- Альфрейная роспись своими руками
- Альфрейная роспись под лепнину
- Альфрейная роспись: техника и технология альфрейных работ, специфика альфрейной росписи потолка и стен, завершающие работы после росписи
- Что это за роспись
- Виды росписи
- Альфрейные работы: этапы
- Особенности и специфика росписи
- Техника выполнения
- Преимущества
- Советы по выбору орнамента
- Используемые инструменты
Художественная роспись интерьеров и экстерьеров
Москва +7-985-613-79-31
СПб +7-906-252-07-90
zhivopisinet@mail.ru
Альфрейная роспись своими руками
Альфрейная роспись под лепнину
Изображение на поверхности стены объемных орнаментов, имитирующих лепнину требует тщательности рисунка с нанесением на него элементов освещения – бликов, светов, полутонов, собственных и падающих теней . Для этого выполняется картон в натуральную величину . Также нужно определить количество колеров, требуемых для росписи стены.
При простых росписях используется три колера — темный, светлый и средний. Средний получается при смешении темного и светлого. Может выполняться как от руки , так и по трафарету. Наилучшее качество дают трафареты из самоклеящейся пленки ( типа оракал ) вырезанные на плоттере , для этого трафареты выполняются в векторной графической программе и режутся в натуральную величину. Орнамент , выполненный от руки смотрится более живо и интересно, но для выполнения его требуется больше времени и опыта работы. Для имитации объема ручная работа более целесообразна , т.к. позиционировать несколько трафаретов с высокой точностью достаточно сложно, а смещение их нарушает иллюзию объема.
Роспись может быть выполнена в технике гризайли ( франц. – серый) – монохромная живопись одного тона , в основном применяется для имитации скульптурного рельефа, розеток, филенок или несколькими цветами- полихромная .
Гризайль выполняется матовыми красками ( или покрывается матовым лаком или воском) на различных связующих – масле, акриле, темпере по ровной, хорошо подготовленной поверхности.
Для изображения поверхности рельефа различной глубины и высоты замешиваются колера одного цвета, но различные по тональности .
При составлении колеров первоначально определяют основной цвет наиболее насыщенного тона (на рисунке- колер 1). Этот цвет используется для прописывания самых темных мест росписи ,например, падающих теней. Затем примерно 25-30% колера №1 смешивают с белилами в соотношении один к одному.
В результате смешивания основного колера с белилами мы получаем мы получаем состав средней тональности ( колер №3) . Затем колер №3 опять смешивают с белилами в соотношении один к одному и получают колер самого светлого тона № 2. Таким образом у нас имеется три колера: самый темный (колер №1), самый светлый (колер №2) и средний (колер №3).
Можно получить и промежуточные по оттенкам составы: № 4 , смешивая часть красочного состава № 1 с составом №2 и №5, путем смешивания колера №2 с колером №3. На рисунке представлена схема из девяти колеров.
Роспись может быть выполнена как в теплых так и в холодных тонах. На теплом фоне роспись исполняется, как правило, в холодных тонах, а на холодном – в теплых. При подборе отдельных оттенков светлыми выписывают выпуклые места, темными – тени, белыми – блики. При наложении теней и бликов учитывают направление падающих лучей света.
Рассмотрим работу колерами на практическом примере: рисовании гипсовой однотонной розетки.
Этап прокладывания самых светлых падающих теней : на уже заколерованную поверхность переводится рисунок ( о методах перевода рисунка можно прочитать в статье ПЕРЕНОС РИСУНКА НА СТЕНУ )
Далее прокладывается самая светлая первая падающая тень с учетом освещенности предмета и его формы.
Затем следует нанесение второй падающей тени — более темного тона. Из курса рисунка общеизвестно, что корень падающей тени более темный- чем дальше падающая тень находится от предмета, тем она светлее. Таким образом, с помощью нескольких колеров мы получаем растяжку тона. Надо заметить, что цвет падающей тени может отличаться от цветов самой розетки- это зависит от цвета фона- так , например, падающая тень на охристом фоне будет отличаться по цвету и тону от падающей тени на синем или нейтральном сером.
Следующий этап- прорисовка собственных теней — это уже работа непосредственно над формой предмета- рисунок теней зависит от направления освещения предмета. Естественно собственные и падающие тени должны соотносится друг с другом: если освещение предмета с левой стороны, то падающие и собственные тени будут в основном на правой части предмета. Собственные тени обычно более светлые, чем падающие.
Работа над светами — после прорисовки всех собственных теней выполняется работа над световой частью предмета. Более светлым колером прокладываются освещенные участки ( при данном освещении слева световые части предмета также находятся слева). Чем ближе угол попадания света к перпендикуляру, тем больше плоскости предмета получают свет, и, соответственно , тем они светлее.
Следующий этап — расстановка бликов . Блик это наиболее освещенная часть предмета, там, где свет падает на поверхность под прямым углом. Форма блика очень важна для передачи объема предмета: на предметах близких к сфере- форма блика будет приближаться к окружности; в цилиндрической форме блик будет в виде длинной линии , блик также появляется на сломе формы.
На заключительном этапе работы расставляются акценты — удары: самые темные места в предмете ( это самые глубокие впадины в объеме, куда попадает меньше всего света)- они подчеркивают форму и придают завершенность работе.
На этом примере хорошо видна последовательность работы , которая важна при выполнении альфрейной росписи своими руками. Правильный метод при ведении работы , продуманность и завершенность каждого этапа- от первоначального эскиза , подготовки поверхности , выбора материала до исполнения росписи своими руками позволяет выполнять сложные работы с использование любого количества цветов на высоком профессиональном уровне, как например, вот эта:
Полихромная альфрейная роспись в Государственном Эрмитаже.
Практические советы по особенностям работы над альфрейной росписью акриловой краской на примере несложной росписи можно прочитать ЗДЕСЬ
Ссылки по теме:
Исполнения копии картины своими руками читайте в статье Картина для интерьера «Geometry»
Последовательность работы над картиной можно увидеть в статье Картина «Бегущие быки»
Советы по особенности работы масляными красками можно прочитать в статье Масляные краски
Источник
Альфрейная роспись: техника и технология альфрейных работ, специфика альфрейной росписи потолка и стен, завершающие работы после росписи
Любому человеку присуща потребность сделать свое жилище красивым, оригинальным и непохожим на другие. В наше время уже никого не удивишь хорошим ремонтом и качественной отделкой. Одного этого стало уже недостаточно, и люди ищут что-нибудь непривычное и неповторимое. Именно для достижения этого желания наилучшим образом подходит альфрейная роспись. Она способна стать великолепным финишным штрихом в работе над интерьером.
Что это за роспись
Альфрейной живописью называется роспись потолков, стен, объемных изображений или элементов лепнины, которая имитирует структуру и цвет ценного камня, различных материалов (шелка, гипсовой лепнины, дерева, мрамора и прочего). Выполняется такая роспись по сухой штукатурке, чем отличается от фресковой, которую наносят на сырое основание.
Для выполнения росписи используются темперные и масляные краски, перламутр, акрил, венецианская штукатурка. С помощью этой техники можно создать как роскошный и изысканный рисунок, так и лаконичный и простой дизайн поверхностей.
Альфрейная роспись стен и поверхности потолка позволяет зрительно увеличить или расширить объем помещения, сделать визуально выше потолок, подчеркнуть стиль, воссоздать атмосферу стран и культур.
Основными техниками альфрейной живописи являются:
- аэрография;
- рисунок по трафарету;
- набрызг;
- накатка рельефными валиками;
- торцевание;
- вытягивание филенок.
Виды росписи
К такому типу живописи относятся два вида работ:
- орнаментально-декоративная роспись;
- альфрейно-малярные работы.
Первый вид включает в себя такие типы росписи:
- Монохромная – для росписи этого вида используется одноцветная палитра (один цвет и множество его оттенков). В этой технике мастера создают не только простые орнаменты, но и многоуровневые пейзажи и сюжеты.
- Полихромная – для росписи применяется палитра всей цветовой гаммы, даже золото. Сюжеты получаются насыщенными и яркими, в качестве узоров используют фигурки, цветы, различные орнаменты, элементы геральдики.
- Гризайль – альфрейная роспись (фото можно увидеть ниже), имитирующая разнообразные архитектурные элементы, гипсовую лепнину. Традиционно для такой работы применяют краски и оттенки серого цвета и умбры.
Альфрейные работы: этапы
Альфрейно-малярные работы — это отделка помещений с помощью декоративного покрытия или нанесения фактурной штукатурки. От росписи отличается тем, что работу выполняет не художник, а мастер по декоративным покрытиям.
Для декорирования различных поверхностей часто роспись сочетают с золочением или серебрением, используя при этом водно-клеевые составы или лаковую основу.
Если человек обладает хотя бы минимальными художественными навыками, он может выполнить несложную альфрейную роспись самостоятельно.
У каждого специалиста по альфрейной живописи имеются свои техники, наработки и секреты.
В основном выделяют такие этапы создания рисунка:
- определение стиля и соответствующей цветовой палитры;
- разработка эскиза рисунка;
- зачистка и грунтование декорируемой поверхности;
- выполнение росписи;
- покрытие изображения лаком при необходимости.
Особенности и специфика росписи
Техника и технология альфрейных работ, которые имитируют лепнину, предполагает тщательную прорисовку рисунка с нанесением на него нюансов освещения – теней, полутонов, бликов, сияний. Соответственно, требуется подобрать нужные колеры из палитры. Если роспись несложная, то используют три оттенка – светлого, темного и среднего колера. Последний тон получают путем смешивания светлого и темного.
Роспись можно выполнять от руки, а можно использовать трафарет. Качественные трафареты разрабатывают в специальных графических редакторах на компьютере, а затем вырезают на плоттере из самоклеящейся пленки в натуральную величину.
Можно использовать проектор для проецирования рисунка на поверхность с последующим нанесением контура и раскрашиванием.
Роспись, нанесенная вручную, выглядит более интересной, но для такой работы требуется опыт и больше времени. Также нанесение орнамента руками более целесообразно для имитации объема в рисунке.
Техника выполнения
Альфрейная роспись потолка в технике гризайль наносится матовыми красками, растворяемыми в темпере, акриле, масле.
Основные шаги заключаются в следующем:
- С помощью проектора, трафарета или вручную на поверхность наносится контур рисунка.
- При подготовке колера сначала определяются с базовым цветом, который должен быть наиболее насыщенного тона. Им прорисовываются темные участки орнамента и тени.
- Затем часть базового цвета (примерно тридцать процентов) смешивается с белилами в пропорции один к одному – так получают тон средней насыщенности. Им прокрашивают соответствующие места, являющиеся переходом от темного к светлому.
- После этого средний тон снова перемешивают с белилами в той же пропорции, чтобы получить светлый оттенок. Им прорисовывают соответствующие участки. Можно проводить смешивание различных тонов – таким образом, специалисты получают до девяти оттенков.
- В сложных рисунках тени наносятся в три этапа – светлые падающие, темные, собственные (ими выводится форма предмета).
- Бликовые и светящиеся элементы прокрашивают белым цветом. Это те места, на которые солнечный свет падает под прямым углом.
- На последнем шаге самым темным цветом наносят глубокие впадины.
Техника росписи также предусматривает прорисовку выпуклых мест светлым тоном, а впадин – темным. При нанесении тени следует учитывать направление световых лучей.
Орнамент выполняется на выровненной поверхности, на которую наносится грунтовка. После альфрейной работы рисунок при необходимости может покрываться воском или матовым лаком.
Прямые линии и контуры геометрических фигур вначале рисуют карандашом, затем края очерченных линий обклеиваются малярным скотчем. Далее поверхность прокрашивается валиком, а после высыхания скотч снимают.
Преимущества
Альфрейная живопись является прекрасным способом превращения обычного помещения в яркое и неординарное пространство.
Альфрейная роспись имеет следующие преимущества перед иными видами отделки:
- можно визуально расширить пространство, сделать потолок выше, акцентировать особенности интерьера;
- существует огромное многообразие узоров, орнаментов и рисунков, способных украсить не только роскошное, но и простое помещение;
- с помощью гризайля можно имитировать лепнину в соответствующем интерьере, а также различные архитектурные элементы;
- роспись выполняется качественными красками, отличающимися долгим сроком службы и прочностью, легкостью ухода за покрытием;
- разнообразие используемых материалов при росписи позволяет воплотить в жизнь самые интересные идеи.
Советы по выбору орнамента
Чтобы альфрейная роспись смотрелась элегантно и изысканно, необходимо правильно подбирать рисунок и технику выполнения в соответствии с помещением и стилем.
Существует несколько полезных правил:
- Перед выбором рисунка следует подумать, насколько органично он впишется в интерьер. Такая роспись идеально подходит для классического стиля, барокко, интерьера рококо или венецианского стиля. Живопись придаст интерьеру утонченности, нежности, элегантности и роскоши.
- Подбирая тип рисунка, нужно ориентироваться на общее оформление помещения. Важно, чтобы роспись перекликалась с несколькими элементами интерьера. Это может быть рисунок ковра, диванных подушек или текстиля, орнамент паркета или гипсовой лепнины.
- Для правильного подбора техники живописи лучше посоветоваться с мастерами.
Используемые инструменты
Для альфрейной работы мастера живописи используют различные технологии. В зависимости от типа рисунка и вида росписи мастер подбирает необходимые инструменты и материалы.
Для этого типа живописи понадобятся:
- масляные или акриловые краски;
- эскиз или трафарет рисунка;
- разноцветная фактурная штукатурка;
- позолота и перламутровый краситель;
- валики и кисти разной величины из натурального меха;
- грунтовка жидкая или в порошке;
- шпатель, скотч, линейка;
- лак для финишного покрытия живописи.
В зависимости от сложности росписи мастеру могут понадобиться и другие инструменты.
Альфрейная живопись подходит для любых видов помещений, нежелательно только использовать ее во влажных помещениях. В таких условиях краска со временем поблекнет и рисунок потеряет привлекательность.
Источник