- Стена плача в Иерусалиме, Израиль — Краткая история происхождения. Современное значение
- Стена плача Израиль
- Историческая справка
- Местоположение и история строительства
- Происхождение названия
- Современное значение
- Взгляды различных религиозных конфессий
- Иудаистские
- Христианские
- Мусульманские
- Выводы
- Стена Плача в Иерусалиме: история и факты
- Стена Плача
- Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
- Что такое Стена Плача и почему она так называется
- Некоторые факты о Западной Стене
- Западная Стена Храма — Котель Маарави
- Стена, которую построил Шем?
- Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии
- Недельная глава Трума
- Почему святыня иудаизма так называется?
- Можно ли подниматься на Храмовую гору?
- Храма нет. Только Стена.
- Пустыней станет вся земля
- О чем можно просить Всевышнего, когда молишься у Стены Плача?
Стена плача в Иерусалиме, Израиль — Краткая история происхождения. Современное значение
Стена плача Израиль
Стена плача — величайшая святыня иудаизма. Последней, точнее является сам Второй Храм, построенный, как и Первый, на Храмовой горе. Значение этой Стены особое: это все, что осталось от Храма, но в мидраше, (Бэмидбар Рабба 11,2) говорится, что Стену никогда не покидает Шхина — божественное присутствие.
Историческая справка
Стена плача — это фрагмент укреплений Храмовой горы — все, что осталось от разрушения римлянами, возглавляемыми императором Титом, Иерусалима и Второго Храма во время Первой Иудейской войны в 70 году н. э.
Местоположение и история строительства
Обычно Стеной плача считают фрагмент древней стены на западном склоне Храмовой Горы, протяженностью 57 метров, фасад которого выходит на площадь в Еврейском квартале Старого Города в Иерусалиме. Но общая протяженность Стены плача — 488 метров. Просто она в значительной мере закрыта домами, облепившими склон. Есть еще один видимый южный фрагмент стены протяженностью 80 метров, а совсем малюсенький 8-метровый фрагмент (Малая Стена) находится уже в Мусульманском квартале, неподалеку от Дамасских ворот.
В ТаНаХе сказано, что Второй Храм был построен и освящен в 516 году до н э., то есть спустя 50 лет после разрушения вавилонянами Первого Храма, построенного Соломоном. Примерно в 19 до н. э. Ирод Великий положил начало масштабному проекту по расширению Храмовой горы, в процессе которого был увеличена площадь не только самого Храма, но и плато, на котором он находился (естественный рельеф был расширен искусственным способом). Так Храмовая гора обрела свой нынешний облик. По периметру горы проходила опорная стена, поддерживающая насыпь, используемую для увеличения площади горы. Стена Плача и является фрагментом этой опорной стены. Впрочем, Стена так и не была достроена Иродом до конца. В трудах историка Иосифа Флавия говорится, что строительство завершилось лишь при царе Агриппе II — правнуке Ирода.
По прошествии долгого времени после разрушения Храма, Стена надстраивалась. В VII веке н.э., во времена правления династии Омейядов, стена выросла на четыре новых слоя, поскольку нижние ряды кладки Ирода постепенно уходили под землю.
В Оттоманский период появилось еще четырнадцать новых слоев кладки, а в середине XX века — еще три.
К настоящему моменту Стена включает 45 каменных слоев — 28 надземных и 17 подземных. Считается, что семь надземных слоев относятся к периоду правления Ирода.
Происхождение названия
Стена Плача — название с точки зрения еврейской традиции, условное, и идет от арабов. Еврейское название — Котель Маарави (Западная Стена) и просто Котель (стена). То есть если спросить у религиозного еврея в Иерусалиме, где здесь Стена плача, он вряд ли поймет вас.
Арабы же, видящие евреев, молящихся у стены Всевышнему и оплакивающих разрушение Храма, назвали ее el-Mabka, то есть «Место Стенаний» или «Стена плача». От них это вошло и в некоторые другие языки, в том числе в русский и английский.
Современное значение
Стена на протяжении многих веков служит символом веры и надежды многих поколений евреев, центром их паломничества и молитв. Правда, и в новой истории были периоды, когда верующих не подпускали к этой святыне — как это было с 1948 по 1967 годы, когда Восточный Иерусалим вместе со Стеной Плача находились под контролем Иордании.
Помимо всего, на площади у стены отмечают торжественные события — такие как Бар-Мицва у мальчиков и Бат-Мицва у девочек. Здесь же проходят торжественные церемонии в День Независимости и в День Иерусалима, а новобранцы ЦАХАЛ приносят у Стены присягу.
И вместе с тем сюда съезжаются люди со всего света, чтобы положить свои записки. Ежегодно в расщелины между камнями Стены плача вкладывается свыше миллиона таких обращений к Всевышнему. Записки кладутся не только с внешней стороны Стены, но и в ее туннеле, посещение которого возможно только с экскурсиями. Некоторые направляют свои послания издалека и раввину Западной стены Шмуэлю Рабиновичу. В Израиле даже есть специальные сервисы, чтобы передать послание по факсу или Интернету. Поскольку, по иудейскому закону, молитвенные записки не могут быть выброшены, дважды в год осуществляется их захоронение на еврейском кладбище на Масличной горе.
Взгляды различных религиозных конфессий
Они сильно рознятся, что служит в некоторых случаях источников конфликтов.
Иудаистские
Практически все религиозные и светские евреи считают Стену важнейшим центром иудаизма. Но среди ультраортодксов есть исключения специфического плана, например, сатмарские хасиды считают, что святость этого места унижается, из-за того, что израильские власти превратили Стену в туристический объект. Некоторые противоречия существуют и по поводу восхождения на Храмовую гору: если раньше, в середине XX века, преобладала позиция, что евреям туда подниматься нельзя, в последние годы все большую популярность обретает противоположная точка зрения. Но против подъема выступают практически все ультраортодоксы и часть религиозных сионистов. Их мотивация заключается в том, что по законам Торы, на Храмовой горе надо находиться в состоянии полной ритуальной чистоты (а очищаться надо пеплом рыжей коровы), что не представляется выполнимым.
Христианские
Тут все непросто. По утверждениям некоторых исследователей, после перехода Иерусалима в IV веке, под власть христиан, «место почитания» было перенесено ими от Храмовой горы в сторону Храма Гроба Господня. Но в наше время к Стене приходило и приходит и много христиан, среди которых и такие «столпы» христианства, как Папа Иоанн Павел II и Папа Бенедикт XVI. В разные годы они посетили Стену Плача и оставили в ней молитвенные записки. Кстати, то же самое сделали Хиллари Клинтон и Барак Обама.
Есть и христианские сионисты, выступающие за строительство Третьего Храма, чтобы обеспечить Второе Пришествие. Но это уже вне области комментариев.
Мусульманские
Мусульмане всегда отстаивали свои права на Стену плача. В качестве аргументов они приводят утверждением о том, что именно в здесь исламский пророк Мухаммад привязал своего крылатого коня Бурака. Это подкрепляется тем, что наверху, на месте Первого Храма, находится мечеть Куббат ас-Сахра, внутри которой есть выступающий камень, откуда пророк Мухаммед вознесся на небо на том самом коне.
В свое время было и заявление египетского мусульманского авторитета, муфтия Насра Фрадида Вассела, что Западная Стена останется навечно дарованной исламу, потому как является частью западной стены мечети Аль-Акса.
Выводы
Стена Плача — это сердце Иерусалима и Израиля. Только не стоит воспринимать ее, как волшебную стену, исполняющую желания. Надо понимать, что вы пришли к чему-то, имеющему отношение к Храму, и обращаться, прежде всего, к Всевышнему. Суть еще в том, что к Храму приходили разные народы, поэтому Стена открыта не только для иудеев. Главное, прийти сюда в надлежащей одежде, и помыть руки перед приближением к Стене. Это место — святое, и находясь здесь, всегда погружаешься в особую атмосферу. Оно тянет к себе, и заставляет приходить еще и еще.
© Еврейский культурный центр детские развивающие центры, курсы иврита, раннее развитие детей
Источник
Стена Плача в Иерусалиме: история и факты
Иерусалим – один из 10 самых древних городов мира. Этот город является священным для представителей трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Ежегодно его посещают миллионы туристов и паломников. Одной из самых известных, почитаемых и посещаемых святынь и достопримечательностью этого города, да и всего Израиля, является Стена Плача.
Стена Плача уже много столетий является местом молитвы и паломничества евреев. Кстати, сами евреи называют ее Западной Стеной. А название «Стена Плача» возникло в средневековье и является переводом соответствующего арабского словосочетания.
Это название связано с обычаем евреев приходить к стене и оплакивать разрушение храма, поскольку это единственное, что уцелело от главной еврейской святыни.
Западная стена – это фрагмент укрепительного ограждения, построенного по периметру Храмовой горы после ее расширения, и поддерживающей земляные насыпи, за счет которых и было сделано расширение.
На Храмовой Горе, в свою очередь, стоял Первый Иерусалимский храм, построенный царем Соломоном в 825 года до н.э и разрушенный вавилонянами в 422 год до н. э. Приведенные цифры взяты из еврейской датировки, согласно же общемировой, храм существовал в 989 – 586 годах до н.э. и Второй Иерусалимский храм был достроен в 348 году до н.э. и простоял до 70 года н.э., когда вместе с городом был разрушен римскими войсками (по общемировой датировке Второй Храм был построен в 516 году до н.э.).
Стена Плача строилась несколько десятилетий – начал ее возводить царь Ирод Великий в 19 году до н.э., а завершил его внук – царь Агриппа II.
То, что сейчас называется «Стеной Плача» – это фрагмент длинной 57 м. В то время как ее полная длина – 488 м и ее большая часть находится за домами. Высота стены – 32 метра, из них над поверхностью земли видны только 19 метров. Стена построена 45 слоев камня.
Евреи стали молиться у Западной Стены уже с IV века, однако это было затруднительно, поскольку им не разрешалось проживать в Иерусалиме. Официальное разрешение на это Византийские власти дали только в средине V века.
Кроме молитвы, многие сегодня приезжают к Стене Плача, чтобы оставить записку с просьбой или желанием. Сделать это может любой человек, независимо от вероисповедания.
Этой традиции более 300 лет. В первой половине XVIII века в Иерусалиме жил раввин по имени Хаим бен Атар. Как рассказывает предание, он написал записку с прошением к Богу о даровании благополучия своему ученику и попросил того самого ученика отнести ее и положить между камнями в стене. Вскоре ученику улыбнулась удача.
Для того, чтобы вложить записку в Стену Плача, нужно одеть маленькую шапочку – кипу. Кроме этого мужчины и женщины подают записки в разных местах.
За соблюдением правил наблюдают смотрители. Они же два раза в год вынимают все записки и закапывают их на Масличной горе.
В последнее время появились интернет-сервисы, где человек из любой точки мира может отправить электронную записку, а на месте израильские волонтеры ее распечатают и отнесут к стене.
А иногда можно увидеть, как кто-то прикладывает к стене мобильный телефон – так человек на другой стороне «провода», может попросить Всевышнего о чем-то важном.
Источник
Стена Плача
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма.
По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача… Западная Стена Храма — Котэль Маарави. Обычаи, факты и даты.
Что такое Стена Плача и почему она так называется
Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше [устном предании], который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена.
В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Раба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Б-жественное присутствие).
На иврите она не называется «стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — Тне Western Wall. Её называют так, т.к. это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.
Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.
Некоторые факты о Западной Стене
Никогда Шехина не отходит от Западной Стены (Мидраш на стих 2, 9 из Песни Песней: «…вот он стоит за стеной»).
Существуют разные мнения по вопросу о том, частью какого здания была Стена: храмового двора — азары (например, так считает Радбаз) или самого Храма (большинство мудрецов последних поколений).
Традиция молиться у Стены сорок дней без перерыва восходит к раби Шломке из Звиля.
Рав Моше Альберштам, благословенна память праведника, передавал от имени р. Давида из Лелова, что накануне каждой субботы после полудня души святых праотцев и праматерей спускаются к Западной Стене.
Рав Й.-Х. Зоненфельд не ходил к Стене больше одного раза в месяц, чтобы не угасла возвышенность молитвы (Алеф кэ-тав).
Рав Хаим Каневский учил, что лучше молиться у той части стены, где есть кровля, чем у открытой части.
Когда-то существовал обычай втыкать колышки и гвозди в Стену перед тем, как отправиться в дальний путь — это должно было защитить путника. Позже обычай отменили, т. к. подобные действия по отношению к Стене выглядели непочтительно (респонс Исмах Лев).
Площадь, примыкающая к Стене, не считается «палатами», если речь идёт о переносе вещей в субботу, потому что она предназначена для молитвы, а не для торговли.
Длина Западной Стены — около полукилометра (488 м).
Длина видимой части Стены составляет только девятую часть от её настоящей длины (57 м.)
Высота видимой части Стены — 19 м., а высота Стены полностью — 40 м., т. е. высота подземной части — 21 метр.
Стена как бы наклонена вовнутрь, каждый последующий ряд кладки несколько отступает от предыдущего вглубь, поэтому некоторые люди не подходят вплотную к камням, боясь «ступить» на те камни, которые находятся под землёй.
«Туннель» в мужской части был застроен мусульманами около 4400 (640) года, чтобы скрыть Стену, и был очищен лишь недавно. Он был открыт в 5745 (1985) году.
Тысячу лет назад, в 4793 (1033) году, произошло сильное землетрясение, которое разрушило многие строения, ещё сохранявшиеся к тому времени на Храмовой горе.
После разрушения Храма Адриан построил на Храмовой горе языческое святилище.
Затем византийцы построили христианскую церковь.
В 4398 (638) году мусульмане завоевали Иерусалим и построили «Купол над скалой» — Кипат а-Сэла (4451—691) и мечеть Аль-Акса (4473—713).
В 4859 (1099) году крестоносцы завоевали Иерусалим, убивали евреев, но не тронули Храмовую гору.
Позже Салах-ад-Дин, лидер мусульман, завоевал Иерусалим и изгнал христиан.
В результате шестого крестового похода Храмовая гора оказалась в руках христиан на сорок пять лет (с 5059—1299 по 5104—1344 год).
Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года.
Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев.
Начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, и евреи не могли приходить к Стене вплоть до освобождения Старого города в 5727 (1967) году (во время Шестидневной войны).
Сегодня к Стене в среднем приходят более двух миллионов человек в год.
Западная Стена Храма — Котель Маарави
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача. Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Стена, которую построил Шем?
Рав Овадья Климовский
Что сделал Ирод ради примирения с евреями?
Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии
Массовое благословение коэнов у Стены плача стало доброй иерусалимской традицией. Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов — храмовых священников, потомков брата Моше Ааарона, закутываются в талиты и произносят, обращаясь ко всему еврейскому народу: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость. »
Недельная глава Трума
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Трума
Почему святыня иудаизма так называется?
Рав Реувен Куклин
Сама стена как таковая не является святыней…
Можно ли подниматься на Храмовую гору?
Рав Бенцион Зильбер
Почему вокруг этого столько шумихи?
Храма нет. Только Стена.
Пустыней станет вся земля
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
О чем можно просить Всевышнего, когда молишься у Стены Плача?
Рав Мендель Агранович
Какую молитву читать, чтобы Всевышний помог жениться или выйти замуж?
Источник