- Упражнение 17 — Русский язык 8 класс. Тростенцова, Ладыженская. Учебник
- Вопрос
- Подсказка
- Урок в 8 классе «Знаки препинания в сложном предложении» презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Завершено строительство храма Покрова на Нерли
- Урок русского языка в 8 классе «Знаки препинания в сложном предложении». план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение 17 — Русский язык 8 класс. Тростенцова, Ладыженская. Учебник
Вопрос
Спишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя пропущенные выделительные запятые. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу.
Образец. 1 Церковь Покрова на Нерли, 2 которая поставлена на небольшом холме, 2 являет(?)ся шедевром мировой архитектуры.
1. Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышает(?)ся этот белокаме(н, нн)ый 2 храм. 2. И во время весеннего разлива когда вода подступала 2 к самым стенам церкви одиноко высился ослепительно сверкающий бел..зной лёгкий одноглавый храм.
3. Этот уд..вительно г..рмоничный белокаме(н, нн)ый храм который сливает(?)ся с окружающ..м пейзаж..м называют поэмой, запеч..тлё(н, нн)ой в камне. 4. Пр..дание рассказывает что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава. 5. Светлый и лёгкий, храм Покрова на Нерли — это воплощё(н, нн)ая победа духа над материей. 6. Зодчие чтобы 1 преодолеть тяжесть камня удачно выбрали пропорции, формы и детали. 7. Практически невозможно заметить что стены церкви слегка наклоне(н, нн)ы внутрь и этот еле заметный зрителю наклон увеличивает выс..ту здания.
Подсказка
В сложном предложении запятая может быть разделительной и выделительной. Одна запятая разделяет простые предложения в бессоюзном сложном и союзном сложном предложении.
Двойная запятая в сложноподчинённом предложении выделяет придаточное предложение, если оно находится внутри главного.
Объясним правописание слов:
- возвышается, сливается (что делает?) — правописание -тся, -ться в глаголах;
- бело каменн ый — удвоенная согласная на стыке морфем;
- о слеп ительно (осле́пнуть), у див ительно (дивный), за печатл ённой (печа́ть), выс от у (высо́ты) — проверяемая гласная;
- сверкающий, бел изн ой, гармоничный, увеличивает — словарное слово;
- окружающ им (каким?) — падежные окончания прилагательных и причастий;
- пейза́ ж ем — правописание о-е после шипящих в окончаниях существительных;
- пре дание — правописание приставок пре-, при-;
- наклон ен ы — одна и две буквы н в суффиксах причастий.
Источник
Урок в 8 классе «Знаки препинания в сложном предложении»
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме
Данная презентация раскрывает тему «Знаки препинания в сложном предложении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klass.pptx | 685.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение. Знаки препинания в сложном предложении Работа с упражнением №17 Задание: Спишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя пропущенные выделительные запятые. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного.
Там где река Нерль впадает в Клязьму с тысяча сто шестьдесят пятого года возвышается этот белокаменный храм.
Внимательно прочитай предложение. Определи, о чем в нем говорится(сколько в предложении мыслей): -Возвышается белокаменный храм; -Река Нерль впадает в Клязьму. Найди основы предложений: Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышается этот белокаменный храм. Образец:
Не забывай о том, что подчинительные союзы и союзные слова свидетельствуют о наличии придаточного предложения. Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышается этот белокаменный храм.
Определи границы простых предложений в составе сложного, пронумеруй их. [ Там ( где река Нерль впадает в Клязьму ) с 1165 года возвышается этот белокаменный храм. ] 1 1 2
Расставь выделительные запятые. Там, где река Нерль впадает в Клязьму, с 1165 года возвышается этот белокаменный храм.
И во время весеннего раз- лива когда вода подступала к са- мым стенам церкви одиноко высился ослепительно свер- кающий белизной легкий одноглавый храм.
[ И во время весеннего разлива, (когда вода подступала к самым стенам церкви), одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм ] . 1 1 2 Проверь себя:
Этот удивительно гармоничный белокаменный храм который сливается с окружающим пейзажем называют поэмой запечатленной в камне.
[ Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, ( который сливается с окружающим пейзажем ) , называют поэмой, запечатленной в камне. ] 1 1 2 Проверь себя:
Предание рассказывает что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.
[ Предание рассказывает ] ,(что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава ) . Обрати внимание: 1 2 Запятая в этом предложении отделяет простые предложения в составе сложного!
Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей.
Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. Проверь себя: Тире в данном предложении – знак разделения между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Зодчие чтобы преодолеть тяжесть камня удачно выбрали пропорции формы и детали.
[ Зодчие,(чтобы преодолеть тяжесть камня), удачно выбрали пропорции, формы и детали ] . Проверь себя: 1 1 2
Практически невозможно заметить что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный зрителю наклон увеличивает высоту здания.
[ Практически невозможно заметить ] , (что стены церкви слегка наклонены внутрь), и [ этот еле заметный зрителю наклон увеличивает высоту здания ] . Проверь себя: 1 2 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки .
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Дидактический материал по теме «Постановка знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами».
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий.
Конспект урока русского языка 6 класс.
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений .
Источник
Завершено строительство храма Покрова на Нерли
Храм Покрова на Нерли – одна из «визитных карточек» России (Фото: В.Прокофьев)
Храм Покрова на Нерли (Владимирская область России) называют шедевром мирового зодчества и вершиной творчества русских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Храм стоит на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму.
Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне.
По наиболее распространённой версии – он был построен в 1165 году. Исторические источники связывают его возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе погиб молодой князь Изяслав – сын князя Андрея Боголюбского. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.
Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ.
Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь.
Практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь, но этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий – удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола.
Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее – движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного «поновления» храма.
Но, несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его зодчие. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы складываются в целую систему, декоративную и философскую. Это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России. А луг, на котором расположена церковь, в настоящее время является особо охраняемой природной территорией РФ и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сам же храм с 1992 года входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Источник
Урок русского языка в 8 классе «Знаки препинания в сложном предложении».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока русского языка в 8 классе «Знаки препинания в сложном предложении» из раздела «Повторение изученного в 5-7 классах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 19.87 КБ |
3.pptx | 665.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе №3.
Тема: Знаки препинания в сложном предложении.
Цели: повторить, обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них»; актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»; исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ; развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений; развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.
Группа со средним уровнем обученности (1-ый вариант)
Группа с высоким уровнем обученности (2-ой вариант)
1. Организационный момент.
2. Лингвистическая разминка.
А) Задание: выписать слова, образованные неморфологическим способом.
Всякий ли сегодня знает, что волхвица – это и знахарка, и гадалка, она видит прошлое и будущее. В верованиях древних славян волхвицы могли исцелять и детей, и взрослых.
Ответы: всякий, прошлое, будущее, взрослых
Б) Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
2) Мать явно была обижена бестактностью сына.
3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.
4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.
1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.
1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.
2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.
1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих
4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.
Проверка выполненного задания:
1) 3; 2) 1; 3) 2; 4) 4
3. С какими предложениями вы работали, выполняя лингвистическую разминку?
(Ответы: с простыми предложениями, СПП)
Откройте тетради, запишите тему урока: «Повторение и обобщение знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них»
4. Актуализация знаний.
Вопрос классу: На какие группы делятся сложные предложения по типу связи?
В чём основное отличие ССП, СПП и БСП? Свой ответ аргументируйте.
5. Практическая работа.
Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:
ССП – …, СПП – …, БСП — …
1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.
2. В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок.
3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот.
4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья на дереве.
7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.
8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
Проверка выполненного задания:
6.Самостоятельная работа. (Предложения распечатаны на карточках)
Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное предложение для синтаксического разбора.
Карточка 1. I вариант
Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.
Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.
Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением.
Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт.
Карточка 1 II вариант
Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.
Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена.
Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей
в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
Тот который писал и к которому обратился Борис досадливо обернулся и сказал ему что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную коли ему нужно видеть его.
7. Актуализация знаний. (Продолжение)
Задание: Исправьте пунктуационные ошибки там, где нужно, и распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания расставлены)
Какие предложения вы не выбрали в качестве примеров? Почему?
Желаешь себе добра – не делай зла другому.
Я взглянул в окно — на безоблачном небе разгорались звезды.
Поговоришь с добрым человеком, солнечный луч озарит твою душу
Лида проговорила громко и отчетливо: «Надо жить по совести».
Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней наискось торчала водосточная труба.
Лица у грузчиков были потные, ноги худые, на руках синие жилы.
Тем летом я впервые не ездила в командировку — управление разрешило мне остаться в Москве.
Борис поднес резец к металлу – брызнули во все стороны раскаленные искры.
Земля круглая, на ней не скроешь тайны.
Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт.
Судьба изобретателя — это судьба его изобретений.
Слабо шурша, падали шишки, вздыхая, шумел лес.
Вопросы классу: Какие предложения вызвали наибольшую трудность?
Какие цели мы поставили в начале урока? Подумайте, каждый из вас достиг ли этих целей?
Домашнее задание: упр. №16.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение. Знаки препинания в сложном предложении
1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги. 2. В то время как она выходила из гостей, послышался звонок. 3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот. 4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. 6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь, и тихо шептались молодые листья на дереве. 7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью. 8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
Проверь! ССП — 1, 5, 6 СПП — 2, 3, 7 БСП — 4, 8
Работа с упражнением №17 Задание: Спишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя пропущенные выделительные запятые. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного.
Там где река Нерль впадает в Клязьму с тысяча сто шестьдесят пятого года возвышается этот белокаменный храм.
Внимательно прочитай предложение. Определи, о чем в нем говорится(сколько в предложении мыслей): -Возвышается белокаменный храм; -Река Нерль впадает в Клязьму. Найди основы предложений: Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышается этот белокаменный храм. Образец:
Не забывай о том, что подчинительные союзы и союзные слова свидетельствуют о наличии придаточного предложения. Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышается этот белокаменный храм.
Определи границы простых предложений в составе сложного, пронумеруй их. [ Там ( где река Нерль впадает в Клязьму ) с 1165 года возвышается этот белокаменный храм. ] 1 1 2
Расставь выделительные запятые. Там, где река Нерль впадает в Клязьму, с 1165 года возвышается этот белокаменный храм.
И во время весеннего раз- лива когда вода подступала к самым стенам церкви одиноко высился ослепительно свер- кающий белизной легкий одноглавый храм.
[ И во время весеннего разлива, (когда вода подступала к самым стенам церкви), одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм ] . 1 1 2 Проверь себя:
Этот удивительно гармоничный белокаменный храм который сливается с окружающим пейзажем называют поэмой запечатленной в камне.
[ Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, ( который сливается с окружающим пейзажем ) , называют поэмой, запечатленной в камне. ] 1 1 2 Проверь себя:
Предание рассказывает что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.
[ Предание рассказывает ] ,(что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава ) . Обрати внимание: 1 2 Запятая в этом предложении отделяет простые предложения в составе сложного!
Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей.
Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. Проверь себя: Тире в данном предложении – знак разделения между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Зодчие чтобы преодолеть тяжесть камня удачно выбрали пропорции формы и детали.
[ Зодчие,(чтобы преодолеть тяжесть камня), удачно выбрали пропорции, формы и детали ] . Проверь себя: 1 1 2
Практически невозможно заметить что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный зрителю наклон увеличивает высоту здания.
[ Практически невозможно заметить ] , (что стены церкви слегка наклонены внутрь), и [ этот еле заметный зрителю наклон увеличивает высоту здания ] . Проверь себя: 1 2 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе.
На этом уроке применяю информационные, игровые технологии.
Цели и задачи данной презентации помогут учителю русского языка повторить ранее пройденный материал по синтаксису, изучить новый материал и отработать его при выполнении интересных упражнений ,которые.
Урок русского языка, изучение нового в 9 классе.
Урок обобщает и закрепляет знания по теме, содержит задания, способствующие подготовке к ЕГЭ.
Цель урока: научить учащихся различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения.
Урок изучения нового материала.На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические кон.
Источник