Создание фундамента для разнообразной двигательной деятельности соответствует целевой направленности

Классификация занятий урочного типа

Конкретные уроки физического воспитания проводятся с различными контингентами населения по разным программам, рассчитанным на раз­ные направления и задачи работы. При этом приходится иметь дело с большими различиями в уровне подготовленности и состоянии занимаю­щихся, с неоднородностью их интересов и возможностей, с разнообраз­ными внешними условиями. Поэтому в практике физического воспитания закономерно складываются многообразные по содержанию, структуре и типичным методическим особенностям виды, разновидности и более час­тные построения урочных занятий.

Выбору и планированию наиболее целесообразных занятий поможет знание общей классификации уроков физического воспитания (рис. 15.1) В основе данной классификации закон восхождения от общего к частно­му, которому подчинен порядок признаков и многообразия уроков.

!• По целевой направленности физического воспитания:

1 • Уроки общего физического воспитания (обшей физической подготовки) служат целям создания фундамента физического развития, образования и воспитания для разнообразной двигательной деятельности в жизни. Они подразделяются на два вида:

,w. .. vi/uyiu u^nuoDi icujjhh ^и-зичеиьии кулыуры

Рис. 15.1. Классификация уроков физического воспитания

Уроки широкого общего физического воспитания, которые направлены на всестороннюю общую подготовку к любой двигательной деятельности и поэтому отличаются богатством содержания, разнообразием построения и сложностью методической разработки. Они характерны для физического воспитания детей.

Уроки относительно ограниченной общей физической подготовки приме­няются в специализированном физическом воспитании в целях более уз­кой общей физической подготовки к ограниченной деятельности. Их со­держание тесно связывается со специфическим содержанием отдельного вида специализации (спортивной, профессиональной и др.).

2. Уроки специализированного физического воспитания служат целям под­готовки к конкретной двигательной деятельности. Они включают три вида:

Уроки спортивной тренировки являются основной формой занятий с^ спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнования^ Предметное содержание, а отчасти и построение спортивно-тренировоч ^ ных уроков в различных областях и видах спортивной специализации ха v рактеризуются специфическими особенностями.

Уроки прикладной физической подготовки расчленяются на уроки про N фессионально-прикладной и уроки военно-прикладной физической под^ готовки. Их содержанием являются специфические виды двигательной де N ятельности в зависимости от особенностей профессии.

Занятия урочного типа с лечебной направленностью, используемые ^ целях содействия восстановлению здоровья. Их содержание, особенностц структуры и методика обусловлены характером заболевания и особенное s тями применения других лечебных процедур.

II. По основному предмету и программному содержанию занятий:

1. Узкопредметные (видовые) характеризуются однородностью учебно^ го материала. На этом уровне обобщенно различаются уроки гимнастику легкой атлетики, плавания, фехтования, игр и т.п. — виды. В предела^ каждого предмета выделяются уроки спортивной (или иной) гимнастики баскетбола, фехтования на рапирах, прыжков на лыжах, беговой подпк товки в легкой атлетике и т.п. разновидности.

2. Комплексные уроки отличаются разнообразием учебного материалу например, гимнастического, легкоатлетического и игрового. Такие заня^ тия встречаются чаще в общей физической подготовке. Уроки этого клас „ сификационного уровня отличаются также структурой и методикой прове „ дения.

///. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса физи^ ческого воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:

1.Уроки образовательной направленности. Их основным содержание^ являются формирование и совершенствование специфических знаний, дви-. гательных и интеллектуальных умений и навыков, а также обучение при-менению их в изменяющихся условиях. При этом воспитательные и гиги-енические задачи решаются лишь попутно (сопряженно) и только вто^ мере, которая допускается основным содержанием и обстоятельствам ц учебной работы.

2. Уроки со специальной воспитательной направленностью служат пре-имущественно целевому совершенствованию интеллектуальных, волевы^ и эмоциональных качеств, интересов и потребностей. Задачам обучения ц физического развития в них отводится ограниченное, подчиненное место

3. Уроки с гигиенической по преимуществу направленностью предназна­чены для решения задач физического развития и укрепления здоровье Они частично связаны с попутным решением некоторых воспитательных ц образовательных задач. Уроки с гигиенической направленностью харак­терны для общего физического воспитания. Они применяются в работе с детьми, с людьми зрелого и пожилого возраста, играют вспомогательную роль в спортивной тренировке.

4. Комбинированные уроки, содержание которых направлено на реше­ние задач двух и более перечисленных сторон физического воспитания.

В пределах каждого типа предыдущего классификационного ряда име­йся детальное их подразделение. В зависимости от акцентируемых на раз-

личных этапах обучения дидактических (учебных) задач уроки с образова­тельной направленностью делятся на:

♦ уроки изучения нового материала;

♦ уроки совершенствования изученного и применения в новых усло­виях двигательной деятельности;

♦> контрольные (учетные, зачетные);

♦ смешанные, в которых характерные для перечисленных разно­
видностей (типов) уроков учебные задачи сочетаются в различных про­
порциях.

Каждая из перечисленных разновидностей уроков образовательного характера имеет свои особенности не только в расположении учебного ма­териала, но и в построении учебных ситуаций. При этом возникает про­блема выбора применения наиболее эффективных методов обучения. В зависимости от выбора сложившихся в практике методических направле­ний, акцентирующих передачу педагогом знаний, умений, навыков в го­товой виде, или самостоятельный, творческий поиск решений каждым занимающимся, или же сочетание этих подходов, возникает необходи­мость дальнейшей классификационной дифференциации уроков по мето­дическим особенностям.

Уроки со специально-воспитательной направленностью имеют три ос­новных вида:

♦ с избирательными воспитательными воздействиями;

♦♦♦ с многосторонними (несколькими самостоятельными) воздей­ствиями;

Первые имеют наибольшее распространение в спортивной трениров­ке, вторые — больше в общем физическом воспитании и прикладной фи­зической подготовке. В многоборной спортивной подготовке необходимы многосторонние уроки со специальной воспитательной направленностью, а в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке как с многосторонним, так и с избирательным воспитательным воздей­ствием.

Контрольные уроки имеют место во всех направлениях физического воспитания, поскольку они связаны с проверкой подготовленности зани­мающихся.

Уроки по преимуществу с гигиенической направленностью имеют два основных вида. К первому относятся общеразвивающие уроки, направ­ленные на гармоническое общее морфофункциональное развитие организ­ма, улучшение телосложения, формирование и поддержание хорошей осан­ки. Второй вид — уроки компенсаторные и восстановительные. Они носят рекреационный характер и служат восполнению недостатка двигательной активности в повседневной деятельности и быту или же целям активного отдыха и восстановления работоспособности.

В практике физкультурных учебных заведений, на факультетах повы­шения квалификации, курсах и сборах преподавателей физического вос­питания, тренеров и инструкторов по спорту проводятся так называемые методические уроки. Они служат целям формирования методических уме­ний и навыков будущих педагогов, а также повышению квалификации уже работающих.

цсдад its. 1МИ

Отличительной особенностью методических уроков является направ­ленность на профессионально-педагогическую подготовку. Они прово­дятся как с группой обучаемых методике, так и в порядке демонстрации занятий с группами учащихся школ, вузов, секций коллективов физи­ческой культуры и т.п. В первом случае занятия носят модельный ха­рактер, т.к. обучаемые фактически не могут и не должны перевопло­щаться в какой-либо реальный коллектив занимающихся. Во втором случае, когда занятия проводятся с реальным коллективом с присущи­ми ему конкретными признаками, методические уроки являются наи­более эффективными.

Модельные методические уроки, как правило, сопровождаются ввод­ными, попутными и завершающими пояснениями и указаниями. Уроки на конкретном коллективе занимающихся завершаются подробным мето­дическим разбором, причем в нем участвуют и наблюдавшие демонстра­цию. В последнем случае особенно важно мотивированное обобщающее заключение проводившего урок педагога или же методиста.

Содержание занятий урочного типа

Каждый урок является одним из элементов учебно-воспитательного процесса и обладает всеми, свойственными этому сложному явлению при­знаками. В связи с этим сложным и многозначным является содержание урока физического воспитания. Оно представлено следующими характер­ными сторонами.

1. Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). Со­держание определяется задачами, которые отражают предмет и направ­ленность занятий, характер деятельности преподавателя изанимающихся, а также проектируемые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в зна­ниях, умениях и навыках, качествах и поведении занимающихся. Обычно все содержание урока сводят лишь к совокупности физических упражне­ний. Однако они составляют лишь предметное содержание урока и долж­ны рассматриваться как одна из важных его сторон.

2. Деятельность педагога — вторая сторона содержания. В уроке все­гда взаимодействуют учитель и ученик. Педагог — непосредственный тво­рец учебного процесса, создатель множества конкретных учебных и воспи­тательных ситуаций, через которые он умело ведет своих учеников к цели. Действия занимающихся прямо или косвенно обусловлены деятельностью преподавателя, к которой относится следующее: сообщение и разъяснение цели и задач урока, формулировка конкретных заданий и организация их выполнения, наблюдение за действиями занимающихся, анализ, обоб­щение и оценка этих действий, регулирование нагрузок, управление пове­дением отдельных учеников и коллектива занимающихся в целом, коррек­ция взаимоотношений занимающихся и др. Эта руководящая деятельность педагога, требующая определенного мастерства и многих усилий, являет­ся особенно важной и совершенно необходимой стороной содержания урока физического воспитания.

3. Деятельность занимающихся в связи с выполнением физических уп­ражнений — третья сторона содержания урока. К ней относятся следую­щие компоненты: слушание педагога, наблюдение показываемого, осмыс-

ливание воспринятого, проектирование и выполнение заданных двигатель­ных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооцен­ка, взаимопомощь, обсуждение возникающих вопросов и др.

4. Физиологические и психические процессы, представляющие внутрен­нюю сторону деятельности занимающихся, приводят к желаемым измене­ниям в состоянии их организма, в знаниях, умениях и навыках, в каче­ствах и поведении. Эти процессы составляют четвертую сторону урока. Показатели текущих (в результате каждого урока) и оперативных состоя­ний (в результате каждого упражнения, учебной ситуации) отражают ре­зультативность совместных действий педагога и занимающихся, являются важными ориентирами для построения дальнейших действий.

Все стороны содержания урока физического воспитания взаимосвяза­ны и взаимообусловлены. От педагога зависит обеспечение такой согласо­ванности между различными сторонами содержания, которая приводила бы к высокой эффективности занятия. Это достигается правильным пост­роением урока, организацией его структуры.

Источник

Формы организации занятий по физической культуре, их классификация, назначение и методические особенности (на примере базового вида спорта).

Построение занятий не может быть однозначным, одинаково пригод­ным на все случаи педагогической практики. В зависимости от возраста, пола, физического состояния, личных интересов, внешних условий изме­няются частные задачи и содержание педагогического процесса, в связи, с чем построение занятий должно приобретать достаточно разнообразные формы. К настоящему времени сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять на две группы: I. Урочные. II. Неурочные. С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий в физическом воспитании признана урочная,

Главной особенностью уроков является: руководство педагогом в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте, коллектив­ной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей.

Достоинствами и преимуществом уроков физического воспитания яв­ляются:

♦ непрерывность и четкость организации и руководства учебно-вос­питательным процессом;

♦ близкие контакты и возможность лучшего изучения педагогом зани­мающихся, а ими — друг друга;

♦ стимулирующее влияние организованного коллектива на каждого.

Эффективность уроков зависит от соблюдения норм наполняемости группы. Поэтому в физическом воспитании различных контингентов населения установлены определенные нормы количества одновременно занимающихся. Соблюдение этих норм позволяет педагогу руководить учебно-воспитательным процессом группы с учетом особенностей каж­дого занимающегося.

Классификация урочных I По целевой направленности физического воспитания:

1. Уроки общего физического воспитания (обшей физической подготовки) служат целям создания фундамента физического развития, образования и воспитания для разнообразной двигательной деятельности в жизни подразделяются на два вида:

Уроки широкого общего физического воспитания, которые направлен на всестороннюю общую подготовку к любой двигательной деятельности. Уроки относительно ограниченной общей физической подготовки применяются в специализированном физическом воспитании в целях более узкой общей физической подготовки к ограниченной деятельности.

2. Уроки специализированного физического воспитания служат целям под готовки к конкретной двигательной деятельности ( уроки спортивной тренировки являются основной формой занятия со спортсменами всех разрядов, Уроки прикладной физической подготовки Занятия урочного типа с лечебной направленностью, используемые в Целях содействия восстановлению здоровья).

II. По основному предмету и программному содержанию занятий-

1. Узкопредметные (видовые) характеризуются однородностью учебно­го материала

2. Комплексные уроки отличаются разнообразием учебного материала

III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса физи­ческого воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:

1. Уроки образовательной направленности. Их основным содержанием являются формирование и совершенствование специфических знаний, дви­гательных и интеллектуальных умений и навыков2. Уроки со специальной воспитательной направленностью служат пре­имущественно целевому совершенствованию интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, интересов и потребностей. 3. Уроки с гигиенической по преимуществу направленностью 4. Комбинированные уроки

Классификация неурочных ( утренняя гимнастика, вводная гимнастика,физкульт минутки,паузы,спорт развлечения).

1.По целевой направленности:общеподготовительные(общегигеенические,учебно вспомогательные,смешанные), специализированные(прикладно-вспомогательные,спортвно-вспомогательные,агитационно-вспомогательные)

2.По основным сторонам организации: Руководство(организованные,самодеятельные), Периодичность (регулярные,эпизодические), Состав(групповые,индивидуальные,массовые).

В организации урочных и неурочных занятий много общего, так как общими являются цель физического воспитания, многие задачи, средства и методы. Поэтому хорошее знание организации уроков позволяет относительно успешно проводить и неурочные занятия.

Психологические приемы повышения мышечной чувствительности при обучении технике спортивных упражнений в избранном виде спорта («отключение» зрения при запоминании амплитуды движения, выполнение пассивных движений, идеомоторная тренировка и др.).

Идеомоторная тренировка (ИТ) — это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.

Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям. Методы, использующиеся в идеомоторной тренировке, сущность которой заключается в развитии способности спортсмена вызывать и анализировать мышечно-двигательные представления о движении, вносить в них коррективы и на основании этого управлять движениями, хорошо зарекомендовали себя как на начальных этапах освоения сложных технических элементов, так и при восстановлении навыков, утраченных в результате длительного перерыва в тренировках. Мысленные упражнения дают возможность спортсмену выйти за рамки непосредственного опыта и произвести анализ явлений на теоретическом уровне, обнаружить скрытые возможности, наметить пути их реализации.

В конечном счете, умение произвольно регулировать свои, казалось бы, непроизвольные функции приводит занимающихся к возможности самостоятельно управлять и тем самым улучшать собственное психосоматическое состояние организма.

Пассивными называют движения, выполняемые человеком без всяких его усилий и воли, когда действия производит тренер. Спортсмен должен быть максимально расслаблен, а сустав, в котором производятся движения, подготовлен приемами растирания и разминания (выше и ниже сустава). Движения выполняются медленно, с постепенным доведением амплитуды до максимальной, а критерием является легкое болевое ощущение в мышцах или суставе.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 7 ; Нарушение авторских прав

Источник

Читайте также:  Как правильно обшивать фундамент профлистом
Оцените статью
Читайте также:
  1. A) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы
  2. A) Средство организации связи между удаленными абонентами
  3. CASE -технологии, как новые средства для проектирования ИС. CASE — пакет фирмы PLATINUM, его состав и назначение. Критерии оценки и выбора CASE — средств.
  4. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  5. I. Порядок заполнения формы разрешения на строительство
  6. II блок 19. Социальное воспитание в воспитательной организации. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании
  7. II. 1. Методические указания к выполнению контрольных заданий
  8. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  9. II.Селим Ш.Реформы в Османской империи
  10. II.Селим Ш.Реформы в Османской империи