Разработка котлованов под фундаменты опор контактной сети

2. Разработка котлованов

2.1. Разработку котлованов или погружение свайных фундаментов под опоры контактной сети разрешается начинать только после разбивки мест установки опор в соответствии с проектом, что должно быть оформлено актом.

Положение опор контактной сети железных дорог должно быть зафиксировано на наружной стороне шейки рельса железнодорожного пути с указанием порядкового номера опоры и габарита ее установки.

2.2. Разработку котлованов под опоры контактной сети на действующих железнодорожных линиях следует производить под наблюдением представителя дистанции пути (или управления железнодорожного транспорта промышленного предприятия).

Руководитель работ должен поставить в известность администрацию дистанции пути (или управления железнодорожного транспорта промышленного предприятия) о местах работ не позднее, чем за 12 ч до их начала, а последняя должна выделить своего представителя в сроки, указанные в извещении.

2.3. Размеры котлована в плане должны обеспечивать возможность установки фундамента в проектное положение с учетом уплотнения грунта в пазухах.

При установке опор непосредственно в котлован с заполнением его бетоном размеры котлована должны соответствовать размерам фундамента, а стенки котлована должны быть выровнены.

2.4. Разработку котлованов необходимо, как правило, осуществлять так, чтобы для опор, устанавливаемых на прямых участках, с внешней стороны кривых, а также с внутренней стороны кривых радиусом более 1000 м котлован был расположен от оси рельсового пути (а для троллейбусных линий — от бортового камня дороги) на расстоянии, обеспечивающем возможность установки фундамента или опоры в проектное положение вплотную к стенке котлована, обращенной в сторону пути.

На внутренней стороне кривых радиусом менее 1000 м котлован следует располагать на таком расстоянии от оси рельсового пути, чтобы обеспечить установку опоры или фундамента в проектное положение вплотную к стенке котлована, обращенной в сторону «поля».

Читайте также:  Как сделать простейший фундамент для сарая

2.5. Грунт, вынутый из котлованов, необходимо располагать, соблюдая габариты приближения строений. Засыпка кюветов грунтом запрещается.

При расположении котлованов на проезжей части улицы и около нее, дорожно-строительные материалы должны быть убраны с проезжей части или надежно ограждены от проезжающего транспорта.

Излишний грунт, оставшийся после засыпки пазух котлована, должен быть спланирован и плотно утрамбован, а в городских условиях — вывезен. Откосы выемок, кюветы и земляное полотно, а также газоны или асфальтовое покрытие, нарушенные при разработке котлованов, должны быть приведены в исправное состояние.

2.6. Вертикальные стенки котлованов, отрытых с применением средств малой механизации в слабых, обводненных и несвязных грунтах, подлежат креплению, обеспечивающему устойчивость их стенок и безопасность движения транспортных средств. Крепления, должны быть инвентарными.

В сложных условиях (в плывунах, при откосах насыпей круче 1 : 1,5 и т.п.) крепление котлованов должно выполняться по индивидуальным проектам.

2.7. Разработку котлованов под опоры без крепления следует выполнять:

при установке фундаментов или опор непосредственно за механизированной разработкой котлованов;

в выемках и нулевых местах с устойчивыми (сухими, связными) грунтами при расстоянии от оси пути до ближайшей грани опоры 4,9 м и более;

в сухих связных грунтах для консольных опор с приближением к оси пути 3,1 м и более.

2.8. При устройстве котлованов в скальных и мерзлых грунтах, требующих разрыхления взрывным способом, взрывные работы должны производиться по специальным проектам и в соответствии с требованиями правил безопасности в перерывы в движении поездов.

В связных нескальных грунтах (глинах, суглинках) разрешается устройство взрывным способом котлованов под перегонные опоры; при этом должна быть обеспечена устойчивость земляного полотна и верхнего строения пути, а работы должны осуществляться в соответствии с требованиями проекта, Единых правил безопасности при взрывных работах, утвержденных Госгортехнадзором и по согласованию с отделением железной дороги.

2.9. При рытье котлованов «с поля» руководитель работ обязан через администрацию дистанции пути обеспечить выдачу локомотивным и поездным бригадам письменного предупреждения. Место работ должно быть ограждено переносными сигналами.

При появлении деформаций, вызывающих нарушение устойчивости земляного полотна, руководитель работ обязан обеспечить соответствующее крепление его и заявить администрации дистанции пути о необходимости ограничения скорости движения поездов или установления пропуска поездов с проводником.

Руководитель работ обязан иметь расписание движения поездов и набор сигналов, необходимых для остановки поезда или снижения его скорости.

2.10. Котлованы на станциях и остановочных пунктах, в местах скопления людей и в населенных пунктах должны быть закрыты щитами или ограждены с соблюдением габарита приближения строений.

2.11. Разработанные котлованы под опоры контактной сети перед устройством фундаментов должны быть проворены. Проверке подлежат размеры в плане и глубина, ориентировка в отношении оси пути или борта дороги, планировка дна, надежность .крепления, а также соответствие свойств грунта в котловане проекту.

Источник

Строительные работы по сооружению контактной сети

До начала строительных работ осуществляют разбивку мест установки опор согласно планам контактной сети перегонов и станций, разработанным проектной организацией. Положение оси опор отмечают нанесением вертикальной черты, номера и типа опоры несмываемой краской на шейке наружного рельса с полевой стороны. Одновременно отмечают габаритное расстояние от оси пути до опоры.

Котлованы под опоры, анкеры и фундаментыобычно разрабатывают многоковшовыми или буровыми землеройными машинами. Во избежание повреждения подземных коммуникаций специальными искателями определяют места положения коммуникаций. При невозможности применения средств механизации из-за наличия подземных коммуникаций котлованы разрабатывают вручную. Близость расположения котлованов к действующему пути требует тщательного соблюдения правил безопасности движения поездов и техники безопасности при производстве работ. На время производства работ машинистам поездов выдают предупреждения о повышении бдительности или снижении скорости движения в особо опасных местах.

Руководитель работ тщательно наблюдает за состоянием земляного полотна и креплений котлованов. При появлении трещин вокруг котлована и особенно со стороны пути усиливают крепление котлованов. При значительном притоке в котлован воды ее откачивают и устанавливают шпунтовые ограждения. Котлованы разрабатывают в сжатые сроки и работы организуют так, чтобы фундаменты, анкеры и опоры устанавливались в то же «окно» или в срок не более суток во избежание обрушения стенок и нарушения несущей способности дна.

Разработку котлованов производят механизированным способом, используя котлованокопатели, буровые машины, экскаваторы и другие механизмы.

Для рыхления скального грунта прибегают к взрывным работам. В качестве взрывчатого вещества используют аммонал. Патроны с аммоналом закладывают в высверливаемые буром отверстия глубиной 25—30 см и забивают сверху сухим песком. Взрывные работы ведут специальные организации.

Для работы в перенасыщенных влагой грунтах применяют виброконтейнер. Опустив контейнер краном на место будущего котлована, осуществляют его вибропогружение. В разработанный контейнером котлован за 2—3 мин устанавливают опору. В течение указанного времени стенки котлована при заполнении его водой не успевают обрушиться.

При сооружении фундаментовопор контактной сети и анкеров работы осуществляются в такой последовательности: изготавливают фундаменты и анкеры на строительном дворе или получают готовые; развозят их специальными поездами или внерельсовыми транспортными средствами и устанавливают кранами в заранее подготовленные котлованы; осуществляют вибропогружение свайных фундаментов; бетонируют фундаменты на месте.

Опоры контактнойсети устанавливают на подготовленные фундаменты или непосредственно в грунт в подготовленные котлованы. В слабых грунтах под опоры для устойчивости устанавливают опорные плиты.

Наибольшее распространение из существующих железнодорожных кранов для установки фундаментов, анкеров и опор контактной сети имеет кран МК ЦУМЗ-15 грузоподъемностью 15 т. Преимущество этого крана в том, что при работах на двухпутных участках по соседнему пути сохраняется нормальный габарит, где поезда могут следовать без ограничения скорости. Применяют также железнодорожные краны КЖ-16, КДЭ-161, К-ЮЗ, ПК-6, ПК-15.

Рис. 15.6. Тракторный кран КТС-5Э: 1—стрела; 2 — кабина; 3 — поворотная платформа

При работах с поля для установки фундаментов анкеров и опор используют тракторные краны КТС-5Э (рис. 201), КТС-10Э, КМТТС-10 и др., применяют также автомобильные краны КТС-3, К-1015, КС-2563 и т. п.

Перед установкой фундамента, анкера или опоры в котлован проверяют правильность отметки дна котлована относительно уровня головки рельса. Крюк крана присоединяют к опоре несколько выше центра тяжести, после чего опору поднимают и опускают в котлован или на фундамент, придавая ей наклон 1,5 % от высоты опоры в сторону, противоположную действию основных нагрузок. Котлован засыпают слоями по 20—30 см и тщательно утрамбовывают каждый слой. При работе в зимних условиях мерзлый грунт обязательно размельчают так, чтобы комья были размером не более 5 см.

Свайные фундаментыустанавливают при вибропогружении агрегатом АВСЭ-М, смонтированным на 60-тонной четырехосной платформе (рис. 202). При этом отпадает необходимость в землеройных работах и значительно ускоряется сооружение фундаментов опор контактной сети.

На раме платформы расположено поворотное устройство агрегата, на котором находится стрела с направляющими для выдвижения и поворота. На конце выдвижной стрелы укреплена конструкция для вертикального перемещения рабочего органа, внутри которой находится вибропогружатель ВП-1 с электродвигателем и гидравлическим захватом. Над второй тележкой платформы расположена поворотная кран-балка с тельфером грузоподъемностью 2 т, позволяющая грузить фундаменты на платформу и устанавливать их на специальный станок посередине платформы. Этим станком фундамент подается в гидравлические захваты рабочего органа. Под кран-балкой укладывается 16—18 фундаментов. Агрегат приводится в действие и транспортируется мотовозом-электростанцией МЭС-1, на которой имеется трехфазный генератор мощностью 200 кВт.

Рис. 15.7. Вибропогружатель АВСЭ-М

Агрегат дает возможность погружать свайные фундаменты длиной до 5 м при расстоянии от оси пути 2,7—5,4 м. При погружении в грунт вибропогружателем ВП-1 свайный фундамент подвергается знакопеременным колебаниям с частотой 7 Гц и амплитудой 10—18 мм. За двухчасовое «окно» агрегатом АВСЭ погружают 8—9свай.

Большой экономический эффект дает использование свайных фундаментов под станционные опоры гибких поперечин. Свайный фундамент из 4—8 железобетонных свай длиной 5—10 м сечением 30 × 30 или 35 × 35 см объединяют поверху плитой и соединяют с ней болтами или сваркой. Для погружения свай под станционные опоры контактной сети применяют вибропогружатель типа ВП-30, установленный на железнодорожном кране.

При сооружении больших монолитных фундаментовпод опоры гибких поперечин может осуществляться бетонирование фундаментов непосредственно в местах их установки с применением бетономешалки.

Жесткие поперечинына железобетонные опоры устанавливают установочным поездом, состоящим из тепловоза, двух четырехосных платформ (под стрелу крана), крана МК ЦУМЗ-15, сцепа из двух четырехосных платформ для перевозки поперечин и крытого вагона для бригады, материалов и инструмента. Для перевозки поперечин длиной более 24 м сцеп дополняют двухосной платформой.

Поперечины длиной до 20 м опускают на стойки непосредственно с установочного поезда с занятием одного пути. Если длина поперечины более 20 м, то установочный поезд располагают на одном пути, а кран — на соседнем с ним пути. Для установки поперечины осуществляют ее строповку четырехветвевым стропом, закрепленным на расстоянии 3—4,5 м от концов поперечины. После этого поднимают ее и крепят болтами к оголовкам стоек

Строительные работы должны быть выполнены так, чтобы обеспе­чивалась долговременность эксплуатации сооружаемых устройств. Перед установкой металлические опоры, поперечины и другие метал-линеские конструкции окрашивают по всей поверхности и при необходимости восстанавливают защитные битумные покрытия подземной части поверхности фундаментов, анкеров и железобетонных опор.

Источник

Разработка котлованов под анкера, фундаменты и опоры

Контактной сети

Разработку котлованов под опоры контактной сети разрешается начинать только после разбивки мест установки опор в соответствии с проектом, что должно быть оформлено актом.

Разработку котлованов под фундаменты и опоры контактной сети необходимо производить механизированным способом – специальными котлованокопателями, буровыми машинами, а в труднодоступных местах – с помощью средств малой механизации. В стесненных условиях на станции разработка котлованов допускается вручную с применением необходимых мер по технике безопасности.

Для разработки котлованов «с пути» используются котлованокопатели ВК-3 на железнодорожном ходу (рис. 2.5).

Котлованокопатель ВК-3 смонтирован на платформе дрезины ДГК. На платформе установлена поворотная ферма с опорными домкратами и телескопической выдвижной частью, несущей направляющую раму рабочего органа – многоковшового бара с реверсивным транспортёром. В транспортном положении рабочий орган закрепляют вдоль платформы дрезины, в рабочем – устанавливают под углом к продольной оси платформы. Вылет бара от оси пути изменяют, выдвигая телескопическую часть фермы. Перемещают рабочий орган вверх и вниз по направляющей раме лебёдки. Гидравлические домкраты, опираясь на обочину земляного полотна, обеспечивают устойчивость машины при рытье котлованов.

Под платформой расположен генератор, приводимый в действие двигателем дрезины. Генератор питает электрические двигатели приводов насоса гидравлической системы, лебёдки, бара, транспортёра и механизма перемещения выдвижной части. Управляют перемещением котлованокопателя из кабины, а рабочим органом – из кабины, расположенной на поворотной ферме.

Для разработки котлованов «с поля» предназначены котлованокопатели МКТС-2М (рис. 2.6). МКТС-2М применяют для разработки котлованов на насыпях высотой до 3.5 м и в выемках глубиной до 2.5 м.

Котлованокопатель МКТС-2М смонтирован на тракторе с уширенными гусеницами. Платформа представляет собой сварную раму, на которой установлены механизм поворота платформы и аутригеры. Рабочий орган (многоковшовый бар) перемещается вверх и вниз по направляющей раме под действием каната. Направляющая рама оснащена винтовыми домкратами. Извлечённый ковшами из котлована грунт можно отбрасывать в любую сторону транспортёром, установленным в верхней части рамы рабочего органа. Управляют работой машины из кабины.

Основные характеристики котлованокопателей приведены в таблице 2.1.

Показатель ВК-3 МКТС-2М
Производительность в талых грунтах, котл. в час 15. 18
Производительность в мёрзлых грунтах, котл. в час 7. 9
Размеры котлована, мм 700´900 700´900
Глубина котлована от уровня головок рельсов, м
Максимальный вылет рабочего органа от оси машины, м
Минимальный вылет рабочего органа от оси машины, м 3,5 3,4
Скорость движения, км/ч 2,25. 7,4
Длина в транспортном положении, мм
Ширина в транспортном положении, мм
Высота в транспортном положении, мм
Масса, т 22,6

Для разработки котлованов под фундаменты опор гибких поперечин применяют одноковшовые экскаваторы.

Разработка котлованов под железобетонные опоры без крепления стенок допускается в следующих случаях:

при установке фундаментов или опор непосредственно после механизированной разработки котлованов;

разрыв во времени между разработкой котлована и установкой опоры не более одних суток;

при глубине промерзшего грунта не менее 0,8 м;

в сухих связанных грунтах.

Рис. 2.5. Котлованокопатель типа ВК-3

(1 – платформа; 2 – кабина; 3 – рабочий орган)

Рис. 2.6. Котлованокопатель МКТС-2М

(1 – трактор; 2 – кабина; 3 – платформа; 4 – канат; 5 – направляющая рама;

6 – винтовой домкрат; 7 – рабочий орган)

Технология механизированной разработки котлованов:

1. Условия работ:

при работе «с пути» – с предоставлением «окна» для движения поездов не менее одного часа;

при работе «с поля» – с ограждением места работ переносным сигналом «С» (свисток) и выдачей предупреждений поездам, следующим по прилегающим путям;

категория работ по электробезопасности: – вблизи частей, находящихся под напряжением, или со снятием напряжения с проводов и оборудования, если во время работы детали механизмов могут приблизиться к токоведущим частям на расстояние менее двух метров;

работа оформляется нарядом, с уведомлением энергодиспетчера о времени, месте и характере работ или по приказу энергодиспетчера со снятием напряжения с проводов и оборудования, находящихся в зоне работ;

при работе на станционных путях – по согласованию с дежурным по станции;

в присутствии представителя дистанции пути;

при наличии подземных коммуникаций в месте работ – в присутствии представителя организации искусственного сооружения в месте работ или по ее письменному разрешению.

2. Подготовительные работы и допуск к работе:

заблаговременно до начала работ произвести разбивку мест разработки котлованов (краской на наружной стороне рельса с указанием оси опоры, типа, порядкового номера и габарита);

не менее чем за сутки дать заявку на выделение представителя дистанции пути;

при наличии подземных коммуникаций в месте работ – получить письменное разрешение или не менее чем за трое суток уведомить о месте и времени работ с просьбой выделить представителя;

накануне работ передать заявку энергодиспетчеру на предоставление «окна» в движении поездов, на выдачу предупреждений поездам, на снятие напряжения с проводов и оборудования ( в зависимости от условий работ);

получить наряд на производство работ и инструктаж от лица, выдавшего его;

сформировать установочный поезд;

организовать переезд установочного поезда на станцию, где будет выполняться работа;

уведомить энергодиспетчера или получить приказ энергодиспетчера с указанием времени начала и окончания работ и, при необходимости, о снятии напряжения с проводов и оборудования;

при работе «с поля» убедиться о выдаче предупреждений поездам;

после закрытия пути перегона или станции, получить разрешение от дежурного по станции на его занятие; осуществить переезд установочного поезда на место работ в соответствии с Инструкцией по движению поездов;

по прибытии на место работ провести инструктаж членам бригады с росписью в наряде;

при работе со снятием напряжения установить заземляющие штанги в соответствии с нарядом;

при работе «с поля» оградить место работ сигналом «С»;

3. Порядок разработки котлована:

заземлить раму механизма на автомобильном ходу переносным медным заземлителем сечением не менее 50 мм 2 на тяговый рельс или на инвентарный заземлитель;

механизм переводится в рабочее положение и производится разработка котлована.

4. Операционный контроль разработки котлованов:

размеры котлована должны обеспечивать свободную установку фундамента или опоры с лежнями или опорными плитами в проектное положение с учетом возможности уплотнения грунта; по глубине котлован должен соответствовать проектным размерам с допуском ±100 мм, а по расстоянию от оси пути должен обеспечивать возможность установки фундаментов или опор с допуском не более +150 мм.

котлованы, разрабатываемые на прямых участках пути, с внешней стороны кривых, а также с внутренней стороны кривых радиусом более 1000 м, должны обеспечивать возможность установки опоры вплотную к стенке котлована со стороны пути;

котлованы, разрабатываемые с внутренней стороны кривых радиусом менее 1000 метров, должны обеспечивать возможность установки опоры вплотную к стенке котлована с полевой стороны (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Упрощенная схема разработки котлованов для установки опор при радиусе кривой более 1000 м (а) и менее 1000 м (б)

Источник

Оцените статью