Школы без скуки и стен
Мы уже давно проводим с гаджетом, пожалуй, больше времени, чем с друзьями, ходим на выставки в стильные лофты и примеряем очки дополненной реальности. В школе же, как и прежде, планшет ассоциируется с праздным времяпрепровождением, а сдержанно зелёные стены и аккуратные ряды парт скорее навевают тоску, нежели побуждают к активной работе на уроке.
Казалось бы, важна не форма, а содержание: едва ли новый дизайн может повлиять на качество проводимых занятий. Однако исследователи современной образовательной среды не согласились бы с этим утверждением: креативность, умение работать в команде, информационная грамотность, гибкость и адаптивность сегодня являются базовыми качествами, необходимыми для успешной профессиональной реализации. А сформировать их в атмосфере «коробок» классов со скучающим от бездействия проектором вряд ли возможно.
«Долой классы!»
С таким почти-лозунгом выступает Роджер Шанк, говоря о необходимых дизайн-преобразованиях в современной школе: пора сказать «да» учебным студиям, лабораториям и конференц-залам, которые гораздо больше подходят для того, чтобы развивать практические навыки и эффективно взаимодействовать в команде.
Этому принципу следует Columbus Signature Academy, общеобразовательная школа, открывшаяся в Индианаполисе около десяти лет назад. Благодаря сотрудничеству с дизайн-студией CSO Architects школа переняла многие современные решения у калифорнийской New Tech High School. Например, отказалась от стен: их либо нет вовсе, либо они выполнены из прозрачного стекла.
Следовательно, «отказ от границ» и сопутствует свободе обучения, и, как бы это парадоксально ни звучало, отлично дисциплинирует. Ведь пространства такого типа напоминают современные офисы, в которых предстоит работать будущим выпускникам.
Читайте также :
Кроме того, Columbus Signature Academy выступает за разнообразие образовательных пространств: в школе должны находиться студии для дистанционного обучения, залы для подготовки презентаций, лаборатории (в академии таких лабораторий несколько — для занятий наукой и дизайном). Причём эти помещения должны не просто существовать для галочки — в них необходимо проводить регулярные занятия, которые помогут подготовить ребёнка к разным формам деятельности.
Иное, но, впрочем, не менее инновационное архитектурное решение представляет High Tech High, небольшая сеть государственных чартерных школ Сан-Диего. Изначально план школы включал аудитории для практических занятий, лаборатории, кабинеты для проектной деятельности, холл и большой зал, предназначенный для занятий за компьютером. Однако, как показала практика, планировка, при которой 4-6 кабинетов со стеклянными стенами располагаются вокруг общей площади, где учащиеся могут заниматься созданием презентаций, работой над проектами и моделированием, гораздо более эффективна, поскольку способствует развитию мобильности и позволяет ученикам разных возрастов чаще взаимодействовать друг с другом.
Ещё один любопытный пример современной образовательной среды был предложен англичанином Крисом Герри, разработавшим проект так называемой образовательной площадки.
Несмотря на внушительное количество учащихся, занятие прошло продуктивно, и тогда Герри всерьёз задумался о том, чтобы проводить подобные уроки на постоянной основе.
Такая форма обучения стала возможна благодаря особым площадкам, которые впервые были сконструированы для New Line Learning Academy и Cornwallis Academy: в каждой школе было оборудовано 8 аудиторий такого типа, вмещающих до 120 учащихся. Благодаря мебели-трансформеру, конфигурация площадки легко регулируется в зависимости от целей каждого конкретного урока.
Модульные столы и передвижные сиденья, расположенные по принципу амфитеатра, выполняют двойную функцию: позволяют ученикам комфортно размещаться в аудитории и в то же время разделяют пространство на две части, при этом «внеплощадные» зоны обычно используются для индивидуальных занятий или отдыха.
На цокольном этаже площадки можно заниматься проектной деятельностью, работать в команде и проводить лекции, бельэтаж предназначен для взаимодействия в мини-группе, а на верхних ярусах располагаются зрители, пришедшие посмотреть на защиту ученических проектов.
OK Computer
Сегодня компьютерный класс входит в список базовых требований для каждой школы, однако тенденции «нового времени» заставляют не просто включать уроки ИКТ в программу, но и использовать гаджеты на каждом занятии. Решение очередной абстрактной задачи, с которой вряд ли придётся встретиться в реальности, проигрывает подготовке презентаций, созданию сайтов или общению по скайпу с видными учёными.
Читайте также :
Именно поэтому современной школе необходимо поощрять работу с гаджетами — так, уже упомянутая Columbus Signature Academy выдаёт каждому ученику личный ноутбук для занятий — и подготавливать учебное пространство таким образом, чтобы ноутбуками можно было пользоваться повсеместно, а не только в специально предназначенных для этого аудиториях.
С этой задачей безупречно справилась New Tech High @ Coppell, средняя школа, расположенная в Коппелле.
Теперь в коридорах школы стоят комфортные офисные стулья, позволяющие ученикам заниматься в неформальной обстановке, в «альковах», представляющих собой небольшие угловые помещения с мягкими диванчиками, работают над проектами мини-группы, а в медиатеках, оборудованных трансформируемой мебелью, проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. Учитывая, что в школе царит стопроцентная компьютеризация, в каждом помещении можно обнаружить множество розеток, так что бездействовать на уроке потому, что разрядился ноутбук, не выйдет.
Посредники и наставники
Помимо необходимости использования высоких технологий в школах многие образовательные учреждения сошлись на том, что не менее важно задуматься и о новой роли педагога в образовательном процессе. В уже упомянутой New Tech High @ Coppell нет учителей, но есть посредники, которые ставят конкретные задачи перед учащимися, поддерживая их в течение всех этапов проектной работы. Таким образом, учителя отныне становятся руководителями проектов, а учащиеся наделяются большими свободами, но и обретают большую ответственность.
Иную форму взаимодействия внутри школы представляет The Metropolitan Regional Career and Technical Center, или Met, основанная в Провиденсе в 1996 году. Опыт этой образовательной среды оказался столь успешным, что на сегодняшний день только в одних Соединенных Штатах функционирует около 60 школ подобного типа. Школа реализует индивидуальный подход к обучению, поэтому все учащиеся объединяются в советы, каждый из которых включает не более 15 человек. Совет прикрепляется к наставнику, который ведёт учеников на протяжении всех четырёх лет учёбы.
Читайте также :
В рамках практики детям удаётся поработать в проектных бюро и некоммерческих организациях по охране природы, больницах и юридических агентствах. Остальные дни ученики проводят в школе, продолжая работу над проектом. Заявление о том, что «школа — мой второй дом» похоже на трюизм, но только не в случае Met: здесь в образовательный процесс вовлечены не только наставники и ученики, но и родители, которые также помогают ребенку сформировать индивидуальный план обучения и внимательно следят за тем, чтобы ученику было максимально комфортно следовать ему.
Особая планировка образовательного пространства нацелена на то, чтобы отвечать потребностям такой школы. В кабинетах есть не только компьютеры и все необходимое оборудование для демонстрации презентаций, но и, например, специальные инструменты для моделирования: в то время как один ученик монтирует документальное видео о городской больнице, другие могут заниматься созданием инсталляции для местного музея, не мешая друг другу.
Так выглядят современные учебные заведения, в которых между «школьным образованием» и «реальной жизнью» ставится не версус, а знак равенства. Хотя, что ни говори, а зачастую консервативность школы объясняется не категоричным и бессмысленным сопротивлением новому, а всего лишь банальным отсутствием бюджета…
Источник
Школа без стен что это
Модель неформального обучения лидеров в постсоветских странах
«Школа без стен» (ШБС) начиналась в 2004 году как эксперимент. То, что этот эксперимент длится уже шесть лет и за это время расширил свою географию на десять республик бывшего СССР, позволяет назвать его успешным проектом, хотя инициаторы предпочитают говорить о движении.
ШБС возникла как попытка предложить новый, гибкий формат обучения для потенциальных миссионеров. Этому предшествовала длительная работа Ассоциации «Духовное возрождение» по проведению серии семинаров «Основание новых церквей» (ОНЦ). Более пяти тысяч миссионеров прошли обучение в рамках программы ОНЦ, их деятельность выразилась в тысяче основанных новых церквей.
Так что у ШБС была своя предыстория. В этой предыстории мы встретим немало миссионеров-энтузиастов, но их круг оказался ограничен. Уменьшение инвестиций в поддержку миссионеров-профессионалов, то есть тех, кто целенаправленно занимался основанием новых церквей, привело к еще большему сужению этого круга. Уже к 2002 году стало ясно, что движение ОНЦ не смогло стать широким миссионерским видением для молодых поколений, а также не смогло стать самостоятельным финансово – созданные церкви не смогли поддерживать своих служителей и посылать от себя миссионеров.
В этой ситуации ШБС предложила миссионерское видение для обычных молодых прихожан церкви. Успех этой программы помог найти и подготовить новых лидеров для продолжения миссии, а также переосмыслить саму суть миссии.
Движение ОНЦ выделяло миссионеров как необычных, профессиональных служителей. В ШБС миссионером становился почти каждый. Миссия отныне стала пониматься не как специфический род деятельности (поехать куда-то), но как мировоззрение и призвание, которые проявляются неизбежно и естественно в обычной жизни, как активная позиция христианина по отношению к окружающему миру.
Таким образом, ШБС расширила понимание миссии и круг людей, причастных к ней. Это помогло церквям не только посылать избранных миссионеров, но открыть в себе, в обычной церковной жизни, миссионерский характер, занять проактивную позицию в свой социальной и культурной среде.
Школа без стен возвращает образование внутрь церковной жизни
Привычным стало слушать о том, что образованию нужны церкви, но куда реже можно услышать, что образование нужно самой церкви. Да, церковь посылает людей на учебу и возможно даже поддерживает финансово некоторые школы. Вероятно, поэтому пасторы церквей говорят со школами свысока – как собственники человеческих и финансовых ресурсов, позволяющих школам существовать. Но церковь в отрыве от образования также не может жить полноценно. Взаимная зависимость разных служений установлена Богом и соответствует потребностям человека.
Образовательные центры и программы помогают церкви подготовить служителей и интеллектуальные ресурсы для служения, формировать богословие и вести авторитетную апологетику. Образование всегда будет вызовом для церкви, ее устоявшимся традициями, авторитетам и формам служения, но именно образование придает столь необходимые и системность, и динамичность.
ШБС культивирует массовый интерес к образованию
Система христианского образования в постсоветских странах прошла сложную, хотя закономерную эволюцию – от борьбы за ресурсы к борьбе за людей. Все эти годы создавалась материальная инфраструктура, но здания пустели быстрее, чем успевали достроиться. Те, кто хотели учиться, уже отучились. Те, кто нуждались в мотивации к учебе, ее не получили.
Со временем общество предложило то, что не смогла предложить церковь, – большой выбор образовательных услуг разных уровней и профилей. В начале 90-х годов, пресытившись советским образованием с его коммунистической идеологией и атеистическим мировоззрением, люди жаждали духовного образования как альтернативы.
Постепенно выяснилось, что качество христианских школ не соответствует ожиданиям зрелых и мотивированных абитуриентов. Еще печальнее оказался тот факт, что христианское образование не смогло конкурировать даже с коррумпированными и отсталыми в научно-техническом плане государственными школами.
Разочарование в институтах христианского образования привело к тому, что учить стало некого, а те, кто уже отучились, оказались невостребованными.
В общей картине христианского образования ШБС выполняет просветительскую и стимулирующую роли. ШБС позволяет расширить абитуриентскую база для действующих христианских школ, поскольку обращается ко всей молодежи, в том числе к тем, кто об учебе никогда не думал; мотивирует самого обычного молодого прихожанина к дальнейшей учебе и подготовке к активному служению. В рамках ШБС есть возможность практиковаться молодым преподавателям, выпускникам семинарий, миссионерам. Здесь соединились преподавательский и студенческий ресурсы, ранее не задействованные в контексте поместных церквей.
Структура ШБС соединяет церковь, образование и миссию
У ШБС специфический локус – внутри церкви. Она вырастает изнутри церковной ситуации и отвечает на ее вызовы.
Студенты растут в церкви. Уже в детях и подростках можно увидеть будущих студентов, а затем в них же – миссионеров, пасторов. Опытный служитель видит в них будущее, но это будущее само собой не созреет. Там, где лидеры рождаются, образование не нужно. Увы, такой уникальной почвы мы не встречали.
Обычно есть люди, зреющие к служению, обладающие задатками, но их талант и их волю еще нужно пробудить, придать нужную форму, снабдить актуальными знаниями, привить навыки. Потенциальные лидеры нуждаются в образовании, способном сделать из прихожан команду служения.
Преподаватели тоже из церкви. Не всегда из одной и той же, что и студенты, но они рядом, видны, доступны. Общность церковной жизни и служения помогает студентам и наставникам обрастать взаимными связями, личными отношениями. Общение не ограничивается стенами аудитории, но продолжается в практике и в будущем совместном духовном труде. Поэтому все преподаватели подбираются местным координатором с учетом нужд поместной общины и ее служений.
Когда курс ШБС заканчивается, выпускники остаются на месте, продолжают служить в том же пространстве церкви, но расширяют ее пределы, влияя на общество, служа окружающим людям. Служители церкви, наставники, студенты и выпускники составляют одну большую команду служения.
Отношения ШБС с церквами помогают, но также развивают
Двойственность отношений с церковью можно передать словами соответствие и влияние. ШБС отвечает на нужды церквей, но также оказывает обратное влияние на формирование этих нужд, ожиданий, мнений.
Недавнее исследование Тараса Дятлика выявило несоответствие между ожиданиями церквей и образовательными проектами. Оказалось, что большинство школ и программ не отвечают запросам пасторов, их представлениям о церковно-ориентированном образовании.
Помимо прочих здесь возникают два важных вопроса. Первый: насколько мнения пасторов репрезентативны – насколько пастора адекватно понимают миссию церкви в ее связи с образованием и само образование как специфическую сферу интеллектуальной деятельности.
Второй — должны ли образовательные программы обязательно ориентироваться на господствующее мнение о них в среде церквей, либо же формировать это мнение через просветительскую работу и лоббирование.
Обсуждение этих двух вопросов пока не получило должного резонанса, хотя начало было положено – на сессиях Institute for Excellence в Минске-2009 и Киеве-2010.
Исходя из опыта ШБС, считаю возможным констатировать тот факт, что далеко не все пастора традиционных постсоветских церквей адекватно понимают суть и задачи христианского образования, поэтому ориентироваться на их ожидания было бы неоправданной наивностью.
Пастора церквей предпочитают преподавать молодежи «Историю ЕХБ» и «Введение в Ветхий Завет», так как это помогает управлять ситуаций, сделать ее предсказуемой. А вот открытые богословские дискуссии, изучение успешного опыта молодежных клубов, интернет-евангелизма, социального служения группам риска зачастую кажется опасным, т.к. провоцирует на перемены.
Так в ответ на наше предложение провести семинар по работе среди ВИЧ-инфицированных, один церковный совет принял такое решение: «Ветхий Завет говорит, что такие люди должны быть за станом. Неизвестно, поможем ли мы им в церкви, а вот они нас заразят точно».
Очевидно, что мнение и ожидания церквей должны формироваться в союзе, в диалоге, во взаимной открытости с учебными центрами и программами. Иначе несоответствие пониманий и ожиданий друг от друга будет носить хронический характер.
ШБС предлагает сбалансированную программу, в которой учтена как необходимость преемственности церковных традиций, уважения к старшим поколениям, изучения их опыта, так и важность развития, инноваций, соответствия нуждам современного общества. Развивающие семинары для молодежи помогают церкви обновить свое видение и привлечь наиболее активные и творческие силы к служению.
Источник