Фундаменты
Судовой фундамент – это специальная корпусная конструкция, жёстко связанная с набором судна, к которой крепится основное и вспомогательное оборудование.
1 — кницы (с полками); 2 — флор; 3 — днищевой стрингер; 4 — вертикальный киль; 5 — поперечные бракеты; 6 — продольные балки; 7 — опорные горизонтальные полосы; 8 — фундамент вспомогательного двигателя; 9 — анкерная связь; 10 — стопор котла; 11 — седельная опора.
Рисунок 7. Фундаменты: а — фундамент главного двигателя на настиле второго дна; b — фундамент главного двигателя на одинарном дне; с — фундамент для цилиндрического огнетрубного котла; d — фундамент для водотрубного котла; е — фундамент для компрессора.
Любая конструкция судового фундамента состоит из трёх основных узлов: опорной поверхности, главных связей и ребер жёсткости.
Назначение фундамента – служить надёжным основанием и обеспечивать нормальную эксплуатацию установленного на нём оборудования.
К фундаментам предъявляют следующие требования: устойчивость и прочность: отсутствие чрезмерных деформаций от установленного на них оборудования; исключение сильной вибрации, которая неблагоприятно действует на работу машин и механизмов; рассредоточение нагрузки от механизмов на такое количество связей, которое исключило бы возникновение местных деформаций [6].
При проектировании и изготовлении фундаментов, прежде всего, учитывают технологичность их конструкции. Под технологичностью понимают свойство конструкции, позволяющее производить монтаж по заданным техническим требованиям с наименьшими затратами труда, времени и средств. Конструкцию и форму фундамента определяют технической характеристикой монтируемого оборудования, массой, габаритами, назначением и его расположением в соответствии с набором корпуса судна.
Фундамент должен представлять собой законченную самостоятельную корпусную конструкцию узла или секций судна.
При проектировании фундаментов следуют соблюдать следующие условия:
— использовать набор перекрытия судна для конструкции фундаментов или совмещать конструкции фундамента с набором судна;
— тщательно ознакомится с механизмом, его работой, особенностями его обслуживания, с конструкцией его крепления (расположения опорных лап);
— ознакомиться с прототипами аналогичных конструкций на существующих судах в соответствии с требованиями и нормами Регистра.
Основным материалом для фундаментов служит тот же материал, что и для конструкций корпуса судна. Фундамент должен быть облегченным и обеспечивать доступ к любому месту опорной поверхности, что достигается устройством вырезов в стенках. При этом высота выреза не должна превышать 40% высоты стенки. Все сварные швы фундаментов и подкреплений, кроме монтажных, выполняют полуавтоматической сваркой в среде углекислого газа, а монтажные швы в открытых помещениях полуавтоматом [6].
Рисунок 8. Фундаменты под дизель-генераторы фирмы «Caterpillar»
При изготовлении фундамента внимательно относятся к техническим требованиям. Проводят контроль изготовления, как отдельных его деталей, так и всей конструкции в целом. После сварки и проверки фундамента до постановки на место опорных планок – платиков с помощью линейки и щупа проверяют неплоскостность поверхности его планок – платиков к фундаменту.
Уклон полок фундамента проверяют уровнем и линейкой. При помощи двухконтактного прибора проверяют толщину опорных листов фундамента после их обработки.
Плотность сопряжения опорной лапы механизма, компенсирующего звена и опорной поверхности фундамента проверяют щупом. Свисание лапы устанавливаемого оборудования допускается с наружной стороны не более 5 мм. Плотность сопряжения гаек и головок фундаментных болтов с лапами устанавливаемого оборудования и полками фундамента при обжатых болтах проверяют щупом, причём щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить под гайку и головку болта. Головка болта не должна выступать за кромки лапы механизма или фундамента. Не допускается превышение выступающий части стержня болта над гайкой более трёх ниток резьбы или превышения гайки над резьбой болта. Фундаментные болты заводят со стороны фундамента.
Источник
Судовой фундамент под компрессор
Масса установленных в машинном отделении механизмов и инерционные усилия на корпусные конструкции (переборки, борта, днище и палубы) воспринимаются судовыми фундаментами, которые должны обладать необходимой жесткостью.
Конструкции фундаментов зависят от массы, габаритов и характера работы механизма, а также от места установки и системы набора корпуса.
В каждом фундаменте можно выделить три основных элемента: продольные составные балки, служащие опорами для фундаментных рам дизелей или лап устанавливаемого на фундамент механизма; поперечные перевязывающие бракеты; подкрепляющие вертикальные ребра или кницы. В зависимости от конструкции картера дизеля применяется несколько вариантов установки главного двигателя на фундамент судна.
Если фундамент расположен на настиле двойного дна, то в плоскости фундаментных балок устанавливают дополнительные днищевые стрингеры, которые доводят до ближайших поперечных переборок. Если дизель устанавливают непосредственно на настил двойного дна, то продольные балки фундамента устанавливают в днищевом наборе, а горизонтальные опорные поверхности вваривают в настил двойного дна (как правило, это плиты толщиной до 50 мм). Иногда для размещения картера дизеля необходимо местное углубление. Но во всех этих случаях под верхней опорной поверхностью фундамента устанавливают продольные балки с одинарной или двойной стенкой в зависимости от конструкции фундаментной рамы дизеля и расположения крепежных болтов.
Фундамент упорного подшипника выполняется как одно целое с фундаментом главного двигателя или как отдельная конструкция. В последнем случае под ним устанавливают специальные подкрепления в виде дополнительных продольных балок и бракет, которые воспринимают усилия, передаваемые подшипнику гребным валом.
Малогабаритные механизмы и оборудование могут устанавливаться непосредственно на платформах или настиле второго дна на наварышах. Паровые котлы устанавливают на фундаментах так, чтобы их сварные соединения не располагались на опорах. Для предотвращения смещений предусматривают соответствующие упоры и штормовые крепления с учетом тепловых деформаций корпуса котла.
Возможна установка механизмов и другого оборудования на наружной обшивке, водонепроницаемых переборках, стенках туннеля валопровода, стенках цистерн жидкого топлива или масла при условии крепления их к ребрам жесткости или на кронштейнах, приваренных к обшивке в районе ребер жесткости.
Главного двигателя и их передачи, упорные подшипники валопроводов крепятся к судовым фундаментам плотно пригнанными (призонными) болтами. Вместо болтов могут применяться специальные упоры. Призонные болты при необходимости применяют также для крепления ВМ к фундаментам. Болты, крепящие главного двигателя и ВМ, подшипники валопровода к судовым фундаментам, а также болты, соединяющие части валопровода, надежно застопориваются для предотвращения самопроизвольного ослабления. Механизмы с горизонтальным расположением вала устанавливаются параллельно диаметральной плоскости судна.
Различают следующие виды соединений механизмов с фундаментами:
— соединение механического оборудования непосредственно с фундаментами (рис. 2.11);
— при помощи пригоняемых по месту компенсирующих звеньев (рис. 2.12);
— с помощью выравнивающих компенсирующих звеньев (рис. 2.13);
— путем компенсации неточностей сопряжения формируемыми подкладками из полимерных материалов (рис. 2.14);
— при помощи звеньев композитной конструкции (рис. 2.15).
Источник
Фундаменты
Фундаменты служат для размещения и крепления машин, котлов, различных установок и устройств и т. д.. Все это оборудование воздействует на фундаменты собственным весом и инерционными силами, возникающими при продольной и поперечной качке судна, а также неуравновешенными усилиями, создающимися при работе механизмов. Фундамент воспринимает эти усилия и передает их на связи корпуса судна. Фундамент дизеля — фундамент главного двигателя — состоит из двух непрерывных продольных балок, которые постепенно переходят в настил второго дна. На верхние кромки продольных балок приварены так называемые опорные горизонтальные полосы, на которые с помощью пригоночных деталей установлен фундамент двигателя и которые связаны друг с другом винтовыми болтами. Продольные балки фундамента и опорные полосы подкреплены на каждом флоре поперечными бра-кетами с поясками между продольными фундаментными балками и кницами на наружных сторонах. Днищевые связи и настил второго дна в районе фундамента машин усилены; под продольными балками фундаментов в большинстве случаев расположены дополнительные стрингеры. На небольших судах с одинарным дном фундамент для главного двигателя, как правило, не устанавливают. Двигатель крепится к опорным листам высоких флоров, форма которых соответствует форме поддона картера.
Фундамент упорного подшипника, который должен воспринимать аксиальный упор гребного винта, тоже прочно соединен с днищем судна. Если упорный подшипник не образует с фундаментом главного двигателя единый узел, то в соответствии с возникающими усилиями упора под упорным подшипником устанавливают дополнительные стрингеры и бракеты. Фундаменты под котлы разделяют на фундаменты под цилиндрические огнетрубные и водотрубные котлы. Водотрубные котлы по конструкции и по форме очень разнообразны, в соответствии с этим их фундаменты также могут иметь самую различную форму. Фундаменты под цилиндрические огнетрубные котлы состоят из двух седлообразных балок, которые подогнаны к форме котла. В продольном направлении они связаны двумя продольными балками с полками. Чтобы предотвратить смещение котла в продольном направлении, на концах котлов установлены стопорные опоры. Анкерные связи на каждой стороне предотвращают скатывание котла с фундамента при бортовой качке. Вспомогательные механизмы, такие как генераторы, тяжелые насосы, компрессоры, также имеют фундаменты, которые отличаются от фундаментов главного двигателя в основном меньшими размерами и более слабой конструкцией, а также формой, которая соответствует станинам этих механизмов.
Фундаменты:
а — фундамент главного двигателя на настиле второго дна; b — фундамент главного двигателя на одинарном дне; с — фундамент для цилиндрического огнетрубного котла; d — фундамент для водотрубного котла; е — фундамент для компрессора
1 — кницы (с полками); 2 — флор; 3 — днищевой стрингер; 4 — вертикальный киль; 5 — поперечные бракеты; 6 — продольные балки; 7 — опорные горизонтальные полосы; 8 — фундамент вспомогательного двигателя; 9 — анкерная связь; 10 — стопор котла; 11 — седельная опора
Источник
НПП Ковинт
Сайт о компрессорном оборудовании для промышленного применения
Фундамент для компрессоров
Практически в каждом проекте сталкиваюсь с вопросом:
«Требуется ли специальный фундамент для монтажа современного винтового или поршневого компрессора?»
В последние несколько лет нам пришлось изучить довольно много нормативной документации. Но ни где мы не нашли четкой формулировки и объяснения, почему все компрессоры монтируются примерно так:
Фундамент поршневого компрессора
Фундамент поршневого компрессора
На семинарах заводов-изготовителей несколько раз задавал вопрос про фундамент для установки компрессора. Ответ один: специальный фундамент не требуется .
В настоящее время все современные компрессоры поставляются на собственной силовой раме. Если говорить про винтовые компрессоры, то рама либо крепится жестко к полу на анкера, либо не крепится вообще. Сам винтовой блок и электродвигатель монтируются на заводе-изготовителе на раму с использованием антивибрационных подушек. Компрессор можно устанавливать хоть на плитке.
Фундамент винтового компрессора
Если говорить про поршневые компрессоры высокого давления или мембранные компрессоры, то все оборудование монтируется на силовую раму. Рама устанавливается на пол компрессорной станции с использованием антивибрационных подушек. Подушки также крепятся на анкера к полу.
Фундамент современного поршневого компрессора
Фундамент современного поршневого компрессора
Основное условие — чтобы фундамент выдерживал статические нагрузки.
Необходимо также помнить, что компрессор все равно является источником вибрации. В связи с этим необходимо все нагнетательные трубопроводы и трубопроводы от предохранительных клапанов в компрессорах высокого давления. крепить через компенсаторы.
Вот пример подключения винтового компрессора к трубопроводу:
Гибкое соединение винтового компрессора с трубопроводом
Приведу также выдержку из ПБ 03-581-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов):
«2.13. Для уменьшения влияния вибраций, вызываемых работой компрессора, следует соблюдать следующие условия:
а) площадки между смежными фундаментами компрессоров должны быть вкладными, свободно опирающимися на фундаменты;
б) трубопроводы, присоединяемые к машине, не должны иметь жесткого крепления к конструкциям зданий; при необходимости применения таких креплений следует предусматривать соответствующие компенсирующие устройства;
в) трубопроводы, соединяющие цилиндры компрессора с оборудованием (буферные емкости, промежуточные холодильники), должны обеспечивать компенсацию деформаций.»
Буду признателен, если кто-то подскажет, почему же раньше устанавливали такие массивные фундаменты? Оставить комментарий можно в форме ниже.
Источник