Строительный материал для стен храма

Чем штукатурить стены в храме?

Подходя к вопросу росписи храма, мы начинаем задумываться: как подготовить стены под роспись? Какими штукатурными смесями пользоваться? Какие минусы и плюсы штукатурных составов. Штукатурка для храмовых стен должна обладать хорошей паропроницаемостью и устойчивостью к переменам температурно – влажностного режима.. Из всего многообразия строительных материалов рассмотрим два вида штукатурок: гипсовую и известковую.

Гипсовая штукатурка

Гипсовая штукатурка имеет свои плюсы и минусы. К достоинствам можно отнести:

  • Гипс – природный материал, так что в составе вы не найдете вредных веществ.
  • Гипс не усаживается, поэтому поверхность получается идеально ровная, без трещин.
  • Гипсовая штукатурка обладает хорошей тепло и звукоизоляцией.
  • Она пластична, работать гипсом проще и быстрее, чем другими растворами (за что её и любят мастера).
  • В один слой можно нанести до 60 мм толщиной.
  • Довольно высокая цена по сравнению с другими штукатурными смесями.
  • Гипсовая смесь быстро застывает, поэтому приходится замешивать лишь небольшие объемы.
  • И самый весомый минус — высокая гигроскопичность (большое влагопоглощение и минимальная отдача)

Гипсовая штукатурка хорошо впитывает влагу, поэтому не используется для оштукатуривания помещений с повышенной влажностью и помещений с большим скоплением людей.

Известковая штукатурка

Преимущество известкового раствора.

  • Хорошо подходит к любым поверхностям, применяется для оштукатуривания стен с влажностью менее 60%.
  • Раствор достаточно эластичен, благодаря чему снижается появление трещин при засыхании.
  • Обладает хорошей паропроницаемостью. и бактерицидными свойствами.
  • Раствор долго не застывает, поэтому его можно замешивать большими объемами.
  • Экономичная цена по сравнению с другими растворами.
Читайте также:  Стена брестской крепости с надписью

К недостаткам можно отнести:

  • В отличие от известкового раствора, для слоя штукатурки 60 мм понадобится двух, трехкратное нанесение с обязательным монтированием армирующей сетки и просыханием каждого слоя, что соответственно увеличивает время и трудоёмкость работ.
  • Такой раствор всё-таки боится воды, но при добавлении небольшого количества цемента этот раствор практически лишается недостатков.

Поэтому известковая штукатурка может использоваться как для внешних, так и для внутренних работ. Именно отделку известковой штукатуркой можно назвать канонической отделкой храма.

Источник

Штукатурка

Для осуществления росписей стен храма требуется качественная основа: необходимо подготовить основание стен, защитить поверхность стены от плесени, сырости и растрескивания, чтобы обеспечить долговечность росписи. Традиционный способ выравнивания поверхности — это известковая штукатурка.

Профессиональная штукатурка в храмах

Штукатурка стен храма-дело непростое! Храмы имеют более сложную архитектуру по сравнению с жилыми помещениями, также отличаются способ нанесения и составы штукатурных смесей. Люди, не сведущие в данном деле, могут наделать серьезных технологических ошибок, которые приведут к производству покрытия низкого качества и к необходимости заново проводить штукатурные работы.

При осуществлении росписей на стенах храмов художники артели «Византия» очень часто сталкиваются с проблемой некачественного покрытия: растрескивание штукатурки, частичного отслаивания и т д. К сожалению очень многие настоятели с целью сэкономить денежные средства обращаются к специалистам «широкого профиля», не вникая в тонкости процесса нанесения штукатурки и ее состава. В итоге получается довольно плачевная ситуация. Возникает вопрос переделки штукатурного слоя, иногда даже полной замены, что приводит к еще большим финансовым затратам на производство штукатурных работ. Чтобы этого не произошло, обратитесь к специалистам в этой области, к штукатурам артели церковной живописи «Византия».

Очень долгое время мы наблюдали за этим процессом со стороны, не оказывая весь спектр услуг по штукатурным работам, осуществляя только росписи. Со временем стало понятно одно: необходимо самим включаться в этот процесс, чтобы ни в коем случае не допустить этих ошибок. Мы набирались опыта, советовались со специалистами в данном вопросе и теперь сможем самостоятельно осуществить эти работы с надлежащим качеством.

Состав штукатурной смеси.

Как мы уже говорили выше, огромное значение имеет состав штукатурной смеси. Для более бюджетного штукатуривания стен храма применяют известковый раствор, который можно изготовить самостоятельно. Раствор готовится на основе извести, песка и небольшого количества цемента в нужных пропорциях.

Для шпаклевания стен применяется в основном известковая шпатлевка на основе белого цемента в мешках любого производителя, который есть в данном регионе. Для более качественного покрытия применяются материалы фирм производителей, изготавливающих смеси специально для оштукатуривания стен храма. Такие профессиональные смеси стоят дороже, чем обычные.

Ни в коем случае не производятся работы с помощью гипсовой штукатурки. У гипсовых смесей очень большое влагопоглощение и специалисты в этой области не рекомендуют производить работы таким составом!

Работники артели церковной живописи «Византия» осуществят осмотр стен храма, подберут правильную технологию, составы штукатурных смесей и качественно и в срок осуществят весь спектр действий штукатурных и шпатлевочных работ. При возникновении сложных ситуаций пригласим технолога фирм производителей штукатурных смесей.

Как выполняется штукатурка

Перед началом работ специалист артели «Византия» выезжает на объект, производит осмотр стен храма, обсуждает объем работ, необходимые материалы, технологию, сроки. После всех согласований заключается договор, далее непосредственное выполнение штукатурных работ по договору.

Мы осуществляем штукатурные мероприятия оперативно и на должном уровне качества. Ответственно подходим к выравниванию стен, сводов, потолков, арок, чтобы подготовить идеально ровную поверхность для росписи стен храма. Результатом наших усилий становится прочное и ровное основание, идеально подходящее для окрашивания.

Строительные леса

Для осуществления в храме штукатурных работ на высоте возводятся строительные леса. Они обеспечивают не только комфорт во время производства штукатурных работ, но и безопасность мастеров, находящихся на высоте.

Из чего изготавливают строительные леса

В изготовлении лесов ,как правило, применяются металлические и деревянные материалы, способные выдерживать большую нагрузку. Строительные леса из металла могут быть модульные и рамные. К рамным относят штыревые, флажковые леса и вышки-туры. Модульными являются хомутовые, клиновые, подвесные и непосредственно модульные. Флажковые строительные леса недорогие, быстро и легко собираются. Их часто используют для выполнения штукатурных работ на зданиях с прямыми стенами. Горизонтальные элементы штыревых лесов крепят вводом штырей в трубки, которые приварены к стойкам. Штыревые леса очень схожи по технологическим характеристикам с флажковыми лесами. Вышка-тура является наиболее выгодным для небольшого ремонта. Такие леса применяются при небольших площадях оштукатуривания, так называемым точечным оштукатуриванием стен. Они также просто собираются, легко перемещаются и оптимальные по цене. Клиновыми леса назвали потому, что фиксирующую функцию выполняют клинья из стали, которые вбиваются молотком, что обеспечивает надежность и способствует выдерживанию нагрузки. Название хомутовых лесов произошло от хомутов, которыми соединяют элементы лесов. Такие леса очень прочные, но их сложнее собрать. Они способны обеспечить доступ к любой поверхности стен храма, сводам, аркам, незаменимы в купольной части. Леса могут создавать ярусы разной высоты, что создает дополнительные удобства при дальнейшей росписи стен храма. Такие леса считаются наиболее удобными для художников, которые осуществляют росписи качественно и в более короткие сроки!

Подвесные леса не используют для оштукатуривания стен храма. Модульные леса — второе название системные. Элементы этих лесов соединяются при помощи клино-дисковых или чашечных креплений.

Выбор строительных лесов.

Устанавливая строительные леса следует обращать внимание на архитектуру храма, оценивать общий метраж выполняемых работ и временной интервал. Наиболее удобными для производства работ в храме являются хомутовые леса. Чтобы сэкономить денежные средства и время можно комбинировать несколько видов лесов. Но не следует забывать, что самым главным при выборе строительных лесов является человеческая жизнь, безопасность специалистов, выполняющих работу на высоте. В связи с этим до начала производства работ обязательно нужно убедиться в надежности, прочности строительных лесов. Целесообразно проверить также имеются ли удобные и безопасные лестницы, страховочные бортики, не забыть про проверку на надежность узлов крепления.

Цены на штукатурные работы.

Стоимость выполнения штукатурных работ в храме определяется после проведения экспертизы готовности храма к этому процессу и выбора оптимального технологического решения.

Стоимость всего комплекса штукатурных работ от 1000 до 1500 руб за кв.м. без учета стоимости материалов. Стоимость установки лесов — 250 руб за кв.м. Стоимость разборки, выноса и складирования лесов — 150 руб за кв.м.

Прочие расходы.

Транспортные расходы составляют 4%, налоговые-6%. В случае проведения работ за пределами Московского региона транспортные, логистические и командировочные расходы рассчитываются индивидуально.

Стоимость подготовки помещения храма к работам (укрытие иконостаса, полов) рассчитывается индивидуально.

Обращайтесь за производством штукатурных работ к специалистам артели «Византия» и вы получите полный комплекс качественных услуг – от подготовки храмовых стен до нанесения художественной росписи и дальнейшего покрытия росписи защитными составами.

Источник

Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве

Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве

Наружные поверхности кирпичных храмов могут быть украшены выступающими элементами фигурного кирпича, в т.ч. карнизами, обрамлениями окон и дверей, декоративными фризами, аркатурным поясом и т.д.

Стены могут быть отделаны также известково-песчаной, известково-цементной штукатуркой, а также натуральным камнем. Использование цементно-песчаной штукатурки не позволяется ввиду ее паронепроницаемости. Штукатурными могут быть декоративные элементы стеновых поверхностей и карнизов.

Виды штукатурок (простая, улучшен­ная и высококачественная) должны устанавливаться проектом.

Высококачественная и улучшенная штукатурки должны выполняться путем нанесения слоя обрызга, одного или нескольких слоев грунта и накрывочного слоя, а простая штукатурка — путем нанесения слоя обрызга и одного слоя грунта.

Штукатурка фасадов должна производится сверху вниз захватками, начиная от венчающего карниза здания.

До начала работ по оштукатуриванию фасадов должны быть установлены коробки дверей и окон, по­ставлены ухваты для водосточных труб, установлены крепления пожарных лестниц, закончено устройство козырьков, поясков, карнизов и т. п.

Внутреннее оштукатуривание по­верхностей храма надлежит выполнять из растворов на извести, позволяющих вести роспись различными красками.

Выступающие кирпичные и деревянные архитектур­ные детали (карнизы, пояски и т. п.), места сопряжении деревянных частей зданий с ка­менными, кирпичными и бетонными конструк­циями, а также другие поверхности в случае необходимости нанесения на них штукатур­ного намета общей толщиной более 20 мм должны до оштукатуривания покрываться металлической сеткой с размером ячеек 10х10 мм или плетением из проволоки с ячей­ками не крупнее 40х40 мм.

Места сопряжения оштукатуриваемых кон­струкций, выполненных из разных материа­лов, обиваются металлической сеткой на 4— 5 см по обе стороны стыка.

Средняя общая толщина штукатурного на­мета не должна превышать для простой шту­катурки 12 мм, улучшенной 15 мм и высоко­качественной 20 мм.

Толщина слоя накрывки после ее вы­равнивания и затирки войлочными терками должна составлять не более 2 мм. Для на­ружных декоративных штукатурок толщина накрывки должна составлять 4—7 мм и нано­ситься по окрепшему, заранее нарезанному грунту.

Для защиты оштукатуренной поверхности здания от атмосферных осадков ее обрабатывают гидрофобной жидкостью, которая состоит из 2 ч по массе метилсиликоната натрия и 98 ч. воды. В известковые или цементно-известковые растворы перед нанесением на фасад вводят гидрофобизирующие добавки.

Для вытягивания свода в центре свода устанавливают жесткую ось и на ней укрепляют шаблон-лекало таким образом, чтобы оно свободно держалось и вращалось, а между лекалом и стенками свода оставалось пространство, равное толщине штукатурки. Когда на своде расположены тяги или карниз, сначала вытягивают гладкие места свода захватками, идущими сверху вниз, а затем тяги.

При вытягивании карнизов, поясков в круглых помещениях в правилах делают пропилы на половину толщины и сгибают в сторону пропилов. При вытягивании тяг с наружной стороны вместо правила можно навесить канат, примороженный гипсом. Для шаблона салазки и полозок делают вогнутым или выпуклым.

Штукатурные наличники криволинейной формы у оконных и дверных проемов могут быть тянутыми или гладкими. Наличники без тяг выполняются по приставным лекалам, вырезанным из широких досок, фанеры или ДВП по кривым, образующим форму наличника. В пространство между лекалами наносят раствор, который разравнивают и затирают.

Архитектурные детали оштукатури­ваемых поверхностей (карнизы, тяги и др.) могут выполняться из сборных элемен­тов. Способы крепления деталей назначаются проектом. В исключительных случаях допу­скается применение тяг сложного профиля.

Лепные работы

Лепные изделия, доставленные на стройку, должны быть готовыми к установке и не требовать дополнительной обработки.

Установка лепных изделий на оштукатуренные поверхности должна производиться только после затвердения и просушки штука­турки.

Архитектурные лепные детали фаса­дов устанавливаются одновременно с кладкой стен и закрепляются за арматуру, заложен­ную в конструкцию. Арматура должна быть защищена от коррозии. Способ крепления де­талей должен предусматриваться проектом отделки фасада.

На наружных частях зданий лепные детали, как правило, должны изготовляться из цементных растворов. Гипсовые детали должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков водостойкими покрытиями (олифа, парафин).

Крепление архитектурных деталей должно производиться с соблюдением следующих требований:

а) легкие погонные и штучные гипсовые детали высотой до 10 см и бетонные до 5 см крепят к поверхностям простой присадкой (примораживанием) на гипсовом или цементном растворах;

б) детали среднего веса (гипсовые высо­той более 10 см и цементные высотой более 5 см) крепятся на костылях, шурупах и пр., одновременно примораживая их на растворах;

металлические части крепления должны при­меняться из нержавеющего металла или оцинковываться;

в) тяжелые детали, изготовленные с кар­касом из стальной арматуры, крепятся с ее помощью к основным конструкциям здания; способ крепления особо больших элементов должен указываться в проекте здания.

Камнерезные и облицовочные работы

Резной естественный камень применяется для декоративного убранства фасадов современных храмов в основном в карнизах, оконных наличников и обрамлений порталов входов. Внутри резной камень используется в основном в капителях колонн, а также при выполнении иконостасов и киотов.

Облицовочные плиты и камни изготов­ляются путем раскалывания или распиливания блоков-полуфабрикатов из природного камня.

Выбор фактуры лицевой поверхности облицовочных плит и камней производится в соответствии с требованиями проекта.

К профильным элементам облицовки стен относятся цокольные плиты и кордонные камни, обрамления порталов, пояски, карни­зы, подоконные плиты, плин­тусы и т. п.

Конструкция облицовки вертикальных поверхностей должна устранять возможность проникания влаги через стыки облицовочных деталей.

Растворы, применяемые для облицо­вочных работ, не должны содержать растворимых солей, образующих высолы на поверх­ности облицовки.

Стальные элементы конструкций, примыкающие к облицовке, а также стальные крепления, используемые для монтажа плит и деталей облицовки, должны быть защищены от коррозии.

Наружные облицовочные работы должны производиться преимущественно одновременно с кладкой стен; при этом следует учитывать усадку раствора в швах кладки стен.

Плиты и детали наружной облицовки, за исключением облицовки на относе, устанавливаются на растворе. Крепежные детали (скобы, пироны, крючья) должны быть оцин­кованы или изготовлены из нержавеющей ста­ли. Для крепления плит мраморной облицовки применяются детали латунные, медные (обмедненные) или из нержавеющей стали.

Барельефы и горельефы должны монтироваться одновременно с облицовкой стен.

Облицовка мрамором панелей стен, а также балясника и косоуров лестниц должна производиться до облицовки пола и сту­пеней.

Для облицовки фасадов применяются плиты и детали из гранитов, плотных известняков и песчаников, белых мраморов, туфов и др.

В целях предотвращения коррозии облицовки и появления высолов необходимо соблюдать следующие требования:

а) верхние грани всех выступающих гра­нитных деталей (карнизов, поясков, сандриков) должны иметь уклон наружу для стока воды и капельники;

б) уширение верхней плоскости гранитных карнизов между пилястрами и гранитного цо­коля необходимо перекры­вать плитой;

в) верхние плоскости карнизов, поясков и сандриков из известняка и песчаника должны иметь металлические покрытия;

г) в местах, где облицовка из известняка устанавливается на гранитное основание, горизонтальные выступы гранита не допу­скаются.

Внутренняя облицовка природным камнем

Для облицовки поверхностей должны применяться плитные и профильные детали из мрамора и гипсового камня.

Фактура облицовочных деталей должна быть зеркальной или лощеной, что определяется проектом.

Облицовка стен должна выполняться до устройства покрытия пола.

Облицовочные изделия из мрамора в целях сохранения их декоративных качеств устанавливаются с относом от стен без за­ливки раствором. Смежные плиты рисунча­тых мраморов подбираются по цвету и ри­сунку.

Плиты и детали сопрягаются насухо с толщиной шва между ними в 1 мм с точностью ±0,5 мм. Швы заделываются гипсом, окрашенным в цвет камня.

Заливка раствором зазора между облицо­вываемой конструкцией и плитами производится слоями за несколько приемов, во избе­жание смещения плит.

Полы в храме рекомендуется выполнять из шлифованного природного камня, керамики или дерева, допускающих мокрую уборку. Предпочтение следует отдавать камню типа доломит, хорошо впитывающего влагу, имеющего не скользкую поверхность и теплого, что особенно важно при коленоприклонениях во время богослужений.

При реконструкции храма и устройстве новых полов не рекомендуется устройство цементной стяжки, которая препятствует испарению влаги, которая может при этом концентрироваться в стенах, что приведет к появлению высолов, грибка и разрушению стен.

Мозаика

Для изготовления мозаик применяется смальта – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок но можно взять и разноцветные квадратики из камня. Каждый материал имеет свои особенности. Камень не прозрачен и не светится изнутри как смальта. Смальта имеет ряд неоспоримых достоинств: это покрытие очень морозостойкое и жаропрочное, поэтому стеклянную мозаику можно применять на фасадах. Благодаря широкому выбору цветов из смальты можно создавать любые мозаичные композиции. Сегодня для изготовления мозаик чаще всего используют не чистую смальту (поскольку она весьма дорога), а ее сочетание со стеклом с добавлением авантюрина и стекла с сусальным золотом.

В современной практике используют технологию набора мозаичных композиций в условиях художественных мастерских на основу их полимерной сетки при помощи клеящих составов типа цементно-полимерного состава «КЕРАБОНД» с добавлением дисперсии «ИЗОЛАСТИК» увеличивающей пластичность клея. Готовые мозаичные композиции наклеиваются на подготовленные поверхности клеящими составами.

Основанием под римскую мозаику служит известковый грунт, состоящий из гашеной извести (1 часть), мелкого кварцевого песка (2 части), сухого пигмента (до 20% от массы песка).

Основанием флорентийской мозаики, состоящей из подобранных по рисунку пластин шлифованного мрамора, служат асбестоцементные плиты, к которым они приклеиваются клеем.

Окрасочные работы

Перед окраской фасадов должны быть покрыты все оконные сливы, пояски, сандрики и другие выступающие архитектурные детали, закончено устройство желобов и свесов кровли.

Материалы для окрашивания фасадов должны быть долговечными. Из современных лакокрасочных материалов для этой цели используют известковые, органосиликатные (ВН-30, ОСМ-5), кремнийорганические (КО-174) эмали, перхлорвиниловые фасадные краски (ХВ-161), фасадные краски на основе хлорсульфированного по­лиэтилена (ХП-71Ф), эмульсионные казеиновые краски. Воднодисперсионные краски применять не рекомендуется в связи с их низкой атмосферостойкостью. Не следует применять также алкидно-акриловые краски с органическими пигментами, так как происходит быстрое выгорание пигментов, а покрытия притягивают пыль и быстро загряз­няются.

Традиционным является окрашивание кирпичных и оштукатурен­ных фасадов зданий храмов известковыми красками на основе маломагнезиаль­ной извести с добавкой неорганических пигментов или силикатов. По­крытия на основе известковых красок декоративны, отличаются ярко­стью цвета. Применение магнезиальной и доломитовой извести заметно снижает срок службы таких покрытий. Чтобы продлить их службу, в краски вводят парафин, алюмокалиевые квасцы, гидрофобизирующие средства или проводят дополнительную обработку поверхности гидрофобизаторами. Гидрофобизацию окрашенных известковыми красками фасадов проводят с помощью алкилсиликонатов натрия (ГКЖ-10, ГКЖ-11), полиэтилгидридсилоксана (ГКЖ-94), силазанов (174-71 бывш. К 15/3).

Окрашивание проводят по кирпичу или прочному штукатурному слою после завершения фасадных работ. При наличии дефектов после очистки поверхность штукатурки перети­рают известью (известковым тестом), смешанной, с мелкодисперсным отмытым песком в соотношении 1:1,2. Грунтом под известковые краски служит известковый мыловар, следующего состава, кг: известь-кипелка 1,2-2,0, олифа, мыло хозяйственное 0,15-0,2, вода не более 0,025-0,3 10 л.

Для увеличения адгезии в известковые краски, содержащие большие количества пигментов, можно вводить 35—40 г/л казеина.

При окраске фасадов перхлорвиниловыми красками поверхности, в случае необходимости, шпаклюются перхлорвиниловой шпаклевкой и огрунтовываются 5%-ным перхлорвиниловым лаком.

При окраске внутренних поверхностей поливинилацетатными составами поверхности следует подготовлять так же, как и под мас­ляную окраску, с обязательной огрунтовкой перед покраской поливинилацетатной грун­товкой

Силикатная многоступенчатая окрасочная система «Кайм-Фарбен» (Германия) предназначена для наружных и внутренних работ. Широкая палитра глубоких бархатистых цветов позволяет выполнять монументальные росписи на фасадах и в интерьерах храмов, напоминающие древние фрески. Окраска может вестись по цементной штукатурке, бетонному основанию и натуральному камню. Как система, окраска может вестись с использованием «каймовских» штукатурок, грунтовок и шпаклевок, обеспечивающих высокое качество и долговечность.

Альфрейные отделки поверхностей, как правило, производятся по высококачественным ма­лярным покрытиям. Отделка поверхностей с окраской от­дельных участков (панелей, фризов, бордюров и т. п.) в различные цвета производится так, чтобы линии стыков окрашенных участков были декорированы филен­ками или багетами с соответствующим обра­зом подобранным цветовым тоном, объединяю­щим участки с различными цветовыми тонами в одно гармоническое целое.

Фресковая живопись

Фресковую роспись наносят на специаль­ную штукатурку, которую выполняют по кирпичным, каменным и бетонным поверхностям при соблюдении следующих условий:

кирпичные поверхности не должны выделять солей, кладка должна быть выполнена на известковых или смешанных растворах с применением пуццоланового портландцемента;

бетонные поверхности из обычных портландцементов без специальной их подготовки непригодны для исполь­зования под фресковую роспись из-за известковых со­лей, выделяемых во время твердения из цементных растворов. В этом случае де­лают защитную облицовку с отделением штукатурки от бетона с нанесением ее на металлическую сетку, закрепленную на каркасе, с обя­зательным образованием воздушной прослойки толщи­ной 2. 3 см между бетоном и штукатуркой;

поверхности из природного камня — неплотного из­вестняка, туфа и песчаника — лучшие основания для фрески, но и они перед оштукатуриванием должны быть обработаны бучардой для более прочного сцепле­ния со штукатуркой.

Для оштукатуривания под фреску применяют известко­вые растворы с использованием воздушной строительной извести первого сорта с содержанием оксида магния не выше 3 %. Гашеную известь в тесто добавляют только после годичного ее выдерживания, а известь-пушонку после смешивания с водой до тестообразного состояния выдерживают не менее двух недель. Для особо ответственной монументальной фресковой живо­писи рекомендуется использовать наиболее чистые раз­новидности извести, получаемые обжигом белого мра­мора с содержанием углекислого кальция (СаСОз) око­ло 99. 99,5 %.

Наполнителем для раствора служит промытый реч­ной песок различного зернового состава в зависимости от назначения раствора.

Стена, предназначенная для фресковой живописи, сначала покрывается известково-песчаной штукатуркой толщиной слоя 3-4 см с шероховатой поверхностью. Следующий слой с мелкозернистым кварцевым песком, предназначенный под живопись щелочеустойчивыми пигментами на воде, накладывается на плоскость такого размера, какую можно записать за один сеанс до засыхания штукатурки. При больших размерах росписи, когда она не может быть выполнена в течение одного дня, рисунок фрески расчленяют на несколько участков. Членение делают по контурам отдельных детали композиции, стремясь к тому, чтобы шов был малозаметным, сливался с линиями рисунка. Те участки, которые не удались или не успели расписать, срезаются до нижнего слоя штукатурки с тем, чтобы возобновить операцию в следующий раз.

Золочение на лаковой основе

Этот вид отделки заключается в наклеивании на поверхность очень тонких листков чистого золота, так называемого сусального, или тонких листков, приготовленных из сплава металлов, называемого поталью.

Сусальное золото хранят в книжечках, между лис­тами которых уложены 60 листочков золота размером 72Х120 мм. Поталь укладывают также в книжечки по 100 листков в каждой размером 100Х100 или 150Х150 мм.

Сусальное золото применяют для наружных и внут­ренних отделок деревянных и металлических поверх­ностей, в том числе, крестов, глав, иконостасов и киотов; поталь — только для внутренних с обязательным покрытием бесцветным лаком, предохраняющим от потемнения.

Поверхности под золочение готовят так же, как под окраску масляными составами, но выравниванию и шли­фованию поверхностей уделяют еще больше внимания, создавая безукоризненно гладкую поверхность. Метал­лические изделия тщательно очищают от пыли, раствора и коррозии и окрашивают два раза свинцовым суриком на масле. Иногда второй раз окрашивают под цвет зо­лота, при этом рекомендуется для подцветки колера применять только золотистую охру, а не крон желтый, который очень часто является причиной потемнения позолоченной поверхности вследствие почернения крона от сероводорода. Золочение производят на масляном лаке «Мордан», который высыхает «от пыли» в течением 12 ч и сохраняет отлип не менее 24 ч.

Источник

Оцените статью