Неудобная проблема: игры с калом
Причин такого поведения может быть множество. Среди них сенсорные особенности, возрастные и психологические факторы, эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы и так далее. Для начала необходимо понять, что же может вызвать такое поведение и какие существуют способы его преодоления.
Возможные причины
Причины, по которым ребенок играет с экскрементами, ест или размазывает их, зависят от его возраста и особенностей развития.
Возрастной интерес. Приблизительно до двух лет, для детей нормально испытывать интерес к собственным экскрементам. Малыши познают функции своего тела и продукты жизнедеятельности. В то же время, реакция родителей на интерес ребенка может надолго закрепить это поведение.
Способ манипуляции. Размазывание кала может быть способом избежать чего-то или получить желаемое: вызвать определенную эмоциональную реакцию, обратить на себя внимание, уйти от неприятной ситуации или требований. Также дети, у которых есть проблемы с коммуникацией, могут использовать эти ситуации как способ общения. Они быстро усваивают, какое поведение приводит к наиболее активному взаимодействию.
Сенсорные особенности. К размазыванию кала могут прибегать малыши, которым нравятся сильные запахи и «грязные» игры, и при этом у них нет другого способа удовлетворить свои потребности. Игры с липкими и мягкими материалами, такими как клей, пена для бритья, тесто для лепки, песок, могут ослабить необходимость размазывать кал. Сильно пахнущие вещества — аромамасло, специи, сыр — помогут удовлетворить тягу к запахам.
Психологические и психические проблемы. Проблемы с размазыванием фекалий могут возникать у детей, страдающих ОКР (обсессивно-компульсивным расстройством), биполярным расстройством, шизофренией. Такое поведение может также проявляться у малышей с аутизмом, повышенной тревожностью, детей-жертв сексуального насилия, или у малышей, переживающих пост-травматический стресс. Донна Уильямс (Donna Williams), автор с аутизмом, указывает, что у игр с экскрементами есть много целей, которые могут остаться без внимания:
- это занятие дает ощущение контроля над телом и окружением, в то время как остальные зоны жизни неконтролируемы
- дает почувствовать контроль над собственными действиями
- способствует выражению злости, фрустрации, беспомощности
- предотвращает нежелательные социальные контакты
- может ассоциироваться с другим эмоционально успокаивающим процессом
- может быть частью навязчивого состояния, выходящего из-под контроля
В любом из этих случаев нужно обратить внимание на качество жизни ребенка и убедиться, что у него есть возможность и приемлемый способ удовлетворения своих потребностей (в то числе эмоциональных и сенсорных). В тяжелых случаях психических расстройств может быть необходима медицинская помощь.
Медицинские случаи. Консультация врача исключит возможные заболевания:
- протозойные инфекции, вызывающие ректальный зуд
- парорексия или пикацизм — стремление к поеданию несъедобного, может быть вызвана дефицитом определенных веществ в организме
- запоры и проблемы со стулом, которые могут приводить к желанию исследовать задний проход
- геморрой, вызванный трудностями с опорожнением кишечника
- ректальный пролапс — выпадение прямой кишки, связанное с пониженным мышечным тонусом тазового дна. Симптомы включают энкопрез (недержание кала), ощущение неполного опорожнения, что приводит к исследованию анального прохода и размазыванию фекалий.
Все эти состояния подлежат лечению.
Как выяснить, зачем ребенок это делает?
Чтоб прекратить любое поведение, нужно понять его функцию. Один из эффективных способов не строить догадки, а пролить свет на мотивацию ребенка — обнаружить причинно-следственную связь, так называемые ABC поведения.
A — Причина. Что происходит прямо перед тем, как проявляется нежелательное поведение? Например, мама выходит из комнаты, чтоб занятся другими делами, или ребенку предъявляются требования, которые он не хочет выполнять. Вариантов может быть множество.
B — Поведение. (В данном случае ребенок размазывает или ест кал)
C — Последствие. Что происходит сразу после того, как проявляется поведение, включая первую реакцию взрослых? Восклицают ли родители, бросаясь отмывать ребенка и стены, или требование убрать игрушки теряет свою актуальность.
Когда становится понятной причина и последствия, подкрепляющие поведение, есть шанс его изменить.
Практические рекомендации
Вознаграждайте желаемое, игнорируйте нежелательное. Малыш должен усвоить, что получает много внимания и позитивного эмоционального общения, когда ведет себя хорошо, и не получает никакого внимания, когда измазывается в фекалиях. Конечно, родителю, которому приходится отмывать стены и ковры, тяжело сохранять ледяное спокойствие и невозмутимость. Но это необходимая мера, чтоб прекратить нежелательное поведение. Обращайте внимание и вознаграждайте ребенка когда он ведет себя хорошо — сидит за столиком, кушает, делится игрушками, строит башню. Также можно награждать ребенка, когда он смог удержаться и не размазывал кал. Эта стратегия поможет снизить частоту неприятных инцидентов, но требует постоянства и времени.
Создавайте нежелательные последствия. Один из способов создать неприятные последствия для ребенка — привлечение его к уборке. Размазывание фекалий не должно помогать ребенку избежать выполнения каких-либо требований. Исключите любое приятные занятия сразу после инцидента — мультфильмы, любимую еду, игры.
Применяйте спец-одежду. На первых порах контролировать туалетные проблемы поможет специальная одежда, например, цельнокройные комбинезоны и пижамы с застежкой сзади, купальники или футболки-боди. Такую одежду можно надевать на ночь или днем, чтоб ограничить доступ к подгузнику. Так ребенок не сможет самостоятельно достать экскременты и родители будут больше контролировать процесс.
Удовлетворяйте интерес приемлемым способом. Удовлетворить интерес малыша и объяснить правила поведения можно с помощью книжек и социальных историй. Например, такую книжку можно посмотреть здесь.
Используйте сенсорные стимулы. Если ребенок размазывает фекалии из-за сенсорных особенностей, нужно обеспечить ему возможность удовлетворять свои потребности приемлемым способом. Тесто для лепки, пластилин, пальчиковые краски, песок, пена для бритья — все это можно размазывать, мять, лепить и даже обмазываться полностью. Создайте место, где кроха сможет играть в «грязные» игры. Если ребенка привлекает резкий запах экскрементов, в качестве замены можно использовать сыр, пахучий пластилин, духи, аромамасло, специи.
Конечно, статья дает только общее представление о том, что представляет из себя размазывание фекалий. Консультация детского психолога поможет детальнее разобраться в причинах и разработать программу избавления от нежелательного поведения.
Автор: Мария Лабырина
Год 2021
Детский клуб-сад Виктории Мироновой
Источник
Особые переводы
Аутизм и размазывание фекалий
Аутизм и размазывание фекалий
Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста перевода для распространения в соцсетях запрещено правилами сайта. Читайте наши паблики и делитесь публикациями оттуда. Распространение текстов на других сайтах возможно только с указанием полной шапки (ссылка на оригинал, автор перевода, постоянная ссылка на перевод).
Размазывание фекалий — проблема, которую редко решаются озвучить родители, но с которой в той или иной степени сталкиваются многие дети с аутизмом. Очень часто дети размазывают фекалии по себе, игрушкам, мебели, стенам и т.д. Это огромная проблема, но родители часто стесняются говорить о ней с близкими, друзьями и даже с врачом — слишком табуированная тема. Тем не менее большинство родителей интересует, почему их ребенку нравится играть с фекалиями и что можно сделать, чтобы справиться с этой проблемой. Чтобы помочь вам определить, что конкретно привлекает вашего малыша в этом процессе и как можно предотвратить проблему, мы записали несколько находок опытной мамы (D.C. Fetters).
Почему дети с аутизмом размазывают свои фекалии?
Существует масса версия, объясняющих, почему дети размазывают свой кал. Кто-то считает, что им нравятся сенсорные ощущения от игр с фекалиями, кто-то — что дети размазывают кал, чтобы привлечь внимание и манипулировать взрослыми, а кто-то — что размазывание кала является реакцией на стрессовую ситуацию, или возникает от скуки.
Я уверена, что многие дети сталкиваются с проблемой размазывания фекалий из-за одной (или всех) из этих причин. Но если говорить о моем сыне, то причина была в том, что он постоянно держал руки в подгузниках. Если памперс был полон, его ладошки пачкались, а затем он просто пытался вытереть их обо все, что попадалось под руку. К сожалению чаще всего под его руки попадали стены, ковер, игрушки, он сам и даже косички его младшей сестренки. Не трудно представить, какой бедлам начинался в квартире, когда он пытался вытереть руки.
Можно ли предотвратить эту проблему?
Необходимость постоянно оттирать фекалии со стен, ковров и игрушек может любого довести до слез. Как ни взгляни, в этой процедуре нет ничего приятного, и вряд ли вы сможете вернуть ковру прежнюю чистоту. И самое обидное, после всех ваших усилий, «авария» может случится снова на следующий же день ( или даже в ТОТ ЖЕ день). К счастью, есть несколько приемов, которые помогут вам снизить вероятность подобных происшествий.
Пять шагов, чтобы предотвратить размазывание фекалий
Будьте начеку
Самый первый и главный шаг для предотвращения проблемы размазывания фекалий у детей с аутизмом — внимательно следить за тем, когда они опорожняют кишечник, и сразу же менять подгузники/пеленки. Если откладывать, повышается вероятность, что ребенок доберется до содержимого памперса и размажет его по стенам и т.д. Большинство детей так или иначе дают понять, что готовятся облегчиться: прячутся за углом, заходят за стул, гримасничают, замирают, — так что будьте внимательны и постарайтесь предотвратить возможную проблему.
Ограничите доступ
Когда мой сын столкнулся с этой проблемой , мы начали одевать его в ползунки или футболки-боди, которые застегивались между ног, чтобы ему было сложнее добраться до подгузника. Ночью мы надевали на него пижаму с застежкой сзади. Если у вас девочка — можно надеть хлопковый купальник, который помешает добраться до фекалий. Если ваш ребенок постарше — используйте спортивные купальники и трико, или цельнокроенные комбинезоны для взрослых.
Вознаграждайте желаемое поведение
Если ваш ребенок хорошо реагирует на вознаграждения, вы можете попробовать изменить нежелательное поведение, предоставляя награду в те моменты, когда, не смотря на то что подгузник полон, он сумел удержаться и не измазать в фекалиях руки. Не все дети с аутизмом сразу понимают, за что и почему им дается награда, так что этот способ может сработать не сразу.
Разделите обязанности по уборке
Совместное устранение последствий помогло моему сыну отучиться размазывать фекалии. Если только он срывался и пачкал все вокруг, я заставляла его все убрать: надевала на руки резиновые перчатки, давала в руки губку и, рука в руке, мы убирали его фекалии со стен и пола. Возможно вам покажется это не гигиеничным, но по мне — не более чем размазывание фекалий, которым он увлекался. Сын ненавидел уборку, и, я думаю, во многом это повлияло на то, что он все таки сумел отказаться от своей привычки.
Дайте схожий сенсорный опыт
Если ваш малыш однозначно получает сенсорное удовольствие от игр с фекалиями, вы можете предоставить ему другие способы получить те же ощущения. Пальчиковые краски, игры с пластилином или лизуном, возможность просто повозиться в грязи могут дать вашему ребенку достаточно сенсорной стимуляции, чтобы желания играть с фекалиями не осталось.
И в дополнение к вышесказанному, несколько советов от UK National Autistic Society:
Возможно вашего ребенка привлекает текстура фекалий. Подумайте, можно ли найти что-то «безопасное», с чем он может играть в своей комнате вместо кала. Это может быть пластилин, или что-то еще.
Возможно ребенку стало скучно и он не знает чем еще себя занять, особенно если все остальные члены семьи уже спят. Если ваш ребенок спит один, возможно стоит оставлять ему небольшие задания и игрушки, в которые он мог бы поиграть ночью. Можно даже собрать специальную «ночную коробочку».
Также возможно реакция окружающих подкрепляет поведение вашего ребенка. Если размазывание фекалий вызывает повышенное внимание близких, ребенку это может понравиться. Будет здорово, если вы попробуете фиксировать эпизоды этого поведения, чтобы проследить как реагируют домашние. Если причина поведения ребенка — повышенное внимание взрослых, соберитесь с силами и старайтесь реагировать максимально спокойно: сведите к минимуму зрительный контакт и старайтесь ничего не говорить. Эту тактику лучше сочетать с предоставлением повышенного внимания когда ребенок делает что-то хорошее и правильное.
Специальная одежда ограничит доступ ребенка к промежности и фекалиям. Попробуйте надевать на него цельнокроенные пижамы, комбинезоны или трико, их делают для детей любого роста и возраста.
Некоторым детям отлично помогают социальные истории.
Безусловно, эта заметка не включает в себя все возможные подходы и причины такой сложной проблемы как размазывание фекалий, но надеюсь она дала вам возможность лучше понять, что представляет из себя это поведение.
Источник
Как отучить сына пачкать все вокруг своими фекалиями?
Добрый день, помогите!
Ситуация такая, сыну 1.9 и мы учимся ходить на горшок с 1.6. Все началось с того, что долго подбирали горшок, в итоге нашли. Потом съездили в гости, там ребенок старше, и попросили ему показать моему сыну, как ходить на горшочек.
Тот брал с собой моего малыша за руку и показывал, как нужно делать, в итоге, данный способ дал успех, и сын дома стал ходить на горшочек, хоть и с промахами.
Но осталась проблема, если вдруг он остается один в комнате (где иногда я его оставляю играть и все безопасно, пока я готовлю), он иногда вымазывает диван своими фекалиями. Первый раз мы естественно с мужем сказали «аяяяй, а как же горшочек», но это продолжается и по сей день и все чаще и чаще. Словно нельзя отойти не на шаг. Купила пластилин, он лепит до «упада», пока ему не надоест. Рисовать есть возможность «сколько угодно». Пальчиковые краски, различные мелки, карандаши, фломастеры. В течение дня рисуем много вместе, играем постоянно, но стоит «отвернуться» прихожу — изрисовано. Диван на выброс. Как я заметила, что это просто любопытство. Он не зовет меня, когда сделал дело, а может сесть в горшок, сделать дела — и начать рисовать.
Пробовала и наказывать, и объяснять, что это нехорошо — без толку. Он не понимает «что такого?». Сын плохо говорит, поэтому диалог с ним трудно провести, чтобы понять, почему он это делает.
Скажите, это болезнь? Любопытство? Сколько это продлится? Ведь это добавляет мне работы дома, меньше уделяю ему времени, портится настроение и, конечно же, злюсь на него. За сегодня он так сделал 2 раза.
Делать дела и держать его рядом не всегда есть возможность, и целыми днями с ним я одна. И садик обсуждали с ним, что взрослые детки ходят на горшок и не рисуют какашками. Как мне быть? Научите.
Вполне возможно, что Вы стали приучать ребенка к горшку слишком рано, когда он, в силу определенных индивидуальных особенностей, еще не был к этому готов. Вероятно, мальчик стал ходить на горшок скорее из любопытства, не вполне понимая, что происходит с его телом во время акта дефекации.
На данный момент ребенок находится на так называемой активной анальной стадии по Фрейду. Этот период связан с обучением самоконтролю, которое провоцирует высокий уровень напряжения. Стресс ребенка может также усугубляться тем, что и Вы испытываете напряжение в связи с данной темой. Могу предположить, что подобным поведением ребенок может пытаться снять психоэмоциональное напряжение. Нужно обратить внимание на качество сна мальчика, на то, легко ли он успокаивается после активной деятельности, легко ли засыпает и просыпается. Если все хорошо в этом, то причина либо в психологии либо в любопытстве к окружающему миру.
Вы правильно делаете, что ищете социально приемлемые альтернативы его поведению, однако постарайтесь при этом не раздражаться и снизить значимость этих событий. Это кажется очень сложным, но чем скорее Вы научитесь спокойно воспринимать ситуацию, тем быстрее она благоприятно разрешится. Чтобы расслабить, уделяйте внимание себе, своему телу и своим эмоциям. Следите за качеством своего питания и сна.
Возвращаясь к Вашему запросу, стоит сказать, что он также может просто изучать свое тело, в том числе и свои фекалии, но Ваша эмоциональная реакция заставляет его проделывать это вновь и вновь. Стоит отложить процесс приучения к горшку до времени, когда мальчик будет более к этому готов.
Рекомендую также обратиться за консультацией к детскому неврологу и проктологу, поскольку часто проблемы, которые кажутся психологическими, имеют под собой физиологическую основу.
Возможно, мальчику кажется странным процесс дефекации и поэтому он старается как можно скорее избавиться от его продуктов, размазывая их по мебели. Или с любопытством изучает свойства своих фекалий так, как, например, изучает свойства воды. Возможно, стоит оградить ребенка во время дефекации стенками из ДВП и позволить ему рисовать хотя бы на них. Тогда Вы сможете более спокойно реагировать на это явление, что закономерно приведет к снижению уровня напряжения у мальчика.
Обратите внимание, как ребенок ведет себя в садике, если там такой проблемы не возникает, ее причина скорее всего кроется в домашних условиях. Попробуйте взять ребенка с собой в туалет и показать ему собственный пример, возможно, мальчик примет способ поведения от Вас или Вашего мужа и перестанет пачкать мебель.
Если других причин не обнаружится, дело скорее всего в Ваших эмоциональных реакциях. В этом случае нужно успокоиться и постараться переждать этот непростой этап в развитии сына.
Источник