаментов должна соответствовать проекту. При полностью обводненных грунтах по согласованию с проектной организацией допускается уменьшение глубины заложения фундаментов при условии устройства обвалования на недостающую глубину котлована.


Фундаменты металлических опор
а — монолитный фундамент, б — грибовидный подножник под свободностоящие опоры в — грибовидный подножник под стойки с оттяжками, г — анкерная плита для крепления оттяжек опор б — железобетонная свая, е — винтовая свая, ж — винтовой стальной анкер, з — железобетонный ригель, и — пригрузочные плиты





Фундаментные сборные железобетонные
а — марка ФК-I, Ф1 и др; б — марка ФЗ-АМ и др; в — марка Ф6-АМ, г — марка ФС-1 и др., б — марка ФС-А, в — марка ФС1-А5НМ, ФС2-А5НМ; ж — марка ФК1-0 Ф4-0; з — марка Ф1 Ф4иФК-1 Ф4-4
Допускаемые вертикальные прогибы траверс металлических и железобетонных опор (СНиП 11-И.987)

Допускаемые вертикальные прогибы траверс опор в нормальных режимах работы*

Все типы, кроме прямых промежуточных опор нормального типа

Прямые промежуточные опоры нормального типа

* а — длина консоли траверсы; I — длина участка траверсы между точками ее крепления к стойкам
Высота засыпки котлованов после установки сборных фундаментов должна приниматься с учетом возможной усадки грунта. При устройстве обвалования фундаментов, выступающих над поверхностью земли, откос должен иметь крутизну (отношение высоты откоса к основанию) не более 1:1,5. Уменьшение диаметра анкерных болтов, а также наличие зазоров между пятой опоры и фундаментом не допускается. Для фундаментов в виде металлических подножников характерны те же дефекты, что и для металлических опор. Но коррозия металлических подножников может происходить значительно быстрее, в особенности под действием агрессивных грунтовых вод или различных солей в почве.
Дефект фундамента может вызвать серьезное повреждение металлической опоры.
Фундаменты, применяемые на линиях, расположенных в районах с агрессивными грунтами, должны быть защищены гидроизоляцией или изготовлены из сульфатостойкого цемента в соответствии с указанием СНиП 9-03-11 № 85.
Допускаются следующие отклонения размеров элементов фундаментов: ±5 мм — для поперечных размеров сечения, длины и высоты; ± 8 мм — для расстояний между анкерными болтами или отверстиями под болты в металлических деталях; ±5 мм — для высоты выступающих частей анкерных болтов; ±10 мм — по длине приставок.
Неисправности металлических опор и фундаментов: отсутствие условных обозначений (наименований) линий, нумерации опор, предупредительных плакатов по технике безопасности, наклон опор вдоль и поперек линии сверх допустимых норм, деформация отдельных частей опоры, отсутствие соосности стоек и подножников у опор с оттяжками; заглубление фундаментов опор, стоек железобетонных опор или приставок деревянных опор менее предусмотренного проектом; отсутствие или неправильная установка ригелей, предусмотренных проектом; неудовлетворительная трамбовка грунта при установке опор; оседание или вспучивание грунта вокруг фундамента, оседание или выдавливание фундамента; опасные трещины, повреждения фундаментов; неплотное прилегание пяты опоры к поверхности фундамента; несоответствие диаметра гаек диаметрам анкерных болтов, приварка последних к пяте опоры вместо крепления гайками, отсутствие гаек на анкерных болтах; коррозия деталей опоры и металлических подножников, дефекты заклепочных и болтовых соединений; деформация элементов опоры и дефекты сварных швов; отсутствие болтов и гаек, недостаточная длина нарезки резьбы болтов; отсутствие защиты фундамента от песковыдувания и от действия агрессивных вод; отсутствие бетонирования анкерных колодцев на монолитных бетонных фундаментах; ослабление и повреждение оттяжек опор; нарушение креплений оттяжек к опоре и к фундаментам, неисправность устройств регулирования длины оттяжек; наличие на опорах птичьих гнезд и других посторонних предметов, создающих угрозу отключения BЛ.

Контроль состояния металлоконструкций опор.

В период эксплуатации BЛ контроль технического состояния металлоконструкций опор выполняют путем их осмотров и обследований.
При осмотре металлических опор выявляют следующие неисправности и дефекты: деформация элементов опоры; коррозия деталей опоры; дефекты болтовых и заклепочных соединений; разрушение лакокрасочного или цинкового покрытия; неплотное прилегание элементов опоры друг к другу, несоответствие диаметров гаек диаметрам анкерных болтов, отсутствие гаек на анкерных болтах; повреждения металлоконструкций.
Детальный осмотр металлоконструкций опор BJT, проводимый при обследовании, надо начинать с основания опоры, постепенно поднимаясь вверх по стволу опоры. При этом выполняют очистку обследуемых конструкционных элементов от пыли и грязи (в основном это касается башмаков опорных зон опоры), а также от краски и продуктов коррозии. Одновременно выполняют необходимые измерения.
Измерение прогибов поясных уголков (рис. 12, табл. 25). Прогиб (искривление) поясных уголков в пределах панели измеряют металлической линейкой или штангенциркулем как наибольшее расстояние / от тонкой стальной струны диаметром 1 мм, натянутой вдоль контролируемого элемента до его грани. Струну на концах элемента закрепляют струбцинами. Металлическую линейку при измерении располагают в плоскости искривления элемента опоры. Вместо линейки можно использовать жесткий ровный стержень.
Техническое состояние погнутого элемента определяют путем сравнения отношения //1, (где / — длина погнутого элемента) со значением предельно допустимого прогиба по нормативно-техническим документам.
Небольшие искривления уголков металлоконструкций, измеряются также, как было изложено выше. Вместо струны здесь можно применять деревянные ровные балочки или рейки, которые накладываются на искривленную полку уголка. С помощью линейки или рулетки измеряют наибольшее расстояние / между искривленной полкой уголка и рейкой.

Искривленный


б
Прогибы элементов металлических опор
а — прогиб поясного уголка; 6 — местная погнутость элемента опоры

Допускаемые прогибы элементов металлических опор и металлических деталей железобетонных опор

Тип опоры

Предельное значение допуска

Прогиб траверсы металлических и железобетонных опор Стрела прогиба (кривизна) стойки, подкоса металлической опоры
Прогиб поясных уголков металлических опор, мм, в пределах панели элементов решетки в любой плоскости при длине панели (или раскоса):
до 1 м от 1 до 2 м от 2 м и более Отклонение от проектной длины стоек и подкосов металлической опоры, мм, при длине стойки или подкоса: до 10 м более 10 м

1:300 длины траверсы
1:750 длины стойки или подкоса, но не более 20 мм
Не более 2 Не более 3 Не более 5
±15
±30

Состояние болтовых соединений и заклепок проверяют с целью выявления недозатянутых болтов или отвинтившихся гаек, или ослабленных заклепок.
Для этого применяют молоток массой 0,2. 0,5 кг. При ударе незатянутые болты издают глухой дребезжащий звук, а при прикосновении к ним рукой ощущается дрожание детали. Ослабленные соединения подтягивают.
Контроль за образованием трещин в сварных швах выполнят потому, что сварка деталей может быть выполнена с отклонениями от правильной технологии, режим сварки был выполнен с нарушением температуры сварки, присадочный материал был подобран неправильно, сам процесс сварки был выполнен менее квалифицированным сварщиком и др. Поэтому в сварных швах могут быть трещины. Они чаще всего появляются с одной стороны шва и могут привести к отрыву уголков, что может вызвать травматизм и несчастный случай с обслуживающим персоналом.
Для выявления трещин применяют лупу не менее секмикратного увеличения или молоток массой 0,5 кг. При ударе молотком по дефектному шву появляется дребежащий звук и трещина, если она есть, увеличивается и видна даже невооруженным глазом.
Наличие трещин в сварных швах, соединяющих отдельные детали металлоконструкций опор, недопустимо. Такие узлы крепления бракуют и усиливают при ремонте опоры.
Проверка состояния антикоррозионного покрытия металлических опор и подножников. При проверке антикоррозионного покрытия металлических опор и подножников необходимо выявить степень коррозии металла. В первую очередь проверке подлежат узлы и горизонтальные элементы опор, а также места крепления опор к фундаментам и верхние части металлических подножников.
Особое внимание уделяют опорам вблизи морских побережий. Для определения состояния металла опор поврежденные места очищают от ржавчины, после чего штангенциркулем или кронциркулем и линейкой измеряют оставшееся сечение детали. Сравнивая результаты замеров с проектными сечениями детали, определяют величину ее износа.
Коррозия металлоконструкций опор бывает поверхностная (сплошная и язвенная) и щелевая.
Сплошная равномерная коррозия характеризуется равномерным по всей поверхности проникновением в глубь металла, т.е. уменьшением толщины сечения элементов. Этому виду коррозии подвержены все элементы опор, расположенные на расстоянии выше 1,5. 2 м от уровня земли.
Язвенная коррозия характеризуется появлением на поверхности конструкций отдельных или множественных повреждений, иногда даже сквозных отверстий. Наиболее подверженны ей элементы, расположенные на расстоянии 1,5. 2 м от уровня земли.
Щелевая коррозия характеризуется наличием значительных коррозионных поражений металла в щелях, зазорах, полузакрытых полостях, и накоплением в них уплотненных продуктов коррозии, что вызывает образование трещин в сварных соединениях, разрывы болтов и заклепок, отрывы элементов друг от друга. Этому виду коррозии подвергаются в основном узлы соединений элементов, выполненных внахлестку.
Толщину полок прокатных профилей можно измерять, как уже сообщалось выше, штангенциркулем, кронциркулем с линейкой и микрометром. Для измерения глубины язв используют индикаторный глубиномер.
Подготовку поверхности конструкций к измерениям с помощью инструментов выполняют путем зачистки в местах измерений металлическими щетками от пластинчатой ржавчины и противокоррозионного покрытия и затем шабером или шлифовальной бумагой до металлического блеска. По окончании измерений зачищенные места должны быть закреплены краской AЛ-177.

Проверка тяжения в оттяжках опор.

Основные технические требования к оттяжкам опор. Жесткость и устойчивость опор с шарнирно закрепленными стойками и оттяжками определяется тяжением в оттяжках. По условиям монтажа и нормальной эксплуатации начальное тяжение в оттяжках для промежуточных опор 220- 330 кВ составляет 1. 2 т, а для опор 500 кВ — 2. 3 т.
Тяжение в тросовых оттяжках опор при скорости ветра не более 8 м/с и отклонении опор в пределах допусков должно соответствовать проекту: для опор до монтажа проводов и грозозащитных тросов — в пределах 20. 30 кН (2. 3 тс): при подвешенных проводах и грозозащитных тросах — в пределах 29. 50 кН (2. 5 тс).
При эксплуатации BЛ в зависимости от вида ремонта допускается уменьшение площади поперечного сечения троса оттяжки: до 10% при закреплении оборванных проволок бандажами; более 10 до 20 % при установке ремонтных зажимов. При уменьшении сечения более 20% оттяжка должна быть заменена.
Оттяжки опор должны быть покрыты защитной противокоррозионной смазкой «Суперконт», ЦИАТИМ-201 и др.
Операции по определению тяжения в оттяжках выполняют в следующей последовательности: возбуждают в оттяжке свободные однополуволно- вые колебания; определяют секундомером время длительности 10 полных колебаний; определяют по этому времени, с помощью графика или таблицы, значение тяжения в оттяжках.
Свободные однополуволновые колебания оттяжки — это колебания, имеющие в любой момент времени форму полуволны синусоиды. Они вызываются раскачиванием растяжки рукой в горизонтальном направлении, если рука расположена на оттяжке на расстоянии 1,9. 1,5 м от анкерных болтов. Если после раскачивания оттяжки на ней вместо желаемых колебаний возникнут колебания высших гармонических составляющих, то оттяжку необходимо остановить и желаемые колебания возобновить вновь. За одно колебание оттяжки необходимо считать очередной ее возврат в положение начала раскачивания. Отжав оттяжку в начале процесса измерения, например, вправо, включают секундомер и отпускают оттяжку. После 10 ее полных колебаний секундомер отключают, зафиксировав время колебаний (рис. 2).


Рис. 2 Характер однополуволновых колебаний оттяжки и направление возмущающих сил 1_ — длина оттяжки, а — амплитуда колебаний; Р — возмущающая колебания сила
Возможная ошибка при определении значения тяжения оттяжки данным методом не превышает ±5%.

Индикатор (рис. 3) состоит из динамометра растяжения 1 типа ДПУ-0,2/2, механизма нагружения с храповиком 2, стопором 3 и трех захватов 4 со скобами на концах: два захвата (крайние) на корпусе индикатора и один (средний) на механизме нагружения.


Рис. 3. Индикатор натяжения оттяжек опор линий электропередачи 1 — динамометр ДПУ-0,2/2; 2 — храповик; 3 — стопор 4 — захват

Интервал диаметров стальных канатов измеряемых оттяжек — 12,5. 25,5 мм, диапазон усилий натяжения оттяжек соответственно — 4000. 60000 Н.
При измерении индикатор устанавливается захватами на трос, для чего выбирают чистый и неповрежденный участок каната оттяжки. Поворотом ручки на лицевой стороне Ин освобождается стопор.
Рукояткой храповика (в направлении от себя) средний захват механизма нагружения перемещается до выбора слабины — производится калибровка каната, что определяется по колебанию стрелки динамометра. Поворотом ручки стопор закрепляется на месте.
При необходимости, вращая шкалу динамометра, стрелка индикатора устанавливается на «0».
Индикатор готов к измерениям.
Рукоятку храповика перемещают в направлении от себя до тех пор, пока средний захват не упрется в упор. Стрелка динамометра при этом укажет значение натяжения каната оттяжки.
Для снятия индикатора поворотом гайки на рукоятке храповика переключают его на обратный ход. Передвигая рукоятку храповика на себя, освобождают ИН от нагрузки и снимают его с каната оттяжки.
Измерения выполняют при отсутствии на оттяжке гололеда и при ветре не более 5 м/с.
Результаты измерений тяжений в оттяжках опор ВЛ заносят в ведомости измерений.
На рис. 4 приведена оттяжка финского производства, предназначенная для опор ВЛ 0,4-10 кВ, т.к. с отечественными конструкциями оттяжек читатели могут ознакомиться в типовых проектах опор ВЛ 35 кВ и выше и в проектах института Сельэнергопроект (РОСЭП) для опор ВЛ 0,4-10 кВ [I том].

Техническое обслуживание железобетонных опор, приставок и фундаментов.

Требования к железобетонным опорам. Для железобетонных стоек опор допускаются следующие отлонения: по длине стойки ±25 мм; при толщине стенки от внешней поверхности до арматуры ±5 мм; смещение закладных частей по вертикальным отметкам ±10 мм; по кривизне стойки вдоль оси — не более 2 мм на 1м.
Толщина защитного слоя бетона должна быть:
для продольной рабочей арматуры (ненапрягаемой и напрягаемой, натягиваемой на упоры) — не менее диаметра стержня или каната арматуры;
для поперечной, распределительной и конструктивной арматуры — не менее диаметра указанной арматуры и не менее 10 мм при толщине конструкции до 250 мм.

Примечания:
1 Масса комплекта для крепления оттяжки к анкеру и опоре SH 51 (номер заказа 5024160-3) — 560 г 2. Количество в упаковке — 25 шт
Рис. 4. Комплект оттяжки SH 51 финского производства
1 — зажим; 2 — комплект втулок; 3 — замок; 4 — скоба; 5 — трос оттяжки
Поверхность элементов железобетонных опор, подножников, свай, предназначенных для установки в агрессивном грунте, должна иметь заводское гидроизоляционное покрытие. Для установки в грунт высокой степени агрессивности железобетонные изделия должны изготовляться на сульфатостойком цементе.
Проверка состояния железобетонных опор и приставок. Проверка наличия и ширины трещин в бетоне опор производится I раз в 6 лет. Размер трещин измеряется специальным оптическим прибором — микроскопом Бринеля, лупой Польди или металлической линейкой с ценой делений I мм в зависимости от ширины раскрытия трещин щели, размера раковины, выкола, скола или сквозного отверстия, применяются также приборы контроля арматуры ПКА-1М или АН-15.
Глубина трещины, щели, раковины измеряется щупом или металлической линейкой. При этом фиксируют также характер этих технических отклонений, размеры, направления относительно оси обследуемого изделия, количество в одном его сечении.
Измерение кривизы (прогиба) стойки (приставки) выполняют с помощью стальной струны диаметром 1 мм, натягиваемой вдоль прогнутой стойки в плоскости прогиба. Концы струны при этом закрепляют бандажами (струбцинами) наверху и внизу стойки. Значение кривизны измеряют линейкой, прикладываемой в месте наибольшего прогиба стойки, между натянутой струной и поверхностью опоры. Измерения выполняют, поднимаясь на стойку с помощью лазов или применяя телевышку, или гидроподъемник.
При осмотре оголенной арматуры изделия, ее очищают от возможной ржавчины, измеряют степень ее коррозии с помощью штангенциркуля, глубиномера, длину и диаметр оголенной арматуры в трех точках по ее сечению (среднее арифметическое от этих измерений составляет реальный результат измерения).
Качество заделки свободностоящих железобетонных опор в грунте имеет принципиальное значение для их последующей эксплуатации.
Отклонения железобетонной опоры от вертикальной оси снижает механическую прочность опоры. Установлено, что при наклоне только на 2° несущая способность опоры уменьшатся на 8. 10%. Поэтому при малейшем отклонении стойки опоры от вертикальной оси проверяют просадку грунта в месте заделки стойки опоры, наличие зазоров между стойкой и стенкой котлована отрытого ранее с помощью бурмашины, а также проверяют качество заделки опоры в грунте, плотность засыпанного в котлован грунта, наличие предусмотренных проектом опоры ригелей.
Качество крепления свободностоящей опоры и уплотнения грунта в котловане, проверяют с помощью зонда — стального заостренного стержня диаметром 10. 20 мм и длиной не менее 2,5 м. Зонд вручную погружают в грунт с трех-четырех сторон от стойки на глубину до 2 м. По усилию, прикладываемому к зонду при его погружении, определяют плотность грунта около стойки опоры на разной глубине, наличие пустот в месте заделки. Одновремено прощупывают наличие ригелей и глубину их установки, если они были предусмотрены проектом. Если ригели не прощупываются зондом, то их наличие определяют, откапывая основание опоры. Если основание опоры откопали, то подниматься на нее с помощью лазов запрещается.
Прогиб траверс железобетонных опор допускается на 1300 длины траверсы.
Для удобного наложения переносных защитных заземлений, обеспечения защиты железобетонных опор ВЛ 6-10 кВ от протекания токов однофазного замыкания на землю в Мосэнерго, начиная с 1994 года решено выпускать опоры и приставки с электродом заземления, выведенным из тела опоры и приставки (у опор выводятся два электрода: верхний — для защитного заземления, а нижний — для присоединения защитного бандажа, предназначенного для защиты опоры от токов однофазного замыкания на землю).
На рис. приведены каркасы арматуры бетонной приставки и бетонной опоры 6-10 кВ.

Источник

Читайте также:  Круглый столбчатый фундамент своими руками
Оцените статью
Наименование