Строительство стен китай города при елене глинской

Куда исчезли стены Китай-города?

Китайгородская стена — достопримечательность, которую мы никогда не увидим. Для чего её построили? Какую важную роль выполняли стены Китай-города? И почему в советские годы сооружение сначала отреставрировали, а потом демонтировали? Об этом и не только расскажу сегодня.

Зачем построили?

Попытки оградить Москву от набегов неприятелей с помощью вала и рва предпринимались ещё в конце 14 века во времена правления Василия III. Но полноценные работы смогли начать лишь в 1534 году. Большую роль в этом процессе сыграла Елена Глинская (мать Ивана Грозного). Она с помощью налогов для знати собрала необходимые средства. Причём приличную сумму царица-регентша внесла и сама.

Предшественницу Китайгородской стены возвели уже в 1535 году. Это был глубокий ров, за которым находился частокол. Однако такое сооружение даже по тем временам сложно было считать надёжным. Поэтому решили заложить каменную крепость.

Работы возглавил итальянский зодчий Петрок Малой Фрязин (настоящее имя — Пьетро Франческо де Аннибале). Просто после переезда в Россию архитектор женился и принял православие. Строительство стены закончили в 1538 году.

Почему «Китай-город»?

Многие учёных до сих пор спорят о смысле названия. По одной версии, «китами» на руси именовали плетёный частокол. По другой — «китай» в переводе с монгольского «средний город», а с тюркского языка — «стена». Есть гипотеза, согласно которой название произошло от итальянского слова «citta», что означает «город».

Читайте также:  Плиточный клей для керамогранита 600х600 для стен

Интересно, что крепость не всегда называли Китай-городом. Например, английский мореплаватель Ричард Ченслор во время своего визита в Москву именовал сооружение «нижним городом». А некоторые иностранные путешественники употребляли название «красная стена». В итоге, версий происхождения наименования достаточно много.

Точно можно сказать лишь одно. С китайцами оно никак не связано. Хотя некоторые учёные и здесь уловили что-то общее. Например, есть точка зрения, что «Китаем» на Руси называли рынок, где продавали ткани. Их в народе именовали «китайками», так как у нашей страны были давние связи с Поднебесной. Считалось, что любая иностранная ткань обязательно оттуда. Но это всё сомнительно, конечно.

Военная мощь

Длина Китайгородской стены составила 2567 метров. Количество ворот менялось в зависимости от времени. Чем старше становилось сооружение, тем больше входов и выходов появлялось. С военной точки зрения, крепость являлась более мощной, чем Кремль.

Она была способна выдержать артиллерийский огонь противника. Его же могли применять уже наши войска при обороне. Поэтому высота стен была не такой большой, 6-8 метров при ширине 6,5. Это, кстати, позволяло проехать по боевой верхней площадке на паре лошадей. Если говорить кратко, то для своего времени сооружение было очень продвинутым и функциональным.

Несмотря на это, реально Китайгородская стена пригодилась всего лишь дважды. В 1571 году, когда её штурмовали крымские татары. А также в Смутное время 1612 года. Тогда ополченцы брали Китай-город, защищаемый поляками.

История стены

Облик Китайгородской стены менялся несколько раз. При царевне Софье и в начале 20 века сооружение побелили. За многовековую историю под стеной отдавались в хозяйственное пользование погреба. Начиная с 18 столетия, в башнях делали лавки, а также пристраивали к стене конюшни, сараи, цирюльни и харчевни.

Источник

Можно ли было сохранить стены Китай-города? Показываю наглядно. #141

Стены Китай-города – практически полностью исчезнувшее многовековое укрепление Москвы. Их строила еще в начале XVI века мама Ивана Грозного Елина Глинская. Возводились Китайгородские стены по проекту итальянского архитектора Петрока Малого. Стена крепости были не такими высокими, как стены Кремля, но очень толстыми – 4 метра!

Могучее укрепление простояло в Москве 400 лет! Не раз их намеревались снести, но всегда защитники стен побеждали. В 1920-х годах была проведена крупнейшая реставрация в истории Китай-города. В таком идеальном состоянии стены никогда не были. Но в 1930-х их снесли для расширения движения!

Сегодня на примере участка у Лубянской площади и Театрального проезда мы посмотрим, возможно ли было сохранить стену или снос был действительно необходим?

Сперва отправимся в Малый Черкасский переулок.

Пример Малого Черкасского переулка очень показателен. Сейчас тут организованы две автомобильные полосы для движения. Как видно по снимку 1930-го года, они бы легко уместились и в проломные ворота древней стены. Для пешеходов были прорублены дополнительно две арки.

Фактически, в этом месте стена не мешала. Альтернатива вместо полного сноса была: прорубить более широкие проездные арки в местах, где это действительно нужно.

Теперь посмотрим на застройку вдоль Новой Площади от угла Театрального проезда.

Если мы мысленно наложим с вами старый кадр на новый, то получится, что стена Китай-города шла бы по краю нынешнего тротуара. То есть проезжую часть они никоим образом не занимала. Правда в советские годы дорога здесь подходила почти вплотную к зданиям. Зачем было делать такую широкую дорогу, на которой бы и самолет сел? Вопрос.

К тому же за стеной была еще отдельная внутриквартальная улица, где спокойно разъехались бы два потока движения машин. Сейчас на месте этой дороги тротуар.

Давайте сравним это место до сноса и после.

Источник

Китайгородская стена: от возрождения к забвению

Китайгородская стена — редчайший по красоте памятник крепостного зодчества, которым по праву гордилась бы любая столица Европы, если бы он уцелел до наших дней.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) – русский советский живописец, реставратор, искусствовед

Многим москвичам доподлинно известны два факта о Китайгородской стене. Первый, что строительство Китайгородской стены началось в далёком 1535 году, как оборонительное сооружение для московского посада. Второй, что её практически полностью уничтожили в 1934 году для нужд Метростроя.

Фото © Cергей Авдуевский / Москва меняется

Но был в истории Китайгородской стены ещё один интересный этап — реконструкция в 1925-1927 годах. Об этом мы и постараемся более подробным образом рассказать.

НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА СТЕНЫ

Строительством, в течение трех лет (1535-1538), по указу Елены Глинской (матери Ивана Грозного) занимался итальянский инженер Петрок Малый Фрязин. Предполагалось, что мощные стены смогут уберечь жителей посада от набегов крымского хана Мехмеда Гирея. Изначально, до указа о строительстве кирпичной стены, укрепление состояло из бревенчатых кольев и глубокого рва перед ними.

Графическая реконструкция Китайгородской стены по состоянию на начало XVIII века, выполненная художником В.А. Рябовым. Стрелка указывает на Птичью башню.

По сообщению «Пискарёвского летописца»: «Майя в 16 день князь Великий Иван Васильевич всея Руси и его Мати Елена повелели град камен ставити Китай».

Длина нового оборонительного укрепления составила 2567 метров, ширина — 4 метра, высота — свыше 6 метров. По одной из версий, название Китай-город пошло от слова «китá», что означало связанные между собой прутья или жерди, которые применяли для защитных укреплений. Т.е. город был окружён «китой», отсюда и пошло название «Китай-город» (никак не связанным с китайцами:).

Птичья башня за «Метрополем» — единственный фрагмент стены времен Ивана Грозного . Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Во время Северной войны Пётр I (в 1708-1709 годах) приказал укрепить стену Китай-города. Окончательно своё оборонительное значение стена утратила в конце XVIII века. К концу следующего века стена настолько обветшала, что её признали аварийной.

План городской части из «Атласа столичного города Москвы», 1852–1853 годы

После революции 1917 года стена продолжила разрушаться. Благодаря архитектору-реставратору Петру Барановскому и зодчему Николаю Морковникову небольшой участок стены удалось отреставрировать, и избавиться от пристроенных амбаров и складских помещений.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕД СНОСОМ

Масштабная реконструкция Китайгородской стены началась в 1925 году. Реставрационными работами, в 1925-1926 гг руководил архитектор Николай Дмитриевич Виноградов. В ходе реставрации стена была очищена от наслоений и различных амбаров, кладовок и пристроек. Некоторые даже умудрялись устроить себе жильё в башнях.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

«С утра прямо проехал к работам на Старой площади, где прошелся по стене у Варварских ворот и констатировал размыв вчерашним ливнем стены у самых ворот. В момент осмотра на этом участке рабочие убирали мусор. Потом прошел по работам, где нашел скверно сложенную стену с получившейся западиной. Прошел по стене этого участка. Вчерашний ливень не прошел бесследно и здесь. Распорядился отправить рабочих заложить башню, т.е. лазейку в башне Космодамианской, где оборванцы устроили жилье. Рабочие мне рассказывали, что в момент работ там находилось 18 человек жителей, по преимуществу женщин, конечно, оставшихся очень недовольными и угрожавшими пробить стену в других местах», — запись из дневника Николая Дмитриевича Виноградова от 14 июля 1925 года.

После основательной расчистки стена предстала в первозданном виде. Под современные транспортные нужды были пробиты ворота для автомобилистов и трамваев.

Николь­ский тупик с проломной калиткой, 1920-е. Из архива Н.Д. Виноградова

Сами ворота именовались по названиям китайгородских улиц — Ильинские, Варварские, Воскресенские (они же Иверские), Никольские или Владимирские (по названию церкви), Водяные и Козьмодемьянские ворота. Всего стена насчитывала 14 башен, проездных и глухих

Известный реставратор Игорь Грабарь, который также занимался восстановлением Китайгородской стены в 1925 году, писал:

«Во многих местах стена кажется бесследно исчезнувшей и для открытия ее нужно производить настоящие раскопки, а кое-где она и действительно срыта до основания и на ее месте воздвигнуты новые сооружения. Жители соседних домов развели здесь яблони и рябины и завели настоящее огородничество, от которого стены приходят в полное разрушение».

Интересен тот факт, что в начале XX века в Круглой башне (ныне новодел, в которой находится ресторан на Театральной площади) располагался «Музей птицеводства» Российского общества сельскохозяйственного птицеводства.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

НИКОМУ НЕ НУЖНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ХЛАМ

Журнал «Строительство Москвы» в 1934 году писал, что стена «обратилась, по меньшей мере, в никому не нужный археологический хлам, не имеющий даже ценности исторического памятника, примера оборонительной техники того времени». В том же году в Москве провели субботник: участок Китайгородской стены от Ильинки до площади Ногина (сейчас Славянской площади) был полностью разобран для нужд метростроя.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В том же году стену, как пережиток прошлого и ветхого, удалось разобрать практически полностью. Был уничтожен наиболее живописный (и самый ценный) участок от Варварских ворот до Третьяковского проезда. При сносе были найдены подземные ходы и камеры, клады, монеты и одежда XVII века.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1966 году, чтобы открылся прекрасный вид на гостиницу «Зарядье» решено было снести участок стены и на Москворецкой набережной. Спустя два года историки вспомнили, что Китайгородская стена является древнейшим памятником архитектурного зодчества, и решили воссоздать её часть (1968-1973) в Китайгородском проезде.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В подземном переходе на станции «Китай-Город» обнаружили древнее белокаменное основание Варварской башни, которое можно увидеть и по сей день.

Варварская башня Китай-города, конец 1920-х. Из архива Н.Д. Виноградова

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСТОРИИ

В 1995 году в Москве были восстановлены Воскресенские ворота с Иверской часовней. Утраченные святыни удалось восстановить с большой точностью, благодаря сохранившимся архивным документам. Стоит отметить, что тогда же воссоздали и Круглую башню с проломными воротами на Никольскую. Однако формы у нынешней башни, в которой располагается ресторан «Бургомистр» совсем не те, что были раньше.

В 2016 году, при строительстве парка «Зарядье», было решено отреставрировать участок стены в Китайгородском проезде и сделать его с крышей. Протяженность этого участка составляет 154 метра, а ширина — около пяти метров.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Птичью башню и участок Китайгородской стены в Театральном проезде в этом году планируют отреставрировать.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Текст © Антон Волошин / Москва меняется

Источник

Оцените статью