Роспись по стенам да винчи

Какую тайну хранит утраченный шедевр Леонардо да Винчи, обнаруженный под фреской во Флоренции

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

История фрески Да Винчи

В 1503 году флорентийский государственный деятель Пьеро Содерини поручил Леонардо да Винчи написать картину «Битва при Ангиари» для зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Молодому Микеланджело было поручено выполнить роспись не менее известной битвы при Кашине, ознаменовавшей победу флорентийцев над Пизой в 1364 году. Сегодня это здание — Палаццо Веккьо (итал. Старый дворец) — одно из наиболее известных строений города, которое в настоящее время служит ратушей. Картина посвящена победе 1440 года в битве на равнине Ангиари между Миланом и Итальянской лигой во главе с Республикой Флоренция. Флорентийцы в то время вышли из конфликта победителями и восстановили папскую власть.

Да Винчи с энтузиазмом принялся за работу над этим заказом, используя его и как возможность поэкспериментировать с новыми техниками настенной росписи. Вдохновленный некоторыми работами Плиния Старшего, Леонардо решил написать фреску в технике энкаустики, которая также известна как роспись горячим воском. В ней используется нагретый пчелиный воск с добавлением цветных пигментов. К сожалению, техника не дала ожидаемого результата: нагретый воск невозможно было распределить равномерно по всей фреске, из-за чего краска местами отслаивалась. Как описывает Вазари, пигменты на основе воска не выдерживали высокой температуры, и фреска начала плавиться так, что Леонардо очень быстро отказался от нее и не завершил.

Читайте также:  Как покрывать лаком кирпичную стену

По замыслу художника, фреска должна была стать самой масштабной его работой. По размерам (6,6 на 17,4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю» и включала три непрерывных сцены: начало, середину и конец битвы. Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи, изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной руководству Палаццо. Результат превосходил все остальные работы эпохи Возрождения.

Неудивительно, что шедевр, хоть и незавершенный, позже был назван «школой для всего мира». Однако столетие спустя герцог Козимо I приказал художнику Джорджо Вазари закрасить роспись да Винчи. Правда ли, что Вазари перерисовал эту фреску и создал на ней свою собственную?

История фрески Вазари

В середине XVI века Джорджо Вазари, поклонник творчества да Винчи, полностью реконструировал Зал по заказу Козимо I и нарисовал шесть новых фресок на восточной и западной стенах. Он проиллюстрировал флорентийскую победу в битве при Марчиано, очень кровавой битве, в которой, наконец, пала Сиена, и Флоренция перешла в руки семьи Медичи. В память о великой битве, которая окончательно победила Сиену, Козимо I приказал Бартоломео Амманнати построить храм на месте победы, а во Флоренции на площади Сан-Феличе была воздвигнута мраморная колонна. Вполне вероятно, что Вазари принял решение перерисовать шедевр Леонардо?

Находка 2012 года

Маурицио Серачини, инженер и диагност по искусству, профессор Университета Сан-Диего и один из ведущих мировых экспертов в области художественной диагностики, начал поиск фрески да Винчи более 30 лет назад. В 1970-х годах на одном из изображенных зеленых флагов на росписи Вазари Серачини увидел написанные белой краской слова «Cerca Trova». Другими словами: «Ищите, и найдете». Исследователь разумно решил, что это ключ к разгадке тайны потерянного шедевра Леонардо. Получив разрешение властей, Серачини провел лазерное, тепловизионное и радиолокационное сканирование зала, чтобы определить вероятное местоположение картины на панели.

И вот в марте 2012 года Серачини обнаружил, что картина Вазари на самом деле покоилась на тонкой стене на расстоянии от остальных работ в галерее. Датчики обнаружили зазор от 1 до 3 сантиметров между двумя стенами, достаточно большой для сохранения старой фрески. Сделав небольшое отверстие в росписи Вазари, Серачини обнаружил пигменты за этой стеной, которые использовал да Винчи в своих работах. Да, Вазари не смог разрушить знаменитые работы Леонардо, и именно поэтому он построил тонкую стену над оригинальной картиной, и уже эту стену покрыл своей росписью. Известно, что подобным образом Вазари поступал, когда получал заказы на записи фресок Джотто и Мазаччо.

Вазари – изобретательный живописец, который с почтением и уважением относился к Леонардо да Винчи, не желал уничтожать его шедевры. Наверняка он знал, что историки будут искать их столетия спустя. Именно поэтому он включил в свои росписи жизненно важный ключ – «ищи и ты найдешь».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Единая лента жизни 🍀

Зала делле Ассе в замке Сфорца — апофеоз живых плетений Леонардо.

Загадки, или, лучше сказать, невероятно запутанные переплетения рисунков, — характерная черта совершенно уникальной работы, которую Леонардо выполнил в одной из зал дворца Сфорца, называемой Ослиной ( зала «Делле Ассе» или «Дощатая зала» ). Это не живопись в собственном смысле слова, но она настолько превосходит обычный декор, что для нее невозможно подобрать подходящего названия.

На стенах и сводах Ослиной залы Леонардо написал зеленые кроны ив и шелковицы (название растения на латыни Morus — четкая ссылка на прозвище герцога Милана). Их ветви и побеги переплелись самым фантастическим образом, к тому же они опутаны тонкими декоративными веревками, завязанными в бесконечные узлы и петли.

Фреска покрывала площадь около 900 кв. м и включала изображения гербов и декоративные надписи. При беглом взгляде казалось, что в рисунок местами вплетена золотая веревка, потом становилось ясно, что эта золотая лента не прерывается, а как бы связывает весь фантастический узор . Это аллегория, намек на брак между Людовико и Беатрис (узел является также символом супружеской пары, «сладостные узы» ). Живопись производит впечатление почти звучащей, как будто это музыкальная фуга.

В этой росписи реализовались все увлечения Леонардо плетениями, узлами, лентами — и системностью, уверенностью в целостности мира и силе жизни. Поражает лаконичность образов: нет пышных цветов, украшений — только благородная достаточность.

Простота — это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.

Роспись переносит посетителя в садовую беседку, или даже лес, под кроны деревьев, чьи стволы соответствуют опорам комнаты, а ветви переплетаются в орнамент на потолке. Ломаццо говорит именно об этом зале, когда пишет: «В деревьях находишь великолепное изобретение Леонардо, заставившего все ветви сплестись в причудливый узор, а позднее этот прием использовал Браманте, который сплел все ветви воедино» .

То, что мы можем видеть сейчас, является результатом двух реставраций. После второй реставрации была обнаружена часть монохромной фрески, созданной самим Да Винчи: натуралистичное изображение корней деревьев, пробивающихся сквозь стену — символ могущества жизни .

К 500-летию памяти Леонардо да Винчи Зала стала открытой для публики, а незавершенность реставрации восполнена отличной мультимедийной инсталляцией . Я очень счастлива, что смогла увидеть фрагменты росписи, а самое главное — мысль Леонардо. Это грандиозно!

Специальная выставка посвящена продолжению темы узлов и плетений в эмблеме Академии Леонардо и в орнаментах росписи Залы делле Ассе:

Источник

Фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

В 1495 Леонардо да Винчи приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4,5 х 8,6 м), которую закончил в 1498 году. Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 метров от пола и занимает всю торцовую стену помещения.

«Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен, изображённых на фреске, продолжает реальное пространство трапезной. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре Иисус Христос , слева и справа от него его ученики. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнёс слова: «Один из вас предаст Меня», и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова.

Композиция построена на строго выверенном математическом расчёте: в центре — Христос, изображённый на фоне среднего, самого большого проёма задней стены, точка схода перспективы совпадает с его головой. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями.

Главной задачей было показать Иуду , отделить его от остальных апостолов. Помещая его на той же линии стола, что и всех апостолов, Леонардо психологически отделил его одиночеством.

Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики, и писал темперой.

Эти эксперименты привели к величайшей трагедии: трапезная, которая была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца, живописные нововведения Леонардо, низина, в которой находилась трапезная, — всё это сослужило печальную службу сохранности Тайной вечери. Краски начали отслаиваться, о чём уже упоминал Вазари в 1556. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 веках, но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). К середине 20 века, когда Тайная вечеря пришла в плачевное состояние, приступили к научной реставрации: сначала был закреплён весь красочный слой, затем были сняты позднейшие наслоения, открылась темперная живопись Леонардо. И хотя произведение было сильно повреждено, но эти реставрационные работы позволили говорить о том, что этот шедевр эпохи Возрождения спасён. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения. […]

При внимательном рассмотрении ясно, что Леонардо задумал выразить и действительно выразил то смущение, которое охватило апостолов, вместе с желанием узнать, кто предал их учителя. Вот почему в лицах всех апостолов замечается любовь, страх и негодование, или скорбь от невозможности постигнуть мысль Христа . Всё это возбуждает не меньше удивления, чем выраженная с другой стороны непреклонность, ненависть и предательство в лице Иуды .

Каждая малейшая деталь в этом произведении обнаруживает невероятную тщательность, доходящую до того, что ткань скатерти передана с не меньшей реальностью, чем в действительном полотне. Рассказывают, что приор монастыря очень настойчиво приставал к Леонардо, прося его закончить произведение. Ему казалось странным, что Леонардо целую половину дня стоит погружённый в созерцание. Он хотел бы, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу в огороде. Не ограничиваясь этим, приор пожаловался герцогу и так взволновал его, что тот был вынужден послать за Леонардо и искусно побудить его к работе, тонко давая ему при этом чувствовать, что он делает все это по настоянию приора. Зная острый и благородный ум герцога, Леонардо захотел обстоятельно побеседовать с ним об этом предмете (чего он никогда не делал с приором). Он много рассуждал с ним об искусстве и разъяснил ему, что возвышенные таланты тем более преуспевают, чем менее они трудятся. Они творят умом свои замыслы и создают те совершенные идеи, которые потом выражаются посредством рук, отражаясь от того, что уже заключается в духе. Он прибавил, что ему осталось ещё написать две головы, в том числе голову Христа. Он не хотел искать на земле модели для него и в то же время не надеялся воображением уловить красоту и небесную прелесть, подобающие воплощенному божеству. Недоставало и головы Иуды , которая также причиняла ему много забот, ибо он не считал возможным создать воображением лицо человека, который, получив столько благодеяний, нашел в себе жестокость предать своего господина и спасителя мира. Эту последнюю голову ему нужно было бы ещё поискать, но, в конце концов, если он не найдет ничего лучшего, он готов воспользоваться головою этого столь навязчивого и нескромного приора. Последнее замечание очень насмешило герцога, и он сказал, что Леонардо тысячу раз прав. Таким образом, бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на огороде и оставил в покое Леонардо, который кончил голову Иуды , оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности».

Волынский А.Л., Жизнь Леонардо да Винчи, М., «Алгоритм», 1997 г., с. 471-472.

«Бесспорно, величайшим его произведением следует считать «Тайную вечерю», написанную им на стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие (в Милане), обращённой позднее в кавалерийские казармы. […] Вандализм владетелей монастыря дозволил, ради хозяйственных соображений, пробить в картине дверь, так что частично ноги Спасителя были уничтожены».

Гнедич П.П., Всемирная история искусств, М., «Современник», 1996 г., с. 353.

Если публикация Вас заинтересовала — поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Ваши дополнительные возможности:

Уже 15 000 подписчиков в наиболее # интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.

Источник

«Тайная вечеря» — загадочная фреска великого да Винчи

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане известна, прежде всего, знаменитой фреской под названием «Тайная вечеря». Эта роспись создавалась величайшим гением своей эпохи — Леонардо да Винчи — в период с 1495 по 1498 гг.

Как известно, сюжет картины повествует о последней встрече Иисуса со своими учениками, где он говорит им, что один из них его предаст.

Леонардо серьезно работал над каждым образом, особенно над образами Иисуса Христа и Иуды. В его понимании – это два антипода, воплощения добра и зла соответственно.

Существует ряд предположений о том, кто мог фигурировать в качестве образов для «Тайной вечери».

В книгах Дэна Брауна описывается, что по правую руку от Христа запечатлен образ не апостола Иоанна, а Марии Магдалены — супруги Иисуса. Фантастическая версия, но многими поддержанная.

Однажды, в поисках натурщика для фигуры Христа, Леонардо да Винчи увидел молодого певчего в церковном хоре. Леонардо пригласил его и сделал несколько зарисовок.

Прошло три года. Нужно было заканчивать роспись, но образ главного злодея – Иуды, ещё не был создан. И после долгих поисков в одной из сточных канав художник увидел нищего, который показался ему очень подходящим для образа Иуды. А после окончания работы над картиной выяснилось, что этот нищий – и есть тот самый певчий из церковного хора, который три года назад позировал в качестве натурщика для образа Иисуса Христа!

Но есть ещё одна история, связанная с образом Иуды Искариота.

В 1482 году герцог Милана Лодовико Сфорца пригласил к себе на службу Леонардо да Винчи в качестве, так сказать, мастера на все руки. Он был и архитектором, и создателем военных машин, и инженером разного рода сооружений. И великий гений не обманул ожидания герцога: он делал разработки не похожие на ранее известные в области вооружения. Некоторые летописи сообщают о создании Леонардо да Винчи неких «вооруженных повозок, неуязвимых и неприступных». По мнению исследователей, это могли быть прообразы современных танков.

Итак, в 1495 году Леонардо да Винчи приступает к созданию «Тайной вечери» в церкви, построенной по заказу герцога Лодовико и приспособленной к тому времени в качестве усыпальницы рода Сфорца.

Надо сказать, что этот герцог Сфорца был большим любителем женщин. В 1489 году Лодовико познакомился с красивой, неординарной и умной женщиной – дворянкой по имени Чечилия Галлерани. Она стала любовницей герцога и спустя пару лет даже родила от него сына по имени Чезаре.

Как-то один итальянский исследователь Алессандро Ланци, изучая «Тайную вечерю», увидел, что лицо Иуды очень уж напоминает лицо герцога Лодовико Сфорца. Довольно странная «благодарность» художника своему покровителю – изобразить последнего в столь унизительном виде!

Как говориться, ищите женщину.

Ланци выяснил, и это подтвердили многие исследователи жизни великого гения, Леонардо да Винчи был влюблен в Чечилию Галлерани. С ней он познакомился в 1489 году в замке Сфорца. Великий художник даже написал её портрет — это знаменитая картина «Дама с горностаем».

Сохранились черновики писем да Винчи к госпоже Галлерани. В них он зовет её «Возлюбленная моя богиня…». Была ли это любовь взаимна? Возможно. Чечилия вполне могла встречаться с двумя мужчинами. Замок герцога был наверняка полон тайными комнатами.

Судя по всему, тайная страсть Леонардо и ревность к герцогу Сфорца могли заставить художника запечатлеть герцога Лодовико в образе Иуды.

И ещё, исследователь Алессандро Ланци так же обнаружил сходство образа апостола Иоанна в «тайной вечере» с женским образом. Но в отличие от приверженцев версии Марии Магдалены, Ланци считает, что это изображена всё та же Чечилия.

Видимо, как и многие произведения великого Леонардо да Винчи, его «Тайная вечеря» будет и дальше притягивать ученых и любителей разных тайн и загадок. Вполне вероятно, появятся всё новые версии того, кого же имел в виду Леонардо, рисуя свой шедевр на стенах миланской церкви.

Восхищайтесь картинами великих живописцев и не забывайте подписываться на канал.

Источник

Оцените статью