Стены кремля красного кирпича

Цвет стен московского Кремля: исторические факты

Почему Кремль красный?

Московский Кремль, которым мы можем любоваться в наши дни, построили итальянцы из красного кирпича в 1485–1495 годах по заказу Великого московского князя Ивана III Васильевича. Его не штукатурили и не красили, поэтому изначально цвет стен и башен был красным.

Крепости с подобной архитектурой можно встретить и в Европе, например в Вероне и Милане. Самый характерный элемент, зубцы на стене в виде ласточкиного хвоста или буквы М, считался символом имперской власти. Его имели на своих крепостях противники папы – Гибеллины. Гвельфы, признававшие папскую власть выше светской, строили замки с прямоугольными зубцами — так в те времена можно было отличить принадлежность владельца к тому или другому клану.

В средневековой Италии вопрос, какая власть главнее — светская или духовная, был очень актуален. В прямом смысле, копий было сломано немало. Так как миланские зодчие выполняли заказ представителя светской власти, они посчитали, что имперский знак русскому властителю будет ближе.

Москва белокаменная

Вполне возможно, что словосочетание «Москва белокаменная» появилось еще в XIV веке при Дмитрии Донском, когда наиболее важные участки стены и башни изначально деревянной крепости были заменены на каменные. Укрепления из белого камня дважды спасли город от нашествия неприятеля. В XV веке эти стены были демонтированы или использованы как фундамент во время строительства укреплений из кирпича — тех, которые мы видим в настоящее время.

Читайте также:  Стена с росписью цветы

В XVIII веке, следуя веяниям тогдашней моды, цвет стен и башен изменили, кирпич был побелен. Это происходило не только в Москве, почти все крепости в российских городах красили в белый цвет. Наполеон в 1812 году видел кремль белым. После пожаров его отремонтировали и опять покрасили в белый цвет.

В начале XX века московский Кремль оставался формально белым, то есть его белили к различным событиям, но большую часть времени его стены выглядели облезлыми, покрытыми «благородной городской патиной». Даже после событий 1917 года, он оставался белым, это ни сколько не смущало большевиков.

Когда Кремль стал красным?

В июне 1941 года, было принято решение замаскировать Кремль под жилые кварталы. На стенах были нарисованы окна домов, мавзолей был накрыт фанерным колпаком в виде обычного городского здания. К слову, все было сделано качественно — налеты немецкой авиации ущерба не принесли.

К 800-летию Москвы, в 1947 году, Кремль отреставрировали, а стены и башни по распоряжению Иосифа Сталина покрасили в красный цвет, хорошо гармонировавший с духом той эпохи. С тех пор, цвет стен московского кремля поддерживают красным, периодически подкрашивая, чтобы выглядело нарядно.

Источник

Почему Кремль из белого стал красным?

Многим, наверняка, встречалось выражение «Кремль белокаменный». Да и на полотнах русских художников часто можно увидеть белые кремлевские стены и башни.

Отчего вдруг Кремль «покраснел»?

Ходит множество мифов о нынешнем – красном – цвете. Согласно одному из них, Кремль выкрасили такой краской после прихода к власти большевиков, якобы, по образу кумачового стяга. Другие же называют 1947-й год и связывают это с тогдашней советской идеологией.

Многие удивятся, но нынешние кремлёвские стены были красными … всегда!

Возвели их как военное фортификационное сооружение с узнаваемыми зубцами итальянские зодчие. Было это еще в XV веке и для кладки стен использовали … обожженный кирпич с присущим ему красноватым оттенком.

Кремлёвские стены стали белыми в 1680-м году, во времена правления самодержца Федора Алексеевича.

На его имя поступила записка, в которой испрашивалось дозволение … побелить Кремль, на что был получен положительный ответ. С того времени стены и начали белить перед большими праздниками, т.к. побелка смывалась дождями.

Вот и ответ, почему на картинах художников той поры Кремль предстаёт перед нами белоснежным.

Рассматривая старые фотографии конца XIX столетия, уже можно заметить неряшливый, пятнистый вид кремлевских стен.

Их просто стали очень редко белить, а потому по всей поверхности начала оголяться кирпичная кладка. К 1940-му году от белого цвета практически ничего не осталось.

После начала Великой Отечественной войны часть кремлевских стен разрисовали для маскировки под жилые кварталы. Своеобразное «граффити» дезориентировало немецких лётчиков, бомбивших Москву.

В 1947-м году в городе провели большую реконструкцию. Тогда же отмыли стены, где надо подкрасили и с тех пор они и приобрели свой нынешний красный цвет.

Кстати, кремлёвские стены и сейчас периодически красят «под кирпич».

Источник

Кремль

ПЕРЕСТРОЙКА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XV В.

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) — домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III — превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его — архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля — башни, стены, здания на центральной кремлевской площади — не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа — русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены — ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра — Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора — главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор — домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор — Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец — Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля — Грановитой палатой — парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари — одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади — Никольская и Фроловская, — последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Источник

Кремль: от дерева к красному кирпичу

Проходя мимо Кремля, мы не часто задумываемся, что по сути – это крепость. А между тем, это крупнейшая действующая крепость на территории Европы. Расположилась она на Боровицком холме. Именно отсюда берёт начало столица России – Москва.

Ещё до появления на этом месте Москвы, предположительно тут жили вятичи. В Ипатьевской летописи, при датировании 1147 годом, появляется первое упоминание о Москве. Хотя некоторые исследователи считают, что Москва всё же старше, чем принято считать.

Место выбрано очень удачное: крепость была заложена в устье реки Неглинки, чуть выше реки Яузы, а дополнительной защитой служили земляной вал и ров. Протяжённость крепости составляла 1200 м. Несмотря на то, что она была построена из дерева, в её надёжности не стоило сомневаться. Снаружи и изнутри стены укрепляли брёвна, которые были скреплены между собой своеобразными скобами: конструкцию удерживали поперечные короткие брёвна с сучьями крюками.

Выстояла крепость и татаро-монгольские нашествия. А в XIV веке в Москве появилась первая правящая династия – сын Александра Невского Даниил. Хотя и тут было не всё так просто. В 1319 году произошёл переломный момент для Москвы: старший сын князя Даниила Юрий получил от Орды грамоту на владение своими землями и переехал в Новгород. А его брат Иван остался в Москве, нарушив традицию переезда во Владимир. Через некоторое время в Москву стали переезжать и великие князья, а вслед за ними и митрополит Петр, тогдашний глава русской церкви. К слову Иван этот позже получил прозвище Калита.

Появление белого камня

Постепенно в крепости стали появляться белокаменные постройки. Первыми из них стали церквь Иоанна Лествичника с колокольней и собор Архангела Михаила. Построены они были с разницей в четыре года: в 1329 и 1333 годах соответственно. Они заложили будущую архитектурную концепцию Кремля, однако не сохранились до наших дней. А вот самым старым, полностью сохранившимся сооружением из белого камня стал Успенский собор, построенный в 1475—1479 годах итальянским зодчем Аристотелем Фиораванти. Именно в нём в 1547 году Иван IV (Грозный) был провозглашён первым русским царём. Далее все цари и императоры короновались шапкой Мономаха именно здесь.

Кстати, самое название «Кремль» появилось в Воскресенской летописи с датированием в 1331 году. Обозначало оно центральную укрепительную часть города.

Появление белокаменного города

Несколько раз стена терпела крупные пожары и вновь восстанавливалась. После очередного такого возгорания в 1365 году Дмитрий Донской принял решение заложить стену из белого камня. В течение зимы 1367 года из села Мячкова привозили известняк, из которого после делали камни для будущей стены, а уже весной началось строительство.

Именно при Иване III началось масштабное строительство Кремля. Дело в том, что в 1472 году он женился на Софье Палеолог – племяннице византийского императора. А так как в 1453 году Константинополь был захвачен турками, то роль православной столицы перешла к Москве. Поэтому её следовало привести в надлежащий вид. К слову, именно при Иване III Кремль обретает красный цвет.

Именно в этот период в 1475-1479 годах были построены Успенский собор, собор Архангела Михаила, дворец московского князя с Набережной, Средней Золотой и Большой Грановитой палатами. Чуть позднее в 1485-1489 годах были построены Благовещенский собор, а рядом с ним – церковь Ризоположения. А в 1505-1508 годах завершили Соборную площадь постройкой колокольни Ивана Великого. Последним штрихом в формировании Кремля стало возведение башен Кремля.

В 1586 году при Фёдоре Ивановиче была отлита царь-пушка, которая стала самой большой гаубицей в истории. Уже с приходом на царство Михаила Романова (в 1613 году), в 1635-1636 годах был построен Теремной дворец.

Несмотря на то, что в 1712 году столицей стал Петербург, Успенский собор продолжал короновать на царство своих императоров.

После прихода в Москву Наполеона в 1812 году город пришлось восстанавливать заново. По приказу Николая I были построены Большой Кремлёвский дворец, заново отстроена Оружейная палата, а также Апартаменты. Главным архитектором стал Константин Тон. Именно он смог создать гармонию между сохранившимися и новыми постройками. Именно по его задумке Соборная площадь была открыта со стороны набережной Москва-реки и плавно перешла в Боровицкую улицу.

После революции столицей вновь стала Москва. С переездом нового правительства музеи перестали быть доступны для москвичей. В этот же период были закрыты и церкви Соборной площади.

В период Великой Отечественной войны Кремль маскировали под жилое здание с помощью фальшивых окон, перекрашивания стен и натяжного рисунка, который являлся продолжением улицы.

Сейчас музеи Московского Кремля могут посетить все желающие.

Источник

Оцените статью