Студийные мониторы у стены

Ставим мониторы правильно

На конечный результат аудиозаписи влияют множество факторов, среди которых и уровень оборудования, и работа музыкантов/звукорежиссера, и акустическое устройство помещения, и конечно же, правильное расположение студийных мониторов, о чем мы и поговорим в данной статье.

Научиться извлекать наибольшую выгоду от правильно организованного акустического пространства и грамотно расставлять студийные мониторы очень просто. Есть множество советов и рекомендаций по формированию идеального звукового пространства в помещении, но ориентироваться исключительно на них не стоит. Очень многое зависит от параметров вашей комнаты, самого оборудования и стиля записываемой музыки, поэтому используйте свой слух как основной инструмент настройки и не бойтесь экспериментировать. Располагать мониторы необходимо относительно рабочего места, стен и пола.

Перестановка – это то, с чего следует начинать, но помнить о главном. Выбирайте мониторы относительно площади помещения. В студию до 20 м 2 следует ставить мониторы с размером динамика не больше шести-семи дюймов, т.к. такая площадь считается небольшой. Если комната меньше 10 м 2 , то категорически запрещается устанавливать восьмидюймовые динамики. Это связано с тем, что в замкнутом помещении звуковая волна имеет свойство отражаться от стен, создавая тем самым фронт давления, удерживающий ее в одной точке. Такое свойство называют стоячей волной. Попадая в стоячую волну, человек ощущает объемный гул и раздражающее биение баса, что мешает ему правильно определить соотношение мощности и продолжительности низких частот в сводимом треке. Примечательно, что за пределами сконцентрированной звуковой волны баса мы почти не ощущаем.

Читайте также:  Как правильно замесить раствор для штукатурки стен с цементом дома

1. Расстояние от монитора до стены

Оптимальное расстояние от монитора до стены – 50 см и более. К сожалению, данное значение не всегда удается достичь в небольшой студии, поэтому старайтесь отодвинуть колонки хотя бы на 20-30 сантиметров, это предостережет вас от нежелательных искажений звука. Запомните, чем дальше от стены, тем лучше. К тому же, у вас будет свободный доступ к задней панели студийного монитора.

Также, имейте ввиду, углы способствуют дополнительному отражению звуковой волны, искажая тем самым звучание композиции. Углов стараемся избегать.

2. Ставить горизонтально или же вертикально?

Изучаем инструкции к нашим мониторам. Обычно, производитель указывает на приоритетное положение своих моделей, заранее все протестировав в своих звуковых лабораториях, но не бойтесь экспериментировать, возможно, вы найдете свое идеальное звучание.

Главное, при установке мониторов, следует помнить о правиле зеркальности. Если ставим вертикально, то твитер должен быть сверху, а вуфер снизу. При установке горизонтально вуфер располагаем внутрь, ближе к друг другу по направлению в центр, а твитер наружу, в разные стороны.

3. Золотой треугольник

При правильном расположении два монитора и ваша голова должны образовывать равносторонний треугольник. Старайтесь более точно измерять расстояние, оно должно быть одинаковым между мониторами, а также между каждым монитором и вашей головой. Таким образом вы получите самую точную картину звучания трека.

4. Мониторы на уровне головы

По правилам, твитер монитора должен находиться на одном уровне с вашими ушами. Такое правило отражает законы физики – звуковая волна на высокой частоте весьма сфокусирована и распространяется в узком направлении, в сторону направления динамика.

Основываясь на правиле треугольника, направляйте твитеры прямо на ваши уши. Так вы сможете максимально точно определить качество звучания верхнечастотной волны. Если по каким-то причинам у вас нет возможности опустить динамик ниже, к уровню ваших ушей, просто переверните их так, чтобы низкочастотный динамик был сверху.

5. Симметричность

Симметрия должна быть во всем:

— Мониторы относительно друг друга;

— Мониторы относительно вашей головы;

— И конечно же, относительно стен.

Определяем оптимальное расстояние от боковой стены до колонок – чем дальше, тем лучше, но не больше, чем до задней стены. Желательно ставить мониторы вдоль длинных стен, избегать углов и не располагать в самом центре комнаты. Соблюдая все эти действия на выходе, мы получаем максимально сбалансированное звучание низких частот, их точность и чистоту.

6. Регулируйте частотное усиление

Студийные мониторы являются профессиональным оборудованием и предназначены для больших студий, однако, чаще всего используются в маленьких, не предназначенных для этого, помещениях. Для возможности использования оборудования в небольших комнатах, производители устанавливают на корпус монитора специальные регуляторы, которые позволяют изменять показатели усиления частот. Чаще только верхние и нижние частоты, реже добавляют регулировку средних частот.

Если колонки стоят близко к стене, они проецируют очень много баса за счет дополнительных отражений низкочастотных волн от близстоящих стен. Чтобы исправить такую насыщенность, обращаемся к соответствующим регуляторам на корпусе монитора. Необходимо уменьшить значение усиления низкой частоты, как правило, оно обозначается в децибелах. Пробуйте и регулируйте, пока не найдете идеальное и сбалансированное звучание. В данном случае, правило симметричности не действует, на одном мониторе может быть значение 0 децибел, на другом -2 децибела, если того требуют особенности вашего помещения.

7. Звукопоглощение

В данном пункте речь пойдет о том, на чем стоят мониторы. Это может быть стол, специальная подставка или напольная стойка. В том или ином случае звуковые волны распределяются по той поверхности, на которой стоит оборудование. Твердое основание передает вибрацию и гул от вуферов, из-за чего звучание становится грязным и рассеянным.

Идеальным решение проблемы с жесткой поверхностью является специальная изоляционная, поглощающая звук, панель. Она обладает амортизирующими свойствами и устанавливается между студийным монитором и поверхностью, на которой он стоит. Благодаря данным панелям мониторы можно поставить даже на стол, в любое подходящее место, тем более, стоят они совсем недорого.

Подведя итог, мы понимаем, что ориентироваться необходимо прежде всего на ваш слух. Пробуйте, экспериментируйте, находите идеальное звучание и наслаждайтесь!

Источник

Студийные мониторы у стены

О том, как улучшить звукоизоляцию в домашней студии, мы писали в одной из предыдущих статей. В этой статье мы дадим вам 7 практических рекомендаций по размещению студийных мониторов.

Тем не менее примите к сведению, что даже специально построенная профессиональная студия не обязательно будет отвечать всем перечисленным рекомендациям. Потому не расстраивайтесь, если какие-либо из пунктов окажутся невозможными в вашем помещении. Сосредоточьтесь на реализации оставшихся пунктов.

1. Создайте равносторонний треугольник между головой и динамиками

Это самое важное правило и проще всего реализуемое. Для всех студийных мониторов существует небольшая область, где ваша голова должна быть для лучшего тонального баланса.

Создав равносторонний треугольник между вашей головой и динамиками, вы окажетесь в зоне наилучшего восприятия. Другими словами, расстояние между динамиками будет таким же, как расстояние между вашей головой и каждым громкоговорителем. Чем дальше находятся динамики друг от друга, тем дальше вы будете сидеть. Голова, соответственно, должна быть на уровне громкоговорителя.

2. Проверьте углы расположения мониторов

Неправильный угол приводит к размытию стереополя. Это главная причина выпадения инструмента из микса. Правильный угол определяется на вкус. Главное, чтоб звук из мониторов не фокусировался перед вашей головой, и не слишком далеко за ней. Мы советуем испробовать от 10 до 60 сантиметров.

Самый популярный вариант – это 60 градусов от передней стены. При расстоянии между громкоговорителями в 1,7 метра, звук с мониторов фокусируется около 10 см позади головы. Такая расстановка считается оптимальной, но ориентируйтесь на реалии вашей комнаты.

3. Найдите оптимальное расстояние от мониторов до стены

Есть общее заблуждение, что динамики должны быть как можно дальше от стены. Отражение от стены за мониторами вызывает гребенчатую фильтрацию и приводит к исчезновению некоторых частот.

Расположение динамиков, расположенных близко к стене, приведет к небольшому нарастанию баса. Если у мониторов есть элемент управления, который позволяет уменьшить нижний предел, используйте эту функцию.

Ознакомьтесь с руководством пользователя относительно минимального расстояния между громкоговорителями и стеной. Вероятно, это будет меньше 30 см.

4. Не размещайте мониторы в центре комнаты

Избегайте размещения стула и, следовательно, ушей, ровно по центру между стенами спереди и сзади. Если вы это сделаете, вы потеряете бас. Это плохо, ведь в низком спектре возникает большинство проблем. Миксы могут казаться грязными и запирающими внизу.

Это также относится к расстоянию между полом и потолком. Отрегулируйте высоту стула так, чтобы ваши уши не располагались ровно в центре.

Единственным исключением из этого правила является ширина комнаты. Лучше всего располагать ровно между левой и правой боковыми стенками, чтобы получить точное стереоизображение.

5. Расстояние до боковых стенок и передней стены не должно быть равным

Это относится к положению ваших динамиков. Например, если между динамиком монитора и стенкой за динамиком имеется зазор 30 см, не должно быть зазора 30 см между стороной динамика и боковой стенкой.

Если расстояния равны, нарастание стоячих волн вызовет случайные пики в нижних частотах.

6. В большой комнате используйте самую длинную стену

Это правило распространяется только на большие комнаты, где можно расположить динамики и стул вдоль самой длинной стены, не находясь посередине между передней и задней стенками.

Преимущество позиционирования вдоль самой длинной стены в большой комнате состоит в том, что первые отражения от боковых стенок уменьшаются в объеме, так как они должны двигаться дальше.

7. Не ставьте мониторы непосредственно на стол, за которым работаете

Мониторы, которые стоят на компьютерном столе, без использования какой-либо изоляции, вызывают низкочастотные вычитания. Звук распространяется по столу, полу и стулу, и достигает ушей быстрее, чем прямой звук из мониторов, который попадает в уши через воздух. Это может вызвать изменение частот и общее размытие звука.

Если необходимо установить мониторы на столе, используйте специальные изолирующие подставки. Оптимальным есть вариант с установкой мониторов на стойки за краем стола. На стойках тоже должна быть звукоизоляция.

Подводя итоги, можем сказать, что не обязательно проблемой плохих миксов есть недорогое оборудование или низкий уровень микширования. Очень много саунд продюсеров, чью музыку вы ежедневно слышите на радио, сочиняют и сводят «на коленке». Конечно же, для этого нужен большой опыт сведения на соответствующем оборудовании и постоянное сравнение с референсными треками.

В этой статье мы скорее рассмотрели, как максимально использовать потенциал вашего оборудования, какой бы не была его цена.

После следования этим рекомендациям, уровень ваших миксов обязательно вырастет. Потому с нетерпением ждем ваши лучшие композиции у нас на портале. Донесите вашу музыку в уши посетителей более 2,5 тысяч заведений-клиентов ExpertMusic.

Плодотворной работы и качественных результатов,
Команда ExpertMusic.

Источник

Как правильно расположить студийные мониторы. Советы начинающим

Если вы хотите самостоятельно доводить до ума свои треки, не тратя кучу денег на услуги звукорежиссеров, то вам необходим минимальный набор оборудования: качественный аудиоинтерфейс и студийные мониторы.

Купить хороший аппарат недостаточно. Колонки еще нужно правильно расставить, чтобы избежать фазовых искажений при передаче сигнала. Ниже представлены семь простых правил, которые помогут вашему оборудованию лучше справляться со своей задачей.

1. Подберите правильное расстояние до стены

Первое с чего нужно начать – это определить расстояние до стены. Нельзя располагать мониторы в углу помещения и впритык к стене. Так вы получите ненужные резонансы и перекос в частотах: бас будет слышаться намного громче, чем он был записан, а нижняя середина, наоборот, пропадет из микса.

Минимальное расстояние до стены – 5 см. Оптимальное – в пределах 1 м. Идеальное – высчитывается исходя из размеров комнаты и составляет около 30-40% ее длины.

Нельзя ставить громкоговорители в центр комнаты, так вы получите слишком много эха. Также мониторы с задним фазоинвертором не рекомендуется ставить ближе 1 м от стены.

Расположите свое рабочее место возле короткой стены комнаты, чтобы избежать звуковых отражений от стены за спиной.

2. Рассчитайте расстояние до звукоинженера

Мониторы должны быть направлены в голову звукоинженера, то есть стоять под углом к плоскости стены. Угол определяется каждым звукоинженером по своему усмотрению. Новичкам лучше начать с самого популярного варианта, в котором две колонки и звукоинженер образуют равносторонний треугольник, углы которого составляют 60 градусов.

В этом случае рассчитать расстояние до звукорежиссера вам поможет элементарная математика:

Формула расчета расстояния от мониторов до звукоинженера

где l – искомое расстояние до звукорежиссера, a – расстояние между двумя колонками.

Однако эту формулу нельзя считать единственно верной. Вы можете сесть немного ближе или дальше. Вам в любом случае придется ориентироваться на размеры своей комнаты и, самое главное, собственный слух и вкус.

3. Обязательно соблюдайте симметрию

Вы можете расположить динамики в 10 см от стен и сесть на расстоянии 1,5 м, но вы обязательно должны соблюдать симметрию. Это самое главное правило. Гудящий бас или выпирающую середину можно объяснить музыкальным вкусом или требованиями жанра, но ничем нельзя оправдать перекос в панораме вашего трека.

Симметрия касается не только расположения громкоговорителей относительно звукоинженера. Старайтесь сделать так, чтобы расстояния от каждого монитора до ближайшей стены были одинаковыми.

Следите за тем, чтобы расстояние от передней стены до мониторов не равнялось расстоянию от мониторов до боковых стен. Иначе вы получите стоячие волны и случайные пики в басах.

4. Правильное размещение по высоте

Высота размещения мониторов определяется путем экспериментов. Со временем вы научитесь отстраивать высоту в соответствии со своими особенностями слуха. Если же вы только начинаете путь звукоинженера, то воспользуйтесь следующей подсказкой:

  • Если у вас двухполосные мониторы, то ваши уши должны располагаться примерно посередине между динамиками низких и высоких частот.
  • Если у вас трехполосные мониторы, то ваши уши должны располагаться примерно посередине между динамиками средних и высоких частот.

При таком расположении фазовые искажения минимальны.

5. Как лучше разместить мониторы. Горизонтально или вертикально?

Некоторые звукоинженеры предпочитают класть мониторы на бок, чтобы динамики располагались на одной линии. Но если вы не имеете за плечами опыта сведения полутора десятков музыкальных альбомов, то ставьте мониторы вертикально. В конце концов, это их базовая конструкция.

Если вы все же решили начать с экспериментов, то положите колонки так, чтобы басовые динамики оказались внутри.

6. Не ставьте мониторы на стол

Не рекомендуется ставить мониторы прямо на стол. Во-первых, так вы не сможете правильно выставить высоту. А, во-вторых, из-за отражений от стола и его потенциальной вибрации может произойти замыливание звука и потеря частот.

В идеале оборудование должно располагаться за столом на специальных стойках. Если у вас их нет, то в любом случае используйте изолирующие подставки.

7. Акустическая обработка помещения

Итак, допустим вы решили задачу о расположении мониторов в своей комнате. Следующим шагом станет акустическая подготовка помещения. Идеальная схема представлена ниже.

На первых порах можно все сделать немного проще. Если вы только начинаете, то, в первую очередь, позаботьтесь о приобретении басовых ловушек (необязательно на всю высоту стены) и 3-4 листов акустического поролона. Вам придется определить, в каких точках появляются резонансы и разместить там панели. Впоследствии вместе с опытом к вам придет понимание того, что еще нужно будет сделать со своей комнатой, чтобы звук вашего трека был максимально честным и прозрачным.

Схема акустической отделки контрольной комнаты

Источник

Оцените статью