- Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка» методическая разработка (младшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Родительское собрание «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребёнка» материал (младшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»
методическая разработка (младшая группа)
Я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и познакомить родителей сенсорными дидактическими играми, в которые мы играем в
детском саду и в которые мы советуем играть дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_sensornoe_razvitie.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»
Форма проведения: семинар — практикум.
Цель:
обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 -4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве.
2.Активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания.
3.Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники:
родители, воспитатели.
Предварительная работа:
-Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.
-Проведение консультаций: «Учимся, играя», «Развитие сенсорного восприятия», «Значение конструирования в сенсорном развитии детей».
План проведения собрания:
1.Вводная часть.(Дидактическая игра «Какой мяч»).
2. Презентация «Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста». 3.Игротека-практикум. Создание проблемной ситуации.
4..Подведение итогов собрания. Решение родительского собрания.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И ее нужно удовлетворить не потому, что делу -время, потехе -час, а потому что играя, ребенок учится и познает жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.Вся его жизнь — это игра» А. С. Макаренко.
Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в
детском саду и в которые мы советуем играть дома. Но сначала немного в памяти освежим,
что же это такое сенсорное развитие. Проводится дидактическая игра «Какой мяч» (родители передают по кругу мяч шипами и называют его признаки). Вы сейчас воспринимали предмет по внешним свойствам (цвет, форма, материал, вкус, запах и др). А развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов -это сенсорное развитие ребенка. Психологи ХХ века доказали, что двигательное и сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Каково же значение сенсорного воспитания? Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, п а м я т ь , наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зеленый, синий, желтый) и их оттенки (розовый, фиолетовый, голубой и т. д.), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д), величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый), обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.)
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето). Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.). Одновременно с формированием эталонов необходимо научить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий. На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей- накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни. А сейчас хотелось бы узнать, какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребенком? Чему могут научить ребенка эти игры? (Ответы родителей). При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Создание проблемной ситуации
Перед нами возникла проблемная ситуация- узнать на ощупь, что находится в «Волшебном мешочке?» (Воспитатель предлагает родителям определить на ощупь содержимое мешочка). Родители запускают руки в мешочек и ощупывают предмет. (Выслушиваются и принимаются все предложения). Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлен, возбужден, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания и узнать, что же находится в мешочке.
Мы предлагаем вам поиграть (проводится игровой практикум):
Игра 1. «Построим башню»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой- не такой». Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их ( «такой» «не такой»). Если кубик такой, поставьте его сверху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (Демонстрация игры в паре с одним из родителей). В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно
построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.
Игра 2. «Спрячь мышку»
Цель: ознакомление с шестью цветами спектра и их названиями. Материалы: вырезать из бумаги шести цветов силуэты домиков с незакрытыми дверями (посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка), квадраты-дверцы тех же шести цветов, игрушка- мышка. Рассказать детям сказку о маленьком мышонке. Показать им мышкины домики . Обратить внимание детей на то, что в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей- квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка и съест мышку. Затем дети прячут своих мышек, пока кошка спит. Затем идет кошка и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, то кошка забирает у ребенка листочек с мышкой или просит ребенка
подумать и исправить ошибку.
Игра 3. «Определите форму»
Каждому ребенку раздается набор разноцветных геометрических фигур. Демонстрируем картинки со знакомыми детям предметами, дети должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.
Перед вами лежат перемешанные семена гороха , фасоли и киндер-игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связанны друг с другом. Предложите ребенку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение — надо взять 1 фасолину большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом — большим и безымянным. получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребенка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребенок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела! А сейчас мы попробуем угадать, что же находится в «Чудесном мешочке», как вы думаете, что это? (родители дают предполагаемые варианты ответа). Воспитатель достает и показывает что это помело, гибрид апельсина и мандарина. Сегодня вы получили представление об этом фрукте, а формирование понятия о нем будет зависеть от вашего познавательного интереса. Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям, наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. Мы познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребенком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые
игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Подведение итогов собрания
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. Это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития, ребенок должен развиваться гармонически, то есть в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. -Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (родители передают друг другу мяч и высказывают
Решение родительского собрания
Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей. Организовать выставку игр с математическим содержанием, изготовленных руками родителей и воспитателей (ответственные: родители и воспитатели, срок изготовления игр 2 недели).
Источник
Родительское собрание «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребёнка»
материал (младшая группа)
Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_2.docx | 504.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребёнка»
Время проведения : сентябрь
Форма проведения : семинар
Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.
- ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей;
- активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
- укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения : помещение группы «Петушок».
1. Вступительный этап:
*создание проблемной ситуации;
2. Основная часть:
*анализ результатов обследования детей;
*содержание и методы сенсорного развития.
*выполнение заданий в мини-группах.
3. Подведение итогов собрания:
1 . В группе оформлена выставка, посвященная сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).
Добрый вечер, уважаемые родители!
«Ребенку исполнилось 2-3года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, что можно сделать для того чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.
Давно уже кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте, как о « пустом» времени, когда дитя только растет и забавляется. Советские и зарубежные ученые пришли к единодушному выводу: именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития ребенка »
Так сказал (Л. Венгер)
Психологи XX века доказали, что двигательное и сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития. Поэтому не случайно тема нашей встречи звучит так: «Сенсорное развитие — фундамент умственного развития ребенка».
Можно ли учить 2-3 х ребенка? Захочет ли он учиться и будет усваивать то, что мы хотим?
К 2-3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять его в определенное русло.
Ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.
Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии Задача взрослых не научить ребенка чему-то необычайному, а наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития, и сделать это можно, умело руководя обычными для трехлетки видами деятельности.
В образовательной программе младших групп основным является сенсорное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 2-3 лет наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире, предметов и явлений.
Правильное восприятие формы, величины, цвета и др. свойств и качеств необходимо для успешного усвоения многих дисциплин, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
(Звучит таинственная музыка, перед родителями появляется «ящик ощущений» — красочная коробка с плотно закрытой крышкой и двумя отверстиями, расположенными сбоку, с одной и другой стороны, чтобы можно было просунуть руки).
Перед нами проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находиться в ящике ощущений.
Воспитатель предлагает на ощупь определить, что находится внутри коробки. Родители запускают руки в ящик и ощупывают предмет, выслушиваем предположения. В ящике лежит фрукт помела.
Сейчас вы попали затруднительную ситуацию. Такое бывает, когда человек утомлен, напуган, или встречается с неизвестным объектом.
Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным.
Сегодня предлагаем пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомим с приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, и в итоге узнаем, что же в ящике находится.
2. Анализ результатов обследования детей
Каждый родитель знает своего ребенка, видит, как он играет, рисует, строит из кубиков, но не все родители представляют себе, что должен знать и уметь ребенок на пороге дошкольного возраста в 3 года. Чаще всего родители оценивают развитие своего ребенка по сравнению с детьми родственников, приятелей… «Машин Андрей все буквы помнит, стихи читает наизусть, а мой возиться лишь с кубиками… Не знаю что с ним и делать» — зачастую слышно от родителей.
Как правило родители отмечают только бросающиеся в глаза знания и умения ребенка и не обращают внимания на наиболее важные вещи, которые характеризуют уровень его развития.
Все дети разные, и развиваются они по — разному. Но вместе с тем существует некоторый минимум достижений в развитии, который соответствует норме ребенка определенного возраста.
Умение играть, использовать игрушки, строить элементарную цепочку игровых действий.
Что значит уметь играть? Играет ли ребенок, если он тянет за веревочку машину? а когда укладывает куклу спать в кроватку и накрывает ее лоскутком? Может быть, да, а может и нет.
Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, в кукле девочку, в лоскутке одеяло. Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, показали взрослые, или что увидел у других детей.
Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет одно и тоже действие, а выполняет два и даже больше действий, по смыслу следующих друг за другом (раздевает куклу, укладывает, накрывает одеялом и т.д.)
- Умение строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (диван, стульчик).
Не просто прикладывать друг к другу два кирпичика, как показали, а узнает о том, что получилось, например, настоящий диван, на него можно посадить куклу.
Хорошо, если ребенок начал рисовать, из-под карандаша выходит изображение, хотя бы немного напоминающие машину, елку, узнаваемые для него самого.
Данные умения можно выявить, наблюдая за ребенком. Но для этого надо выяснить, как он воспринимает форму, цвет, величину предметов. Мы проводили проверку по методике Л. Венгера.
( Воспитатель раздает родителям материалы методики обследования и предлагает дома ознакомиться с ней. Далее знакомит с обобщенными результатами обследования детей группы. С результатами конкретных детей знакомит по желанию в индивидуальном порядке после собрания ).
Содержание и методы сенсорного развития.
(см в презентации)
Глаз-зрение, ухо-слух, язык-вкус, нос-обоняние, рука-осязание.
Знакомим родителей с некоторыми развивающими заданиями, которые можно использовать дома.
«Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений»
Сообщение проводится с показом дидактических игр по формированию сенсорной культуры детей.
«Привяжи ниточку к шарику», «Озорные прищепки», «Поставь цветы в вазу», «Перевези груз», «Овощи», «Фрукты», «Узнай фигуру», «Макси пазлы».
Задания в мини-группах.
Обследование объекта (птицу, снег, ёлку) — мысленно;
Расскажите, какие анализаторы задействовали и какое представление получили.
Задание 2. «Передай по кругу» — совместное творчество. Придумайте и запишите действия, которые можно совершать с этим материалом для выявления его свойств.
(Каждой группе родителей раздаётся по листу, на котором написано:
Вода, песок, глина, камни, бумага.)
«Самая лучшая игрушка для ребёнка та, которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка-кучка песка»
Действительно, песок, вода, глина, бумага — любимые материалы для игр занятий детей младшего возраста, они дают возможность расширить сферу ориентирования ребёнка в окружающем мире.
Вос-ль: Показывает как быстро и просто сделать солёное тесто для игр и лепки детей дома. (раздаёт памятки «Как сделать солёное тесто»)
А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
-Поднимите руку те родители, у которых есть необходимая литература, игры.
-Сейчас поднимите руку те родители, которые считают, что сенсорные игры развивают правильное восприятие формы, величины, цвета, речь, память, мышление малыша.
-Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
-А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, кто дома проводит подобные игры.
-В нашей группе не так много родителей, которые знакомят малышей с сенсорными играми.
-Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи была интересна.
-Ваша реакция показала, что тема нашего собрания актуальна и значима.
Раздача анкет для заполнения их дома
«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
Подведение итогов собрания
Решение текущих вопросов.
Принятие решения родительского комитета.
Просим оценить наш семинар. На столе расположен контур домика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием семинара, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены черную.
Благодарим за активное участие и творческую работу!
Помещение в уголок родителей консультации: «ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРИКА?»
Источник