- Проволока для вязки арматуры: классификация, применение, нюансы выбора и расхода
- Применение и технология производства
- Маркировка и классификация
- Какой проволокой лучше вязать арматуру
- Преимущество проволоки перед сваркой
- Расход материала: нюансы и пример подсчета
- Особенности стяжек для опалубки и их расчет
- Описание и назначение
- Обзор разновидностей
- Универсальная
- Пластиковая
- Винтовая
- Как рассчитать необходимое количество?
- Применение
- Съемные стяжки
- Несъемные стяжки
- Металлические
- Пластиковые
Проволока для вязки арматуры: классификация, применение, нюансы выбора и расхода
Ни один объект промышленного или гражданского строительства не возводится без использования железобетонных изделий и конструкций. Для усиления прочности и надежности бетон армируют, в его «тело» помещают каркас из арматуры. Вязальная проволока самый популярный материал для соединения металлических прутов между собой, для создания каркаса, именно о ней пойдет речь в данной статье.
Применение и технология производства
Самой большой популярность проволока для вязки арматуры пользуется в монолитном строительстве. С помощью бетона и арматуры, создаются постройки самых необычных форм, благодаря своей технологии, целостности конструкции от фундамента до крыши. Именно в этой сфере без использования проволоки не обходится не один объект.
Проволоку применяют для армирования, таких железобетонных конструкций как:
- Фундаментов (ленточных, плитных, свайных).
- Стен, колонн, балок и перемычек.
- Лестниц.
- Монолитных перекрытий.
- Стяжки пола.
Самые важные параметры проволоки для вязки арматуры – это гибкость и прочность. Она должна обеспечивать надежное соединение пересекающихся элементов арматуры, одновременно быть мягкой и податливой для быстрого проведения работ.
Данные характеристики обеспечиваются свойствами материала, технологией производства и последующей термической обработкой.
Материалом для изготовления является низкоуглеродистая сталь. Проволока – продукт процесса волочения заготовки через фильеры с заданным диаметром. Под воздействием давления и в процессе пластического деформирования заготовки структура стали измельчается и улучшается, на поверхности образуется упрочненный наклепанный слой.
Однако после такой процедуры в металле сохраняются значительные внутренние напряжения, которые не позволяют изгибать полученный продукт, он будет жестким и хрупким. Поэтому, для возможности применения проволоки для вязки, она подвергается термической обработке – отжигу. В процессе отжига происходит релаксация и снятие напряжений. Таким образом, в результате получается прочное, удобное в работе изделие.
Маркировка и классификация
Вся выпускаемая вязальная проволока изготавливается в соответствии с ГОСТом – 3282-74 «Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения». Документ регламентирует все технические характеристики – тип, размеры, точность изготовления, механические свойства материала.
В ГОСТе указана классификация проволоки по следующим признакам:
- По виду обработки – термообработанная или нет.
- По виду покрытия – с оцинкованным покрытием или без него.
- По точности изготовления – с повышенной или нормальной точностью.
- По временному сопротивлению разрыву (только для не отожженной)– I и II группы.
В зависимости от условий, при которых производилась термическая обработка, проволочка бывает светлой или черной. Черная получается в процессе отжига в воздушной среде, под воздействием кислорода на поверхности металла образуются оксиды и окалины. Светлая проходит термообработку в среде инертных газов, её поверхность чистая, но по технологическим параметрам она ничем не отличается от черной.
Проволока может выпускаться диаметром от 0,16 до 10 мм без покрытия, и 0,2 – 6 мм с покрытием.
Маркировка проволоки включает в себя:
- диаметр – указывается в миллиметрах;
- вид обработки – буква О, в случае проведения термообработки;
- точность изготовления – буква П при повышенной точности;
- вид поверхности – С (светлая), Ч (Черная)
- наличие цинкового покрытия – 1Ц или 2Ц (цифра обозначает класс).
Вся выпускаемая проволока наматывается на бухты или катушки, проходит обязательный контроль, маркируется и подтверждается сертификатом качества. По маркировке выбирается необходимая для использования продукция. Каждый вид вязальной «нити» имеет свое назначение исходя из условий её применения.
Какой проволокой лучше вязать арматуру
Основные критерии выбора это, диаметр арматуры и применяемый инструмент. Для вязки проволокой используют цанги, так же ручные, полуавтоматические и автоматические крючки.
Главная задача проволоки, это надежная фиксация арматуры, чем она толще, тем толще должен быть и связующий элемент. Минимальный применяемый для вязальных работ диаметр – 0,8 мм, используют для связки арматуры, диаметр которой не превышает 10 мм. Размер от 1 мм до 1,2 мм применяется чаще всего в частном малоэтажном строительстве. А при возведении зданий со значительной нагрузкой рекомендуют применять проволоку 1,4-1,6 мм. Для выполнения вязальных работ достаточно использование материала нормальной точности.
Совет от мастера! Я занимаюсь монолитным строительством уже более 10 лет и хочу сказать, что самая удобная проволока для вязки арматуры крючком имеет диаметр 1,2 мм. Подходит для связывания прутов всех диаметров, просто для арматуры диаметром 16 мм и выше, берется две проволочки.
Преимущество проволоки перед сваркой
При сравнении технологии сварки с вязкой, отметим следующие плюсы соединения проволокой:
- простота работы с материалом – процесс вязки арматуры посилен каждому;
- выполнение армирования непосредственно в опалубке;
- удобная регулировка положения прутьев – при необходимости можно исправить геометрию каркаса, отвязав несколько элементов конструкции;
- отсутствие сварных соединений – при нагреве у металла уменьшаются начальные характеристики, он становится слабее, сварной шов более подвержен коррозии;
- доступная цена.
К минусам можно отнести лишь шаткость связанного каркаса, но если, дополнить армирующую конструкцию раскосами, она станет жёстче.
Расход материала: нюансы и пример подсчета
Проволока реализуется в килограммах. Поэтому, при определении необходимого для работы объема материала, вычисляется сначала требуемый метраж, а затем рассчитывается общая масса.
Метраж зависит от схемы армирования и количества узлов перехлеста прутков. Количество узлов умножается на 0,3-0,4. Таким образом, получается общая длина необходимой проволоки в метрах. На практике установлен процент возможного брака, что необходимый запас – не менее 30% от расчетного объема.
Зная необходимый метраж соединительного материала, умножаем его на вес одного метра, и получаем требуемый вес проволоки для проведения арматурных работ.
Таблица веса 1 погонного метра вязальной проволоки в кг.
Диаметр, мм | Вес погонного метра, кг |
---|---|
0,8 | 0,004 |
1 | 0,006 |
1,2 | 0,009 |
1,4 | 0,012 |
1,6 | 0,016 |
1,8 | 0,022 |
2 | 0,028 |
2,2 | 0,04 |
Для того чтобы высчитать расход вязальной проволоки на 1 тонну арматуры и 1 м 3 бетона, нужно знать диаметр используемых прутов, шаг соединения, и конструкционные особенности будущего железобетонного изделия.
- Объем железобетонной плиты 1 м 3 , это 5 м 2 перекрытия, а это в свою очередь два слоя сетки с шагом ячейки 200 на 200 мм, общей площадью 10 м 2 .
- Соединяется арматура в шахматном порядке, для связки 1 м 2 такой сетки необходимо сделать 13 узлов + 8 узлов при дополнительном усилении, получаем 21 узел.
- Теперь 21*0,3= 6,3 метра, берем 30 % на брак – 2,1 метра, в итоге получаем 6,3+2,1=8,4 метра материала на 1 м 2 , рассчитываем необходимый метраж на всю площадь 10*8,4=84 м.
- Вес одного метра проволоки толщиной 1,2 мм равен 0,009 кг, считаем 84*0,009=0,756 кг, получаем, что для армирования 1 м 3 бетонного перекрытия необходимо около 0,756 кг, вязальной проволоки.
- На 1 м 3 такой плиты перекрытия надо около 113 метров арматуры А500С диаметром 12 мм. Вес 1 метра арматуры 0,888 кг, значит 113*0,888=100 кг материала на 1 м 3 .
- Следовательно, на 1 тонну арматуры диаметром 12 мм необходимо 10*0,756=7,56 кг проволоки.
Как видите, все расчеты строго индивидуальны, так как у каждого железобетонного изделия свои размеры и конструкционные особенности.
Вязка арматуры – на первый взгляд простой, но на самом деле очень важный процесс, от которого зависит прочность и долговечность железобетонной строительной конструкции. Немаловажную роль в качестве соединения арматуры играет качество вязальной проволоки. При правильном использовании материала, диаметре изделия и соблюдении технологии вязания добиться необходимого результата достаточно просто. Также не стоит забывать о проверке наличия сертификатов на приобретаемый материал, которые гарантируют заявленные производителем характеристики.
Источник
Особенности стяжек для опалубки и их расчет
Заливка бетонной смеси требует сборки формообразующей конструкции – опалубки. Делается это с применением щитов и особых креплений, которые называют стяжками. Стяжки бывают разными, и у каждого вида есть свои особенности. Стоит рассмотреть подробнее, что представляет собой такое крепление и на какие группы делят крепежи для опалубки.
Описание и назначение
Стяжки обычно используют при создании объемной конструкции из бетона. В этом случае возникает риск разрушения опалубки или деформации щитов из-за высокого давления бетонной смеси. Крепежи помогают предотвратить проблему и обеспечить надежный результат.
Согласно ГОСТ стяжка представляет собой мощный анкерный стержень из профилированной арматуры. Диаметр резьбы такого винта составляет 17 мм, а длина шпильки лежит в пределах от 1,5 до 6 м. Устройство используют для строительства фундаментных и монолитных сооружений. С помощью стяжки усиливают любую опалубку.
Еще одно назначение анкера – регулировка ширины бетонной формы.
С помощью таких крепежей удается добиться точного размера формы и оптимизировать таким образом расход раствора. Кроме того, использование стяжек позволяет ускорить демонтаж опалубки, что дает возможность для повторного применения конструкции.
Обзор разновидностей
Стяжку для опалубки делят на несколько видов. Выбор крепежа зависит от типа опалубки, размеров конструкции. Примечательно, что некоторые модели стяжек считаются универсальными и используются для фиксации опалубок из любых материалов и любого назначения.
Остальные крепежи можно поделить на:
- стальные шпильки съемного типа с разными видами сечений;
- стальные болты несъемного типа;
- пластиковые скобы;
- пружинные изделия;
- проволоки;
- пластины из композита.
Предпочтительным вариантом для фундамента считаются стяжки из металла. Плюс таких стяжных гаек в многоразовом использовании. Такие фиксаторы легко крепить и демонтировать, если грамотно подойти к процессу.
Стоит подробнее рассмотреть наиболее часто встречаемые фиксаторы для пола и других конструкций.
Универсальная
Крепеж используют для установки и фиксации разных опалубок. Например, с помощью стяжки удастся зафиксировать щиты толщиной от 10 до 250 мм включительно. Если возникнет необходимость фиксации толстой конструкции, для увеличения стяжки используют удлинитель.
Плюсы универсальных крепежей:
- ускоренная сборка стяжки;
- точная сборка опалубки;
- снижение затрат на строительство: трудовых и финансовых;
- использование фиксаторов в комплекте с щитами из разных материалов.
Часто стяжки подобного типа устанавливают в пластиковые несъемные опалубки. Главный плюс такого подхода в том, что впоследствии не нужно будет проводить демонтаж конструкции.
Пластиковая
Сегодня появилась возможность использования пластиковых опалубочных стяжек. Стандартный вариант применения подобных крепежей – это сборка и фиксация форм, толщина которых не превышает 250 мм. Для отливки более широкой конструкции потребуется удлинитель.
Плюс применения пластиковых стяжек в отсутствии «мостиков холода».
Винтовая
Стандартный вид – комплект, куда входят:
В некоторых комплектах шайбы отсутствуют, и их приходится докупать отдельно. Раньше винтовые стяжки делали только из металла, но сегодня рынок начал выпускать модели из стеклопластика. Последние представляют собой крепеж для одноразового использования, который оставляют в монолите. Выступающую часть при этом после застывания конструкции срезают.
Как рассчитать необходимое количество?
Для выполнения правильных расчетов необходимо обратить внимание на два параметра:
- толщину материалов опалубки;
- толщину сечения конструкции.
Дополнительно рекомендуют учитывать толщину бетонного сердечника, так как именно давление окажет влияние на количество крепежных элементов. Чтобы определить, сколько стяжки потребуется на опалубку, стоит воспользоваться стандартной формулой Эпюре. Основные рекомендации на 1 погонный метр согласно формуле:
- в нижней части опалубки нагрузка на 1 п. м достигает 2500 кг;
- максимальная нагрузка, которую способна выдержать одна стяжка, составляет 250 кг;
- при подсчете крепежей нужно заложить запас прочности в 10%, тогда количество килограммов на одну стяжку составит 225;
- чтобы щиты не деформировались, шаг между фиксаторами не должен быть менее 0,5 м;
- при подсчете важно учесть методику уплотнения залитой бетонной смеси, например, нагружение на стяжку от виброуплотнения будет выше по сравнению с уплотнением раствора лопатой.
Учет рекомендаций позволит высчитать нужное количество фиксаторов для монтажа опалубки.
Применение
Когда происходит монтаж опалубки, важно ответственно подойти к установке стяжек. Если не соблюсти технологию крепления фиксаторов к щитам, конструкция будет деформироваться. Технология монтажа стяжек зависит от вида опалубочной системы и типа используемых крепежей. Стоит рассмотреть часто встречаемые варианты.
Съемные стяжки
Для монтажа съемных щитов предпочтение стоит отдавать стяжкам такого же типа. При этом рекомендуется обеспечить изоляцию крепежа от бетонной смеси. Игнорирование этого момента приведет к тому, что извлечь стяжку из конструкции не получится. Оставлять же съемную опалубку в монолите не советуют по нескольким причинам.
- Обычно стяжки съемного типа изготавливают из прочного металла. Это довольно дорогой вариант, поэтому использовать такие крепежи лучше многократно.
- У металлических деталей не предусмотрена защита от коррозии. Фиксаторы быстро заржавеют и нанесут вред бетонной конструкции, которая начнет разрушаться изнутри.
- Съемные стяжки, застывшие в конструкции, образуют «мостики холода».
Для проведения грамотного монтажа съемных стяжек в опалубку потребуются:
- щит с предусмотренными отверстиями для монтажа, выполненными по периметру конструкции, шаг между отверстиями не должен превышать 300 мм;
- смазки, которыми будет покрыта опалубка;
- комплект для стяжки, куда войдут основные крепежи в виде шпильки, гаек и шайб;
- трубка из поливинилхлорида с большим диаметром – это нужно, чтобы шпилька фиксатора быстро и без проблем вошла в трубку;
- фиксаторы из ПВХ в форме конуса – это необходимо, чтобы предотвратить проникновение в них бетонной смеси или грязи.
После установки опалубки, фиксации щитов и заливки бетонной смеси нужно дождаться застывания конструкции. Когда результат будет достигнут, можно приступать к демонтажу.
Чтобы демонтировать крепежи, потребуются молоток, с помощью которого удастся удалить шпильки, и болгарка для срезки выступающих трубок ПВХ.
Несъемные стяжки
В этом случае речь может идти о двух видах фиксаторов: металлических и пластиковых.
Металлические
Фиксаторы из металла можно устанавливать в опалубку без защиты. Шпильки монтируют в подготовленные отверстия щитов и фиксируют гайками, предварительно установив шайбы.
Трудности возникают при демонтаже опалубки. Для грамотного демонтажа конструкции нужно срезать выступающие концы шпилек с небольшим заглублением в бетон. После оставшиеся пробоины необходимо замазать цементным раствором, в составе которого будут присутствовать гидроизоляционные добавки.
Пластиковые
Выгодный вариант, плюс которого в небольшой цене расходного материала. Крепеж пластиковых фиксаторов осуществляют с внутренней поверхности желоба щита опалубки. Другими словами, для них не нужно подготавливать отверстия.
Комплект пластиковых стяжных элементов включает:
- тяж;
- удлинитель;
- манжеты для дожима;
- шурупы, дюбель-гвозди или другие крепежи.
Ответственный подход к использованию стяжек для опалубки позволит не только подобрать наиболее подходящий вариант фиксаторов, но также рассчитать количество крепежей и осуществить правильный демонтаж опалубочной конструкции после застывания бетона.
Особенности стяжек для опалубки и их расчет в видео ниже.
Источник