- Два года спустя: как возвращают к жизни Собора Парижской Богоматери
- 1. Трагические события
- 2. Неутешительные последствия пожара
- 3. Горячие споры и подготовка к реставрации
- 4. Что уже сделано
- 5. Во сколько выльется реставрация
- Парижские архитекторы предложили проект реставрации Нотр-Дама
- Будущее Нотр-Дам-де-Пари: три концепта реконструкции после пожара от звездных архитекторов
Два года спустя: как возвращают к жизни Собора Парижской Богоматери
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Трагические события
Вечером 15 апреля 2019 г. на чердаке Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) началось возгорание. Языки огня очень быстро распространились на шпиль и крышу, после чего они рухнули. За 12 часов непрерывной работы сотни пожарных смогли остановить пламя, но при этом пришлось щедро заливать святыню водой. Как утверждают специалисты, многие элементы конструкции и предметы пострадали больше от воды и дыма, нежели от огня, но по-другому разбушевавшийся огонь остановить было нельзя, учитывая сколько тонн старого дерева находилось на сводах собора.
Также пострадал и близлежащий квартал, который покрылся не только копотью, но и каплями расплавленного свинца. Этим металлом был облицован шпиль, придуманный Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Именно использование свинца и вызывало горячие споры специалистов разных уровней при восстановлении прежнего облика собора, также из-за него пришлось задержать очистительные и ремонтные работы, ведь концентрация тяжелого металла на месте пожара превышала все допустимые нормы безопасности.
2. Неутешительные последствия пожара
Во время пожара больше всего пострадал шпиль, а это 500 тонн древесины дуба и 250 тонн свинца, что повлекло за собой обрушение как его конструкции, так и 2/3 крыши Собора Парижской Богоматери. Обломки, оказавшиеся внутри здания, повредили некоторые ценные предметы, а также элементы интерьера, не говоря уже о сотнях тысяч тонн воды, обрушившихся на святыню во время тушения пожара. Многие старинные реликвии удалось спасти, но они значительно пострадали от копоти и воды, как и главный орган, который все же еще можно восстановить. Все предметы, представляющую особую историческую ценность были извлечены из собора и отправлены в Лувр для очистки, реставрации и хранения, некоторые из них теперь находятся в других церквях.
Положение усугубили строительные леса, установленные до пожара. Сильный огонь способствовал деформации металла и распутать сплавленные элементы конструкции стало непростой задачей. На их демонтаж понадобилось несколько месяцев, ведь пришлось очень аккуратно убирать все поврежденные детали, чтобы не спровоцировать новые обрушения. Задержку восстановительных работ вызвали также бурные обсуждения нового проекта и нагрянувшая пандемия.
3. Горячие споры и подготовка к реставрации
Пока ученые-историки, искусствоведы и архитекторы вели споры о том, в каком виде окажется Notre-Dame de Paris после восстановления, строители расчищали обломки, убирали мусор и по мере возможности укрепляли все, что могли, чтобы избежать новых разрушений. На данный момент они смогли подпереть верхний ярус аркбутанов (каменная наружная полуарка), создав временные арки. Также укреплены мощными деревянными подпорными конструкциями несущая система контрфорсов (опоры, возводимые на углу сооружения), оконные и дверные проемы. От непогоды внутреннее пространство спасает временный парус-тент, установленный вместо рухнувшей крыши, также закрыты оконные проемы.
Особое внимание хотелось бы уделить тому, как решался вопрос о восстановлении здания. Сторонники возврата прежних форм Собору Парижской Богоматери (представители церкви, государственные деятели, историки и большинство именитых архитекторов) очень долго не могли определиться воссоздавать храм в том виде, который он был воздвигнут в XII в. или остановиться на облике, созданном во время грандиозной реставрации, проведенной под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка в XIX в. Поскольку авторская реставрация архитектора, проведенная в 1841-1864 гг., является таким же памятником архитектуры, как и произведение зодчих Средневековья, все же решили остановиться на более свежем варианте.
Сторонники такого решения яростно отстаивали свою точку зрения перед теми, кто решил привнести различные изменения и придать более современный вид святыне (зеркала, воздушный, витражный, хрустальный шпиль, стеклянная крыша и т. д.). По сведениям редакции Novate.ru, лишь 25 марта 2021 г. Национальная комиссия по архитектуре и наследию Франции официально утвердила принцип «разумной реконструкции», основывающуюся на восстановлении исторического облика, который был до пожара.
4. Что уже сделано
В день пожара, пока спасатели самоотверженно боролись с огнем, президент Франции Эммануэль Макрон пообещал, что Notre-Dame de Paris будет восстановлен к 2024 году. Открытие решили приурочить к проведению Олимпийских игр в Париже. Генерал Жан-Луи Жоржелен (руководитель работ) выразил надежду, что 15 апреля 2024 г. в Соборе Парижской Богоматери все-таки пройдет первая служба. «Мы идем по графику, чтобы провести первую службу в соборе в 2024 году , — заявил генерал. — Хотя в полной мере реконструкция еще не будет завершена» . Естественно, работы над восстановлением Нотр-Дама продолжатся, что совсем не противоречит сложившейся традиции усовершенствования и изменения облика храмов на протяжении всего периода их существования.
К этому времени подходит к завершению технологический процесс заготовки и сушки древесины, которая понадобится на воссоздание нервюрного свода, нефов и стропил, поскольку решено было не применять современные материалы, а создавать все как было – из дерева.
Интересный факт: На данный момент срублено более 200 столетних дубов, необходимых для реконструкции. Причем деревья выбирали по всем регионам страны, чтобы показать национальное единство и сплоченность перед нагрянувшей бедой. Хотя не все жители Франции приветствуют такое безжалостное истребление многовековых деревьев, ведь по предварительным данным, всего понадобиться более тысячи дубов.
Перед архитекторами и плотниками поставлена архисложная задача — создание нервюрного свода идентичным тому, который был выложен средневековыми мастерами в XIII в. При этом предполагается, что современные плотники в восстановительных работах будут использовать лишь те инструменты, которыми пользовались их предшественники – топорами и долотом. После создания свода наступит черед установки новых стропил и крыши, которую все-таки покроют тонкими листами свинца, хотя этот материал и вызывает больше всего опасений.
Несмотря на то, что весь процесс реконструкции нацелен на воссоздание прежнего облика многолетнего символа страны, все же он не будет идентичен тому, что был до пожара. Филипп Вильнев – главный архитектор Парижа, ответственный за реконструкцию, сообщил, что некоторые детали и рисунки на витражах будут несколько отличаться от оригинала, но останутся близки к утраченным шедеврам. Само собой разумеется, что будут внедрены современные системы вентиляции, освещения и безопасности всех уровней, чтобы избежать повторения пожара.
5. Во сколько выльется реставрация
В тот момент, когда общественность узнала о пожаре, и спасатели самоотверженно боролись с огнем, в стране был объявлен сбор средств на восстановление святыни. Была собрана огромная сумма — более 833 млн евро, но этих денег не хватит на полный цикл восстановительных работ. Но активисты не отчаиваются и на 7 мая 2021 г. Фонд Собора планирует проведение благотворительного аукциона, где будет представлено 200 лотов — ценные картины, ювелирные изделия, произведения прикладного искусства и многое другое.
Также появились хорошие новости, подтверждающие, что власти Германии решили помочь в реставрации витражей, предоставляя финансовую поддержку и отправляя в Париж лучших специалистов в этом деле.
Примечательно: Российские мастера-часовщики завода «Ракета» были приглашены для разработки проекта воссоздания утраченного в пламени огня часового механизма фирмы Collin, выпущенного в 1867 г. «Сейчас большая работа ведется именно по изучению, проектированию, технологии производства. Это будут новые часы» , – сообщают разработчики проекта.
Хотелось бы надеяться, что попытки вернуть французскому народу его святыню действительно вдохнут достойную жизнь памятнику готического искусства, а не превратят в посмешище, как это сделали нерадивые и бездарные реставраторы, пытающиеся «спасти» культурное наследие человечества.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Парижские архитекторы предложили проект реставрации Нотр-Дама
Архитектурное бюро Vincent Callebaut Architectures показало проект реставрации пострадавшего после пожара собора Парижской Богоматери. Проект «Палингенезис» («преобразование» или «новое рождение») предполагает, что новая крыша будет вырабатывать тепло, электричество и энергию для пассивной вентиляции собора.
Архитекторы предлагают сделать новую крышу из стекла, дуба и углеродного волокна и установить на шпиль уцелевшего при пожаре медного петуха. Для строительства нового каркаса решили использовать минимальное количестве материала, чтобы сократить выбросы углеродов и обеспечить максимальное количество естественного света в соборе.
На крыше авторы проекта предлагают разбить сад и огород, которые будут управляться благотворительными организациями и производить бесплатную еду для местных жителей. Предполагается, что сад и огород будут производить до 21 тонны овощей и фруктов в год, а во дворе собора каждую неделю будет работать фермерский рынок.
Когда мы начинаем думать о реконструкции Нотр-Дама, возникают вопросы о том, как мы можем архитектурно суммировать человеческий разум нашей эры и изобразить перспективы католицизма. Конкретнее: как мы можем описать современную историю нашей страны, науки, искусства и духовности вместе? Ибо вряд ли достаточно воспроизвести прошлое таким, каким оно было; мы должны проецировать себя в желаемое будущее, передавая миру жажду трансцендентности, которая движет людьми.
В ночь на 11 мая депутаты Национального собрания Франции после 13 часов дебатов одобрили законопроект о восстановлении собора Парижской Богоматери. 32 человека проголосовали «за», пятеро — «против», еще десять человек воздержались. Теперь инициативу направят на рассмотрение в Сенат, которое состоится 27 мая.
Законопроект вызывает сильный отклик во французском обществе. Немало деятелей культуры опасаются того, что поспешное восстановление, на которое президент Франции Эмманюэль Макрон отвел всего пять лет, может отрицательно сказаться на соборе — важнейшей части национального достояния и подлинном шедевре готики.
Проект закона предусматривает возможность отмены на основе ордонансов (президентских и правительственных декретов) целого ряда существующих законодательных правил и ограничений, относящихся к сфере строительных и реставрационных работ. Такое право, как уточняет Agence France-Presse, государство получит через два года после вступления закона в силу. В частности, речь идет о возможном отказе от проведения тендеров по госзаказам, нарушения правил охраны окружающей среды, ряда реставрационных норм, законов о защите национального культурного наследия, правил обязательного предварительного проведения контроля места стройки археологами.
Минкульт России предложил организовать сбор денег на восстановление Нотр-Дам
Нотр-Дам де Пари глазами российских реставраторов
Источник
Будущее Нотр-Дам-де-Пари: три концепта реконструкции после пожара от звездных архитекторов
Единственной существующей машиной времени является искусство, а его главной составляющей — архитектура. Благодаря ей мы можем взглянуть на минувшие эпохи, насладиться культурным наследием легендарных зодчих прошлого и даже заглянуть в будущее — с помощью инновационных сооружений, которым, казалось бы, совершенно не место в современном мире.
И когда хотя бы одна составляющая этой архитектурной машины времени исчезает — буквально сгорая у нас на глазах — весь мир охватывает печаль за тем, что уже не вернуть. С исчезновением архитектурных реликвий исчезает целый пласт культуры, о котором в полной мере уже не сможет рассказать ни один историк, книга или ресурс в мире. Внезапные пожары, охватывающие любимые здания миллионов, стихийные бедствия, стирающие с лица земли лучшие архитектурные творения в истории и человеческие деяния, которые приводят к неминуемому исчезновению когда-то великих сооружений — непредсказуемы, как бы печально это ни звучало. Но когда это происходит весь мир объединяется в попытках восстановить утраченное (либо подарить ему новую жизнь, на что зачастую очень негативно реагирует общественность).
Сегодня, редакция Royal Design расскажет вам о концепт-проектах реконструкции навсегда утраченной в пожаре части Нотр-Дам-де-Пари, новых видениях крыши и знаменитого шпиля от звездных архитектурных студий Vincent Callebaut Architectures, Studio NAB и Miysis Studio и причинах, которые доказывают необходимость обновления Собора Парижской Богоматери с учетом современных технологий, экологичности и высокой функциональности.
Источник