- Все за сегодня
- Политика
- Экономика
- Наука
- Война и ВПК
- Общество
- ИноБлоги
- Подкасты
- Мультимедиа
- Общество
- Стена в «Игре престолов»: как она была построена и что означает ее разрушение (Telegraph, Великобритания)
- Контекст
- «Игра престолов»: новые истории о Красной свадьбе (EW)
- Entertainment weekly: И тогда Джон Сноу заплакал
- Сериал «Игра престолов» получил семь премий «Эмми»
- Разрушение «четвертой стены» в литературе
- «Евгений Онегин», Александр Пушкин
- «Приключения Алисы», Кир Булычев
- «Берегись автомобиля» Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова
- «Не оглядывайся», Фредерик Браун
- Они ломают четвертую стену! Что означает этот прием и как он используется в поп-культуре
- Комиксы
- Фильмы
- Сериалы
- Книги
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Стена в «Игре престолов»: как она была построена и что означает ее разрушение (Telegraph, Великобритания)
Драматург Антон Чехов как-то отметил, что, если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу пьесы оно должно выстрелить. И совершенно ясно, что настало время, чтобы в сериале «Игра престолов» (производства телеканала «Эйч-Би-Оу») уже прогремела пара чеховских выстрелов.
В сериале самым большим элементом опасности (постепенно нарастающей на протяжении последних семи сезонов) всегда были Белые Ходоки. И теперь они подбираются к Вестеросу.
Мы знаем, что эти таинственные существа-разрушители наводнили известный мир тысячи лет назад во времена, известные под названием Долгая ночь, ввергнув человечество в кошмарное царство ужаса.
После этого их долго не было видно, а в это время между Семью Королевствами и диким Севером была построена огромная ледяная стена, чтобы защитить южан от дальнейших нападений.
В начале самого первого сезона стена уже существовала так долго, что многие люди забыли ее первоначальное назначение, считая, что ее основная функция (как и задача разведчиков Ночного дозора) состоит в том, чтобы защищать Семь Королевств от мародерствующих одичалых или «вольного народа».
Конечно же, пока она так уж особо ни от чего не защищает. В финале предпоследнего сезона «Игры престолов» воскресший Визерион пробил стену, расплавив ее ледяным пламенем и, казалось, полностью ее разрушил.
Но что конкретно нам известно об этом самом впечатляющем архитектурном сооружении Вестероса? И что означает его уничтожение?
По размерам стена была огромна: около 200 метров в высоту и почти 500 километров в длину. На ней было построено нескольких разных замков Ночного Дозора (хотя большинство из них в течение многих лет были необитаемы — за исключением Черного Замка, Восточного Дозора-у-Моря и Сумеречной башни).
Стена была построена практически полностью изо льда (возможно, ее основание выстроено из камня), и в теплую погоду она иногда подтаивает. Однако благодаря холодному северному климату и собственному, присущему ей холоду она никогда полностью не тает. Столь долгое существование такого огромного ледяного сооружения может показаться не совсем правдоподобным, но Мартин говорит, что в создании стены почти наверняка использовалась магия, то есть мы можем легко обойти любые придирки в отношении ее неправдоподобности (как-никак, она существует наряду с драконами, белыми ходоками и огненными богами).
Обстоятельства, связанные с ее строительством, также довольно туманны, но в книгах большинство ученых согласны с тем, что она была построена около восьми тысяч лет назад полулегендарным Старком по имени Брандон Строитель.
Строить стену, предположительно, помогали Дети Леса и великаны, причем первые, возможно, также поспособствовали тому, что стена приобрела магические свойства, хотя подробности строительства окутаны тайной. Некоторые поклонники сериала даже предположили, что в строительстве стены могли участвовать сами Ходоки, поскольку стена играет роль не столько обычного заграждения, сколько символического временного прекращения войны.
Как бы то ни было, для нынешних жителей Вестероса стена существовала всегда, и сравнительно до недавнего времени почти никто из тех, кто за ней жил, не помнил, для чего.
«Мертвые не могут преодолеть стену»
Одна из самых важных особенностей стены, о которой не следует забывать, заключается в том, что, по словам Бенджена Старка в сериале (и различных других персонажей в книгах), она является не просто физическим препятствием. Белые Ходоки и армия мертвых — не те существа, которых может остановить скользкая отвесная преграда, какой бы высокой она ни была.
Контекст
«Игра престолов»: новые истории о Красной свадьбе (EW)
Entertainment weekly: И тогда Джон Сноу заплакал
Сериал «Игра престолов» получил семь премий «Эмми»
В том, что касается недавнего штурма стены, некоторые поклонники сериала предположили, что скоро станет ясно, насколько важным был жуткий эпизод в шестом сезоне, в котором Ночной Король коснулся Брана Старка и поставил на нем собственное клеймо (а впоследствии смог нарушить защиту вокруг пещеры Детей Леса). В этом эпизоде перед тем, как Ночной Король бросился штурмовать стену, Бран сказал своему предшественнику Трехглазому ворону: «Он не сможет войти».
«Теперь сможет, — ответил Ворон. — Его метка на тебе».
Некоторые утверждают, что в этом диалоге прозвучал намек на то, что решение Брана пройти через стену позволит Белым Ходокам последовать его примеру, фактически сделав магическую защиту бесполезной.
Что означают Дракон-разрушитель и разрушенная стена?
После того, как Визериона убили, разлучили с «матерью» и воскресили для служения Королю Ночи (явно не обладающему такими инстинктами, как мать), бедняге, наверное, стало немного грустно.
Шутка.
Однако важно понять, какие именно события спровоцировал дракон-вихт (если это то, чем на самом деле стал этот недавно воскресший монстр).
Если Белые Ходоки захватят Вестерос (а они, скорее всего, это сделают), мы однозначно подойдем к тому поворотному моменту, который предвидели и которого ждали многие поклонники на протяжении всего сериала.
Осталось всего шесть эпизодов, и армия Ночного Короля наверняка нападет на Семь Королевств, что приведет к безвременной смерти некоторых из наших любимых персонажей.
Можно ли вам посетить место, где стоит стена?
В принципе, да. Ледяная стена высотой почти 200 метров, которая в популярном сериале в жанре фэнтези защищает Семь Королевств от одичалых, Белых Ходоков и великанов, на самом деле является заброшенным цементным заводом в графстве Антрим, Северная Ирландия, из которого открывается вид на Ирландское море. Власти муниципалитета, на территории которого велись съемки, обратились к руководству телеканала «Эйч-Би-Оу» с просьбой не демонтировать декорации после окончания съемок.
Карьер Магераморн, который принадлежит компании Lafarge Tarmac, благодаря великолепной компьютерной графике фактически был «превращен» в стену и деревню одичалых в «Суровом доме».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник
Разрушение «четвертой стены» в литературе
Расскажем про ещё один приём, который время от времени используют писатели (и сценаристы), чтобы завладеть вниманием аудитории.
Метод разрушения так называемой «четвертой стены», когда персонаж вдруг демонстрирует, что прекрасно осведомлен о своем существовании в вымышленом пространстве, пришел из театра и стар как сама драматургия.
Термин придуман в XVIII в. французским энциклопедистом Дидро. Означает ломку воображаемой преграды между аудиторией и придуманным миром. По общепринятому театральному правилу (которое нет-нет да нарушают, об этом наш текст) зритель видит через эту стену, а актеры нет.
Еще древнегреческий комедиограф Аристофан и Уильям Шекпир баловались подобными трюками ради придания комичности происходящему на сцене. Вообще приём возник как развитие старинного театрального способа донесения информации о мыслях персонажа. Называется это «говорить в сторону» ( a parte ).
Взлом четвертой стены чрезвычайно часто используемым методом активизации внимания, который вы постоянно видите в кино (кое-где в «Бойцовском клубе», а «Дэдпул» чуть ли не наполовину состоит из этого приёма).
Но можно ли эту сценически-экранную «фишку» использовать в недраматургической художественной прозе?
Оказывается, да. И вы даже наверняка знаете несколько примеров подобного безобразия.
«Евгений Онегин», Александр Пушкин
Встречается с амого начала. Нам постоянно напоминают, что главный герой — реальный знакомый автора.
Для подчеркивания этого в текст вставлены уопоминания реальных людей, а время от времени автор пускается в разговоры со своим читателем. Один из придуманных персонажей (Буянов, упоминается в сцене именин Татьяны Лариной) описан как двоюродный брат Пушкина.
«Приключения Алисы», Кир Булычев
Постоянные антагонисты главных героев, космические пираты Весельчак У и Крыс время от времени демонстрируют чувство юмора. В более поздних книгах это время от времени выливается в проламывание «четвертой стены».
Типичная ситуация: Алисе грозит смертельная опасность, один из пиратов легко может её убить, однако сознательно не делает это, потому что «О чем же тогда Кир Булычёв будет писать книги?».
«Берегись автомобиля» Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова
Если вы не знали, то сценарий знаменитого фильма в ожидании съемок был переделан авторами в небольшую киноповесть.
Так вот, в её финале вместо сцены суда нам показывают группу советских литературных цензоров, которые шумно обсуждают, надо ли оправдать Юрия Деточкина, или отправиться ему по решению суда в места не столь отдаленные.
Спор экспертов заходит в тупик, и в этот момент конвоиры вводят самого Деточкина, который требует, чтобы цензоры немедля решили его дальнейшую судьбу. Председательствует на этом импровизированном судилище еще один персонаж повести, который в фильм не попал.
«Не оглядывайся», Фредерик Браун
Главный герой рассказа, сошедший с ума печатник, поклялся убить какого-нибудь человека, заранее предупредив его об этом. Он нашел сборник рассказов, а в нем один с подходящим заголовком. И вместо оригинальной истории, которая там когда-то была, его знакомый из типографии вставил вот этот самый текст, который читатель прямо сейчас изучает. А в это самое время наш маньяк с ножом подбирается к нему со спины.
Источник
Они ломают четвертую стену! Что означает этот прием и как он используется в поп-культуре
Смысл «Четвертой стены» очень прост — это граница между актерами и зрителями.
Термин был придуман в 18 веке философом-просветителем Дени Дидро и долгое время существовал исключительно в рамках театрального искусства. Только в 20 веке он стал ассоциироваться и с другими видами поп-культуры.
И разрушение четвертой стены со временем стало популярным ходом в различных фильмах, сериалах, книгах, комиксах, играх и так далее. Выглядеть это разрушение может по-разному. Например, персонаж может обращаться напрямую к зрителю, или закадровый голос может «ставить на паузу» фильм, чтобы пояснить какой-то поступок. Иногда хватает даже буквального кивка или улыбки в адрес аудитории.
Все эти способы разрушения в неумелых руках грубо вырывают нас из повествования. Зато в умелых — еще глубже в это повествование затаскивают, позволяя зрителю или читателю ощутить себя не просто человеком, наблюдающим со стороны, а частью истории, ее непосредственным участником.
И эту формулу до максимума доводит комикс Unbelievable Gwenpool. «Гвенпул» — это псевдоним девушки по имени Гвен Пул (Gwen Poole). Персонаж родился на волне популярности Гвен Стейси из параллельной вселенной. Карикатурную обложку, где Гвен Стейси была изображена в виде Дэдпула (в розовых тонах), превратили в полноценного героя, которого добавили во вселенную Marvel, чтобы провести эксперимент.
Смысл его прост: Гвенпул осознает, что она в комиксе. Но, в отличие от Дэдпула, который это тоже осознает, девушка способна манипулировать страницами, перемещаться по ним, использовать текстовые «пузыри», как ей угодно. В конце концов, Гвенпул может спойлерить персонажам то, что, как они думают, никто не знает.
И это выглядит очень круто и необычно. Вы не найдете ничего подобного ни в одной из актуальных серий Marvel. Причем Гвенпул удается не повторяться, максимально разнообразно используя прием разрушения четвертой стены в комиксе. На мой взгляд, этот эксперимент у Marvel удался.
Но Гвенпул, конечно же, не была первой и однозначно не будет последней.
В этом материале мы решили вспомнить самые яркие случаи, когда герои взаимодействовали со зрителем, игроком и читателем, выбираясь за границы произведений.
Комиксы
Если отбросить очевидное и не упоминать Дэдпула, который обожает общаться с читателем и упоминать другие комиксы о себе, то самым ярким примером разрушения четвертой стены в комиксах можно назвать Animal Man от Vertigo.
В этом комиксе сценарист Грант Моррисон позволяет Бадди Бейкеру сломать преграду между вымышленным и реальным мирами и в буквальном смысле встретиться с Творцом.
Еще пример — в комиксах DC есть персонаж Супербой-Прайм. Его родной мир — Земля, идентичная нашей. В ней существуют комиксы о Лиге справедливости, Супермене и других героях DC. Так вот однажды его, как и других Суперменов в Мультивселенной, просят помочь остальным, и он, попадает в комикс вместе с теми героями, о которых он читал в своем родном мире. Правда, потом он сходит с ума и начинает уничтожать всех на своем пути. Но это детали.
В комиксе Sensational She-Hulk Дженнифер Уолтерс, она же Женщина-халк, тоже периодически общается с читателем, улыбается ему и даже несколько раз случайно разбивает «пузыри» с текстом.
В спин-оффе Fables — Jack of Fables — в пятом томе появлялся персонаж по имени Eliza Wall. Это персонифицированный акт разрушения Четвертой стены. Она общается с читателем и полностью осознает себя персонажем комикса, упоминая элементы повествования и события на соседних страницах.
В различных играх от Blizzard — Warcraft 2: Tides of Darkness, Warcraft III: Reign of Chaos, StarCraft, StarCraft 2: Legacy of the Void, Heroes of the Storm — можно было услышать реплики персонажей, обращенные к игрокам, если многократно нажать на персонажа. Чаще всего это какая-то шутка или пасхалка от разработчиков.
А иногда они просто выражают неодобрение тем, что стоят без дела. Нечто подобное можно встретить и в ранней «близзардовской» игре The Lost Vikings.
Опять же Дэдпул в одноименной видеоигре Deadpool все также общается с игроком, отвлекаясь от сражений с разнообразными противниками. Например, шутит над тем, как хорошо игрок справляется с управлением и, если плохо, подсказывает, как играть лучше.
В визуальной новелле Doki Doki Literature Club одна из главных героинь — Моника — осознает, что находится в игре.
Она обращается к игроку, признаваясь ему в любви и называя его по имени администратора на компьютере. В папке с игрой появятся различные послания от нее. А если удалить файл Моники в корневой папке — персонаж умрет. Или если стримить игру, то девушка скажет, что нехорошо давать людям подглядывать, после чего выскочит скример.
Еще пример — в серии игр Metal Gear Solid есть несколько примеров разрушения четвертой стены. Например, в Metal Gear Solid босс Psycho Mantis считывает сохранения других проектов Konami на Playstation, упоминая, во что еще игрок играет в данный момент. А в Metal Gear Solid 3: Snake Eater можно было перемотать часы в настройках системы Playstation, и один из боссов умер бы от старости.
Или The Stanley Parable. В этой игре игроку нужно бродить по офисному зданию, все действия главного героя комментирует рассказчик, и иногда он обращается напрямую к игроку, не одобряя сделанный им выбор.
В Undertale есть интересная особенность. Многие персонажи в игре знают, что игрок загружал сохранения и говорят с ним об этом. Финальный босс, например, сам загружает сохранения, чтобы не позволить его победить, он «ломает» игру и так далее. А если убить всех врагов в игре, то можно получить геноцид-концовку, где напрямую говорят «Ну что, весело? Давай сотрем все и заново начнем». То есть, фактически говоря с игроком, а не с главным героем.
Но величайшие современные мастера разрушения стены — это разработчики игр по мультсериалу South Park (South Park: The Stick of Truth и South Park: The Fractured but Whole) под руководством главного сценариста, создателя оригинального мультфильма Трея Паркера. В The Fractured but Whole Картман вообще очень агрессивно комментирует действия игрока по прохождению игры. И вот что происходит, если при просмотре первой кат-сцены (где рассказчиком, понятное дело, выступает сам Картман) слишком часто нажимать «пропустить»:
Нет, чувак, посмотри, крутая сцена, тебе понравится! Не будь засранцем, смотри. Окей, окей, пропускай, говнюк, козлина (включаются завершающие титры).
Фильмы
В фильме Михаэля Ханеке «Забавные игры» представлен самый яркий пример разрушения четвертой стены в кино.
По ходу фильма постоянно упоминают зрителя, наблюдающего за пыткой семьи. Таким образом, Ханеке делает зрителя соучастником происходящего, ведь он не пытается остановить все, что происходит перед ним на экране. Убийцы в буквальном смысле смотрят в глаза зрителю, задают ему вопросы о том, кого стоит убить первым или даже спрашивают: «Вам бы, наверное, уже хотелось закончить смотреть этот фильм?».
В «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера Брэд Питт произносит один из монологов глядя прямо в камеру, а после камера начинает трястись. Или одной из фишек Тайлера Дердена была порча фильмов, добавлением в них 25 кадра с пенисом. Точно такой же кадр можно на секунду увидеть в конце фильма. Заметить его можно, если вовремя поставить на стоп-кадр.
Еще пример — в фильме Шэйна Блэка «Поцелуй навылет» герой Роберта Дауни-младшего часто комментирует происходящее на экране. Ну и как тут не вспомнить The Last Action Hero по сценарию того же Блэка, где главный герой, подросток Дэнни Мэдиган, прыгает через экран и оказывается внутри боевика ранних 90-х с Арнольдом Шварценеггером в главной роли! Большая часть фильма уходит на убеждение типичного персонажа Арни, разведенного суперкопа с извечной сигарой во рту, что вся его жизнь построена по канону некачественных блокбастеров «каким-то халтурщиком с пишущей машинкой» (то есть самим Блэком).
Очень много примеров разрушения четвертой стены в фильмах «Монти Пайтона». Например, персонажи, потерявшись в лесу, замечают операторов с камерами и понимают, что все в порядке. Или, забыв реплику, герои заглядывают в сценарий, чтобы свериться с тем, что они должны сказать. Подобных элементов очень много в разных фильмах и скетчах «Пайтонов».
Сериалы
Самый яркий пример — «Карточный домик». Фрэнк Андервуд в исполнении Кевина Спейси регулярно общается со зрителем, поясняя свои поступки, выражая эмоции или просто отпуская шутки в адрес окружающих. Этим Фрэнк как бы берет зрителя в соучастники своих злодеяний… на что в свете всех вскрывшихся фактов о Спейси теперь действительно бывает не очень приятно смотреть.
В сериале «Доктор Кто» есть множество примеров, когда персонажи разрушают четвертую стену. Зачастую это проявляется в обращениях Доктора к зрителям. Например, в серии The Feast of Steven он поздравляет их с Рождеством, а в серии Genesis of the Daleks он рассказывает зрителю прямо в камеру о том, что Далеки планируют захватить вселенную.
В аниме-адаптации манги Monogatari Series и Sayonara, Zetsubou-Sensei тоже есть яркие примеры. В первой часто упоминают различные отсылки, а еще там несколько раз упоминали различные популярные аниме-штампы. В Sayonara, Zetsubou-Sensei через персонажей открыто говорилось, что рейтинги шоу падают, поэтому скоро аниме закончится, ведь у сценаристов закончились идеи, а автор оригинала — плохой человек.
Книги
В литературе издавна практикуется сюжетный механизм с «найденной рукописью», где повествователь (он же главный герой) обращается напрямую к читателю. Строго говоря, твердой четвертой стены в книгах (в отличие от фильмов, сериалов, игр, театра и комиксов) никогда не строили — медиум не визуальный, в тексте не всегда присутствует четкая точка зрения, и даже в книгах от третьего лица есть место авторским отступлениям (как у Толстого в «Войне и мире» или у Гюго в «Отверженных»). Но есть книги (и авторы), которые заигрывают с читателем особенно эффектно.
Величайший мастер таких приемов (и величайший писатель вообще, на русском и английском языках) — это Владимир Владимирович Набоков. В его лучшем произведении Гумберт Гумберт не только спойлерит читателю концовку «Лолиты» в первой же главе:
«Можете всегда положиться на убийцу в отношении затейливости прозы»
…но и открыто играет в очень сложные литературные игры, сравнивая свою жизненную ситуацию с произведениями Эдгара По и то и дело намекая, что большую часть происходящего он мог придумать сам… и то и вовсе — все происходящее.
Сама Лолита там — не более чем пламя чресел рассказчика, свеча, отражающаяся во множестве литературных зеркал, расставленных Гумбертом одно против другого (на огромного фаната Набокова в отношении вычурности текста тоже можно положиться). Именно в бесконечности смыслов-отражений и заключается бездонная сложность, неувядающая притягательность и бессмертное качество этой гениальной книги.
Но и в менее удачных вещах Набоков использовал очень интересные приемы нарушения негласной договоренности между автором и читателем что все «происходит взаправду». Вот, например, как начинается одна из последних его вещей, написанная на английском повесть Transparent Things:
Hereʼs the person I want. Hullo, person!
Это рассказчик хищным ястребом набрасывается на приглянувшегося ему персонажа, которого он задумал сделать главным героем своей истории. В русском «переводе» Сергея Ильина все решено совсем уж буквально:
А, вот и нужный мне персонаж. Привет, персонаж! Не слышит.
Концепция ненадежного рассказчика, unreliable narrator, активно используется в триллерах и детективах, от «Убийства Роджера Экройда» Агаты Кристи до Gone Girl Джиллиан Флинн: можно ли принимать слова рассказчика в дневнике за чистую монету, если они могут быть написаны с целью что-то утаить или даже причинить вред укрывшемуся за четвертой стеной человеку? Есть, кстати, и фильм, но мы все же настоятельно рекомендуем читать книгу.
Наконец, в историческом детективе The Fifth Heart («Пятое сердце») Дэна Симмонса встречается лучшее из известных нам нарушений четвертой стены в литературе. Главный герой там — Шерлок Холмс, с помощью известного писателя Генри Джеймса расследующий серию убийств в США конца 19 века. Силой своего дедуктивного метода Холмс сумел вычислить, что он — не более чем вымышленный кем-то персонаж. Это открытие Холмса настолько расстраивает, что он подумыват о самоубийстве и вместо кокаина начинает принимать героин, позволяющий великому сыщику в буквальном смысле слова увидеть прутья литературной клетки, в которую он заточен.
Холмс схватился за два длинных повисших слова — металл был такой холодный, что обжег ему руки, — и уставился сквозь буквенную решетку с выражением человека на необитаемом острове, наблюдающего за тем, как первый увиденный им за долгие годы корабль исчезает из виду. Холмс смотрит на тебя. Он видит смутные очертания комнаты или пространства позади тебя. Он пытается разглядеть твое лицо.
Источник