Текстурная паста: виды, состав, инструкция по применению, назначение и использование
Современные технологии позволяют мастерам и рукодельницам при создании своих работ открывать новые возможности и горизонты в творчестве. В последние годы возникло множество новых техник, а также получили развитие старые виды прикладного искусства. Текстурная паста – это материал для создания объемных рельефов и текстур как на бумаге, так и на более плотных основах, таких как дерево или штукатурка. Использование этого материала дает большой простор для творчества.
Что это такое?
Текстурная паста представляет собой густой пластичный состав, состоящий из акрила и дополнительных компонентов. Паста выпускается на водной основе и не имеет запаха. С помощью нее можно делать разнообразные фактуры, создавать оригинальные рельефы. Это универсальное средство, которое подходит для любых поверхностей: ткани, бетона, картона, древесины.
При желании пасту можно разбавить водой. Но после затвердения она становится водостойкой. Это важно, потому что после застывания материал смыть крайне сложно.
Как использовать
Текстурная паста отличается легкостью нанесения. Для ее использования нужен мастихин, но если такого профессионального инструмента нет в наличии, его легко заменить на шпатель, лист тонкого картона или стеки для лепки из пластилина.
Паста наносится легкими движениями и распределяется как масло по бутерброду. Затем на поверхность наносится рисунок с помощью тонкой палочки или фактура, с помощью подручных средств. В ход идут кружева, зубцы плоской расчески, штампы, трафареты, оттиски, монеты, пуговицы, колесики от игрушечных машин и другие подходящие предметы. Важно сразу после использования вымыть их теплой водой с мылом. Иначе застывшая паста закупорит намертво все углубления.
Вот как пользоваться текстурной пастой. Процесс требует сноровки и навыка, чтобы толщина слоя получалась равномерной.
После высыхания поверхность можно красить краской или проводить другие манипуляции для придания работе завершенного вида.
Также пасту можно добавлять в краски для получения плотных выпуклых мазков. Выполненные текстурной пастой картины обладают глубиной и объемом.
В продаже встречается множество вариантов паст от разных производителей. Но все это разнообразие можно разделить на 4 группы.
Универсальные – отличаются легкой и пластичной текстурой. Они гладкие и не содержат вкраплений. Идеально подходят для создания основы для будущих изделий. На них легко нанести любой узор или работать с трафаретом. К тому же этот вариант можно шлифовать. Поэтому работа с такой пастой подходит для тех, кто делает первые шаги в этом виде рукоделия.
Мелкозернистые — отличаются содержанием в составе мелких зерен, напоминающих песок. С помощью такой пасты можно создать различные оригинальные поверхности, имитирующие пляжный песок, снег и многое другое.
Крупнозернистые – в их составе крупные вкрапления наполнителя. Структура таких паст ярко выраженная, шероховатая. Они широко применяются в оформительском деле, для отделки стен. Также их можно добавлять к другим видам паст для создания богатой текстуры. Материал довольно тяжелый, поэтому для тонких основ, таких как бумага или картон не подходит.
Паста для создания спецэффектов – с разнообразными наполнителями: частички пемзы, слюда, стеклянные шарики. Это вариант для тех, кто создает фрески и разнообразные коллажи.
Как сделать в домашних условиях
Если нет возможности приобрести материал в магазине, можно сделать текстурную пасту своими руками. Есть несколько вариантов.
Так, 1 ст. л. универсальной акриловой шпатлевки для внутренних работ, которая продается в строительных магазинах, смешать с чайной ложкой клея ПВА и тщательно размешать. Если консистенция нужна пожиже – добавить клея, если погуще – шпатлевки. Такая смесь отличается пластичностью и легкостью нанесения. Ее можно набрать в шприц и нанести узоры либо создать фоновую поверхность. Хранить такой состав нужно в плотно закрытой емкости не больше 2 недель. Лучше каждый раз делать новый замес в необходимых количествах.
Если необходима более пышная текстура для создания имитации снега или песка, при приготовлении можно добавить немного крахмала.
Можно обойтись и без строительной шпатлевки. Для этого к 0,5 стакана пищевой соды или талька добавить по 2 ст. л. ПВА и акриловой краски белого цвета. Такой состав хорошо держит форму, подходит для фактурной основы.
С помощью подручных средств можно сделать пасты зернистыми, добавив в основу манку, песок, мак, кокосовую стружку, декоративные или стеклянные шарики, блестки. Так же, как и готовые аналоги, эти пасты можно красить и подвергать другим видам обработки.
Создание основы
Чтобы создать фактурную основу из текстурной пасты, нужно на подготовленную поверхность нанести ровным слоем состав. Разровнять плоским инструментом. Наносить желательно в одном направлении, стараясь добиться одинаковой толщины слоя.
На сырой поверхности можно создавать шедевр. С помощью тонкой палочки можно нанести рисунок. Используя подручные средства можно сделать фактуру. Так, приложив сверху лоскут гипюра, можно получить оттиск рисунка.
Для работы могут пригодиться самые разные подручные средства, главное — включить фантазию. Например, подушечками пальцами можно делать похлопывающие движения по незастывшей поверхности, чтобы получить яркую структуру. Можно дополнить фактуру, пройдя по сырой пасте губкой, марлей или приложить красивую форму.
После этого работу нужно высушить и продолжить манипуляции.
Работа с трафаретами
С помощью структурной пасты можно делать фактурные трафареты, создав имитацию кирпичной кладки, плитки шоколада или сетки. Таким образом можно декорировать рамку для фото, коллаж, обложку для паспорта или чехол для телефона.
Поверхность изделия подготавливается, обезжиривается, тонируется, если это необходимо для работы. На нужный участок накладывается трафарет, фиксируется полосками бумажного скотча. С помощью плоского предмета, например, шпателя или ножа, наносится слой пасты и разравнивается. Наносить нужно в одном направлении, стараясь выдержать одинаковую толщину слоя. Осторожно отсоединить скотч и снять трафарет с текстурной пасты, поднимая его строго вверх, чтобы не размазать еще не застывшую основу. Если произошло смещение, аккуратно подправить.
Как только работа будет выполнена, ее нужно отложить до полного высыхания. Инструменты и руки нужно сразу же помыть.
Продолжение работы
После высыхания можно приступать к дальнейшим манипуляциям. Например, продолжить декупаж текстурной пастой. Для этого поверхность покрывают краской, лаком, делают тонирование, золочение и другие операции. Такая поверхность получается водостойкой, твердой и прочной.
Картины
Выполненные текстурной пастой картины невероятно красивы. Для их создания можно в готовую пасту добавить краску и наносить мазки кистями или пальцами.
Можно также нанести узор с помощью стеков и других инструментов белым составом, а затем покрыть красителем.
Текстурная паста – это материал, дающий возможность воплотить самые смелые идеи в дизайне. С помощью этого состава можно сделать объемные открытки, рамки, картины, фрески и прочие изделия.
Источник
Создаем текстурное панно с использованием структурных паст и текстиля
Представляю вашему вниманию свой новый мастер-класс. Цель мастер-класса — показать основные принципы работы со структурными пастами, составами, специальными инструментами. А также я хочу поделиться с вами авторскими решениями и приемами, которые будут интересны даже опытным мастерам.
На создание нового мастер-класса меня, как и многих, вдохновил конкурс «Волшебное преображение», поэтому я отправилась на экскурсию на балкон в поисках старых вещей, из которых можно было бы сделать что-то новое и интересное. Вот, что нашлось — старый планшет (двп на подрамнике) очень несуразной, вытянутой формы — 100х38. Куча старого материала — мешковина, лен. Лен пожелтел от времени в местах складок и сшить из него уже ничего невозможно.
А еще я думаю, что многие мастера меня сейчас очень хорошо поймут, на балконе увидела давно купленные материалы для творчества, которые очень хотелось попробовать в работе, но все никак не доходили руки — это кракелюрная паста и паверпол! Возникла идея все эти находки совместить в одной работе.
Первое, что мы сделаем — облагородим поверхность старого планшета, обтянув его тканью.
Как я натягиваю холст на подрамник и обрабатываю боковины планшета, можно посмотреть на фото ниже.
С помощью мебельного степлера, прибиваем ткань к боковой части подрамника с одной из сторон, далее хорошенько промазываем клеем ПВА поверхность ДВП (можно обойтись и без ПВА, это дело вкуса), прибиваем ткань к боковой части противоположной стороны подрамника, натягивая при этом ткань как можно сильнее. Прибиваем ткань с оставшихся двух сторон, так же натягивая ее как можно сильнее и обрезаем излишки ткани. Если натягиваемая ткань цветная или имеет пятна, то ее необходимо покрыть белой краской. С помощью мастихина замазываем боковые части подрамника структурной пастой. Я обычно использую пасту Teracco «Терракоат замша», которая меня ни разу не подводила: она не крошится и не скалывается. Теперь необходимо дождаться полного высыхания, затем ошкурить боковины подрамника. Получается очень аккуратная и прочная конструкция, которая не нуждается в последующем оформлении рамой.
Продумываем композицию будущей работы и очень схематично наносим эскиз на поверхность холста. При разработке эскиза, решила сделать планшет визуально короче и шире с помощью поперечных полос.
Далее грунтуем работу акриловыми красками — заполняем очень схематично цветовыми пятнами (все, кроме веточки орхидеи).
На этом этапе я использовала акриловые краски: охру светлую, сиену жженую, умбру жженую, английскую красную.
Теперь с помощью различных структурных паст придадим некоторым участкам поверхности работы материальные свойства — кувшин и чашу с помощью кракелюрной пасты сделаем фарфоровыми (будем имитировать селадоновую глазурь). Столу придадим вид деревянной поверхности. На «стене» создадим красивые узоры.
Итак, для следующего этапа работы я использовала: кракелюрную пасту Ferrario и пасту Terraco «Терракоат микро», фен, а также инструменты для работы со структурными пастами — мастихины, шпатели, трафареты.
С помощью мастихина наносим кракелюрную пасту на поверхность кувшина (толщина слоя примерно 1,5 мм).
Теперь берем фен и дуем на нанесенный слой пасты. Под воздействием горячего воздуха начинают проявляться «трещинки». Я надеялась, что при «растрескивании» пасты будет проявляться красочный слой (т.е. сами трещинки будут цвета фона), но так не произошло, поэтому можно было бы и не закрашивать кувшин и вазу.
Таким же образом наносим кракелюрную пасту на всю поверхность кувшина и часть чаши.
На фото ниже: с помощью мастихина наносим на некоторые участки работы любую гладкую структурную пасту (я использовала на этом этапе пасту Terraco «Терракоат микро»). Далее с помощью резинового шпателя «прочесываем» намазанные участки.
С помощью мастихина и трафаретов создаем на поверхности стены красивые узоры.
Ждем полного высыхания структурных паст. После чего можно приступить к выкрасу работы.
Методом лессировки дорабатываем фон работы. Сначала тонируем всю работу охрой светлой (фото 1), затем добавляем оттенки английской красной и сиены жженой, оранжевой (фото2), далее добавляем умбру жженую и немного прохладных оттенков (умбра жженая +белая) (фото 3-4).
Переходим к окрашиванию кувшина и чаши.
Сначала поверхность кувшина и чаши закрашиваем умброй жженой, оставляем на 10-15 минут (фото 1). Затем с помощью хорошо отжатой губки и мягкой тряпочки начинаем оттирать поверхность кувшина и чаши, делаем блик (фото 2). Далее придаем кувшину и чаше более объемный вид. Используя кисти и губку, добавляем оттенки охры, сиены жженой, умбры натуральной, умбры жженой (кистью наносим краску, затем с помощью губки растушевываем и оттираем).
Вот что у меня получилось в итоге.
Веточка орхидеи по замыслу будет объемной, объем я собираюсь создавать с помощью пасты Terraco «Терракоат замша». Для того, чтобы аккуратно нанести пасту на уже выкрашенный фон я помещаю ее в плотный пакет. Затем выдавливаю небольшое количество, с помощью мастихина и кистей (я использую синтетику) «формирую» необходимый объем. Гораздо проще работать, если использовать определенную последовательность при выкладывании деталей. То есть сначала я выкладываю детали с №1, потом, после полного высыхания пасты, детали №2, потом №3.
Более подробно процесс выкладывания , обзор структурных паст и инструментов работы с ними изложен в моем первом мастер классе .
Приступаем к росписи веточки и бутонов. Паста как губка впитывает цвет, поэтому я выкрашиваю ее в несколько приемов — сначала покрываю веточку и бутоны суспензией умбры натуральной (краска+вода). Далее добавляю более насыщенный цвет. Использую следующие оттенки — охра светлая, умбра жженая, умбра натуральная, смесь лимонной и сажи газовой (при смешивании этих красок получается красивый оттенок оливкового, главное не переборщить с сажей газовой).
Теперь переходим к самим цветам. Цветы будем расписывать методом лессировки. Сначала покрываем некоторые участки лепестков охрой светлой. Потом добавляем оттенки умбры натуральной, затем умбры жженой. Все слои краски — полупрозрачные. Для того, чтобы не получилось грязных оттенков, лучше подождать, когда предыдущий слой высохнет.
Центральный лепесток сначала грунтуем английской красной. Затем, с помощью умбры жженой, добавляем тени. Самые выступающие части рельефа высветляем с помощью охры и оранжевой.
Аналогичным способом прорабатываем все цветы.
Теперь заключительный этап нашей работы — декорирование текстилем. Будем использовать уникальную голландскую технику Paverpol, которая позволяет создавать скульптуры, панно, элементы декора из различных материалов. Paverpol может быть использован для всех видов материалов, твердых или таких, как текстиль, бумага, замша, стекловолокно, глина и все виды натуральных материалов. А выглядеть это будет как дерево, керамика, гипс, бетон, камень и т.д.
Уникальными свойствами Paverpol являются быстрое время высыхания, а также возможность скульптур быть выставленными на открытом воздухе.
Перед применением необходимо хорошенько перемешать Paverpol. Далее грунтуем этой смесью поверхность на которую будем приклеивать материал. Пока поверхность сохнет, продумываем варианты декора. В итоге я решила поступить совсем просто — остановиться на мешковине и текстильном канате. Хотя возможности применения Paverpolо ограничиваются только вашей фантазией, решила не перегружать работу лишними деталями.
После высыхания, элементы покрытые Paverpol легко можно подкрашивать. Добавляю немного оттенков, присутствующих в работе. В самом конце прохожусь полусухой кистью с золотой краской.
Вот и все, осталось сделать финальные фотографии и оценить результат работы.
Источник