Школа как фундамент воспитания

Какую роль играет школа в воспитании детей?

Сегодня можно встретить случаи подмены роли школы и родителей в образовании и воспитании детей. Встречаются случаи, когда в школе создают атмосферу, в которой убивается креативность ученика, ограничивая его какими-то рамками и объясняют, что делать хорошо, что делать – плохо, а родители после этого всего делают с ним ещё и домашнее задание, пытаются научить его чему-то, чему не хватило времени на обучение в школе.

Все чаще в школе забывают о роли школы в воспитании. Фактически школа оставила на себе только обучающий процесс. Школа считает долгом дать знания по предметам, а затем проверить эти знания с помощью экзаменов. Современная школа считает, что если ребенок успешно сдает ЕГЭ, то это успешное завершение школы. Школа озадачена проверкой знаний учеников, экзаменов.

А ведь, экзамены не определяют гражданство человека, не определяют идентичность, личностные характеристики, не делают детей патриотами своей страны. Воспитание – гораздо более сложный процесс, по сравнению с обучением, это долгий процесс, и он требует огромного терпения. И школа упростила свою задачу, хотя Федеральные государственные стандарты также учитывают и предъявляют требования к личностным результатам, метапредметным результатам, а не только к результатам освоения образовательной программы. Во ФГОС заложен системно-деятельности подход, который предполагает воспитание и развитие личности, а не только познаний ученика.

Читайте также:  Сколько перемычек нужно для фундамента

В школе господствует авторитаризм и психология управления. Но когда мы имеем дело с воспитанием, психология управления не дает нужных результатов. У детей не ограничено сознание, они на самом деле могут всё. Но многое зависит от условий их содержания и складывающихся отношений. Если дети будут пребывать в авторитарной сфере, то они приобретут соответствующие качества, если гуманной, то гуманные. Сегодня школа выпускает детей-потребителей, но нет культуры потребления, чтобы потребление приносило пользу.

Ребенка нужно развивать во всех направлениях. Одни знания, без возможности размышления, анализа, планирования, выстраивания предположений становятся неприменимыми. А когда такие дети вырастут и заменят нынешнее поколение, начнут работать? .

Нынешнему поколению детей, которые родились в эру интернета, технологий, телевидения и большого потока информации нужны другие методики обучения. Нынешняя школа дает те же знания по тем же методикам, что и в Советском Союзе. А в такой школе детям очень грустно и скучно. Да и учителя, зачастую, не готовы к передаче новых знаний.

Дети требуют к себе внимания, для них необходимы создание многогранных форм приложения их талантов. Уже в первом классе им становится скучно, от того, что даваемые знания им либо уже известны, либо в неинтересной и неувлекательной форме. А при авторитаризме в школах, у детей появляется негативное отношение к учебным заведениям.

А ведь в школе ребенок должен учиться духовности, культуре, нравственности, любви к родине, семье, окружающим. Если в школе в ребенке не будут заложены эти качества и знания, то общество начнет слабеть, а это может привести к печальным последствиям, как для каждой отдельной личности, так и для социума и государства в целом.

Для решения проблем сегодняшней школы нужны новые учителя с новыми подходами, а самое главное – они должны быть искренне любящие своих учеников и желающие привить им все положительные духовные качества. Если учитель не любит ребенка, то и ребенок не любит учителя. Здесь и возникает конфликт, недоразумение, неприятие. Еще при подготовке учителей в ВУЗах нужно создать условия в которых обозначаются и формируются у будущего педагога главные ценности, такие как любовь к детям, воспитание радости, которые должен нести учитель в школе.

Нужен коллективный, скоординированный и хорошо организованный учебный и воспитательный процесс. А сегодня учителя один за одним приходят в класс, дают свои уроки и уходят. При этом нет передачи смысла происходящего. Ведь ребенок член этого общества и предметы объясняют ему происходящее вокруг него. А в школе ему дают в основном домашние задания, на которое уходит много времени и которое проверяется еще помимо школы еще и дома. Тем самым укореняя восприятие ребенком школы, как института «экзаменами и вечной проверки знаний».

Нужно, чтобы учебный процесс был организован таким образом, чтобы его участники играли свою роль как нужно и когда нужно, ради конечной общей цели, собирая цельный пазл. И тогда ребенок увидит, что он участник единого процесса, и все учителя также участвуют в нем ради выполнения единой общей задачи, а не каждый сам по себе ради выполнения своей. При этом учителя должны четко знать свою роль и чего они хотят от детей. И, конечно, успешно играть свою роль, под чутким руководством руководителя. Учитель ориентируется в своей работе на конечный результат, которым не может быть успешная сдача экзамена, а должна быть сформированная личность с определенным набором знаний и духовно-нравственных характеристик.

Учитель сегодня на уроках часто говорит о запоминании определенной информации. А ведь память не является единственным необходимым в освоении человеком информации. В памяти не рождается личность, она рождается в волевых усилиях, формировании мировоззрения, стремлении к цели.

Образование – это наполнение ребенка лучшими образами нашего поведения. Дети воспитываются с помощью наших образов, личный пример, но не в коем случае авторитарным путем. Истинное воспитание – воспитание самих себя. Для воспитания кого-то, нужно менять себя.

Все эти знания заложены еще в трудах психологов, философов, в классической литературе. Просто их нужно не только читать, учить, пересказывать, но еще и анализировать, а на их основе уже и воспитывать. В них заложены знания и культура. В них заложены основы гуманной педагогики. Гуманность означает поиск самого себя и предназначения в этой жизни, осознание необходимости обретения смысла через поступки и творения, а не бессмысленное существование в жизни. Истинное гуманное воспитание – это воспитание духа человеческого.

При этом надо отметить, что человек, не рождается злым, невоспитанным, нелюбящим и т.д. Это все не заложено в его ДНК. Это все он приобретает в жизни. Если в семье царит любовь, взаимоуважение, доброта, взаимопомощь, то это все влияет на воспитание ребенка лучше, чем разговоры об этом. А если и школа такая, то высока вероятность становления воспитанного человека.

Воспитание – есть питание духовного стержня, духовной опоры ребенка, а питается ребенок образами, которые мы даем им. Образами нравственности, любви, уважения, сострадания, радости, долга, ответственности. Процесс в школе должен стать образовательным, а не только обучающим.

Функция воспитания – это главная функция родителей в семье и нам нужно самим родителям дать высочайший уровень воспитания самим. Как на это повлиять? И как повлиять на то, чтобы невоспитанные учителя стали воспитателями? Вопросов на тему воспитания много. И только желание всего общества изменить ситуацию в лучшую сторону сможет положительно повлиять на процесс воспитания наших детей, в котором семья и школа должны играть основную роль.

Источник

Школа как фундамент воспитания

Статья посвящена кризису в области воспитания и неудачной попытки Министерства просвещения и РАО ответить на поправки президента В.В. Путина об укреплении воспитательной составляющей системы образования с помощью разработанной ими Примерной программы воспитания и методическими рекомендациями к ней.

I. Воспитание!

Итак, с 1 сентября воспитание возвращается в российские школы и другие образовательные учреждения. Спасибо президенту России В.В. Путину! Именно он направляет в Государственную Думу поправки об укреплении воспитательной составляющей системы образования: «Их смысл — укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной воспитательной системы», — сообщил глава государства.

Как неравнодушный человек и специалист в области воспитания с многолетним стажем сначала с радостью, а затем (после прочтения новых документов о воспитании) с тревогой и большими сомнениями воспринимаю эту долгожданную новость.

С радостью, потому что кризис воспитания в России уже давно зашкаливает и не решать данную проблему дальше просто преступно и недопустимо. Ибо, как говорит наш президент, битва за Россию продолжается, и мы победим. Конечно, победим, если откроем очень важный фронт на поле этой битвы – по-настоящему содержательное, научно обоснованное образование с приоритетом не просто воспитания, а системного воспитания. Так и хочется вспомнить размышления о воспитании наших великих педагогов, писателей и ученых:

К.Д. Ушинский: «Главной целью школы является воспитание. А обучение и учение – это могущественный орган воспитания».

Л.Н. Толстой: «Все яснее и яснее вижу: путь ко всему воспитание. Там начало всего».

Д.С. Лихачев: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры воспитывающей и доброй, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия честности — вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке».

Согласимся, что и сегодня эти мысли не потеряли своей актуальности, как не потеряла своей актуальности и идея построения воспитательных систем, ориентированных на воспитание человека в человеке, на развитие полноценной, зрелой личности с развитыми чувствами прекрасного, родства, патриотизма и сформированными основами гражданской культуры. Идея построения систем, существенно отличающихся от формальных, в которых педагогика мероприятий стала такой привычной, а деятельность, составляющая основу системы, только имитируется.

С тревогой и большими сомнениями воспринимаю новость, потому что попытки вернуть воспитание в школу предпринимались за последние 20 лет не раз. Воспитание провозглашалось на уровне государства приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений, разрабатывались различные концепции, стратегии и программы с правильными мыслями и ориентирами, но все сводилось к ставшей давно неэффективной педагогике мероприятий. Ситуация с воспитанием сегодня напоминает анекдот. В одном учреждении выбрали нового руководителя. Прошло время, и одна из сотрудниц сказала: «С прежним руководителем мы стояли у края пропасти. Пришел новый, мы шагнули вперед».

Говорят, что надежда умирает последней. Но после прочтения новой Программы воспитания и методических рекомендаций к ней лично у меня надежда умерла. Надежда на то, что на этот раз мы осознаем серьезность намерения государства узаконить воспитание как важнейшую составляющую российского образования, и это осознание и деятельность по созданию целостных воспитательных систем отодвинет нас от пропасти, за которой стоит окончательная духовно-нравственная деградация общества. Ведь сохранение и усиление негативных социальных и духовно-нравственных деформаций в детской, подростковой и юношеской среде является одной из главных угроз национальной безопасности и будущему России.

Я несколько раз перечитала новые документы. Но, к сожалению не нашла главного: того, с чего эти документы должны были бы начаться. Анализа, касающегося ситуации, связанной с детьми и молодежью, с качеством воспитания новых поколений.

Но ведь, как известно, прежде чем отправиться в новый путь, необходимо подвести итоги прежде пройденного пути, отметить позитивные моменты и ощутить потери. Тем более в последние десятилетия это стало в сфере образования делать как-то не принято, особенно в сфере воспитания. Не было, к сожалению, сделано это и разработчиками новых документов, касающихся воспитания. Сделаем это за них, т.е. попробуем обозначить проблемное поле воспитания и его основные кризисные явления.

Проблемное поле, кризис в сфере воспитания

Воспитание и развитие личности – одна из ключевых задач нацпроекта «Образование». Основная работа по построению эффективной системы воспитания с 2015 года ведётся в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

«Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные, ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии».

Выделим здесь ключевые понятия «воспитательная система» и «система воспитания», что не одно и то же, т.к. понятие «система воспитания» подразумевает воспитание конкретного ребенка, т.е. рассматривается с позиций персонифицированного похода, а до этого процесса в изгнанной из школ воспитательной системы ох как далеко! И давайте честно признаемся: отечественной системы воспитания давно уже не существует! Ее просто убили. Есть только отдельные направления этой системы: внеурочная деятельность, так раздражающая учителей, волонтерство, юнармия, РДШ и пресловутые из года в год повторяющиеся так называемые мероприятия, которые сегодня предлагают узаконить разработчики Примерной программы воспитания и методических рекомендаций к ней. Да простят меня разработчики данных документов, но их содержание не сможет сделать воспитание более эффективным и системным, решить проблему кризиса в данной очень важной сфере деятельности школы и других образовательных организаций, приобщить детей к указанным в них ценностям, приблизиться к национальному воспитательному идеалу, реализовать заявленную в программе цель развития личности.

Основные кризисные явления в сфере воспитания:

1. В несогласованности целей и содержания, установок в воспитании детей разного возраста и пола. Для подавляющего большинства школ главной целью является подготовка и сдача ЕГЭ, участие во всевозможных конкурсах, олимпиадах и т.д., а не выпустить из своих стен достойного человека, зрелую и успешную личность, патриота и гражданина.

2. Усилия педагогов часто расходуются на одномоментные и, как правило, неэффективные формы взаимодействия с детьми, чаще всего привнесенные сверху, отнимающие время и силы педагогов. Эти усилия могли бы быть направлены непосредственно на решение проблем конкретного образовательного учреждения, того или иного классного коллектива, проблем конкретных воспитанников.

3. В подавляющем большинстве школ в основе содержания воспитания лежит так называемый имитационно-деятельностный подход, характеризующийся традиционной педагогикой мероприятий и малым количеством участников воспитательной деятельности.

4. Практически не уделяется серьезного внимания выстраиванию системы воспитания младших школьников и в целом возрастному подходу в воспитании.

К вышеперечисленным характеристикам кризиса в воспитании необходимо добавить еще ряд проблем:

  • недоверие к детям, плохое знание особенностей современных детей, их внутреннего мира, проблем, интересов, возможностей и потребностей;
  • опора на негативные факторы жизни детей, часто провоцирующие их на то, чтобы вкусить запретный плод;
  • некомпетентность многих педагогов в области содержания системного воспитания вообще и технологии проектирования воспитательных систем в частности (не учат этому в большинстве ИПКРО в последние годы);
  • использование неэффективных форм планирования как важной части управления воспитательными системами (планы воспитательной работы);
  • прикрытие нежелания существенно менять содержание воспитания объяснениями: «Нет времени» (и это правда), «А когда заниматься обучением? Ведь это главная задача школы»;
  • в ИПКРО многие мои коллеги любят повторять: «Дети пошли другие, и воспитывать их нужно по-другому». Вот только вразумительного ответа на вопрос: «Как по-другому?», как правило, не дается;
  • кампанейщина, одноразовость, бессистемность, шоу-воспитание – это то, что мешает школам эффективно и в системе осуществлять процесс воспитания;
  • засилье отчетности: бумага — главный критерий оценки деятельности школы, в том числе и в сфере воспитания;
  • рейтинговая оценка деятельности школ: чтобы «соответствовать» ожиданиям чиновников, школа вынуждена в ущерб развитию воспитания отвлекаться на разного рода мероприятия, спущенные сверху, выполнять несвойственные ей функции под диктовку различных структур, которые также считают нужным диктовать школе, что ей делать (заметим: за них).

Школу заставили многое забыть из того, что накоплено не только годами, но и веками. Заставили забыть Ушинского с его учением и книгой «Человек как предмет воспитания», Макаренко с его системой воспитания в коллективе и в труде, Сухомлинского с его стройной системой воспитания человека-гражданина. Отрицается и прежний прогрессивный опыт воспитательной деятельности ученых-практиков и педагогов старших поколений. Вспомним уникальный опыт И.П. Иванова с его КТД, опыт школы В.А. Караковского, программу воспитания Н.Е. Щурковой, уникальный опыт досуговой педагогики С.А. Шмакова и др. Воспитание школьника перестало быть важным для школы. Все это уводит школу в формальное и показушное русло развития.

Кризис в системе семейного воспитания

Изменения, произошедшие в российском обществе, прежде всего отразились на российской семье. Дифференциация доходов семей, дезорганизация их жизни, разрушение сложившихся духовно-нравственных основ, этических норм и традиций семейного уклада — это явления, которые сегодня характерны для современной семьи. Правовая, моральная, экономическая незащищенность привела к повышению конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми, распаду семей. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательной функции семьи. К тому же, по словам председателя Национального родительского комитета Ирины Волынец, в сознании родителей сформировалось отношение к учителям как к персоналу, которому можно в любой момент предъявить претензии. Администрация школы, как правило, пытается избавиться от учителя, которым недовольны.

Кризис детства

Кризис в системе семейного и школьного воспитания, невнимание общества и государства в течение достаточно долгого времени к проблемам детства и воспитанию привели к таким явлениям, как детский алкоголизм и наркомания, детская преступность и проституция, насилие и суицид в детской среде. К тому же в условиях высокой доступности информации на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления и насилия, другие формы, способствующие эгоизации и примитивизации личности. Особую тревогу вызывает растущая агрессия в детской и подростковой среде. Сегодня дети, как правило, находятся в ситуации разорванных семейных и коллективных связей, низкой культуры отношений и общения, низкого уровня духовно-нравственного развития, а самое страшное — ситуации одиночества. Современные дети не умеют дружить, действовать в коллективе. Главными их собеседниками с раннего возраста являются технические средства. Дети сегодня практически живут в виртуальном, а не реальном мире. Их интеллектуальная компетентность характеризуется клиповым сознанием. Больше всего беспокоит то, что у детей отняли детство, отрочество, раннюю школьную юность, т.е. то, что закладывает основу (фундамент) для будущей взрослой жизни. Детство все больше напоминает мир взрослых, разрушается его социальность, практически потеряна его специфика и индивидуальность. Что может быть страшнее того, что дети не развиваются согласно их природе и возрасту?! Дети по наводке взрослых одеваются как взрослые, занимаются взрослыми видами деятельности вместо практически исчезнувших, а по сути изгнанных из детства подвижных игр, катании на качелях, живого общения со сверстниками и другими людьми, чтения сказок и детской литературы, исполнения детских песен, просмотра детских фильмов и телепередач. Дети перестали задавать вопрос «Почему?», исчезли их любознательность, пытливость, стремление к мечте и фантазии, к познанию нового, неизведанного. Эмоциональный мир большинства современных детей крайне обеднен: не замечают окружающую красоту, не восхищаются ею, часто равнодушны к переживаниям и проблемам других, порой даже родных людей. Исчезло все, что когда-то оказывало мощное воздействие на развитие ребенка. Дети больны игровой дистрофией, что крайне опасно для их возраста, ведь игра является той самой «жизненной лабораторией» (Шацкий), являющейся важной основой для их взросления. Плюс налицо бесполое воспитание, в рамках которого невозможно вырастить настоящих мужчин и достойных женщин. Глубочайший кризис в данной сфере развития детей и юношества еще пока, к сожалению, не осознается ни в институте семьи, ни в сфере образования, ни в целом в российском обществе. Некого винить! Наши современные дети такие, какими мы их сами вырастили. Но они в подавляющем большинстве хорошие и умные дети, и не они виноваты в том, что с ними порой происходит.

Это, так сказать, общий и далеко не полный портрет современного детства. Но на фоне этого портрета каждое образовательное учреждение должно изучить и «нарисовать» портреты своих воспитанников для того, чтобы знать и понимать, на что необходимо опираться, а какие проблемы, связанные со здоровьем, с духовно-нравственным, интеллектуальным и творческим уровнем развития решать. И именно эти проблемы должны ложиться в основу разрабатываемых воспитательных программ и проектов.

II. Воспитание?

Вернемся к вопросу о том, как согласно новой Примерной программе, разработанной Минпросвещения России совместно с институтами РАО, предполагается решать проблему воспитания юного поколения России. Ее внедрение во все школы планируется на 2020—2021 учебный год. По словам министра С. Кравцова в школы вводится целый «механизм, который войдёт в образовательные процесс. Это значит, что у детей появится календарный план с программой воспитания. В него войдёт список событий и мероприятий, которые будут организовывать и проводить школы».

Изучение содержания новых рекомендаций и Примерной программы воспитания вызывает множество вопросов, в том числе и вопрос: «Способны ли эти документы, ориентирующие педагогов все на ту же пресловутую педагогику мероприятий (список событий и мероприятий), помочь разрешить кризис в сфере воспитания и выстроить эффективную воспитательную систему?» Не способны! Ведь с их помощью официально закрепляется педагогики мероприятий и примитивизация воспитания, а по большому счету вводится стандарт в той сфере, в которой он просто недопустим. Ведь и так большинство педагогических коллективов, следуя инструкциям, приходящим сверху, разрабатывают программы воспитания на основе этих самых мероприятий. Так и хочется спросить: «По поводу чего принимаем меры?» И, как показывает опыт, воспитательный компонент образовательного учреждения, представленный так называемым планом воспитательной работы, а по сути планом мероприятий, не способен сформировать в сознании детей целостную картину окружающего их мира, научить их жить в контексте истинных идеалов и ценностей жизни, развить патриотические чувства, оказать помощь в овладении гражданской культурой. Хотя признаемся: в данных документах в качестве ориентиров указаны и национальный воспитательный идеал, и система базовых национальных ценностей. Этот идеал и эти ценности взяты из текста одного из самых зрелых и содержательных документов в области воспитания за последние десятилетия — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). А далее перечислены направления и мероприятия, которые якобы призваны решить проблему. Представляю, как активизируются многие чиновники от образования. Ведь они вместо того, чтобы оказывать помощь школам в построении целостных воспитательных систем снова начнут заниматься привычной для них работой: требовать беспрерывную отчетность о количестве проведенных мероприятий и проверять программы и планы на соответствие тому, что спущено сверху. Ни вправо, ни влево отклоняться особо не рекомендуется. Насколько мне известно, сегодня разрабатывается и Программа патриотического воспитания. Она как будет числиться? В качестве основной или дополнительной к Примерной программе?

«В каждой школе будут разработаны воспитательные программы, занятости школьников. Я уверен, что это повысит патриотизм и гражданственность» ( С. Кравцов).

Не повысит! Потому что патриотическое воспитание, как и другие направления развития личности, требует все того же системного и возрастного подходов! А в новой программе, хотя и упоминается национальный воспитательный идеал и базовые национальные ценности, эффективный механизм достижения идеала и приобщения детей и юношества к этим ценностям практически не дается. Думаю, что и в разрабатываемой Программе патриотического воспитания такой механизм будет отсутствовать. Скорее всего, в так называемых планах воспитательной работы обозначат еще одно направление: «Патриотическое воспитание», в которое большинство учителей привычно будут вносить свои раз-два-три мероприятия и спущенные сверху. А ведь так просто можно было в качестве цели воспитания обозначить национальный воспитательный идеал, а в качестве модулей Примерной программы дать модули, ориентированные на базовые национальные ценности и ступени развития гражданина России, обозначенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

  • семья;
  • традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики;
  • культура и духовные традиции многонационального народа Российской Федерации;
  • ступень российской гражданской идентичности;
  • открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

А чтобы значительно облегчить работу замов по воспитанию и классных руководителей по планированию совместной деятельности с воспитанниками и их родителями, можно было дать следующий инструментарий:

  • Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. С помощью содержания этой концепции идея патриотизма приобретает зримые черты и логику, глубокий духовно-нравственный контекст и направления деятельности субъектов воспитания;
  • программно-методические рекомендации, адекватные заявленной цели и ценностям;
  • алгоритмы для создания концептуальных основ (без них невозможно определиться в том, как будет строиться воспитательная система), программ, проектов, моделей воспитательных систем, структур самоуправления, детских сообществ, а также алгоритм программы профессиональной деятельности педагогов в рамках системы.

Это часть того механизма, которому необходимо научить директоров школ (хотя бы сориентировать их в правильном направлении), их замов, и прежде всего замов по воспитанию, классных руководителей, руководителей МО и детских объединений. Это механизм, позволяющий обогатить духовно-нравственным компонентом содержание воспитания, механизм проектирования целостных воспитательных систем, а также инструментарий в форме грамотного планирования (программно-целевое и проектно-целевое, а не план воспитательной работы).

Есть еще одна проблема: первую скрипку в формировании, становлении и развитии целостных воспитательных систем, как известно, играет управленческая команда образовательного учреждения. Но много ли вы сегодня найдете руководителей, которые понимают важность воспитания и заботятся о том, чтобы в их школах это самое воспитание развивалось на основе системного подхода? Таковых вы мало найдете сегодня и среди заместителей директоров по воспитанию. К тому же многолетний опыт работы в системе повышения квалификации педагогических кадров убеждает, что среди педагогов, отрицающих силу и необходимость возвращения воспитания в стены школы (а их уже 70%) есть, как правило, и молодые педагоги, и педагоги с большим педагогически стажем. Первые обладают низкой профессиональной устойчивостью, у них отсутствует опыт воспитательной деятельности, а часто и желание заниматься ею. Педагоги в возрасте, с высокой профессиональной устойчивостью, не до конца понимают современных детей, но все же так или иначе занимаются воспитанием, используя опыт, который они приобрели за многие годы работы в образовании. К этому следует добавить, что и те и другие в силу укоренившихся в области образования стереотипов и установок на педагогику мероприятий сориентированы на исполнительскую деятельность, на инструктивную педагогику.

От педагогики мероприятий к воспитывающей школе

Существующие проблемы в мире детства, отрочества, юности требуют возвращения в образовательные учреждения и семью системного, очеловеченного, целенаправленного воспитания. Ведь у школы и семьи не может быть разных целей воспитания, они не могут сегодня жить в атмосфере недоверия друг к другу, потому что ни тот ни другой институт воспитания в отрыве друг от друга не сможет разрешить слишком затянувшийся кризис в очень важной сфере развития человека.

Из интервью известного отечественного педагога В.А. Караковского: «Только слепец не видит, что в современных условиях жизни общества воспитание подрастающих поколений должно стать главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией школы — превращение ее в школу воспитывающую». В новых документах вскользь упоминается понятие «воспитывающая школа», но механизмов создания такой школы в них также нет.

Школа станет воспитывающей только тогда, когда мы поставим перед собой важные вопросы и найдем на них ответы.

1. Как обрести смысл в воспитании? Как избежать «обнищания души?

Необходимо наполнить воспитание духовно-нравственным содержанием. Ведь в слове «воспитание» есть главная составляющая, на которую, как правило, не обращают внимания: вос-питание, то есть питание ума, души и сердца, сознания детей истинными идеалами и ценностями жизни, потому что содержание воспитания должны составлять ценности, а не мероприятия. А это значит, всегда помнить о том, что «учитель должен вести ребенка к высшему, идеальному» (В.А. Сухомлинский). Помнить о том, что есть еще образование души — самое главное образование.

2. Каковы приоритетные цели воспитания?

Главная цель воспитания — человек. Проблема существования человека должна стать сегодня не только философской, социальной, экономической, но и чисто педагогической проблемой, потому что человек сегодня потерялся и в обществе, и в семье, и в школе. Правда, пандемия помогла вспомнить о человеке как о ценности. Это важно поддержать, в том числе и через систему образования. Но тогда принципиально должна измениться и концепция воспитания. Целью воспитания становятся не отдельные качества личности, не отдельные стороны развития, а человек в самом широком смысле слова. А, учитывая тот факт, что у школы и семьи не может быть разных целей воспитания, зададим себе вопрос: какого человека должны воспитать семья и школа?» Ответ: человека разумного, морального, культурного; человека, обладающего лучшими чертами и качествами характера своего народа (любовь к родной земле, доброта и широта натуры, высокая нравственность и культура, упорство в жизни, дух дерзания, желание действовать, трудолюбие, стойкость в испытаниях, самоотверженность, готовность пережить трудные времена, умение постоять за себя, достоинство, правдивость, справедливость). Человека, способного к нравственному и интеллектуальному саморазвитию, самореализации, физическому совершенствованию.

Цель — личность. И снова зададим себе вопрос: личность — какая?».

Ответ: гуманная (человечная), духовная, образованная, творческая, успешная.

Цель — патриот, а значит: ответственный семьянин, горожанин, сельчанин, соотечественник, носитель национальной культуры и исторической памяти народа, труженик, защитник (в широком смысле слова — чести и достоинства человека, своей семьи, Родины, своего народа, природы).

Цель — гражданин: уважающий права и свободы, правозащитник, законопослушный, дисциплинированный, коллективист, ответственный, инициативный.

3. Вопрос: «Как уйти от имитационно-деятельностного подхода к системному процессу воспитания»?

Строить целостные, целенаправленные воспитательные системы на основе ценностного компонента, проблемного, возрастного, деятельностного подходов, партнерства всех субъектов воспитания (соавторы, соорганизаторы, соисполнители).

Приоритетные средства воспитания

Сегодня педагогическая теория и практика выделяют три основных средства воспитания: деятельность, общение, отношения.

Отношения являются важнейшим средством воспитания и в значительной степени определяют характер общения, выступают побудительным стимулом к совместной деятельности субъектов воспитания.

Общение. Общение — один из главных критериев, по которому можно судить о том, на каком уровне находится процесс воспитания в школе. Вспомним снова В.А. Сухомлинского: «Воспитание — это, прежде всего постоянное духовное общение учителя и ученика». Сегодня как никогда необходима разработка мощной системы общения-просвещения современных детей и подростков, как альтернативы тому просвещению, которое порой ведется средствами массовой информации. Чтобы общение стало полноценным, хорошо бы заменить так называемые классные часы (пусть они останутся в качестве формы решения формальных вопросов жизни класса) на часы и минуты общения, расширить круг форм общения, включить его в содержание целевых системных воспитательных проектов и программ. Также необходимо разрабатывать и реализовывать просветительские проекты и программы, включающие темы духовно-нравственного и философского содержания, открыть школы этикета и искусства общения.

Деятельность — системообразующий элемент, основа воспитательной системы. Развитая система жизнедеятельности представляет собой разнообразие видов деятельности членов школьного сообщества: законодательную, познавательную, интеллектуальную, научно-исследовательскую, спортивно-игровую, художественно-театральную, техническую, самоуправленческую, досуговую, трудовую, социально значимую, здоровьесберегающую, творческую, а также деятельность, направленную на самопознание, самовоспитание, самореализацию и самосовершенствование личности. Все эти виды деятельности создают ситуацию выбора, престижа человека, желающего что-то делать, что-то узнать, чему-то научиться, чем-то заняться полезным для себя и других людей, проявить о ком-то или о чем-то свою заботу. Включение ребенка в деятельность, в нравственные отношения, в продуктивное педагогическое общение способствует его развитию.

Духовно-нравственные основы воспитания

В.А. Сухомлинский называл школу духовной колыбелью народа. Школа никогда не станет таковой, если, написав в своем плане воспитательной работы направление «Духовно-нравственное воспитание», запланирует пару-тройку бесед и столько же акций добротворческого характера. Перед педагогами и родителями стоит задача найти механизмы становления духовности детей, подростков, юношества. Задачу восхождения юного человека к вершинам духовности можно решать путем:

  • введения в систему обучения и воспитания ценностного компонента, построенного на истинных идеалах (добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость, достоинство – природные естественные идеалы), базовых национальных ценностях (человек, семья, отечество, знания, культура, труд, здоровье и др.);
  • глубоких размышлений о высшем предназначении человека;
  • изучения ориентаций воспитанников в системе истинных идеалов и ценностей жизни;
  • разъяснения и показа ложных ценностей, оберегания от безвкусицы, пошлости и невежества;
  • воспитания доброты, сердечности, совестливости, отзывчивости, стимулирования в воспитанниках добронравия в делах и помыслах;
  • опоры на такие духовные источники, как книга, сказка, народная мудрость; этикет; общение с Другими людьми, природой, миром прекрасного; походы, путешествия, экскурсии с целью духовного обогащения; кино, телепрограммы (отобранный материал, общение после просмотров);
  • поощрения работы ребенка по программам самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации.

К тому же в воспитательном коллективе школы следует создавать систему морально-этических ценностей, в которых отражается философия образовательного учреждения, сконцентрированная в содержании правил и законов жизни общешкольного коллектива. Эти законы и правила разрабатываются силами самих субъектов воспитания, и именно поэтому они являются обязательными для всех. Желательно, чтобы эти законы разрабатывались на основе истинных идеалов и ценностей жизни человека (добра, правды, красоты, свободы, справедливости, человеческого достоинства и др.). За верность этим законам и правилам педагоги, воспитанники и их родители поощряются и награждаются. Такой подход выступает своеобразным педагогическим тренингом формирования у детей способностей к усвоению и присвоению моральных ценностей, учит жить в контексте этих ценностей.

Чтобы личность сориентировалась на те или иные ценности, приняла их, присвоила для себя как значимые, научилась жить в контексте этих ценностей, нужны не одноразовые и, как правило, оторванные друг от друга мероприятия, а особая воспитательная программа.

Возьмем, к примеру, такую ценность, как человек. Осознать эту ценность, примерить ее на себя поможет только целостная программа, которую, к примеру, можно назвать «Воспитать человека», а в качестве главной идеи взять идею о том, что «самая главная в мире профессия — быть человеком». И тогда мы будем осваивать эту профессию. Прежде всего, приобретем знания о том, что такое человек. Как говорил мудрый Софокл: «Много есть чудес на свете. Человек их все чудесней». Откроем для себя это чудо по имени человек! Ведь мы о многом в этом мире знаем, но практически ничего не знаем о человеке: что это за существо такое, из чего он состоит (только ли из ног, рук, головы, туловища и т.д., но еще из своего характера, темперамента, способностей, увлечений, потребностей и т.д.). И это будет первое направление в реализации программы, которое будет осуществляться на основе общения (просвещения). Для разного возраста детей это будут разные темы общения, как и разные формы открытия себя как человека («Какие мы люди-человеки?» для младших школьников и «Мы открываем себя и друг друга» для детей постарше), показа лучшего в себе («Вот мы какие!», «Мы очень умные, талантливые, увлеченные, спортивные, веселые и т.д. ребята»). Все это позволит открыть и узнать и себя, и окружающих людей, посмотреть на себя и других как бы со стороны. «Познай себя, и ты не останешься прежним!», и тогда рождается еще одно важное направление – «Воспитай себя!» (стань сам себе учителем, воспитателем, тренером, врачом) и наконец, «Найди себя!» в добрых делах для других людей и прежде всего для родных и близких, в сфере развития, заложенных в тебе талантов.

Данная программа будет иметь свою очень важную цель — воспитание человека в человеке и свои задачи. Все обозначенные направления будут иметь свою систему общения-просвещения и деятельности (как на уровне коллективной, так и на уровне личностной). Общение-просвещение для большей его эффективности сделаем также системным. Откроем Школу доброты для воспитанников начальных классов, Школу Человечности для подростков, Школу духовно-нравственного совершенствования личности для старшеклассников. Деятельностный уровень будет эффективно реализован в рамках целевого системного проекта «Идем дорогами Добра». Направлениями данного проекта могут стать: «Дорога к самому себе» (открытие себя, познание себя, воспитание себя), «Дорога к другим людям» (к родным, к одноклассникам, учителям, малышам, всем, кто нуждается в помощи), «Дорога Памяти», «Дорога к матушке-природе», «Дорога к братьям нашим меньшим». Все это позволяет развивать систему посредством открытия Службы милосердия, Службы охраны природы, Общества защиты и помощи братьям меньшим и др. И тогда светом доброты будет проникнуто все воспитание, ее теплом наполнятся и воля, и разум, и чувства, а значит будет реализована еще одна важная цель — воспитание доброты как ценного, интегрированного качества человека.

Из опыта

«Жизнь заставляет людей понять, что воспитание подрастающих поколений — гарант цивилизованного будущего. Уже возникает новая волна, уже создаются новые воспитательные системы. Конечно, время упущено, многое потеряно, но не все. С нами опыт талантливых педагогических коллективов, замечательных педагогов-воспитателей. С нами и ошибки прошлого, от которых отмахиваться неразумно: анализ их поможет новым поколениям скорее своих предшественников двигаться вперед». Эти слова замечательного педагога В.А. Караковского для нас, педагогов, всегда и вопреки всему занимающихся воспитанием и построением новых воспитательных систем, не пустой звук. За ними — устоявшиеся взгляды на воспитание детей разного возраста и поиск новых идей, адекватных времени и его вызовам, многолетний опыт, доказавший, что целостные, целенаправленные воспитательные системы являются самым эффективным средством, напрямую влияющим на развитие и достижения всех субъектов воспитания, а не только воспитанников.

Опыт автора статьи и педагогов школ, которые до недавнего времени являлись пилотными площадками ИПКРО, позволил сделать вывод о том, что наиболее эффективными воспитательными системами являются авторские целенаправленные воспитательные системы, в основе которых лежит решение значимых проблем жизни человека:

  • проблема возрастного подхода;
  • проблема формирования патриотических чувств и гражданской культуры;
  • проблема формирования культуры здорового образа жизни;
  • проблема формирования гендерной культуры;
  • проблема формирования культуры досуга и досуговой деятельности;
  • проблема формирования системного взаимодействия школы и семьи, родственных чувств и семейной культуры;
  • проблема развития детских и подростковых объединений и др.

Что касается решения проблемы духовно-нравственного развития и воспитания современных школьников, то мы считаем, что каждая из вышеперечисленных идей для построения воспитательных систем должна быть наполнена духовно-нравственным компонентом. Наш опыт доказал возможность и реальность данного утверждения.

В результате инновационной деятельности в пилотных площадках создана качественно новая воспитательная система, имеющая глубокое духовно-нравственное содержание. Наряду с этим:

  • повысился интерес к деятельности школы со стороны родителей, их участие в реализации программ и проектов стало более активным;
  • повысился уровень владения педагогами современными воспитательными технологиями, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами взаимодействия с обучающимися и их родителями;
  • в систему включены все классные коллективы и разновозрастные объединения, которые имеют свою сферу деятельности, осуществляемую в рамках того или иного системного целевого воспитательного проекта;
  • происходит передача накопленного опыта деятельности воспитанников от старших к младшим, от учителя к учителю, что позволяет обеспечивать преемственность, сохранять накопленный опыт и искать новые формы совместной деятельности субъектов воспитания;
  • действует эффективная модель взаимодействия педагогов школ, родителей и специалистов дополнительного образования, различных структур социума, что позволяет говорить о выходе системы в открытое пространство социума;
  • создан особый уклад школьной жизни, характеризующийся наличием ряда слагаемых, в каждом из которых существуют свои ценности и свои уровни культуры.

Выстраивая целостную систему патриотического воспитания, мы смотрим в будущее. В школах действуют Центры патриотического воспитания и гражданского становления личности. Здесь заботятся о воспитании чувства любви и дружбы, чувства родства и чувства Родины, чувства ответственности и призвания, формировании национального самосознания воспитанников. Здесь воспитывают уважение к государственным символам, учат жить в мире и дружбе, в духе взаимопонимания и сотрудничества с разными народами; воспитывают чувство любви и бережное отношение к природе Родины. По большому счету здесь происходит зарождение национального духовного характера юных россиян. Именно об этом «школьно-педагогическом и социально-педагогическом задании» писал великий русский философ И.А. Ильин: «Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера». К национальным основам духовного воспитания человека мы относим:

  • воспитание историей (история семьи, малой Родины, Отечества, своего народа, государства);
  • развитие национального самосознания (душа, характер, ценности, духовные основы жизни народа, к которому принадлежат воспитанники);
  • воспитание в контексте народной и классической культуры;
  • воспитание на примере-идеале гражданина Отечества «Достойные сыны и дочери России» (светочи России, защитники Отечества, мыслители и философы, поэты и писатели, деятели науки и культуры, другие знаменитые персоналии Отечества, жизнь и деяния которых нашим детям необходимо изучать).

Эффективному решению проблем патриотического воспитания и гражданского становления личности способствуют разработанные нами целевые системные проекты, в основу которых положен возрастной, ценностный и целедеятельностный подходы.

Особое внимание мы уделяем начальной школе, ибо оттуда, вслед за семьей, должно продолжаться становление человека как патриота и гражданина. Именно поэтому здесь реализуются особые целевые системные проекты. Так первоклассники путешествуют по Стране Знаний, осваивая ценность знания, школьной дружбы, азы азбуки школьной жизни. Второклассники вступают в «Службу спасения сказки» и спасают народную сказку, организуют свою систему жизнедеятельности в сказочной стране «Лукоморье». В рамках данных проектов ребята приобщаются к духовно-нравственным ценностям по имени добро, правда, красота, свобода, справедливость, родная земля, культура. Третьеклассники, участвуя в проекте «Хоровод круглый год», познают и осваивают опыт календарно-обрядового цикла своего народа. В 4 классе дети с помощью системного проекта «Мир моей семьи» приобщаются к непреходящей ценности человеческой жизни — ценности семьи. Сказка, народная мудрость, народная игра, праздники народного календаря, народные обычаи и традиции — это мощные средства воспитания, которые обогащают духовный мир ребенка, помогают нашим детям становиться мудрее, добрее, учат дружить и любить, избавляют от такой болезни, как игровая дистрофия, эгоизм и индивидуализм. В средней и старшей школе реализуются следующие проекты: 5 класс — «Мы корни древа одного» (возрождение традиции писать историю семьи, составлять свою родословную), «Чудо-Родина моя — моя малая Родина» (6 класс), «Край родной — души моей частица» (7 класс); «Россия — Родина моя» (8 класс), «Я и мой народ» или «К истокам национального самосознания моего народа» (9 класс), «Государство и мы» или «Время поисков, решений действий» (10-11 класс). Проект «Судьба и Родина едины» представляет собой сквозной локальный проект каждого из перечисленных проектов. Воспитанники этих школ работают в музеях (краеведческих, этнографических, исторических, боевой и трудовой славы народа, природы малой Родины и др.), в службах милосердия и охраны природы, в объединениях, возрождающих историческую и культурную память народа, клубах интернациональной дружбы. Здесь возрождается досуговый опыт народов России (игры, забавы, развлечения, праздники); происходит приобщение к народной мудрости, в которой заключен нравственный кодекс чести народа; возрождаются народные ремесла и в целом ценность труда как нравственного деяния. Эти проекты являются коллективными и в то же время имеют личностный характер. Так, например, в рамках семейно-ориентированных проектов для детей и родителей разработана серия рабочих книг под общим названием «Семь моих Я в моей семье»: «Я — семьянин», «Я — сын. Я — дочь», «Я — внук. Я — внучка», «Я — брат. Я — сестра», «Я — организатор семейной жизни» (хозяин-хозяйка, организатор досуга, защитник здоровья), «Я— хранитель семейных традиций».

Все наши воспитательные программы и проекты носят просветительский характер, обогащающий сознание детей разного возраста необходимыми знаниями о себе как о человеке, о семье, о малой и большой Родине, о ее природе и культуре, замечательных людях, государстве; имеют деятельностный характер (используются разнообразные виды деятельности, в том числе и самоуправленческая), формируют целостную картину окружающего их мира. Все наши проекты предусматривают и то, что предлагают разработчики Примерной программы воспитания, но только в комплексе и в ситуации подчиненности содержанию тех или иных реализуемых целенаправленных системных программам и проектов: и «Классное руководство», и «Школьный урок», и «Курсы внеурочной деятельности», и «Работу с родителями», и «Самоуправление», и «Профориентацию». Каждая локальная программа и проект имеют свои ключевые дела (имеются и на общешкольном уровне), «Экскурсии, экспедиции, походы». В наших школах также, как предлагают разработчики Программы, работают «Детские общественные объединения» и «Школьные медиа». Что касается «Организации предметно-эстетической среды», то мы придерживаемся и здесь своей особой точки зрения. Одной из основных идей нашей концепции построения целостных целенаправленных воспитательных систем является создание особого уклада жизни школы (кстати, об этом говорится в документах ФГОС), позволяющего формировать и развивать воспитательные системы, в рамках которых более эффективно происходит социализация и индивидуальное развития личности. Создание предметно-эстетической среды является одним из слагаемых уклада школьной жизни. И вместо предлагаемого в рекомендациях конкурса «Лучший школьный коридор», вместе с воспитан-никами мы оформляем все пространство школы в соответствии с идеями, реализуемыми в рамках наших воспитательных систем. Например: офис центра патриотического воспитания «Наследники»; музеи этнографические, боевой и трудовой славы, музеи семьи, школы, истории России, природы малой Родины, книги, рукотворной народной игры и игрушки; Игромир; залы, посвященные малой Родины, России и ее народам; экспозиции «Наш Бессмертный полк»; пространства для реализации интересов детей: творческие мастерские (г. Мастеров), пространства для расширения знаний по тем или иным предметам, научно-исследовательской деятельности, изучения правил дорожного движения и игре в шахматы, занятия робототехникой и др.

И вот сегодня нам предлагают отказаться и от наших убеждений в правильности выбранного пути, и от зарекомендовавшего себя за более чем десятилетие опыта!? Во имя чего? Кому выгодно, что новые поколения были сориентированы только на лозунг «Хлеба и зрелищ!»?

К вопросу о результатах воспитания.

Нами разработана система оценивания развитости воспитательной системы и критериальная база каждого реализуемого воспитательного проекта. И это доказывает несостоятельность утверждения разработчиков Примерной программы о том, что «Результаты воспитания всегда нечетки и до конца неопределенны (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформиро-вавшиеся у ребенка те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой – результатом его собственных усилий)».С их видением содержания воспитания, основанного на мероприятиях, все правильно! Но никакие, даже самые интересные и, как правило, одноразовые мероприятия и самые замечательные ключевые дела, которые предлагают возвести в ранг форм формирующих воспитательную систему, не позволят определиться в результатах воспитания, потому что их влияние на развитие личности минимально. Приведем примеры.

Из предлагаемого Банка педагогических. идей, который мы находим в методических рекомендациях к Примерной программе воспитания:

«Цветной ковер России»: проходящий в течение всего учебного года фестиваль традиционных национальных праздников детей тех национальностей, которые обучаются в начальной школе». Очень хорошая идея, кстати, хорошо принимаемая детьми средних и старших классов. Но возникает вопрос: сможет ли один фестиваль осуществить надежды разработчиками рекомендаций к Примерной программе воспитания «на создание в школе атмосферы толерантности, привитие школьникам чувства уважения к традициям и обычаям детей разных национальностей, сближение семей учащихся»?

Из нашего опыта:

Содержание целевого системного проекта «Я и мой народ», или «К истокам национального самосознания моего народа» строится на основе ряда направлений, затрагивающих историю, культуру, духовно-нравственные ценности народов и народностей, к которым мы принадлежим:

1.Исторический блок проекта «В зеркале истории народов России».
2. К истокам самосознания народов России «Мы не лучше и не хуже других. Мы – иные».

3. Жизнь замечательных людей моего народа.

4. Духовное наследие народов и народностей, исконно проживающих на территории малой Родины, Поволжья и России.

5. Духовно-нравственные традиции семьи: возрождение, сохранение, поддержание.

6. Моя семья – межнациональная.

И тогда фестиваль народов России станет хорошей кульминацией, итогом завершения проекта. Но самое главное: участие в данном проекте помогает и взрослым и детям обрести свое лицо, до конца осознать свою принадлежность к своему народу, избавиться от комплекса национальной неполноценности.

III. Воспитание…

Сразу после информации об инициативе президента о возвращении в стены школ воспитания я получила письма от многих моих коллег, с которыми меня связывают не просто добрые отношения, но и годы сотрудничества:

— Поздравляю Вас, Татьяна Владимировна! Вы ПОБЕДИЛИ!

-Наконец-то, дождались . Не прошло и 30 лет.

— Поздравляю, Вас, Татьяна Владимировна! Помните, как мы с Вами мечтали о том, чтобы хоть государство начало хоть какие-то действенные меры принимать

— Давно пора заняться воспитательной работой, прежде всего.

А это письмо бывшего завуча начальной школы, под чутким и умелым руковод- ством которого выстраивалась система воспитания младших школьников на идее создания детского объединения (в прошлом году под предлогом того, что в школе не хватает учителей, ее перевели в старшую школу учителем-предметником): «Я до глубины сердца понимаю важность этого вопроса, но… В старшей школе никому ничего не надо. Я весь год работала в шоке. Если завуч по ВР не шевелится, то никто ничего делать не будет. Да и в начальной теперь затихли. Всегда нужен кто-то, чтобы вдохновлял на работу. Может быть, после указа Путина всё изменится?».

Может быть! Но! Школу отучили заниматься системным воспитанием. Как пока-зывает опыт, она с трудом будет возвращаться к решению проблемы воспита-ния на уровне системного полхода, к тому же ее на таковой и не ориентируют. Особенно трудно это будет сделать, если со стороны вышестоящих чиновников будет продолжаться произвол по изгнанию из школ неугодных им руководите-лей хорошо понимающих важность воспитания. Два года прошло, а я до сих пор переживаю травлю и хорошо спланированное и продуманное изгнание из одной из моих пилотных площадок умного, талантливого, инициативного директора школы, поднявшего эту самую школу из серости на достаточно высокий уровень развития. Не помогли ни письма родителей, ни письма сельчан и педагогического коллектива, ни мои как научного руководителя во все инстанции вплоть до Министерства просвещения и президента. Итог? Малочисленная группа людей, не имеющих к образованию ни малейшего отношения, до сих пор празднует победу. Чиновники, поддержавшие данный произвол спят спокойно, цинично полагая, что одержали победу, встав на сторону тех, кто грязным и бессовестным образом травил человека. Нет сегодня и той школы, в которую хотелось с радостью возвращаться. Нет и разработанной общими силами и проходящей на тот момент очень важный этап становления воспитательной системы. Страшно. Никогда не думала, что в России доведут отношение к педагогам до такого абсурда. В области, которой я отдала 20 лет работы в ИПКРО, уникальный опыт построения целостных воспитательных систем постарались забыть, хотя он легко транслируется в любое образовательное учреждение. Его трансляция способна значительно облегчить работу замов по воспитанию, учителей начальных классов, классных руководителей и руководителей детских объединений. Но ведь легче считать мероприятия, чем осмыслить и продвигать разумный опыт… Грустно и тревожно. И поздравлять меня и других системщиков не с чем. Потому что весь опыт, весь багаж в форме наших пособий изданных и еще не изданных не укладывается в предлагаемое так называемое нововведение, в котором и нового то ничего нет. Проблематичным станет и ведение курсов повышения квалификации работников образования, ибо все они будут направлены чиновниками и руководителями ИПКРО на популяризацию в педагогической общественности новой Примерной программы, а не на создание целостных воспитательных систем.

И все же, как кто-то написал в интернете: «Образование может быть и средним, но воспитание должно быть высшим». Чтобы оно стало таким необходимо:

1. Вернуть курсы посвященные проблемам воспитания в ИПКРО, включить их не только в программы для учителей начальных классов и классных руководи-телей, но и руководителей образовательных организаций, а также чиновников от образования. Доверить проведение курсов специалистам, хорошо знающим и понимающим что такое воспитательная система. Во всяком случае такие курсы не должны вести люди без опыта, и такие специалисты, как специалисты Высшей школы экономики.

2. Разработать в каждом регионе РФ, каждом образовательном округе Программу развития воспитательных систем с акцентом на оказание помощи образовательным учреждения, а не с акцентом на абсурдную отчетность и бесконечные проверки и контроль.

3. Восстановить издание пособий по воспитанию в педагогических издательствах РФ.

4. Открыть центры развития воспитания в регионах, крупных городах и районах.

5. Открыть школы для замов по воспитанию и классных руководителей. Оказать им помощь в разработке программ профессиональной деятельности в области воспитания (программ управления воспитательной системой на уровне школы, классных сообществ и детско-юношеских объединений). В пользу данного тезиса служит выбранное разработчиками Программы воспитания определение понятия «воспитание»: «воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий» (Х.Й.Лийметс и Л.И.Новикова).

6. Ввести такие предметы в школьное расписание как уроки этикета и искусства общения; уроки психологической грамотности для старшеклас-сников, семейно-ориентированные программы и курсы, уроки народной и классической культуры.

7. Освободить классных руководителей от курсов внеурочной деятельности. Данные курсы должны вести специалисты (художники, музыканты, носители традиционной культуры, специалисты в области театральной деятельности и рукотворчества, специалисты с инженерным и техническим образованием, учителя-предметники, не имеющие классного руководства и то по желанию, др.).

7. Перестать с подачи чиновников от образования загонять всех детей подряд в Юнармию и РДШ, избавить эти структуры от педагогики мероприятий.

7. Остановить произвол чиновников и представителей различных структур, позволяющих командовать школой и диктовать ей, что делать в плане навязы-вания бесконечного количества мероприятий. Обилие форм отчетности, на которые тратится практически все драгоценное время педагогов, необходимо сократить до минимума, при этом остановить бумажную волокиту, перестать требовать отчеты по каждому спущенному сверху мероприятию. Школа не должна отвечать за все и решать проблемы других структур, которые вменяют ей в обязанность выполнять за них несвойственные ей виды деятельности.

8. Школам, выстроившим целостные воспитательные системы, не мешать реализовывать идеи, заложенные в них, популяризировать и распространять их опыт.

9. Изменить содержание многих телевизионных программ, вплоть до запрета ряда из них, несущих в массы пошлость, глупость, бескультурье и бездухов-ность. Телевидение должно обеспечить такой фон, который будет носить воспитывающий характер не только для детей, но и всех граждан РФ.

10. Поднять статус учителя до высокого, возвести эту категорию граждан России в статус российской элиты (это же касается и врачей, и людей труда). Обеспечить достойную заработную плату за 18 часов учебной нагрузки плюс достойная оплата за реализацию воспитательного компонента в деятельности школы.

11. Задуматься на уровне правительства о создании института профессио-нальных воспитателей.

А пока может быть начать новый учебный год не с мероприятий, которые нам советуют включить в застандартизированные планы воспитательной работы, а с целевого годичного проекта «Школа: время перемен»? Именно такой проект поможет создать особый уклад школьной жизни и целостную воспитательную систему силами всех субъектов воспитания, позволит пересмотреть свои отношения друг к другу, к школе, к учителям (воспитать уважение к школе и учителю), выйти на полноценное сотрудничество с семьей и другими партне-рами. Сейчас для этого самое подходящее время, ведь за время пандемии во многом изменились взгляды людей на жизнь вообще и на роль школы в жизни человека в частности. Такой проект разработан нами и не раз успешно реализовывался в школах, желающих создать целостные воспитательные системы не под диктовку, а своими силами.

И еще: давайте перестанем мучить детей и себя надуманными и формальными, «одноразовыми», из года в год повторяющимися так называемыми мероприятиями. Давайте вместе с ними в каждом их возрасте задумаемся над смыслом жизни и другими вопросами непростого сегодняшнего бытия. Давайте вместе с детьми решать проблемы, которые сегодня являются общими как для них, так и для нас самих, для общества, государства и в целом мира. Давайте научимся жить с ними одной жизнью, как подобает жить и родителю, и учителю. И тогда у нас все получится!

Источник

Оцените статью