Стена игаэля изображение сатаны

Постройки Дьявола

Первым мастером строительного и ремесленного дела, по христианским представлениям, является Бог — Великий архитектор Вселенной. Но иногда и дьявол был не прочь составить ему компанию.

Во всяком случае, к подобному выводу можно прийти, если прочитать книгу Веры Бегичевой «Загадки древних технологий». Технические способности Сатаны беспредельны. — свидетельствует историк культуры А.В. Амфитеатров в своем труде «Дьявол в быте, легенде и литературе Средних веков». — Он знает все искусства, ремесла и мастерства, но, разумеется, не разменивается в их области на пустяки и предпринимает только работы, достойные своей ловкости и силы. В Западной Европе, где люди искони живут на камне, Сатана получил страсть к архитектуре и строительству. Великое множество мостов, башен, стен, акведуков и тому подобных построек приписывается этому странному зодчему и инженеру».

Чертовы мосты

Это Сатана якобы сложил знаменитую стену на границе между Англией и Шотландией — римское военно-оборонительное сооружение, воздвигнутое по приказу императора Адриана. Он же перекинул мост через реку Рону в Авиньоне и другие так называемые чертовы мосты, включая Чертов мост в Альпах, по которому прошел в 1799 году подогнем неприятеля, над страшной пропастью великий А. В. Суворов со своими чудо-богатырями.

Об истории строительства еще одного «чертова моста» рассказывают две статуи XII века в Регенсбурге (Австрия).

«Одна статуя помещена под крышей собора между другими фигурами для стока воды в виде человека, всем корпусом наклонившегося вниз, другая — на мосту в виде обнаженного юноши, сидящего верхом на камне с надписью «Как жарко!» и с лицом, обращенным к собору. Легенда связала эти две фигуры с постройкой в XII веке моста через Дунай.

Читайте также:  Пробковая подложка как звукоизоляция стен

Строитель моста будто бы бился об заклад с архитектором собора, кто скорее окончит свою работу, и при помощи Дьявола опередил соперника, который от огорчения бросился с крыши собора и убился до смерти», — пишет искусствовед В.П.Зубов в статье «Архитектор в эпоху Средневековья». Восклицание «Как жарко!» указывает не только на необычайную засуху, разразившуюся летом 1135 года, но и на адское пламя, жар которого уже чувствует грешник, продавший душу Сатане в уплату за построенный в срок мост.

Нечисть в церкви

«Страннее всего, что дьявол употреблял иногда свои архитектурные таланты также на сооружение церквей и монастырей, — замечает А.В. Амфитеатров. — Но, конечно, в этом случае он либо преследовал свои тайные цели, либо бывал понуждаем Волей, сильнейшей его. Так, говорят, им были сделаны планы и другие рисунки для Кельнского и Ахенского соборов, а последний даже отчасти, если не весь, им выстроен».

Ахенский собор был заложен в 798 году на месте разрушенных римских терм — самое место для нечистой силы! В его стенах неоднократно наблюдали полтергейст, явления призраков, из рук священника во время литургии зачастую кто-то словно вырывал чашу с претворенным в кровь Христову вином, швыряя ее под ноги самым недостойным из прихожан.

А в постройке Кельнского собора (заложен в 1248 году) принимал участие Альберт фон Больштедт, прозванный Альбертом Великим (1193-1280) — профессор теологии в Кельне и Париже, глава схоластики своего времени, прославившийся обширнейшими трудами по богословию, философии и естественным наукам. После смерти Альберт Великий почитался как святой монахами-доминиканцами, в ордене которых состоял, В потомстве за ним, однако, осталась слава великого астролога и алхимика, чернокнижника и мага.

Черные мадонны

Шартрский собор во Франции — величайший из шедевров готической архитектуры. И вместе с тем это единственный из французских кафедральных соборов, в который никогда не заходили короли, кардиналы или епископы. Ходили упорные слухи, что фундамент храма заложил Сатана. Поначалу историки связывали эти легенды с тем, что в древности здесь находилось друидское святилище.

Однако в 1904 году в глубине холма, который теперь лежит в основании собора, обнаружили так называемую черную мадонну — фигуру Богоматери с черным ликом и сексуально акцентированными формами тела, что священнослужители иначе как свидетельством «авторских прав» Сатаны расценить, конечно, не могли.

Надо сказать, что «черных мадонн» находили во многих церквях Франции, и порой католические иерархи с ужасом обнаруживали, что народ на протяжении веков им истово поклоняется. Так, в старейшем парижском храме Сен- Жермен-де-Пре, построенном в 542 году на месте святилища древнеегипетской богини Исиды, «черная мадонна» почиталась как Богоматерь вплоть до ее торжественного сожжения в 1514 году. Вместе с ней отправился на костер и весь клир церкви.

Адский аврал

«Чудесность дьявольских построек заключалась не только в их совершенстве, — подчеркивает A.B. Амфитеатров, — но и в скорости, с которой они созидались. Часто дьяволу давался для них срок не более как в одну ночь — и он успевал, если только люди его не надували, чего по отношению к дьяволу, кажется, никто и никогда грехом не почитал».

Обязавшись на протяжении одной ночи выстроить церковь, дьявол переносил на место постройки из отдаленнейших мест целые гранитные скалы, глыбы и плиты цветного мрамора, иногда даже колонны, похищенные в каком-нибудь древнем языческом храме, вековые дубы и ели, металлические брусы и балки.

Так, известно, что храм святой Варвары в Бретани был построен буквально за неделю. В строительстве принимали участие многие добровольцы из числа местных жителей, и документально зафиксировано, что каждая новая смена, приходя на работу, поражалась тому, какое невероятное количество работы удалось сделать предшественникам. Тем не менее темп работы возрастал день ото дня, а кончилось все тем, что среди строителей-добровольцев разразилась загадочная эпидемия, сопровождавшаяся припадками, которая свела большинство из них в могилу.

Часовня святой Варвары в Бретани

Единственно, от чего дьявол систематически уклонялся, это увенчать свое здание крестом. Да и то один раз адский архитектор умудрился выстроить для шведского короля Олава Святого высочайший собор с крестом. Но король, поднявшись на кровлю собора, с ужасом увидел, что то, что снизу кажется людям крестом, в действительности — золотая фигура коршуна с распростертыми крыльями.

Свидетельства писателей

Люди творчества зачастую таинственным образом ощущают то, что человеку без воображения увидеть не дано. Не зря считается, что талантливые писатели в момент вдохновения вступают в контакт с высшими сферами.

Описывая в своем романе «Наше сердце» знаменитое аббатство XII века Мон-Сен-Мишель в Нормандии, возведенное на скале, в час прилива со всех сторон окруженной морем, французский писатель Ги де Мопассан ненавязчиво подчеркивает в нем некое потустороннее, дьявольское начало:

«Высокое здание вздымалось на синем небе, где теперь четко вырисовывались его детали: купол с колоколенками и башенками, кровля, ощетинившаяся водостоками в виде ухмыляющихся химер и косматых чудищ. »

Мопассановские герои, «изумляясь поразительному сооружению”, подходят к нему ближе по песчаной косе, выступившей из воды в час отлива.

«Над ними, в небе, высился причудливый хаос стрел, гранитных цветов, арок, перекинутых с башни на башню, — неправдоподобных, огромных — и легкое архитектурное кружево, как бы вышитое из лазури, из которой выступала, вырывалась, словно для взлета, сказочная и жуткая свора водосточных желобов со звериными мордами. »

«Дьявол настолько гордился своим зодческим талантом, что однажды вызвал архангела Михаила, старого своего неприятеля, на конкурс, кто построит красивее церковь на горе Сен-Мишель. Архангел, как и следовало ждать, победил, но и дьявол не ударил лицом в грязь; при том архангелова церковь была за красоту взята на небо, так что грешный мир о ней судить не может, а дьяволом воздвигнутая осталась на земле, и ею до сих пор любуются туристы как готическим шедевром», — пишет А. В. Амфитеатров.

В строительстве собора Парижской Богоматери дьявол, по преданию, также принимал участие и даже изобразил самого себя в образе одной из химер — знаменитого дьявола-мыслителя.

В историческом романе Марка Алданова «Мыслитель» (1927) есть эффектная сцена: таинственный незнакомец, изваявший дьявола-мыслителя Нотр-Дам, ведет героев смотреть свою работу, и те недоумевают, почему он не вырезал своего имени на статуе — ведь потомки будут спрашивать, как звали мастера.

«Нет, — сказал ваятель с живостью. — Кто увидит мою статую, тот этого не спросит».
Те, кто читал роман Виктора Гюго или хотя бы знаком с поставленным по нему мюзиклом, поймут, что чувства знаменитый собор зачастую взращивал отнюдь не христианские.

«Интересная газета. Загадки цивилизации» №3 2014 г

Источник

Находка 700 лет спустя: На старинной итальянской фреске обнаружено скрытое лицо Сатаны

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Базилика святого Франциска в Италии издавна притягивает туристов и паломников со всего мира. Церковь была построена вскоре после кончины Франциска Ассизского и его канонизации – ее считают колыбелью Францисканского ордена. Однако теперь этот шедевр архитектуры прославился на весь мир еще и сенсационной находкой. При реставрации одной из базилик, посвященной смерти святого, специалисты разглядели на ней лицо Сатаны.

Расположенная в центральной Италии Базилика святого Франциска – популярная достопримечательность не только городка Ассизи, но и всего итальянского региона Умбрия. Она существует здесь еще с середины XIII века. Белый храм с красивыми галереями и колокольней выполнен в готическом стиле под влиянием итальянской архитектуры. Особенно впечатляют знаменитые фрески работы великого мастера Джотто ди Бондоне и его учеников, посвященные житию святого Франциска.

Во время землетрясения 1997 года храм, который на протяжении многих веков был местом паломничества христиан, серьезно пострадал, и потребовались годы на то, чтобы провести тщательные ремонтно-восстановительные работы. А недавно на одной из фресок, украшенных инициалами Джотто, реставраторы обнаружили жутковатую находку. Речь идет о картине, написанной более 700 лет назад и посвященной смерти святого Франциска.

Подвергнув фреску серьезному анализу, реставраторы пришли в замешательство: в небесных облаках, изображенных на ней, было обнаружено лицо, в котором явно угадывается… Сатана. Ухмыляющееся лицо мужчины с небольшими рожками, размещенное на христианской фреске прямо под образами небесных Ангелов, вряд ли могло обозначать кого-то другого. Поскольку этот жутковатый профиль скрыт в завитках облаков, для тех, кто смотрит на фреску снизу, он остается невидимым, но вот при близком, детальном рассмотрении омерзительное лицо «проявляется». Его можно увидеть на правой стороне облаков в середине фрески.

Дьявольский профиль впервые обнаружила эксперт по святому Франциску, медиевист (специалист по Средневековью) Кьяра Фругони.

« Это грубоватый портрет с крючковатым носом, впалыми глазами и двумя рогами , – пояснила она в своей статье, опубликованной в журнале St.Francis art history, – О том, какое значение хотел предать художник скрытому образу, мы пока сказать не можем, и это нам еще предстоит установить. В Средние века считалось, что демоны живут в небе и что они могут препятствовать Вознесению человеческих душ на Небеса – возможно, отгадку нужно искать в этом направлении ».

Известно, что некоторые средневековые художники использовали в своих работах скрытые знаки. Однако считалось, что первые такие «зашифрованные» в облаках образы появились в Европе в 1460-х годах. Одной из скрытых «шифровок» считается, например, всадник на белом коне, «спрятанный» в облаках за колонной в картине художника Андреа Мантеньи «Святой Себастян» (1480—1485). Однако фреска храма в Умбрии позволяет сделать сенсационные выводы: эту технику начали использовать, как минимум, на 200 лет ранее!

Кстати, практика размещения скрытых фигур или символов на картинах не была редкостью в эпоху Возрождения – особенно в произведениях религиозного искусства. Картины этой эпохи часто могут иметь несколько значений, которые становятся ясными только после тщательного изучения и созерцания.

Художник и архитектор Джотто ди Бондоне считается одним из отцов итальянского Возрождения. В течение своей творческой карьеры он писал фрески (картины, выполненные на мокрой штукатурке) в нескольких различных церквях и соборах Италии. Наиболее известен этот живописец именно своими портретами Святого Франциска.

Для искусства Джотто характерны сильная стилизация и использование очень ярких цветов. Также он прославился тем, что, рисуя с натуры, старался отходить от принципа двухмерности и работал над тем, чтобы наполнить свои картины и изображаемых людей глубиной, движением, эмоциями. Но вот о том, что этот живописец практиковал использование подобного рода скрытых символов, стало известно впервые.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Тайны «Библии дьявола»: Как в книге бенедиктинцев оказался странный рисунок

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Пергаментный иллюстрированный рукописный свод начала XIII века, созданный, по-видимому, в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице, является сегодня одной из самых огромных книг в мире. Формат листов – 89/49 см, толщина книги — 22 см, а вес 75 кг. В ней собраны достаточно разнородные сведения: полный текст Библии, труды Иосифа Флавия, «Этимология» Исидора Севильского, «Чешская хроника» Козьмы Пражского и другие тексты на латинском языке. Исследователи считают, что в гигантской книге была отражена вся сумма знаний, которыми располагал Бенедиктинский орден в средневековье – от священных текстов до необходимых в монастырской жизни сведений, включая медицинские.

По поводу создания уникального тома есть леденящая кровь легенда. Согласно ей, монах по имени Герман за серьезное нарушение монастырского устава был заключен в келью (в более душераздирающей версии его должны были замуровать живым в стену). Но Герман пообещал братьям-бенедиктинцам, что за одну ночь создаст фолиант, который прославит их монастырь. Призвав на помощь дьявола, монах действительно закончил рукопись в срок, но князь тьмы оставил в ней метку – свой собственный портрет (а возможно, что и автопортрет).

Ученые, исследовавшие кодекс, пришли к выводу что его, вне всякого сомнения, действительно написал один человек. Среднестатистический писец средневековья был способен скопировать около 100 строк текста в день, а велась работа только при дневном свете, кроме того, много времени занимали иллюстрации и украшения в тексте (иллюминации). Получается, что на создание книги должно было уйти от 20 до 30 лет, так что на самом деле неизвестный монах потратил на эту работу большую часть своей жизни.

Что касается скандального изображения нечистого, которому, кажется, не место в столь благочестивой книге, то на этот счет у ученых есть версия, которая объясняет, почему книга не попала под цензуру инквизиции. Если смотреть на расположение текстов, то становится понятной логика создателей Кодекса. После Нового Завета и краткого наставления в покаянии, на одном развороте располагаются полностраничные изображения Града Небесного и дьявола. Вероятно, таким образом проводилось противопоставление этих двух граней мироздания. И, кстати, после рисунка нечистого приводятся краткие наставления с описанием ритуала экзорцизма. Так что, возможно, эта древняя энциклопедия, которую, как считают ученые, следует рассматривать как историографический, а не богослужебный свод, просто содержала в себе массив различных сведений – о дьяволе и способе его изгнания, в том числе.

Однако потомки начали придавать книге несколько иное значение. Созданный около 1230 года, кодекс несколько сотен лет хранился в различных монастырях, но затем, в XVI веке он привлек внимание мистиков из круга Парацельса. В 1594 году император Священной Римской империи Рудольф II узнал об удивительной рукописи. Монарх увлекался оккультизмом, поэтому он перевез фолиант в свой Пражский замок. Именно в это время распространились слухи о ее дьявольском происхождении. Затем, после 30-летней войны фолиант достался шведам как военный трофей, и с тех пор он хранится в Шведской королевской библиотеке в Стокгольме.

Современные мистики до сих пор любят рассказывать небылицы об уникальном памятнике средневековья. Это выглядит тем более достоверно, что в книге действительно есть несколько «темных пятен». Так, например, из нее были вырезаны страницы, а текст на других почему-то полностью закрашен чернилами. Еще вызывает удивление почерк писца – книга написана удивительно красиво и ровно, так что буквы похожи на печатные, но сам шрифт не очень характерен для XIII века. Удивителен даже сам факт создания такого глобального труда в стенах небольшой и достаточно бедной чешской обители. По расчетам, только для изготовления пергамента потребовалась кожа 160 ослов (или телят). Считается, что работы такого объема были под силу только крупным монастырям.

Сегодня уникальная рукопись по-прежнему хранится в Швеции, но в 2007 году она на некоторое время ездила для экспозиции на «историческую родину». Книга полностью оцифрована и создана ее точная копия, так что все желающие могут попробовать себя в роли историков-оккультистов и попытаться разгадать ее тайны. Удивительный манускрипт, кстати, стал популярным туристическим объектом, порой его используют в мистических романах и детективных фильмах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Оцените статью