Западный фасад готического собора
Тема: История искусства стран Западной Европы эпохи готики.
Новый этап в искусстве западноевропейского Средневековья начался во Франции в середине XII в. Современники называли новшество « французской манерой», потомки – готикой (вторая половина XII и XIII в.
Феодальное общество достигло вершин своего развития.
Росли и множились города.
Могущества достигла римская католическая церковь.
Толчок для формирования готики был дан Крестовыми походами. Так называлась серия военных походов из Западной Европы на Восток, против мусульман. Официально объявленной целью походов было освоение Палестины и, в частности, города Иерусалима, священного места для всех христиан.
Крестовые походы на Восток всколыхнули весь западный мир. Менялось представление людей о мире, расширялся их кругозор, усложнялась умственная и духовная жизнь. Происходило заимствование конкретных архитектурных приемов и общих принципов храмового строительства. Из мусульманской архитектуры в Европу пришла форма стрельчатой арки, а из архитектуры Византии – особенное понимание роли света в интерьере храма.
Архитектура.
Готическая архитектура родилась во Франции. Место ее рождения – аббатство (монастырь) Сен-Дени недалеко от Парижа, где с 1137 по 1144 г. настоятель, аббат Сугерий перестраивал церковь. Новая церковь должна была стать самой величественной и прекрасной из всех, за счет обилия света в интерьере. Сугерий стремился воплотить в архитектуре мысль о том, что Бог есть свет.
Витражидолжны были придать обычному дневному свету цвета драгоценных камней, аметиста или рубина. Такой цветной свет действительно преображал пространство храма, делал его не будничным, неземным.
Для установки витражей требовалось значительно увеличить размеры окон.
1. Церковь Сен-Дени . Франция.
В церкви Сен-Дени интерьер становится целостным, а свет льется из огромных окон. Чтобы окна такого размера стали возможны, с наружной стороны храма строятся контрфорсы, которые принимают на себя распор сводов. Контрфорсы видны только снаружи, внутри создается впечатление невесомой прозрачной стены.
Крестововый нервюрный свод – основа готической конструкции. Четыре опоры сначала соединяли арками в квадрат, затем перебрасывали две диагональные арки. Это был скелет будущего свода. Арки получили название нервюр.Промежутки между нервюрами заполнялись распалубками (участки свода), которые выкладывали из облегченных плит камня. Нервюры приобрели стрельчатую форму. Стрельчатые арки обладают меньшим распором, чем полуциркульные, главное давление в них направлено не в стороны, а вниз, на опору. Опоры, а не стена, стали основной частью готической архитектуры. Боковой распор сводов гасили установкой контрфорсов.В зданиях, где средний неф был выше боковых, применялась специальная соединительная арка – аркбутан – которая перебрасывалась от центрального нефа к контрфорсу, передавая ему нагрузку.
Храм становился легким и стремительно рос вверх.
Западный фасад готического собора
2. Собор Парижской Богоматери. Западный фасад.
В облике готического собора главную роль играл западный фасад. Площадь перед ним стала главной площадью города. Фасад, подобно экрану, скрывал ребра конструкции (контрфорсы и аркбутаны) и представлял образ премудро сотворенной Богом вселенной. По вертикали и по горизонтали западный фасад делился на три части. Три – символ Троицы, единства Бога в трех лицах. По вертикали фасад на три части делят порталы. Над боковыми порталами возвышаются башни, устремленные к небу. Центром западного фасада является круглое витражное окно – роза, вписанная в квадрат. Круг – символ неба, квадрат – земли. | |
Большие готические соборы строились столетиями на средства горожан. Собор Парижской Богоматери в Париже, например, строили сто лет. Менялись мастера, первоначальный замысел. Поэтому многие башни и порталы ассиметричны.
В период сложения готического стиля появляются строительные ложи – объединения ремесленников разных специальностей. Готический архитектор должен был обладать и мастерством каменщика, скульптора, познать тайны планировки, знать работу конструкций и уметь вычислять параметры будущего здания, только затем встать во главе стройки. Обладавшего обширными знаниями зодчего стали именовать на манер ученых «доктором».
Задание.
Ответьте на вопросы и запишите ответы в рабочей тетради.
1. Что составляло основу готической конструкции? Запиши определения понятий: крестовый свод, стрельчатая арка, нервюры, контрфорсы, аркбутаны.
2. Почему такую большую роль в готике играли витражи?
3. Расскажи об устройстве западного фасада готического собора.
Источник
О чем рассказывает фасад готического собора
Почему средневековый собор можно читать как книгу
Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энциклопедия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изображения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора привычные представления о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым расшифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены.
Четыре стены и их значение
Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сумрака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад олицетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл — символизирует спасение и вечную жизнь.
Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.
Статуи
Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX векНа фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции.© Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0
Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы располагаются в тимпанах порталов, на откосах, центральном столбе и архивольтах . Фигуры могут находиться и в нишах контрфорсов и на карнизах. Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонификации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем. На фасаде также часто можно увидеть резную арочную галерею — так называемую Галерею королей . Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра. Размер скульптур зависит от их близости к зрителю, расположения и места в иерархической системе.
Западный фасад собора
Западный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Фотография 1850–70-х годовLibrary of Congress
Центральный портал фасада собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век© Carlos Delgado / CC-BY-SA
К первой четверти XIII века в Западной Европе сложилась система распределения скульптурных образов на западной стене собора (впервые она была применена на фасаде собора Парижской Богоматери). В тимпане центрального портала изображена сцена Страшного суда. В архивольтах — ангельские чины и 24 старца Апокалипсиса . Откосы портала украшены фигурами двенадцати апостолов — по шесть на каждом. Апостолы обращены к статуе Христа на центральном столбе. Консоли, несущие скульптуры порталов, почти всегда выполнены в форме скрюченных фигур, и каждый из этих второстепенных персонажей соотносится с главным. Апостолы попирают ногами своих гонителей: святой Петр стоит на консоли, изображающей римского императора Нерона, а апостол Андрей возвышается над Эгеатом . Иногда фигурка-консоль рассказывает о событии из жизни персонажа: например, в Шартрском соборе Валаам стоит на своей ослице.
Аллегорическая фигура Церкви cобора Нотр-Дам-де-Пари. XIII векWikimedia Commons
Аллегорическая фигура Синагоги собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII векWikimedia Commons
Между центральным и боковыми порталами на контрфорсах иногда помещали аллегорические фигуры Церкви и Синагоги. Церковь, стоящая справа от центрального портала, символизирует Новый Завет; Синагога слева — Ветхий. Голова Церкви увенчана короной, в руках у нее потир и триумфальное знамя. Фигура Синагоги изогнута и надломлена, подобно древку знамени в ее левой руке. Правой она пытается удержать скрижали Завета (две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны десять заповедей), а глаза ее закрывает повязка, символизирующая неприятие евреями Христа, а значит, и Нового Завета. Они отказались от приобщения к истине и потому слепы. Слева от главного портала можно увидеть сцену коронования Девы Марии . Центральный столб украшен фигурой Богоматери с младенцем на руках. Другой портал, как правило, посвящен одному из местных святых. Так, в тимпане правого портала Амьенского собора изображен святой Фирмин — первый епископ Амьена. На откосах боковых порталов находятся статуи святых, особо почитаемых в конкретном регионе.
Левый портал Амьенского собора. XIII векBibliothèque des arts décoratifs
Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII векBibliothèque des arts décoratifs
Средневековые теологи постоянно проводили параллели между Ветхим и Новым Заветом, и это видно по фасаду. Двенадцати патриархам и двенадцати пророкам Ветхого Завета соответствуют двенадцать апостолов Нового, а напротив четырех великих пророков — Исаийи, Иеремии, Даниила и Иезекииля — помещаются изображения четырех евангелистов. Это означает, что евангелисты опираются на писания пророков, но видят дальше и гораздо больше.
Добродетели и грехи
Добродетели, попирающие пороки. Фасад Страсбургского собора. XIII векNational Gallery of Art, Washington
Согласно средневековому христианскому мировоззрению в человеческой душе разворачивается постоянная борьба между пороками и добродетелями. Человек греховен, но может спастись, ведя добродетельную и благочестивую жизнь. На стенах соборов добродетели, пороки, грехи и наказания за них представлены в виде аллегорических фигур, которые показывают, с чем людям следует бороться и какое оружие выбрать для этой борьбы, чтобы в итоге спастись и достичь Царствия Небесного.
Двенадцати благородным девам, олицетворявшим добродетели, отводилось довольно скромное место — на уровне глаз. Проходя мимо, верующий мог их разглядеть и запомнить. Добродетели изображены рука об руку с пороками: рядом с Надеждой мы видим Отчаяние, Вере противопоставляется Идолопоклонство, а Гордыню можно победить только Смирением.
Календарь
На архивольтах, откосах и арочных столбах часто можно увидеть изображения календарных циклов и персонификации семи свободных искусств (так в Средние века называли науки, которым обучали в университетах).
Календарь с фасада Амьенского собора. XIII векLibrary of Congress
Обычай украшать церкви календарями, высеченными в камне, существовал с первых веков христианства. Каждому знаку зодиака соответствовал определенный месяц, а каждому месяцу — тот или иной тип сельскохозяйственных работ. Почти все календарные циклы начинались с января, а зодиакальные знаки — с Водолея, точно соответствуя каждому месяцу. Январь для средневекового человека, как и для человека современного, — месяц, в основном занятый праздниками и отдыхом. Февраль всегда отмечен возобновлением полевых работ, июль — время жатвы и т. д. Известен средневековый английский стишок, где каждый месяц сопряжен с определенным видом работ — он полностью повторяет скульптурный сюжет:
Январь — огонь согревает здесь руки мои;
Февраль — и снова с лопатой на землю пошли;
Март — время посадки растений настало;
Апрель — пение птиц мне послушать пристало;
Май — как птенчик на ветке я легок и весел;
Июнь — убор сорняков на рассвете чудесен;
Июль — движенье косой;
Август — корм животным готовит;
Сентябрь — мой цеп по зерну монотонно проходит;
Октябрь — посев обеспечит едой на весь год;
Ноябрь — а в Мартинов день поросенка забьет;
Декабрь — зимою в сочельник по кружкам вино –
Все это за службу нам Богом дано.
Календарь — это круг времени, который будет повторяться, пока существует мир, то есть вплоть до Страшного суда.
Искусства и науки
Музыка и Грамматика в архивольтах собора в Шартре. XII век © DIOMEDIA
Семь свободных искусств делились на тривиум и квадриум. В тривиум входили, как бы мы сейчас сказали, гуманитарные науки: грамматика, риторика и диалектика. Квадриум включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Философия, считавшаяся божественной наукой, не входила в число семи свободных искусств. Она стояла во главе всех учений: только овладев всеми семью искусствами, можно было постичь философию. Каждая дисциплина являлась высочайшим достижением человеческого разума. Науки изображались в виде величественных и серьезных дев, держащих в руках различные атрибуты. Так, например, Грамматике надлежало держать в руке розги, Геометрии — циркуль и линейку, а сидящей на скамье Музыке — молоточек, которым она ударяла по нескольким колокольчикам.
Гаргульи и другие звери
Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 годBibliothèque nationale de France
Демоны и монстры, как правило, занимают верхние части собора. Гаргульи украшают водостоки, различные безымянные чудища восседают на контрфорсах и венчают башни. Эти фантастические существа — плод народной фантазии. В отличие от большей части статуй, они не транслируют сообщение: здесь средневековый художник, постоянно скованный каноном, давал волю своей фантазии.
Собор как книга
Готические соборы называли Библией для неграмотных. Разглядывая скульптуры, простолюдины узнавали о христианском вероучении. Один из Отцов церкви, Григорий Великий, даже настаивал на необходимости прибегать к изображениям для просвещения неграмотных. А святой Бонавентура говорил о важности визуального образа: «Они [изображения] побеждают невежество простецов, косность чувств и слабость памяти» .
С другой стороны, средневековый собор — Библия для грамотных: это Священное Писание, высеченное в камне, и читать его можно по-разному. В средневековом богословии была широко распространена теория множественности смыслов библейского текста. По ней, любой текст Писания, помимо буквального прочтения, имеет как минимум несколько более глубоких и неочевидных смысловых пластов. Скульптурные изображения, как и священный текст, обладали множеством смыслов; прихожане могли трактовать их по-разному — в зависимости от своего социального положения и уровня образования. Так, в календарном цикле крестьянин узнавал привычный круг сельских работ, клирик связывал каждый месяц с определенным событием земной жизни Христа, а профессор университета, всматриваясь в незамысловатые изображения трудящихся крестьян, размышлял о том, что год, состоящий из четырех сезонов и двенадцати месяцев, — это образ Христа и церкви, чьи члены — четыре евангелиста и двенадцать апостолов.
Изображения: Stefano Merli / Flickr /CC BY-SA 2.0
- Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М., 2008.
- Муратова К. М. Мастера французской готики. М., 1988.
- Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. М., 1964.
- Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб., 2004.
- Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков. М., 2014.
- Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Кёльн, 2007.
- Auber M. La sculpture française au Moyen Age. Paris, 1946.
- Fergusson G. Signs and Symbols in Christian Art. Oxford, 1961.
- Gaborit J.-R. Art gothique. Paris, 1978.
- Male E. Medieval iconography. Readings in art History. Vol. I. New York, 1976.
Архитектура
Средние века
Шпаргалка
Источник