Согласно мифологической традиции киклопы воздвигли стены этого города
В греческой мифологии божество самой яркой вечерней звезды
Пергам — сын Неоптолема и .
Согласно мифологической традиции киклопы воздвигли стены .
Самую долгую жизнь из всех смертных прожил .
Правнук Зевса, случайно погибший от руки Аполлона .
В античной мифологии персонификация исцеления .
Имя нимфы, дочери речного бога Пенея, которая отвергла любовь Аполлона
Согласно одному из мифов прорицатели Калхас и Мопс спорили о том, кто из них превосходит другого в искусстве прорицания. Победу одержал .
В античной мифологии . — олицетворение вечного мрака
Источник
Согласно мифологической традиции киклопы воздвигли стены этого города
Александр Иосифович Немировский
Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция
Если верить мифам, ни один из воителей, как ахейских, так и троянских, не имел такого великолепного щита, каким обладал Ахилл, сын Фетиды. Его не было даже у небожителей, которые порой сходили со своего многоснежного Олимпа на землю, чтобы встретиться с полюбившимися им людьми или вступить в битву, защищая своих любимцев. Для описания этого щита Гомеру потребовалось сто двадцать пять строк, тогда как для всего остального оружия, выкованного Гефестом по просьбе Фетиды, хватило и шести.
Щит из пяти составил листов и на круге обширном
Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.
Там представил он землю, представил и небо и море.
Солнце в пути неистомное, полный серебряный месяц,
Все прекрасные звезды, какими венчается небо;
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными еще Колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана… [1]
Почему Гефесту пришло в голову изобразить на щите всю землю, небо и звезды, не говоря уже о многочисленных эпизодах сельской и городской жизни? Ведь воину, каким был Ахилл, важно было не то, как разрисован щит, а крепок ли он и сумеет ли противостоять ударам вражеских копий, дротиков и стрел!
Недоумение рассеется, если мы вспомним, что Фетида была не смертной женщиной, а богиней, и не просто богиней, а приближенной к прародителю богов Океану, первенцу Геи и Урана, рожденному задолго до Крона, – к быстротечному глубокому Океану, окружавшему землю и море. Она знала не из вторых рук, как устроен мир, и попросила бога-кователя запечатлеть на щите карту космоса и обитаемой земли – ойкумены. По ней Ахилл мог бы отыскать не только землю мирмидонян, где правил его смертный отец Пелей, но и Трою, куда он прибыл во главе отряда, чтобы вместе с другими ахейцами отстоять честь Менелая и наказать его оскорбителей.
Как щит Ахилла (подобно любому другому щиту) имел центр с небольшим возвышением, так и земля, имевшая форму щита, обладала в представлениях древних народов срединной горой, которую называли «пупом земли». В силу слабо развитых географических представлений и уверенности каждого народа в его превосходстве над другими народами греки искали «пуп земли» в своей собственной стране. Они поместили его на месте знаменитейшего храма Аполлона в Дельфах, посещавшегося не только греками, но и чужеземцами. Оставалось только объяснить с помощью мифа, что центральное положение храма – не людская выдумка, а факт, установленный самими богами. За этим дело не стало! Появился миф, будто Зевс послал с востока и запада двух орлов, которые встретились в воздухе прямо над Дельфами. В знак того, что Дельфы являются «пупом земли», там позднее, когда уже землю представляли в форме шара, был установлен мраморный шар с двумя золотыми орлами по сторонам.
Через срединную гору, или «пуп земли», у греков, как и у многих других народов, была мысленно проведена мировая ось, верх которой упирался в Полярную звезду, а нижняя часть уходила под землю, где располагалось царство мертвых – аид, а еще глубже – тартар, находящийся на таком же расстоянии от земли, как сама земля от небесной дали. В многосумрачном тартаре залегали корни земли и моря – все начала и все концы, и именно туда были низвергнуты побежденные Зевсом титаны.
Щит Ахилла помогает нам разобраться в казалось бы хаотических представлениях древних греков о том, что мы называем миром, а они именовали «космосом». Мы уже на пороге нашего путешествия в страну мифов узнаем, каким было пространство, где разворачивалось великое мифологическое действо, великая трагедия, участниками которой были богини и боги, титаны, гиганты, смертные мужчины и женщины, иногда удостоенные встречаться с небожителями, вступать с ними в брак и рождать от них героев. Вскоре мы убедимся, что действо развивалось не только в пространстве, но и во времени, что мир богов, построенный по образу и подобию мира людей, знал свою историю.
Спартанки, провожая своих сыновей на войну, напутствовали их: «Со щитом или на щите». Конечно же мы отправимся со щитом, чтобы с ним вернуться в наш современный, столь не похожий на древний космос мир. Щит Ахилла будет для нас не только пропуском в страну мифов, но своего рода компасом, который не даст заблудиться среди сложных и запутанных лабиринтов древних сказаний. И с самого начала он поможет нам усвоить, что миф – не сказка, а донаучное объяснение мира, соответствующее тому времени, когда возможности человека понять природу и историю были ограничены. С его помощью мы поймем, что миф сориентирован не только по странам света, а теснейшим образом привязан к местности, острову, городу, и без этой привязки он теряет почву, лишается своеобразия.
Итак, перед нами не мифы Эллады вообще, а мифы отдельных ее этнических групп, городов-государств (полисов), хотя и имевшие повсеместное хождение. Возвращение богов и героев на породившую их географическую, этническую, общественную почву – едва ли не единственный путь для выявления исторической основы мифа.
Зевс Олимпийский работы Фидия (реконструкция)
Космос. Земля. Человечество
Миф о происхождении мира (космоса) из первобытного хаоса, рассказанный Гесиодом, относится к типу космогонических мифов, согласно которым мир постепенно развился из некоего первоначального бесформенного состояния, но в него вплетены теологические и антропологические сюжеты. На формирование этого греческого мифа, как установлено современной наукой, повлияли более древние восточные религиозные системы (вавилонская, хеттская) с их учениями о поколениях богов и борьбе между ними, о закреплении за богами отдельных стихий, о различии между богами и людьми. Космогония Гесиода не была единственной в греческом мире. Одновременно складывалась и завоевывала признание в низах населения орфическая космогония, связанная с культами Деметры и Диониса. В ней было немало общего с космогонией Гесиода: «Орфей пел и рассказывал, что некогда небо, и земля, и море были соединены в одно, но потом рассорились и разделились». Но в этой космогонии Зевс побеждает не Кроноса, а Фаиеса (Свет или Любовь), а люди мыслятся состоящими из двух начал – дионисийского и титанического (благого и злого).
Для орфизма характерно нетрадиционное толкование происхождения богов. В этом отношении орфики выступают как критики гесиодовской «Теогонии». Эпименид признавал за начала Воздух и Ночь, из брака между которыми возникли Тартар и пара богов, породивших мировое яйцо. У Гесиода нет ни слова о мировом яйце, но в ходячей греческой мифологии мировое яйцо присутствует. Оно связано с мифом о Леде, к которой явился Зевс в облике лебедя, и она снесла после связи с ним два яйца, из которых вылупились Елена и Диоскуры.
Другой орфик – Ферекид (V в. до н. э.) – начинал свою «Теогонию» словами: «Зевс и Хронос (время) и Хтония, также ей имя Земля». Здесь появляется неизвестная Гесиоду троица богов, среди которых Хронос – переосмысление гесиодовского Кроноса (этимологически Кронос и Хронос не связаны). Появление времени как безначальной категории вместо Кроноса, этапа в истории космоса у Гесиода, – явление знаменательное в плане развития греческой мысли. Но значение этого открытия для античной историографии не следует преувеличивать. Влияние категории времени в орфическом истолковании мы находим лишь у Гелланика, который знал об Орфее и относил его к более раннему времени, чем Гомера и Гесиода, а также обозначал Геракла как «время». Но с этой концепцией спорил Геродот, и она не оказала влияния на других греческих историков.
Источник
Циклопы или киклопы — одноглазые великаны из греческих преданий — Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации
Циклопы или киклопы — одноглазые великаны из греческих преданий
» Также Киклопов с душою надменною Гея родила — Счетом троих, а по имени — Бронта, Стеропа и Арга. Молнию сделали Зевсу-Крониду и гром они дали. Были во всем остальном на богов они прочих похожи, Но лишь единственный глаз в середине лица находился: Вот потому-то они и звались «Круглоглазы», «Киклопы», Что на лице по единому круглому глазу имели. А для работы была у них сила, и мощь, и сноровка.» Гесиод «Теогония»
Циклопы (киклопы) в космогоническом эпосе
Циклопы иликиклопы (др.-греч. «круглоокие», от «круглый» и «глаз») в космогоническом эпосе Гесиода (VIII—VII века до н. э.) считались порождением Урана и Геи, титанами. К циклопам относились три бессмертных одноглазых великана с глазами в виде шара: Арг («вспышка» или «сияющий»), Бронт («гром» или «громовой») и Стероп («молния» или «сверкающий»). Согласно Гелланику Митиленскому (485 – ок. 400 гг. до н.э.), сыном Урана был один великан Киклоп. Сразу после рождения циклопы были сброшены Ураном в Тартар (глубочайшую бездну) вместе с появившимися на свет незадолго до них их буйными братьями сторукими или гекатонхейрами (гекатенхейрерами). По Псевдо-Аполлодору* («Мифологическая библиотека» 1,2), циклопы были освобождены остальными титанами после свержения Урана, а затем вновь сброшены в Тартар их предводителем Кроносом. Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал в «Теогонии», что Кронос победил Урана при посредничестве циклопов. Когда предводитель олимпийцевЗевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, освободил циклопов из Тартара, чтобы те помогли олимпийским богам в войне против титанов, известной как Гигантомахия. Зевс использовал изготовленные циклопами молнии и громовые стрелы, которые он метал в титанов. Кроме того, по свидетельству Аполлодора (ок. 180 до н. э. — после 120 до н. э.), циклопы, являясь искусными кузнецами, выковали Посейдону трезубец и ясли для его коней, Аиду — шлем-невидимку, Артемиде — серебряный лук и стрелы, а также научили Афину и Гефеста разным ремеслам. После окончания гигантомахии циклопы продолжали служить Зевсу и ковать для него оружие. В Восьмой книге «Энеиды» Вергилия (70-19 гг. до н.э.) циклопы Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте (недрах Этны) бога-кузнеца Гефеста . Как подручные Гефеста, циклопы выковали колесницу Ареса, эгиду Паллады и доспехи Энея. Еще одним кузнецом-циклопом в гроте Гефеста был Пирагмон (Пиракмон). Нонн Панополитанский в «Деяниях Диониса» (450-470 гг.) упоминает, что Бронт и Стероп были участниками индийского похода Диониса. А Каллимах (310 -240 гг. до н.э.) писал, что Бронт лелеял на своих коленях маленькую Артемиду.
Убийство циклопов (киклопов) Аполлоном
Согласно Аполлодору (ок.180 – после 120 гг. до н.э.), когда Зевс поразил перуном-молнией сына Аполлона, Асклепия, Аполлон, разгневанный на циклопов за то, что они выковали Зевсу этот перун, умертвил их. По другой версии, этот перун поразил сына Гелиоса, Фаэтона. Согласно другим источникам, Аполлоном были убиты не Циклопы, а их четыре сына.
Циклопы (киклопы) как народ (циклопы в «Одиссее» Гомера)
В VI и IX песнях «Одиссеи» Гомера (прибл. VIII в. до н. э.) говорится уже о других циклопах – великанах с одним глазом на лбу, составлявших целый народ. Циклопы Одиссеи имели божественное происхождение и, обладая бессмертием, не страшились других богов, которые не могли причинить им вреда. Они отличались необычайной силой, необузданным и жестоким характером; им были неведомы законы и отношения общественной жизни. Циклопы жили обычно порознь (в одиночку или с женами и детьми), в пещерах, занимались скотоводством и были незнакомы с земледелием.
Свирепый сын Посейдона и нимфы Фоосы (дочери морского старца Форкиса), циклоп Полифем, обладал ужасным голосом и исполинским ростом; сила его была такова, что он легко поднимал и швырял громадные валуны и обломки скал, которые едва ли могли бы сдвинуть с места 22 телеги. Жестокость и вероломство его также была безграничной: к тому же он был людоедом.
Читайте фрагмент из «Одиссеи» Гомера «Одиссей на острове циклопов»
Циклопы (киклопы) – морские божества
Связь циклопов с Посейдоном и их сходство с другими морскими исполинами – сыном Посейдона и нимфы Эвриалы (одной из трёх сестёр Горгон) или Геи, Орионом, которого ослепил Ойнопион, а также с сыном Посейдона и нереиды Амфитриты, Тритоном, характеризует циклопов как морских божеств.
Согласно Дарембергу и Сальо, во время гигантомахии Тритон сражался плечом к плечу со своим отцом Посейдоном и звуки его раковины заставляли врагов в ужасе спасаться бегством.
На Истме циклопам приносили жертвы наряду с Посейдоном, Палемоном и другими морскими божествами. Согласно «Описанию Эллады» Павсания (ок. 115—180 н. э.), жертвенник циклопов находился в Коринфе. Имя еще одного циклопа Гереста может быть сопоставлено с эвбейским городом Герестом , в котором существовал культ Посейдона.
В греческой мифологии Герест — циклоп, на могиле которого в связи с начавшимся в Афинах мором были принесены в жертву Персефоне привезенные из Спарты дочери Гиакинфа (Анфеида, Эглеида, Аитея и Орфея). Жертва не возымела действия, и оракул повелел афинянам понести кару, которую возложит на них Минос — критский царь, один из трех сыновей Зевса и Европы.
Аримаспы, дивьи люди, сыроиды — «родственники» циклопов (киклопов)
Чем-то похожими на циклопов были описанные греческим поэтом и путешественником Аристеем из Проконесса в эпической поэме «Аримаспея» (в передаче Геродота) обитавшие на границе Гиперборейских гор аримаспы, а также жившие на Урале в подземных пещерах дивьи (дивии) люди — великаны с одним глазом, рукой и ногой, а также живущие где-то «за Дунаем» «сыроиды». В тюркской и азербайджанской мифологии встречается одноглазое чудовище Тепегёз, в котором можно найти элементы мифа об Одиссее и Полифеме. Немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц предполагал, что Гомер заимствовал миф о Полифеме у одного из огузских племён, услышав сказ о Тепегёзе (Википедия).
Циклопам, как сыновьям Посейдона, возводящего из морских глыб стены, дамбы и другие сооружения, приписывается строительство названных по их имени циклопических (киклопических) или мегалитических сооружений — в частности они считаются строителями мощных стен в Микенах и Тиринфе, сложенных из огромных неотёсанных камней (другими строителями мегалитических сооружений были великаны — волоты). В подтверждение этого нередко приводится аргивский миф, согласно которому семь чреворуких циклопов (гекатонхейров?) пришли из Ликии к тиринфскому царю Прету и построили ему из громадных камней твердыни города.
Читайте мои статьи «Мегалитические сооружения – воздвигнуты до Потопа» и «Когда были построены мегалитические сооружения?»
На мой взгляд, сопоставление чреворуких циклопов с циклопами — морскими божествами в данном случае едва ли оправдано, несмотря на упоминание Гесиода в «Теогонии», что многорукие гекатонхейры (гекатонхейреры) Бриарей (Эгеон), Котт и Гиес жили в «глубочайших местах Океана». Как я показал в работах «Геката и гекатонхейры (гекатонхейреры) — многорукие и многоголовые боги и демоны из греческих преданий», «Многорукие фоморы и ракшасы — гигантские разумные насекомые или радиационные мутанты?», «Люди-насекомые индейцев хопи», чреворукие циклопы (гекатонхейры), скорее всего, относились к разумным гигантским насекомым или членисторуким, тогда как циклопы — морские существа — к людям или змеелюдям-амфибиям, а, возможно, отчасти и к разнообразным мутантам. Кстати, различие чреворуких циклопов и других циклопов отмечается еще в космогоническом эпосе, в котором говорится что братья сторукие (гекатонхейры) и появившиеся на свет вслед за ними циклопы были сброшены в Тартар вместе. Весьма вероятно, что существовали разные типы циклопов или великанов. Это подтверждается скандинавским эпосом.