- «Стена», анализ новеллы Сартра
- Стена (Сартр)
- Книга Стена | Le mur
- Информация о книге
- Читать онлайн Стена
- Другие произведения автора
- Похожее
- Стена Текст
- Те, кто искали эту книгу – читают
- Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
- Книга: Жан Поль Сартр «Стена»
- Содержание:
- Другие книги автора:
- Жан-Поль Сартр
- Содержание
- Общественная деятельность и биографические заметки
- Война в Алжире
- Трибунал Рассела по расследованию военных преступлении, совершенных во Вьетнаме
- Философская концепция
- Свобода
- Отчуждение
- Диалектика
«Стена», анализ новеллы Сартра
Новелла «Стена» была написана Жан-Полем Сартром в 1939 году. Как и большинству представительниц этого жанра, ей свойственны небольшой объём, малое количество действующих лиц, одна сюжетная линия, анализ одной проблемы, остросюжетность и неожиданная развязка.
Композиционная структура «Стены» полностью соответствует структуре классической новеллы: в ней есть завязка (допрос, размещение героев в камере), кульминация (сообщение приговора и ожидание персонажами смерти) и развязка (спасение главного героя от смерти). Стиль произведения отличается чёткостью построения фраз и лаконичностью выражения мыслей. В «Стене» нет длинных, сложных описаний или диалогов. В ней – всё по существу, всё предельно ясно и просто.
Время действия новеллы – конец 30-х годов XX века. Место действия – Испания. Историческая основа – гражданская война между республиканцами и анархистами. Примечательно, что историческая действительность в «Стене» используется автором исключительно для постановки проблемы. Гражданская война создаёт необходимый фон и причину, по которой главный герой вынужден напрямую столкнуться с осознанием смерти. Таким образом реалистичное, на первый взгляд, произведение полностью входит в экзистенциальную литературную картину мира.
В «Стене» Сартр не столько описывает реальную историю Испании, сколько подробно и психологически точно показывает эволюцию человеческого сознания, пытающегося объять необъятное – смерть и, как следствие, жизнь. Последнее слабо удаётся всем героям, в том числе, и главному – Пабло Иббиете. Как рассказчик он сохраняет некоторое подобие спокойствия, но мы видим, что и для него свойственны обычные человеческие страхи. В то время, как молодой мальчик Хуан Мирбаль боится физических страданий и погружается в слёзы, Том Стейнбок пытается «заговорить» смерть, Пабло хочет умереть достойно и понять перед концом, в чём же всё-таки суть? Три героя новеллы выражают три отношения человека к смерти: юное, неопытное, пытающееся забыться в страданиях (Хуан); универсальное, обыденное, приземлённое (Том); активное, мыслящее, пытающееся докопаться до истины (Пабло).
Столкновение со смертью позволяет главному герою лучше понять жизнь. Страх перед близким концом рисуется Сартром в начале через физические изменения героев и только затем психологические. Как только персонажи понимают, что они умрут, лица их становятся пепельно-серыми. Мы видим такими Хуана и Тома глазами Пабло. Затем герой неожиданно для себя понимает, что и его лицо ничем не лучше лиц сокамерников. Они похожи друг на друга, как зеркальные отражения.
Как только приставленный к смертникам для изучения их физического состояния врач-бельгиец напоминает им о времени, Пабло начинает осознавать его как реально существующий объект. При этом окружающая действительность начинает расплываться у героя перед глазами. Вещи становятся иными – более отдалёнными и живущими своей жизнью. Живым человеком, страдающим от холода в промозглом подвале, рисуется и врач. Не зря Хуан в какой-то момент пытается укусить его розовую руку – она совершенно не вписывается в общую атмосферу, так как принадлежит жизни, а не смерти.
Время осознано. Мир отчуждён. На следующем этапе Пабло понимает всю тщетность бытия. Его перестаёт волновать любовь к Конче, за пять минут свидания с которой, он бы отдал жизнь. Его больше не заботит дядюшка Рамон Грис. Он не выдаёт его республиканцам только потому, что совершенно чётко осознаёт: все люди смертны – так, какая разница, когда умирать? Осознание всеобщего конца лишает жизнь смысла. В ней остаётся место только юмору и бесстрашию. Напоследок, Пабло решает пошутить над своими мучителями, предложившими подарить ему жизнь взамен жизни Рамона Гриса. Он отправляет их на кладбище и спокойно ожидает расстрела. Развязка «Стены» поразительна: солдаты действительно находят в указанном месте Рамона и убивают его. Жизнь Пабло Иббиеты спасена, но нужна ли ему такая жизнь, полностью осознанная и потерявшая смысл? Этот вопрос Сартр оставляет открытым.
Если вам понравился анализ «Стены», прочитайте другие сочинения по произведениям Сартра:
Источник
Стена (Сартр)
Повествование ведётся от лица испанского повстанца Пабло Иббиета.
Просторная белая комната с ярким светом. В центре сидели субъекты в штатском, в отдалении — арестанты. Конвойные подводили арестантов к столам, люди в штатском задавали несколько вопросов, потом что-то писали.
У Хуана ничего не спросили. Он говорил, что не виноват, но они вынесли решение, которое он узнает в камере. Камерой был больничный подвал, где было холодно и жутко, но всё равно лучше карцера, в котором Пабло Иббиета провёл пять дней. Здесь, по крайней мере, была компания — Хуан и Том.
Том и Пабло были уверены, что им крышка, но думали, что Хуан, который был не причём, не пострадает. Они говорили о том, что в другой провинции заключённых просто давят грузовиками, экономят патроны.
В потолке было отверстие, в которое проникал свет, под ним — куча угля. Тома начало трясти и он стал ходить по подвалу. Около восьми в камеру вошёл комендант с охранниками. Он сообщил, что все приговорены к расстрелу и приговор будет приведён в исполнение утром. Также предупредил, что к ним придёт врач-бельгиец. Хуана тоже не пожалели.
Наступила яркая морозная ночь. В камеру вошёл врач с двумя охранниками и сказал, что он здесь, чтобы помогать. Он стал ощупывать пульс, и все скоро поняли, что он здесь, чтобы наблюдать за их поведением.
Врачу стало холодно, и он взглянул на Пабло. А тот был весь в испарине, пот тёк ручьём, одежда была мокрая. Хуан с серым лицом интересовался, больно ли умирать, врач его успокаивал.
…я увижу восемь винтовок, направленных на меня. Мне захочется отступить к стене, я… изо всех сил попытаюсь в неё втиснуться, а она будет отталкивать меня, как в каком-то ночном кошмаре.
Пабло стал вспоминать сцены из прошлого. Потом подсел к Тому, и они стали рассуждать над тем, что их ждёт утром. Том живо представлял себе все подробности. У его ног появилась лужа, но он ничего не чувствовал. Бельгиец что-то записывал.
Хуан ушёл в себя, и когда доктор подошёл к нему, даже попытался укусит его за руку. Пабло прилёг, и ему привиделись сцены расстрела. Он вскочил и стал ходит по камере, вспоминая прошлое.
Бельгиец предложил передать родным всё, что захотят сказать арестанты. Но им некому было передавать сообщения. У Пабло была девушка, но сейчас он не хотел её видеть, и чтобы она видела его в таком положении. Предметы стали размытыми, тело обдавало дрожью и потом, затем Пабло охватило безразличие.
…ты утратил надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось ждать — несколько часов или несколько лет.
Доктор посмотрел на часы и это вызвало истерику у Хуана. За стеной послышались шаги. На улице раздались отдалённые выстрелы — на заднем дворе начались расстрелы. В их камеру вошли.
Том пошёл сам, а Хуан падал, поэтому его пришлось волочить. За Пабло обещали зайти позже. Ему было тяжело переносить одиночество. Вскоре за ним пришли и повели в маленькую комнату на первом этаже. Офицеры снова спрашивали его, где находится Рамон Грис.
Пабло было смешно и безразлично, но они пытались вызвать у него страх. Ему грозил расстрел, если он не сознается. На раздумья дали полчаса. Ещё полчаса одиночества и ожидания. Пабло знал, где Грис, но ни за что не выдал бы его. Через полчаса он сообщил офицерам, что Грис на кладбище. Он сделал это для того, чтобы поиздеваться над ними, разыграть их.
Офицеры вышли и через полчаса вернулись. Пабло был готов идти на расстрел, но его отвели на главный двор. Там он встретил знакомого булочника Гарсиа, который сообщил ему последние новости.
Грис скрывался у брата за городом, но поругался с ним и, чтобы никого не подставлять, отправился на кладбище, где надеялся укрыться. Там его и настигли офицеры. В перестрелке он был убит. У Пабло всё поплыло перед глазами, но рухнул на землю и стал неудержимо смеяться.
За основу пересказа взят перевод Л. Н. Григорьяна.
Источник
Книга Стена | Le mur
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Информация о книге
ISBN: 966-03-0675-X, 5-237-04683-5
Читать онлайн Стена
Другие произведения автора
Похожее
Впервые на русском языке!
HHhH – немецкая присказка времен Третьего Рейха: Himmlers Hirn heisst Heydrich (Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом). Райнхард Гейдрих был самым страшным человеком в кабинете Гитлера. Монстр из логова чудовищ. «Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом» шутили эсэсовцы, этот человек обладал невероятной властью и еще большей безжалостностью. О нем ходили невероятные слухи, один страшнее другого. И каждый слух был правдой. Гейдрих был одним из идеологов Холокоста. Именно Гейдрих разработал план фальшивого нападения поляков на немецких жителей, что стало поводом для начала Второй Мировой войны. Именно он правил Чехословакией после ее оккупации. Гейдрих был убит 27 мая 1942 года двумя отчаянными чехами Йозефом Габчеком и Яном Кубишем, ставшими национальными героями Чехии. Покушение на Гейдриха произвело на руководство Рейха глубочайшее впечатление. В день смерти Гейдриха нацисты начали кампанию массового террора против чешского народа. Было объявлено, что всякий, кому известно о местонахождении убийц протектора и кто не выдаст их, будет расстрелян вместе со всей семьёй. Был расстрелян 1331 чех. В день похорон Гейдриха была уничтожена деревня Лидице, все мужчины которой были убиты, а все женщины отправлены в концлагерь. После покушения Габчек, Кубиш и их товарищи скрылись в православной Церкви Кирилла и Мефодия. Их местоположения выдал предатель. Церковь окружила целая армия солдат, эсэсовцев, гестаповцев. Шесть чехов долгие часы сражались с более, чем сотней до зубов вооруженных нацистов.
Роман Лорана Бине, получивший Гонкуровскую Премию, рассказывает об этой истории, одной из самых героических и отчаянных во Второй Мировой войне. Книга стала огромным международным бестселлером, переведена более, чем на двадцать языков.
По свидетельству французских критиков, почти документальный текст Лорана Бине делает настоящим романом не переплетение правды с вымыслом, не художественное описание исторических лиц, а «страстное отношение автора к истории как к постоянному источнику рефлексии и самопознания».
A dramatic tale of love, intrigue, and divided loyalties, based on the true story of «the man who failed to stop the Pacific War.»
In the fall of 1941 a senior Japanese diplomat is sent on a desperate mission—a last-ditch attempt to secure peace with the United States. But, unknown to him, the Japanese military have their own plans. On December 7th, he stands before a furious Secretary of State to deliver Japan’s ultimatum, unaware that, an hour earlier, his country has attacked Pearl Harbor.
Around this event unfolds the story of an extraordinary family, caught between two hostile nations. At its head is Saburo, the pro-American diplomat who becomes reviled in America as an instrument of treachery. At his side is Alice, the passionate and courageous American woman who fell in love with him and followed him halfway around the world, only to find her adopted country at war with her own people. And in between is their beloved son Ken, a Japanese Army pilot with a Caucasian face, haunted by his «enemy blood,» and fated to do battle in the skies with his other half—his mother’s countrymen.
The war intensifies. The bombing of Tokyo begins. The order to fly suicide missions against the B-29s is given. And one of the most powerful and stirring accounts of a family loyal to its principles, and loyal to each other, moves to its shocking climax . . .
Jacket: the two photographs (courtesy of the author) are of the real people—mother and son—depicted in the novel.
Источник
Стена Текст
Те, кто искали эту книгу – читают
- Объем: 220 стр.
- Жанр:з арубежная классика, л итература 20 века
- Теги:и нтеллектуальная проза, м алая проза, ф илософия свободы, ф ранцузская классика, э кзистенциализмРедактировать
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Этот единственный сборник малой прозы Сартра объединяет общая тема – тема свободы. Свободы, которую одни мечтают обрести, а другие – ограничить.
«Стена» – спрессованная в одну-единственную ночь история человека, жить которому до рассвета…
«Комната» – трагедия двоих, вынужденных быть рядом, но не вместе, мечтающих обрести друг друга, но не умеющих друг друга услышать и понять.
«Герострат» – абсолютно неожиданный взгляд на… убийство. Что лежит в его основе? Ненависть к людям или самому себе? Желание прославиться или стать свободным?
«Интим» – поединок между мужчиной и женщиной, любовью и ненавистью, чувствами и долгом.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
- Возрастное ограничение: 16+
- Дата выхода на ЛитРес: 23 июня 2019
- Дата перевода: 2014
- Дата написания: 1939
- Объем: 220 стр.
- ISBN: 978-5-17-086689-2
- Переводчик: ,
- Правообладатель: Издательство АСТ
- Оглавление
Мадам Дарбеда держала в пальцах рахат-лукум. Она осторожно приблизила его к губам и задержала дыхание, опасаясь, что взлетит легкая сахарная пудра. Она подумала: «Этот рахат-лукум из лепестков розы».
Мадам Дарбеда держала в пальцах рахат-лукум. Она осторожно приблизила его к губам и задержала дыхание, опасаясь, что взлетит легкая сахарная пудра. Она подумала: «Этот рахат-лукум из лепестков розы».
Источник
Книга: Жан Поль Сартр «Стена»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Стена. Избранные произведения | Жан-Поль Сартр (1905-1980) — философ -экзистенциалист и блистательный литератор. Настоящее издание знакомит читателя с философской прозой писателя, вошедшей в золотой фонд современной литературы… — Издательство политической литературы, (формат: 60×90/16, 480 стр.) Подробнее. | 1992 | 860 | бумажная книга |
Тошнота | Тошнота — это суть бытия людей, застрявших «в сутолоке дня» . Людей — брошенных на милость чуждой, безжалостной, безотрадной реальности. Тошнота — это невозможность любви и доверия, это — попросту … — АСТ, Neoclassic, (формат: 84×108/32, 320 стр.) Зарубежная классика Подробнее. | 2015 | 181 | бумажная книга |
Тошнота | Тошнота — это суть бытия людей, застрявших «в сутолоке дня» . Людей — брошенных на милость чуждой, безжалостной, безотрадной реальности. Тошнота — это невозможность любви и доверия, это — попросту… — АСТ, Neoclassic, (формат: 76×100/32, 320 стр.) Эксклюзивная классика Подробнее. | 2016 | 141 | бумажная книга |
Стена. Ставок больше нет | В книгу включены единственный авторский сборник рассказов «Стена» — пять картин, объединенных темой свободы, мечты обрести ее — или ограничить, а также литературнаяверсия сценария «Ставок больше нет»… — АСТ, (формат: 84×108/32, 320 стр.) Зарубежная классика Подробнее. | 2015 | 201 | бумажная книга |
Слова | «Слова» — автобиографичная повесть Жана Поля Сартра. Автор откровенно рассказывает о своем детстве, родных и друзьях, о первом знакомстве с книгами и постепенном понимании своего призвания стать… — АСТ, (формат: 76×100/32, 224 стр.) Эксклюзивная классика Подробнее. | 2016 | 127 | бумажная книга |
Дороги свободы Уцененный товар (№ 1) | — Подробнее. | 2015 | 603 | бумажная книга |
Тошнота (изд. 2013 г. ) | Тошнота — это суть бытия людей, застрявших `в сутолоке дня`. Людей — брошенных на милость чуждой, безжалостной, безотрадной реальности. Тошнота — это невозможность любви и доверия, это — попросту… — АСТ, (формат: 76×100/32, 320 стр.) Эксклюзивная классика Подробнее. | 2013 | 133 | бумажная книга |
Слова (изд. 2016 г. ) | &171;Слова&187; (1964)автобиографичная повесть Жана Поля Сартра. Автор откровенно рассказывает о своем детстве, родных и друзьях, о первом знакомстве с книгами и постепенном понимании своего… — АСТ, (формат: 76×100/32, 224 стр.) Эксклюзивная классика Подробнее. | 2016 | 134 | бумажная книга |
Мертвые без погребения. Дьявол и Господь Бог | ISBN:978-5-17-091546-0 — АСТ, (формат: 70×100/32мм, 256 стр.) Эксклюзивная классика Подробнее. | 2015 | 112 | бумажная книга |
Стена. Избранные произведения | Жан-Поль Сартр (1905-1980) — философ -экзистенциалист и блистательный литератор. Настоящее издание знакомит читателя с философской прозой писателя, вошедшей в золотой фонд современной литературы… — Издательство политической литературы, (формат: 60×90/16мм, 480 стр.) Подробнее. | 1992 | 431 | бумажная книга |
Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр | |
Jean-Paul Sartre | |
Дата и место рождения: | 21 июня, 1905 (Париж, Франция) |
Дата и место смерти: | 15 апреля, 1980 (Париж, Франция) |
Школа/традиция: | Экзистенциализм, Марксизм |
Период: | Философия XX века |
Направление: | Европейская философия |
Основные интересы: | Метафизика, Эпистемология, Этика, Политика, Феноменология, Онтология |
Значительные идеи: | неопределенность развития событий, трансцендирование |
Оказавшие влияние: | Кант, Гегель, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль, Хайдеггер, Маркс, Бергсон |
Последователи: | Бовуар, Фанон |
Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre ; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, Париж) — выдающийся французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог.
Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния |
Всякий антикоммунист — сволочь (иногда дают перевод- собака) [1] |
Сартр был, кроме прочего, общественным деятелем, участником революции во Франции 1968 г. (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистких движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, Подавления Венгерского восстания 1956 года , Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инокомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота»
Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира. После неоднократных угроз французских националистов, ими была взорвана его квартира в центре Парижа.
Двоюродный племянник Альберта Швейцера. Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée ; 1938). Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нем он поднимается до глубинных идей Евангелие, с атеистических позиции. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду заявив о своем нежелании быть чем-либо обязанным какой-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная», и ярко выраженная антисоветская ориентация нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии — премия была присуждена, когда Сартр открыто критиковал СССР.Этим самым доказав победу интеллектуализма, интеллектуала, отстаивающие свои принципы.
В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.
Образование получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу («Эколь нормаль») в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.
Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера. Увлекался психоанализом. Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», способствуя тем самым популяризации его идей в Европе. Жан-Поль Сартр умер в 1980 г., и в последний путь его провожали 50 000 человек.
Война в Алжире
В 1956 году, Сартр и редакция журнала Les Temps modernes дистонцировались в отличии от Камю принимать идею французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступает против пыток, утверждая, свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие, как гангрену, производную колониализма.
Отстаивание своей позиции будет происходить не без опасности, его квартира будет два раза под угрозой взрыва, редакцию Les Temps modernes будут захватывать пять раз боевики националисты.
Сартр активно оказал поддержку кубинской революции 1960 г, как и многие представители интеллигенции стран третьего мира. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленный «Ураган на сахар». Но потом произойдет разрыв [2] с Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья, был заключен в тюрьму за критику режима Кастро.
Трибунал Рассела по расследованию военных преступлении, совершенных во Вьетнаме
Сартр активно принял участие в Трибунале.В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провел два своих заседания — в Стокгольме и в Роскилде,где Сартр произносит свою нашумевшую речь о Геноциде, в том числе французском в Алжире. Сам факт, что крупнейшие представители Европейской интеллигенции указали виновника агрессии, конечно способствовал,тому, что США покинули Сайгон. Критика, высказанная Солженицыным, что где был этот Трибунал, когда происходили репрессии в СССР,кажется не обоснована.
Философская концепция
Свобода
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведенная в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».
«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.
Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
Отчуждение
С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.
Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
Диалектика
Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком. Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознает, что история создается им самим.
Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек знает, для чего он его совершает). Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.
Его известное произведение «Мухи», за основу взят мифологический сюжет об Оресте. Орест возвращается в Аргос, где правит убийца его отца Эгисф и мать Клитемнестра. Сестра Ореста Электра, находится у них в услужении. В городе царит уныние, люди испытывают раскаяние за свои грехи и грехи Эгисфа. Юпитер насылает на город мух-Эриний, которые не дают людям прекратить терзаться. Орест убивает Эгисфа и Клитемнестру, за ним охотятся Эринии, но Орест как флейтист уводит Эриний из города, спасая тем самым его.
Источник