- Ремонт кровли из профнастила: подробный разбор всех видов повреждений
- Содержание
- Причины повреждений крыши из профнастила
- Причина №1. Ошибки монтажа
- Причина №2. Механическая чистка
- Причина №3. Коррозия
- Причина №4. Пространство под коньком
- Причина №5. Некачественный профнастил
- Причина №6. Разгерметизация саморезов
- Проведение обследовании кровли
- Чем лучше ремонтировать такую крышу?
- Силиконовые герметики: для естественных деформаций
- Полиуретановые герметики: для высоких температур
- Тиоколовые герметики: для примыканий
- Акриловые герметики: ремонт изнутри
- Битумные мастики: для герметизации стыков и примыканий
- Герметизирующие ленты: полезные новинки
- Специальные шпатлевки
- Если причиной протечек стали саморезы
- Ремонт оцинкованной кровли: применяем краску, битумный раствор, волокнистые материалы
- Локальный ремонт стальной кровли ↑
- Закрашивание краской ↑
- Ремонт швов ↑
- Нанесение заплат ↑
- Капитальный ремонт оцинкованной кровли ↑
Ремонт кровли из профнастила: подробный разбор всех видов повреждений
Кровля из современного профнастила давно признана одной из самых прочных и надежных. Но по ряду многих причин ее довольно часто приходится чинить: то саморезы расшатались, то ржавчина откуда-то вылезла, то стыки с кровельными элементами потеряли свою герметичность…
Не говоря уже о страдающем утеплителе и массы других проблем. Что со всем этим делать, и как предотвратить дальнейший ремонт кровли из профнастила, который уже становится ежесезонным? Вот об этом мы сейчас вам и расскажем!
Содержание
Причины повреждений крыши из профнастила
В отличие от более простой по своей структуре фальцевой кровли, профнастиловая может повредиться по целому ряду причин. Ведь самый ее главный недостаток – огромное количество креплений!
Причина №1. Ошибки монтажа
Обычно мучаются с протечками и сырой кровлей хозяева домов с малым уклоном крыши. Понятно, что на такой крыше больше задерживается снег, а потом и талые воды. И даже ливень оказывает большее водяное давление, чем на более скатную кровлю. И что тогда говорить уже о плоской крыше?
Второй момент – это величина нахлеста листов. Неспроста существуют официальные строительные рекомендации к обустройству крыш из этого материала: уклон в пределах 15-30° и нахлест по длине от 100 мм до 200 мм в зависимости от уклона. По ширине – это одна волна. А вот кровли, угол наклона которых менее 15°, монтируют с обязательным применением герметизирующих составов. И если нарушено хотя бы одно из них требований – в первую же оттепель протечки гарантированы.
А еще бывает вот что. Малопрофессиональные строители, случайно и регулярно промахиваясь перфоратором мимо обрешетки (а крепить саморезы нужно только к ней), полученные лишние отверстия попросту замазывали герметиком – тем, что был под рукой. Естественно, уже в первый год такие «огрехи» потекут. Решить эту проблему способен современный экобит – специальные заплатки, которые нужно вырезать и разогреть при помощи фена. А потом закрасить в цвет кровли – проще простого.
Причина №2. Механическая чистка
Особенно часто повреждает крышу из профлиста механическая чистка от снега: вылетает крепление, возникают мелкие трещины там, где уже есть ржавчина, появляются царапины. Царапины сами собой опасны тем, что открывают доступ талой и дождевой воде непосредственно к металлу листов, минуя теперь специальное защитное покрытие. Не пройдет и двух месяцев, как по новой кровле пойдут некрасивые ржавые потеки, которые повлекут за собой еще большие проблемы.
Причина №3. Коррозия
Итак, одной из самых распространенных причин протечек кровли – это ржавчина. Причем для кровли из профлиста эта проблема стоит особенно остро – куда острее, чем с любым другим видом металлической кровли.
Почему так? Например, та же фальцевая менее подвержена коррозийным процессам благодаря тому, что практически не содержит крепежных элементов в виде саморезов или гвоздей – ее стыки просто загибаются. И с нее намного легче скатывается снег. А вот кровля из профнастила – это по 18-20 штук саморезов на один квадратный метр! Понятно, что как бы вы плотно их не загоняли, какие бы резиновые насадки не использовали – все равно любые отверстия в кровле всегда в зоне повышенного риска.
В основном процесс борьбы со ржавчиной выглядит так: зачищаем корродированные места металлической щеткой, обрабатываем специальными средствами для лучшей пайки и покрываем водостойкой краской. Если повреждения уже большие – просто меняем отдельные листы, что на профнастиловой кровле, к счастью, сделать не сложно.
Причина №4. Пространство под коньком
Самый распространенный дефект кровли из металлопрофиля в плане протечек – это зазор под коньком. Как ни крути, профилированные листы не прилегают плотно к коньку, даже если использовать подложку. А со временем из-за сезонных температурных расширений-сжиманий в этих местах и вовсе образовывается сквозное отверстие.
Самый простой способ справиться с этой проблемой – зачистить шкуркой, хорошо обезжирить и наложить заплату.
Причина №5. Некачественный профнастил
Еще одна проблема металлопрофильной кровли – некачественный материал. Дело в том, что современный строительный рынок просто изобилует профилированными листами низкого качества, которые продают задешево.
Вы присматриваетесь: на ощупь прочные, ровные, да и стоят дешевле. Почему бы не покрыть такими кровлю? Сколько ей надо, тем более, что у вас угол ската далеко за 30°? И зачем переплачивать, если вот человек продает «прямо от производителя», не нагреваясь на посредниках? Да, такая кровля, возможно, будет легко переносить сильные ливни, но не снег и не мелкие повреждения.
Причина №6. Разгерметизация саморезов
Как ни странно, что довольно часто владельцы новой крыши из профнастила забывают о том, что через месяц после окончания монтажа кровли все саморезы в ней нужно дополнительно подтянуть. А так строительная бригада свое дело сделала, объект сдала – и на другой. В итоге в сезон активных дождей в доме появляются первые протечки. И обидно, и убыточно. Обратите на это внимание!
Вот почему подобные дефекты профнастиловой крыши исправлять нужно сразу, как только вы их заметили.
Проведение обследовании кровли
Конечно, первым делом нужно определить, где именно дефект кровли. А для этого вам нужно забраться на крышу с куском мела или перманентного маркера, а друга попросить залезть на чердак и посмотреть, где заметен просвет. Там же ваш напарник пусть постучит молотком по проблемному месту, вы услышите стук и отметите эту зону мелом или маркером. С небольшими трещинами по-другому никак – их практически невозможно обнаружить самостоятельно, на глаз. Кроме того, жаль, если после ремонта останутся недочеты, которые продолжат портить кровлю коррозией и сыростью.
Во-вторых, вы можете затащить на крышу шлаг и обильно полить водой каждый лист, имитируя сильный ливень. Конечно же, протечки будет легче всего заметить. Но к теплой кровле такой метод применять нельзя. Дело в том, что кровля с теплоизолятором таких «ливней» боится, как и природных.
Конечно, в плане надежности она всегда уступает холодной, где небольшая протечка может быстро высохнуть (при правильно организованной вентиляции), а здесь вода попадет в утеплитель, останется в нем надолго и будет разрушать всю кровельную структуру изнутри. Просто не стоит подвергать утепленную кровлю подобных испытаниям, тем более, что саму протечку из чердака вы так и не увидите – вода ведь окажется в утеплителе, и визуально вы ничего не заметите. Только через пару дней влага доберется до потолка, но за это время в разы сократит срок жизни самого утеплителя.
В крайнем случае, если никакие другие методы поиска проблемного участка крыши не помогают, придется вскрывать кровлю. Шаг за шагом, пока вы не обнаружите мокрый утеплитель и сырые стропила. Теплоизолятор в этом месте придется вырезать полностью – оставлять его так нельзя. Но это уже – радикальные меры. Нередко в протечках виновата карнизная планка:
Нашли трещину или отверстие? А теперь постарайтесь определить причину ее возникновения. Да, одной только заделки будет недостаточно. Ведь, как в медицине, здесь важно не только вылечить «симптомы», но и правильно поставить «диагноз». В противном случае, даже после качественного ремонта, уже буквально через сезон – те же проблемы, только уже в новых местах.
Чем лучше ремонтировать такую крышу?
Совсем маленькие дырки легко «запечатывать» обычными саморезами того же цвета – только с резиновой прокладкой. А вот большие прорехи придется закрывать заплатами с мастикой и герметизирующими лентами.
Силиконовые герметики: для естественных деформаций
Герметики на основе силикона по праву считаются наиболее универсальными. Их состав однокомпонентен, что особенно удобно – нет необходимости перед применением смешивать несколько составляющих.
Итак, основа силиконовых герметиков – кремнийорганическое соединение с высокой адгезией почти ко всем известным материалам. Для ремонта кровли – идеальный вариант: плотный, эластичный и температуростойкий. Лучше для починки крыши из профлиста и придумать трудно, ведь вы знаете, как металл способен нагреваться в летнюю жару (что по нем даже не могут ходить рабочие), и как сильно замерзать зимой. Плюс естественные температурные расширения тех трещин и отверстий, которые вы заделали. Теперь же ни в зной, ни в холод швы не разойдутся – все благодаря пластичному и выносливому силиконовому герметику.
Единственный существенный минус современных силиконовых герметиков – плохая сцепляемость со строительными полимерами в вертикальном положении, но ведь мы говорим о крыше, не правда ли?
Полиуретановые герметики: для высоких температур
Второй по популярности кровельный герметик – полиуретановый. К этой группе относятся все герметики, которые сделаны на основе вспененного полиуретана. Ими обычно заделывают сквозные отверстия под коньком или возле дымохода, которые невозможно закрыть обычными герметиками или мастиками виду размера прорешей.
Да, казалось бы, что может быть проще: запенили – и забыли обо всех проблемах. Тем более что пена влагостойка и не пропустит в подкровельное пространство ни капли влаги. Тем более, что можно воспользоваться самой обычной пеной, оставшейся после другого ремонта:
Но есть одно серьезное «но»: строительная пена совершенно не переносит ультрафиолета, которым щедры солнечные лучи. Со временем она желтеет и рассыпается, а потому такой ремонт кровли может быть только временным. Вот почему полиуретановый герметик использовать при ремонте кровли рекомендуется только в тех местах, которые надежно защищены от солнца.
Правда, сегодня уже появились такие полиуретановые герметики, которые не восприимчивые к ультрафиолетовым лучам и замечательно выдерживают значительные перепады температур. Например, двухкомпонентный герметик от Технониколь. Такой герметик смело применяйте для кровли из профнастила, правда, стоит он дороже всех других видов.
Еще один вид полиуретановых герметиков для ремонта кровель – жидкие. Наносить их нужно кистью или валиком, а по желанию – еще и краскопультом. В итоге образовывается прочный слой полимера, который непроницаем для влаги и служит все 15-20 лет.
Тиоколовые герметики: для примыканий
Тиоколовые герметики для кровли изготавливают на основе битума. Затвердевают они хорошо, независимо от влажности и температуры воздуха, и замечательно подходят для самых сложных кровельных работ. Наносить герметик на трещину нужно несколькими тонкими слоями, и оставить после этого высыхать на несколько дней. А служит такая заделка швов и трещин не менее 15 лет, причем при самых экстремальных температурах – от -40°С до +140°С.
Для герметизации дефектов кровли из профнастила тиоколовый герметик не подходит из-за того, что не обладает достаточной гибкостью и при сезонных температурных расширениях кровли просто лопнет. Поэтому можете применять его для ремонта отдельных кровельных элементов, сделанных не из металла: мансардных окон, дымоходной трубы и гидроизоляционных полотен.
Акриловые герметики: ремонт изнутри
А вот наиболее экологичными считаются акриловые герметики, ведь они изготавливаются на водной основе. Для кровельных работ подходят те из них, которые обладают нужной морозостойкостью и не боятся влаги. Плюс податливость для окрашивания, если вы хотите придать крыше после ремонта прежний эстетичный вид. А главное преимущество акриловых герметиков – их абсолютная стойкость к воздействию ультрафиолетовых лучей.
Отдельным видом таких герметиков можно назвать акриловый силиконизированный – новинка строительного рынка. В его составе достаточно силикона, чтобы иметь все его ценные качества, и достаточно акрила для долговечного окрашивания. В итоге гибридный герметик получился экологичным, стойким к ультрафиолетовым лучам, водостойким и быстро затвердевающим, правда, не переносящим температуры ниже -15°С и требующим особой подготовки поверхности. Но чинить крышу таким материалом можно только изнутри – со стороны чердака.
Битумные мастики: для герметизации стыков и примыканий
Вот отличный видеоролик, который все объясняет:
Герметизирующие ленты: полезные новинки
А это — еще малоизученная новинка российского рынка. Хотя для ремонта металлической кровли, как вы видите, достаточно удобная:
Специальные шпатлевки
Это готовые составы, которые просто нужно нанести на очищенную ремонтную поверхность:
Если причиной протечек стали саморезы
Разрушаются со временем и резиновые уплотнительные шайбы. Если дело совсем плохо, саморезы лучше заменить совсем, но в остальных случаях есть несколько решений:
- Если саморезы оказались просто плохо затянутыми (нерадивая бригада, например), тогда просто подтяните их сами.
- Если саморезы были ввинчены с нарушением технологии, криво или под наклоном, тогда прокладка будет неплотно прилегать к профилю с одной стороны. Туда-то вода и попадет при первом же дожде. В этом случае аккуратно раскрутите крепление, осмотрите на предмет целостности и снова завинтите его строго перпендикулярно к поверхности крыши.
- Если саморезы были закручены в нижнюю волну (такая технология существует и даже пользуется популярностью), и именно это приводит к протечкам – не отчаивайтесь. Да, вам придется повозиться, но это еще не конец света: снимайте все листы с к кровли, крепите их по-новому в верхнюю волну (все листы придется немного сместить, чтобы попадать креплением прямо в обрешетку), а старые дыры заделайте и покрасьте.
- Если саморезы просто старые или некачественные, и у них рассохлись резиновые прокладки, идите в строительный супермаркет и приобретайте новый набор. Берите такие, какие выпускает известный производитель и на которых есть маркировка OF, SFS или FM. У таковых уплотнительная шайба сделана из особо атмосферостойкой резины EPDM.
Источник
Ремонт оцинкованной кровли: применяем краску, битумный раствор, волокнистые материалы
Оцинкованная кровля представляет собой качественный материал, отличающийся повышенной прочностью и надежностью, а стало быть, и долгим эксплуатационным сроком. Но несмотря на это, и она нуждается в должном уходе и своевременном устранении тех или иных повреждений. Иначе под воздействием внешней агрессивной среды начнет прогрессировать коррозия и в конечном итоге приведет к разрушению кровли.
Кровельная жесть как была, так и остается сегодня одним из самых востребованных материалов. Правда, на смену катаной черновой жести давно уже пришла оцинкованная. Как показала практика, благодаря цинковому покрытию, железо в течение порядка 25–30 лет оказывается эффективно защищено. Однако, механические повреждения покрытия или некачественная оцинковка могут стать причиной коррозии. Матовые разводы на поверхности металлической крыши являются предвестниками появления ржавчины, а это значит, что в недалеком будущем нужно ожидать протечек крыши. Соответственно возникнет вопрос, какой предстоит ремонт жестяной кровли.
Ответить на этот вопрос без предварительной оценки масштабов повреждений не сможет никто. Таким образом, ремонт оцинковки начинается с ее обследования.
Локальный ремонт стальной кровли ↑
Закрашивание краской ↑
При незначительных следах ржавчины, ее сначала удаляют при помощи стальной мягкой щетки. Затем поверхность очищают от грязи, старой краски, пыли моют, обезжиривают. Кровля должна полностью просохнуть, затем ее закрашивают. Сразу заметим, что оцинкованную крышу красить не очень просто как могло показаться. Поверхность из оцинкованного железа – химически пассивна, то есть используемая краска должна иметь повышенную сцепляемость и эластичность. Такие краски, как масляная или алкидная окисляют металл, в результате чего он теряет сцепляющие свойства.
При использовании такой краски крышу придется перекрашивать каждый сезон.
Краску наносят при помощи валика, кисти или пульверизатора.
Локальный ремонт кровли из оцинкованного железа подразумевает заделывание незначительных повреждений покрытия битумным раствором. Ржавые места на крыше для этого зачищают наждачной бумагой, наносят затем на них битумный раствор. Как только он затвердеет, поврежденное место закрашивают.
Ремонт швов ↑
Образовавшиеся между листами трещины устраняют пайкой. Места соединений очищают от ржавчины, жиров. Для этого используют наждак или металлическую щетку. Освободиться нужно и от старой краски. Плотно друг к другу подгоняют соединяемые листы. Следующим шагом соединительные поверхности обрабатывают хлористым цинком, смачивая в нем кисточку. Чтобы запаять поверхности используют паяльник. Горячим его нужно обязательно натереть нашатырем и, касаясь припоя, равномерно наносят его на края листов. Лишний припой после охлаждения удаляют.
Важно! Самостоятельное получение хлористого цинка опасно. Но если вы тем не менее решили сделать это сами, то знайте, кусочки цинка опускают в соляную кислоту, а не наоборот – иначе произойдет взрыв!
Пайка на крыше – весьма непростая процедура и сегодня ее заменяют на более современный вариант – проклейку различными герметиками и клеями, например, эпоксидными автомобильными замазками и шпатлевками. Герметики, используемые при ремонте крыши, как правило, выпускают в тубах.
Нанесение заплат ↑
Принцип заделки небольших трещин и дыр в очищении от ржавчины и запаивании заплатами из того же типа оцинкованной стали (ГОСТ 14918-80). Заплатка по площади должна равняться по величине площади поврежденного участка с добавлением припусков. То есть она:
- полностью покрывает повреждение;
- припуски попадают на неповрежденную часть покрытия, что обеспечивает прочное соединение заплатки.
Перед нанесением заплатки места соединения с крышей обезжиривают, а после, поверх заплатки наносят слой кровельной краски, она образует защитный барьер против атмосферного воздействия. Это особенно относится к местам соединения, более подверженным коррозии.
Если размер поврежденного участка небольшой, около 5–15 см, для заплатки можно использовать не металлические пластины, а такие волокнистые материалы, как брезент, мешковина или любая другая прочная ткань. В этом случае ее пропитывают олифовой масляной краской. Для этого заплатку из сухой ткани на 15-20 минут опускают в краску. Пропитанный тканью лоскут хорошенько выжимают и укладывают на поврежденный участок. Заплатку аккуратно разглаживают – на ней не должно остаться волн, бугров и вздутий. Следующим шагом заплатку хорошенько придавливают рукой или кистью для краски. Особенно тщательно придавливают заплатку на краях. Ткань должна хорошо высохнуть, на это уйдет около 6-7 дней. Затем переходят к покраске. Для лучшего эффекта краску наносят в несколько тонких слоев. Аналогичным красочным составом закрашивают все соединительные швы, чтобы обезопасить их от коррозии.
В качестве заплат для фальцевой кровли можно использовать рулонную оцинкованную сталь. Поверхность крыши в этом случае очищают от ржавчины и мусора, настилают рулонный материал вдоль и поперек поврежденной крыши. Для закрепления таких заплат, как правило, используют горячий битум. Металлические заплаты крепят также герметиками и клеями.
При очень маленьких повреждениях, скажем, до 5 см, заплатки на них вообще не ставят.
Как правило, в таких случаях поверхность вокруг поврежденного участка зачищают от слоя краски и ржавчины, затем ее просто покрывают различными замазками. Это может быть суриковая замазка, расплавленный битум или же специальная мастика для ремонта металлической кровли. При проведении подобного вида локальных восстановительных работ поврежденное место обрабатывают с обеих сторон – по поверхности крыши и со стороны чердака.
Локальное восстановление рационально производить при повреждениях, занимающих меньше 40–50% площади крыши, в противном случае рекомендуется поменять покрытие. Это значительно целесообразнее, так как при столь обширных повреждениях использование заплат потребует намного больше времени и трудозатрат, чем монтаж новой кровли .
Капитальный ремонт оцинкованной кровли ↑
Включает следующие обязательные мероприятия:
полное удаление старого покрытия;
- восстановление или полная замена несущих конструкций;
- их обработка антисептиками и антипиренами;
- устройство пароизоляции, новой кровли из профлиста или фальцевым способом;
- окраска покрытия;
- устройство водостока и монтаж по периметру крыши ограждений.
До проведения работ металлическую крышу тщательно осматривают на предмет деформаций и дефектов.Особого внимания требуют места крепления оцинкованных листов к обрешетке, так как именно там саморезы могут нарушить защитное покрытие из цинка и, как следствие, увеличится коррозионное воздействие. Поэтому еще на этапе возведения кровли рекомендована обработка этих мест антикорром.
Ремонт оцинкованной кровли осуществляют от нижнего края ската вверх. Для укрепления ослабленных деталей, для обеспечения их неподвижности и устойчивости при этом устанавливают дополнительные крепежные элементы – болты, скобы, заклепки, кляммеры.
Дополнения: документ ГОСТ для скачивания
ГОСТ 14918-80 Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий (223,6 KiB, 2 067 hits)
Источник