Правовой фундамент государственной службы закладывает
Правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации [1] .
Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. [2]
Преобразования, происходящие в системе российского права, во многом связаны с осуществляемыми в нашей стране судебной, правовой и административной реформами. Ученые продолжают обсуждать вопросы взаимосвязи государственной службы и гражданского общества, а также общие вопросы реформирования государственно-служебного законодательства [3] .
С одной стороны, административная реформа воздействует на систему административного права. Уже сейчас утверждают, что принятие в 2003 году ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» явилось результатом проводимой в стране административной реформы.
Следующим шагом в развитии института государственной службы стало принятие Государственной Думой Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Этот Закон называют «трудовым кодексом» для чиновника или ГОСТом службы [4] . В плане законотворческой деятельности находятся и другие законы (например, «О государственной службе казачества» [5] ).
С другой стороны, административное право может само воздействовать на характер и содержание административной реформы. Создатели концепции административной реформы, с нашей точки зрения, в меньшей степени согласовывали ее направления и этапы проведения с потребностями развития административного права. Административная реформа изменяет черты, содержание, а иногда и сами принципы соответствующих административно-правовых институтов [6] .
В литературе новые законы о государственной службе получили неоднозначную оценку: наряду с утверждениями о том, что они заложили, в целом, твердые правовые основы построения и практической деятельности самой двигательной силы в государственном механизме, можно встретить и достаточно отрицательные оценки нововведений. Например, президент фонда «ИНДЕМ» Г. Сатаров оценивает ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на «три с минусом» и приводит соответствующие обоснования [7] .
Кроме указанных нормативных актов, правовую основу государственной службы Российской Федерации также составляет ряд подзаконных нормативных актов:
1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 года N 609.
2. Указ Президента Российской Федерации «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16 февраля 2005 года N 159.
3. Указ Президента Российской Федерации «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 110.
4. Указ Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 112.
[1] Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. 2003. N 3.
[2] Коновалов А.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – с. 115.
[3] Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. 2003. N 3. С. 35 — 40; Бахрах Д.Н., Кулешов И.В. Государственная военная и правоохранительная службы РФ // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 75 — 90; Манохин В.М., Адушкин Ю.С. О реформировании государственно-служебного законодательства // Там же. С. 67 — 74.
[4] ГОСТ службы: Государственные чиновники теперь будут жить и работать по закону // РГ. 2004. 29 июля; «Трудовой кодекс» для чиновника: Помощник президента Виктор Иванов прокомментировал новый Закон о государственной гражданской службе // РГ. 2004. 31 июля; Верхотуров Ю.И. Развитие российского законодательства о гражданской службе во второй половине XVI и в XVIII в. // Правоведение. 2003. N 6. С. 177 — 184.
[5] РГ. 2003. 31 окт. С. 1.
[6] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. М.: РАГС, 2003. – с.14
[7] ГОСТ службы: Государственные чиновники теперь будут жить и работать по закону // РГ. 2004. 29 июля. С. 12.
Источник
V1: Государственная служба РФ
I:
S: Государственные служащие выполняют функции по:
+: воздействию на людей
-: обеспечению условий для материального производства
+: выполнению воли тех, кому они подчинены
+: сбору и обработке информации
I:
S: Правовой фундамент государственной службы закладывает:
-: гражданский кодекс РФ
-: положение о федеральной государственной службе
+: закон о системе государственной службы
I:
S: Основу административно-правового статуса государственных служащих составляет:
+: закрепление основ государственной службы в конституции РФ
+: закон о системе государственной службы
-: трудовой кодекс РФ
-: гражданский кодекс РФ
+: федеральные акты, регулирующие правовой статус отдельных видов государственной службы
I:
S: Виды аттестаций государственных служащих в порядке возрастания их статуса:
1:Общая аттестация
2:Очередная аттестация
3:Внеочередная аттестация
4:Персональная аттестация
I:
S: Принципы назначения на более высокие должности государственной службы в порядке возрастания их значимости:
1:Продвижение
2:Выдвижение
3:Старшинство
4:Заслуги
I:
S: Дисциплинарные взыскания государственных служащих в порядке возрастания их меры ответственности:
1:Замечание
2:Выговор
3:Предупреждение о неполном служебном соответствии
4:Увольнение
I:
S: Определения понятия «Государственная служба» в порядке возрастания их степени точности:
1:Профессиональная государственная деятельность
2:Профессиональная деятельность по обеспечению государственных органов
3:Деятельность по обеспечению полномочий государственных органов
4:Профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов
I:
S: Признаки государственной службы в порядке возрастания их степени выраженности:
1:Занятие общественно полезным трудом
2:Работа в «чужих интересах»
3:Воздействие на людей
4:Выполнение обязанностей государственного администрирования
I:
S: В органах Министерства обороны РФ осуществляется ### служба.
I:
S: Признаком, наиболее полно характеризующим понятие государственной службы, является:
+: выполнение обязанностей государственного администрирования
+: работа в «чужих интересах»
-: занятие умственным трудом
+: воздействие на людей
I:
S: Значение государственной службы наиболее полно отличает:
+: вид государственного администрирования
-: платная общественно полезная деятельность
-: интеллектуальное социально-культурное обслуживание людей
I:
S: Государственный служащий — это гражданин занимающий(ся):
+: должность в государственном аппарате
-: должность в какой-либо организации и осуществляющий административную деятельность
-: профессиональным управлением на государственной службе
-: должность в государственной организации и осуществляющий административную деятельность
I:
S: Правовые источники государственной службы в порядке возрастания их правового статуса:
1:Закон субъекта Федерации
2:Устав субъекта Федерации
3:ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
4:Конституция РФ
I:
S: Функции государственных служащих в порядке возрастания их значимости:
1:Сбор и обработка информации
2:Исполнение служебных обязанностей
3:Воздействие на людей
4:Выполнение воли вышестоящих должностных лиц
I:
S: Принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями относится к . правам (полномочиям) госслужащего
I:
S: Профессиональными обязанностями государственных служащих являются:
+: обеспечивать поддержку конституционного строя
+: добросовестно исполнять должностные обязанности
+: обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граждан
-: оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступления
I:
S: Лица, занимающие должности государственной службы, не могут :
-: в пределах своих обязанностей рассматривать обращения граждан
-: хранить государственную и иную охраняемую законом тайну
+: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности
+: получать гонорары за публикации в качестве госслужащего
+: заниматься предпринимательской деятельностью
I:
S: Право на денежное содержание госслужащих относится к:
+: материальному обеспечению и отдыху
I:
S: Комиссия проводит конкурс государственных служащих, в виде:
I:
S: Представление к присвоению звания государственному служащему предполагает:
-: общую и персональную аттестацию
+: аттестацию на разряд
I:
S: По результатам аттестации с учетом специального режима работы государственного гражданского служащего руководитель органа государственной власти может принять решение о:
+: присвоении квалификационного разряда
+: изменении надбавки за особые условия работы
+: включении в резерв на выдвижение на вышестоящую должность государственной службы
-: изменении должностного оклада
I:
S: Предельным возрастом пребывания государственных служащих на высшей должности государственной службы является возраст . лет
-: как правило до 70
I:
S: Дополнительный оплачиваемый отпуск для государственного служащего — это:
+: поощрение в виде права на отдых
I:
S: Этапы прохождения государственной гражданской службы в порядке их последовательного прохождения:
1:Поступление (прием) на государственную службу
2:Аттестация и повышения квалификации
3:Присвоение чинов
4:Прекращение службы
I:
S: Этапы приема (поступления) на государственную гражданскую службу в порядке их последовательного выполнения:
1:Выявление вакантной должности и объявление конкурса
2:Выбор кандидата
3:Юридическое оформление замещения должности
Источник
Административно-правовые основы государственной службы в России
Учебное пособие «Административно-правовые основы государственной службы в России» подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В учебном пособии излагаются темы, предусмотренные действующей программой по учебной дисциплине «Административное право». Для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 (021100) «Юриспруденция», 030505 (023100) «Правоохранительная деятельность», 050402 (032700), «Юриспруденция учитель права», 521400 (030500) «Юриспруденция (бакалавр)», а также магистрантов, аспирантов и преподавателей юридических вузов.
Оглавление
- Глава 1. Основы государственной службы Российской Федерации
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административно-правовые основы государственной службы в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Основы государственной службы Российской Федерации
После изучения данной главы студент должен:
— понятие и принципы государственной службы в Российской федерации;
— понятие и классификацию государственных служащих на отдельные виды, элементы их административно-правового статуса;
— основы общего административно-правового статуса государственных служащих.
— выделять государственных служащих как субъектов административно-правовых отношений;
— выделять должностных лиц как субъектов административно-правовых отношений.
— навыками анализа структуры и содержания административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации;
— навыками анализа структуры и содержания административно-правового статуса должностного лица в Российской Федерации;
— навыками разрешения административно-правовых конфликтов, участниками которых выступают государственные служащие.
1.1. Понятие и принципы государственной службы
Государственная служба как организационно-правовой институт государства призвана обеспечить организацию и практическое осуществление задач и функций государства, «ибо государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них он остается общей схемой и мертвой конструкцией» 1 .
Государственная служба есть целесообразная, социально-полезная, общественно необходимая и организационно-оформленная деятельность управленческого персонала, она имеет свой предмет труда. В государственных органах сложились определенные способы подбора управленческих кадров, имеют место кооперация и разделение управленческого труда, распределение управленческих функций и полномочий между должностными лицами, механизм обеспечения государственной и трудовой дисциплины, управления процессом совместного труда, установление необходимых условий для управленческой деятельности, обеспечивающих нормальное функционирование государственных органов. В этом аспекте государственная служба основывается на общих нормах трудового права.
Профессиональная деятельность государственных служащих обладает определенными характерными признаками. Одним из таких признаков является специфичность предмета труда (служебная функция). Государственная служба предполагает выполнение работы, относящейся к определенному роду деятельности, то есть профессии, специальности, квалификации, должности. Профессия — это широкая область трудовой деятельности, в которой человек может применить свою трудовую специальность в соответствии с имеющимися у него знаниями, навыками и умениями. Специальность — более узкая область трудовой деятельности в пределах указанной профессии, в которой работник имеет глубокие и всесторонние познания и навыки, позволяющие ему более эффективно трудиться. Квалификация показывает, какого уровня сложности работы способен выполнять данный работник. В сфере государственной службы указанные понятия наполняются своим содержанием. Так, работа на государственных должностях требует различных знаний (экономических, юридических и т.д.) и опыта в зависимости от квалификационных требований. Квалификация административных государственных служащих определяется квалификационными категориями.
Другим признаком государственной службы является личное трудовое участие государственного служащего в деятельности государственного органа. Это предполагает зачисление гражданина в личный состав (штат) государственного органа и включение его в управленческую деятельность. Поскольку на данной должности реализуются личные способности государственного служащего к труду, замена этого должностного лица другим работником без согласия вышестоящего органа или должностного лица не допускается.
Подчинение должностного лица внутреннему трудовому распорядку и регламенту государственного органа является следующим признаком государственной службы. Содержание внутреннего трудового распорядка (регламента) составляют нормы, определяющие такой режим работы государственных органов, который обеспечивает четкую и слаженную работу коллектива, совместную управленческую деятельность должностных лиц и других работников. Внутренний трудовой распорядок регулируется законами, подзаконными актами, правилами внутреннего трудового распорядка и регламентами. Неотъемлемым элементом внутреннего трудового распорядка (регламента) государственного органа является система субординации, то есть подчинение нижестоящего по должности государственного служащего вышестоящему должностному лицу.
Подчинение в этом случае выступает необходимым условием реальности осуществления управленческих функций и полномочий должностных лиц; координации (согласования) персональной служебной деятельности должностных лиц с общими целями и задачами государственного органа. Иначе говоря, соблюдать внутренний трудовой распорядок (регламент) государственного органа является юридической обязанностью каждого государственного служащего.
Наконец, особенность государственной службы характеризует и такой признак, как заработная плата должностных лиц. При этом заработная плата имеет следующие особенности: выплачивается в соответствии с количеством и качеством труда, исходя из единых критериев оценки труда (ставки и оклады); производится по заранее установленным нормам: основная часть выплат (должностные оклады) определяется штатным расписанием государственного органа, а дополнительная зависит от уровня квалификации государственного служащего и иных условий (надбавки за выслугу лет на государственной службе, премии и другие надбавки), размерами не ограничивается, но не может быть ниже минимального размера, установленного законодательством; производится в денежной форме 2 .
Правовую основу государственной службы в России составляют Конституция РФ, федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» 3 , «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 4 , «О воинской обязанности и во енной службе», другие федеральные законы и подзаконные акты федеральных органов государственной власти, а также законодательство субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет базовые принципы организации и деятельности, а также закрепляет единство системы государственной службы.
Этот Закон дает легитимное определение государственной службы как профессиональной служебной деятельности граждан РФ по обеспечению полномочий:
— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
— субъектов Российской Федерации;
— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
— лиц, замещающих так называемые «политические» или «конституционные» государственные должности, т.е. должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации). К ним относятся, например: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.;
— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, например: руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
Исходя из специфики построения государственнослужебных отношений, выделяются:
— государственная гражданская служба, которая осуществляется на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
— военная служба, осуществляемая на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания;
— правоохранительная служба — профессиональная деятельность на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Государственная служба как специфическая, профессиональная деятельность особого слоя людей, связанная с выполнением управленческих функций в обществе, основывается на определенных принципах. Последние выражаются в виде требований, соблюдение которых гарантирует функционирование института государственной службы в целом.
Принципы построения и функционирования государственной службы установлены Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Данный Закон является базовым для всех иных, регулирующих государственно-служебные отношения законов и подзаконных актов, как федеральных, так и субъектов Российской Федерации:
1. Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны, которое основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и, ее субъектов. Реализация данного принципа объективно требует единого и правового регулирования основ организации государственной службы и правового положения государственных служащих 5 .
Данный принцип выражается в требовании точного соблюдения и исполнения Конституции РФ, законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и других нормативных актов всеми государственными служащими независимо от занимаемой ими должности. Это объясняется подзаконным характером управленческой деятельности государственных служащих. В процессе государственного управления требования принципа законности, реализуется как при издании актов управления, так и при их применении. Юридическая сила того или иного акта управления определяется конституцией и местом органа, принявшего данный акт в системе государственного аппарата. При этом единство государственного управления в масштабе Российской Федерации обеспечивается тем, что нормативные правовые акты не могут противоречить друг другу. Каждый акт управления должен соответствовать акту вышестоящего органа, а в конечном итоге Конституции РФ.
Государственные служащие призваны обеспечить нормальное функционирование государственных органов и подведомственных учреждений, от которых, в конечном счете, зависит удовлетворение общественных и личных интересов и потребностей граждан. Особое внимание обращается на то, чтобы к государственной службе допускались только лица, имеющие специальную, профессиональную подготовку.
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
Этот принцип основывается на ст. 2 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Государственная служба, как институт, призванный на практике реализовать функции государства, в первую очередь должна способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции Российской Федерации, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
В соответствии с действиями этого принципа государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации, каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону, судебную защиту и др.
4. Равный доступ граждан к государственной службе.
Данный принцип основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации: «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Это положение в целом соответствует требованиям п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция 2200А [XXI] Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года, вступила в силу 23 марта 1976 года), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Основным отличием нормы российского закона от указанного выше положения п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах является указание в российском законе на обязательность владения для гражданина, претендующего на поступление на государственную службу Российской Федерации, государственным языком Российской Федерации. Данное требование является вполне обоснованным, так как вполне очевидно, что лицо, не владеющее в полной мере государственным языком, не может полноценно выполнять обязанности, связанные с обработкой информации или работой с людьми (а именно такова, в основном, специфика государственной гражданской службы).
5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к государственной службе.
Государственная служба, несмотря на разделение на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации, является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации выражается в установлении единого правового статуса государственного служащего, установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной службы.
6. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
Данный принцип обеспечивает возможность получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих. В то же время законодательство закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому государственная служба фактически основывается на соотношении открытости и служебной конфиденциальности 6 .
7. Профессионализм и компетентность государственных служащих.
В основу данного принципа положен деловой критерий оценки государственных служащих с точки зрения знания ими порученного дела, соответствие их занимаемой должности. Для осуществления управленческой деятельности государственные служащие должны быть компетентны, знать структуру государственного аппарата и механизм его функционирования, иметь определенные научные знания в области государственного управления и организации государственной службы. В связи с этим к числу важнейших условий, определяющих деловые качества руководителя, его помощников и специалистов государственного служебного аппарата следует отнести наличие специального образования и опыт практической работы.
Поскольку практическая деятельность государственных служащих связана с принятием различных решений, вызывающих определенные юридические последствия, возрастает значение правовой подготовки работников государственного аппарата (особенно по таким отраслям права как конституционного, административного, гражданского, трудового и др.). Государственные служащие должны обладать необходимыми познаниями также в области экономики, финансов, научной организации труда, культуры. Все это является необходимой предпосылкой для того, чтобы сформировать у государственных служащих научно практический подход к решению современных проблем развития общества.
8. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Данный принцип означает, что государственные служащие обязаны исполнять поручения лишь соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. Государственный служащий имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. Их статус не может зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, частых и не всегда обоснованных организационных перестроек.
Необходимо учитывать, что реализация принципов построения и функционирования государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которые устанавливают принципы построения и функционирования отдельных видов государственной службы, учитывающие их особенности. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кроме перечисленных принципов, называет принципы стабильности гражданской службы и взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. Анализ законодательства о военной службе позволяет сформулировать следующие особенные принципы военной службы: централизованное управление военной службой, единоначалие, строгая военная дисциплина, субординация взаимоотношений между военнослужащими, непрерывность. Правоохранительная служба осуществляется на принципах: обеспечение федеральных интересов, осуществление государственнослужебной деятельности в масштабе Российской Федерации, единства правоохранительной системы, единоначалие, политический нейтралитет, соблюдение чести и достоинства, сочетание гласности и служебной конфиденциальности 7 .
1.2. Понятие и классификация государственных служащих
Одной из сторон государственно-служебных отношений непременно является государственный служащий. Российским законодательством к лицам, поступающим на государственную службу, предъявляются определенные требования. Прежде всего, требуется быть гражданином Российской Федерации. В особом порядке законодательство допускает назначение на государственную должность иностранцев. Другим обязательным условием поступления на государственную службу является владение государственным языком. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории России является русский. Следовательно, знание русского языка — непременное условие поступления на государственную службу.
Законодательство устанавливает возраст, при достижении которого гражданин может быть принят на государственную службу, а также предельный возраст нахождения на службе. Для всех видов государственной службы возраст поступления на службу составляет 18 лет. Предельный возраст нахождения на государственной службе зависит от того, в каких государственных органах она осуществляется. Например, предельный возраст нахождения на государственной гражданской службе составляет 65 лет, а для военнослужащих и служащих правоохранительных органов этот возраст колеблется от 45 до 60 лет, в зависимости от должностного положения.
Общеобразовательная и профессиональная подготовка государственных служащих должна соответствовать той должности, которую они занимают. Это требование отражает деловой критерий оценки управленческих кадров с точки зрения соответствия их занимаемой должности. Наличие специального образования, знание структуры государственного аппарата, содержания государственной службы и опыт управленческой работы — таковы основные условия, определяющие деловые качества государственных служащих.
К государственным служащим российское законодательство предъявляет и другие требования, а именно: дееспособность; отсутствие судимости; состояние здоровья; отсутствие близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому и др.
Государственные служащие могут быть классифицированы на отдельные виды по различным критериям. Такое подразделение, как правило, осуществляется по нескольким определяющим основаниям.
В-первых, исходя из федеративного устройства государства понятие «государственных служащих» охватывает две категории лиц.
Первая — это федеральные государственные служащие — граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы и получающие денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Вторая — государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации — граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и получающие денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджетов соответствующих субъектов.
Во-вторых, применительно к видам государственной службы государственные служащие делятся на гражданских служащих, военнослужащих и служащих правоохранительных органов 8 .
В-третьих, в зависимости от характера служебной деятельности, направленности и объема властных полномочий различаются две категории государственных служащих.
Первые — это государственные служащие, наделенные властными полномочиями как по отношению к лицам и структурным подразделениям, подчиненным им по службе, так и полномочиями по отношению к третьим лицам, не связанным с ними служебными отношениями.
Вторые — государственные служащие, наделенные властными полномочиями лишь по отношению к третьим лицам.
Все государственные служащие, замещающие должность государственной службы, являются должностными лицами. Осуществление служащими государственно-служебных функций невозможно без наделения их статусом должностного лица. Государственные служащие уполномочены государством от его имени разрешать в пределах своей компетенции возникающие вопросы и дела. Как должностные лица, они вправе давать основанные на законе распоряжения и указания гражданам и организациям, не находящихся по отношению к ним в непосред ственном подчинении; выступать от имени государственного органа, в котором они проходят службу, и государства в целом, которое представило им властные полномочия; в необходимых случаях применить меры государственного принуждения.
1.3. Основы общего административноправового статуса государственных служащих
Административно-правовой статус государственного служащего производен от правового положения государственного органа. Главным его элементом, безусловно, является государственная должность. Должность — это структурный элемент государственного органа, в котором заключена часть его компетенции. Она образуется в структуре государственного аппарата или его подразделения в распорядительном порядке. Соответствующим правовым актом определяется ее название и место в иерархии должностей. В названии каждой должности обязательно присутствует и название того органа, где создана сама должность. С ней неразрывно связаны функции государственного органа либо какая-то их часть. Должность устанавливает определенный объем полномочий, обязанностей и прав. Лицо, принятое на данную должность, автоматически принимает на себя название должности (например, главный бухгалтер и т.д.).
Название должности государственной службы и ее место в иерархии должностей определяются законами или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, в зависимости от того на каком уровне — федеральном или субъекте РФ — создается эта должность. В государственных органах могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
Как правило, должностью государственной службы считается только та, которая включена в реестр государственных должностей. В этом отношении данный документ является исчерпывающим. Вместе с тем совершенно очевидно, что в нем перечисляются не сами должности, а лишь их типовые названия. Реестр, таким образом, не является актом учреждения должностей, а представляет собой классификатор, содержащий сведения об их наименовании и распределении по группам. Он служит основой для формирования штатных расписаний государственных органов и определения полномочий по государственным должностям. Сами же должности вводятся руководителями соответствующих государственных органов.
В то же время для нормального функционирования государственной службы в штатные расписания государственных органов включаются должности, не являющиеся по своему статусу должностями государственной службы. Это технические должности, сопровождающие и обеспечивающие государственно-служебную управленческую деятельность. Правовое положение таких должностей не связано с реализацией государственновластных полномочий, а права и обязанности определяются трудовым законодательством, внутренним распорядком, коллективным и трудовым договором. Деятельность на таких должностях не является государственной службой.
Должность государственной службы предполагает наделение лица ее исполняющего, специальным или воинским званием, классным чином, дипломатическим рангом, которые в отличие от должности не является элементом структуры органа, а присваиваются по должности персонально.
Определяющим элементом административноправового статуса государственного служащего является государственно-властные полномочия. Наделение государственного служащего частью функций, которые возложены на государственный орган, невозможно без включения в его административно-правовой статус полномочий как составной части компетенции государственного органа. Государственный служащий, реализующий государственно-властное полномочие, вправе давать основанные на законе распоряжения и указания лицам, не находящимися по отношению к нему в непосредственном подчинении, выступать от имени государственного органа и государства в целом, применять в некоторых случаях меры государственного принуждения.
Служебные (должности) обязанности — самостоятельный элемент административно-правового статуса государственного служащего. Их анализ позволяет говорить об общих (служебных) и конкретных (должностных) обязанностях.
Служебные обязанности возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех либо для определенного круга государственных служащих. Должностные обязанности, в отличие от служебных, определяются должностными инструкциями, регламентами, положениями, уставами, разрабатываемыми на основе квалификационных требований, установленных законодательством о соответствующем государственном органе и утверждается руководителями этих органов и их структурных подразделений. Посредством данных актов конкретизируется выполнение соответствующих функций, совокупность обязанностей, взаимодействие структурных подразделений, система связей между государственными служащими.
Четвертым элементом, составляющим административно-правовой статус государственного служащего, являются права, предоставляющиеся ему в связи с исполнением обязанностей. Они определяют юридическую возможность выбора поведения государственным служащим, создают условия защищенности, как в правовой, так и социальной сфере.
Анализ законодательства о государственной службе позволяет говорить о двух группах прав. первую группу составляют права, способствующие непосредственной реализации административно-правового статуса государственного служащего.
Их объем напрямую зависит от сферы деятельности и компетенции государственного органа, а также объема полномочий, предоставляемых государственному служащему. Среди них в первую очередь можно назвать такие права, как получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должности, допуск, к сведениям, составляющим тайну, доступ в государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации и др.
Вторая группа прав опосредованно влияет на правовой статус государственного служащего. Это право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности, ознакомление с документами, определяющими права и обязанности по замещаемой должности, продвижение по службе, переподготовку и повышение квалификации, обеспечение надлежащих условий, не-обходимых для исполнения должности, государственную защиту, денежное содержание, а также ряд других прав, установленных действующим законодательством. Эти права являются общими для всех госслужащих и гарантированы законодательством о государственной службе.
Следующим элементом административно-правового статуса государственного служащего являются ограничения и запреты, установленные законом при поступлении на государственную службу и при ее прохождении.
Ограничения — это такие установленные законом условия, при наличии которых гражданин не может быть принят на государственную службу и не может находиться на государственной службе, например, признание гражданина недееспособным, наличие у него заболевания, препятствующего поступлению на государственной службу и ее прохождению и т.п.
Запреты — это установленные законом действия, от совершения которых государственный служащий должен воздержаться, например, запрет на осуществление предпринимательской деятельности, запрет на разглашение государственной и служебной тайны и т.п. 9
Последним элементом в структуре административно-правового статуса государственного служащего является ответственность. Ответственность — устойчивая основа всех элементов, образующих административноправовой статус государственного служащего. Она служит важным средством обеспечения законности и дисциплины, поэтому ее следует считать своеобразным способом контроля за деятельностью государственного служащего. Она предстает взаимодействующим звеном между государственным служащим и государственной должностью с ее составляющими: полномочиями, обязанностями и правами. Так, превышение государственно-властных полномочий либо ненадлежащее выполнение обязанностей служащим квалифицируется как дисциплинарный проступок, административное правонарушение или преступление и. следовательно, влечет за собой юридическую ответственность. Государственные служащие могут привлекаться и к материальной ответственности, которая в отличии от других видов юридической ответственности государственных служащих носит восстановительный характер.
Источник