- Как установить и настроить проектор
- Содержание
- Содержание
- Шаг первый. Установка экрана
- Шаг второй. Установка проектора
- Расстояние
- Монтаж
- Положительное и отрицательное смещение
- Шаг третий. Аппаратная настройка
- Фокусировка четкости и резкости
- Настраиваем контрастность с помощью облака
- Измеряем яркость по пальто
- Подбор цветовой палитры
- Что делать, если картинка все равно бледная
- Вместо вывода еще несколько советов
- Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать
- Размер экрана и соотношение сторон
- Конструкция
- Стационарные
- Мобильные экраны
- Коэффициент усиления
- Угол обзора
- Типы покрытий
- Белые экраны
- Elite Screens M136XWS1
- Серые экраны
- ALR экраны
- Экраны для UST-проекторов
- Чёрные экраны
- Экран обратной проекции
- Акустически прозрачные экраны
- Окрашенная стена
- Нужен ли для отображения 3D специальный экран?
- Какого цвета выбрать экран для домашнего кинотеатра?
- Какой экран лучше подойдёт для 4K видео?
- Для тех, кто хочет знать больше:
Как установить и настроить проектор
Содержание
Содержание
Первая настройка проектора происходит быстро и без особых хлопот. Куда важнее следующий этап — тонкая подстройка параметров под освещение помещения, расстояние до стены, тип экрана. Универсальных параметров нет, каждый проектор настраивается в зависимости от положения зрителя и конфигурации помещения.
Шаг первый. Установка экрана
Это не только первый, но и самый важный шаг. От того, как и где установлен экран, зависит половина настроек проектора — расстояние, фокусировка, четкость.
Основное правило монтажа — на экран не должен падать свет ближайшей звезды. Если избежать прямых солнечных лучей нельзя, необходимо использовать плотные шторы или специальные жалюзи «блэкаут».
Высота. Комфортное для глаз расстояние от пола до экрана составляет 61–92 см. Чем дальше сидят зрители, тем выше можно повесить полотно. Не забудьте отнять от высоты потолка высоту экрана, прежде чем определить нижний уровень. Не стоит полагаться только на цифры и сразу намертво крепить полотно к стене — лучшей метрикой послужит чувство комфорта, которое вы испытываете, глядя на экран с дивана или кресла.
Удобно использовать кронштейн, позволяющий отдалить экран от стены, свободно перемещать его по горизонтали. Подходящий размер экрана для современных моделей проекторов — 200–254 сантиметра.
Дилемма выбора места под проекционное полотно не грозит владельцам покрашенных стен. Достаточно брать специальную краску с матовой отражающей поверхностью и красить всю стену.
Шаг второй. Установка проектора
Когда картонная «шкурка» проектора сброшена, сорвана пупырчатая упаковка и уже раскрыта инструкция на нужной странице, пора приступать к установке. Поставить аппарат можно на тумбу, пол, подвесить под потолок.
Расстояние
В инструкции указывается рекомендуемое производителем расстояние проекционного отношения в зависимости от размера экрана. Обычно от 1,15:1 до 2,8:1. Под единицей подразумевается диагональ полотна. Например, размер экрана 200 сантиметров, умножается на указанную величину: 200х1,15 = 230 см — минимальное расстояние и 200х2,8 = 560 см — максимальное.
Если нужно посчитать размер экрана для уже установленного проектора, делим расстояние на указанные в документах параметры. Например, агрегат висит в 3 метрах от стены: 3/1.15=2,6 метра — максимальный размер экрана и 3/2.8 — 1,07 метра минимальный.
Монтаж
В случае с тумбой все просто — ставим проектор, выкручиваем ножки до упора, включаем. Если тумба низкая или ножки слишком короткие, пригодится универсальный регулятор высоты — книжка.
Пол — не ставьте проектор на ковролин и другие ворсисто-шерстистые объекты, перекрывающие отток теплого воздуха снизу, в остальном все то же самое.
Монтаж под потолком — тут все немножко проще и сложнее одновременно. Понадобится кронштейн, крепежи, перфоратор и немного терпения соседей. Сначала надо сделать разметку, чтобы понять, где именно будет располагаться проектор.
Учитывайте высоту выдвижной ножки 150–400 миллиметров и максимальный угол наклона — 300. Проектор крепится вровень с верхней границей экрана.
Не берите первый попавшийся универсальный крепеж в магазине, — ножки кронштейна должны идеально совпадать с отверстиями на корпусе аппарата.
Положительное и отрицательное смещение
Многие не обращают внимания на эту настройку, а затем жалуются, что проектор плохой, потолок кривой, крепеж не тот и т.д.
В руководстве к проектору обычно указывается положительное и отрицательное значение смещения картинки. При положительном смещении картинка проецируется выше, при отрицательном, соответственно, — ниже. Чаще всего этот показатель равен +96,3% или –96,3%.
Если в меню нет автоматической подстройки, придется нивелировать разницу с помощью угла наклона проектора.
Если на потолке нельзя закрепить, используйте настенные кронштейны — такой вариант позволит регулировать не только угол наклона, но и положение по горизонтали. К тому же в стене удобнее спрятать кабель питания.
Шаг третий. Аппаратная настройка
Включаете, смотрите на экран настройки, если он уполз вверх, уменьшаете высоту колесиком под/над объективом или с пульта ДУ, если есть функция электронной регулировки.
Если картинка перекосилась, в меню выбираем «коррекция трапецеидальных искажений», изображение выровняется, растянувшись по горизонтали и вертикали.
У этой функции есть существенный минус — при растягивании падает качество картинки.
Фокусировка четкости и резкости
Поиграем немного в офтальмолога, только возьмем не знаменитую таблицу Головина-Сивцева, а обыкновенные титры любимого фильма. Желательно позвать друга, который будет медленно крутить ручку фокуса, пока ваши глаза следят за изменением пикселей на экране.
Изображение должно быть четким, контрастным и не расползаться на отдельные фрагменты. Буквам положено находиться в строчках, а не плясать гопака.
С помощью меню можно увеличить четкость на пару пунктов, но с этим параметром стоит быть аккуратней — контрастность цветных картинок может начать резать глаз.
Лучше всего сначала применить стандартные настройки, например, «Кино», и затем их скорректировать.
Настраиваем контрастность с помощью облака
Кучевые облака — отличный индикатор контрастности. Можно взять любое видео с плывущими по небу облаками. Объекты должны иметь четкую форму, выраженные края, переход разных оттенков белого.
Универсальный способ настройки — выкрутить яркость на максимум и затем постепенно уменьшать ее, пока не появятся четкие очертания.
Измеряем яркость по пальто
Строго говоря, подойдет любая черная одежда, костюм или пальто.
Включаем нуарный детектив, делаем стоп-кадр с импозантным гангстером, снижаем яркость, пока складки одежды и карманы не станут еле заметными.
Подбор цветовой палитры
Потребуется несколько стоп-кадров: лицо человека крупным планом при естественном освещении, улицы города, пасторальный пейзаж или ассортимент цветочного магазина.
Если цветы в кадре кажутся слишком холодными, повысьте уровень.
Неестественно розовое лицо — снижайте. Посмотрите, как выглядят вывески на улице, блики в окнах, машины — регулируйте, пока не добьетесь реалистичного цвета. Вернитесь на кадр с цветами, повторите все снова, если результат неудовлетворительный.
Что делать, если картинка все равно бледная
Возможно, виноват сам проектор. В большинстве моделей есть экономный режим, при котором лампа работает с меньшей интенсивностью и выдает бледную картинку. Попробуйте отключить режим экономии в настройках.
Вместо вывода еще несколько советов
- Делайте настройку вечером или хотя бы при плотно закрытых шторах.
- Местоположение зрителя влияет на восприятие изображения — иногда легче передвинуть диван, чем мудрить с положением проектора или экрана.
- Используйте настройки яркости и контрастности в том режиме работы проектора, в котором собираетесь смотреть — в экономном или обычном.
- Любая настройка делается на глаз — 4 глаза лучше двух.
- Настройки не вечны, со временем лампа будет светить хуже.
- Настройки не универсальны. Режиссеры используют при создании фильмов разные эффекты, которые могут влиять на цвет и контрастность.
Источник
Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать
Проектор — устройство не самостоятельное, он должен работать в паре с проекционным экраном, выбор которого, на первый взгляд очень прост: достаточно повесить на стену белое полотно, но если копнуть этот вопрос немного глубже, может показаться, что эта задача не проще выбора самого проектора. Впрочем, не стоит переживать, наш материал поможет вам во всём разобраться.
Размер экрана и соотношение сторон
Первым и самым очевидным параметром для экрана является, конечно же, его диагональ. При выборе проектора и экрана нужно согласовать между собой три параметра: размер экрана, проекционное соотношение проектора и место установки.
Если эти параметры будут учтены, после покупки оборудования вы не получите неприятных сюрпризов, таких как картинка выходящая за рамки экрана или отсутствие правильной фокусировки.
Не стоит забывать и об одинаковом соотношении сторон для экрана и проектора: современным стандартом для мультимедиа высокой чёткости является 16:9. Соотношение сторон 4:3 всё ещё популярно в устройствах, которые используются для проведения презентаций в офисах или для образовательной деятельности, однако для домашнего кинотеатра это соотношение не столь интересно по причине больших незадействованных полей. Которые обязательно появятся при просмотре современных фильмов, клипов и прочего контента с соотношением сторон 16:9.
Также существует популярный формат 16:10, которому соответствуют разрешения 1920×1200 и 1280×800 — такой формат позволяет просматривать 1080p видео с небольшими неактивными полями на экране, но и имеет дополнительное пространство для более комфортного просмотра презентационных слайдов.
Для просмотра фильмов так же есть стандарт соотношения экрана, который называется Cinemascope, он соответствует 2.39:1. Такой формат используется в публичных кинотеатрах.
Конструкция
По типу конструкции можно разделить экраны на две основные группы: стационарные и мобильные.
Стационарные
На раме — такая конструкция предполагает сборку рамы с последующим натяжением на неё полотна, собранная конструкция закрепляется на стену. Главным плюсом такого типа экрана является равномерность натяжения полотна, что исключает появление искажений.
Сворачиваемый рулонный экран может крепиться на потолке или быть настенным. Такие экраны компактны, позволяют разворачивать их поверх телевизора, который может висеть на стене, тем самым превращая обычную гостиную в кинозал.
Для натяжения используется утяжелённая лента, которая пришита к низу экрана, что является причиной неидеального натяжения. В более дорогих моделях могут использоваться и боковые натяжители, которые решают эту проблему.
Разворачивание рулонных экранов может осуществляется вручную или быть моторизированно электроприводом. В некоторых моделях проекторов есть специальный триггерный выход, который выдаёт сигнал на открытие экрана при включении проектора.
Проекция на стену тоже является достаточно распространённым и недорогим вариантом экрана. Здесь важно заранее точно определиться с местом будущего экрана, ведь перевесить его уже не получится.
Мобильные экраны
Мобильные экраны могут представлять собой тот же сворачивающийся экран, который устанавливается на специальный штатив и складывается для транспортировки. Такой экран отлично подойдёт и для выездных презентаций, и для перемещения между разными залами в пределах одного офиса или учебного заведения.
На разборной раме, благодаря своей конструкции такой экран имеет лучшее натяжение полотна и лучшую устойчивость, что позволяет комфортно работать с полотном больших размеров. Для транспортировки такие экраны складываются в специальный кейс.
Надувной экран — тип конструкции для использования на открытых уличных площадках, похож на надувной детский батут.
Надувной каркас для транспортировки складывается в сумку, устанавливается и поддерживается в рабочей форме при помощи вентиляторов, нагнетающих воздух и поддерживающих давление даже при повреждениях оболочки.
Коэффициент усиления
Коэффициент усиления — характеристика, обозначающая отражательную способность покрытия проекционного экрана. Она показывает, насколько больше или меньше света будет возвращать экран в сравнении с белым матовым полотном, которое ещё называют «ламбертовым». Коэффициент такого полотна равен 1.0, оно рассеивает свет во всех направлениях равномерно. Если коэффициент равен 1.3, то экран вернёт на 30% больше света в направлении зрителя. При значении 0.8 вернётся только 80%, остальное поглотит поверхность экрана.
Казалось бы, что чем выше коэффициент усиления, тем лучше, ведь можно компенсировать недостаточную яркость устройства. Однако не всё так просто. Во-первых, чем выше усиление экрана, тем уже углы обзора у такого экрана — при взгляде на такой экран сбоку его яркость заметно падает. Это будет мешать комфортному просмотру большой компанией в помещениях, где нет нескольких рядов кресел. Во-вторых, с повышением отражающей силы экрана на нём (при просмотре с определённых углов) могут появляться блики и более яркие области — так называемые «горячие пятна».
Фото: Elite Screens
У экранов с коэффициентом меньше 1.0 также есть свои сильные и слабые стороны. Основным плюсом является повышение контрастности изображения и более глубокие тёмные цвета. К недостаткам следует отнести то, что для работы с таким экраном нужен достаточный запас яркости проектора: не стоит забывать, что при использовании 3D очков яркость изображения снизится ещё больше.
Угол обзора
Углы обзора — понятие отнюдь не новое. Наверное, каждый знает, что это такое, во многом благодаря LCD экранам, по аналогии с ними у проекционных экранов тоже есть такой параметр.
Если вы планируете приобрести себе обычный матовый экран, об этом можно не переживать — его углы просмотра очень широки.
Но если вам нужен экран с увеличенным усилением или технологией ALR, стоит обратить внимание на параметр «угол половинного усиления», который характеризует границы комфортного просмотра в градусах. Точка просмотра с максимальной яркостью находится перпендикулярно центру экрана, если зритель будет двигается в сторону от центра экрана яркость будет постепенно снижаться. В точке половинного усиления яркость составляет 50% от пикового значения.
Типы покрытий
Белые экраны
Белый матовый экран — основа основ среди всех экранов, самое универсальное и распространенное решение. Такой тип экрана отлично подойдёт для домашнего кинотеатра в помещениях с регулируемым уровнем освещения. У них широкий угол обзора.
Elite Screens M136XWS1
Рулонный проекционный экран Elite Screens MaxWhite закрепляется на стене и легко сворачивается, чтобы не нарушать интерьер комнаты. Белый материал MaxWhite с коэффициентом усиления 1.1 обеспечивает максимальные углы обзора и подходит для просмотра фильмов в 4K-разрешении.
Но, конечно, у всего есть свои недостатки. Для белого матового экрана таким недостатком является его диффузность, он будет отражать свет во всех направлениях не только от проектора, но и от любого другого источника света. В том числе и переотражённого, который падает на белый потолок и стены комнаты, а потом обратно на экран. Таким образом снижается контрастность изображения. Для борьбы с данным эффектом нужно максимально исключать сторонние источники света и светлые детали интерьера. И если первое в домашних условиях легко выполнимо, то со вторым могут возникнуть проблемы. И здесь нам может помочь следующий тип покрытия.
Серые экраны
Серый экран — сравнительно новый тип экрана, который происходит от вышеупомянутого белого. Цвет такого экрана может быть в нескольких тонах светло-серого. Экраны серого цвета могут быть с коэффициентом усиления как ниже, так и выше 1.0. Благодаря более темному цвету экрана уменьшается количество паразитной переотраженной засветки, что даёт более глубокий уровень чёрного цвета и лучшую контрастность, но при этом могут наблюдаться небольшие потери в отображении светлых тонов.
ALR экраны
ALR или Ambient Light Rejecting, что переводится как «отражение окружающего света» — общее название экранов, которые отражают или поглощают свет от ламп, окон и других источников, тем самым увеличивая контрастность и яркость картинки в светлых помещениях.
Когда говорят об ALR экране, обычно имеется в виду именно экран зеркального отражения. В отличии от обычного проекционного экрана, рассеивающего свет во все стороны, они работают на базовом законе оптики: угол падения равен углу отражения. Проектор устанавливается перед экраном таким образом, чтобы полотно отражало свет проектора прямо на зрителя. При этом свет от сторонних источников по такому же принципу отражается в сторону от зрителя. Важно, чтобы такие источники находились не в том же направлении, что и сам проектор, иначе нежелательный свет по-прежнему будет попадать в область просмотра.
Ещё один вид ALR экранов, более дорогостоящий и редкий — отражающий, который отражает свет от проектора к зрителям, но поглощает ненужный свет. Поверхность такого экрана изготовлена в виде микроскопических треугольных линз. Эти линзы расположены на экране горизонтально, что означает, что наиболее качественно такой экран будет поглощать верхний свет.
Экраны для UST-проекторов
UST — специальные экраны, которые созданный для работы с ультракороткофокусными проекторами, которые устанавливаются на расстоянии в несколько десятков сантиметров от экрана. Такой тип проекторов становится всё более популярным и, вероятно, со временем вытеснит классические длиннофокусные проекторы на потребительском рынке.
Подобные экраны, как и ALR, сконструированы таким образом, чтобы поглощать рассеянный свет и показывать максимально качественную картинку, невзирая на внешнее освещение. Поверхность UST экранов состоит из миниатюрных призм, выполненных в форме треугольника. Снизу на них падает луч света от прожектора, который хорошо виден зрителю. Если же в комнате включен свет, то он, падая на экран сверху, поглощается противоположной стороной треугольных призм:
Покрытие рабочей стороны призмы может быть белое или серое, с разными коэффициентами усиления. Верхняя часть, поглощающая фоновый свет — чёрная.
Большим плюсом таких экранов являются широкие углы обзора.
Чёрные экраны
Ещё один тип ALR экрана, является «бутербродом» из нескольких оптических слоёв. Свет проходит через них и, отражаясь от нижнего с высоким уровнем отражения, возвращается обратно через все слои к зрителю. При этом такой экран поглощает весь рассеянный свет, который может попадать на него сверху, снизу и со сторон, что даёт очень высокий уровень контрастности даже в освещённом помещении.
При помощи такого экрана можно добиться эффекта просмотра фильма в тёмной комнате. Экран поглощает переотражённый свет от светлого потолка или стен, и этот свет больше не влияет на картинку и не снижает её контрастность.
Чёрный экран против белого
Но за всё хорошее нужно платить, в данном случае углами просмотра — у таких экранов они на уровне 30-35°.
Экран обратной проекции
Направлять луч света на экран можно не только спереди, но и с обратной стороны. Такой способ называется обратной проекцией.
Преимуществами такого типа типа проецирования являются более высокий уровень контрастности, а находящийся перед экраном человек не загораживает собой часть изображения.
Главным недостатком такой проекции является то, что для установки оборудования нужно достаточно большое помещение. Проектор должен находиться за экраном на определённом расстоянии, и, само собой, пространство между ним и областью просмотра будет «бесполезным» — там нельзя будет ходить, чтобы не отбрасывать тень.
Помимо проекционных экранов для обратной проекции используются специальные прозрачные и непрозрачные плёнки, краска для обратной проекции, но это уже, скорее, варианты специфического профессионального использования. Например, для оформления витрин магазинов.
Акустически прозрачные экраны
При обустройстве качественного домашнего кинотеатра для правильного восприятия фильмов очень важно разместить фронтальную акустику именно за экраном. Для того, чтобы звук доходил до зрителя практически без потерь, используют акустически прозрачные экраны, это может быть перфорированное либо плетёное полотно.
Фото: Elite Screens
Плетёное полотно экрана лучше пропускает звук, особенно в верхнем диапазоне, но такое полотно может быть только матовым белым.
Перфорированное полотно более склонно к интерференциям звука между ним и стеной, на которой расположены динамики, но такие полотна могут быть не только белыми, но и серыми или чёрными с ALR.
Окрашенная стена
Покраска стены является достаточно бюджетным и распространённым вариантом. Но для этого недостаточно просто покрасить обои на стенах белой краской. Для избежания искажений стену предварительно нужно оштукатурить и зашпаклевать, чтобы поверхность стала максимально ровной и гладкой. Только после этого стену уже можно грунтовать и красить несколькими слоями краски. Краска для этого нужна матовая и нейтрального цвета, чтобы не навредить балансу белого.
Если выравнивание стен по каким-либо причинам невозможно, в качестве вариантов можно рассматривать ровные строительные материалы большой площади, например, листы гипсокартона или ДСП. Их можно закрепить на стену с последующей обработкой и покраской.
В основном для покраски стен под проекционный экран используются специализированные краски, которые разработаны для этих целей и дают гарантированно отличный результат при соблюдении технологии покраски. Такие краски могут быть разных цветов: белые, серые, серебристые — под любые требования покупателя.
Иногда удаётся подобрать подходящий вариант и среди «обычных» красок. В наших широтах особой популярностью пользуется Tikkurilla Harmony H499, так как она даёт предсказуемый результат, в отличии от более дешевых аналогов, и стоит относительно немного (если сравнивать со специализированными красками для экранов).
При создании экрана своими руками стоит не забыть о поклейке вокруг экрана рамки из чёрной матовой ленты, например бархатной. Такая деталь не просто визуально отделит экран от остальной стены и скроет переход, который местами может получится не идеальным, но и даст изображению дополнительную визуальную контрастность.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Нужен ли для отображения 3D специальный экран?
Нет, для работы с 3D в домашних условиях специальный экран не нужен. Но так как яркость изображения заметно снижается при просмотре в 3D-очках, при выборе между белым или серым экраном стоит убедиться, что ваш проектор достаточно яркий.
Какого цвета выбрать экран для домашнего кинотеатра?
Выбор цвета экрана зависит от освещённости во время работы. Если освещение полностью контролируемо, и интерьер в комнате не слишком светлый, — можно смело выбирать белый экран. Если предполагается небольшая фоновая подсветка или переотражённый свет — вам подойдёт экран серого цвета. Чёрные экраны не боятся стороннего освещения и дают отличный контраст, но тут уже большую роль играет высокая стоимость таких высокотехнологичных экранов.
Какой экран лучше подойдёт для 4K видео?
Для Ultra HD контента нужен экран высокого качества. Он должен быть однородным и гладким, чтобы не искажать отображение пикселей достаточно маленького размера. Производители экранов маркируют такие гладкие модели как «4K экран» (или UHD / Ultra HD). Если бюджет на экран для 4K-проектора ограничен, стоит рассмотреть вариант качественной покраски стены матовой краской, чем просто покупать бюджетный виниловый экран.
Для тех, кто хочет знать больше:
Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.
Источник