История России
ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XVIII в.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Каких успехов достигло образование в России в конце XVIII в.?
1. Век Просвещения и его влияние на российскую школу
Созданные Петром I учебные заведения заложили фундамент российского образования. Наиболее массовыми оказались духовные школы, преобразованные затем в духовные семинарии. Хотя обучение в них вели священники, выпускники семинарий становились не только духовными лицами. Среди их выпускников были профессор Московского университета С. Е. Десницкий, будущий государственный деятель М. М. Сперанский и др.
При Петре и после него в России было создано несколько военных училищ — морское, артиллерийское. В 1731 г. по инициативе Б. К. Миниха был открыт Сухопутный шляхетский корпус. Здесь предполагалось готовить не просто будущих офицеров для армии, но и будущую политическую элиту страны. В Шляхетском корпусе в разное время учились А. П. Сумароков, М. М. Херасков, А. В. Храповицкий, И. П. Кульнев. Посещал занятия в корпусе А. В. Суворов.
Петром I было задумано соединить систему образования с последними открытиями в науке. Для этого при Академии наук были созданы университет и гимназия. В них преподавали выдающиеся учёные своего времени — математик Эйлер, учёный-энциклопедист М. В. Ломоносов (он же был и директором этих заведений с 1758 по 1765 г.). Учеников в гимназии и академическом университете было мало. Но почти каждый из них стал известен. Здесь обучались будущие русские учёные: ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки С. П. Крашенинников, астроном и математик, один из первых русских академиков С. Я. Разумовский, математик академик С. А. Котельников, выдающийся физик Г. В. Рихман и др.
Здание Академии наук в Петербурге. XVIII в. Фото
Свой расцвет система образования переживала в годы правления Екатерины II. Она начала реформы в этой области с организации женского образования среди дворянок. В 1764 г. был издан указ о создании «Императорского воспитательного общества благородных девиц» на 200 воспитанниц при Смольном монастыре в Петербурге.
Одним из самых удачных проектов Екатерины II в сфере образования является её школьная реформа 1780-х гг., для проведения которой был приглашён серб Ф. И. Янкович. Главным результатом его деятельности стало создание трёх типов общеобразовательных учебных заведений: малых, средних и главных народных училищ. Для них были переведены на русский язык зарубежные учебники, подготовлены учителя. Эта работа длилась пять лет, после чего училища открылись. Сословных преград для обучения в них не было. Всего за десять лет число таких училищ достигло 316. Численность учащихся в них выросла с 400 человек до 18 тыс.
Основной же формой обучения «низших» слоёв населения продолжали оставаться ведомственные или частные школы элементарного обучения — так называемые школы грамоты.
Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан, а для девушек из этих сословий — Екатерининский институт.
Появились и первые профессионально-художественные училища: танцевальная школа в Петербурге, балетная школа в Москве. Высшим учреждением в области пластических искусств стала открытая в 1757 г. Академия художеств, являвшаяся центром художественной жизни России.
Однако в целом образование оставалось доступным очень незначительной части общества. Народ же в большинстве своём оставался неграмотным.
2. Московский университет
Крупнейшим событием в истории отечественного просвещения стало открытие в 1755 г. Московского университета. Инициатором его основания был М. В. Ломоносов, получивший поддержку выдающегося политика и мецената елизаветинской эпохи И. И. Шувалова.
Здание Московского университета. Архитектор М. Ф. Казаков. Рисунок начала XIX в.
Когда возникли первые университеты в Западной Европе? Чему в них учили?
Сам будучи выходцем из простонародья, Ломоносов стремился сделать высшее образование доступным не только для дворянских детей, но и для выходцев из податных сословий.
Из афоризмов М. В. Ломоносова (1711—1765)
Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность.
В отличие от зарубежных, в Московском университете не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на трудном латинском, а на понятном русском языке. На момент основания университет имел всего три факультета — юридический, философский и медицинский. Через назначаемого куратора Московский университет был подчинён непосредственно Сенату. Первым куратором университета стал сам И. И. Шувалов.
Поскольку в стране отсутствовала сеть средних учебных заведений, в качестве подготовительного отделения для будущих студентов при университете была открыта гимназия. Она была разделена по сословному принципу. В дворянской части особое внимание уделялось языкам, а в разночинской — техническим знаниям. Вскоре университет стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нём были созданы первые российские научные общества, выпускалась газета «Московские ведомости». Вслед за Московским университетом в 1798 г. была открыта Медико-хирургическая академия в Петербурге.
3. Академия художеств
В 1757 г. стараниями И. И. Шувалова в Петербурге была открыта Академия художеств для обучения будущих художников, скульпторов и архитекторов. Поскольку обучение по таким специальностям требовало врождённого дара, по всей стране шёл поиск возможных учеников. Первоначально академия размещалась во дворце своего создателя И. И. Шувалова, но затем для неё было выстроено специальное здание на Васильевском острове.
Выясните, в какой стране и когда впервые было создано подобное учебное заведение.
С первым же выпуском Академии художеств страна обрела таких выдающихся специалистов, как архитектор Василий Баженов, скульптор Федот Шубин, художник Антон Лосенко.
4. Домашнее образование
На протяжении всего века большой популярностью среди дворян пользовалось домашнее образование. Оно было доступно лишь знатным и богатым семьям. Главным направлением в домашнем образовании было обучение иностранным языкам. Наиболее востребован был французский язык, поэтому и гувернёрами чаще всего приглашали французов. Кроме языков, изучались зарубежная литература и история. Особое место занимало обучение особенностям этикета: правилам поведения за столом, в общественных местах, на приёмах.
Вслед за домашним обучением следовали ежегодные или долгосрочные выезды за границу, где молодые люди знакомились с местными обычаями и порядками.
5. Подготовка учительских кадров
В начале века учителями в школах и семинариях выступали чаще всего священники, а в военных училищах — иностранные военные специалисты. Лишь в середине века стали появляться первые специальные учебные заведения для подготовки учителей. Через год после создания Смольного института благородных девиц при нём открылось отделение для «мещанских девиц», на котором стали готовить гувернанток, экономок и нянь. Первым педагогическим учебным заведением в России стала Учительская семинария, открытая в 1779 г. при разночинной гимназии Московского университета. Здесь стали готовить учителей для начальной школы.
XVIII столетие вошло в историю России как век просвещения и период создания отечественной системы образования, ставшей основой для развития отечественной науки и культуры.
Вопросы и задания для работы с текстом материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
1. Что представляла собой российская система образования к концу XVIII в.? Используя материалы данного и предыдущих параграфов, создайте электронную схему, отражающую её устройство. Назовите виды образовательных учреждений, существовавших в России в это время. 2. Можно ли утверждать, что в России все сословия имели равный доступ к образованию? Почему? 3. Назовите новшества, которые были использованы при создании Московского университета. 4. В чём состояло различие духовного и светского образования? 5. Для чего были созданы учебные заведения для отдельных сословий? 6. Можно ли считать выдающимся событием и в истории, и в образовании России открытие «Воспитательного общества благородных девиц»? Объясните свою точку зрения.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя Интернет, подготовьте сообщение о женском образовании в России. Как оно влияло на традиционный уклад семьи?
2. В Московском университете было всего три факультета — юридический, философский и медицинский. Соберите информацию и сделайте презентацию о первых преподавателях и учениках одного из этих факультетов.
3. Почему, несмотря на огромнейшую роль религии в жизни России, Московский университет многие десятилетия оставался единственным университетом мира, в котором не было богословского факультета? Изложите своё мнение по данному вопросу в форме короткого эссе.
Источник
Образование в России в XVIII в
ГДЗ◄ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 8 кл.◄
Образование в России в XVIII в.
Авторские права на данный материал принадлежат исключительно администрации сайта litemove.ru
1. Что представляла собой российская система образования к концу XVIII в.? Используя материалы данного и предыдущих параграфов, создайте электронную схему, отражающую её устройство. Назовите виды образовательных учреждений, существовавших в России в это время.
Созданные Петром I учебные заведения заложили фундамент российского образования. Наиболее массовыми оказались духовные школы, преобразованные затем в духовные семинарии. Хотя обучение в них вели священники, выпускники семинарий становились не только духовными лицами. Среди их выпускников были профессор Московского университета С. Е. Десницкий, будущий государственный деятель М. М. Сперанский и др.
При Петре и после него в России было создано несколько военных училищ — морское, артиллерийское. В 1731 г. по инициативе Б. К. Миниха был открыт Сухопутный шляхетский корпус. Здесь предполагалось готовить не просто будущих офицеров для армии, но и будущую политическую элиту страны.
Петром I было задумано соединить систему образования с последними открытиями в науке. Для этого при Академии наук были созданы университет и гимназия. В них преподавали выдающиеся учёные своего времени — математик Эйлер, учёный-энциклопедист М. В. Ломоносов (он же был и директором этих заведений с 1758 по 1765 г.).
При Екатерине II было положено начало женскому образованию в России. Одним из самых удачных проектов Екатерины II в сфере образования является её школьная реформа 1780-х гг., для проведения которой был приглашён серб Ф. И. Янкович.
Главным результатом его деятельности стало создание трёх типов общеобразовательных учебных заведений: малых, средних и главных народных училищ.
Для них были переведены на русский язык зарубежные учебники, подготовлены учителя. Эта работа длилась пять лет, после чего училища открылись. Сословных преград для обучения в них не было. Всего за десять лет число таких училищ достигло 316. Численность учащихся в них выросла с 400 человек до 18 тыс.
Основной же формой обучения «низших» слоёв населения продолжали оставаться ведомственные или частные школы элементарного обучения — так называемые школы грамоты.
Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан, а для девушек из этих сословий — Екатерининский институт.
Появились и первые профессионально-художественные училища: танцевальная школа в Петербурге, балетная школа в Москве. Высшим учреждением в области пластических искусств стала открытая в 1757 г. Академия художеств, являвшаяся центром художественной жизни России.
2. Можно ли утверждать, что в России все сословия имели равный доступ к образованию? Почему?
В России не было равного доступа к образованию. К среднему и высшему образованию имели доступ, как правило, дети дворян (исключение – Коммерческое училище и Екатерининский институт и некоторые другие). Для основной массы населения были доступны только элементарные школы грамоты. Крепостные крестьяне были лишены возможности получить даже начальное образование.
Причина заключалась в том, что само общество было основано на сословной системе, были сословия привилегированные и бесправные.
3. Назовите новшества, которые были использованы при создании Московского университета.
Сам будучи выходцем из простонародья, Ломоносов (один из основателей университета) стремился сделать высшее образование доступным не только для дворянских детей, но и для выходцев из податных сословий.
В отличие от зарубежных, в Московском университете не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на трудном латинском, а на понятном русском языке.
На момент основания университет имел всего три факультета — юридический, философский и медицинский. Через назначаемого куратора Московский университет был подчинён непосредственно Сенату. Первым куратором университета стал сам И. И. Шувалов.
Поскольку в стране отсутствовала сеть средних учебных заведений, в качестве подготовительного отделения для будущих студентов при университете была открыта гимназия. Она была разделена по сословному принципу.
В дворянской части особое внимание уделялось языкам, а в разночинской — техническим знаниям. Вскоре университет стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нём были созданы первые российские научные общества, выпускалась газета «Московские ведомости».
4. В чём состояло различие духовного и светского образования?
В духовном образовании акцент делался на изучение Святого писания, богословия, трудов отцов церкви. Светское образование носило мирской характер, изучались языки, история, право и естественные науки.
5. Для чего были созданы учебные заведения для отдельных сословий?
Каждое сословие выполняло свою функцию. Дворяне воевали и служили государю в качестве чиновников. Для купцов сами купцы (например, Демидов) открывали свои коммерческие училища. Податным сословиям, как считалось, образование было не нужно, либо достаточно начального.
6. Можно ли считать выдающимся событием и в истории, и в образовании России открытие «Воспитательного общества благородных девиц»? Объясните свою точку зрения.
Да, можно, это событие положило начало становлению женского высшего образования в России. До этого жили по “Домострою”, женщина была бесправной и могла рассчитывать только на домашнее образование, да и то, если принадлежала к элите общества. Это было начало великой феминистической революции в России.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя Интернет, подготовьте сообщение о женском образовании в России. Как оно влияло на традиционный уклад семьи?
С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы , в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам .
В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц.
Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г.
В 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года несмотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования.
С 1743 года начинают создаваться епархиальные училища – средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1744 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста.
Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19 века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.
Смольный институт – первое в России среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И. И.Бецкого в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском – Смольном Новодевичьем монастыре,. Под названием «Воспитательное общество благородных девиц». В смольном институте учились дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет.
Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, которая установило плохое знание воспитанницами русского языка и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время комиссия общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими.
2. В Московском университете было всего три факультета — юридический, философский и медицинский. Соберите информацию и сделайте презентацию о первых преподавателях и учениках одного из этих факультетов.
Презентацию можно скачать ►здесь.
3. Почему, несмотря на огромнейшую роль религии в жизни России, Московский университет многие десятилетия оставался единственным университетом мира, в котором не было богословского факультета? Изложите своё мнение по данному вопросу в форме короткого эссе.
Сам университет был основан в эпоху Просвещения (достаточно поздно в сравнении с Западной Европой). В это время роль религии в верхах общества была уже крайне мала, особенно после реформ Петра.
В 18 веке богословские факультеты в Европе уже пришли в упадок и не пользовались той популярностью, что была в средние века. Причиной этого послужило резкое падение на европейском рынке труда спроса на попов и, соответственно, рост спроса на услуги юристов.
Вторая причина заключается в отсутствии в России европейской религиозно-философской школы, которая в Европе уже сложилась примерно за тысячу лет до основания Московского университета. Было бы как-то нелогично в православной стране преподавать идеи католических схизматиков и вероотступников. Для преподавания византийского богословия, так же, не то чтобы не хватало кадров, а их вообще не было.
Источник