Проводя досмотр задержанного у стены с использованием оружия необходимо

Правила техники безопасности при проведении наружного досмотра задержанного

Досмотр задержанного выполняется во избежание вооруженного сопротивления и с целью изъятия у него оружия. Досмотр желательно проводить в присутствии помощника, который должен расположиться около задержанного, наблюдать за его действиями и держать под угрозой применения оружия. Производящий досмотр должен принять такое положение по отношению к задержанному, которое обеспечит ему безопасность в случае выстрела со стороны последнего.

Если досмотр подозреваемого проводится в одиночку, то нужно соблюдать следующие правила безопасности.

1. В начале досмотра предупредите задержанного, что при попытке сопротивления вы откроете огонь на поражение.

2. Запрещается вступать с задержанным в диалог, позволять ему оглядываться, двигать руками или ногами, а также производить другие действия, мешающие процессу досмотра.

3. Запрещается приступать к обыску до тех пор, пока задеру/санный не примет позицию, полностью безопасную для досматривающего.

4. При проведении досмотра нужно невооруженной рукой похлопывать или ощупывать складки одежды задержанного, вооруженную руку держать возле своего туловища, которое для безопасности должно быть развернуто одним боком к задержанному.

5. Нельзя ставить одну или обе ноги между ног стоящего или лежащего досматриваемого, переносить руку через его плечо или пропускать руку возле его подмышки дальше чем до середины груди.

6. При проведении досмотра необходимо помнить, что оружие нередко может находиться в потайных карманах или быть привязано к телу с таким расчетом, чтобы его можно было неожиданно использовать против неопытного проверяющего.

7. Досмотр осуществляется визуально и путем последовательного ощупывания одежды и тела сверху вниз и снизу вверх; необходимо обращать внимание на места, позволяющие скрыть оружие или опасные предметы: рукава, карманы, подмышечные впадины, промежность, голень, головной убор, волосы, за воротником сзади и др. При обнаружении опасных предметов их извлечение проводится путем выталкивания. Если это сделать трудно, то па подозреваемого необходимо надеть наручники или связать, затем заняться извлечением подозрительных предметов.

Источник

Что имеют право делать охранники и чоповцы, а что нет?

Уверен, для вас не секрет, что в ЧОП , как правило, идут бывшие сотрудники полиции, имеющие схожий опыт работы, но страдающие из-за этого опыта хроническим расстройством личности, именуемым «синдром вахтера» или «синдром маленького человека». Именно это хроническое заболевание дает им право нарушать наши права на предприятии с внутриобъектовым пропускным режимом.

Меня раздражает их навязчивое желание заглянуть ко мне в сумку — как при входе, так и при выходе, — только потому, что им так хочется. Якобы это регламентировано внутренней процедурой, которая обязывает меня открывать сумку и демонстрировать ее содержимое. Но это можно расценить как вторжение в личную жизнь.

Насколько я прав и как можно дать понять чоповцу, что завтра ему лучше отвернуться, когда я буду входить на территорию предприятия?

Любое действие сотрудников ЧОП регламентировано должностными инструкциями и внутренними приказами. И далеко не всегда осмотр содержимого сумок — это превышение полномочий сотрудника охраны.

Проверьте трудовой договор

Вы пишете, что работаете на предприятии с пропускным режимом. Чтобы выяснить, превышают ли охранники свои полномочия или нет, надо смотреть не только их инструкции, но и нормативные документы, регламентирующие ваши отношения с работодателем, а именно трудовой договор. Вполне возможно, что в договоре с работодателем есть пункт, который позволяет охране каждый день контролировать содержимое вашей сумки.

Договор — дело добровольное. Если вы его подписали именно в таком виде — оснований для претензий в адрес охраны быть не может.

В условиях трудового договора, контракта, правил внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены санкции за невыполнение требований охраны. Трудовым договором нельзя обязать проходить ежедневный осмотр: это незаконно. Но за отказ можно, например, не допустить до работы или просто не пропустить на территорию предприятия. Это по закону.

Такие условия должны быть предусмотрены в трудовом договоре, заключенном между вами и работодателем, либо в требованиях внутреннего трудового распорядка.

Не исключено, что действия сотрудников ЧОП связаны не с «синдромом маленького человека», а с требованиями трудового договора и их внутренними инструкциями. Но без нормативных документов перед глазами говорить об этом сложно.

Это не вторжение в личную жизнь, а защита коммерческих интересов

Просьба показывать сумки на выходе — далеко не самая экзотическая, с какой мне приходилось сталкиваться. Например, если организация работает со сведениями, содержащими государственную тайну, на входе сотрудники охраны могут предложить сдать сотовый телефон, а вернут его только после выхода из помещения. Можно отказаться, силой отбирать телефон не будут, но и в служебное помещение вас не пустят.

А в организациях, связанных с добычей и переработкой золота, могут предложить снять принадлежащую вам одежду и переодеться в рабочий комбинезон без карманов. Это допустимо — если работник дал письменное согласие соблюдать такие требования.

Это не будет считаться вторжением в личную жизнь, если в договоре между работником и работодателем прописаны подобные условия. Работодатель таким образом защищает свои коммерческие интересы. Если вы не согласны соблюдать его требования — можно отказаться от сотрудничества либо договориться с работодателем, чтобы к вам применялись другие условия труда.

Что может делать сотрудник ЧОП

По закону частный охранник, находящийся на проходной предприятия, имеет право:

  1. Защищать жизнь и здоровье граждан, если на предприятие нападут.
  2. Охранять объект и имущество собственника предприятия.
  3. Обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим.
  4. Оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях.

В вашем случае сотрудники ЧОП ссылаются на обеспечение внутриобъектового и пропускного режима. Порядок его организации установлен статьей 12.1 закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ ». Там сказано, что частные охранники могут проверять документы, дающие право на вход, проводить осмотр транспортных средств и имущества. Есть важная оговорка: правила, которые установил владелец предприятия, не должны противоречить закону.

Чем отличается осмотр от досмотра

Осмотр — это визуальное изучение человека, содержимого его карманов, сумки, салона автомобиля, проводимое с согласия осматриваемого лица. Лицо, проводящее осмотр, может только смотреть — прикасаться ни к осматриваемому, ни к его вещам оно не может. Нельзя засунуть руку в карман или в сумку, чтобы посмотреть, что там находится, — можно попросить показать, что там находится. Осмотр могут провести и сотрудники ЧОП . Но есть условие: человек, которого осматривают, должен быть на это согласен.

Документальное оформление осмотра не требуется, протокол составлять не нужно.

Досмотр — это мера принуждения. Требования к ее проведению прописаны в законе. Сотрудник частного охранного предприятия не имеет права на проведение досмотра. Его может проводить только сотрудник уполномоченных государственных органов в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Закон допускает досмотр без понятых, но только в одном случае: если у сотрудников полиции есть основания считать, что человек, которого они досматривают, вооружен.

По результатам досмотра в обязательном порядке составляют протокол.

Закон тут устанавливает единые требования для всех: и для сотрудников полиции, и для охранников на проходной, и для сотрудников служб безопасности в супермаркетах.

Если охранник, скажем, в магазине установит, что есть какое-то правонарушение, он может вызвать полицию. И только полицейский, если увидит на то основания, уже может провести досмотр.

А как же осмотры в метро, торговых центрах, клубах и барах? Это законно?

Законно — но только при наличии вашего согласия. У вас нет трудовых отношений с охраной клуба, метро или торгового зала. Сотрудник ЧОП не может потребовать вас вывернуть карманы или показать сумку, даже если ему показалось, что вы совершили противоправное деяние. Заставить вас он не имеет права.

Охранник может предложить вам добровольно показать содержимое сумки или карманов. Вы имеете право отказаться — но в этом случае охрана может вызвать сотрудников полиции. Если сотрудники полиции увидят основание для досмотра или осмотра — они будут проводить его самостоятельно.

Но есть еще один момент, который следует учитывать. Если в торговом центре охрана заботится в основном о товаре на полках, то при осмотрах, например, в метро сотрудники ЧОП заботятся о безопасности всех граждан в целом. Такие меры безопасности появились не на пустом месте, а после терактов, и в этом случае, на мой взгляд, к неудобствам следует отнестись с пониманием.

Напоследок

Мои выводы такие:

  1. Если прохождение осмотра на КПП прописано в вашем трудовом договоре — нарушения гражданских прав здесь нет.
  2. В остальных случаях от прохождения осмотра можно отказаться, объяснять причины отказа при этом не нужно.
  3. Силой вас осматривать не имеют права, но могут применить меры дисциплинарного воздействия, например не допустить до работы.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Досмотр задержанного в положении стоя у стены

Заставить задержанного повернуться к стене, упереться в неё руками, встать от стены подальше и поставить ноги пошире. Потребовать от него повернуть голову направо, а самому быстро подойти с левой стороны, поставить свою правую ногу «изнутри» к его левой ноге. Оружие направить в спину досматриваемого, а левой рукой начать

производить досмотр одежды сверху вниз. Отойти от досматриваемого. Заставить его повернуть голову влево, а са­мому подойти с правой стороны и продолжить досмотр.

Обратить внимание на выбор дистанции, не позволяющей досматриваемому произвести контрприём или скрыться. Необходимо поставить задержанного в такое положение, чтобы он мог только держаться, но не сумел вы­полнить какое — либо активное действие. При попытке такого действия необходимо нанести удар по досматриваемо­му, немедленно отойти от него на безопасное расстояние и снова произвести досмотр.

При проведении досмотра всё время наблюдать за руками досматриваемого. Нельзя при досмотре засовывать свою руку глубоко в его карман.

Обнаружение .какого-либо оружия или вещественного доказательства не является основанием для прекраще­ния дальнейшего досмотра.

Досмотр задержанного, стоящего на коленях

Заставить задержанного повернуться кругом, поднять руки вверх и опереться ими о стену, встать на колени и расставить их шире. Заставить его повернуть голову вправо, а самому быстро подойти с левой стороны, наступив при этом своей правой ногой на голеностопный сустав левой ноги Досматриваемого. Направить пистолет в безопасном направлении, а левой рукой продолжить досмотр.

Необходимо учитывать все данные ранее рекомендации по досмотру у стены. Руки досматриваемого должны сцепляться пальцами на затылке.

При надавливании на голеностоп у досматриваемого должно возникнуть болевое ощущение, препятствующее сопротивлению.

По завершении досмотра с одной стороны перейти к другой, при этом перемещаться со стороны ног досматри­ваемого на небольшом удалении от него.

Досмотр задержанного в положении лёжа

Досмотр особо опасных преступников целесообразно проводить в положении лёжа. Нужно заставить задер­жанного повернуться кругом, лечь на живот, сцепив руки на затылке в «замок» и приподнять локти от земли и раз­вести ноги как можно шире. Подойдя к досматриваемому сбоку, наступить ногой на его ближайшую ногу в области голеностопного сустава и произвести досмотр.

Локти досматриваемого должны быть на весу, чтобы у него не было точки опоры под руками.

При подходе с правой стороны можно заставить досматриваемого повернуться на правый бок или на оборот, при подходе с левой стороны — на левый бок, но не позволять расцеплять при этом руки.

ВОПРОС №4. Рекомендации по тактике личного досмотра граждан.

Занимать позицию или останавливаться с боку от той руки проверяемого, которой -он достает документ на расстоянии од­ного шага. При таком положении, если проверяемый попытается что либо предпринять (применить оружие), то ему необходимо будет сделать поворот, что дает работнику милиции выиграть во времени, оценки и применении мер защиты.

Взяв документ в руки, работник милиции не должен ослаблять бдительность и внимательно следить за поведе­нием владельца документа.

Если лицо показывая документ, роняет его, самому поднимать не следует, а стоять на необходимом расстоянии и предложить поднять документ самому.

При обнаружений поддельного документа, не следует об этом правонарушителю, а придумать благовидный предлог для приглашения его в ОВД (подразделение), или принять конкретные меры по задержанию этого лица.

Обращаться с документом аккуратно. Если в документ вложены деньги или другие предметы, не являющиеся объектом внимания, предложить владельцу взять их оттуда самому.

Личный досмотр граждан проводится как минимум двумя сотрудниками милиции при общеизвестных основаниях, при­чем один досматривает, другой его прикрывает постоянно меняя позиции, чтобы не целиться в спину своего напарника.

Перед личным досмотром, досматриваемому подается команда «руки вверх» — и приказ повернуться лицом к стене (дереву, столбу, автомашине), опереться о нее руками, расставить ноги и нагнуться вперед. Далее быстро про­щупываются с внешней стороны карманы, рукава, пояс, брюки до ботинок с целью обнаружения и изъятия оружия и иных колюще-режущих предметов.

Личный досмотр начинается с верхней части тела человека (рук) и заканчивается нижней частью (ног), причем обследует­ся сначала одна половина одной рукой (вторая находится в готовности применить оружие), затем другая половина в такой же по­следовательности, при смене позиции меняются и противоположные позиции прикрывающего.

Перед проведением личного досмотра, личные вещи граждан (сумки, чемоданы, рюкзаки и т.п.) Изымаются и досматри­ваются сотрудниками милиции после личного досмотра каждого. Причем личный досмотр граждан проводится одновременно у всех осматриваемых, не зависимо от их количества (соответствующие команды подаются для всех).

Необходимо также внимательно осмотреть место проведения личного досмотра после его осуществления, в целях обнаружения выброшенных предметов.

ТЕМА №2 ТАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ПРЕСЕЧЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУП­ЛЕНИЙ НАРЯДАМИ МИЛИЦИИ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Обязанности патрульно-постовых нарядов милиции по предупреждению и пресечению преступлений на улицах и в других общественных местах.

2. Тактические действия нарядов милиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах. Меры личной безопасности вооруженного (не воо­руженного) сотрудника милиции при оказании доврачебной помощи пострадавшим.

ВОПРОС №1. Обязанности патрульно-постовых нарядов милиции по предупреждению и пре­ сечению преступлений на улицах и в других общественных местах.

Профилактические мероприятия условно подразделяются на два вида:

1) общая профилактика;

2) индивидуальная профилактика.

Общая — это совокупность различных взаимосвязанных мер, проводимых государственными органами, обще­ственными формированиями, их представителями, направленные на выявление и устранение причин, порождающих преступления и условия, способствующих их совершению.

Индивидуальная — это деятельность ОВД в лице сотрудников, основанная на законах и нормативных актах, на­правлением на:

выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступления; принятие к ним ответствующих мер убеждения и принуждения.

Если говорить конкретно о тактических примерах нарядов милиции на постах и маршрутах, то сюда включает­ся планомерное целеустремленное и внимательное обозрение, ее обход, т.е. надзор за строгим соблюдением гражда­нами установленных правил поведения. Наиболее распространенным способом надзора на постах и маршрутах явля­ется наблюдение. Оно позволяет нарядам милиции не только выявлять отклонения граждан от правил поведения, но и быстро принимать меры, к своевременному предупреждению и пресечению возможного правонарушения. Для это­го места для несения службы как правило, выбираются с таким расчетом, чтобы удобно вести круговое наблюдение.

Под постоянным надзором постового или патрульного милиционера в первую очередь находятся места и объ­екты, где хранятся материальные ценности, где можно ожидать совершение преступления или требуется поддержа­ние спокойствия.

Для этого наряды милиции должны быть приближены к остановке городского транспорта, вокзалам» рестора­нам, окраинам городов и другим местам со сложной обстановкой.

Наиболее характерными приемами и способами предупреждения правонарушений и преступлений ППС явля­ются разъяснения о недопустимости антиобщественного, противоправного поведения, требование соблюдения уста­новленных правил поведения в общественных местах, немедленного прекращения противоправного поведения.

Здесь следует особо остановиться на такой важной административной и предупредительной мере борьбы с правонарушениями и преступлениями как проверка документов у граждан. Проверяя документы, сотрудники мили­ции вторгаются в сферу прав и интересов граждан. Поэтому правомерность данного акта, строжайшее соблюдение законности в процессе его выполнения приобретают особое значение. Ни одно должностное лицо ОВД не имеет пра­ва требовать предъявления документов без достаточных к тому оснований.

Во время пешего патрулирования или патрулирования на автотранспорте НМ обходит или объезжает места, где возможны случаи совершения преступлений и нарушений общественного порядка, и принимает меры к их преду­преждению и пресечению.

Выявленные при этом проступки, лица, подозреваемые в совершении преступлений, а также злостные наруши­тели общественного порядка задерживаются и доставляются в ОВД /милицию/.

Наряды ППС в пределах своей компетенции обязаны контролировать на улицах и иных общественных местах ‘соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничения. При получении информации с готовящемся преступлении немедленно докладывать начальнику и де­журному ОВД и принимать меры к его предотвращению /ст. 86 Устава ППС/.

ВОПРОС №2. Тактические действия нарядов милиции по предупреждению, пресечению и рас­крытию преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных мес­ тах. Меры личной безопасности вооруженного (не вооруженного) сотрудника милиции при оказании доврачебной помощи пострадавшим.

Предупреждение преступлений является одной из главных задач нарядов милиции. Выполнение этой задачи достигается путем выявления и устранения в пределах своих прав причин и условий, способствующих совершению преступлений. При несении службы по обеспечению правопорядка постоянное внимание нарядов милиции должно направляться на предупреждение правонарушений на постах и маршрутах патрулирования. Практика показывает, что не предупрежденное вовремя нарушение общественного порядка создает условия, способствующие совершению пре­ступлений, а лицо, нарушающее общественный порядок, может встать на преступный путь, если к нему не будут своевременно приняты соответствующие меры воздействия.

С целью повышения эффективности предупреждения преступлений предусматривается увеличение плотности нарядов милиции в наиболее сложных в оперативном отношении микрорайонах, осуществление охраны обществен­ного порядка преимущественно методом пешего патрулирования, с тем- чтобы под наблюдением нарядов милиции находились не только улицы, переулки, парки, скверы, но и внутренние проезды, дворы в жилых микрорайонах и

подъезды домов. В необходимых случаях производится перестановка нарядов милиции на отдельных участках терри­тории в течение смены. Патрульные автомашины направляются в места наиболее вероятного совершения правона­рушений, сочетая несение службы на автомашине с пешим патрулированием.

В целях выявления и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства предусматривается ведение постоянного наблюдения за местами возможного группирования лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Для оказания помощи участковым инспекторам милиции в работе по профилактике преступлений периодически создаются под руководством командиров строевых отделений патрульные группы по проверке подъездов, чер­дачных и подвальных помещений и других мест вероятного нахождения и укрытия антиобщественного элемента.

Тактика нарядов милиции по пресечению и раскрытию преступлений

В соответствии с законодательством о милиции своевременное пресечение и полное раскрытие преступлений’ отнесены к одной из главных задач всех ее служб и подразделений, включая строевые подразделения патрульно-постовой службы милиции. Быстрое обнаружение и раскрытие, преступления не только пресекают антиобществен­ную деятельность лица, его совершившего, но и нередко предупреждают другие правонарушения, удерживают от их совершения неустойчивых в моральном отношении граждан. Вместе с тем не установленный и ненаказанный пре­ступник совершает, как правило, более тяжкие преступления.

В этом отношении особенно глубокий смысл приобретает принцип неотвратимости наказания за каждое со­вершенное преступление. Известно, что предупредительное значение наказания обусловливается вовсе не его жесто­костью, а его неотвратимостью. Важно не то, чтобы за преступление было назначено тяжкое наказание, а то, чтобы ни один случай преступления не оставался нераскрытым.

Наряды милиции должны решительно пресекать преступные проявления, устанавливать и задержи­вать лиц, совершивших преступления, и оказывать помощь оперативным работникам органов внутренних дел, ведущим борьбу с преступностью. В соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции они обязаны:

при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедлен­но доложить об этом оперативному дежурному, начальнику горрайлиноргана, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств;

по прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указани­ем ее руководителя, о чем доложить оперативному дежурному;

выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розы­ске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массо­вого скопления граждан;

выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере эконо­мики;

оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным из­готовлением, приобретением, хранение и сбытом наркотических веществ, совершивших другие преступле­ния;

— при установлении фактов сбыта фальшивых денежных знаков и ценных бумаг немедленно принимать меры к задержанию сбытчика, выявлению свидетелей и докладывать об этом оперативному дежурному;

— обращать внимание на транспорт, вывозящий с территории организаций и предприятий грузы, особенно в не­урочное время, при возникновении подозрений проверять у водителей наличие и правильность заполнения пу­тевых листов, товарных документов, сверять наличие грузов с документами и в случае отсутствия необходи­мых товарных документов доставлять водителей, транспорт для разбирательства в горрайлинорган.

В целях повышения эффективности патрульно-постовой службы в пресечении и раскрытии преступлений пре­дусматривается создание в составе полков, отдельных батальонов и рот патрульно-постовой службы милиции от­дельных групп для борьбы с наиболее распространенными правонарушениями: хулиганством, грабежами, наркома­нией, угонами автомототранспортных средств и т. п. Работа этих сотрудников должна осуществляться под ежеднев­ным контролем командного состава строевого подразделения, в тесном взаимодействии с аппаратами криминальной милиции.

Последовательность действий милиционера при получении сообщения о совершенном преступлении может быть выражена:

во-первых, в принятии мер по оказанию медицинской помощи пострадавшим, если они имеются;

во-вторых, в организации охраны места происшествия, удалении с места происшествия всех посторонних лиц;

в проведении мер, позволяющих не нарушать обстановку на месте происшествия и не уничтожать следы; в

обеспечении сохранности видимых следов в условиях непогоды (дождь, снег);

в-третьих, в установлении, если это возможно, очевидцев происшествия.

Полученную на месте происшествия информацию наряд милиции использует для:

• немедленного самостоятельного преследования преступников по горячим следам;

• передачи ее оперативному дежурному, что дает возможность организовать розыск преступников всеми служеб­ными нарядами, задействованными на охрану правопорядка в соответствии с планом комплексного использования сил;

• доклада прибывшим на место происшествия работникам следственно-оперативной группы;

• доклада рапортом начальнику органа внутренних дел.

Последовательность названных действий зависит от многих обстоятельств, и в первую очередь от характера совершенного преступления, подготовленности и численности личного состава наряда. На месте происшествия наря­ды ППС должны действовать быстро и решительно по пресечению преступных действий и задержанию правонару­шителей. При невозможности справиться своими силами следует запросить (по радио, телефону, через оперативного дежурного по органу внутренних дел) помощь соседних нарядов либо попросить находящихся поблизости от места происшествия граждан оказать содействие.

Наряды милиции по роду деятельности намного чаще и раньше каких-либо других государственных и общест­венных структур оказываются в ситуациях, когда людям требуется помощь промедление в оказании которой может привести к трагическим последствиям. Поэтому милиционеры ППС обязаны оказывать помощь гражданам, постра­давшим от преступлений, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здо­ровья.

Если на месте происшествия окажутся потерпевшие, требующие медицинской помощи, необходимо срочно вызвать машину «Скорой помощи», предварительно опросив граждан, нет ли среди них медицинских работников, способных помочь пострадавшим.

Патрульный (постовой), направляя пострадавшего в медицинское учреждение, должен:

• осмотреть его внешний вид, одежду, руки и другие части тела в целях обнаружения предметов, следов и призна­ков, относящихся к правонарушению;

• отметить на местности с помощью угля, мела, других предметов позу, в которой был обнаружен потерпевший.

Если сложились исключительные обстоятельства (например, тело погибшего находится на железнодорожных путях, на проезжей части дороги, на путях городского транспорта и т. д.), то труп перемещают в другое место, пред­варительно очертив мелом, углем, осколком кирпича позу, в которой он был обнаружен.

Термин «место происшествия»—условен. Им может быть не только то место, где совершено преступление, но и то, где обнаружен труп (нередко преступники после совершения убийства могут перенести труп в другое место). В случае, когда на месте происшествия оказались граждане, один из членов наряда должен обратиться к ним с прось­бой оставаться на месте и не предпринимать никаких самовольных действий. По документам устанавливается лич­ность присутствующих, записываются их фамилии, имена, отчества, домашние адреса, место работы и номера теле­фонов. По возможности такие записи делаются с документов, удостоверяющих личность граждан, на месте происше­ствия.

Очень важно выявить круг очевидцев на месте происшествия, спросить у каждого из них, откуда он наблюдал происходящее; если слышал о случившемся от других лиц, то от кого именно. В беседе с очевидцами необходимо выяснить также следующие вопросы:

• что конкретно и в какое время произошло, мотивы преступления;

• кто совершил правонарушение и в каком месте; количество правонарушителей, их примеры (пол, примерный возраст, рост, телосложение, особые приметы, особенности походки, речи, как обращались нападавшие друг к другу, применяли ли они способы маскировки внешности), сведения, об одежде, и других предметах, имевшихся у пре­ступников, роль каждого из них в происшедшем; сколько времени они пробыли на месте происшествия;

• имело ли место применение психического:или физического насилия в отношении потерпевшего, как он вел себя в момент нападения; оказывал ли сопротивление и в чем оно выражалось, какие следы на одежде нападавших могли остаться в результате сопротивления (разрывы на одежде, ссадины, царапины, следы укуса и т. п.), какие ору­дия преступления использовались, где и какие предметы оставили правонарушители;

• что похищено в результате преступления (наименование, количество, характерные приметы);

• в каком направлении скрылись преступники, места их возможного укрытия, пользовались ли они транспортными средствами, их приметы (цвет, марка и номер автомашины, мотоцикла и т. д.);

• количество свидетелей на месте происшествия в момент, когда оно произошло; кто из них находился на месте происшествия в момент опроса.

Производить опрос и делать записи надо быстро, кратко и только о том. что трудно запомнить (фамилия, ад­рес, номер телефона и др.).

Находясь на месте происшествия, следует запомнить и по возможности зафиксировать обстоятельства, быстро изменяющиеся или исчезающие; запах, состояние погоды (направление ветра, температура воздуха, осадки, туман и т. д.), характер освещения и другие особенности, имеющие значение для раскрытия преступления.

Если происшествие произошло в помещении, то надо обратить внимание и точно запомнить:

• время, которое показывают часы, независимо от того, идут эти часы или остановились;

• открыты или закрыты двери, заперты они или нет;

• имеется ли ключ в двери и с какой стороны;

• открыты или закрыты окна и форточки, целы ли стекла, подняты или опущены занавески. Нельзя дотрагиваться руками до дверей, окон и других вещей или предметов.

Для сохранности следов, орудий правонарушения, других вещественных доказательств, а также первичной об­становки места происшествия необходимо удалить от этого места всех граждан, в том числе и потерпевших, на такое расстояние, чтобы они не могли уничтожить или повредить следы и вещественные доказательства. Границы места происшествия определяются таким образом, чтобы в их пределах находились все объекты, имеющие значение для раскрытия преступления. По возможности они обозначаются ясно видимыми указателями и знаками.

Наряд милиции должен знать, что передвигаться на месте происшествия можно лишь в случаях крайней необ­ходимости (при оказании помощи потерпевшему, задержании преступника, обнаружении трупа, наличии в помеще-

нии дыма, огня и т. д.). При этом следует запомнить путь своего передвижения, стараясь как можно меньше оставлять своих следов.

Затем наряд ППС производит оцепление места происшествия, привлекая для этого общественность и граждан. Посты выставляются в зависимости от характера и расположения границ оцепления и подходов. Здесь могут быть использованы различные виды ограждения из веревок, досок, подручные средства, осветительные приборы и т. д.

Проделав все необходимые действия, следует принять меры к сохранности следов происшествия, которые под воздействием атмосферных явлений могут быть уничтожены до прибытия следственно-оперативной группы. Для этого ясно видимые следы и другие вещественные доказательства нужно .накрыть любым имеющимся материалом: ящиком, картоном, .фанерой, газетой, брезентом без резкого запаха (на случай возможного применения служебно-розыскной собаки). Используемые материалы по размеру должны быть несколько больше, чем следы. Для их сохра­нения на вертикальной поверхности (например, на столбе, стене дома) делают козырьки из железа, толи и другого непромокаемого материала. Накрытие следов производят с максимальной осторожностью.

Об обстоятельствах, складывающихся на месте происшествия, других дополнительных данных наряды мили­ции информируют оперативного дежурного по органу внутренних дел.

Когда на место происшествия прибывает следственно-оперативная группа, наряд докладывает о мерах, приня­тых на месте, об особенностях, на которые он обратил внимание, а также о перестановке предметов, произведенной самим нарядом, путях их передвижения и др. В дальнейшем наряд действует по указанию старшего оперативной группы (следователя).

В практике работы нарядов милиции, значительно удаленных от дежурной части, их тактика на месте проис­шествия очень часто не ограничивается применением рассмотренных способов и приемов. Учитывая подобные об­ стоятельства, патрульно-постовым нарядам следует:

• расширять границы осмотра места происшествия;

• вести опросы лиц, проживающих поблизости или на улицах, по которым, по предположению наряда, свидетелей,
скрылись преступники;

• осматривать ближайшие подвалы ,и другие места, где преступники могли укрыться или спрятать похищенные вещи, предметы и т. п.;

• проводить осмотр (и прочесывание) окружающей местности;

• передавать срочные сообщения (ориентировки) в ближайшие подразделения милиции о факте преступления и об установленных приметах преступников или похищенного ими в целях их розыска и задержания;

• организовать наблюдение (засаду) в случае обнаружения спрятанного .похищенного имущества и т. п.

Организуя преследование преступников, наряд может использовать помощь заявителя или другого очевидца, но только с их согласия, либо запросить помощь у соседних нарядов. Наряды милиции во многих случаях прибывают к месту происшествия в течение нескольких минут, вследствие чего преступник, неожиданно застигнутый прибыти­ем сотрудников милиции, вынужден прятаться на месте совершения преступления. Кроме того, скрываясь с места происшествия, преступники нередко теряют головные уборы, пуговицы и даже документы, выбрасывают орудия пре­ступления. Уметь обнаружить их — задача вполне посильная и очень важная.

В случае задержания лица, совершившего преступление, независимо от того, совершено оно открыто или тай­но, наряд обязан строго руководствоваться ст. 91 УПК РФ. Закон в данном случае предусматривает одно из сле­дующих оснований задержания, когда:

1. лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2. очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;

3. обнаружены явные следы преступления на подозреваемом: царапины, ранения, укусы, кровоподтеки; следы крови на одежде; похищенное имущество в его жилище.

Типовые тактические действия нарядов милиции в конкретных ситуациях

Действия нарядов милиции по борьбе с отдельными видами правонарушений во многом зависят от вида и ха­рактера преступления, его тяжести, общественной опасности и наступивших последствий, от места, где совершено преступление и времени его совершения.

Рассмотрим тактику действий нарядов при обнаружении отдельных видов преступлений.

На характер тактических действий нарядов милиции при обнаружении убийства влияет способ совер­шения преступления, т. е. имело ли место открытое или тайное убийство. Открытое убийство совершается в присут­ствии других лиц известным лицом без попыток скрыть свою вину. Нередко такие преступления совершаются на бы­товой почве. В данном случае наряд милиции сосредоточивает свои усилия на задержании преступника.

Тайным считается убийство, совершенное в отсутствие других лиц, когда виновный всячески скрывает свою причастность к преступлению. При названном виде убийства, если информация первичного опроса свидетельствует о возможности розыска по горячим следам, наряд должен немедленно начать преследование, предварительно органи­зовав охрану места происшествия.

Действия по задержанию лиц, совершивших убийство, требуют от милиционеров высокой бдительности, ре­шительности, выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке. При этом всегда следует предполагать веро­ятность вооруженного сопротивления или нападения. Вот почему, принимая решение о преследовании и задержании скрывшегося с места происшествия лица, совершившего убийство, наряд милиции должен уметь использовать в пол­ной мере фактор безопасности.

Другим важным практическим действием при обнаружении убийства является охрана места происшествия. В данном случае необходимо четко определить его границы. Если преступление совершено в квартире или в другом помещении, то охрану организовать нетрудно. Это делается путем прекращения доступа туда посторонних лиц и временного удаления из помещения до приезда следователя лиц, проживающих там. Большую сложность представ-

69

ляет собой организация охраны места происшествия, если преступление совершено в общественном месте, на объек­тах транспорта или на улице. Здесь главной задачей наряда милиции является сохранение следов, указывающих на обстановку и механизм совершения преступления.

Тактические действия милиционера при получении сообщения о нанесении телесных повреждений во многом сходны с действиями, которые он осуществляет при обнаружении убийства. Однако и здесь есть свои осо­бенности. Главная из них состоит в том, что милиционер должен уметь оказать первую медицинскую доврачебную помощь потерпевшему.

Тактика действий нарядов милиции при получении сообщения об изнасиловании определяется тем, когда была получена информация (сразу же после совершения преступления или по прошествии нескольких дней). К по­стовому или патрульному может обратиться с устным заявлением потерпевшая, находящаяся, как правило, в сильном душевном расстройстве, а иногда и нуждающаяся в медицинской помощи. Убедившись в этом, необходимо вызвать скорую помощь или помочь ей добраться до медицинского учреждения на попутном транспорте, одновременно в тактичной форме опросив потерпевшую.

Если потерпевшая или лицо, случайно ставшее свидетелем насилия, укажут на место совершения преступле­ния, наряд должен организовать его охрану. При этом следует обратить внимание на то, что на открытой местности может быть примята растительность, поломаны кусты, на земле могут быть не только следы ног, но и следы рук (ла­доней), различные вещи и предметы, .оставленные преступником.

Характер тактических действий нарядов милиции в случаях обнаружения разбоев и грабежей обусловлен особенностями совершения данных преступлений. К ним относятся:

• повышенная общественная опасность, так как способы совершения этих преступлений отличаются дерзостью, а при разбоях часто сопряжены с психическим и физическим насилием;

• групповой характер нападения с применением оружия и тщательной подготовкой, особенно разбойные нападения на инкассаторов, кассиров государственных учреждений, почтовых отделений связи и др.;

• внезапность и быстрота нападения на граждан в темное время и в малолюдных местах; при этом преступники стремятся быстро скрыться с места происшествия;

. • граждане, подвергшиеся нападению, как правило, находятся в сильном возбуждении, поэтому свои заявления они могут излагать не всегда достаточно вразумительно и логично и т. д.;

• не всегда, особенно при грабежах в условиях города, остаются видимые следы преступления, указывающие на личность преступника и позволяющие, начать его преследование.

Сказанное обязывает милиционеров постоянно совершенствовать свои навыки по выявлению, преследованию и задержанию грабителей, знать обычно типичные обстоятельства, которые подлежат доказыванию по делам об этих преступлениях, и содействовать работникам уголовного розыска и следователям в их установлении.

В ряде городов страны успешно используется метод преследования грабителей, получивший условное название «Спираль». Суть его заключается в том, что прибывший к месту происшествия автопатруль приглашает в патрульную машину потерпевшего или свидетеля-очевидца, запомнившего приметы нападающих, и начинает преследо­вание (поиск), постепенно расширяя зону поиска (по принципу раскручивающейся спирали). Во время движения наряд милиции внимательно осматривает пути вероятною отхода преступников (остановки общественного транспорта,переулки и улицы, ведущие к железнодорожному и автовокзалам, дорогу в аэропорт), обращает внимание потерпевшего на подозрительных лиц, одновременно уточняет детали нападения и приметы грабителей, которые тут же передаются по рации оперативному дежурному. В поиск преступников могут быть включены наряды милиции других районов.

Опытные милиционеры постоянно совершенствуют тактику несения службы в районе дислокации Госбанка, Сбербанка, в период инкассации денег в магазинах, почтовых отделениях связи и на других объектах. Уяснив особые обязанности по охране указанных объектов в период инкассации денег, наряд милиции постоянно должен помнить об угрозе группового, вооруженного нападения и быть готов к смелым и решительным действиям по его отражению. Пренебрежение указанным правилом нередко ведет к тяжелым последствиям.

Возможным подготовительным действиям преступников следует противопоставить профессиональную тактическую смекалку и различные способы введения их в заблуждение путем:

• приближения к охраняемому объекту в разное время и разными подходами;

• наблюдения за охраняемым объектом с нескольких заранее обследованных точек, не исключая мест для скрытого
наблюдения, обеспечивающих внезапное отражение нападения на объект;

• маскировки действий, своих истинных намерений (демонстрация ложных действий, использование условий огра­ниченной видимости, неожиданное появление у охраняемого объекта командира отделения, дружинников, автопатруля);

• открытой демонстрации готовности к отражению нападения (постовой занял место у входа в Сбербанк, по рации доложил командиру отделения или оперативному дежурному о том, что он готов к выполнению задачи, проверил надежность хранения оружия и внимательно ведет наблюдение).

Опыт подсказывает, что подобные тактические действия постовых и патрульных играют важную предупреди­тельную роль. Вместе с тем нельзя считать преступников простаками, которых всегда можно легко обмануть или вве­сти в заблуждение. У них своя тактика. Почувствовав угрозу задержания, они способны на самые ухищренные и не­ожиданные действия, вплоть до нападения. К этому милиционер всегда должен быть готов.

Кражи—распространенное и опасное преступление, посягающее на государственное, общественное и личное имущество граждан. Успешная борьба с кражами и угоном автотранспорта во многом зависит от того, насколько ми­лиционер владеет информацией, которая поможет ему в выборе наиболее эффективных приемов, способов и методов выявления воров и угонщиков, и от того, насколько правильно действовал милиционер в случаях, когда ему стало из­вестно об этих преступлениях.

Что нужно знать милиционеру, работающему в специальных группах по борьбе с квартирными кражами?

В предупреждении краж для нарядов патрульно-постовой службы и милиционеров специальных поисковых групп представляют интерес, во-первых, данные о способе совершения этих преступлений; во-вторых, время совершении краж; в-третьих, места сбыта похищенного.

Источник

Читайте также:  Чем утеплить внешние стены квартиры
Оцените статью