Стопы — «фундамент» тела!
Восходящая цепь перегрузок и повреждения при плоско- вальгусных стопах |
В начале своей практики мануальным терапевтом я столкнулся с проблемой: пациентка, у которой удалось быстро и успешно ликвидировать острые боли в поясничной области, продолжала упорно жаловаться на боль в ноге и особенно в тазобедренном суставе.
Все мои попытки что-либо сделать ни к чему не приводили, и я уже хотел было отправить ее на консультацию к «старшим товарищам» неврологам, когда обратил внимание на то, что обувь моей подопечной очень неравномерно сношена. Одна туфля была почти новой, зато вторая смята во внутреннюю сторону так сильно, будто на нее наехал КАМАЗ и всю ночь на ней простоял.
Такого я никогда не видел, и, не связывая жалобы пациентки с ее особенностью снашивать обувь, посоветовал ей все же заказать индивидуальные ортопедические стельки, чтоб не уродовать так туфли.
Тогда мне в голову не приходило, что все ее страдания связаны только с особенностями стопы.
Купив новую обувь и вложив в нее ортезы (ортопедические стельки), моя пациентка забыла о болях меньше, чем за неделю. Единственное, что ее беспокоило тогда – это чрезмерная жесткость стелек (стопа в них уставала при долгой ходьбе) и слишком высокая цена.
Про ортезы Formthotics я узнал, когда учился на курсах повышения квалификации в МАПО, где и познакомился с Нечаевым Владимиром Ильичом, первым врачом, начавшим работать со стельками Formthotics в России. Именно он настоял на необходимости введения в практику нашего кабинета этой технологии. Быстрота изготовления, практичность и преимущества этих ортезов перед аналогичными изделиями привели нас к тому, что мы стали региональными представителями фирмы «Подиатр», являющейся официальным дистрибьютором данной технологии.
Изгибы наших стоп так же индивидуальны, как прикус зубов. Поэтому «типовые», стандартные стельки – такая же нелепость, как одинаковые «для всех» изделия стоматолога-протезиста. В практике постоянно приходится сталкиваться с неодинаковостью правой и левой ног. Это в свою очередь приводит к перегрузкам и болям в суставах, скручиванию таза, нарушениям осанки. И в такой ситуации любые попытки ортопеда или мануального терапевта что-либо исправить будут тщетны, пока не будут устранены изъяны стоп.
Какая связь между этими, казалось бы, отдаленными частями тела: стопой и позвоночником? Прямая!
Наше тело от стоп до макушки – это отточенная эволюцией конструкция, где все звенья взаимосвязаны.
Стопы – «фундамент» тела, а изъяны фундамента неизбежно вызывают перекос всей конструкции, нарушают осанку и походку человека, приводя к болям в позвоночнике и преждевременному износу суставов. По данным литературы, не менее чем у 80% населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую или опосредованно связанные с деформациями стопы. Начальные элементы деформаций и функциональные недостатки стоп и осанки закладываются в детстве и следуют за человеком в его взрослую жизнь.
Для коррекции стоп из многих известных методов мы выбрали наиболее оптимальный – технологию Formthotics (Новая Зеландия) – последнее слово в теории и практике подиатрии. Она не имеет себе равных по сочетанию простоты, эффективности и стоимости. Ортезы Formthotics изготавливаются из сверхлегких термопластичных заготовок прямо в присутствии пациента. В отличие от других стелек, Formthotics оптимизируют положение стоп не только в статике, но и в динамике, моделируя рисунок движения отдельных частей стопы во время ходьбы. Технология «динамичного» снятия отпечатка полностью учитывает индивидуальные особенности изменения формы стопы во время всего шагового цикла. Это принципиально отличает ортезы Formthotics от всех других подобных приспособлений, в которых учитывается только одномоментное положение стопы.
Амортизирующие свойства материала, из которого изготовлены ортезы, обеспечивают рессорность по всей поверхности стопы, создавая поддержку продольного и поперечного свода стопы. Восемь степеней жесткости от «упруго-жестких» до «мягких» и «очень мягких», комбинирование разных по плотности материалов позволяют учесть потребности каждого пациента, будь то спортсмен-профессионал, пожилой человек или больной диабетом.
Еще одна очень важная особенность данной технологии – возможность коррекции вальгусной, варусной деформаций и других индивидуальных погрешностей стопы специальными модулями-подкладками. После тщательного обследования специалистом-подиатром, проведения ряда тестов выбираются локализация и толщина подкладки. Это очень ответственная часть работы, от нее зависит, будут ли работать суставы стопы по оптимальным биомеханическим осям или нет. Каждый знаком с ощущениями «не комфорта», когда стоматолог после пломбировки оставил несколько микрон лишнего пломбировочного материала. Так и стопа в неудобном ортезе вряд ли будет чувствовать себя хорошо. Зато удачная стелька обеспечит вам хорошее самочувствие.
Одним из основных достоинств предлагаемой нами методики изготовления индивидуальных ортопедических стелек является то, что при помощи этих стелек можно проводить так называемую этапную коррекцию. Если пациенту сразу изготовить стельки с полной коррекцией имеющихся у него деформаций, то ношение таких стелек будет затруднительно, к ним будет сложно привыкнуть. Технология Formthotics позволяет постепенно увеличивать степень коррекции, давая время стопе адаптироваться к новым более правильным условиям.
Этапная коррекция позволяет планомерно увеличивать выраженность всех сводов стопы, что обеспечивает безболезненность и комфорт для пациента на всех этапах лечения. Мы рекомендуем проводить этапную коррекцию через 2-3 месяца после изготовления стелек.
Самое главное, что предлагаемые нами стельки могут многократно корректироваться, это значит, что вам не придется каждый раз покупать новые стельки! Вы просто приносите свои стельки, и доктор увеличивает степень коррекции.
Источник
Консультация для воспитателей «Стопа — это фундамент тела»
Ольга Чурсина
Консультация для воспитателей «Стопа — это фундамент тела»
СТОПА – ЭТО ФУНДАМЕНТ, НА КОТОРОМ СТОИТ ЗДАНИЕ – ВАШЕ ТЕЛО
(консультация для воспитателей)
Стопу можно сравнить с картой всего организма; нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «Представительства» на ней. Современный ребенок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому после дневного сна и в течении дня дошкольники обязательно должны ходить босиком по разным поверхностям.
Ежедневно рекомендуется проводить с детьми среднего и старшего возраста закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять один раз в неделю.
«ПОИГРАЕМ С НОЖКАМИ» (закаливающий массаж подошв)
1. Подготовительный этап
-удобно сесть и расслабится;
— смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку);
2. Основная часть
— одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу; другой погладить стопу от пальцев до щиколотки;
-сделать разминание стопы всеми пальцами;
-погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам;
-похлопать подошву ладонью;
-согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз;
-покатать ногами (подошвами) палку, не сильно нажимая на нее;
-растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы;
3. Заключительный этап
— погладить всю стопу от пальцев до щиколотки;
— посидеть спокойно и расслабиться.
Комплекс можно сопровождать стихами:
— Мы ходили, мы скакали.
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
— На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
— Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда!
— Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
И не отвлекайся.
— По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно –
Это всем давно понятно.
— Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй догони!
— Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз –сгибай, два – выпрямляй
Ну, активнее давай!
— Вот работа, так работа, палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
— В центре зону мы найдем,
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ
Упражнения в положении сидя
1. Сгибание и разгибание стоп.
2. Сжимание и разжимание пальцев.
3. Круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны.
4. Поворот стоп подошвами внутрь.
5. Захват и удержание подошвами округлого предмета (мяча, кегли и т. д.). Сжимание резинового мячика подошвами.
6. Катание подошвами округлого предмета.
7. Поперечные удары носками и пятками в пол.
8. Захват и подъем с пола мелких предметов (прямыми и скрещенными ногами).
9. Сгибание пальцами ног ткани, лежащей на полу.
10. Катание на велосипеде. Важно, чтобы ребенок нажимал на педали пальцами, а не серединой стопы.
Упражнения в положении стоя
Эти упражнения лучше делать, держась за опору на уровне груди.
1. «Сокращение» стоп.
2. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятки.
3. Сведение и разведение пяток, стоя на носках.
4. Приседание на носках.
Упражнения, выполняемые при ходьбе
1. Ходьба на носках.
2. Ходьба на пятках.
3. Ходьба на наружных краях стоп.
4. Ходьба по ребристой доске.
5. Ходьба по дорожкам «Здоровья».
В детском саду такую дорожку можно сделать самостоятельно. Ее можно использовать на физкультурных занятиях, в групповых комнатах после дневного сна и в течении дня. Дорожка состоит из восьми цветных квадратов напольного покрытия размером 30*30 см. Между собой квадраты соединены цветными шнурами.
1-й квадрат: «следы» стоп длиной 18см из искусственного меха.
2-й квадрат: по всей поверхности пришиты разноцветные «бусы-палочки» размером 5*5мм.
3-й квадрат: сделан из жесткого напольного покрытия «трава» размером 18*18см.
4-й квадрат: на поверхности закрепляется канат длиной 160 и диаметром 1,5см, уложенный змейкой.
5-й квадрат: сделан из массажного коврика размером 18*18см.
6-й квадрат: пришиты пуговицы разного размера (диаметром 4, 3, 2см и т. д.) – всего 28 штук.
7-й квадрат: крепится мягкий поролоновый круг диаметром 19см и толщиной – 3,5см, который сверху покрывается кож-заменителем.
8-й квадрат: использован разноцветный обруч, разделенный на 6 частей длиной 28см каждая. Части крепятся на расстоянии 2см друг от друга.
Материал: ткань, вата, пуговички без ножки.
Цель: профилактика плоскостопия; развитие умения сохранять равновесие на ограниченной плоскости.
Содержание упражнений: ходьба по «удаву».
«ДОРОЖКА ПО СЛЕДАМ»
Материал: коврик туриста, клеющаяся пленка.
Цель: развитие координации, внимания, прыгучести.
Содержание упражнений: ходьба и прыжки по «следам», наступая по направлению следа.
Материал: поролон, крышки от пластиковых бутылок, клей.
Цель: профилактика плоскостопия.
Содержание упражнений: ходьба и бег по коврику.
Консультация «Детский садик — фундамент школы» Уважаемые родители! Сегодня мы все собрались для того,что бы поговорить о детском садике. О его значении и важности. Ответьте пожалуйста.
Движение — фундамент здоровья детей Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим подразумевают ограничение двигательной активности,.
Консультация для воспитателей «Интересная прогулка» Консультация для воспитателей «Интересная прогулка» Воспитатель: Макарова И. Е. ]Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение.
Консультация для воспитателей «Патронаж семьи» Патронаж семьи (Консультация для педагогов) Уважаемые воспитатели! Наступил сентябрь – время для первого посещения семей ваших воспитанников.
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию Консультация для воспитателей на тему «Растим патриотов» Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач.
Консультация для воспитателей ПРС по ФГОС ПРС ПО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных.
Консультация для воспитателей «Режиссерская игра» Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей, систематизировать и углубить знания педагогов по теме «Режиссерская игра» План:.
Консультация по ФГОС для воспитателей Что такое ФГОС дошкольного образования? «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих.
Лего-конструирование в ДОУ (Консультация для воспитателей) В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились.
Родительское собрание (с помощью метода фасилитации) «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка» ТЕМА: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка» Цель собрания: обогатить представления родителей об умственном развитии.
Источник