России литература точка отсчета идеологический нравственный фундамент

Содержание
  1. Блог о ЕГЭ
  2. суббота, 26 января 2013 г.
  3. Сочинение-рассужение по П. Вайлю и А. Генису. Русский язык ЕГЭ. 11 Класс.
  4. В чем заключается уникальность русской классической литературы? (по П. Вайлю и А. Генису “Для России классическая литература- это…”)
  5. Исходный текст
  6. Прочитайте текст и выполните задания А13 -А15; В1 — В8. (1)Для России литература — точка отсчёта, символ веры, идеологический и нравственный фундамент. (2)Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, национальный характер, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и дружно закивают головами ярые антагонисты. (3)Конечно, для такого взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4) Классика — универсальный язык, основанный на абсолютных ценностях. (5)Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым единством, некой типологической общностью, перед которой отсту¬пают различия между отдельными писателями. (6) Отсюда и вечный соблазн найти доминантную черту, отграничивающую российскую словесность от любых других — напряжённость духовного поиска, или народолюбие, или религиозность, или целомудренность. (7)Впрочем, с таким же — если не большим — успехом можно было бы говорить не об уникальности русской литературы, а об уни¬кальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (8)3адеть класси¬ка — всё равно что оскорбить родину. (9)Естественно, что такое отношение складывается с малых лет. (10) Уроки литературы сыграли грандиозную роль в формировании российского общественного сознания в первую очередь потому, что книги противостояли воспитательным претензиям государства. (11) Во все времена литература, как бы с этим ни боролись, обнару¬живала свою внутреннюю противоречивость. (12) Нельзя было не за¬метить, что Пьер Безухов и Павел Корчагин — герои разных романов. (13)На этом противоречии вырастали поколения тех, кто сумел сохра¬нить скепсис и иронию в мало приспособленном для этого обществе. (14)А главное — чтобы читать Чехова и Толстого, не надо было ждать очередной «оттепели». (15)Часто забывается, что школьни¬ки сталинской эпохи учили наизусть не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова. (16)Однако диалектика жизни ведёт к тому, что твёрдо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. (17)Книги, знакомые с детства, становятся знаками книг, эталонами для других книг. (18)Их достают с полки так же ред¬ко, как парижский эталон метра. (19)Тот, кто решается на такой поступок — перечитать классику без предубеждения, — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. (20)Читать главные книги русской литературы — как пересматривать заново свою биографию. (21)Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря ему. (22)Дата, когда впервые был раскрыт Достоевский, не менее важна, чем семейные годовщины. (23)Мы растём вместе с книгами — они растут в нас. (По П. Вайлю и А. Генису *)
  7. Проблема роли классической литературы в жизни человека (ЕГЭ по русскому)
Читайте также:  Производители несъемной опалубки фундамент

Блог о ЕГЭ

суббота, 26 января 2013 г.

Сочинение-рассужение по П. Вайлю и А. Генису. Русский язык ЕГЭ. 11 Класс.

(1) Для России классическая литература — это точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует связь поколений, нежели правовые нормы и исторические традиции.
(2) Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты.
(3) Нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4) Именно классика — тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции. (5) В этом смысле русская литература обладает совершенно уникальным потенциалом.
(6) Впрочем, с таким же — если не большим — успехом можно говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (7) Задеть классика для него все равно что оскорбить Родину.
(8) Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. (9) Оно складывается и закрепляется с малых лет. (10) Главный инструмент освящения классиков у нас школа. (11) Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. (12) Классические книги противостоят воспитательным претензиям государства, раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, рождают в читателе стремление к свободному выбору (Пьер Безухов и Павел Корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). (13) Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами литературы вообще.
(14) Но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. (15) Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. (16) Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого ‘листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. (17) Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним.
(18) Такая переоценка трудна, но вполне возможна и, видимо, закономерна.
(19) Мы растем вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нам.

Важна ли классическая литература в жизни взрослого человека? Именно над этим вопросом предлагают задуматься П.Вайль и А.Генис, поднимая проблему значимости книг в жизни человека.
Эта проблема, связанная с духовной сферой жизни, относится к категории нравственных, актуальна во все времена. Авторы утверждают, что во взрослой жизни читатели редко достают с полки классические книги, и причиной этому являются недостаток времени и будничная суета, но также считают. что возможна переоценка классики.
Так авторы приводят нас к пониманию своей позиции: «.Мы растём вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами».
С этой авторской позицией нельзя не согласиться, ведь человеку свойственно меняться и менять своё отношение к книгам, особенно классическим.
Например, роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», прочитанный мной в 9 классе, не произвёл такого сильного впечатления, как в 10 классе, когда всерьёз задумываешься над сущностью человеческой личности, над правом человека распоряжаться судьбами других людей, над способностью глубоко чувствовать, анализировать свои поступки, как это свойственно Печорину, главному герою произведения.
Рассуждения авторов подтверждает и опыт художественной литературы. Например, герой романа И.А.Гончарова Обломов, воспитанный на преданиях и сказках, пролежал полжизни на диване, перестал читать, не в силах решить свои хозяйственные проблемы, написать письмо старосте. Умный, чуткий человек прозябает в жизни, гибнет.
Итак, книги играют огромную роль в жизни человека. Роль классической литературы бесспорна, она богата проблематикой и как никакая другая литература в мире отличается духовностью.

Источник

Читайте также:  Высота столбчатого фундамента для сарая

В чем заключается уникальность русской классической литературы? (по П. Вайлю и А. Генису “Для России классическая литература- это…”)

Исходный текст

Для России классическая литература — это точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует связь поколений, нежели правовые нормы и исторические традиции. Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты.

Нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. Именно классика — тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции. В этом смысле русская литература обладает совершенно уникальным потенциалом. Впрочем, с таким же — если не большим — успехом можно говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. Задеть классика для него все равно что оскорбить Родину. Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. Оно складывается и закрепляется с малых лет.

Главный инструмент освящения классиков у нас школа. Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. Классические книги противостоят воспитательным претензиям государства, раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, рождают в читателе стремление к свободному выбору (Пьер Безухов и Павел Корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами литературы вообще.

Но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним. Такая переоценка трудна, но вполне возможна и, видимо, закономерна. Мы растем вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами.

Читайте также:  Типы фундаментов для ангаров

(по П. Вайлю и А. Генису)

В чем заключается уникальность русской классической литературы? Именно над этим проблемным вопросом предлагают задуматься авторы текста П. Вайль и А. Генис.

Размышляя над этой проблемой, писатели акцентируют наше внимание на том, что русская классическая литература обладает «совершенно уникальным потенциалом», ведь она основана на абсолютных ценностях. Читатели же классической литературы не менее уникальны: «они способны видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность», а образцы классики являются для них эталоном литературы в целом.

На мой взгляд, позиция авторов сформулирована в первом предложении текста. Они убеждены, что уникальность классической литературы заключается в том, что она- «точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует». Классика формирует российское общественное сознание, воспитывает, «раскрывает глаза на неоднозначность и противоречивость мира» …

Нельзя не согласиться с позицией писателей. Действительно, главной особенностью книг является то, что они играют большую роль как в формировании отдельной личности, так и общества в целом.

Многие русские писатели затрагивали проблему уникальности и значимости классической литературы. Так, в повести В. Быкова «Обелиск» учитель А. Мороз любил подолгу читать своим ученикам классические произведения, чтобы научить их понимать прекрасное и воспитать в них прочные нравственные основы.

А доктор филологических наук и известный во всем мире переводчик «Слова о полку Игореве» Д. Лихачев писал: «Пока русская классическая литература доступна, пока она печатается, библиотеки работают и для всех раскрыты, в русском народе будут всегда силы для нравственного самоочищения».

Таким образом, после прочтения данного для анализа текста я задумалась об уникальности русской классической литературы, роль которой нельзя недооценить. Классика- это «универсальный язык», понятный для разных взглядов, это воспитательница духовных ценностей и человека, и общества в целом.

Источник

Прочитайте текст и выполните задания А13 -А15; В1 — В8.
(1)Для России литература — точка отсчёта, символ веры, идеологический и нравственный фундамент. (2)Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, национальный характер, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и дружно закивают головами ярые антагонисты. (3)Конечно, для такого взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4) Классика — универсальный язык, основанный на абсолютных ценностях.
(5)Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым единством, некой типологической общностью, перед которой отсту¬пают различия между отдельными писателями. (6) Отсюда и вечный соблазн найти доминантную черту, отграничивающую российскую словесность от любых других — напряжённость духовного поиска, или народолюбие, или религиозность, или целомудренность.
(7)Впрочем, с таким же — если не большим — успехом можно было бы говорить не об уникальности русской литературы, а об уни¬кальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (8)3адеть класси¬ка — всё равно что оскорбить родину.
(9)Естественно, что такое отношение складывается с малых лет. (10) Уроки литературы сыграли грандиозную роль в формировании российского общественного сознания в первую очередь потому, что книги противостояли воспитательным претензиям государства. (11) Во все времена литература, как бы с этим ни боролись, обнару¬живала свою внутреннюю противоречивость. (12) Нельзя было не за¬метить, что Пьер Безухов и Павел Корчагин — герои разных романов. (13)На этом противоречии вырастали поколения тех, кто сумел сохра¬нить скепсис и иронию в мало приспособленном для этого обществе.
(14)А главное — чтобы читать Чехова и Толстого, не надо было ждать очередной «оттепели». (15)Часто забывается, что школьни¬ки сталинской эпохи учили наизусть не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова.
(16)Однако диалектика жизни ведёт к тому, что твёрдо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. (17)Книги, знакомые с детства, становятся знаками книг, эталонами для других книг. (18)Их достают с полки так же ред¬ко, как парижский эталон метра.
(19)Тот, кто решается на такой поступок — перечитать классику без предубеждения, — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. (20)Читать главные книги русской литературы — как пересматривать заново свою биографию. (21)Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря ему. (22)Дата, когда впервые был раскрыт Достоевский, не менее важна, чем семейные годовщины.
(23)Мы растём вместе с книгами — они растут в нас. (По П. Вайлю и А. Генису *)

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Русская литература внутренне противоречива.
2) В отдельные времена русская классика была под запретом.
3) Для русского человека литература является нравственным фундаментом.
4) Преклонение перед классикой мешает в ней видеть живую сло¬весность.

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-4?
1) повествование и рассуждение
2) рассуждение и описание
3) повествование и описание
4) рассуждение

А30. Укажите однозначное слово.
1) литература (предложение 1)
2) классической (предложение 3)
3) внутреннюю (предложение 11)
4) наизусть (предложение 15)

Часть 2 Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.
В1. Укажите способ образования слова РЕЛИГИОЗНОСТЬ (предложение 6).
В2. Из предложения 11 выпишите все местоимения.
В3. Из предложения 16 выпишите подчинительные словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Источник

Проблема роли классической литературы в жизни человека (ЕГЭ по русскому)

Какова роль литературы в жизни человека? Как одна книга способна повлиять на тысячи людей? Именно над этими вопросами рассуждают П.Л Вайль и А.А Генис, поднимая в тексте проблему значимости русской классической литературы в жизни человека.

П.Л Вайль и А.А Генис размышляют о ценности русских книг для человека. Авторы убеждены в том, что литература обладает уникальностью, без нее люди не могли бы задумываться о многих философских и нравственных проблемах. Чтение книг с самого детства необходимо, ведь это то, что формирует не только мировоззрение отдельного человека, но и всего общества в целом :»Для России литература — точка отсчета, символ веры, идеологический и нравственный фундамент.» Благодаря литературе у всего русского народа создается единый дух, общее осмысление многих вещей : «Уроки литературы сыграли грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. «. Таким образом, произведения великих писателей наполняют людей нравственными и моральными ценностями.

Позиция авторов заключается в том, что классическая литература является основой человеческого сознания, она помогает формировать мировоззрение людей.

Я абсолютно согласна с позицией авторов. Действительно, ничто не способно так сильно повлиять на человека, как литература.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Проблему значимости литературы в жизни человека поднимали многие великие писатели. Вспомним роман Ф.М Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, человек идеи, Раскольников, пытается найти себя, понять, каково его предназначение в этой жизни. Родион проходит через многие испытания : он совершает убийство, затем пребывает в муках и страданиях . Что же помогает герою обрести духовную свободу? Книга. Пытаясь помочь Раскольникову, Соня Мармеладова открывает для него Библию. Именно эта книга повлияла на Родиона : герой решается начать жизнь с чистого листа, принять Христа в своем сердце. Таким образом, в произведении ярко показано, как книга помогает человеку оберсти новые ценности и расставить правильные приоритеты. Благодаря Библии, Раскольникову удается воскреснуть подобно Лазарю.

В пьесе А.С Грибоедова «Горе от ума» поднята проблема влияния литературы на человека. Главная героиня, Софья, с детства любила читать французские романы. Девушка мечтает о такой же любви, как в произведениях ее любимых авторов. Французские романы помогли Софье Фамусовой сформировать образ ее идеального мужчины. По мнению героини, Молчалин обладает чертами «рыцаря», он робок, но предан. Однако идеал Софьи вовсе не является по-настоящему тем «принцем», о котором она мечтала . Узнав истинную сущность Молчалина, героиня пребывает в шокирующем состоянии. Итак, в пьесе показано как литература способна повлиять на взгляды и идеалы человека.

Таким образом, литература во многом помогает людям осмыслить многие вещи, задуматься о вечных вопросах бытия, духовно обогащаться. В книгах люди находят свои идеалы и ценности. Недаром английский писатель Теккерей говорил : «Книги просвещают душу. «

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id36449

Источник

Оцените статью