Схема бетонирования фундамента автобетононасосом
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ БЕТОНИРОВАНИЯ МОНОЛИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ АВТОБЕТОНОНАСОСА
Основные указания по работе автобетононасоса
1. Бетонирование монолитных перекрытий (рис.18) осуществляется автобетононасосом марки «Путцмайстер» или «Штеттер», автобетоносмесителя на базе КАМАЗ-5510 со стоянки, отмеченной на плане. Работы по бетонированию монолитного перекрытия выполняются по захваткам.
Рис.18. Подача бетонной смеси автобетононасосом:
а — общий вид; б — схема возможных положений стрелы автобетононасоса (цифрами в метрах указана дальность подачи); 1 -гибкий рукав; 2 — шарнирно-сочлененная стрела; 3 — бетоновод; 4 — гидроцилиндр; 5 — бетононасос; 6 — приемный бункер насоса; 7- автобетоносмеситель
2. До начала работы автобетононасоса должны быть выполнены следующие работы:
2.1. Подготовлено место для стоянки автобетононасоса.
2.2. Ограждена зона производства работ и установлены предупредительные надписи.
2.3. Подготовлена площадка 10×10 м под автобетононасос (рис.19).
Рис.19. Подача бетонной смеси
2.4. Установлено по ГОСТ 23407-78 сигнальное ограждение вокруг опасной зоны производства работ.
2.5. Устроена площадка для мойки колес автобетоносмесителей.
2.6. Подведен временный водопровод и заготовлен бак емкостью 0,6 м для запаса промывочной воды (на конце бетоновода приготовить емкость для сбора промывочной воды), подведена электроэнергия и обеспечено освещение рабочих мест;
2.7. Подготовлены необходимые инструменты, машины и приспособления для ведения бетонных работ.
2.8. Обеспечены безопасные условия работы по укладке бетонной смеси (выполнены средства подмащивания. обеспечены безопасные проходы, при необходимости разработан график совместного производства работ на стройплощадке нескольких организаций).
2.9. Налажена надежная звуковая связь между машинистом и рабочими.
3. Подача бетонной смеси на междуэтажное перекрытие осуществляется стрелой автобетононасоса (рис.20) с помощью бетоноводов, которые подсоединяются к стреле автобетононасоса и устанавливаются на опоры. Бетонирование осуществляется методом «на себя» с последовательным демонтажом звеньев бетоновода.
Рис.20. Схема организации рабочего места при бетонировании монолитной плиты
4. Автобетононасос допускается к работе только после установки выносных опор (рис.21).
Рис.21. Вид опор под бетоновод:
а — инвентарная телескопическая стойка; б — инвентарные козелки из арматурной стали
Перекачка бетонной смеси автобетононасосом без предварительной прокачки «пусковой» смесью запрещена.
5. Случайные и организационные перерывы в работе автобетононасоса (например, перебазирование на другую стоянку) не должны превышать 15-20 мин.
Наименование профессии
количество
Машинист автобетононасоса
Слесарь строительный
Бетонщик
Бетонщик
Бетонщик
Подготовка строительной площадки к установке бетононасоса.
За два дня до срока предоставления автобетононасоса, строительная организация обязана передать по акту стройплощадку, выполнить следующие требования по ее подготовке.
1. Обозначить зону производства работ установкой предупредительных знаков и надписей. Опасные зоны оградить согласно ГОСТ 23407-78.
2. Определить фронт работ, обеспечивающий бесперебойную укладку бетонной смеси при двухсменной работе бетононасоса.
3. Подготовить спланированную площадку с покрытием из сборных ж/б плит для размещения автобетононасоса, а также спланировать площадку со щебеночным покрытием для бункера-перегружателя, обеспечивающую свободный подъезд автосамосвалов и стрелового крана для установки бункера-перегружателя.
4. Обеспечить заземление бункера-перегружателя.
5. Подвести и подключить эл. энергию к бункеру-перегружателю и обеспечить электрическое освещение площадки в 25 лк в зоне укладки бетонной смеси. Контроль за состоянием питающего электрокабеля и заземления бункера в период производства работ осуществляется службой энергетика СУ.
6. Подвести временный водопровод или заготовить бак емкостью 1,5 м для запаса промывочной воды (и зимнее время обеспечить горячей водой в том же объеме).
Требование к бетонным смесям.
1. Перед перекачкой бетонной смеси внутреннюю поверхность бетоноводов автобетононасоса необходимо «смазать» песчано-цементным раствором («пусковая» смесь). Необходимый объем «пусковой» смеси составляет 30-60 л.
2. Бетонные смеси и материалы для их приготовления должны удовлетворять требованиям стандартов, СНиП и специальным требованиям, предъявляемым к бетонным смесям перекачиваемым по трубопроводам. Подвижность бетонной смеси по осадке конуса должна быть не менее 8 см. Размер крупной фракции заполнения должен быть не более 30 мм.
3. В бетонные смеси, перекачиваемые в жаркое летнее время, рекомендуется введение добавок — замедлителей схватывания.
4. В бетонные смеси, перекачиваемые в зимнее время, обязательно введение пластификаторов.
5. Непригодными к перекачке автобетононасосом являются бетонные смеси:
— расслоившиеся при перевозке;
— размытые дождем при перевозке;
— с недопустимыми размерами крупной фракции;
— с отсутствием какого-либо компонента или с нарушенным соотношением компонентов;
— с осадкой конуса менее 8см.;
— охлажденные до температуры ниже +10 °С.
Условия эксплуатации автобетононасосов.
1. Перекачка бетонной смеси автобетононасосом без предварительной прокачки «пусковой» смесью запрещена.
2. Максимальное время перерывов без перекачивания бетонной смеси не должно превышать 15-20 минут. Суммарное время ожидания с перекачиванием бетонной смеси может составлять 2-2,5 часа, после чего обязательна прочистка и промывание всех контактирующих с бетонной смесью частей автобетононасоса и бункера перегружателя.
3. Строительная организация ежедневно выделяет в помощь, при эксплуатации автобетононасоса одного-двух рабочих. После окончания перекачки бетонной смеси эти же рабочие производят очистку и промывку бункера-перегружателя и уборку площадки.
4. Температура укладываемой бетонной смеси в зимний период должна быть не ниже +10 °С. Оставлять бетонную смесь в бетоноводе свыше 15 минут запрещено во избежание ее замерзания.
использование автобетононасосов в зимнее время при температуре воздуха ниже -18 °С без утепления бетоноводов, предварительного подогрева бетонной смеси; при сильном дожде, размывающем бетонную смесь;
при сильном тумане, снижающем видимость.
Организация безопасных условий производства работ.
1. Все работы выполнять в соответствии с требованиями СНиП 12-04-2002 «Техника безопасности в строительстве», СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве»; «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03.
2. При совместной работе на объекте бетононасосов, стреловых и башенных кранов необходимо соблюдать следующие требования:
автобетононасос устанавливать за пределы опасных зон действия монтажных кранов;
зоны действия монтажных кранов и автобетононасоса не должны пересекаться, а расстояние между этими зонами должно быть не менее 5 м плюс максимальных габарит поднимаемого монтажным краном груза;
при необходимости совместной работы автобетононасоса и монтажных кранов, работы производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасную работу по перемещению грузов кранами, назначенного приказом по строительному управлению.
Источник
§ 36. Бетонирование конструкций
Общие сведения. Перед началом бетонирования проверяют соответствие опалубки проекту, положение арматуры, закладных деталей, геометрические размеры опалубки, ее прочность и устойчивость, наличие приспособлений для безопасного и удобного ведения работ. Результаты проверки оформляют актом.
При укладке бетона на естественное основание проверяют правильность устройства подготовки основания.
Непосредственно перед бетонированием очищают опалубку от грязи и мусора, ликвидируют все зазоры и неплотности опалубки. За час до укладки бетона деревянную опалубку обильно смачивают, а металлические щиты смазывают специальными составами. Еще раз проверяют положение арматуры и приступают к укладке бетонной смеси. Массивные и протяженные бетонные и железобетонные конструкции бетонируют отдельными сопрягаемыми между собой участками. Такой участок называется блоком или картой бетонирования. Разбивают бетонируемую конструкцию на участки по конструктивным или технологическим признакам. Например, конструкцию плотины гидротехнического сооружения разбивают на температурные блоки.
Пространство между отдельными участками называют деформационными швами. Деформационные швы подразделяют на осадочные, температурные и усадочные.
Осадочные швы предназначены для отделения одних конструкций от других. Например, фундамент под оборудование отделяют от бетонного пола швом толщиной 7. 10 мм, чтобы нагрузка от оборудования не передавалась элементам пола.
Температурные швы предназначены для компенсации расширения или сжатия сооружений и конструкций при повышении или понижении температуры (например, при устройстве дорожных и аэродромных покрытий и т. п.) Расстояние между температурными швами и ширину швов определяют путем расчета. Усадочные швы устраивают при возведении массивных и протяженных конструкций для предотвращения трещинообразо-вания при усадке твердеющего бетона.
Деформационные швы заполняют легко деформируемыми материалами (резинобитумными, битумно-полимерными мастиками, тиоколовыми герметиками). При бетонировании конструкций неизбежны технологические перерывы (окончание смены, перерывы в доставке бетона, установка арматуры и др.). В этих случаях устраивают рабочие швы. Рабочим швом называется плоскость, по которой к ранее уложенному бетону прилегает свежеуложенный. В отличие от деформационных рабочие швы исключают перемещение стыкуемых поверхностей относительно друг друга и не должны снижать несущей способности конструкции. Расположение рабочих швов определяется проектом производства работ и указывается в рабочих чертежах. Местоположение рабочего шва назначается таким образом, чтобы в меньшей степени уменьшилась несущая способность конструкции. Так, при бетонировании колонн рабочие швы можно устраивать по высоте колонны на уровне верха фундамента (рис. 113, а), у низа балок, опирающихся на колонны (рис. 113,б), а также у низа подкрановых консолей (рис. 113, в).
Рис. 113. Расположение рабочих швов при бетонировании:
а—в — колонны, г — перекрытия при бетонировании в направлении, параллельном балкам, д — то же, перпендикулярно балкам; 1 — прогоны, 2 — балки, I—I. IV- IV — места возможных рабочих швов
При устройстве монолитных ребристых перекрытий рабочие швы устраивают в сечениях, где меньший изгибающий момент, т. е. нагрузки на конструкцию минимальны. Такие сечения расположены на расстоянии 1/3 от промежуточных опор (колонн) в одну и другую сторону. Бетонирование осуществляют параллельно балкам 2 (рис. 113, г) или прогонам 1 (рис. 113, д).
В балках, прогонах и плитах рабочий шов располагают вертикально. Шов устраивают путем установки деревянного щита с прорезями для арматуры (рис. 114). При перерыве в бетонировании более 2 ч возобновляют укладку только после набора прочности бетоном не менее 1,5 МПа. При прочности ниже 1,5 МПа дальнейшая укладка приведет к разрушению структуры ранее уложенного бетона в результате динамического воздействия вибраторов и других механизмов.
Рис. 114. Устройство рабочих швов:
а — в плитах, б, в, г — в стенах; 1 — диска, 2 — перегородка в опалубке стены, 3 — медная гофрированная полоса
Перед возобновлением бетонирования очищают поверхность бетона от пыли, грязи и строительного мусора. Для лучшего сцепления ранее уложенного бетона со свежим рабочие швы по горизонтальным и наклонным поверхностям очищают от цементной пленки водяной или воздушной струей, металлическими щетками или механическими фрезами, а затем покрывают цементным раствором слоем толщиной 1,5. 3 см, чтобы заполнить все неровности.
Фундаменты под оборудование и конструкции с динамическим режимом работы (опоры ЛЭП, фундаменты турбомашин, кузнечно-прессового оборудования, телебашен и др.), которые совершают колебания и передают их фундаментам, бетонируют непрерывно независимо от их размеров. Фундаменты, рассчитанные на статическую нагрузку, можно бетонировать с перерывами.
Укладывают бетонную смесь горизонтальными слоями, причем она должна плотно прилегать к опалубке, арматуре и закладным деталям сооружения. Слои укладывают в одном направлении и одинаковой толщины. Последующий слой укладывают только после соответствующего уплотнения предыдущего. Для получения однородной степени уплотнения необходимо соблюдать расстояние между каждой постановкой вибратора. Оно не должно превышать 1,5R; где R — радиус действия вибратора.
Толщину бетонируемого слоя устанавливают из расчета глубины вибрационной проработки: 30. 50 см при ручном вибрирований и дo 100 см при использовании навесных вибраторов и вибропакетов.
При возведении массивных конструкций рекомендуется ступенчатое бетонирование. Продолжительность укладки каждого слоя не должна превышать время схватывания в предыдущем слое. В каждом конкретном случае время укладки и перекрытия слоев назначает лаборатория с учетом температурных факторов и характеристик смеси.
При уплотнении укладываемого слоя глубинный вибратор должен проникать на 10. 15 см в ранее уложенный слой и разжижать его. Этим достигается более высокая прочность стыкового соединения слоев. Если при погружении вибратора в ранее уложенный слой образуются незаплывающие трещины, что свидетельствует об образовании кристаллизационной структуры бетона, то прекращают бетонирование и устраивают рабочий шов.
При бетонировании сооружений систематически очищают арматуру, опалубку и закладные детали от налипшего раствора и предохраняют бетонную смесь от осадков.
Массивные конструкции бетонируют с использованием железобетонной опалубки, разборно-переставной из унифицированных элементов или блок форм. Опалубочные панели большой площади, так же как и арматурные каркасные панели, монтируют с помощью кранов. Их крепление должно быть надежным и выдерживать технологические нагрузки от бетонной смеси, машин, механизмов и ручного инвентаря. Смонтированную и подготовленную к бетонированию опалубку принимают по акту.
Площадь бетонирования расчленяют на блоки. При послойном бетонировании в каждом блоке имеется три зоны: подачиь разравнивания и уплотнения бетонной смеси. Каждую зону обслуживает определенное число механизмов. Ведущим процессом, определяющим скорость бетонирования, является уплотнение. Кроме того, необходимую скорость бетонирования определяют также из условия, что каждая предыдущая порция бетонной смеси должна быть перекрыта последующей с проработкой вибрированием до начала схватывания бетона в обеих порциях.
С учетом толщины укладываемых слоев на внутренних щитах опалубки обозначают места укладки и уровень поверхности каждого слоя и расстояния между каждой порцией в ряду.
Подача бетонной смеси в массивные фундаменты осуществляется бетононасосами, пневмотранспортом, виброхоботом, ленточными конвейерами, автотранспортом, а также бадьями с помощью кранов.
При ступенчатом бетонировании сначала укладывают первый слой, затем второй и т. д. Ширина разрыва между каждым слоем 4. 5 м. Зоны подачи, разравнивания и уплотнения последовательно переходят со слоя на слой. Например, при бетони ровании массивов гидротехнических сооружений применяют технологию укладки бетонной смеси слоями толщиной 0,8. 1 м с использованием малогабаритных электрических тракторов 7, на которые навешивают комплект глубинных вибраторов (рис. 115, а). Смесь уплотняют полосами шириной до 2,5 м при скорости перемещения трактора 1. 1,5 м/мин. Смесь подают с эстакады через приемный бункер 2 и виброхобот 3 в бетоновоз 4, а из него разгружают на полосу бетонирования. Разравнивают слой бульдозером 6, нож которого навешивают на малогабаритный трактор, а уплотняют навешенным на другой такой же трактор пакетом глубинных вибраторов.
Рис. 115. Схема бетонирования массивов гидротехнических сооружений:
а — уплотнение слоев смеси пакетом вибраторов, установленных на тракторе, б — то же, манипулятором с пакетом вибраторов, в, г — то же, с использованием башенного и козлового кранов; 1 — автосамосвал, 2 — бункер, 3 — виброхобот, 4 — бетоновоз, 5 — разгрузка бетона, 6 — разравнивание электробульдозером, 7 — уплотнение пакетом вибраторов на электротракторе, 8 — манипулятор, 9 — башенный кран, 10 — козловой кран, 11 — пакет вибраторов, 12 — бадья с бетонной смесью
При больших объемах работ используют 2. 3 трактора, которые перемещаются, перекрывая полосы бетонирования на 0,3. 0,5 м.
В гидротехническом строительстве широко применяют самоходные электрические манипуляторы (рис. 115, б), на стрелы которых навешивают плоские или объемные пакеты вибраторов 11. Манипуляторы перемещаются по свежёуложенной бётонной смеси и уплотняют слои толщиной более 1 м. Использование пакета мощных : вибраторов позволяет уменьшить потребность в подъемно-транспортных средствах и обслуживающем персонале.
При бетонировании блоков в бетонной опалубке используют козловые и башенные краны. Рельсовый путь козлового крана (рис. 115, г) располагается на железобетонных стенах, выполняющих роль опалубки. Подают смесь бадьями 12, а уплотняют ее пакетом вибраторов. По окончании бетонирования блока или секции козловой кран перемещают на новую захватку, и процесс повторяется.
При использовании башенных кранов (рис. 115, в) зона бетонирования в зависимости от радиуса действия стрелы крана составляет 10. 30 м. Башенный кран располагают в соседнем ранее забетонированном блоке. Бетонную смесь подают бадьями, а уплотняют пакетом мощных вибраторов, навешиваемых на крюк крана. Бетонируют послойно (толщиной слоя до 1 м).
Высота ступенчатых фундаментов под колонны промышленных зданий в зависимости от глубины их заложения может достигать 3 м и более.
При высоте фундаментов до 3 м (рис. 116, а) их бетонируют слоями. Первоначально заполняют опалубку 1 ступенчатой части фундамента. Бетонную смесь подают бадьями 2 или бетононасосом с рабочего настила 3. Каждый слой прорабатывают вибраторами 4. Открытые поверхности ступеней защищают щитами, что исключает утечку смеси, особенно при ее вибрировании. Затем продолжают укладку бетонной смеси в подколонник.
Рис. 116. Схемы бетонирования ступенчатых фундаментов:
1 — опалубка фундамента, 2 — бадья с бетонной смесью, 3 — рабочий настил с ограждением, 4 — вибратор, 5 — звеньевой хобот
При высоте фундамента более 3 м (рис. 116, б) в опалубку ступеней подают бетонную смесь из бадьи, а в опалубку подколонника — звеньевым хоботом 5 (рис. 116, в).
Бетонируют слоями или непрерывно с обязательным вибрационным уплотнением каждого слоя ручными вибраторами 4.
Бетонная смесь при уплотнении оказывает большое гидростатическое давление на стенки опалубки, поэтому элементы опалубки должны быть укреплены во избежание перемещений и деформаций. Свежеуложенная бетонная смесь в начальный период твердения дает некоторую осадку. Если провести бетонирование фундамента сразу на всю высоту, то в зоне перехода ступенчатой части в подколонник возможно образование усадочных трещин, что снизит несущую способность и долговечность фундамента. Поэтому по окончании бетонирования ступеней устраивают технологический перерыв для набора прочности бетоном и некоторой его осадки. Затем бетонируют подколонник.
Закончив цикл бетонирования, открытые поверхности бетона заглаживают мастерками или лопатами. Размеры бетонируемого фундамента и его положение в плане должны соответствовать проектным, поэтому перед бетонированием тщательно проверяют соответствие осевых рисок осям фундаментов, правильность установки и крепления элементов опалубки, положение арматурного каркаса, опалубки стакана фундамента и его высоты установки. Ориентиром для укладки смеси служат маячные риски, которые наносят несмываемой краской на внутренние стенки опалубки.
Обычно на строительной площадке возводят одновременно целую группу фундаментов, поэтому вопросы организации труда при выполнении опалубочных и бетонных работ имеют первостепенное значение.
Современное производство основано на поточной организации работ, когда выполнение работ по отдельным процессам производится со сдвигом во времени на некоторый срок, называемый шагом потока. Этот прием позволяет снизить сроки возведения конструкций и повысить качество за счет узкой специализации работ и комплексной механизации. Так, при возведении фундаментов можно выделить три потока (рис. 117). Первый поток — армирование фундаментов, второй — установка опалубки, третий — бетонирование.
Рис. 117. Схема поточного производства работ при устройстве монолитных фундаментов стаканного типа:
1 — автомобильный край, 2 — арматурные каркасы, 3 — опалубочные блоки, 4 — автобетоносмеситель, 5 — автобетононасос
Арматурные каркасы и щиты опалубки доставляют автотранспортом. Разгружают и монтируют их с помощью автомобильного крана 1. Транспортируют бетонную смесь автобетоносмесителями и автобетононасосом 5.
Сначала звено из 2. 3 человек монтирует арматурные каркасы. С отставанием в 1. 2 смены другое звено устанавливает опалубку. С отставанием в 2. 3 смены от первого начинают бетонирование. Звено, устанавливающее опалубку, производит также распалубку.
Ведущий процесс в устройстве фундаментов — процесс бетонирования, поэтому число рабочих в каждом потоке рассчитывают таким образом, чтобы их работа не отставала и не опережала работы ведущего потока. При ритмичных поточных процессах время работы звеньев на каждом процессе должно быть одинаковым.
Для организации поточной работы весь объект разбивают на захватки. Захваткой может служить пролет, часть пролета или фундаменты одной оси. Каждое звено, выполнив работы на одной захватке, переходит на другую, а его место занимает звено следующего потока. Таким образом, последовательно переходя с захватки на захватку, выполняют весь объем работ.
При расчете потока следует учитывать сроки распалубки фундаментов, так как они определяют общую продолжительность работ и необходимое число комплектов опалубки. Для сокращения сроков распалубки применяют методы ускоренного твердения бетона (например, разогрев смеси перед укладкой, термоактивную опалубку, внесение добавок).
Для возведения монолитных железобетонных ленточных фундаментов используют различные механизированные комплексы. Производство работ начинают с разбивки осевых линий и определения высотных отметок. Затем производят армирование фундаментов путем укладки арматурных сеток 1 подошвы фундаментов с помощью стрелового пневмоколесного крана 2 (рис. 118, а). Арматурные сетки с приобъектного склада 8 подают к месту укладки. Перед их установкой на них размещают фиксаторы для создания защитного слоя бетона. Фиксаторы устанавливают в шахматном порядке с шагом 1 м. Арматурные сетки устанавливают на заранее выполненное бетонное основание толщиной 8. 10 см.
Рис. 118. Схема устройства ленточных фундаментов:
а — план объекта со схемами движения крана и автобетононасоса, б — схема монтажа арматурных блоков, в — схема монтажа панелей опалубки, г — бетонирование ленточного фундамента; 1 — арматурные сетки ступенчатой части фундамента, 2 — пнев-моколесный кран, 3 — арматурный каркас, 4 — опалубочные щиты, 5 — ступенчатая часть фундамента, 6 — автобетононасос, 7 — автобетоносмеситель, 8 — зона складирования арматурных изделий, 9 — площадка для укрупнительной сборки щитов, чистки и смазки опалубки; СТ — положение стоянок стрелового крана и автобетононасоса
После укладки сеток устанавливают арматурные каркасы 5, которые выверяют, рихтуют и временно закрепляют с помощью фиксаторов, оттяжек или подкосов. Затем производят сваривание стержней арматурных каркасов с сеткой подошвы фундамента.
После окончательного закрепления каркасов временные крепежные устройства снимают.
Затем приступают к установке опалубки. Используется щитовая опалубка 4, которая собирается из отдельных щитов в укрупненные панели. Эта операция выполняется на специальной площадке 9 в зоне действия крана. Монтаж опалубки производят после окончательного закрепления арматурных каркасов в проектное положение. Сначала устанавливают и закрепляют опалубку ступенчатой части фундамента 5, затем опалубочные панели 4 стен. Для обеспечения геометрической неизменяемости конструкций используются специальные средства: подкосы, струбцины и стяжки. Для объединения щитов применяют продольные схватки.
Бетонирование ведется захватками длиной 10. 12 м. Первоначально укладывают бетонную смесь в ступенчатую часть фундамента, а затем после набора прочности более 1,5 МПа приступают к укладке бетона в стены. Наиболее производительным и менее трудоемким является подача и укладка бетонной смеси «штобетонон’&сосами. Бетонная смесь доставляется в автобето-смесителях 7, из которых выгружается в приемный бункер автобетононасоса 6, откуда по бетоноводу смесь подается в опалубку. Укладку производят слоями толщиной 40. 50 см с обязательным вибрированием глубинными вибраторами.
Автобетононасос по мере выполнения работ на захватке перемещается по верху котлована на следующую стоянку. Стрела литобетононасоса с манипулятором имеет радиус действия 17 м, что позволяет с одной стоянки укладывать смесь в любую точку опалубки на расстоянии, не превышающем вылета стрелы. После укладки бетонной смеси на захватке производят перебазиро-иание автобетононасоса на новую стоянку. Затем цикл повторяется.
Технологическая схема установки арматурных каркасов приведена на рис. 118, б, монтажа опалубочных щитов — на рис. 118, в. Процесс укладки бетонной смеси схематически изображен на рис. 118, г.
Выполнение всех видов работ осуществляется поточным способом, что обеспечивает ритмичное строительство. Комплект опалубки принимается таким образом, чтобы его было достаточно для непрерывного ведения работ. После укладки бетонной смеси на первой и второй захватках демонтируют опалубку с первой захватки и устанавливают на третьей. Затем демонтируют опалубку со второй захватки и устанавливают на четвертую и т. д. Распалубливание фундаментов производят после достижения бетоном распалубочной прочности. Демонтаж опалубки осуществляют в последовательности, обратной монтажу. Панели щитов разъединяют, освобождают от стяжек и домкратами отрывают от бетона. Затем с помощью крана панели снимают и перемещают на рабочее место для очистки и смазки. После этого демонтируют ступенчатую часть фундамента.
При выполнении работ следует особое внимание уделять правильности расположения опалубочных щитов относительно осевых линий, проектному размещению арматурных каркасов, соблюдению высотных отметок, обеспечению устойчивости опалубки, а также выполнению всех правил безопасного ведения работ.
Подготовки, полы и фундаментные плиты. Бетонные подготовки под полы укладывают на заранее спланированные участки основания в виде уплотненного грунта или щебеночного покрытия. При транспортировании бетона бетононасосами используют смеси с осадкой конуса 5. 6 см (рис. 119, а), а при подаче бетона бетоновозами (рис. 119, б) используют малоподвижные бетонные смеси с осадкой конуса 0. 2 см.
Рис. 119. Бетонирование полов и подготовок с подачей бетона автобетононасосом (с) и бетоновозами (б):
1 — автобетоносмеситель, 2 — карта бетонирования, 3 — уплотнение вибраторами, 4 — опалубка, 5 — автобетононасос, 6 — виброрейка, 7 — вибратор, 8 — самосвал, 9 — маячные доски; I. V — последовательность бетонирования полос
Площадь бетонирования разбивают на полосы шириной 3. 4 м. Устанавливают маячные направляющие доски. Верхняя грань доски должна находиться на уровне поверхности бетонной подготовки. Бетонную смесь разгружают на месте бетонирования непосредственно из автобетоновоза или подают с помощью бетононасоса, частично разравнивают вручную, а затем уплотняют ииброрейками. Полосы бетонируют через одну, причем промежуточные — после затвердения бетона в смежных полосах. Перед бетонированием промежуточных полос маячные доски снимают.
По граням досок образуются рабочие швы. Деформационные швы устраивают параллельно направлению бетонирования.
Виброрейку устанавливают свободными концами на маячные доски и за виброизолированные рукояти протягивают по направлению бетонирования таким образом, чтобы избыток бетонной смеси перемещался в направлении движения. Для получения заданного уровня поверхности необходим плотный контакт основания виброрейки с маячными досками. Бетонная смесь хорошо уплотняется, когда толщина слоя смеси на 3. 4 см превышает проектную толщину покрытия. Под действием вибрации смесь уплотняется и оседает. При уплотнении виброрейку следует перемещать плавно, без остановок и рывков. Скорость ее перемещения зависит от удобоукладываемости смеси и толщины бетонного слоя. В каждом конкретном случае ее определяют экспериментально.
Комплексный процесс устройства покрытий из высокоподвижных бетонных смесей (рис. 120) включает: разгрузку смеси из автобетоносмесителя 1, разравнивание и предварительное уплотнение глубинным вибратором 2, армирование и уплотнение виброрейкой 5, вакуумирование 6, обработку поверхности бетона заглаживающими машинами 8, 9.
Рис. 120. Технологическая схема устройства бетонных покрытий из подвижных бетонных смесей:
1 — автобетоносмеситель, 2 — вибратор, 3 — маячная доска, 4 — опоры дли маячных досок, б — виброрейка, 6 — вакуумные маты, 7 — всасывающий рукав, 8 — дисковая затирочная машина СО-10З, 9 — заглаживающая машина СО-170, 10— вакуумный агрегат, 11 — пульт управления, 12 — контейнер для хранения и перевозки матов, 13 — промывочная ванна
Перед началом укладки бетонной смеси устанавливают опоры для маячных досок 4, затем сами доски 3. Верхняя поверхность маячных досок крепится к опоре с помощью винтовых домкратов и должна находиться на одинаковой отметке, соответствующей проектному значению. Бетон верхнего слоя укладывается с некоторым превышением (на 3. 5 см), что обеспечивает в процессе уплотнения его избыток смещать с помощью виброрейки по направлению бетонирования. Перемещение виброрейки должно быть плавным, со скоростью, необходимой для тщательной проработки слоев бетона.
После уплотнения на поверхности бетона выступает некоторое количество химически несвязанной воды, которая удаляется с помощью вакуумного мата 6. Вакуумирование свежеуло-женного бетона основано на механическом удалении избыточного количества воды из бетона (10. 20%), т. е. снижение его водоцементного отношения.
При вакуумировании прочность бетона повышается на 20.„25% и уменьшается его усадка. За счет большей плотности увеличивается водонепроницаемость, морозостойкость, сопротивление истираемости и другие физико-механические характеристики, что весьма важно в дорожном строительстве, при устройстве полов и в других случаях. Сразу после вакуумирования бетон приобретает прочность 0,3. 0,4 МПа.
Вакуумирование эффективно для тонкостенных и плоских конструкций толщиной до 30 см.
Комплект по вакуумированию бетона состоит из вакуумного насоса 10, ресивера, гибких вакуумных матов 6, комплекта всасывающих рукавов 7. Одна такая установка с комплектом из 40 вакуумных матов может обработать в смену до 200 м 2 свежеуложенного бетона.
Вакуумные маты состоят из двух слоев: нижний слой, который укладывают на обрабатываемый бетон, из фильтрующей полимерной пленки, армированной сеткой, верхний — герметизирующий. В верхнем слое проложен всасывающий рукав, который создает в вакуумных матах разрежение. При этом нижнее фильтровальной перфорированное полотнище укладывают непосредственно на бетон, а верхнее раскатывают, начиная от середины. Такой порядок раскатки улучшает герметизацию системы. Ориентировочно время вакуумирования на 1 см толщины покрытия составляет 1. 1,5 мин.
В комплект для вакуумирования входят пульт управления 11, контейнер 12 для хранения и перевозки матов, промывочная ванна 13. По окончании вакуумирования верхнее, а затем и нижнее полотнища матов закатывают и снимают. Затем маты промывают в ванне 13 и укладывают в контейнер. С помощью машин СО-103 и СО-170 заглаживают свежеуложенный ваку-умированный бетон. Заглаживание выполняют при достижении бетоном небольшой прочности (0,1. 0,2 МПа), которая дает возможность перемещаться рабочему с машиной, не нарушая структуры бетона.
При бетонировании фундаментных плит, днищ резервуаров, отстойников и других конструкций толщиной 0,15. 1 м с густым армированием способы укладки и уплотнения бетона определяют с учетом их конструктивных особенностей. Фундаментные плиты большой площади разбивают на блоки бетонирования или карты. При большой толщине плит карты принимают шириной 5. 10 м, оставляя между ними разделительные полосы шириной 1. 1,5 м. По краям блоков устанавливают деревянную опалубку.
Бетонную смесь подают кранами в бадьях или бетононасосом в направлении к ранее уложенному бетону. Карты бетонируют подряд одну за другой в один слой с использованием ручных или механизированных вибраторов. Выравнивают специальными гладилками.
При бетонировании плит и покрытий из подвижных смесей используют заглаживающее устройство (рис. 121), которое состоит из двух пустотелых валиков 1, соединенных между собой кронштейном 2. Поверхность валиков обтянута сеткой с ячейкой 10х10 мм. К оси одного из валиков крепится рукоятка 3. При возвратно-поступательном перекатывании устройства поверхность бетона выравнивается и становится гладкой и однородной.
Рис. 121. Заглаживающее устройство:
1 — сетчатые валики, 2 — кронштейн, 3 — рукоятка (штанга)
Для заглаживания поверхностей из малоподвижных бетонных смесей применяют гладилки, полутерки, кельмы, скребки различной конструкции.
Стены и перегородки. Особенность бетонирования стен и перегородок, зависит от их толщины и высоты, а также вида опалубки, используемой для их возведения.
При возведении стен в разборно-переставной опалубке бетонируют участками высотой не более 3 м. В стены толщиной более 0,5 м при слабом армировании укладывают бетонную смесь с осадкой конуса 4. 6 см. При длине более 20 м стены делят на участки по 7. 10 м (рис. 122, а), и на границе участков устанавливают деревянную разделительную опалубку 5. Бетонную смесь подают непосредственно в опалубку в нескольких точках по длине участка бадьями 9, виброжелобами, бетононасосами. При высоте стен более 3 м используют звеньевые хоботы 2. Бетон укладывают горизонтальными слоями толщиной 0,3. 0,4 м с обязательным вибрированием смеси.
Рис. 122. Технологические схемы бетонирования стен толщиной 0,5 и высотой более 3 м (а), тонких стен (б) и послойное бетонирование стен с подачей смеси бетононасосами (в):
1 — опалубка, 2 — звеньевой хобот с воронкой, 3 — вибратор с гибким валом, 4 — шланг бетононасоса, 5 — разделительна и опалубка, 6 — ранее забетонированный участок стены, 7 — наружный щит опалубки, 8 — арматурный каркас, 9 — бадья с бетоном, 10 — направляющий щит, 11 — подмости для рабочих
Подавать смесь в одну точку не рекомендуется, так как при этом образуются наклонные рыхлые слои, снижающие качество поверхности и однородность бетона. В процессе бетонирования следят за положением арматуры и предотвращают ее смещение от проектного положения. Возобновляют бетонирование на следующем по высоте участке после устройства рабочего шва и набора прочности бетона не менее 0,15 МПа.
В.тонкие и густоармированные конструкции стен и перегородок укладывают более подвижные бетонные смеси (6. 10 см). При толщине стены до 0,15 м бетонирование ведут ярусами высотой до 1,5 м (рис. 122, б). С одной стороны опалубку возводят на всю высоту, а со стороны бетонирования — на высоту яруса. Это позволяет обеспечить удобство работы. Забетонировав первый ярус, наращивают опалубку следующего и т. д.
При возведении монолитных конструкций стен в крупнощитовой опалубке до начала бетонирования очищают опалубку от мусора и цементного раствора, проверяют положение каркасов, состояние оборудования, инвентаря и приспособлений, применяемых при укладке бетонной смеси.
Подают бетонную смесь к месту укладки автобетононасосом. При подаче на большую высоту автобетононасос подключают к магистральному бетоноводу. Для распределения бетонной смеси в опалубке предусматривают гибкие резиновые рукава длиной до 8 м. Начинают бетонировать с наиболее удаленного участка, что позволяет по мере освобождения постепенно демонтировать линию бетоновода.
Стены бетонируют участками, заключенными между дверными или оконными проемами. Смесь укладывают толщиной 30. 40 см с обязательным вибрированием глубинными вибраторами.
При бетонировании наружных стен в объемно-переставной и крупнощитовой опалубках особое внимание уделяют качеству уплотнения подоконных участков. Для этой цели в верхней и нижней стенках проемообразователей 4, 5 предусмотрены отверстия 3, в которые пропускается вибратор 9 (рис. 123). В нижнее отверстие устанавливается вставка 8, которая служит направляющей для вибратора. Она после окончания бетонирования и демонтажа опалубки извлекается. Верхнее отверстие 3 после вибрирования закрывается пластиной 2. Особенно тщательно следует уплотнять бетонную смесь непосредственно у стенок опалубки у дверных и оконных проемообразователей и вкладышей, в углах стен. Это повышает надежность конструкций, снижает трудозатраты на ликвидацию наплывов и усиление непроработанных участков бетона. Получение плотных сопряжений внутренних и наружных стен повышает несущую способность здания.
Рис. 123. Схема уплотнения бетонной смеси под оконными проемообразователями:
1 — наружная панель опалубпи, 2 — пластина, 3 — верхнее отверстие, 4, 5 — проемообразователь, 6 — внутренняя панель блочной опалубки, 7 — гибкий шланг, 8 — вставка, 9 — рабочая часть вибратора
Стены. резервуаров, опускных колодцев и других подобных сооружений бетонируют слоями толщиной 0,4. 0,5 м, равномерно распределяя бетон по всему периметру. Уложенный бетон уплотняют глубинными или навесными вибраторами. Слои бетона укладывают непрерывно один за другим.
При возведении стен в скользящей опалубке перед бетонированием подготавливают запас необходимых материалов (заготовок арматуры, закладных деталей, утеплителей, домкратных стержней и т. п.), средства механизации для транспортирования материалов и полуфабрикатов, надежное электроснабжение объекта, сварочное оборудование, средства для горизонтального перемещения бетона, арматуры и закладных деталей.
Сначала бетонируют опорный ярус высотой 70. 80 см. Бетон укладывают по периметру здания или сооружения слоями толщиной 30. 40 см с обязательным виброуплотнением. После набора бетоном прочности 1,5. 2 МПа плавно поднимают опалубку со скоростью 20. 30 см/ч с одновременной укладкой слоя бетона толщиной 20. 30 см. Скорость подъема опалубки назначают из условия набора прочности и твердения бетона. С учетом времени доставки и перегрузок бетонную смесь приготовляют на цементах с началом схватывания не менее 3 ч.
Бетон подают к месту укладки кранами в бадьях, а непосредственно к скользящей опалубке — мото- и ручными тележками, откуда его загружают в пространство между щитами опалубки, но наиболее эффективно использовать бетононасосы, что позволяет снизить трудоемкость и повысить качество работ.
Начальный период подъема опалубки наиболее ответственный. Требуется тщательно контролировать сохранение геометрических размеров опалубки, предотвращать оплыв бетона, деформации и потери устойчивости опалубки. Бетонную смесь равномерно укладывают по периметру опалубки слоем 20. 30 см. Каждый последующий слой укладывают до схватывания ранее уложенного.
Выходящий из-под опалубки бетон должен сохранять свою форму и обладать прочностью, достаточной для воспринятая нагрузок от вышележащих слоев. В то же время его прочность не должна быть более 1,5. 2 МПа, так как в этом случае сцепление щитов опалубки с бетоном возрастает и при ее подъеме в бетоне могут образоваться разрывы. Поэтому перерывы между подъемами опалубки не должны превышать 8. 10 мин. При вынужденных более длительных перерывах для предотвращения сцепления бетона со щитами переводят гидродомкраты в режим работы «шаг на месте». Перед возобновлением бетонирования щиты опалубки и поверхность ранее уложенного бетона смачивают водой.
При уплотнении бетона вибраторы не должны касаться частей опалубки, так как передача ей колебаний может вызвать разрушение ранее уложенных слоев, имеющих недостаточно высокую прочность. Режим вибрационного воздействия зависит от вида используемого бетона. Так, при возведении наружных стен из бетонов на керамзитовом или перлитовом гравии требуется менее интенсивная вибрация. В этих случаях целесообразно использовать ручные механические или пневматические вибраторы с пониженной частотой (20. 30 Гц) и увеличенной амплитудой. При использовании малоподвижных и умеренно жестких бетонных смесей на плотных заполнителях применяют вибраторы с частотой колебанид 100. 200 Гц.
Особое внимание уделяют процессу уплотнения бетонных смесей с пластификаторами. Вследствие высокой подвижности таких смесей вибрационное воздействие должно быть кратковременным и с пониженной частотой колебаний (15. 20 Гц), так как воздействие интенсивной вибрацией приведет к нарушению структуры бетона.
Для получения высокого качества поверхностей стен и предотвращения трещинообразования в свежем бетоне наружные и внутренние щиты опалубки должны иметь технологический уклон из расчета 4. 5 мм на 1 м высоты опалубки. Такой уклон обеспечивает снижение сцепления между опалубкой и бетоном и предотвращает образование трещин в бетоне.
Возведение здания в скользящей опалубке — комплексный процесс, который включает в себя работы по армированию конструкций, наращиванию домкратных стержней, установке закладных деталей, оконных и дверных блоков или вкладышей, устройству специальных ниш, уходу за бетоном и др. Перечисленные работы должны быть увязаны во времени. Так, армирование стен не должно ни опережать укладку бетона, ни отставать от нее. Домкратные стержни следует наращивать по мере подъема опалубки. Вкладыши для образования проемов должны быть установлены до монтажа арматурных каркасов.
Каждый вид работ выполняет специализированное звено, а весь процесс — комплексная бригада. При этом соблюдают строгую технологическую последовательность ведения работ. Так как ведущими являются работы по укладке и уплотнению бетона ных смесей, го принятой скорости бетонирования подчиняются все остальные процессы.
Для поточного ведения работ все здание разбивают на захватки. На каждой из них ведется определенный технологический процесс. По мере выполнения работ звено рабочих переходит с захватки на захватку, предоставляя другому звену фронт работ. Особое внимание уделяют состоянию средств механизации, так как выход из строя одного из механизмов приводит к нарушению ритма всего потока.
Бетононасосом 8 (рис. 124) бетонную смесь подают по бетоноводу 7 к манипулятору 3, расположенному на рабочей площадке 4. Манипулятор снабжен стрелой 5, которая обеспечивает подачу смеси в любую точку опалубки 6. По мере возрастания высоты здания бетоновод удлиняют дополнительными звеньями.
Рис. 124. Схема возведения здания в скользящей опалубке:
1 — башенный кран, 2 — гидродомкрат, 3 — манипулятор, 4 — рабочая площадка, 5 — стрела манипулятора, 6 — скользящая опалубка, 7 — бетоновод, 8 — бетононасос, 9 — автобетоновоз
Для подъема арматуры, домкратных стержней, закладных деталей, вкладышей и других материалов и конструкций используют башенный кран 1 с вылетом стрелы, обеспечивающим проведение этих работ на всей площадке здания. Башенный кран используют также при демонтаже опалубки.
Ответственный этап при возведении зданий в скользящей опалубке — устройство перекрытий. Перекрытия устраивают снизу вверх или сверху вниз. В первом случае их возводят с отставанием от бетонирования стен на 2. 3 этажа; сразу после бетонирования стен на высоту этажа, после бетонирования стен на всю высоту здания.
После возведения стен на 2. 3 этажа бетон приобретает прочность, позволяющую возводить перекрытие. Для устройства перекрытий используют разборно-переставную опалубку из щитов небольшого размера. Щиты 2 опалубки (рис. 125, а) устанавливают на раздвижные ригели 1, расположенные на телескопических стойках 4. Стойки опираются на перекрытие 5 нижележащего этажа. После установки щитов перекрытие армируют, а затем бетонируют. Для обеспечения монолитного сопряжения перекрытия со стеной в стенах при бетонировании оставляют горизонтальные штрабы 3 (полости), в которые пропускают арматуру перекрытия. После приобретения бетоном перекрытия распалубочной прочности опалубку демонтируют: сначала ослабляют телескопические стойки, затем удаляют поочередно ригели и отрывают щиты опалубки.
Рис. 125. Схемы устройства опалубки перекрытий:
а — на телескопических подмостях, б — разборно-переставной и комплекте с телескопическими стойками, в — с использованием балок и кронштейнов, г — на подвесных подмостях; 1 — ригель, 2 — щиты настила, 3 — штраба для стыка перекрытия и стены, 4 — телескопические стойки, 5 — перекрытие нижележащего этажа, 6 — металлические трубы, 7 — кронштейны, 8 — балки, 9 — опалубка на подвесных подмостях
Аналогично бетонируют перекрытие сразу после возведения стен на высоту этажа.
Если перекрытие бетонируют после возведения стен на всю высоту здания, то чаще используют разборно-переставную опалубку в комплекте с поддерживающими элементами в виде телескопических стоек, ригелей, кронштейнов. Опалубка (рис. 125, б) состоит из набора унифицированных элементов щитов 2 различных типоразмеров: плоских, угловых, криволинейных. Набор плоских и угловых щитов позволяет собирать блоки опалубки для бетонирования ячеек перекрытия с размерами 4,2. 7,2 м по длине и 2,7. 7,2 м по ширине. Щиты опалубки располагают на ригелях 1 с телескопическими стойками 4 и домкратами. Опалубка в зависимости от ширины перекрытия может иметь две, три и четыре телескопические стойки с наклонным или вертикальным опиранием в углы сопряжения перекрытия со стеной.
Опалубку перекрытия опирают на возведенные стены с помощью кронштейнов (рис. 125, в). Для этого при бетонировании в стены закладывают металлические трубы 6, через отверстия которых пропускают болты для крепления кронштейнов 7. На кронштейны укладывают ригели 1 с телескопическими стойками 4, а по ним — балки 8, на которых располагают щиты 2 опалубки. Выверяют положение опалубки с помощью винтов, расположенных на телескопических стойках. Для распалубки винты телескопических стоек опускают вниз, балки 8 со щитами 2 отрывают от бетона. Затем опалубку разбирают и устанавливают на новом месте.
Бетонирование перекрытий после возведения стен здания на всю высоту осуществляют сверху вниз с использованием подвесных подмостей на жестких подвесках (рис. 125, г). С внутренних сторон стен устанавливают крюки или кронштейны 7, на которые вдоль стен укладывают деревянные или металлические балки 8. На балки опирают опалубку на подвесных подмостях 9. После выверки проектного положения армируют и бетонируют плиту. При разборке опалубки сначала извлекают опорные балки 8, затем кронштейны 7, отрывают опалубку от бетона и опускают ее для устройства нижележащего перекрытия. Бетонную смесь подают через отверстия в стенах (оконные или дверные проемы), а также через технологические проемы, оставляемые в плитах перекрытия (например, лифтовые шахты).
В некоторых случаях используют сборные железобетонные перекрытия, которые предварительно складируют в виде пакета на уровне первого этажа и после возведения стен устанавливают соответственно с верхнего перекрытия до нижнего.
Колонны, балки, плиты. Наиболее массовыми конструкциями, возводимыми в монолитном железобетоне, являются колонны сечением 0,4х0,4. 0,6х0,8 м, балки и плиты длиной 6. 18 м. В зависимости от /требуемой несущей способности они могут быть слабо и сильно армированы. Конструкции с густым армированием бетонируют смесью с осадкой конуса 6. 8 см и крупностью заполнителя до 20 мм, со слабым армированием — смесью с осадкой конуса 4. 6 см и крупностью заполнителя до 40 мм.
Колонны высотой до 5 м (рис. 126, а) бетонируют непрерывно на всю высоту. Бетонную смесь загружают сверху с помощью бадьи 3 или гибкого хобота манипулятора бетоновода и уплотняют глубинными вибраторами 4.
Рис. 126. Схема бетонирования колонн высотой до 5 м (а) и более (б), с густой арматурой балок (в), опалубки со съемным щитом (г):
1 — опалубка, 2 — хомут, 3 — бадья, 4 — вибратор с гибким валом, 5 — приемная воронка, 6 — звеньевой хобот, 7 — навесной вибратор, 8, 9 — карманы. 10 — съемный щит
Если высота колонн более 5 м (рис. 126, б), смесь подают через воройки 5 по хоботам 6, а уплотняют навесными 7 или глубинными вибраторами 4. При использовании глубинных вибраторов в опалубке устраивают специальные окна с карманами 5, через которые уплотняют и подают бетонную смесь.
Иногда для подачи бетонной смеси опалубку колонн выполняют со съемными щитами 10 (рис. 126, г), которые устанавливают после бетонирования первого яруса.
Балки и плиты, монолитно связанные с колоннами, бетонируют не ранее чем через 1. 2 ч по окончании бетонирования колонн. Такой перерыв необходим для осадки бетона, уложенного в колонны. В густоармированные балки укладывают подвижную бетонную смесь с осадкой конуса 6. 8 см. Балки высотой более 0,8 м бетонируют отдельно от плит с устройством горизонтального рабочего шва на уровне низа плиты. Плиты перекрытия бетонируют в направлении, параллельном главным или второстепенным балкам.
При бетонировании плит с арматурным каркасом на него сверху укладывают легкие переносные щиты, служащие рабочим местом и предотвращающие деформацию арматуры.
Источник