- РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
- РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
- Допускается ли использовать светодиодные светильники в образовательных организациях? — Вопросы-ответы
- Допускается ли использовать светодиодные светильники в образовательных организациях?
- Естественное освещение
- Гигиенические требования к освещению в учебных классах
- Светонесущая стена может располагаться
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
Допускается ли использовать светодиодные светильники в образовательных организациях? — Вопросы-ответы
Допускается ли использовать светодиодные светильники в образовательных организациях?
1.Допускается ли использовать светодиодные светильники в образовательных организациях?
В общеобразовательных организациях допускается применение светодиодных светильников в качестве основного освещения помещений.
Вучебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами(раздел VII СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» п. 7.2.2.).Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения (п. 7.2.3. СанПиН 2.4.2.2821-10). В учебных помещениях следует применять систему общего освещения.
2.Какие требования предъявляются к размещению светильников с люминесцентными лампами и со светодиодами?
Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03) (п. 7.2.5. СанПиН 2.4.2.2821-10).
3.Какие требования предъявляются к источникам света?
В соответствии с требованиями п. 3.1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 для общего и местного искусственного освещения следует использовать источники света с цветовой коррелированной температурой от 2400°К до 6800°К.Интенсивность ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 320-400 нм не должна превышать 0,03 *; наличие в спектре излучения длин волн менее 320 нм не допускается.
Световые приборы для общего и местного освещения, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения.Осветительные установки, независимо от используемых источников света и световых приборов, должны обеспечивать нормативные требования к общему искусственному освещению.
4.Допускается ли использование светильников со светодиодами в учреждениях дошкольного и профессионально-технического образования?
В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.Однако замена ламп накаливания на новые источники света (компактные люминесцентные лампы, светодиоды) в эксплуатируемых осветительных установках допускается при соблюдении нормативных требований к общему искусственному освещению.
Источник
Естественное освещение
Правильный световой режим в помещении, прежде всего, необходим для оптимальной функции зрительного анализатора. При недостаточном освещении нагрузка на орган зрения возрастает и создаются условия для возникновения близорукости.
Хорошее освещение оказывает положительное влияние на центральную нервную систему, улучшает функции других анализаторов, способствует бодрому настроению, повышает работоспособность. Солнечный свет, особенно его ультрафиолетовый спектр, являясь источником жизни, обеспечивает рост и развитие детского организма, повышает сопротивляемость к инфекционным и острым респираторным заболеваниям, способствует образованию в организме витаминов группы К сожалению, недостатком обычного стекла является то, что оно почти не пропускает ультрафиолетовое излучение.
Уровень естественного освещения зависит от следующих факторов: географической широты, времени года и суток, ориентации светонесущей стены по отношению к горизонту, наличия затенения противостоящими зданиями или деревьями.
В зависимости от географической широты, высоты стояния солнца, состояния облачности и степени прозрачности атмосферного воздуха интенсивность солнечного излучения колеблется.
Ориентация светонесущей стены здания должна обеспечить достаточную освещенность помещений прямыми солнечными лучами и одновременно исключить возможность избыточного перегревания помещений в жаркий период года. Так, в умеренном климате лучшей ориентацией окон в жилых комнатах является юго-восток или юг.
Большое значение имеет также и величина окон. Чем больше их размер, тем больше проникает в помещение световых лучей. Верхний край окна следует ближе располагать к потолку, что способствует более глубокому проникновению света в помещения. Освещение зависит от величины простенков между окнами, количества оконных проемов и характера переплетов на них. Ширина простенков не должна превышать полуторную ширину оконных проемов.
Глубина помещения (расстояние от стены с окнами до противоположной стены) также оказывает влияние на освещение и не должна превышать более чем в 2 раза расстояние от верхнего края окна до пола, т. е. должна быть не более 6,5 м.
Степень чистоты остекления также влияет на освещенность. Так, через грязные, запыленные стекла не проходит около 50 % световых лучей. Поверхность оконного стекла должна быть ровной, так как волнистое стекло, как и грязное, задерживает световые лучи. Занавеси на окнах могут поглощать до 40 % света.
Освещенность помещений зависит от окраски стен, потолка и мебели. Темные цвета больше поглощают световых лучей и тем самым снижают степень освещенности. Потолок должен быть окрашен белой краской, стены — светлой.
Источник
Гигиенические требования к освещению в учебных классах
26 марта 2015 14:05 | санитарный надзор
Обязательными требованиями к искусственному освещению помещений образовательных организаций изложены в пункте 7.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Согласно данному документу во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
В учебных кабинетах следует применять систему общего освещения. Она обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением — софитами, предназначенными для освещения классных досок. Рекомендуется размещать светильники выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону пространства перед доской.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателям дискомфорности (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 ед. При этом не следует использовать в одном помещении люминесцентные и лампы и лампы накаливания.
Минимальные уровни освещенности установлены для учебных кабинетов, аудиторий, лабораторий, рекреаций. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусматривать раздельное включение линий светильников. Кроме того, для наиболее рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с нормируемыми коэффициентами отражения:
Следует использовать следующие цвета красок: для потолков – белый; для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого; розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый.
Чистку осветительной арматуры светильников необходимо проводить по мере загрязнения, не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собирают в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
Управлением при проведении надзорных мероприятий проводится оценка уровня освещенности в детских учреждениях требованиям санитарного законодательства. В 2014 году проверки проведены в отношении 188 общеобразовательных учреждений. В ходе проверок в детских и подростковых учреждениях области проведено 11952 замера уровней искусственной освещенности. Удельный вес неудовлетворительных результатов замеров составил 7,8%, что связано в основном с неудовлетворительными замерами коэффициента пульсации – показателя качества искусственной освещенности в учебных помещениях. По результатам неудовлетворительных результатов выданы предписания по устранению недостатков и проведены мероприятия по улучшению освещенности в образовательных организациях.
Недостаточные уровни освещенности являются одной из причин формирования патологии органа зрения. В целом по данным результатов профилактических осмотров детского населения в организованных коллективах области в 2014 году в сравнении с 2013 годом отмечается уменьшение выявляемости детей с понижением зрения на 3,4%.
Специалистами Управления в 2014 году по результатам контрольно – надзорных мероприятий в образовательных организациях области за нарушения санитарного законодательства, в том числе за несоответствие гигиеническим нормативам искусственной освещенности составлено 963 протокола об административном правонарушении, вынесены постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафов.
Источник
Светонесущая стена может располагаться
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предъявляются требования к естественному и искусственному освещению:
Естественное освещение
Все учебные помещения должны иметь естественное освещение.
Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.
Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики — на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
— не закрашивать оконные стекла;
— не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
— очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Допускается отсутствие инсоляции (солнца) в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.
Искусственное освещение
В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения ( люминесцентные лампы и лампы накаливания).
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением — софитами, предназначенными для освещения классных досок.
Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков — белый, для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам — белый.
Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно проводится замена вышедших из строя источников света.
Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
Источник