Собор василия блаженного роспись стен

Росписи церкви Василия Блаженного, или Под небом голубым…

Вопреки расхожему представлению, собор Покрова что на Рву и храм Василия Блаженного это вовсе не одно и то же. Пусть расположены они настолько близко друг к другу, что являются единым целым, тем не менее обстоятельства их происхождения весьма различны.

Свод церкви Василия Блаженного

Собор, возведенный в 1555–1561 гг. распоряжением первого русского царя Ивана Грозного, представляет собой единственный в истории отечественной архитектуры пример новаторски решенного памятного храма, уже одним только обликом своим отражающего важнейшие события государева похода на Казань 1552 года. Храм Василия Блаженного, пристроенный к Покровскому собору в 1588 году, в правление царя Федора Ивановича, тоже мемориальный, но увековечивает он не полководческие успехи правителя, а память о прославленном московском юродивом. Масштабы его гораздо скромнее, и уникальных композиционных или декоративных решений, которыми изобилует убранство самого собора, мы здесь не найдем, так как их возводили не только в разное время, но, скорее всего, и разные мастера.

Однако несмотря на то, что храм Василия Блаженного относится к концу XVI столетия, именно в нем сохранилась самая новая во всем ансамбле живопись. Конечно, «новая» она только для древнего собора – ее исполнили на рубеже XIX–XX вв., а своим нынешним ярким, красочным видом роспись обязана реставрационным работам 1990-х гг. Она неизменно привлекает к себе внимание гостей собора, и второй чаще всего задаваемый здесь вопрос связан именно с ней. Касается он странных крылатых существ красного цвета, изображенных в парусах церкви Василия Блаженного (парусом в архитектуре именуется переходный элемент от опоры – стены, колонны, столба – к световому барабану, могущий очертаниями действительно напоминать треугольный парус). Кто же в них изображен?

Читайте также:  Устройство подпорных стен смета

Фрагмент росписи свода

В традиционной живописной декорации древнерусского храма за некоторыми знаковыми архитектурными элементами закреплены определенные сюжеты или отдельные изображения: так, в своде, как правило, представлен Господь Вседержитель, на западной стене – Страшный суд, несущие колонны украшаются фигурами особо почитаемых святых, наглядно иллюстрируя метафору «столпы Церкви» и т.д. В этой образной системе паруса используются для изображения четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, – записавших события земной жизни Иисуса Христа и таким образом распространивших Благую весть по четырем сторонам света (поэтому они традиционно изображаются со свитками, перьями и другими атрибутами средневекового переписчика).

Фрагмент росписи свода

Со временем в богословии за каждым из евангелистов закрепился собственный символ, представляемый в виде одного из апокалиптических существ, упоминаемых в четвертой главе Откровения Иоанна Богослова (Откр. 4:6–8) и еще раньше в ветхозаветной книге пророка Иезекииля (Иез. 1:4–28). Матфею соответствует ангел, Марку – крылатый «огнегривый» лев, Луке – крылатый телец и Иоанну – орел. Иногда в росписи парусов эти существа заменяют собой изображения евангелистов, но гораздо чаще – сопровождают. Именно такой вариант – парные образы в расположенных рядом медальонах – предстает перед гостями храма Василия Блаженного.

Послесловие.

Дабы избежать недомолвок и не оставить читателя в неведении, отметим в заключение, что в церкви Василия Блаженного чаще всего интересуются, действительно ли она находится над могилой святого.

Источник

Главный символ Москвы и его тайны

Собор Василия Блаженного по праву можно назвать одним из самых узнаваемых и главных символов Москвы. Но мне кажется, что мало кто бывал внутри и знает, что это не один храм, а целых 11 церквей! Официально собор называется «Собор Покрова Пресвятой Божией Матери, что на рву» или просто Покровский собор, но все мы его зовем по имени одного юродивого — Василия Блаженного. До экскурсии в храме я наивно полагала, что юродивые — это сумасшедшие, но «век живи — век учись», на самом деле это блаженные — это пророки, странствующие монахи — «божьи люди». В XIV-XVI веках на Руси очень чтили «блаженных», а главным местом их обитания стал район около Красной Площади. В те давние времена рядом с площадью был базар поэтому она именовалась Торгом или Пожаром (из-за пожара в 1493 году, после которого и расчистили участок рядом со стенами Кремля), а при Иване IV — Большой, неудивительно, что блаженные обитали именно здесь.

Почему же Покровский собор мы называем именем святого Василия Блаженного?

Василий Блаженный — самый известный юродивый Москвы и ее покровитель. Всю жизнь ходил голым, от чего и получил свое прозвище Нагой. Блаженный обладал даром предвидения; ему приписывают множество чудес, как при жизни, так и после смерти. К мнению Василия прислушивался даже Иван Грозный. С 1555 по 1561 год строится Покровский собор, а в 1557 году умирает Василий. По завещанию его захоронили у стен Покровского собора. После канонизации в 1588 году решено пристроить предел в честь Василия Блаженного, для этого просто разобрали часть подклета. Кстати, это единственный храм, глава которого сейчас исполнена в трех цветах.

Василий не единственный Блаженный захороненный в соборе. В 1589 году умирает Иоанн «Большой колпак» или «Московский», юродивый носивший всю жизнь вериги и венец. Снимать и показывать вериги нельзя, поэтому венец он прятал в шерстяном колпаке, оттуда и прозвище. Иоанн был похоронен по его просьбе рядом с Василием.

В XVII веке на Красной площади находилось много деревянных церквей. И когда задумались об благоустройстве этой территории, то престолы этих храмов перенесли к Покровскому собору. Поэтому собор буквально обрастает церквями. Так появляется и храм над мощами Иоанна. Тогда это была церковь в честь Богородицы, вначале «Положение ризы Пресвятой Богородицы», а потом «Рождества Пресвятой Богородицы». Последнее название сохраняется до XX века. Сейчас у церкви во имя Иоанна Блаженного нет купола, но когда-то он был.

Стены Покровского собора украшают две огромные фасадные иконы. «Богоматерь Знамение со святыми на полях» — самая первая настенная икона. Обратите внимание что по углам внизу можно увидеть Василия и Иоанна Блаженного. Икона конца XVII века написана в стиле фрески Тимофеем Архиповым.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» на колокольне собора. Подлинная икона конца XVIII века, написанная специально для Покровского собора и ее оклад сейчас хранится внутри храма. Размеры впечатляют 2,5 на 3,5 метра, в барочной раме под красивым металлическим зонтом. В 2007 году после нескольких реставраций подлинник было решено убрать, чтобы спасти от воздействия солнечных лучей, перепада температур и осадков. В 2011 году в честь 450 летия собора прямо на стене выполнили список с подлинной иконы и освятили.

Зайдем внутрь. Перед нами небольшая церковь Василия Блаженного. Все своды в очень красивой росписи, конец XIX века восстановленные в 1997 году. Удивительно, но долгие годы вся эта красота была скрыта от глаз. Проход в церковь в советское время закрыли фанерой и на этом месте была касса.

Первое, что бросается в глаза это резные Царские врата. Этот иконостас тоже конец XIX века, выполненный в стиле ярославской школы иконописи.

Часто в новый иконостас включали иконы из старого иконостаса. Так здесь можно увидеть «Богоматерь Смоленская» XVI века.

Икона «Василия Блаженного» XVIII века. Все остальные иконы написаны Осипом Чириковым специально для этого иконостаса. Иконостас заворотный и тут подчеркнута связь между блаженными. Они будто смотрят друг на друга.

Под резным балдахином стоит рака, под которой глубоко в земле захоронен Василий Блаженный. На раке лежит икона Василия Блаженного. До 1929 года в церкви проводились богослужения.

Благодаря тому, что церковь была закрыта сохранилась рака, балдахин, росписи, иконостас. С 1997 года в храме Василия Блаженного проходят службы каждое воскресенье.

За ракой мы видим икону написанную на металле. Здесь висит с 90х годов, принадлежала Покровскому собору, но находилась в других помещениях. А раньше на этом месте была арка и проход, соединяющий церкви Василия и Иоанна Блаженного.

Выставка рассказывающая о Блаженных. Самая древняя икона с изображением Василия Блаженного конец XVII века. Обратите внимание здесь он нагой, а на иконостасе препоясан. Просто в XVIII веке считалось не правильно изображать голым.

«Богоматерь Знамение» — икона висела над входом в собор XVIII века. Снята при реставрации и восстановления храма до состояния XVI-XVII веков, долгое время хранилась в фондах.

Главная драгоценность Покровского собора — покров на раку Василия Блаженного 1589г создан в мастерской царицы Ирины Годуновой. До 1910 годов весь контур фигуры был обшит жемчугом, а нимб украшен семью драгоценными камнями и жемчугом. В 1922 году жемчуг и драгоценности сняты при сборе помощи голодающим Поволжья. На покрове было 3700 жемчужин. Редко когда Василий изображался лицом, в основном боком. Есть легенда, что швеи видели живого Василия Блаженного, поэтому лицо изображено очень подробно.

Вышит золотыми и серебряными нитями.

До 2011 года этот проход был закрыт.

В общей сложности еще три помещения.

За этой стеной рака Василия Блаженного и вместо этой «норки» был проход в виде арки. То есть поклонившись мощам Василия Блаженного верующие переходили в церковь Иоанна Блаженного, это было единое богослужебное пространство, теплые церкви до 1929 года. Сохранилась фотография где видно от одной раки другую.

Изначально ниши создавались для сбережения ценностей от пожара и облегчения стен.

Росписи XIX века открыты в 2008 году, святые канонизированные в грозненское время.

Фрагмент клеевой росписи XVIII века единственно сохранившийся.

Отсюда можно увидеть окошко в церковь Иоанна Блаженного.

Переходим в церковь Иоанна Блаженного, сейчас проход возможен только через улицу. Холл рядом с храмом Василия Блаженного.

«Игрушечный» Покровский храм

Чугунные полы 1846 года орнамент солнце. Так как нет тамбура и посетители храма сразу попадают в помещение, то наносится много снега с реагентами, поэтому от влажности страдают росписи. Скорее всего в скором времени пол могут убрать(

Заходим во дворик

За этим окошком храм Иоанна Блаженного.

Храм очень маленький особенно для нашей группы. Здесь находятся мощи святого Иоанна Блаженного также глубоко под землей. Место захоронения обозначено ракой. Переосвящение в честь Иоанна провели в 1916 года. Это единственная церковь посвященная святому. Раньше она была расписана сценами из жизни святого, но они не сохранились. Во время реставрации в 30-е годы реставраторов не интересовали масляные росписи конца XIX века, поэтому их сбили. Сохранилась надгробная икона и надпись. Знайте, что все верующие могут пройти и поклониться мощам как Василия, так и Иоанна Блаженных без билета. Реставрация церкви осуществлена при поддержки РПЦ и Благотворительного фонда «Транссоюз» РЖД.

В фондах Исторического музея были найдены накладки на раку.

Иконостас поражает своим золотом. Это новодел, некоторые части сохранились верхняя часть, она представлена в витрине, врата XVIII века и несколько икон.

Церковь пока не освящена, поэтому мы можем зайти в алтарную часть.

Здесь нашли фрагмент росписи XVII века.

А вот расшифровать чей кирпич не смогла.

В витрине также можно увидеть вериги, которые носил Иоанн Блаженный согласно преданию, не сохранился только венец потерян в 1812 году. Весят 2 пуда или 32 кг.

Крест XVII века из иконостаса.

Хоругви двухсторонние парные конца XIX века подлинные, раньше стояли при входе в церковь. С оборотной стороны Рождество Богородицы и Рождество Христово.

Оклад той самой иконы «Покров Пресвятой Богородицы» настенной, которая висит на колокольне.

За подробную экскурсию благодарю Татьяну Григорьевну Сарачеву, кандидата исторических наук и заведующую Покровским собором (филиалом Государственного Исторического музея).

Очень рекомендую посетить Покровский собор с экскурсией в любое время года. Я постаралась рассказать максимально подробно, но поверьте это нужно видеть своими глазами. Проводятся сборные экскурсии и специальные программы для детей.

Источник

Оцените статью