- Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника стена пульс
- Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника стена пульс
- Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника стена пульс
- Тест с ответами: ОГЭ по биологии. 2 вариант (2018)
- Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?
Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника стена пульс
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?
Данный сюжет иллюстрирует метод — измерение. Он измеряет пульс.
Наблюдение — метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств). Наблюдать можно визуально, например, за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса телёнка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.
К основным методам биологии относятся: наблюдение, позволяющее описать биологическое явление; сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений; эксперимент, в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию позволяющую выявить глубоко лежащие (скрытые) свойства биологических объектов; метод, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы; исторический метод, позволяющий на основе данных о современном мире живого и о его прошлом, раскрывать законы развития живой природы.
Метод моделирования позволяет воспроизвести в лабораторных условиях процессы, которые невозможно наблюдать в природе. В настоящее время активно используется метод компьютерного моделирования. Это дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направление смены экосистем, воздействие новых лекарственных препаратов на организм человека и т. д.
Абстрагирование — метод научного познания в форме операции мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений исследуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных задач.
Источники: Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс — ДРОФА; Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10−11 класс — ДРОФА.
Источник
Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника стена пульс
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?
Данный сюжет иллюстрирует метод — измерение. Он измеряет пульс.
Наблюдение — метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств). Наблюдать можно визуально, например, за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса телёнка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.
К основным методам биологии относятся: наблюдение, позволяющее описать биологическое явление; сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений; эксперимент, в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию позволяющую выявить глубоко лежащие (скрытые) свойства биологических объектов; метод, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы; исторический метод, позволяющий на основе данных о современном мире живого и о его прошлом, раскрывать законы развития живой природы.
Метод моделирования позволяет воспроизвести в лабораторных условиях процессы, которые невозможно наблюдать в природе. В настоящее время активно используется метод компьютерного моделирования. Это дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направление смены экосистем, воздействие новых лекарственных препаратов на организм человека и т. д.
Абстрагирование — метод научного познания в форме операции мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений исследуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных задач.
Источники: Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс — ДРОФА; Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10−11 класс — ДРОФА.
Источник
Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника стена пульс
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?
Данный сюжет иллюстрирует метод — измерение. Он измеряет пульс.
Наблюдение — метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств). Наблюдать можно визуально, например, за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса телёнка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.
К основным методам биологии относятся: наблюдение, позволяющее описать биологическое явление; сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений; эксперимент, в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию позволяющую выявить глубоко лежащие (скрытые) свойства биологических объектов; метод, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы; исторический метод, позволяющий на основе данных о современном мире живого и о его прошлом, раскрывать законы развития живой природы.
Метод моделирования позволяет воспроизвести в лабораторных условиях процессы, которые невозможно наблюдать в природе. В настоящее время активно используется метод компьютерного моделирования. Это дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направление смены экосистем, воздействие новых лекарственных препаратов на организм человека и т. д.
Абстрагирование — метод научного познания в форме операции мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений исследуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных задач.
Источники: Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс — ДРОФА; Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10−11 класс — ДРОФА.
Источник
Тест с ответами: ОГЭ по биологии. 2 вариант (2018)
1. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена “Пульс”, написанной в середине 17 в.
а) измерение пульса +
б) моделирование
в) эксперимент
2. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:
а) из клеток состоят только животные и растения
б) все организмы состоят из клеток +
в) клетки всех организмов близки по своим функциям
3. Плесневые грибы человек использует в:
а) силосовании кормов
б) выпечке хлеба
в) получении сыров +
4. Плод паслёновых растений картофеля и томата называют:
а) ягодой +
б) корнеплодом
в) корневищем
5. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных:
а) в семени формируется зародыш
б) оплодотворение происходит при наличии воды
в) осуществляется двойное оплодотворение +
6. Поступление кислорода в тело гидры происходит через:
а) дыхальца
б) всю поверхность тела +
в) жаберные щели
7. Чем он питается в естественной среде попугай:
а) мышевидными грызунами
б) летающими насекомыми
в) твёрдыми плодами +
8. Что отличает человекообразную обезьяну от человека:
а) строение передних конечностей +
б) забота о потомстве
в) уровень обмена веществ
9. Нервные узлы в нервной системе человека относят к её:
а) коре больших полушарий
б) центральному отделу
в) периферическому отделу +
10. Какой сустав человека находится на плече:
а) локтевой
б) плечевой +
в) тазобедренный
11. До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания:
а) естественный приобретённый +
б) искусственный активный
в) естественный врождённый
12. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека:
а) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
б) увеличивают поверхность соприкосновения стенки кишечника с пищей +
в) участвуют в образовании водорастворимых витаминов
13. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека:
а) защищает организм от ультрафиолетового излучения +
б) способствует сохранению тепла организмом
в) служит резервным питательным веществом для клеток
14. Где расположены рецепторы, позволяющие гимнастам выполнять упражнения, такие как вытянуть обе руки вперёд и стойка с вытянутыми руками на одной ноге:
а) улитка
б) гипоталамус
в) полукружные каналы +
15. В 19 в. Сеченов сказал, что: “Человек без … остался бы вечно в положении новорождённого”. Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска:
а) память +
б) потребность
в) эмоция
16. Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение у пострадавшего:
а) венозное, и достаточно наложить тугую повязку
б) артериальное, и необходимо наложить жгут +
в) артериальное, и достаточно наложить тугую повязку
17. Какова роль разрушителей в экологических сообществах:
а) синтезируют глюкозу из неорганических веществ
б) поедают растительные организмы
в) обеспечивают производителей минеральным питанием +
18. Многие учёные считают археоптерикса переходной формой между древними:
а) пресмыкающимися и млекопитающими
б) пресмыкающимися и птицами +
в) птицами и млекопитающими
19. Объект Лизосома, процесс – внутриклеточное пищеварение. Какой объект имеет отношение к процессу хранение продуктов жизнедеятельности растительной клетки:
а) ядро
б) рибосома
в) вакуоль +
20. Правильны ли следующие суждения о цепях питания:
1. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.
2. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.
а) только 1
б) только 2 +
в) оба правильны
21. Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа:
а) нанесение татуировки, прокалывание ушей +
б) нахождение за одной партой с больным СПИДом
в) поцелуй в щёку больного СПИДом
22. Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка утверждение (я), относящиеся к описанию данных признаков этого животного:
а) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м. +
б) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок +
в) Взрослые животные неуживчивы, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть
23. У части представителей этого класса в развитии имеется стадия куколки:
а) Паукообразные
б) Земноводные
в) Насекомые +
24. Самой длинной мышцей человеческого тела является:
а) Трапециевидная
б) Портняжная +
в) Четырехглавая мышца бедра
25. Какая мышца разгибает руку в локте:
а) дельтовидная
б) бицепс
в) трицепс +
26. Какая мышца разгибает ногу в колене:
а) бицепс бедра
б) квадрицепс бедра +
в) икроножная
27. Грибы, клетки которых имеют оболочку, ядро, цитоплазму с органоидами, относят к группе организмов:
а) эукариот +
б) прокариот
в) хемотрофов
28. Клетка гриба отличается от растительной клетки отсутствием:
а) клеточной стенки
б) эндоплазматической сети
в) пластид +
29. Клетка гриба отличается от животной клетки наличием:
а) клеточной стенки +
б) ядра
в) митохондрий
30. Что такое мицелий:
а) орган спороношения гриба
б) вегетативное тело гриба +
в) симбиотический орган гриба и корней растений
Источник
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?
Пояснение.
Данный сюжет иллюстрирует метод — измерение. Он измеряет пульс.
Наблюдение — метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств). Наблюдать можно визуально, например, за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса телёнка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.
К основным методам биологии относятся: наблюдение, позволяющее описать биологическое явление; сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений; эксперимент, в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию позволяющую выявить глубоко лежащие (скрытые) свойства биологических объектов; метод, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы; исторический метод, позволяющий на основе данных о современном мире живого и о его прошлом, раскрывать законы развития живой природы.
Метод моделирования позволяет воспроизвести в лабораторных условиях процессы, которые невозможно наблюдать в природе. В настоящее время активно используется метод компьютерного моделирования. Это дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направление смены экосистем, воздействие новых лекарственных препаратов на организм человека и т. д.
Абстрагирование — метод научного познания в форме операции мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений исследуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных задач.
Ответ: 45.
3. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
Сезонные изменения в живой природе | |
Близнецовый | влияние условий среды на развитие признаков |
Пояснение.
Метод | Применение метода |
НАБЛЮДЕНИЕ | Сезонные изменения в живой природе |
Близнецовый | влияние условий среды на развитие признаков |
Метод исследования — это способ научного познания действительности.
Существуют общие методы исследования (как биологические, так и других наук): эксперимент, наблюдение, описание, сравнение, моделирование.
А есть частные, относящиеся к конкретному разделу. Например, методы генетики: генеалогический, гибридологический, близнецовый и т. д.
Фенология – наука, изучающая регулярные сезонные изменения, наблюдения осуществляются на основании заметных явлений в природе. Используем метод — НАБЛЮДЕНИЕ
Ответ: НАБЛЮДЕНИЕ
4. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Объект изучения |
Ископаемые переходные формы организмов | |
Анатомия | Строение внутренних органов |
Пояснение.
Палеонтология — это наука,которая изучает ископаемые остатки животных и прочих живых организмов, живших в древние времена (прошедших геологических эпох). Отрасль палеонтологии, занимающаяся вымершими животными, называется палеозоологией и может быть разделена на палеонтологию беспозвоночных и палеонтологию позвоночных. Вымершие растения изучает палеоботаника. В ее составе насчитывают много дочерних наук. Это и палеоальгология (изучение ископаемых водорослей), и палеопалинология (изучение окаменелых остатков пыльцы и спор древних растений), и т. д.
Ответ: ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
5. Какая наука изучает биологическую систему — клетку?
Пояснение.
Цитология — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
Физиология —наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Процессы ассимиляции и диссимиляции.
Морфология — научная дисциплина, изучающая форму и строение организмов.
Бионика — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги. Проще говоря, бионика — это соединение биологии и техники.
Ответ: 3
6. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Экология | Пищевые цепи |
Проведение нервного импульса |
Пояснение.
Раздел биологии | Пример |
Экология | Пищевые цепи |
ФИЗИОЛОГИЯ | Проведение нервного импульса |
Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Физиология — это наука о механических, физических и биохимических функциях органов и организма.
Ответ: ФИЗИОЛОГИЯ
7. Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Цитология | Строение эндоплазматической сети |
Строение поджелудочной железы |
Пояснение.
Раздел биологии | Пример |
Цитология | Строение эндоплазматической сети |
АНАТОМИЯ | Строение поджелудочной железы |
Анатомия — наука о строении органов и организма.
Цитология — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
Ответ: АНАТОМИЯ
8. Гипотеза, предполагающая, что сходство некоторых мух с пчёлами защищает их от врагов, проверяется
1) наблюдением в естественной среде
3) описанием других авторов
4) сравнением строения мухи и пчелы
Пояснение.
Гипотеза, предполагающая, что сходство некоторых мух с пчёлами защищает их от врагов, проверяется экспериментально
Ответ: 2
. Можно ли считать простым совпадением то, что эти мухи отличаются от своих близких родичей-комнатных мух-и похожи на неродственных им пчел? Современные биологи усомнятся в этом и выдвинут гипотезу, что окраска этих мух возникла в процессе эволюции, поскольку сходство с пчелами давало им какое-то преимущество (изучением эволюции мы займемся в гл. 2). В чем может заключаться это преимущество?
Для того чтобы ответить на такой вопрос, нужны какие-то идеи или гипотезы, которые позволят объяснить сделанные наблюдения. Так, можно предположить, что сходство с пчелами защищает мух от поедания хищниками или же что оно позволяет мухам, обманув пчел, проникнуть в улей и полакомиться медом.
Следующий шаг состоит в том, чтобы разработать и провести эксперименты, которые позволят проверить выдвинутые гипотезы. Некоторые гипотезы для науки бесполезны, потому что их нельзя проверить. Например, гипотеза о том, что «хищники принимают безобидных мух за опасных пчел», не поддается проверке, так как вы не можете узнать, о чем думает то или иное животное. Но даже если гипотезу можно проверить, это обычно не удается сделать непосредственно; надо прежде придумать какое-нибудь вытекающее из нее и поддающееся проверке предсказание.
Допустим, что вы на основе своей первой гипотезы (о том, что окраска мухи защищает ее от хищников) делаете следующее предсказание: если данный хищник был ужален пчелами и научился не трогать их, то он не станет нападать на муху, которая выглядит как пчела. Это предсказание можно проверить.
Для проведения соответствующего эксперимента нужен хищник, питающийся насекомыми. Таким хищником может быть, например, жаба, которая ловит насекомых, летающих или ползающих поблизости от нее. Если в садок с «неопытной» жабой, ранее не встречавшейся с пчелами, выпустить этих насекомых, то она поймает несколько штук, поймет, что они жалят, и откажется от дальнейшей охоты. Если затем, поместив в садок муху, имеющую полосатую, черную с желтым, окраску, мы убедимся, что жаба откажется от этой мухи, то, следовательно, наша гипотеза, согласно которой сходство мухи с пчелой спасает ее от хищников, подтверждается.
Но, быть может, пчелы здесь совсем ни при чем. Быть может, жабы просто не едят полосатых мух. Чтобы проверить это, придется использовать еще одну «неопытную» жабу. Если окажется, что жаба охотно пожирает мух в черную и желтую полоску, то значит, вы получили дополнительное подтверждение гипотезы о том, что преимущество полосатого наряда мухи объясняется его сходством с окраской пчелы.
Настоящий научный эксперимент должен непременно сопровождаться контрольным экспериментом, который отличался бы от основного эксперимента одним (и только одним) фактором. В рассматриваемом здесь случае необходимо, чтобы обе используемые жабы практически не отличались друг от друга, т.е. принадлежали к одному виду, были одного пола, одного возраста и имели одинаковые размеры. Их следует содержать в одинаковых садках, при одинаковых условиях освещения, температуры, влажности и т.п. Единственное различие между ними должно состоять в том, что одна жаба до того, как ей предложат муху, уже имела возможность столкнуться с пчелой, а другой жабе такой случай не представился. Без контрольного эксперимента может возникнуть мысль, что жаба отказывается от полосатых мух по какой- то иной, не учтенной нами причине, например потому, что она не голодна, вы же делаете ошибочное заключение, что дело здесь в сходстве с пчелами. (Фактически вы можете провести еще один контрольный эксперимент, предложив первой жабе безобидную комнатную муху после того, как она откажется от полосатой мухи; это позволит проверить, действительно ли жаба сыта.)
Итак, вы провели хорошо поставленный научный эксперимент. Какие выводы вы можете сделать? Вернемся снова к гипотезе: «сходство мухи с пчелами защищает ее от хищников». Удалось ли вам доказать это? Нет; вы всего лишь показали, что одна жаба отказалась от полосатой мухи после того, как она научилась отказываться от пчел, тогда как другая жаба, никогда не имевшая дела с пчелами, поедала полосатых мух.
Исследователи не принимают результаты эксперимента до тех пор, пока не убедятся в их воспроизводимости. Возможность многократного воспроизведения результатов позволяет избежать ошибок. Достоверность результатов можно повысить, если многократно повторить эксперимент, используя большое число жаб и в точности воспроизводя те же условия. Сколько следует использовать жаб? Чем больше, тем лучше, но было бы непрактично (и утомительно) проводить эксперимент на всех жабах земного шара. На самом деле существуют статистические методы, позволяющие определить, насколько «надежны» результаты при данной величине выборки.
Вы можете также подвергнуть проверке предсказание о том, что окраска мух отпугивает «знакомых с пчелами» хищников; для этого следует проделать дополнительные эксперименты, используя вместо жаб лягушек, птиц, ящериц и других хищников, питающихся насекомыми. Чем больше альтернативных гипотез вам удастся опровергнуть и чем большее число разных хищников откажется от полосатых мух после близкого знакомства с пчелами, тем убедительнее вы докажете правильность своей гипотезы.
Гипотеза, подтвержденная многочисленными и разнообразными данными, полученными в результате воспроизводимых экспериментов, обычно считается теорией и в конце концов рассматривается как научно установленный «факт».
9. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
Определение числа хромосом в кариотипе | |
Статистический | Распространение признака в популяции |
Пояснение.
Метод | Применение метода |
ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ (или цитологический) | Определение числа хромосом в кариотипе |
Статистический | Распространение признака в популяции |
Метод исследования — это способ научного познания действительности.
Существуют общие методы исследования (как биологические, так и других наук): эксперимент, наблюдение, описание, сравнение, моделирование.
А есть частные, относящиеся к конкретному разделу. Например, методы генетики: генеалогический, гибридологический и т. д.
Цитогенетический метод. С помощью данного метода можно изучать наследственный материал клетки: совокупность хромосом в целом — число хромосом (кариотипирование) или наличие и количество Х-хромосом (определение полового хроматина — число глыбок полового хроматина или телец Барра).
ЦИТОЛОГИЧЕСКИЙ, т.к. исследование проводится с помощью светового микроскопа (изготовление и изучение микропрепаратов).
Источник